Научная статья на тему 'Возможности коррекции адаптационного потенциала студентов'

Возможности коррекции адаптационного потенциала студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
548
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ТРЕКРЕЗАН / ТREKREZAN / ADAPTIVE POTENTIAL / PHYSICAL FITNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Деманова Ирина Фёдоровна, Расулов Максуд Мухамеджанович, Кузнецов Игорь Анатольевич, Деманов Анатолий Владимирович

Низкий уровень здоровья студентов, неудовлетворительный уровень их физической подготовленности и неблагоприятные воздействия окружающей среды приводят к частым заболеваниям и, как следствие, пропускам учебных занятий. Показано, что применение биологически активной добавки «Трекрезан» позволит, в совокупности с разработанной методикой дополнительных заданий, группе студентов с заведомо заниженными показателями адаптационного потенциала и проблемами со здоровьем выйти на новый физиологический уровень и значительно повысить работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Деманова Ирина Фёдоровна, Расулов Максуд Мухамеджанович, Кузнецов Игорь Анатольевич, Деманов Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF CORRECTION OF ADAPTIVE POTENTIAL OF STUDENTS

The low level of students' health, the unsatisfactory level of their physical fitness and the adverse effects of the environment lead to frequent illnesses and as a consequence to non-attendance of training lessons. It is shown that the use of dietary supplement "Тrekrezan" in conjunction with the worked out methodology of additional assignments will allow a group of students with deliberately understated performance of adaptive potential and health problems to reach a new physiological level and significantly improve their working capacity.

Текст научной работы на тему «Возможности коррекции адаптационного потенциала студентов»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 796.011.3 ББК 6/8.75.1

И. Ф. Деманова, М. М. Расулов, И. А. Кузнецов, А. В. Деманов

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

I. F. Demanova, M. M. Rasulov, I. A. Kuznetsov, A. V. Demanov

THE POSSIBILITIES OF CORRECTION OF ADAPTIVE POTENTIAL OF STUDENTS

Низкий уровень здоровья студентов, неудовлетворительный уровень их физической подготовленности и неблагоприятные воздействия окружающей среды приводят к частым заболеваниям и, как следствие, пропускам учебных занятий. Показано, что применение биологически активной добавки «Трекрезан» позволит, в совокупности с разработанной методикой дополнительных заданий, группе студентов с заведомо заниженными показателями адаптационного потенциала и проблемами со здоровьем выйти на новый физиологический уровень и значительно повысить работоспособность.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, физическая подготовленность, здоровье, Трекрезан.

The low level of students’ health, the unsatisfactory level of their physical fitness and the adverse effects of the environment lead to frequent illnesses and as a consequence to non-attendance of training lessons. It is shown that the use of dietary supplement 'Trekrezan" in conjunction with the worked out methodology of additional assignments will allow a group of students with deliberately understated performance of adaptive potential and health problems to reach a new physiological level and significantly improve their working capacity.

Key words: adaptive potential, physical fitness, health, Тrekrezan.

Современные условия обитания человека определяют степень подготовленности и адаптации каждого конкретного индивидуума. Выживаемость и успешность в этой жизни зависят от наличия определенного уровня здоровья и функционального состояния организма. В свою очередь, здоровье напрямую связано с активным образом жизни, качеством, структурой и объемом выполняемой физической нагрузки. Индикатором здоровья является адаптационный потенциал. Существует несколько путей повышения адаптационного потенциала и функциональных возможностей организма [1, 2].

Было сделано предположение, что применение нового отечественного препарата «Трекрезан», который обладает адаптогенным и иммуномодулирующим эффектами [3, 4], на начальном этапе эксперимента позволит группе студентов с заведомо заниженными показателями адаптационного потенциала и проблемами в здоровье выйти на новый физиологический уровень и, как следствие, успешно освоить предложенную экспериментальную программу физических упражнений.

Трекрезан в виде биологически активной добавки (БАД) применяли в основной экспериментальной группе студентов-добровольцев по 1 капсуле, содержащей 300 мг субстанции, ежедневно в течение 2-х недель утром за 15-30 минут до еды.

Основная задача исследования заключалась в обосновании подбора средств локального воздействия оздоровительно-физических упражнений на организм студентов в сочетании с активным применением БАД нового поколения «Трекрезан».

Подбор средств для формирования программы осуществлялся с учетом их сходства по двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основными упражнениями учебных нормативов. Приоритетом в подборе средств для дополнительных заданий с элементами регулировки нагрузки, в паузах между подходами к основным упражнениям, являлись рекомендации по выполнению физических упражнений, имеющих целевую направленность для ук-

репления и восстановления здоровья. Совершенствование определенной энергосистемы организма достигалось с соблюдением физиологической специфичности улучшения различных звеньев работоспособности:

— воздействие на креатинфосфатную систему включало применение кратковременных скоростно-силовых нагрузок на предельной мощности - спринт на 30 м, 50 м или рывок веса максимальной тяжести;

— тренировка лактатной системы включала удержание субмаксимальных весов или спур-ты на расстояние 200-800 м;

— упражнения для аэробной системы предполагали использование длительной работы в аэробной зоне на фоне кратковременных промежутков активности, превышающих показатели анаэробного порога;

— восстановительная работа выполнялась с интенсивностью, не превышающей уровня анаэробного порога.

С учетом вышеизложенного был подобран комплекс упражнений для развития и совершенствования выявленных отстающих качеств испытуемых с учетом их индивидуальных особенностей. Предпочтение отдавалось упражнениям небольшим по продолжительности, доступным в обучении, простым по структуре. Применение данных упражнений было направлено на коррекцию и нормализацию физиологических и физических функций организма, формирование устойчивости к нестабильным факторам среды.

Для изучения надежности использования оздоровительных упражнений было просмотрено более 80 комплексов двигательных заданий. Все они сопровождались обязательными условиями стандартизации (определение эмпирической информативности и надежности с расчетом коэффициента корреляции для каждой группы субъективных признаков заболеваемостей).

При анализе итогов эксперимента были выявлены основные комплексы упражнений (14 комплексов), имеющие наиболее выраженную связь с изучаемыми признаками. Оздоровительные упражнения, имеющие большую информативность и надежность (г = 0,84^0,70 прир < 0,02), были задействованы в основном эксперименте.

Для нормализации обменных процессов и функционального состояния организма, улучшения периферического кровообращения и притока крови в коронарную систему, усиления окислительно-восстановительных процессов в миокарде широко применялись ходьба и бег, упражнения на дыхание и расслабление. Ограничивались движения со статическими нагрузками, натуживани-ем, вызывающие напряжения и перенапряжения сердечно-сосудистой системы (г = 0,73).

Для устранения нервно мышечного напряжения, нормализации функций центральной нервной системы, повышения тонуса мышц сосудов были использованы упражнения с предметами и у гимнастической стенки, дозированные упражнения на тренажерах, подвижные игры, спортивные игры и плавание (г = 0,82).

Для снятия умственного переутомления, перенапряжения силы, образования инертных очагов возбуждения и торможения, улучшения психоэмоционального состояния студентов применялись упражнения с музыкальным сопровождением и эмоциональными нагрузками (г = 0,84).

Для уменьшения застойных явлений в нижних конечностях, снижения усталости в ногах и улучшения общего состояния организма использовались общеразвивающие упражнения с горизонтальным исходным положением, преимущественно с движениями нижними конечностями. Широко применялись упражнения с сопротивлением для мышц голени и бедра с резиновым амортизатором. Упражнения с отягощениями были исключены (г = 0,77).

Восстановление нарушенной функции легких, устранение поверхностного и учащенного дыхания, дискоординация дыхательных движений, увеличение силы дыхательной мускулатуры, снижение повышенной чувствительности к химическим веществам и аллергенам достигалось с помощью дозированного бега, специальных упражнений для мышц диафрагмы и плечевого пояса, упражнениями на гимнастических матах и скамейках. Особое внимание уделялось обучению правильному дыханию. Исключались упражнения, требующие значительных усилий, и резкие движения, сбивающие ритм и дыхание (г = 0,74).

Для повышения функциональных резервов организма, адаптации к неблагоприятным условиям окружающей среды, улучшения обмена веществ, активизации кровообращения в брюшной полости и малом тазу, нормализации функций желудка и кишечника были рекомен-

дованы упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, плавание, элементы спортивных игр, специальные упражнения с исходным положением лежа на правом и левом боку и в упоре стоя на коленях, упражнения для формирования осанки (г = 0,80).

Укрепление мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения ткани глаза, снижение зрительных нагрузок осуществлялись по методике У. Г. Бейтса (1920) (г = 0,79).

Для восстановления опорно-двигательного аппарата, улучшения кроволимфотока, метаболизма в тканях опорно-двигательного аппарата выполнялись элементы спортивных игр, упражнения на тренажерах, плавание (г = 0,76).

Для улучшения функций сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укрепления опорно-двигательного аппарата, повышения обмена веществ используются легкоатлетические упражнения: бег с изменением направления, по кругу, повороту, в различном темпе с изменением скорости движения, с остановками по внезапно поданному сигналу. Прыжки в высоту всеми спортивными способами, прыжки в глубину с отскоком и поворотами на 90°, 180°, 360° (высота опоры 1 м). Прыжки в длину с мостика через веревочку способом «ножницы». Эстафеты и подвижные игры (обегание стоек, бег по гимнастическим скамейкам, прыжки через барьеры, собирание предметов), кроссовый бег на различных дистанциях (г = 0,73).

Силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство развивают упражнения в метании: с ограниченной опоры, в движении, в толкании ядра и набивного мяча (г = 0,81).

Развивают мышечную силу, укрепляют связочный аппарат, улучшают подвижность в суставах, совершенствуют координацию движения, оживляют периферическое кровообращение, улучшают деятельность дыхательной системы, повышают обменные процессы в тканях гимнастические упражнения: ходьба в движениях, общеразвивающие упражнения, равновесия на одной ноге с различными изменениями положения туловища и конечностей, упражнения на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне, удержание гимнастической палки на вытянутой руке, элементы упражнений спортивной гимнастики (опорные и безопорные прыжки, висы на перекладине, лазание по канату и вертикальной лестнице), акробатические упражнения, статические положения (г = 0,78).

Повышают функциональные возможности основных органов и систем, улучшают функции ряда анализаторов, совершенствуют двигательные навыки и качества, развивают ловкость, подвижность, быстроту реакции, внимание спортивные игры: ведение мяча с изменением направления движения и скорости передвижения, броски мяча в заданную точку на дальность, ловля и передача мяча в прыжке, после кувырков и поворотов (г = 0,75).

Ключевыми звеньями в развитии мышечной силы являются два различных физиологических механизма - мышечная гипертрофия и нейромышечная адаптация, которые развиваются специальными упражнениями из раздела «Борьба» при выполнении бросков с партнером, падением со страховкой, защитой в стойке, переворотами из положения «мост» в положение «партер», передвижением по ковру с захватом рук (г = 0,77).

Общую выносливость, быстроту, координацию, силу, вестибулярную устойчивость, положительные изменения в функциях нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательном аппарате, а также в структурном изменении мышц развивает и формирует плавание (г = 0,83).

Для проверки эффективности разработанных упражнений была проведена апробация на качество их выполнения после прохождения учебного материала. Был рассчитан коэффициент информативности (г = 0,78-0,82), который подтвердил предположение о соответствии требований к структуре предложенных упражнений и достаточной степени влияния на изучаемые показатели.

Применение данной методики является наиболее целесообразным, поскольку полученные в ходе ее реализации результаты свидетельствуют о значительных положительных изменениях в уровне физического развития, физической подготовленности и здоровья студентов. Создаются условия для прогресса индивидуально выраженных способностей, обеспечивается большой прирост итоговых результатов, снижается уровень заболеваемости, количество пропусков занятий, резко повышается самооценка индивидуума. Экспериментально доказано, что применение препарата «Трекрезан» как БАД в совокупности с разработанной методикой дополнительных заданий привело к положительным физиологическим изменениям в организме и, как следствие,

к значимому повышению уровня адаптационного потенциала. В результате снизился уровень заболеваемости - на 26,3 %, количество пропусков занятий - на 57,6 %, успеваемость повысилась на 42,5 %.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деманова И. Ф., Деманов А. В. Взаимосвязь состояния здоровья и физической подготовленности испытуемых в условиях экологического неблагополучия // IX Междунар. науч. конф. «Инновации в науке и образовании-2011», Калининград, октябрь 2011 г. - Калининград, 2011. - С. 468-470.

2. Показатель антропогенного загрязнения атмосферного воздуха / И. А. Кузнецов, Ю. В. Климова, М. М. Расулов и др. // Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Экологические проблемы природных и антропогенных территорий» / под ред. А. В. Димитриева, Е. А. Синичкина. - Чебоксары: Новое время, 2012. - С. 53-54.

3. Расулов М. М., Воронков М. Г. Эволюция концепций создания адаптогенов // Синтетическая, теоретическая, биологическая и прикладная химия элементоорганических соединений: симпоз., посвященный 90-летию академика М. Г. Воронкова, Санкт-Петербург, 2011. - СПб., 2011. - С. 42.

4. Трекрезан как активатор мРНК аминоацил-тРНК-синтетазы / М. М. Расулов, М. К. Нурбеков, С. Н. Бобкова и др. // Химико-фармацевтический журнал. - 2011. - № 45 (7). - С. 3-6.

Статья поступила в редакцию 9.04.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Деманова Ирина Фёдоровна - Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Технология спортивной подготовки»; [email protected] .

Demanova Irina Fyodorovna - Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Technology of Sport Training"; [email protected].

Расулов Максуд Мухамеджанович - Педагогический институт физической культуры Московского городского педагогического университета; д-р мед. наук, профессор; зав. кафедрой «Адаптивная физическая культура»; [email protected].

Rasulov Maksud Mukhamedzhanovich - Pedagogical Institute of Physical Training of Moscow Municipal Pedagogical University; Doctor of Medical Science, Professor; Head of the Department "Adaptive Physical Training"; [email protected].

Кузнецов Игорь Анатольевич - Астраханский государственный технический университет; канд. мед. наук, доцент; доцент кафедры «Технология спортивной подготовки»; [email protected].

Kuznetsov Igor Anatolievich - Astrakhan State Technical University; Candidate of Medical Science, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Technology of Sport Training"; [email protected].

Деманов Анатолий Владимирович - Астраханский государственный технический университет; канд. пед. наук, доцент; зав. кафедрой «Технология спортивной подготовки»; [email protected].

Demanov Anatoliy Vladimirovich - Astrakhan State Technical University; Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor; Head of the Department "Technology of Sport Training"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.