Научная статья на тему 'Возможности коммерческого использования ГЛОНАСС'

Возможности коммерческого использования ГЛОНАСС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Основной задачей коммерциализации глобальной навигационной системы глонасс является эффективное внедрение современных навигационных технологий глонасс на российский и международный рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности коммерческого использования ГЛОНАСС»

Возможности коммерческого использования ГЛОНАСС

основной задачей коммерциализации глобальной НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС ЯВЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС НА РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНКИ.

Схема построения регионального функционального дополнения

Функциональные дополнения к ГЛОНАСС

В настоящее время многих потребителей спутниковой навигационной информации не в полной мере удовлетворяет точность, достоверность и другие параметры навигационных определений, предоставляемых действующими в штатном режиме системами ГЛОНАСС и GPS. Это, прежде всего, различные виды транспорта, геодезические и картографические службы, научные учреждения. В мировой практике указанная проблема решается путем создания так называемых функциональных дополнений к спутниковым навигационным системам.

Общий принцип построения этих дополнений заключается в следующем. На пункте (или пунктах) с известными координатами устанавливается опорная станция, имеющая в составе приемник ГЛОНАСС и/или GPS. По измерениям этих приемников формируются дифференциальные поправки (ДП), представляющие собой оценки погрешностей измерений и информацию о целостности навигационного поля, которые должны передаваться потребителям в зоне обслуживания и учитываться при их обсервациях.

Известно несколько способов практической реализации рассмотренного принципа в зави-

24 мая 2007 г. В пансионате "Лесные дали" ФГУП "РНИИ КП" провел Совет Генеральных (Главных) конструкторов по системе ГЛОНАСС. На совете обсуждались вопросы! развития орбитальной группировки, функциональных дополнений, а также возможности коммерческого использования отечественной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В рамках Совета состоялась пресс-конференция с участием руководителей Роскосмоса, Министерства обороны и ведущих предприятий ракетно-космической отрасли.

симости от размеров территории, на которую распространяется действие ДП, и способа их доставки потребителям. ФГУП “РНИИ КП" с 2002 г. является головным исполнителем по созданию региональныхи широкозонныхфункциональ-ных дополнений к системам ГЛОНАСС и GPS.

Особенность схемы построения одного из вариантов регионального функционального дополнения состоит в передаче ДП потребите-

лям в канале телевизионного вещания без нарушения его работы. В аппаратуре потребителей принятые ДП вводятся в текущие измерения и компенсируют существующие погрешности. В результате значительно повышается точность обсерваций. Система способна обеспечить определение координат с точностью до 3 см на расстоянии 30 км относительно опорной станции и до 3 м — на расстоянии до 150 км. Данный вариант весьма экономичен, что будет способствовать быстрому внедрению системы в регионах.

На приведенном выше рисунке представлена схема построения системы широкозонного функционального дополнения. Эта более сложная перспективная система получила название системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ). Зоной действия услуг СДКМ является вся территория РФ, а также прилегающие регионы.

Особенности системы заключаются в том, что на обширной территории разворачивается несколько (сеть) опорньх станций с приемниками сигналов ГЛОНАСС и GPS.

Аппаратура опорной станции дифференциальньх поправок (2002 г.)

Измерения, полученные на этих станциях, передаются в центр обработки данных (центр глобального мониторинга — ЦГМ). В центре вычисляются погрешности текущих эфемерид и часов навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и ЭРБ, которые в виде корректирующей информации могут передаваться потребителю либо через Интернет, либо по каналам спутниковой связи. Система обеспечивает определение координат с точностью до 3 м на всей территории. В случае совместного использования сигналов систем ГЛОНАСС и ЭРБ, СДКМ и региональных функциональных дополнений возможно обеспечить определение координат с точностью до 3 см на расстояниях до 200 км относительно опорных станций.

Для реализации описанных выше работ специалистами института была разработана аппаратура, предназначенная для установки на опорных станциях региональных и широкозон-

Национальная политика США и Евросоюза в области глобальны їх навигационных спутниковых систем

ных функциональных дополнений. Она обеспечивает прием сигналов спутников ГЛОНАСС и ЭРБ в диапазонах L1 и 12, передачу в центр обработки "сырых" измерительных данных и выработку дифференциальных поправок к измерениям и мониторинговой информации о целостности навигационного поля и других характеристиках компонентов навигационной системы.

Основные направления и перспективы коммерческого использования систем и технологий спутниковой навигации

Основной задачей коммерциализации глобальной навигационной системы ГЛОНАСС является эффективное внедрение современных навигационных технологий ГЛОНАСС на российский и международный рынки.

Основные цели государства в коммерческом использовании системы ГЛОНАСС, это достижение нового качества жизни населения, увели-

чение доли и темпов развития наукоемких технологии в структуре российской экономики, повышение доступности и качества навигационных услуг, усиление международного влияния России, экспорт высокотехнологичного оборудования и услуг, обмен и взаимное использование технологий спутниковой навигации в гражданских и оборонных отраслях и повышение вклада спутниковых навигационных технологий системы ГЛОНАСС в социально-экономическое и инновационное развитие России.

Основные условия коммерческого

использования системы ГЛОНАСС

В сфере ответственности государства:

• Создание и поддержание конкурентоспособной системы ГЛОНАСС.

• Гарантированное предоставление бесплатных открытых навигационных сигналов.

В 2010 г. суммарный доход от услуг, предоставляемых системами связи третьего поколения (3G), составит около 322 млрд долл.

Из них около 233 млрд будут составлять доходы от внедрения новых услуг, связанных с определением местоположения абонентов (навигационные, помощь при авариях, срочная медицинская помощь, справочные услуги и т.д.), в сетях сотовой связи.

Предполагается, что среднегодовой темп роста доходов от таких услуг составит 24,6%.

Прогноз Международного союза электросвязи (ITU) и UMTS Forum

Схема взаимодействия между государственными сруктурами и участниками рынка

Существующие рынки

Сепьское Хозяйство активный рост

Авиация • зрелый

Строительство - зрелый

Традиционная навигации - зрелый

Безопасность и спасание • зрелый

Оборона - зрелый

Новые и растущие

Персональная

навигация • активный рост

Навигация

автомобилей • активный рост

Телематика - активный рост

Мониторинг

объектов

и транспортных

средств • активный рост

Взаимная

навигация

• активный рост

О

Перспективные рынки

Взимание платежей

и страхование - большой потенциал Автобезопасность - большой потенциал Мониторинг людей

и животных • большой потенциал

Потребительские услуги, основанные

на местопопожении - большой потенциал

Игры, основанные на местопопожении - бопьшой потенциал

Для операторов конвергенция означает прежде всего увеличение доходов, для контент-провайдеров — новые каналы сбыта, для пользователей — возможность получить все виды услуг из одной точки, через "одно окно". Поэтому конвергенция становится важнейшей тенденцией в мире инфокомму-никаций.

РпсвМавгНоиввСоорвгв

Трансформация мирового рынка навигационных товаров и услуг

• Снятие ограничений на точность определения координат и распространение детальных цифровых навигационных карт Российской Федерации.

• Поддержка экспорта оборудования и услуг ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/ОРБ.

В области участия бизнес-сообщества:

• Освоение технологий и развитие инфраструктуры формирования широкого спектра массовых услуг (цифровые кары, дополнительные информационные услуги и т. д.).

• Создание и внедрение конкурентоспособных микросхем и навигационной аппаратуры потребителя ГЛОНАСС/ОРБ.

• Развитие разветвленной инфраструктуры оказания услуг конечным потребителям (система операторов, провайдеров, дистрибьюторов и др.).

• Продвижение оборудования и услуг ГЛОНАСС/ОРБ на российский и зарубежные рынки.

Проблемы российского рынка оборудования и услуг спутниковой навигации состоят в неразвитости рынка по сравнению с передовыми странами и бесконтрольном распространении оборудования ОРБ, а также в доминировании "серого" импорта. Отсутствует конкурентоспособное абонентское оборудование ГЛОНАСС/ОРБ для массового потребителя и сертифицированные детальные навигационные электронные карты России. Проблема состоит также и в низкой информированности пользователей о возможностях навигационных технологий, несмотря на то, что объем российского рынка КПК со встроенным спутниковым навигационным приемником в 2006 г. составил свыше 200 млн долл., а в 2007 г. оценивается в сумме более 400 млн долл.

Значительная часть потенциальных потребителей навигационного оборудования и услуг находятся в регионах. В связи с этим в первую очередь требуется создание региональных на-

вигационно-информационных систем. Для этого необходимо подписать с Администрацией региона соглашения о сотрудничестве в области использования результатов космической деятельности (в т.ч. спутниковой навигации), согласовать региональный проект, создать (с участием Администрации) региональный центр ге-опространственных данных, мониторинга транспортных средств и предоставления телематических услуг и развернуть навигационную аппаратуру потребителей по согласованному проекту

Необходимым условием выделения финансовых средств из регионального бюджета является софинансирование работ со стороны федерального бюджета и привлечение коммерческих потребителей в регионе к использованию услуг созданных региональных центров. Продвижение спутниковых навигационных технологий в регионы служит элементом устранения информационного неравенства

Динамика роста продаж по продуктовому ряду на Европейском рынке

14000 ■ Смартфоны +14 Million

персональные навигаторы ■ КПК

12000 10000 8000 Дополнительные автомобильные приемники

Встроенные автомобильные приемники + 8 Million

6000 +4.2 Million _

4000 2000 _ ■ ■ ■

2003 2004 2005 2006

(О Navteq. 2006)

Прогноз динамики роста продаж по территориальным сегментам рынка

---------------------------1

[ Услуги Продукты

2001 7005 2010 201»

Ежегодный оборот продуктов и услуг спутниковой навигации (ОЛ1.2005)

(.<

І^вмірлпьмдм и

] Ближний Вое то* □ И иди«.

] Цамтралыим Лаи*

] Россия и про* «и* ■■ Госудярстм АТР

2016

Ежегодный оборот навигационной аппаратуры потребителей (Сии.2005) □ - США ♦ Япония ♦ ЕЭС □-ДРУГИЕ

Прогноз распределения объемов продаж

0$

100 - 150S

100 -150$

2500$ - 3800«

КПК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цепочка создания потребительской ценности на примере автомобильного навигатора

Россия не может стоять в стороне от мировых тенденций развития. Чтобы1 быть коммерчески успешной, ГНС ГЛОНАСС должна быть гибкой и открытой. Внедрение спутниковых навигационных технологий в различные сферы1 деятельности дает существенный экономический эффект.

Потребность и база клиентов налицо:

• В России 26 млн легковых автомобилей на начало 2006 г.

• В 2006 г. продано 2 млн новых автомобилей (из них 52% — иномарки).

Рейтинг российского рынка:

• Потребительский рынок №5 в Европе (автомобили, ИТ).

• Рынок сотовой связи №1-2 в Европе.

• В 2006 г. прогноз продаж КПК и коммуникаторов — 380 тыс. шт.

Установленная база за 2004 — 2005 гг. 120— 140 тыс. штук.

• Прямые иностранные инвестиции могут достигнуть 17 млрд долл.

Подготовка к вступлению России в ВТО вынудит компании задуматься об оптимизации своего бизнеса, включая логистику, приход новых игроков неизбежно принесет в Россию новые сервисы, использующие навигацию как важный элемент своей бизнес-модели. Сегодня рынок оборудования и услуг спутниковой навигации опережает по темпам роста большинство традиционных отраслей экономики

Преимущества совместного использования систем ГЛОНАСС, GPS и GALILEO:

1. Повышение точности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (в 1,5 — 3 раза).

2. Повышение целостности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (до 0,9999).

3. Повышение надёжности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (при работе в сильнопересеченной местности и в условиях высотной городской застройки).

4. Повышение доступности навигационных определений при работе по трем системам одновременно (в 1,2 — 2 раза).

5. Интеграция ГЛОНАСС в мировой рынок производителей аппаратуры.

6. Расширение возможностей по коммерциализации ГЛОНАСС.

На рынке существуют компании, способные долго расти очень высокими темпами. В 2006 г. международная группа европейских экспертов показала, что наиболее динамичные 5% фирм обеспечивают 75 — 80% новых рабочих мест. Именно они принципиально меняют структуру экономики и создают условия экспоненциального развития.

При наличии ниши с неудовлетворенной потребностью фирма развивается тем предельно высоким темпом, которым сама способна наращивать бизнес-активность.

Большинство таких фирм в России заняты в производстве потребительских товаров для "субсреднего" класса населения, который охотно покупает отечественное, если оно действительно хорошо сделано и приемлемо по цене.

Спутниковая навигация — это ниша для экспоненциального развития.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕД ЕРАЦИИ

Об использовании глобальной навигационной

спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах Российской Федерации

В целях обеспечения массового использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и расширения ее международного сотрудничества постановляю:

1. Установить, что:

доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее — система ГЛОНАСС) предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений;

для обеспечения безопасности Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям независимо от их организационно-правовой формы применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.

3. Возложить на Федеральное космическое агентство функции координатора работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

4. Правительству Российской Федерации:

до 31 декабря 2007 г. определить полномочия федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации, расширения ее международного сотрудничества, а также в научных целях;

в 3-х-месячный срок определить порядок и условия использования информационных ресурсов, необходимых для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей;

до 31 декабря 2011 г. утвердить федеральную целевую программу по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 гг.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

В.В. Путин

Москва, 17 мая 2007 г № 638

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.