Научная статья на тему 'Возможности использования сервисов Google для принятия управленческих решений при организации неотложной медицинской помощи'

Возможности использования сервисов Google для принятия управленческих решений при организации неотложной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ GOOGLE / НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / USING GOOGLE SERVICES / EMERGENCY MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвичева М.Г., Щепилина Е.С.

Недостижение индикативных показателей, отражающих развитие неотложной медицинской помощи, свидетельствует о необходимости анализа причин и принятия управленческих решений, направленных на ее совершенствование. Рост популярности электронных приложений в области медицины, готовность к активному применению программ и приложений среди пациентов, высокий уровень распространенности медицинских сообществ в социальных сетях с одной стороны, и отсутствие развитой системы поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения с другой, ставит вопрос об использовании возможностей существующих интернет-сервисов в деятельности медицинских организаций для принятия управленческих решений. Целью исследования явилось выявление возможностей применения сервисов Google для принятия управленческих решений, направленных на совершенствование организации неотложной медицинской помощи. Социологический метод включил онлайн-исследование мнения законных представителей детей по вопросам неотложной медицинской помощи с использованием сервисов Google. Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем в организации неотложной медицинской помощи детскому населению, обуславливающие ограничение доступности первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме детям, решение которых требуют принятия оперативных управленческих решений. Результаты применения сервисов Google при решении данных проблем могут быть использованы руководителями медицинских организаций и органов управления здравоохранением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвичева М.Г., Щепилина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of using Google’s services for adoption of management decisions in organization of emergency medical aid

Not achievement of the indicative indicators reflecting development of emergency medical care testifies to need of the analysis of the reasons and acceptance of the administrative decisions directed to its improvement. The growing popularity of e-applications in medicine, the active application programs and application among patients, the high prevalence of medical communities in social networks on the one hand, and the lack of a developed system of support of managerial decision-making in the health sector, on the other, raises the question about the use of existing Internet services in the activities of medical organizations for managerial decision-making. The purpose of the study was to identify the possibilities of using Google services for management decisions aimed at improving the organization of emergency medical care. The sociological method included an online study of the opinion of legal representatives of children on emergency medical care using Google services. The analysis revealed a number of problems in the organization of emergency medical care for children, causing limited availability of primary health care in emergency form for children, the solution of which requires operational management decisions. The results of using Google services in solving these problems can be used by the heads of medical organizations and health authorities.

Текст научной работы на тему «Возможности использования сервисов Google для принятия управленческих решений при организации неотложной медицинской помощи»

2018, № 4

М.Г. МОСКВИЧЕВА,

д.м.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия, e-mail: moskvichevamg@mail.ru Е.С. ЩЕПИЛИНА,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия, e-mail: shchepilina_es@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ GOOGLE ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

УДК 616-083.98+614.2-082:004

Москвичева М.Г., Щепилина Е.С. Возможности использования сервисов Google для принятия управленческих решений при организации неотложной медицинской помощи (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия)

Аннотация. Недостижение индикативных показателей, отражающих развитие неотложной медицинской помощи, свидетельствует о необходимости анализа причин и принятия управленческих решений, направленных на ее совершенствование. Рост популярности электронных приложений в области медицины, готовность к активному применению программ и приложений среди пациентов, высокий уровень распространенности медицинских сообществ в социальных сетях -с одной стороны, и отсутствие развитой системы поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения - с другой, ставит вопрос об использовании возможностей существующих интернет-сервисов в деятельности медицинских организаций для принятия управленческих решений. Целью исследования явилось выявление возможностей применения сервисов Google для принятия управленческих решений, направленных на совершенствование организации неотложной медицинской помощи. Социологический метод включил онлайн-исследование мнения законных представителей детей по вопросам неотложной медицинской помощи с использованием сервисов Google. Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем в организации неотложной медицинской помощи детскому населению, обуславливающие ограничение доступности первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме детям, решение которых требуют принятия оперативных управленческих решений. Результаты применения сервисов Google при решении данных проблем могут быть использованы руководителями медицинских организаций и органов управления здравоохранением. Ключевые слова: использование сервисов Google, неотложная медицинская помощь.

UDC 616-083.98+614.2-082:004

Moskvicheva M.G., Shchepilina E.S. The possibility of using Google's services for adoption of management decisions in organization of emergency medical aid (South Ural State Medical University)

Abstract. Not achievement of the indicative indicators reflecting development of emergency medical care testifies to need of the analysis of the reasons and acceptance of the administrative decisions directed to its improvement. The growing popularity of e-applications in medicine, the active application programs and application among patients, the high prevalence of medical communities in social networks - on the one hand, and the lack of a developed system of support of managerial decision-making in the health sector, on the other, raises the question about the use of existing Internet services in the activities of medical organizations for managerial decision-making. The purpose of the study was to identify the possibilities of using Google services for management decisions aimed at improving the organization of emergency medical care. The sociological method included an online study of the opinion of legal representatives of children on emergency medical care using Google services. The analysis revealed a number of problems in the organization of emergency medical care for children, causing limited availability of primary health care in emergency form for children, the solution of which requires operational management decisions. The results of using Google services in solving these problems can be used by the heads of medical organizations and health authorities. Keywords: using Google services, emergency medical care.

© М.Г. Москвичева, Е.С. Щепилина, 2018 г.

> ВВЕДЕНИЕ

^^^^ альнейшее развитие первичной меди-I ко-санитарной помощи остается при-(^■■^^оритетным направлением в системе охраны Здоровья граждан [1, с. 13-14]. Одним из мероприятий, направленных на повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи, является формирование в структуре поликлиник кабинетов (отделений) неотложной медицинской помощи [2, с. 221; 3, с. 63], а доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме свидетельствует об эффективности реализации территориальной программы государственных гарантий [4, с. 83]. Однако, ежегодное недостижение целевых значений индикативных показателей, отражающих развитие неотложной медицинской помощи, в том числе предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, свидетельствует о необходимости анализа причин данной ситуации как на региональном уровне, так и на уровне медицинской организации [4, с. 83], и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование организации неотложной медицинской помощи. Необходимо отметить, что на сегодняшний день при использовании медицинской информационной системы медицинской организации существует возможность добавлять или улучшать функции поддержки принятия врачебных решений, которые позволяют врачам предотвратить ошибки и улучшить качество медицинской помощи [5, с. 61-62], при этом систему поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения еще необходимо создавать [6, с. 6], что ставит вопрос об использовании возможностей существующих интернет-сервисов в деятельности медицинских организаций. В свою очередь, рост популярности электронных приложений и интернет-ресурсов в области медицины [7, с. 29], высокий процент использования мобильных телефонов среди

пациентов и готовность к активному применению программ и приложений [ 8, с. 73], высокий уровень распространенности медицинских сообществ в социальных сетях [9, с. 166] дают возможность активного применения веб-приложений, которые позволят руководителям медицинских организаций получать информацию, в том числе в режиме реального времени, для принятия управленческих решений.

Целью исследования явилось выявление возможностей применения сервисов Google для принятия управленческих решений, направленных на совершенствование организации неотложной медицинской помощи.

МЕТОДЫ

Социологический метод включил онлайн-исследование (интернет-опрос) мнения 205 респондентов. В качестве источника информации использовалась разработанная автором нестандартизованная анкета для родителей и иных законных представителей детей, которая включает 26 вопросов, направленных на изучение основных аспектов организации неотложной медицинской помощи детям, ответы на которые позволят оценить основные проблемы в организации неотложной медицинской помощи детскому населению и разработать мероприятия, направленные на повышение ее качества и доступности. Анкета для родителей и иных законных представителей детей по вопросам оказания неотложной медицинской помощи детскому населению (далее - анкета) прошла этическую экспертизу (протокол заседания Этического комитета ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России № 1 от 19.01.2018 г.). При проведении исследования анкета была размещена в одном из сервисов крупнейшей поисковой системы интернета - Google; в приложении «Google Forms», которое позволяет проводить онлайн-опросы посредством форм, каждая из которых представляет собой веб-страницу, на

2018, № 4

которой размещена анкета. Преимуществом использования данного сервиса является отсутствие необходимости приобретать дорогостоящее программное обеспечение - сервис бесплатный. Необходимым условием для работы в данном приложении является наличие личного аккаунта (учетной записи) Google. Формы адаптированы под мобильные устройства, есть возможность просматривать, редактировать и пересылать формы с мобильного телефона. Для респондентов отсутствует необходимость скачивать форму, достаточно пройти по активной ссылке https://docs. google.com/forms/d/e/1 FAIpQLSeIVd-KonZg LkqGpa93QZRsW0ygcHlfSp6i4NZSqFFVY35S xg/viewform?usp=sf_link (рис. 1).

Ответы всех респондентов автоматически сохраняются в приложении «Google Диск», доступны для просмотра и анализа в режиме реального времени через личный аккаунт (учетную запись) Google с любых устройств, имеющих выход в интернет. Для простоты и оперативности анализа ответы респондентов представлены в виде таблицы (с использованием сервиса «Google таблицы»),

которую можно скачивать и сохранять, в том числе в формате Excel, а также в виде графического изображения, который представляет полученные результаты в виде диаграмм и гистограмм.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На начальном этапе исследования (апробация метода) в период с 15.11.2017 г. по 18.12.2017 г. форма была отправлена письмом по электронной почте по адресам слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам на кафедре Общественного здоровья и здравоохранения института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, с предложением принять участие в опросе. Включение в письмо формы позволило респондентам пройти опрос, не переходя по внешним ссылкам. На данном этапе в исследовании приняли участие 25 респондентов (процент отклика составил 17%).

После апробации анкета была откорректирована, прошла этическую экспертизу.

X l.-i .-.у. ип:ф .(и. X /В Анкетирование родите/ Х \у

С а Защищено | https://docs.google.com/forms/,d/1i9!iA2oCPk9B*RiPOtYSn6ZSPL1E2uXzoDT3LOv8DBU/edit ©

=рВИ<ь. D Яндекс D Почта | Q Другие закладк!

Анкетирование родителей Ш 1к Ф & О Щ Е

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕМ И ДРУГИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Рис. 1. Скриншот анкеты (снимок экрана), размещенной в приложении «Google Forms»

>

В период с 03.05.2018 г. по 31.05.2018 г. в качестве метода сбора информации был использован ресурс социальной сети «ВКон-такте», посредством размещения поста с активной ссылкой на форму на странице автономной некоммерческой организации «Союз родителей» (https://vk.com/mirmam-pap?w=wall-110199555_895) (рис:. 2). Данный метод сбора информации позволил увеличить число респондентов до 205.

Анализ результатов исследования установил социальный портрет респондентов: это матери (95,1%) детей в возрасте от 1 года до 4 лет (52,7%) возрастной группы от 31 года до 40 лет (58%), относящие к категории «временно неработающий (декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, домохозяйка), безработный» (61,5%), проживающие в г. Челябинске (80,5%).

Анализ социально-демографической характеристики опрошенных позволяет предположить, что данная категория респондентов является активными пользователями социальной сети, поскольку они состоят в интернет-

сообществе, вопросы оказания медицинской помощи для них являются актуальными; они готовы не только высказывать свое мнение, но и получать необходимую информацию, в том числе по вопросам оказания неотложной медицинской помощи.

Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем в обеспечении детей неотложной медицинской помощью. Одной из проблем является низкий уровень информированности родителей о возможности получения первичной медико-санитарной помощи детям в неотложной форме.

Анализ результатов опроса установил, что 39% опрошенных не знают о возможности вызова на дом бригады неотложной медицинской помощи из детской поликлиники. Из числа опрошенных 67,3% не знают о наличии в детской поликлинике кабинета (отделения) неотложной медицинской помощи, лишь 21% знают о наличии в детской поликлинике кабинета (отделения) НМП (рис. 3), при этом 19,5% получили информацию о кабинете (отделении) неотложной медицинской помощи

СОЮЗ РОДИТЕЛЕЙ

3 и ая 2018 в 9:03

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ НЕОТЛОЖКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАЧЕСТВЕННЕЕ И ДОСТУПНЕЕ!

Пройди ОПРОС для родителей за 3 минуты'® По вопросам оказания НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМС Опрос анонимный!

ПРОЙТИ ОПРОС: Нпрз://с1осз.доод1е.сотЛогтз/с1/еУ 1 РА 1р С)1_5Гг-А_пи9Б дН..

Организатор И разработчик опроса:

Южно-уралмкий государственный медицинский университет ЮУГМУ Под руководством Марины Геннадьевны Москвичевой - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИДПО ФГБОУ ВО'ЮУГМУ' Минздрава России,

Союз родителей оказывает поддержку инициативе! Просим реп ост!

#союзродителей ^неотложка #ыедицинскаяпомощьдетям #опросродителей Аоугма

Рис. 2. Скриншот поста (снимок экрана) на странице автономной некоммерческой организации «Союз родителей» в социальной сети «ВКонтакте»

из общения с родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами по работе; 17,1% - от врача-педиатра участкового; 10,2% - из общения с другими медицинскими работниками; 11,2% - из интернет-ресурсов, из которых

2018, № 4

только 2,9% получили информацию о кабинете (отделении) НМП с интернет-сайта медицинских организаций, 4,4% - из информационных стендов в детской поликлинике (больнице) (рис. 4).

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Есть ли в Вашей детской поликлинике кабинет/ отделение неотложной медицинской помощи?»

Откуда Вы получили информацию о кабинете/ отделении неотложной медицинской помощи?

205 ответов

с интернет-саита

медицинских

организации

из общения с другими

медицинскими

работниками

100

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Откуда Вы получили информацию о кабинете/ отделении неотложной медицинской помощи?»

>

Вторая группа причин, обусловивших ограничение доступности неотложной медицинской помощи, связана с низкой информированностью родителей и иных законных представителей детей о показаниях для обращения за неотложной медицинской помощи детям: 43,9% - не знают, в каких случаях нужно обращаться за оказанием неотложной медицинской помощи ребенку. Из числа опрошенных 46,8% не знают номер телефона, по которому можно позвонить для вызова неотложной медицинской помощи ребенку; только 53,2% владеют данной информацией, респондентов узнали номер телефона НМП от врача-педиатра участкового, 13,7% - от диспетчера скорой медицинской помощи, 11,7% -от работников регистратуры, 4,9% - от других медицинских работников и лишь 7,3% получили информацию о номере телефона неотложной медицинской помощи с сайта поликлиники.

Третья группа причин, обуславливающая ограничение доступности неотложной медицинской помощи, связана с длительностью времени ожидания ответа при обращении в кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи детям: из числа опрошенных 27,3% дозвонились в кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи в течение 1 минуты, 18,5% - от 1 до 5 минут, 7,3% - от 5 до 10 минут, 2,4% из числа опрошенных дозвонились в кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи в течение 10-20 минут и столько же (2,4%) ждали ответа в течение 20-30 минут, 1% респондентов дозвониться не смогли, 11,2% опрошенных в кабинет (отделение) НМП вообще не звонили, сразу позвонили по «03» для вызова скорой медицинской помощи.

Проведение опросов с использованием сервиса Google Forms позволяет не только выбрать один из предложенных вариантов, но и высказать мнение, что также является одним из ценных источников информации для принятия управленческих решений.

ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ мнения родителей и иных законных представителей детей путем применения сервиса Google Forms позволил за один месяц выявить ряд проблем в организации неотложной медицинской помощи детям, которые приводят к ограничению доступности первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме детям, и ставят ряд задач перед руководителями медицинских организаций с целью ее совершенствования:

1) организация информирования родителей и других законных представителей детей о наличии в детской поликлинике кабинета (отделения) неотложной медицинской помощи, о показаниях для обращения за неотложной медицинской помощью детям и о номере телефона, по которому можно позвонить для вызова неотложной медицинской помощи ребенку. Наибольший уровень доверия в отношении получаемой информации отмечается от врача-педиатра участкового, врачей-специалистов, работников регистратуры, что необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Важная роль по организации информирования отводится медицинским работникам кабинета здорового ребенка. Необходимо актуализировать информацию, размещенную на информационных стендах в поликлиниках, на интернет-сайтах медицинских организаций, где требуется сформировать отдельную вкладку по вопросам неотложной медицинской помощи детям;

2) создание единой диспетчерской службы неотложной медицинской помощи детскому населению с единым многоканальным номером телефона, организация в детских поликлиниках выделенного телефонного номера для приема вызовов по неотложной медицинской помощи детям.

Поставленные задачи требуют принятия оперативных управленческих решений руководителями медицинских организаций,

2018, № 4

оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению в неотложной форме.

ВЫВОДЫ

Возможность автоматической обработки результатов исследования и анализа полученных данных в режиме реального времени

является существенным достоинством применения сервисов Google (Google Forms) при проведении опросов, результаты которого могут быть использованы для принятия управленческих решений, в том числе оперативных, не только главными врачами медицинских организаций, но и руководителями органов управления здравоохранением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018-2024 гг. Что надо делать? // ОРГЗ-ДРАВ: новости, мнения, обучение. - 2018. - № 1(11). - С. 9-16.

2. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. М.: Медицина, 2007. - 264 с.

3. Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г., Сажина С.В. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы // Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,

2017. - 84 с.

4. Москвичева М.Г., Щепилина Е.С. Программа государственных гарантий как механизм развития неотложной медицинской помощи // сборник статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам XIII международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современной науки». М.: ISI-journal. - 2016. - № 13. - С. 80-84.

5. Гусев А.В., Зарубина Т.В. Поддержка принятия врачебных решений в медицинских информационных системах медицинской организации // Врач и информационные технологии. - 2017. - № 2. - С. 60-72.

6. Гусев А.В. Перспективы дальнейшего развития службы медицинской статистики путем перехода к управлению на основе данных // Врач и информационные технологии. -

2018. - № 2. - С. 6-22.

7. Полынская Г.А., Месропян М.Г. Выявление моделей и трендов поведения пациентов при использовании электронных приложений и Интернет-ресурсов для самодиагностики // Бизнес-информатика. - 2018. - № 1(43). - С. 28-38.

8. Кочергин Н.А., Кочергина А.М., Килина И.Р., Клещеногов А.С., Леонова В.О. Возможность использования мобильного приложения в качестве инструмента повышения приверженности пациентов кардиологического профиля // Врач и информационные технологии. -2017. - № 2. - С. 73-80.

9. Егорова О.А. Медицинский бизнес, электронная медицина и человеческий капитал региона // Экономика. Бизнес. Информатика. - 2017. - Т. 3. - № 2. - С. 162-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.