Бюджетное регулирование
УДК 338.2
ВОЗМОЖНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Н.В. КРУЧИНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Московский государственный университет
путей сообщения
Предмет/тема. В статье отмечается, что развитие природоохранной деятельности в мире идет в направлении от совершенствования производственных процессов к изменениям в моделях потребления. У многих товаров самое высокое воздействие на окружающую среду приходится на фазу потребления. Государственные органы власти являются не только одним из крупных потребителей товаров, работ, услуг, но и имеют возможность через механизм государственных закупок формировать устойчивую модель потребления и транслировать ее на частный сектор. Это представляется важным стимулирующим механизмом повышения эффективности природоохранной деятельности в современных условиях.
Цели/задачи. Сформулированы основные проблемы, которые необходимо решить при формировании устойчивой модели государственных закупок: недостаток практических инструментов и информации; завышенная цена на более экологичные товары и услуги; недооценка управленческой поддержки. Разработаны предложения по формированию стимулирующего механизма повышения эффективности природоохранной деятельности на основе контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Методология. С помощью абстрактно-логических методов доказана целесообразность подобных механизмов.
Результаты Разработаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства в области контрактной системы в сфере закупок. Реализация данных предложений в конечном итоге позволит активизировать природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов на основе стимулирующих механизмов в системе государственных закупок.
Выводы/значимость. Важность исследования обусловлена актуальностью проблем формирования устойчивого потребления и предотвращения ухудшения окружающей среды в условиях кризисной экономической ситуации. Особенно значимым стимулирующий механизм становится при ограниченности финансовых ресурсов, что характерно для настоящего времени.
Ключевые слова: природоохранная деятельность, стимулирование, контрактная система, закупки для государственных нужд
Основной задачей управления природоохранной деятельностью в настоящее время является устра-
CK
s ш
h
о «
(U «
s
X
3
X
л
ц
cd G S
a s
X
^
s s
Л X X <u
M h о Л
eö «
Сущность в
нение зависимости между экономическим развитием и деградацией окружающей среды, связанной с потреблением, использованием ресурсов и образованием отходов. Потребление представляет собой важный этап жизненного цикла продукта. Многие товары и услуги имеют высокий уровень воздействия на окружающую среду именно в фазе потребления. Изменение характера потребления может способствовать снижению воздействия на окружающую среду путем смещения акцентов потребления от товаров и услуг с высоким уровнем влияния к низкоинтенсивным товарам и услугам. Такой подход требует согласованных действий всех участников рынка, включая органы государственной власти, коммерческие структуры и потребителей. Органы государственной власти могут инвестировать в создание устойчивой инфраструктуры, устанавливать правила для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития. Сейчас имеется целый арсенал экономических инструментов стимулирования природоохранной деятельности. Однако эти инструменты направлены в основном на совершенствование производственных процессов и использование ресурсов и мало затрагивают сферу потребления. Но, как известно, потребление дает обратный эффект, который выражается в увеличении объемов производства и отходов. В связи с этим стимулирование устойчивого потребления представляется актуальной проблемой в плане повышения эффективности природоохранной деятельности и для достижения конечного результата -улучшения состояния окружающей среды.
Органы государственной власти являются крупным потребителем товаров и услуг, хотя и уступают по объему потребления частному сектору. Но именно государственные органы власти как потребители товаров и услуг могут заложить фундамент устойчивой модели потребления. На взгляд автора, такие возможности имеет контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Планирование
±
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
Закупка товара, работы,
услуги для государственных или муниципальных нужд -совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд
Исполнение обязательств сторонами контракта
понятия «закупка товара, работы, услуги» соответствии с Законом № 44-ФЗ
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) дает определение понятию «закупка товара, работы, услуги» с функциональной точки зрения, т.е. с позиции действий, осуществляемых заказчиком в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд (см. рисунок).
Таким образом, государственные расходы на потребление представляют собой потенциально стабильный рынок экологически безопасных товаров и услуг. Решения о закупке принимаются меньшим числом участников, а поэтому потенциал для создания высокого уровня устойчивой покупки высок. Кроме того, договор закупки с крупным органом государственной власти может стимулировать рынок экологически чистой продукции, который впоследствии распространится и на частный сектор.
Однако российская контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд не включает в себя действенные стимулирующие механизмы для формирования устойчивой модели потребления и в конечном итоге - для повышения эффективности природоохранной деятельности. Так, основными принципами контрактной системы в сфере закупок в РФ являются:
- принцип открытости и прозрачности;
- принцип обеспечения конкуренции;
- принцип профессионализма заказчика;
- принцип стимулирования инноваций;
- принцип ответственности за результативность и эффективность закупок1.
На взгляд автора, этих принципов недостаточно для формирования модели устойчивого потребления, поскольку отсутствует принцип стимулирования экологической эффективности.
Осознание мировым сообществом остроты проблемы экологической безопасности привело к синтезу понятий «экологическая эффективность» и «технологическая эффективность», продуктом которого стала концепция наилучших доступных технологий. Критерии данной концепции были рассмотрены в работе М.В. Бегака и ряде исследований автора. Понятие «наилучшая доступная технология» существует в настоящее время в правовом поле российского законодательства, но без четких критериев признания. Кроме того, с 2011 г. в РФ ведутся работы по созданию технологической платформы для развития наилучших доступных технологий. В связи с этим представляется целесообразной трактовка принципа стимулирования инноваций не как закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, а как закупки продукции, произведенной с использованием наилучших доступных технологий.
Важно, что Закон № 44-ФЗ устанавливает три группы требований, предъявляемых к участникам закупки:
- единые требования;
- дополнительные требования;
- дополнительные требования Правительства РФ2.
Анализ этих требований позволяет сделать вывод о том, что они не стимулируют участников к экологоориентированному поведению. Например, дополнительные требования, устанавливаемые Правительством РФ, могли бы содержать наряду с обязательностью наличия опыта работы, деловой репутации и специалистов определенного уровня квалификации и условие сертификации по стандартам экологического менеджмента, что предполагает разработанную экологическую политику хозяйствующего субъекта с оценкой имеющихся
1 Статья 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд».
экологических аспектов и программой мероприятий в области природоохранной деятельности.
Единые требования к участникам закупки подразделяются на подтверждаемые и декларируемые. К декларируемым относится требование отсутствия задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год в сумме, превышающей 25% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует отметить, что платежи за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами являются обязательными платежами в бюджетную систему РФ. Приведем такой пример. По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой РФ, установлено, что в 2012 г. из 200 тыс. организаций только Северо-Западного управления, поднадзорных Ростехнадзору, плату за загрязнение окружающей среды внесли лишь 17 тыс. организаций. Этот факт свидетельствует о недостатках администрирования этого вида обязательных платежей, но в то же время подтверждает низкий уровень внимания к проблеме стимулирования эффективной природоохранной деятельности (особенно в условиях кризисных экономических явлений). Поэтому, на взгляд автора, контроль за отсутствием у участника закупки задолженностей по обязательным платежам за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов будет определенным стимулом к формированию экологоориентированного поведения.
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает необходимость соблюдения требований энергетической эффективности для товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд3. Это положение конкретизировано в постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд». Производство, транспортировка и потребление энергии, несомненно,
3 Статья 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
являются одними из самых мощных сфер загрязнения окружающей среды. Многие европейские государства даже ввели налог на энергию. Однако энергоэффективность - только одна составляющая экологической эффективности. Поэтому, выделяя только энергетическую эффективность и не рассматривая такие проблемы, как эффективность использования ресурсов, применение запрещенных химических веществ, экологическая чистота продукции, уровень вторичной переработки и др., законодатель сужает возможности стимулирования природоохранной деятельности, которые имеются в контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд.
Логика развития законодательной базы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в направлении стимулирования природоохранной деятельности сталкивается с такими препятствиями, как недостаточный уровень технологического развития в РФ и необходимость структурной перестройки экономики. Таким образом, возникает противоречие, при котором, с одной стороны, наблюдается совершенствование законодательства в свете мировых тенденций и потребностей, а с другой стороны, возникают проблемы его практической реализации по причине недостаточности участников закупки, отвечающих новым требованиям. Кроме того, не достигается конечная цель стимулирования - повышение эффективности природоохранной деятельности.
Разрешение данного противоречия возможно путем использования преференций. В настоящее время Закон № 44-ФЗ устанавливает ряд преференций:
- для предприятий уголовно-исправительной системы;
- для организаций инвалидов;
- для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Механизмы реализации этих преференций разные, но все они имеют стимулирующий характер. В связи с этим определенные льготные условия можно предоставить, например, организациям, использующим наилучшие доступные технологии. При этом с точки зрения механизма реализации преференции предпочтительны преимущества в заключении контракта по отношению к другим участникам, нежели в предоставлении скидки в отношении цены контракта. Тогда, если в закупках для государственных и
муниципальных нужд участвует организация, либо использующая наилучшие доступные технологии при производстве своей продукции, либо реализующая продукцию, произведенную с применением наилучших доступных технологий, то ей следует предоставить преимущественное право заключить государственный контракт. Конечно, такой участник должен иметь сертификацию по экологическому менеджменту и не быть должником перед бюджетной системой РФ по обязательным платежам за загрязнение окружающей среды. В этом случае реализуется механизм стимулирования эффективной природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, проведенный анализ действующих положений контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд позволил сделать следующие выводы.
Необходимо расширить принципы действия контрактной системы в сфере закупок, что представляется важным, поскольку принципы как основополагающие начала обеспечивают вектор направленности всей системы. Поэтому использование понятия «наилучшие доступные технологии» вместо инноваций позволит шире задействовать экологический инструментарий в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд.
Другой важной составляющей совершенствования контрактной системы в сфере закупок является расширение требований, предъявляемых к участникам закупок. Это касается:
- включения в перечень единых требований ко всем участникам закупок требования не только энергетической, но и экологической эффективности;
- введения в состав дополнительных требований Правительства РФ положений о наличии сертификации по экологическому менеджменту.
Наряду с определенным ужесточением требований к участникам закупок целесообразно предусмотреть и преференции, в частности, касающиеся участников, использующих наилучшие доступные технологии. Тогда вся система предложенных мер будет носить стимулирующий характер в области повышения эффективности природоохранной деятельности.
Список литературы
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экораз-вития. М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 1994. 311 с.
2 . Ахметшина А.Р. Проблемы устойчивого эко-лого-экономического развития и пути их решения // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С.194-197.
3 . БегакМВ. НДТ: эффективно, доступно, продуктивно // Эко-бюллетень ИНЭКА. 2009. № 3. С. 14-16.
4 . Бобылев С.Н. Экономика природопользования. М.: Инфра-М, 2007. 501 с.
5 . Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития. М.: Ступени, 2004. 304 с.
6 . Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. М.: Международные отношения, 2004. 208 с.
7 . Залесский Л.Б. Экологический менеджмент. М.: Юнити, 2004. 220 с.
8 . Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити, 2011. 350 с.
9 . Кружилина О. Повинны все или почти все: экологический платеж. URL: http://www.buhgalteria. ru/article/n131914.
10 . Кручинина Н.В. Совершенствование экономических инструментов управления охраной окружающей среды и природопользованием в условиях перехода к устойчивому развитию // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 6. C. 95-101.
11. Кручинина Н.В. Последовательность оценки затрат и экономических преимуществ при определении наилучшей доступной технологии //
Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 39. С.49-55.
12 . Лукьянчиков Н.Н. Кто и как должен платить за негативное воздействие на природу // Российская Федерация сегодня. 2008. № 6. С. 54-55.
13 . Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. Ростов н/Д.: МарТ, 2003. 224 с.
14 . Одинцов М. Компромисс между экономикой и экологией возможен // Финансовый контроль. 2009. № 10. С. 14-16.
15 . Рюмина Е.В. Роль экономики в стимулировании охраны окружающей среды // На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 36. С. 13-15.
16 . Савон Д.Ю. Экологизация производственной сферы: концепция, факторы, механизмы. Ростов н/Д.: Ростовский государственный педагогический университет, 2006. 256 с.
17 . Храмкин А. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. М.: Юриспруденция, 2013. 260 с.
18 . Шавылина А. Размещаем госзаказ у субъектов малого предпринимательства. URL: http://www. audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/281927.html.
19. Экология и экономика природопользования / под ред. З.В. Гирусова. М.: Юнити, 2007. 591 с.
20. Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века / под ред. К.В. Папенова. М.: Теис, 2003. 762 с.
Finance and Credit Budget Regulation
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
CAPABILITIES OF THE CONTRACT SYSTEM IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENTS TO ENCOURAGE THE EFFECTIVE ENVIRONMENTAL ACTIVITIES OF ECONOMIC ENTITIES
Natal'ya V. KRUCHININA
Abstract
Importance The global environmental activities develop from the improvement of production processes towards changes in consumption patterns Many products have the highest impact on environment at the consumption phase Public authorities are not only one of the largest consumers of goods, works and services, but also have an opportunity, through the public pro-
curement mechanism, to create a sustainable model of consumption and communicate it to the private sector. This is an important incentive mechanism to improve environmental performance under modern conditions Objectives The aim of the study is to develop proposals for building an incentive mechanism to improve environmental performance on the basis of the contract system in the sphere of State and municipal procurement .
Methods Using abstract and logical methods, I defined the most effective mechanisms inherent in the contract system of procurement and proved their expediency The development of such mechanisms will improve the efficiency of environmental activities
Results I identified the main problems that need to be addressed in the formation of a sustainable model of public procurement. They include: the lack of practical tools and information; overcharge price for more environmentally friendly products and services; underestimated management support . I have developed specific proposals to improve the legal framework in the area of contract system of procurement . Their implementation will ultimately enhance the environmental activities of economic entities on the basis of incentive mechanisms in public procurement
Conclusions The significance of the study is caused by the relevance of the problem relating to formation of sustainable consumption and prevention of environmental degradation This is especially important in conditions of economic crisis The incentive mechanism becomes especially important against the background of limited financial resources, which is typical of the present conditions
Keywords: environmental activities, incentive, contract system, procurement, State needs
References
1. Akimova T.A., Khaskin V.V. Osnovy ekoraz-vitiya [Fundamentals of eco-development]. Moscow, Russian Academy of Economics named after Plekhanov Publ., 1994, 311 p.
2 . Akhmetshina A . R . Problemy ustoichivogo ekol-ogo-ekonomicheskogo razvitiya i puti ikh resheniya [Problems of sustainable environmental and economic development and ways to solve them]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2010, no. 4, pp. 194-197.
3. Begak M.V. NDT: effektivno, dostupno, produk-tivno [Best Available Technologies: effective, accessible, productive]. Eko-byulleten' INEKA = Eco-bulletin InEcA, 2009, no. 3, pp. 14-16.
4 . Bobylev S .N . Ekonomika prirodopol'zovaniya [Environmental economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007, 501 p.
5. Bobylev S.N., Girusov E.V., Perelet R.A. Ekonomika ustoichivogo razvitiya [Economics of sus-tainability]. Moscow, Stupeni Publ., 2004, 304 p.
6 . Gusev A . A . Sovremennye ekonomicheskie problemy prirodopol 'zovaniya [Modern economic problems of environmental management]. Moscow, Mezhdunar-odnye otnosheniya Publ., 2004, 208 p.
7. Zalesskii L.B. Ekologicheskii menedzhment [Ecological management]. Moscow, YUNITI Publ., 2004, 220 p.
8. Krivorotov V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva i regionov [Economic security of the State and regions]. Moscow, YUNITI Publ., 2011, 350 p.
9. Kruzhilina O. Povinny vse ili pochti vse: ekologicheskii platezh [All or almost all are guilty: an environmental payment]. Available at: http://www. buhgalteria.ru/article/n131914. (In Russ.)
10. Kruchinina N.V. Sovershenstvovanie eko-nomicheskikh instrumentov upravleniya okhranoi okruzhayushchei sredy i prirodopol'zovaniem v uslovi-yakh perekhoda k ustoichivomu razvitiyu [Improving the economic instruments of environmental protection management and use of natural resources in conditions of transition to sustainable development] . Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2010, no. 6, pp. 95-101.
11. Kruchinina N.V. Posledovatel'nost' otsenki za-trat i ekonomicheskikh preimushchestv pri opredelenii nailuchshei dostupnoi tekhnologii [The consistency of assessing the expenses and economic advantages when determining the best available technology] . Ekonom-icheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 39, pp. 49-55.
12. Luk'yanchikov N.N. Kto i kak dolzhen platit' za negativnoe vozdeistvie na prirodu [Who and how should pay for the negative impact on the nature] Rossiiskaya Federatsiya segodnya = Russian Federation Today, 2008, no. 6, pp. 54-55.
13. Moskalenko A . P. Ekonomika prirodopol'zovaniya i okhrany okruzhayushchei sredy [Economics of environmental management and environmental control]. Rostov-on-Don, MarT Publ., 2003, 224 p.
14. Odintsov M. Kompromiss mezhdu ekonomikoi i ekologiei vozmozhen [A trade-off between economics and ecology is possible] . Finansovyi kontrol' = Financial Control, 2009, no. 10, pp. 14-16.
15. Ryumina E.V. Rol' ekonomiki v stimulirovanii okhrany okruzhayushchei sredy [The role of economics in incentives for environmental protection] . Na puti k ustoichivomu razvitiyu Rossii = Towards Sustainable Development of Russia, 2007, no. 36, pp. 13-15.
16. Savon D.Yu. Ekologizatsiya proizvodstvennoi sfery: kontseptsiya, faktory, mekhanizmy [Greening of
the production sphere: a concept, factors, mechanisms]. Rostov-on-Don, Rostov State Pedagogical University Publ., 2006, 256 p.
17. Khramkin A. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gos-udarstvennykh i munitsipal 'nykh nuzhd [A contract system in the sphere of State and municipal procurement of goods, works, services]. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2013, 260 p.
18. Shavylina A . Razmeshchaem goszakaz u sub "ektov malogo predprinimatel 'stva [Placing a State order with small businesses]. Available at: http://www. audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/281927.html . (In Russ.)
19 . Ekologiya i ekonomika prirodopol'zovaniya [Ecology and environmental economics]. Moscow, YUNITI Publ., 2007, 591 p.
20 . Ekonomicheskie problemy prirodopol 'zovaniya na rubezhe XXI veka [Economic problems of environmental management at the turn of the 21th century] . Moscow, Teis Publ., 2003, 762 p.
Natal'ya V. KRUCHININA
Moscow State University of Railway Engineering, Moscow, Russian Federation [email protected]