Научная статья на тему 'Возможности междисциплинарных связей в подготовке компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями'

Возможности междисциплинарных связей в подготовке компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / JUVENILE OFFENDERS / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева З.Р.

В статье рассматриваются междисциплинарные связи как одно из условий подготовки компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями. В связи с этим анализируются научные подходы к реализации междисциплинарных связей. В соответствии с проблематикой исследования раскрываются различные виды междисциплинарных связей и их место в системе профессиональной подготовки будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева З.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN TRAINING OF COMPETENT PROFESSIONALS TO WORK WITH JUVENILE OFFENDERS

The interdisciplinary communication as one of the conditions for the preparation of a competent professional for work with juvenile offenders is considered. In connection with this the scientific approaches to the implementation of interdisciplinary connections are analyzed. In accordance with the issues of this research different types of interdisciplinary relationships and their place in the training of future lawyers are revealed.

Текст научной работы на тему «Возможности междисциплинарных связей в подготовке компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 376/378 З. Р. Танаева, зав. кафедрой Южно-Уральского

государственного университета (национального исследовательского университета) (ЮУрГУ [НИУ]), д-р пед. наук, г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

В статье рассматриваются междисциплинарные связи как одно из условий подготовки компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями. В связи с этим анализируются научные подходы к реализации междисциплинарных связей. В соответствии с проблематикой исследования раскрываются различные виды междисциплинарных связей и их место в системе профессиональной подготовки будущих юристов.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, несовершеннолетние правонарушители, преемственность.

В условиях усиления тенденции к интеграции научных и специальных знаний профессиональная подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть организованным, целенаправленным процессом обучения, обеспечивающим комплексное получение правовых и психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков, позволяющих успешно решать проблему преступности и безнадзорности несовершеннолетних. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что в настоящее время при сложившейся системе обучения будущих юристов качество подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями не в полной мере соответствует современным требованиям. Анализ рабочих учебных программ по различным дисциплинам, изучаемым в высших юридических учебных заведениях, показал, что отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются в разных дисциплинах, однако между ними нет единства, в результате чего часто происходит дублирование, а также не в полной мере учитывается специфика работы с данной категорией лиц.

Выявленные проблемы в подготовке будущих юристов к работе с несовершеннолетними заставляют нас обратиться к изучению междисциплинарных связей в качестве одного из условий подготовки компетентного специалиста для работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Существует значительное количество исследований, посвященных межпредметным связям. Основоположник педагогической науки Я. А. Коменский подчеркивал необходимость

усвоения всех знаний в их объективной взаимосвязи, указывая, что «знать что-нибудь — это значит познавать вещь в причинной связи» [1]. Психологические основы реализации междисциплинарных связей исследованы в трудах П. Я. Гальперина, Е. Н. Кабановой-Меллер, Ю. А. Самарина, Н. Ф. Талызиной и других ученых, которые видят истоки образования межпредметных связей внутри учебного предмета и считают установление таких связей необходимым педагогическим условием для формирования системы знаний обучаемых.

Различные аспекты реализации междисциплинарных связей в школьном образовании представлены в работах В. А. Далингера, М. А. Данилова, И. Д. Зверева, Ю. А. Кустова,

B. Н. Максимовой и других специалистов, в которых обоснована объективная необходимость отражения в преподавании взаимосвязей реального мира, выявлена роль междисциплинарных связей в развитии обучаемых, разработаны классификация междисциплинарных связей по различным критериям и методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин. Часть исследований посвящена междисциплинарным связям в области профессионального образования (Е. А. Глухова, Н. Н. Грачев, И. Г. Михайлова, А. Г. Мордкович, А. М. Новиков,

C. Л. Рубинштейн, Г. И. Саранцев и др.), в том числе юридического (Р. Д. Боголепов, А. Н. Бражни-кова, В. П. Лавров, Н. И. Максимов, П. Г. Пивоваров, С. Ю. Платонова и др.). Междисциплинарные связи, с точки зрения этих исследователей, обеспечивают высокий уровень подготовки выпускников, способных решать профессиональные задачи, дают достаточно полное представление

Инновационное развитие профессионального образования

об объеме материала, положительно влияют на формирование системы знаний обучаемых. Кроме этого, междисциплинарные связи рассматриваются как средство самообразования студентов, как «единое интегральное пространство вуза за счет междисциплинарного переноса знаний в процессе обучения студентов, формирующее целостное представление у будущих специалистов об их профессиональной деятельности и способствующее самостроительству личности в течение всей жизнедеятельности» [2].

Междисциплинарные связи представляют существенные возможности и для нашего исследования. Вслед за А. В. Усовой и другими специалистами мы рассматриваем междисциплинарные связи как полифункциональный феномен, выполняющий в процессе управления подготовкой обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями образовательную, развивающую и конструктивную функции. Образовательная функция позволяет преподавателю высшей школы формировать такие качества знаний обучаемых, как системность, глу -бина, осознанность, гибкость и т. д., а также способствует единству взаимосвязей различных систем знаний и умений обучаемых. Развивающая функция состоит в развитии системного и творческого мышления будущих специалистов, их познавательной активности, самостоятельности, интереса, в расширении кругозора, формировании обобщенных способов действий и преодолении предметной инертности мышления. Конструктивная функция позволяет преподавателю совершенствовать содержание предъявляемого учебного материала, методы и формы организации обучения, корректировать учебную программу с точки зрения трактовки изучаемых понятий, явлений, процессов и сроков их предъявления [3].

В современных научных исследованиях выделяются различные классификации (по формам, типам, видам и т. д.) междисциплинарных связей (И. Д. Зверев, А. И. Еремкин, В. Н. Максимова, И. И. Петрова и др.), способствующие созданию научно-практических предпосылок для реализации связей между классифицируемыми понятиями в образовательном процессе высшей школы. Так, междисциплинарные связи по составу показывают, какие знания, умения и навыки будущих специалистов переносятся из других учебных дисциплин. При подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями происходит трансформация знаний, умений и навыков из таких дисциплин, как «Психология и педагогика профессиональной

деятельности», «Юридическая психология», «Криминология и профилактика преступлений», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», «Семейное право», «Профессиональная этика», «Конфликтология», «Культурология», «Социология» и др.

Междисциплинарные связи по направлению показывают источник междисциплинарной информации (одна, две или несколько учебных дисциплин либо базовая дисциплина являются источником информации для других учебных предметов). Источником междисциплинарной информации при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями являются несколько учебных дисциплин, приобретенные по которым знания могут использоваться обучаемыми при овладении дисциплиной специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних».

Междисциплинарные связи по способу взаимодействия связеобразующих элементов представляют собой применение связи, когда усвоенные междисциплинарные отношения, их знание становятся не только результатом, но и методом решения новых междисциплинарных задач и, таким образом, обеспечивается логическая преемственность дисциплин.

Сгруппировав дисциплины гуманитарного, социально-экономического и общепрофессионального циклов с учетом специфики рассматриваемой профессиональной деятельности, мы сконструировали методику, обеспечивающую поэтапную подготовку обучаемых к работе с несовершеннолетними (ориентирующий, познавательный, специализирующий этапы) на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина [4] и др.). Вкратце охарактеризуем каждый из этих этапов.

Ориентирующий этап профессиональной подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними совпадает с первыми годами обучения в вузе. Учебными планами по направлению подготовки «Юриспруденция» на 1-2-м курсах предусмотрено изучение по гуманитарному, социально-экономическому и общепрофессиональному циклам таких дисциплин, как «Культурология», «Социология», «Конфликтология», «Административное право», «Семейное право», «Профессиональная этика» и др. Проанализировав возможности данных дисциплин для подготовки обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями, мы пришли к выводу, что все они имеют в своем теоретическом арсенале блоки, содержащие те

или иные знания, применяемые в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме того, эти дисциплины развивают общую методологическую культуру мышления будущего специалиста, способствуют выработке профессиональной этики и нравственности, закладывают основу психолого-педагогических и правовых знаний. Для обеспечения междисциплинарных связей рекомендуется использовать поисковые, логические педагогико-правовые задачи, интегрирующие полученные знания по разным дисциплинам.

Познавательный этап педагогического процесса подготовки обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями проходит на 2-3-м курсах обучения в высшем учебном заведении юридического профиля. Данный этап является одним из наиболее интенсивных по содержанию необходимой информации. Целью данного этапа является приобретение правовых знаний, применяемых в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Основными средствами достижения междисциплинарности на данном этапе являются применение ресурсов учебной практики, управление научно-исследовательской работой обучаемых, исследовательские и кор-рекционные педагогико-правовые задачи.

Специализирующий этап — завершающий этап профессиональной подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Данный этап охватывает период обучения на последних курсах высшего учебного заведения юридического профиля. Его целью является обеспечение ролевой включенности будущего юриста в профессиональную деятельность и развитие профессиональной компетентности, представляющей собой комплекс профессионально важных и социально-значимых знаний и умений, необходимых для принятия оптимальных решений в области профилактики и предупреждения подростковой преступности. На

данном этапе главную системообразующую функцию выполняет дисциплина специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних».

Таким образом, преемственность рассматривается нами как последовательность, в которой управление каждым новым этапом подготовки обучаемых осуществляется в диалектической связи с предыдущим этапом и в соответствии с очередными условиями и задачами. Это обеспечивается, прежде всего, установлением междисциплинарных и внутри-предметных связей через решение различных видов педагогико-правовых задач (логических, поисковых, исследовательских, творческих, коррекционных), предусматривающих переход от простых к более сложным.

Основными приемами реализации междисциплинарных связей являются: 1) напоминание ранее изученных фактов, понятий и идей; 2) подготовка материала на основе источников, относящихся и к другим дисциплинам, и т. д. При этом заметим, что прием установления связей (самостоятельно или под руководством преподавателя) оказывает развивающее воздействие, служит показателем развития памяти и уровня сформированности умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему знаний, необходимую для применения в дальнейшем в профессиональной деятельности в исследуемом направлении.

В заключение необходимо отметить, что междисциплинарные связи побуждают преподавателей высшей школы к самообразованию, творчеству, повышению педагогического мастерства. Использование междисциплинарных связей способствует развитию навыков диалога между педагогами различных областей научного знания, обеспечивая тем самым систему в организации процесса подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Библиографический список

1. Лордкипанидзе, Д. О. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский [Текст] / Д. О. Лордки-панидзе. — М. : Знание, 1957. — С. 28.

2. Глухова, Е. А. Межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Глухова. — Челябинск, 2010.

3. Усова, А. В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей у учащихся [Текст] / А. В. Усова, Н. Н. Кузьмин. — Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1985. — С. 17.

4. Гальперин, П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. — 1979. — Вып. 4. — (Психология). — С. 79-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.