_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
культуры / Л.П. Матвеев - М. : Физкультура и спорт,1991. - 542 с. : ил.
3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж.К, Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
© Коваленко А.И. 2016
УДК 372.212.
С.Ю.Максимова
док. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «ВГАФК», г. Волгоград, Российская Федерация Т.А.Козыренко, старший воспитатель МОУ Центр развития ребенка № 4 Т.А.Шинкевич, воспитатель МОУ Центр развития ребенка № 4
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СОВРЕМЕННОМ ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В тексте статьи рассматриваются вопросы современного физкультурного образования детей дошкольного возраста, претерпевающего на сегодняшний момент серьезные изменения. Необходимость организации педагогического процесса для этой возрастной категории воспитанников в рамках ведущего вида деятельности диктует поиск игровых технологий физического воспитания. В связи с этими требованиями авторы предлагают классификацию подвижных игр, необходимых для решения развивающих и обучающих задач физического воспитания.
Ключевые слова
Подвижные игры, дети дошкольного возраста.
Современная система дошкольного образования характеризуется интенсивными процессами перестройки. Введение в педагогическую практику федеральных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловило модернизацию педагогического процесса, ориентацию его на личностное развитие ребенка, становление и культивирование его индивидуальных дарований и умений.
Специфической чертой новых стандартов является деятельностный характер обучения, то есть построение образовательного процесса на основе ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, а именно сюжетно-ролевой игре. Обоснованная в трудах выдающихся ученых А.Н. Леонтьева [4] и С.Л. Рубинштейна [6] как ведущая, игровая деятельность отражает многообразные стороны жизни, черты деятельности и отношений взрослых, в которых дети приобретают и уточняют собственные знания об окружающей действительности. Построение образовательного процесса на игровой основе является наиболее приемлемым в дошкольном возрасте, поскольку не противоречит психологическим потребностям детей. Научное обоснование данного положения просматривается в трудах педагогов различных предметных областей [1,2,3].
Научные данные аналогичного направления имеются и в области теории и методики физического воспитания. Так в трудах педагога-исследователя Н.А. Фоминой [7] обосновывается эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики. Основу средств педагогического воздействия составили двигательные игры-драматизации, построенные по сюжетам сказок. Эффективность физического воспитания дошкольников, построенного на основе подвижных и спортивных игр, обосновывается в научных трудах Н.В Финогеновой [8]. Возможности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
физического и психического развития детей с задержкой психического развития обосновывается в трудах С.Ю. Максимовой [5]. Ведущим средством коррекционно-педагогического воздействия здесь стали музыкально-двигательные игры-тренинги.
На МОУ Центр развития ребенка № 4 Краснооктябрьского района г. Волгограда ведется опытно-экспериментальная работа по обоснованию физического воспитания детей дошкольного возраста на основе игровой двигательной деятельности. На ее начальном этапе была проведена работа по классификации используемых в педагогическом процессе подвижных игр.
Так первую группу составили сюжетные подвижные игры. Для данного вида игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
Во вторую группу вошли бессюжетные игры, где все дети выполняют одинаковые движения («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру»).
К третьей группе были отнесены хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям. Данный вид игр способствует формированию коллективного ритма двигательных действий, сплоченности детского коллектива.
В четвёртую группу были включены игровые упражнения, не содержащие сюжетной основы. Это, например, такие игры как «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами, вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.)
Пятую группу составили игры соревновательного типа - различные варианты эстафет. Они стимулируют активное, максимальное проявление физических качеств у детей, чаще всего - скоростных.
Так же подобранные подвижные игры были классифицированы в соответствии с развиваемыми физическими качествами (таблица 1).
Таблица 1
Классификация подвижных игр в соответствии с развиваемыми физическими качествами
На силу На ловкость На быстроту На гибкость На выносливость
1.Перетягивания, сидя 1. «Пескари». 1. Встречная 1. «Скороходы». 1 «Прихлопни
на полу. 2. «Ниточка- эстафета с бегом. 2.«Прыгуны и комара».
2. «Лошадки». иголочка». 2. «День и ночь». ползуны». 2. Салки по кругу.
3. Бег раков. 3. «Подними 3. Переправа в 3.«Мостик и 3. «Обезьяньи салки».
4.Соревнование тачек. монету». обручах. кошка». 4. Гонки с
5. Скалка-подсекалка. 4. «Колобок». 4. Эстафеты. 4. «Постройте выбыванием.
6. Белый тополь, 5. Разноцветные 5. «Ипподром». мост». 5. «Белые медведи».
зеленый тополь. мячи. 6. «Вороны и 5 «Займи свободный 6. «Голубки».
6. «Охотники и воробьи». мат». 7. «Колдун».
утки». 7. «Тень». 6. Альпинисты».
7. «Поймай дракона 8. «Воевода».
за хвост». 9. Все к своим флажкам.
Представленная классификация позволяет увидеть, что подвижные игры представляют собой разнообразные варианты игровой двигательной деятельности. Ее реализация соответствует современным образовательным требованиям. Более того, базирование педагогического процесса на подвижных играх позволяет развивать основные физические качества детей.
Дальнейшее рассмотрение функциональности подвижных игр в физкультурном образовании детей дошкольного возраста, позволило увидеть их применимость во всех формах образовательного процесса. Все подобранные игры были распределены в основные формы образовательного процесса дошкольного учреждения. К крупным формам образовательного процесса были отнесены - непосредственно образовательная деятельность, спортивные праздники, прогулки, спортивно-игровые дополнительные занятия, динамические паузы. К малым формам - утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, побудки после дневного сна. В соответствии с продолжительностью форм образовательного процесса и были распределены подобранные подвижные игры (таблица 2).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Таблица 2
Распределение подвижных игр в различных формах образовательного процесса
№ п/п Режимные моменты Подвижные игры и игровые задания
1 Утренняя гимнастика «Море волнуется», Речедвигательная мелкомоторная гимнастика, Пальчиковая гимнастика.
2 Динамические паузы «У медведя в бору», «Хитрая лиса», «Караси и щуки», «Собери скорее», «Мы весёлые ребята», «Кто самый ловкий?», «Передай мяч», «Летает, не летает».
3 Гимнастика после дневного сна «Змейка»,«Горка», «Буратино»,«Часики»,«Воздушный шар».
4 Прогулка «Кого назвали, тот и ловит», «Караси и щуки», «Целься вернее», «Удочка», «Перелет птиц», «Собери скорее», «Наперегонки», «Два мороза», «Пожарные», «Кто самый ловкий?», «Олени и волк», «Кто самый быстрый?»
Представленный материал позволяет увидеть, что подвижные игры могут выступать и как ведущее, и как дополнительное средство педагогического воздействия во всех формах физического воспитания детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Батуева, С. В. Социально-личностное развитие дошкольника в условиях детской театральной студии: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.07./ С.В. Батуева. - Екатеринбург, 2007. - 20 с
2. Ефимова, О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] / О. Н. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.
3. Заболтина, В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: автореф. дисс ... канд. пед. наук: 13.00.03/ В.В. Заболтина. -Москва, 2007.- 24с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1977. - 133 с.
5. Максимова, С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 86-90.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1996. - 648 с.
7. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду: учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. - 244 с.
8. Финогенова, Н.В. Подвижные игры в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста / Н.В. Финогенова // материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», - 2012. - С. 90-92.
© Максимова С.Ю., 2016
УДК 378.2:364.6
Е.В. Мартынова
старший преподаватель, факультет социальных технологий Среднерусский институт управления РАНХиГС, г. Орел, РФ
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В статье излагается материал о процессе современного этапа профессионализации будущего бакалавра