Научная статья на тему 'Возможности лингвокогнитивного моделирования агентивного концепта «Профессия» (на материале немецкого языка)'

Возможности лингвокогнитивного моделирования агентивного концепта «Профессия» (на материале немецкого языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Концепт / субконцепт / агентивный концепт "ПРОФЕССИЯ" / деятельность лица / окказиональный / когнитивное моделирование / концептуальная доминанта / концептуализация мира / субкатегоризация / словообразовательная модель (отглагольная / отсубстантивная) / nomina agentis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Искандарова Г. Р.

Цель статьи предложить одну из возможностей когнитивного моделирования «профессионального» концепта на материале производных существительных современного немецкого языка. Для этого, во-первых, рассматриваются основные понятия «профессия» и «профессиональная деятельность» с точки зрения когнитивной лингвистики. Во-вторых, на примерах показываются словообразовательные потенции немецкой языковой системы, служащие целям концептуализации профессионального субъекта. В-третьих, проводится моделирование концепта «ПРОФЕСИИЯ» с использованием семантических доминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности лингвокогнитивного моделирования агентивного концепта «Профессия» (на материале немецкого языка)»

УДК 811.112.2

ВОЗМОЖНОСТИ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ АГЕНТИВНОГО КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИЯ»

(НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

© Г. Р. Искандарова

Уфимский юридический институт МВД России Россия, Республика Башкортостан, 450091 г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

Тел.: +7 (987) 619 46 69.

E-mail: ischtuganowa@mail.ru

Цель статьи — предложить одну из возможностей когнитивного моделирования «профессионального» концепта на материале производных существительных современного немецкого языка. Для этого, во-первых, рассматриваются основные понятия «профессия» и «профессиональная деятельность» с точки зрения когнитивной лингвистики. Во-вторых, на примерах показываются словообразовательные потенции немецкой языковой системы, служащие целям концептуализации профессионального субъекта. В-третьих, проводится моделирование концепта «ПРОФЕСИИЯ» с использованием семантических доминант.

Ключевые слова: концепт, субконцепт, агентивный концепт «ПРОФЕССИЯ», деятельность лица, окказиональный, когнитивное моделирование, концептуальная доминанта, концептуализация мира, субкатегоризация, словообразовательная модель (отглагольная, отсуб-стантивная), Nomina agentis.

С развитием когнитивного направления в лингвистике приобрел значимость конкретный процесс исследования человека-деятеля в его взаимодействии с окружающим миром. «Человек в языке предстает во всем многообразии присущих ему свойств, качеств, связей и отношений с реальным миром» [1, с. 7]. На наш взгляд, ярким примером этого постулата может служить лингвокогнитивный анализ аген-тивного концепта «ПРОФЕССИЯ».

Определяя сущность категории деятеля, лингвисты неоднократно подчеркивают, что профессиональная деятельность - это высшая форма деятельности, поскольку она характеризуется главными и дополнительными категориальными признаками. К определяющим признакам она относит активность, то есть обладание собственной энергией и направленное обращение ее в реальное действие, волитивность, то есть наличие у субъекта определенного намерения совершить действие, и контролируемость, то есть способность контролировать процесс реализации своего намерения для получения предполагаемого результата.

К дополнительным признакам, характеризующим субъекта профессиональной деятельности, Е. И. Голованова относит целенаправленность, результативность и общественную значимость. Совместно с определяющими признаками они позволяют подвести тот или иной объект действительности под данную категорию [1, с. 16-17].

Л. М. Борисенкова предлагает когнитивный критерий выделения смысла «результативность», присущего агентивному концепту: агентивный

концепт можно считать результативным, если в социальном фрейме, ядром которого концепт является, присутствует смысл «цель». Авторская интенция играет в концептах такого рода особенно значительную роль: цель ставится человеком только в соответствии с его намерением; достижение

положительного результата возможно лишь в том случае, если человек стремится к поставленной цели, прилагая для этого усилия [2, с. 22].

Концепт «ПРОФЕССИЯ» - это элемент антропосферы, он относится к когнитивной категории «деятельность», неотъемлемой характеристикой которой является ее осознанный характер. На первый план в трактовке деятельности выдвигается человек как непосредственный ее производитель, активный созидатель и преобразователь мира.

Под концептом мы понимаем структуру представления знания, отражающую содержание опыта. Главная функция концепта - способствовать «обработке субъективного опыта путем подведения информации под определенные выработанные обществом категории и классы» [3, с. 90].

Концепт «ПРОФЕССИЯ» является одним из базовых ментальных конструктов современного общества, одной из сложных и многомерных составляющих концептосферы языка. Значение его определяется ролью профессиональной деятельности в социальной характеристике личности, в ее становлении и развитии. Профессия детерминирует у человека определенный взгляд на мир, от нее во многом зависит эволюция его духовной жизни. Как отмечает Е. С. Кубрякова, «язык выявляет, объективирует то, как увиден и понят мир человеческим разумом, как он преломлен и категоризован сознанием» [4, с. 38].

Концепт «ПРОФЕССИЯ» является субконцептом концепта «ЛИЦО» [5, с. 108]. Он выступает ядерным подклассом в составе наиболее устойчивой в когнитивной системе представления мира предметной категории «Лицо», членимый, в свою очередь, далее средствами словообразования. «По мере цепочечного развития шкалы с каждым последующим подклассом степень прототипичности уменьшается; субкатегории «Национальность» и «Раса» прототипичными назвать уже сложно, и

самая периферийная субкатегория в этом ряду -«Экспрессивно-оценочные характеристики лица». Концепты, относящиеся к ней, содержат признаки -редко положительные, большей частью негативные, отражающие разного рода бытовые недостатки: Bierbruder m, Bierheld m, Klatschmeier m, Klatschsuse f и т.п.» [2, с. 18].

В наименованиях лица деятельность может быть представлена как специализированная, так и неспециализированная. Специализированная деятельность выступает как деятельность трудовая (профессия, специальность, должность, род службы) и деятельность, не прикрепленная к трудовым сферам (религиозная, культовая, спорт). Деятельность может быть противопоставлена по признакам активности - пассивности. Пассивные признаки организуются в зависимости от того, какие виды состояний, связей, свойств представлены в наименованиях: внешние по отношению к лицу (социальные состояния и связи, отнесенность к территории, учреждению, организации и т. д.) или внутренние (интеллектуально-эмоциональные, физические, физиологические) [6, с. 79].

В зависимости от характера осуществляемой деятельности различаются три семантические подгруппы:

а) «профессиональная»:

Dreher, Gießer, Lehrer ...

б) «привычная, свойственная, хабитуальная»:

Denker, Raucher, Herumtreiber ...

в) «окказиональная» (примеры не зафиксированы в словарях, а образуются спонтанно, случайно):

Finder, Schenker, Gewinner ... [7, с. 152].

Первая группа («профессиональная») характеризуется семантическим признаком ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. «Это означает, что маркированные признаком [+проф] отглагольные Nomina Agentis обозначают лицо, которое профессионально исполняет деятельность, выраженную глагольной производящей основой» [8, с. 25].

Вторая крупная группа агентивных имен («привычная, свойственная, хабитуальная»), содержащая признак [-проф], характеризует лицо по действию, которое каким-либо образом повторяется. Причем многократно осуществляемая деятельность не является профессиональной. Также внутри данной группы возможны другие семантические признаки, например, [+пейоративный], [+привычный], [+хобби].

Семантическим признаком [+пейоративный] обладают, например, следующие Nomina Agentis:

Schieber (=Schwarzhändler), Betrüger, Gauner, Quengler, Entführer, Schnüffler, Schläger, Verderber, Ruinierer, Vergewaltiger, Zerstörer, Schwindler, Quiecker, Quietscher, Klauer, Schnorrer, Streiter.

Семантический признак [+хобби] содержат производные Besucher, Wanderer.

Третья группа («окказиональная») образует Nomina Agentis с признаком [-проф], которые на основе контекста могут также классифицироваться как [+проф]. «Это относится особенно к тем име-

нам существительным, которые обозначают лицо, проявляющее себя некоторым образом в спорте [+спорт] или искусстве [+искусство]. В этом случае эти слова содержат признак [±проф]» [8, с. 29].

К именам деятеля, в основу которых положена спортивная деятельность и которые соответственно маркированы признаком [+спорт], относятся следующие существительные:

Hakler (Rugby), Ruderer, Anhänger (Fußballfan), Kraulschwimmer, Trainer (признак [±проф]).

Jazzer - единственное агентивное производное, которое получает дополнительно признак [+искусство], хотя здесь также возможен и признак [+проф].

Окказиональные образования часто нуждаются в языковой реализации соответствующих актантов, потому что они должны быть достаточно хорошо охарактеризованы. В немецком языке это происходит за счет номинальных фраз в генитиве, так называемого «внешнего насыщения аргументов» [5, с. 103]. Если контекст достаточно информативен, то их можно опускать. Например: der Nehmer des Schmiergeldes, der Leser des Buches, der Mörder Cäsars.

Несмотря на то, что деление на три семантические подгруппы («профессиональная», «привычная, свойственная», «окказиональная») было применено к отглагольным производным с суффиксом -er, можно предположить, что также и отсубстан-тивные словообразовательные модели с суффиксом -er подразделяются на те же группы.

Как видно из вышеприведенных примеров, в качестве высокоактивного словообразовательного образца функционирует отглагольная модель V + -er: Lehrer, Schneider, Richter; Bäcker, Weber... Активными являются отсубстантивные модели S + -er и S + -ler: S + -er (Schäfer, Töpfer, Kutscher, Schiffer, Eisenbahner, Walzwerker); S + -ler (Tischler, Postler, Künstler, Steuerrechtler, Wirtschaftler, Erdkundler, Kunstgewerbler, Altsprachler). Малой активностью отличается модель S + -ner: Pförtner, Glöckner, Zöllner, Harfner, Bühnenbildner.

Непродуктивны словообразовательная модель V + -e (Bote, Schütze), модель имплицитного словообразования V + -0 (Besuch-0) и модель комбинаторной деривации Ge- + V + -e (Gespiele, Gefährte).

Для образования «профессиональных» Nomina Agentis служат также интернациональные модели с заимствованными суффиксами латинского и греческого происхождения. Продуктивными иноязычными моделями в немецком языке можно считать следующие отглагольные и отсубстантивные модели:

V + -(at)or: Agitator, Usurpator

V + -ent: Agent, Regent

S + -ist: Monarchist, Symbolist

S + -(ion)är: Revolutionär, Millionär

S + -loge: Soziologe, Urologe

S + -graph: Lexikograph, Bibliograph [9].

Проанализированный нами практический материал позволяет выделить некоторые особенности

когнитивного моделирования субъекта профессиональной деятельности в немецком языке. Так, концепт «ПРОФЕССИЯ», на наш взгляд, может распадаться на субконцепты, объединяющиеся вокруг следующих семантических доминант:

1) взаимоотношения между субъектами и объектами;

2) способ движения в пространстве;

3) расположение в профессиональной иерархии;

4) объемность движения.

Субконцепты первой доминанты можно было бы описать следующим образом: профессиональный субъект в процессе работы общается - в основном - или только с объектами (Gärtner, Waldarbeiter), или только с субъектами (Leibwächter, Verkäufer), или как с субъектами, так и с объектами (Lehrer, Apotheker, Chirurg).

По способу движения в пространстве субъект профессиональной деятельности осуществляет статическое движение (Bibliothekar, Schneider), динамическое движение (Fußballspieler, Fahrer,

Gymnast) или интеллектуальное, умственное движение (Bankier, Schriftsteller, Dichter).

Вокруг концептуальной доминанты «расположение в профессиональной иерархии» объединяются субконцепты «РУКОВОДИТЕЛИ» (Manager,

Direktor, Leiter), «ИСПОЛНИТЕЛИ» (Arbeiter, Dreher, Sekretärin) и «СВОБОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

(Touristenführer, Friseur, Unternehmer).

И, наконец, по объемности движения субъект профессиональной деятельности может располагаться в плоскости (Fahrer, Kurier), в пространстве (Kosmonaut, Flieger), внутри замкнутого объекта, пространства, статичного по своей сути

(Kassiererin, Bibliothekarin).

Отметим две важные особенности, которые необходимо принимать во внимание при концептуализации профессионального субъекта: во-

первых, по линии семантической доминанты наблюдается плавность переходов между субконцептами; во-вторых, во всех случаях подразумевается, что обладатели профессий 90% своего рабочего времени проводят в субкатегорийных местах.

Поясним последний пункт на примере профессии библиотекаря. Библиотекарь в ходе своей профессиональной деятельности осуществляет статическое движение, находясь у окошка выдачи литературы, но ему приходится иногда перемещаться в пространстве (выходить в читальный зал, спускаться в книгохранилище и т. д.) и мыслить интеллектуально (беседовать с читателями, заполнять требования на литературу и т. д.).

В группе профессиональных наименований актуализируются результаты логической абстракции, связанной с геометрической концептуализацией деятеля. В наших наименованиях актуализируются все три возможных проекции человека -в условиях одномерного, двухмерного и трехмерного пространства.

Первый тип - точечное расположение лица -реализуется в таких наименованиях, как Kassierer, Bibliothekar, Parkettleger, Bohrer и т.д. Человек выступает в соответствующих профессиональных ситуациях как статичный субъект, способный проявлять свою интеллектуальную и мышечную активность.

Второй тип проекции - представление человека в двухмерном пространстве, на плоскости, реализующееся в таких обозначениях профессионального субъекта, как Fahrer, Kurier, Weichensteller и т. д. В осмыслении подобного рода профессиональных ситуаций учитываются размеры соотносимых объектов, а также их подвижный или неподвижный характер. Важнейшим критерием при этом, как и в первом случае, выступает степень стабильности ситуации: наименование отражает привычное положение вещей. Профессиональный деятель в данном случае всегда противопоставлен объекту по размеру и по признакам активности - пассивности, динамичности - статичности. Двухмерное представление субъекта деятельности, как и в первом случае, отражает локально ограниченный характер деятельности лица. Но в отличие от первого варианта пространственного моделирования, рабочий, закрепленный за обозначенным объектом, осуществляет его обслуживание не в статичном положении, а передвигаясь на плоскости.

Другой способ двухмерного, плоскостного моделирования субъекта профессиональной деятельности представлен в наименованиях: Ab-

schnittsbevollmächtigter, Patrouillierer. Эти обозначения противопоставлены обозначениям по признаку сосредоточенность - рассредоточенность действия на плоскости. В первом случае мы говорим о сосредоточенности лица на обслуживании профессионального объекта (который обычно сам имеет объем), но субъект осуществляет перемещение по поверхности рядом с ним. Во втором случае речь идет о распределении действий по всей плоскости территориально ограниченного объекта.

Трехмерное представление пространства отражено в единичных наименованиях: Küchenarbeiter / кухонный - рабочий на кухне (внутри нее); Kosmonaut, осуществляющий свою деятельность внутри космического корабля и др. Здесь также представлена локальная фиксированность субъекта деятельности, однако сам он функционирует не рядом, а внутри определенного пространственного объекта (Flieger).

Прежде всего, обращает на себя внимание сменный характер деятельности лица в таких наименованиях, как Leiter, Begleiter, Stellvertreter. Во всех случаях подразумевается ограниченный срок исполнения обязанностей и возможность замены исполняющего лица. Более однородны временные отношения, выражаемые субстантивированными причастиями. Так, Diensthabender / дежурный - это человек, исполняющий обязанности строго определенное время; Gesandter высок. / по-

сыльный, посланник - статус человека на время выполнения поручения. Ср. также актуальность временной характеристики в субстантивированных прилагательных: Kranker / больной - в медицинском дискурсе.

Проведенное лингвокогнитивное моделирование профессиональных агентивов позволяет нам сделать следующие выводы:

1. В основе концептуализации субъекта профессиональной деятельности лежат предметнопространственные модели - один из излюбленных сюжетов когнитивной лингвистики.

2. Посредством субстантивных дериватов передаются когнитивно значимые характеристики обозначаемого лица, прежде всего касающиеся его деятельности: определенные пространственные отношения в процессе труда, временные ограничения профессиональной ситуации, массовый характер труда, а также коннотативно-оценочные смыслы.

3. Производящей основой для подобных дериватов выступают глаголы или существительные, выражающие ономасиологический признак «отношение к действию» или «отношение к объекту (продукту, средству, орудию)». Иными словами, данные единицы реализуют процессуальный, объектный или инструментальный способ концептуализации профессионального деятеля.

4. Востребованность субстантивированных прилагательных и причастий в качестве номинативной единицы в профессиональной среде обусловлена относительной краткостью их формы при сохранении семантического объема двусловного сочетания.

5. Наименования лиц по профессии занимают особое место в языке. С одной стороны, данные наименования можно рассматривать как часть соответствующей терминологии (производственной, экономической, медицинской, технической и т. д.), они образуют определенную понятийную систему, их номинативная структура отражает связи с другими наименованиями в системе терминоединиц.

С другой стороны, названия лиц по профессии составляют важную часть общелитературного словаря.

6. В языке происходит постоянный процесс образования новых слов, в частности наименований профессионального деятеля, который соответствует непрекращающемуся процессу усложнения концептуальной сферы профессиональной коммуникации в связи с происходящими количественными и качественными изменениями человеческого опыта, человеческой практики в процессе эволюции производственных сфер деятельности. Задача лингвистов - проследить процесс формирования категории «профессия» в различных областях профессиональной коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованова Е. И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке. Челябинск: Че-ляб. гос. ун-т, 2004. 314 с.

2. Борисенкова Л. М. Морфологическая и семантическая деривация в когнитивном аспекте (на материале немецкого языка): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Нижний Новгород, 2010. 39 с.

3. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.

4. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: изд-во РАН, Ин-т языкознания, 1997. 327 с.

5. Meibauer J. Wortbildung und Kognition. Überlegungen zum deutschen -er-Suffix // Deutsche Sprache. 1995. №2. S. 97-123.

6. Белоусова А. С. Русские имена существительные со значением лица (лексический класс и вопросы его словарного описания) // Вопросы языкознания. №3. 1981. С. 71-83.

7. Itkonen K. Einführung in Theorie und Praxis der deutschen Wortbildungsanalyse. Jyväskylä: Jyväskylän Yliopisto, 1983. 221 S.

8. Brückner C. Nomina Agentis bildende Suffixe im modernen Englischen und Französischen - eine vergleichende Untersuchung (Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Akademischen Grades eines Dr. phil., vorgelegt dem Fachbereich 14 der Johannes Gutenberg-Universität Mainz). Mainz, 1984. 233 S.

9. Федорцова В. Н. Интернациональные словообразовательные модели в немецком языке (синхрония и диахрония): дисс. ... д-ра филол. наук. Санкт-Петербург: Академия наук СССР, 1994. 450 c.

Поступила в редакцию 21.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.