Научная статья на тему 'Возможности использования технопарков при разработке и продвижении инновационных экологических проектов'

Возможности использования технопарков при разработке и продвижении инновационных экологических проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ТЕХНОПАРК / ПРОДВИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / INNOVATIVE ECOLOGICAL PROJECTS / TECHNOLOGY PARK / PROMOTION OF ECOLOGICAL INNOVATIVE PROJECTS / BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головкова И. А.

В статье рассматриваются трудности практической реализации инноваций в экологических проектах, предопределившие ведущую роль технопарков в организации инновационных процессов. Предложены схемы организации работы технопарков с целью эффективной реализации инновационных экологических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF USING TECHNOLOGY PARKS AT DEVELOPMENT AND PROMOTION OF INNOVATIVE ECOLOGICAL PROJECTS

In the article the difficulties of practical realization of innovations in ecological projects that predetermines leading role of technoparks in the organization of innovative processes are viewed. Ways of organization of work of technoparks aimed at effective realization of innovative ecological projects are suggested.

Текст научной работы на тему «Возможности использования технопарков при разработке и продвижении инновационных экологических проектов»

УДК 338.242.2

И.А. Головкова *

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОПАРКОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРОДВИЖЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

В статье рассматриваются трудности практической реализации инноваций в экологических проектах, предопределившие ведущую роль технопарков в организации инновационных процессов. Предложены схемы организации работы технопарков с целью эффективной реализации инновационных экологических проектов.

Ключевые слова: инновационные экологические проекты, технопарк, продвижение экологических инновационных проектов, бизнес-инкубатор.

На рубеже третьего тысячелетия в мире возник глобальный кризис современной цивилизации. Он выражается в ускоренном росте негативных тенденций во взаимоотношениях общества и природы и в росте социальной напряженности в самом обществе.

В Российской Федерации насчитывается около 51 млрд т отходов, и это количество ежегодно растет в среднем на 2636 млн т, из которых используется и обезвреживается не более 52 %. На предприятиях различных отраслей промышленности накоплено свыше 1,6 млрд т токсичных отходов, а количество пестицидов, подлежащих обезвреживанию, составляет 15 тыс. т.

Основными отраслями промышленности, в которых образуются и накапливаются токсичные отходы, остаются топливная промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, а также химическая и нефтехимическая промышленности.

Конфликт с природой, сопровождаемый ростом числа глобальных экологических проблем, таких как загрязнение атмосферы, загрязнение водных ресурсов, загрязнение литосферы, гибель и вырубка лесов, твердые бытовые отходы, радиационное загрязнение, шумовое загрязнение, угроза ядерного взрыва, ставит вопрос о сохранении устойчивости сложной системы оболочек Земли и, как следствие, о выживании человечества как вида. Для решения этих проблем необходимы новые инновационные технологии, способные снизить антропогенную нагрузку и ускорить процесс восстановления окружающей природной среды. Например, актуальным является вопрос об инновационных мероприятиях (технология рекультивации шламовых амбаров с применением отходов производства, бактериальный препарат для локализации нефтяных загрязнений, «нефтесорбирующий бон» для очистки нефтезагрязненных

водотоков, технология утилизации попутного нефтяного газа), снижающих экологическую нагрузку на окружающую среду. Такие мероприятия содержатся в инновационных экологических проектах, представляющих собой процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта (услуги, технологии), направленный на улучшение окружающей природной среды.

В зависимости от меры и направления воздействия на окружающую природную среду экологические проекты делят на две группы:

— экзоэкологические, то есть природоэксплуатирующие проекты, направленные на достижение экономических результатов за счет, с одной стороны, увеличения объемов потребления первичных природных ресурсов, а с другой — техногенного загрязнения окружающей среды;

— эндоэкологические — это природоохранные, природозащитные проекты, реализация которых направлена на сокращение (или предотвращение) техногенных загрязнений окружающей среды и экономию первичных природных ресурсов [1].

Кроме того, экологические проекты могут быть классифицированы по следующим направлениям: химические технологии и новые лазерные материалы, информационные технологии, малозагряз-няющие технологии, переработка отходов, биотехнологии, медицина, проекты по локализации ЧС, проекты, снижающие уровень шумового загрязнения, а также проекты в области машиностроения и приборостроения, и сведены к видам экономической деятельности. Нами предложена классификация экологических проектов, и их взаимосвязь с видами экономической деятельности представлена на рис. 1.

Очевидно, что для каждого вида экономической деятельности создаются свои инновационные экологические проекты.

Малым инновационным компаниям, работающим в сфере высоких технологий, разрабатываю-

* © Головкова И.А., 2014

Головкова Ирина Андреевна ([email protected]), экономист ЗАО «ЕВРАКОР», СМТ № 2 «Западный», 105120, Российская Федерация, г. Самара, Съезжинский переулок, 3, стр. 1.

Рис. 1. Классификация экологических проектов и их взаимосвязь с видами экономической деятельности

щим и внедряющим инновационный продукт (технологию, услугу), призваны помогать технопарки, которые на конкурсной основе предоставляют возможность резидентам разместить офисы и исследовательские подразделения на своих площадях (в бизнес-инкубаторах). Работа бизнес-инкубатора направлена на отбор перспективных идей и проектов и формирование на их основе инновационных бизнесов.

Обязательным требованием при подготовке инвестиционного проекта является соблюдение требований национального законодательства. В России это выполнение ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) при подготовке обосновывающей документации и обязательное проведение государственной экологической экспертизы. Любое решение относительно возможности финансирования того или иного инвестиционного проекта принимается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы [2].

По мнению автора, процесс поиска и отбора проектов для размещения в бизнес-инкубаторе должен состоять из трех этапов (рис. 2).

1. Поиск проектов малых компаний.

Поиск малых компаний для размещения на площадях бизнес-инкубатора:

— участие в тематических конференциях и выставках;

— размещение информации на собственном интернет-портале и порталах партнерских организаций;

— активное участие в мероприятиях партнерских организаций;

— презентации деятельности для целевых аудиторий;

— реклама в различных СМИ.

Потенциальный резидент обращается в технопарк следующими способами:

— телефонный звонок;

— отправка запроса по электронной почте;

— передача информации сотруднику технопарка при личном общении.

Сотрудник бизнес-инкубатора, которому поступило обращение, разъясняет претенденту на участие в конкурсном отборе условия участия в конкурсе:

— к участию в конкурсе допускаются субъекты малого предпринимательства, отнесенные к данной категории в соответствии со статьей 4 ФЗ от 24.07.2007 №° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», претендующие на заключение договора и

Рис. 2. Схема проведения конкурса для размещения малых субъектов предпринимательства

в бизнес-инкубаторе

подавшие заявку на участие в конкурсе в установленные сроки;

— в бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие основные виды деятельности, указанные в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей): финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство, включая ремонтно-строительные работы; услуги адвокатов, нотариат; бытовые услуги, ремонт бытовых предметов; медицинские услуги; общественное питание; операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг; производство подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес;

— срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не должен превышать одного года;

— вид деятельности субъекта малого предпринимательства должен соответствовать специализации бизнес-инкубатора [3].

2. Конкурсный отбор.

Процесс отбора проектов малых компаний осуществляется в соответствии с «Положением о конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе».

При объявлении конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе сотрудник отдела развития инфраструктуры и поддержки предпринимательства отправляет Извещение о проведении конкурса всем потенциальным претендентам на участие в конкурсном отборе, указанным в базе данных.

Сотрудники отдела развития инфраструктуры и поддержки предпринимательства предоставляют консультации субъектам малого предпринимательства по оформлению конкурсной документации и формированию бизнес-плана [3].

3. Заключение договорных отношений.

Порядок размещения победителей конкурсного отбора на площадях бизнес-инкубатора и оказания им услуг установлен в «Положении о конкурсном отборе». Непосредственное размещение осуществляется после подписания договоров.

С точки зрения автора, для инновационных проектов, представленных на конкурс (экспертизу) в технопарк, работа технопарка должна предусматривать пять вариантов развития ситуации (рис. 3).

Рис. 3. Схема возможных вариантов развития инновационного проекта

Проект

> Г \ * \ *

Г Л Нефтегазодобы вающие компании V Г Л НИИ г \ Другие организации 1 J

Трудоустройство Г Л Проект принят Г Л Проект не

\ д к реализации без участия ^ У реализуется

Рис. 4. Пути разработки и продвижения экологических проектов

SS

Первый вариант. Проект успешно проходит все этапы конкурса и становится резидентом бизнес-инкубатора. При выполнении условий бизнес-инкубатора через три года проект попадает в бизнес-среду, где развивается самостоятельно.

Второй вариант. Проект успешно проходит все этапы конкурса и становится резидентом бизнес-инкубатора, но не выполняет условия бизнес-инкубатора и поэтому не попадает в бизнес-среду. Создатели инновационного проекта дорабатывают свой проект и снова участвуют в конкурсе.

Третий вариант. Проект успешно проходит два этапа конкурса, но не справляется с третьим, поэтому снова возвращается на стадию доработки проекта. После доработки участвует в конкурсе.

Четвертый этап. Проект проходит первый этап, а со второго — попадает на стадию доработки. Проект дорабатывается и снова участвует в конкурсе.

Пятый вариант. Проект не проходит ни одного этапа. Проект дорабатывается и снова участвует в конкурсе.

Проектам, не прошедшим хотя бы одну стадию, консультантами технопарка предоставляются консультационные услуги по усовершенствованию проекта и выдается экспертное заключение.

Предложенная схема вариантов развития инновационных проектов позволяет оптимизировать их выбор и процесс реализации на более высоком качественном уровне, что способствует решению современных экологических проблем.

Кроме того, для эффективной коммерциализации проектов технопарк создает все условия для общения изобретателей и ученых с представителями бизнеса, что позволяет им разобраться в потребностях рынка и продвинуть свои идеи потребителю инновационной продукции, что ускоряет процесс реализации инновационных проектов.

Рассмотрим предложенную автором схему развития и продвижения экологического инновационного проекта в НИИ и нефтегазодобывающих компаниях (рис. 4).

Возможно несколько случаев развития ситуации.

1. Если проект понравится потенциальному инвестору, то разработчика проекта могут взять на работу либо просто забрать разработку. В первом случае сотрудник будет трудиться над своим же проектом и получать за это фиксированную заработную плату. В дальнейшем, когда продукт, разработанный по инновационному проекту, будет готов, компания оформляет на него право собственности (получает патент) и успешно продает его на рынке, получая высокую прибыль. Если же компания забирает проект у инноватора, то она своими силами, привлекая к работе самых лучших специалистов, может создать продукт и коммерциализовать его. Если таких специалистов

не окажется, компания может отложить проект «до лучших времен».

2. Если проект не понравился потенциальному инвестору, то проект не принимается к реализации.

Развивая инновационную структуру, технопарк стремится доказать бизнесу, что применение хорошей инновационной идеи повышает эффективность бизнеса, его конкурентоспособность и, как следствие, прибышь. И как результат работы надеется увидеть, что бизнес, в первую очередь малый и средний, начнет самостоятельно участвовать в инновационном процессе. Инновации начинаются тогда, когда предприятие начинает думать о потребностях потребителя. В этой связи очевидно, что схема продвижения и реализации инновационныгх проектов через технопарк является наиболее эффективной.

Библиографический список

1. Чернова Н. Н. Разработка инновационных экологических проектов URL: http://dlib.eastview.com.

2. Аверченов А.А., Максименко Ю.Л. Экологическая оценка инвестиционных проектов: методическое пособие. М.: 2000. URL: http://www.znaytovar.ru/gost/ 2/Metodicheskoe_posobie_po_ekolo.html.

3. Инновации и предпринимательство: Общая характеристика инновационных процессов URL: http:// www.innovbusiness.ru.

4. Киселица Е.П. Технологии управления экономикой предприятия в условиях неопределенности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского гос. ун-та, 2006. 323 с.

5. Киселица Е.П. Обеспечение конкурентоспособности предприятий за счет использования экономических технологий // Вестник Нижегородского госу-ниверситета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Экономика и финансы. Вып. 1 (7). Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 556 с.

6. Киселица Е.П. Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия с использованием ситуационного анализа / / Экономика и производство. № 1. 2006. С. 18—22.

7. Киселица Е.П., Стройкин А.С. Анализ методов управления нематериальными ресурсами промышленного предприятия // Основы экономики, управления и права. 2013. № 4(10).

8. Киселица Е.П. Экономико-математическое моделирование управления рисками деятельности промышленного предприятия на основе ситуационного анализа его положения // Управление риском. 2006. № 3.

9. Киселица Е.П., Еременко В.В. Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия // Российское предпринимательство. 2009. № 8. С. 112-116.

10. Киселица Е.П. Мифы о рисках // Проблемы современной экономики. № 3. 2011. С. 185-187.

11. Киселица Е.П., Алиева Д.Р. Технология управления рисками на малых предприятиях // Вестник ТюмГУ. Сер.: Экономика. 2011. № 11. С. 185-190.

I.A. Golovkova* POSSIBILITY OF USING TECHNOLOGY PARKS AT DEVELOPMENT AND PROMOTION OF INNOVATIVE ECOLOGICAL PROJECTS

In the article the difficulties of practical realization of innovations in ecological projects that predetermines leading role of technoparks in the organization of innovative processes are viewed. Ways of organization of work of technoparks aimed at effective realization of innovative ecological projects are suggested.

Key words: innovative ecological projects, technology park, promotion of ecological innovative projects, business incubator.

* Golovkova Irina Andreevna ([email protected]), economist, closed joint-stock company EURACORE, SMT № 2 «Western», Moscow, 105120, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.