Научная статья на тему 'Возможности лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования'

Возможности лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИНГАФОННЫЙ КАБИНЕТ / АУДИРОВАНИЕ / ВИДЕОМАТЕРИАЛ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ГРАММАТИКА / ИГРА / SUPPLEMENTARY EDUCATION PROGRAM / LANGUAGE LABORATORY / LISTENING / VIDEO MATERIAL / PRESENTATION / GRAMMAR / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Светлана Юрьевна, Саитова Наталья Алексеевна, Пестова Елена Васильевна

Статья посвящена возможностям использования лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования. В данной работе рассматривается краткое описание требований к программе «Разговорный английский для младших школьников» и основные задачи. Авторы описывают основные преимущества и особенности использования информационных технологий в процессе реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Светлана Юрьевна, Саитова Наталья Алексеевна, Пестова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of a language laboratory in the process of learning the language skills of younger school students in the system of supplementary education

The article is devoted to the possibilities of the language laboratory use in the process of learning the language skills of younger students in the system of supplementary education. This paper discusses a brief description of the requirements for the program "Conversational English for younger students" and its major objectives. The authors describe the main advantages and features of the information technology use in the process of program implementation.

Текст научной работы на тему «Возможности лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования»

Демидова С. Ю., Саитова Н. А., Пестова Е. В.Возможности лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00744.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК [37.016:811]:371.333

Демидова Светлана Юрьевна

Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск syu.demidova@omgau.org

Саитова Наталья Алексеевна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск na.saitova@omgau.org

Пестова Елена Васильевна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск ev.pestova@omgau.org

Возможности лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования лингафонного кабинета в процессе обучения языковым навыкам младших школьников в системе дополнительного образования. В данной работе рассматривается краткое описание требований к программе «Разговорный английский для младших школьников» и основные задачи. Авторы описывают основные преимущества и особенности использования информационных технологий в процессе реализации программы.

Ключевые слова: программа дополнительного образования, лингафонный кабинет, аудирование, видеоматериал, презентация, грамматика, игра.

В настоящее время большое значение уделяется умению общаться, поэтому основная задача работы педагога направлена на развитие коммуникативной деятельности учащегося. Обучение иностранному языку создаёт благоприятные условия межкультурного общения и прекрасно формирует развитие коммуникативной компетенции. Изучение иностранного языка также развивает познавательные процессы мышления, памяти и внимания.

Широкое использование информационных технологий повышает интерес к владению иностранным языком, а также требует нового подхода к практическому освоению языковым навыкам. В связи с этим, усилия наставника направлены на совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, поиск новых возможностей реализации намеченных целей и задач. Для достижения целей разрабатываются новые учебники и

пособия, активно используется наглядный материал, стишки, диалоги и песни. Широкую популярность приобретают интерактивные методы обучения: игры, видеоролики, электронные презентации [1].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. У детей начального этапа обучения хорошо развиты имитационные способности. Дети очень любознательны, охотно воспринимают всё новое. Кроме того, у младших школьников очень развито воображение, что способствует развитию креативного потенциала.

Но младшие школьники часто бывают неусидчивые и легко отвлекаются, а это создаёт определенную трудность в восприятии и запоминании изучаемого материала. Не всем детям легко изучать иностранный язык. Заучивание иноязычной лексики и понимание грамматики требует концентрации внимания и напряженной умственной деятельности. Это может привести к ослаблению интереса и стимула освоения иностранного языка. Также это влечет неуверенность в свои силы и развивает определенные комплексы.

Уроки иностранного языка не должны быть скучными, монотонными, однообразными и очень сложными. Для этого необходимо менять виды работ, делать эмоциональную и физическую передышку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Разнообразие положительно воздействует на устойчивость внимания. Использование наглядного материала, игровых моментов, видеоматериалов и информационных ресурсов способствует повышению мотивации изучения языка, снятию некоторых языковых трудностей, а также повышению умственных способностей.

Для повышения уровня языковой и речевой компетенции в современной педагогике широко используются возможности лингафонного кабинета. Технические средства необходимы в качестве средства предъявления учебного материала, контроля усвоения знаний, отработки навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Лингафонный кабинет дает возможность учителю организовать коллективную работу и индивидуальную работу, проконтролировать или скорректировать деятельность каждого обучающегося.

В Омском аграрном университете также оборудован лингафонный кабинет с широкими техническими возможностями. В лингафонном кабинете имеется в наличии 20 рабочих мест для учащихся и одно для преподавателя. Каждое рабочее место представляет собой компьютер, наушники с микрофоном и веб-камера. Все компьютеры объединены в локальную сеть. На каждом компьютере установлена операционная система MS Windows 7, а также офисный пакет MS Office 2007. Также на каждом компьютере установлены электронные словари Мультитран и Мультилекс. Рабочие места функционируют использованием специализированного программного обеспечения JoyClass версии 8.1. Данное ПО представлено программой для преподавателя и программой для обучающихся. Программа для преподавателя отличается возможностью контроля и управления действиями учащихся. Программа для учащихся позволяет преподавателю осуществлять какие-либо действия на их компьютере, например, запускать видеотрансляцию, презентацию и т.д. [2].

Данный лингафонный кабинет широко используется преподавателями вуза с бакалаврами, магистрантами, аспирантами, но также и с учащимися общеобразовательных школ начальных классов. Уже стало традицией организация курсов дополнительного образования на базе аграрного университета. Это вызвано тем, что школьный урок не имеет возможности уделить достаточно внимания и времени каждому ученику. В процессе обучения не все школьники способны усвоить школьную программу на равном уровне и вынуждены обращаться за дополнительной помощью.

Программа «Разговорный английский для младших школьников» предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьного курса обучения и построен на основе требований общеобразовательных учреждений. Задачами программы являются подготовка младших школьников к освоению общего курса английского языка, приобретение основных навыков владения английским языком: умение слушать и понимать английскую речь, умение выражать свои мысли, развитие навыков

чтения и письма. Программа была также составлена с учётом пожеланий родителей обучающихся. Данная программа рассчитана на слушателей младших классов (7-9 лет) средних общеобразовательных школ. Группа состоит из 10 человек. На изучение программы отводится 30 часов: практический курс - 29 часов, собеседование - 1 час. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу в течение 4 месяцев. По результатам изучения программы слушатель должен иметь предметные знания и уметь разговаривать на английском языке на бытовом уровне и должен приобрести следующие умения и навыки:

1. Прочно знать английский алфавит и основные правила чтения; самостоятельно читать и понимать небольшие тексты;

2. уметь представлять себя, свою семью и друзей;

3. владеть тематическим лексическим минимумом (уметь называть животных, игрушки, предметы мебели и одежды, названия цветов, виды комнат, части тела, основные продукты питания, профессии, названия зданий);

4. выражать своё мнение, используя речевые клише, соответствующих бытовому стилю;

5. уметь вести короткие диалоги и монологи на предложенную тему;

6. владеть необходимым грамматическим материалом: The Present Indefinite Tense, Present Continuous, Past Simple, оборотThere is/are;

7. вести расспрос, отвечать на определённые вопросы и уметь отрицать;

8. использовать в речи глаголы с целью описания действий в разных временах;

Проверка знаний осуществляется на занятиях в виде тестовых заданий, устных опросов

или самостоятельной работы. На последнем занятии слушателям предлагается итоговое собеседование. Ребята разыгрывают речевые ситуации на пройденные темы, используя ролевые игры и видеоматериал.За усердие и трудолюбие в освоении английского языка ребятам вручаются сертификаты слушателей программы[3].

Так как нет готового учебника, который соответствует всем требованиям программы, при работе в лингафонном кабинете использовались британские учебники в комплексе: «RobinsonA., SaxbyK. - FunforStarters/ Забава для начинающих», «Virginia Evants. -Welcome», «Стюарт Кокрейн. Практическая грамматика английского языка для начальной школы», а также поурочные разработки преподавателя. Пособия яркие, увлекательные, забавные. Главные герои присутствуют на каждой странице и помогают изучать английский язык легко и с увлечением. Учебники состоят из картинок, таблиц, ребусов. Цветные картинки вызывают интерес и привлекают внимание учащихся, воздействуют на их эмоциональную память и способствуют прочному овладению лексикой и грамматикой. Педагог демонстрирует подготовленный материал на экране преподавателя, который виден у каждого учащегося на собственном компьютере. Ребятам не нужно напрягать зрение, отвлекаться, переспрашивать или списывать текст с ошибками с доски. Если у обучающегося появляется необходимость задать вопрос или что-либо уточнить, на экране есть функция вызова, и он всегда может воспользоваться. Если материал недостаточно понятен, нужна дополнительная корректировка или отработка, преподаватель всегда может вывести или пропечатать на экране своего компьютера дополнительный материал. Для закрепления, повторения и контроля изученного материала, преподаватель на каждое занятие готовит собственные разработки для каждого учащегося.

Работа со словом является одной из важных методических задач. При повторении и заучивании иноязычной лексики учащиеся напрягают память. Но много слов хранится в пассивной памяти. Некоторая лексика вовсе незнакома учащимся, поэтому ребята систематически обращаются за помощью к электронным словарям на мониторе своего компьютера. Это очень легко, быстро и удобно.

Чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания, научить учащихся употреблению речевых образцов создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся, необходимо использовать различные игровые моменты. Ведь игра посильна всем, даже слабым учащимся, более того слабо подготовленный ребенок может проявить

сообразительность и находчивость. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Желание решить вопросы, поставленные в игре, обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности[4].

При реализации программы изучения английского языка с младшими школьниками широко использовались фонетические, лексические и грамматические игры. Например, с целью запомнить как можно больше названий фруктов и овощей, можно поиграть в игру «Избалованный Кролик». Эта игра также закрепляет структуры I'm hungry/I'm thirsty. Ученики задают вопрос Do you want an orange? Кролик соглашается или отрицает: Yes, I do./ No, I don't. (структуры и лексика отображаются на экранах компьютеров учащихся).

На повторение множественного числа существительных на тему «Еда» на занятиях используется игра названий пищи (фрукты, овощи, напитки). Необходимо их распределить в два столбика: исчисляемые существительные/ неисчисляемые существительные: egg, apple, sandwich, onion,water, milk, bread, meat, sugar... Все слова ребята группируют и отправляют готовое задание преподавателю. Отдельно поощряются самые быстрые и грамотные.

По различным теме «Животные» предлагается игра «Шерлок Холмс», который разгадывает ребусы, головоломки, кроссворды, загадки. Например, требуется составить слово из «запутанных» букв по изученной лексике: bare( bear) toga (goat) woc (cow)

omuse (mouse) bezra (zebra) ipg (pig) ribbat (rabbit) gorti (tiger) sohre (horse)

Широко распространено использование загадок:

1. Itisadomesticanimal. It likes fish.

2. It is a wild animal. It likes bananas.

3. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk.

Учащиеся посылают свои разгадки на компьютер преподавателю: l.(acat), 2.(a monkey), 3.(a cow).

В учебно-методический комплекс учебника «Robinson A., Saxby K. - Funfor Starters » входит аудиоматериал, который выполняет важную роль для освоения языковых навыков. В лингафонном кабинете эффективно используется аудиоматериал для развития навыков аудированияи просмотр презентаций и видеозаписей. Прослушивание и проговаривание слов, стихов и рифмовок позволяет совершенствовать интонационные навыки и умение воспринимать иноязычную речь. Аудирование положительно влияет на развитие памяти и внимания, ведь учащиеся должны понимать носителя языка и узнать знакомую лексику, фразу, клише. После прослушивания ребята выполняют серию заданий на отработку и практическое применение языковых норм. Все задания также сопровождаются раздаточным материалом и визуально демонстрируются на экранах индивидуальных компьютеров.

В процессе изучения темы «В городе» и «В другой стране» учащимся предлагается просмотр презентаций и видеоматериала «Путешествие по городу». Преподаватель предлагает уже готовые работы, так как у ребят ещё нет достаточного опыта и знаний для самостоятельной подготовки презентации. Лингафонный кабинет позволяет осуществить путешествие в другую страну и город, а также прочитать или прослушать информацию о здании, памятнике культуры, важном событии. Данный вид работы несёт информационную, познавательную, обучающую функции. Несомненно, путешествие всегда повышает интерес к практическому использованию полученных знаний и их дальнейшее совершенствование. Ведь красочная демонстрация материала всегда имеет положительный эффект. Кроме того, при просмотре видеороликов и файлов учащиеся улучшают свой словарный запас, чтение и грамматику. Текстовые предложения соответствуют возрастному уровню учеников. Преподаватель помогает учащимся сосредоточиться, снимает трудности введением сложной или новой лексики и комментирует самые важные моменты. Например, готовит вопросы или тестовые задания по содержанию, а также просит прочитать готовый текст самих ребят.

Для дальнейшей работы можно попробовать свои творческие силы при составлении презентаций в групповой работе.

Конечно, при работе с младшими школьниками задействованы не все ресурсы и возможности лингафонного кабинета. Это объясняется малым количеством часов для обучения, новизной программы, возрастной особенностью обучающихся. Возможно, что не все ребята могут пользоваться техникой на должном уровне. Но из полученного опыта можно выделить особые преимущества: рациональное использование рабочего времени и повышение эффективности учебного процесса. Работа преподавателя становится также продуктивнее и разнообразнее. Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что способствует активизации их познавательной деятельности. Многие родители отмечают возросший интерес к занятиям по иностранному языку.

Ссылки на источники

1. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Марус М.Л., Пестова Е.В., Саитова Н.А. Особенности использования ПО для лингафонного кабинета JoyClass v.8.1 на занятиях по иностранному языку в вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/498-00243. - ISSN 24134066

3. Демидова С. Ю., Саитова Н. А. Особенности реализации программы дополнительного образования по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2018/186072.htm.

4. Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка.- М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003.-142с.

Svetlana Demidova

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Natalia Saitova

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Elena Pestova

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Opportunities of a language laboratory in the process of learning the language skills of younger school students in the system of supplementary education

Abstract. The article is devoted to the possibilities of the language laboratory use in the process of learning the language skills of younger students in the system of supplementary education. This paper discusses a brief description of the requirements for the program "Conversational English for younger students" and its major objectives. The authors describe the main advantages and features of the information technology use in the process of program implementation.

Keywords: supplementary education program,language laboratory, listening, video material, presentation, grammar, game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.