Научная статья на тему 'Возможности матричной формы организации учета в системе региональных счетов'

Возможности матричной формы организации учета в системе региональных счетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / СОПОСТАВЛЕНИЯ / МАТРИЧНЫЙ СЧЕТ / МАТРИЦА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелинская М. В.

В статье предложен новый подход к организации и исследованию экономической информации о развитии системы региона интеграция счетов СРС в составе обобщающей матричной структуры учета, которая позволяет детализировать счета, анализировать их комбинации, агрегировать экономическую информацию в масштабах СРС и обеспечить сбалансированность учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности матричной формы организации учета в системе региональных счетов»

ВОЗМОЖНОСТИ МАТРИЧНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

М.В. ЗЕЛИНСКАЯ

Южный институт менеджмента, кандидат экономических наук e-mail: zelinskaya@inbox.ru

В статье предложен новый подход к организации и исследованию экономической информации о развитии системы региона — интеграция счетов СРС в составе обобщающей матричной структуры учета, которая позволяет детализировать счета, анализировать их комбинации, агрегировать экономическую информацию в масштабах СРС и обеспечивать сбалансированность учета.

Ключевые слова: система региональных счетов; сопоставления; матричный счет; матрица региональных счетов.

Коды классификатора JEL: Е01.

Для анализа экономики регионов—субъектов РФ в настоящее время используются в основном те же индикаторы, что и для анализа национальной экономики. Данное обстоятельство существенно сужает возможности анализа региональных экономических систем и подготовки эффективных решений в области территориального управления.

В российской экономической науке существенный вклад в развитие представлений о методах учета, анализа и оценки различных параметров региональных систем внесли работы представителей научной школы, возглавляемой А. Гранбергом. В них предлагаются новые эффективные подходы к статистической оценке социально-экономического потенциала и уровня экономической безопасности региона, обосновываются статистические методы выявления депрессивных территорий, оценки социально-экономических последствий сокращения объемов выпуска градообразующих предприятий [2].

В настоящее время в большинстве развитых стран возрастает внимание к исследованиям в области региональной макроэкономики и региональных экономических счетов. Можно выделить два направления развития систем региональных счетов (СРС) в разных странах.

Во-первых, разработка СРС осуществляется в связи с необходимостью проведения межрегионального анализа. Данные СРС используют для выработки федеральной составляющей региональной экономической политики, программ экономического выравнивания, что важно для стран со значительными региональными различиями в уровнях развития.

Однако и в странах с относительно небольшими различиями — как территориальными, так и в показателях экономического развития — существует объективная потребность в оценке вклада отдельных территорий в национальную экономику, причем эта потребность может быть вызвана также и неэкономическими причинами. Таким образом, измерение региональной составляющей экономических процессов необходимо для любой страны, экономическая территория которой разделена на регионы. При этом состав показателей СРС должен быть ориентирован на адекватное отражение территориальной структуры национальной экономики, а степень их детализации определяется набором задач, стоящих перед правительством страны.

Во-вторых, функцией региональных счетов является обеспечение принятия решений в области регионального развития. В этом случае СРС выполняет функции инструмента макроэкономического анализа на региональном уровне, причем основным заказчиком ее разработки становятся региональные органы государственного управления.

Очевидно, что во втором случае состав СРС диктуется потребностями наиболее полного описания процессов, протекающих в экономике каждого отдельного региона. В идеальном случае рассмотрение региона как отдельного экономического организма требует создания полного набора счетов, который отражает все стадии воспроизводства на его экономической территории. На сегодняшний день ни одна страна мира по ряду причин не имеет такой СРС [2].

Основная цель составления системы счетов на региональном уровне состоит в том, чтобы создать мезо-экономическую базу данных, позволяющую оценить и проанализировать эффективность проводимой региональной политики, определив место региона в национальной экономике, сопоставить уровни развития отдельных регионов. СРС как инструмент региональных экономических измерений призвана решить следующие взаимосвязанные задачи:

• отразить валовой выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление и добавленную стоимость региональной системы;

• охарактеризовать важнейшие стоимостные, отраслевые и секторальные пропорции и соотношения экономической системы региона, определить результаты экономической деятельности в разрезе секторов, отраслей, входящих в данную систему;

• исследовать процесс образования доходов территории, раскрыть их динамику и структуру;

• изучить образование конечных доходов секторов, входящих региональную экономическую систему, и их использование;

© Зелинская М. В., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

120

М.В. ЗЕЛИНСКАЯ

• исследовать формирование валовых и чистых сбережений региона как важнейших источников финансирования капитальных вложений, накопление национального имущества региона в разрезе секторов;

• оценить межотраслевые, межрегиональные и международные экономические взаимосвязи региона;

• определить финансовые потоки между резидентами и нерезидентами региональной экономической системы;

• выявить факторы экономического роста, определить интенсивность и эффективность общественного производства региона.

В счетах региона должны отражаться результаты всех видов экономической деятельности — производство материальных благ и услуг; формирование первичных и вторичных доходов, всех видов трансфертов; использование доходов и накопление имущества. Информационные возможности СРС позволяют проанализировать практически все основные экономические процессы, имеющие место в регионе, и их результаты. В обобщенном виде СРС должна содержать упорядоченную информацию следующего вида:

• о субъектах, участвующих в экономическом процессе региона: коммерческих и некоммерческих организациях, домохозяйствах, отдельных физических лицах;

• об экономических операциях, связанных с производством материальных благ и услуг, а также операциях, связанных с распределением и перераспределением доходов, конечным потреблением населением, накоплением активов и с другими аспектами экономической жизни региона;

• об экономических активах, составляющих богатство региона, и источниках его формирования.

При этом речь идет только о той деятельности экономических операций и экономических активах и пассивах, которые находятся в субординации субъектов Федерации и о которых имеется необходимая информация для их отражения в СРС.

Как правило, в странах с федеративным государственным устройством потребности в информационноаналитических услугах СРС со стороны региональных властей значительно выше, чем в странах с унитарным устройством. В то же время с развитием децентрализации управления экономикой указанные различия постепенно уменьшаются, а потребность в разработке СРС усиливается.

В Российской Федерации потребность в разработке региональных счетов объективно предъявляется со стороны как центральных, так и региональных властей. Вместе с тем если потребности центральных властей, в частности в области межбюджетных отношений, достаточно четко определены, что позволяет сформулировать общие требования к информационно-аналитическому обеспечению, то на региональном уровне в данном отношении сохраняется значительная неопределенность. Кроме того, экономические и институциональные различия между регионами Российской Федерации вызывают дифференциацию потребностей в услугах информационноаналитического обеспечения принятия решений по управлению различными региональными системами [3].

Коррекция системы межбюджетных отношений в России остается одной из остро дискуссионных проблем, которая затрагивает различные аспекты развития СРС. Использование региональных мезоэкономических показателей для решения этой задачи в настоящее время является одной из основных причин активизации интереса к разработке СРС в Российской Федерации [1].

Российская Федерация нуждается в разработке СРС как особой составляющей метасистемы национальных счетов, способной выполнять функции инструмента регионального и межрегионального анализа и обеспечивать информационно-аналитические потребности региональных органов власти в управлении развитием территории. Следует отметить, что развитие СРС будет способствовать совершенствованию системы национальных счетов, которая в России еще не вышла за пределы процесса своего становления.

В настоящее время в Российской Федерации на регулярной основе разрабатывается полный набор консолидированных национальных счетов, построение которых ведется на основе методологии СНС ООН. Вместе с тем разработка национальных счетов по институциональным секторам в России еще не завершена, как, впрочем, и в большинстве стран мира. Кроме счетов институциональных секторов, для разработки СРС важным элементом национальных счетов являются таблицы «Затраты — Выпуск».

Анализ зарубежного опыта показывает, что межотраслевой баланс служит важным инструментом разработки многих показателей СРС. Более того, в некоторых интегрированных системах национальных и региональных счетов (например, в канадской) региональные таблицы «Затраты—Выпуск» являются ядром СРС. В России оценка межотраслевого баланса по методологии СНС ООН ведется с 1995 г. Однако степень агрегирования представленных в нем видов деятельности (отраслей ОКОНХ), а также количество видов использования произведенной продукции вряд ли позволят применить имеющиеся оценки при построении СРС.

Для того чтобы СРС формировалась как составная часть СНС, ее разработка и коррекция должны проводиться на федеральном и региональном уровнях организации государственной статистики. Поскольку значительная часть показателей или их составляющих увязывается в региональном счетоводстве с соответствующими национальными показателями, то построение сводных таблиц должно происходить по единой методологии, разработанной на федеральном уровне.

В СРС должны быть представлены счета двух типов. Во-первых, это традиционно разрабатываемые на региональном уровне консолидированные счета (в первую очередь, счет производства) и счета институциональных секторов региональной экономической системы, которые строятся в традиционном Т-образном виде. При этом для каждого счета составляется отдельная таблица, содержащая данные о ресурсах и их использовании. Во-вторых, это консолидированные региональные счета в матричном виде, причем матричная форма должна содержать комплекс счетов с балансирующими элементами.

Такое сочетание счетов Т-образного и матричного вида позволит сделать процесс разработки СРС двухступенчатым.

В настоящее время в стандартах СНС ООН матричная форма представления национальных счетов достаточно раскрыта и апробирована. Метод интеграции национальных счетов в одной матрице, включающей полную последовательность счетов для национальной экономики и остального мира, позволяет вводить детализацию отдельных счетов (субсчета), а также различные учетные расширения.

ВОЗМОЖНОСТИ МАТРИЧНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА.

121

Особенностью матричного представления национальных счетов является интеграция традиционных счетов с таблицами «Затраты — Выпуск». В матричном представлении значительно возрастает аналитическая ценность счетов, возможность использования матрицы счетов для построения статических моделей влияния.

В связи с этим различные варианты матричных счетов широко используются в первую очередь для целей разработки национальных и региональных моделей общего экономического равновесия.

Наибольшее распространение к настоящему времени методология матричного учета получила в развивающихся странах, которые использовали ее в первую очередь для разработки упрощенных вариантов национальных счетов. Для построения матрицы счетов требуется сравнительно небольшое количество информации. Более того, благодаря возможности в матрице счетов балансировать ресурсы и их использование по всем счетам одновременно для разработки матричных счетов могут привлекаться весьма разреженные массивы информации.

Именно с такой ситуацией приходится сталкиваться при разработке региональных счетов. В связи с этим методология матричного построения СНС для России может считаться удачной. СРС в матричном виде можно определить как матрицу региональных счетов (МРС). При оценке показателей МРС региональные макроэкономические агрегаты и их элементы, оцененные на верхнем уровне, выступают в качестве заданных контрольных значений при балансировке остальных региональных показателей. Это важно в условиях неполноты информации, особенно в части взаимоотношений элементов региональной экономической системы с другими уровнями организации хозяйственных отношений.

Новый подход к организации и исследованию экономической информации о развитии системы региона — интеграция счетов СРС в составе обобщающей матричной структуры учета (матричном счете), позволяет детализировать счета, анализировать их комбинации, агрегировать экономическую информацию в масштабах СРС и обеспечить сбалансированность учета.

ЛИТЕРАТУРА

1.ГайдарЕ.Т. Долгое время. Россия в мире : Очерки экономической истории. М.: Дело, 2005.

2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

3. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Экономистъ, 2005.

4. Социально-экономическая статистика / под ред. М.Г. Назарова. М.: Омега-Л, 2007.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.