Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ COREAPP.AI В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ COREAPP.AI В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн платформа СогеАрр / интерактивный рабочий лист / геймификация / проектно-исследовательская деятельность учащихся / тестовые задания / online platform СогеАрр / interactive worksheet / gamification / project and research activities of students / test tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Наталья Алексеевна

В статье поднимается проблема внедрения в образовательных процесс цифровых технологий. Раскрыты возможности адаптивной онлайн платформы конструирования образовательных материалов и проверки знаний обучающихся. Описан функционал онлайн платформы СогеАрр. Проанализирован современный подход к проблеме использования цифровых технологий в образовательном процессе. Представлен перечень направлений использования платформы СогеАрр в образовательном процессе, таких как организация и активизация познавательной деятельности, проектно-исследовательской деятельности учащихся, повышение мотивации к познавательной деятельности у учащихся, организация контроля знаний учащихся. Описан алгоритм создания интерактивных рабочих листов и методики его использования в образовательном процессе. Выделены элементы геймификации, виды тестовых заданий, которые возможно реализовать на платформе. В работе приведены примеры использования платформы в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of introducing digital technologies into the educational process. The possibilities of an adaptive online platform for designing educational materials and testing students' knowledge are revealed. The functionality of the Coreapp online platform is described. The modern approach to the problem of using digital technologies in the educational process is analyzed. A list of areas for using the СогеАрр platform in the educational process is presented, such as organizing and intensifying cognitive activity, design and research activities of students, increasing motivation for students’ cognitive activity, organizing control of students’ knowledge. An algorithm for creating interactive worksheets and methods for its use in the educational process are described. Elements of gamification and types of test tasks that can be implemented on the platform are highlighted. The paper provides examples of using the platform in students' design and research activities.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ COREAPP.AI В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

«образца» модели семьи у многих молодых людей; отсутствие хороших российских фильмов о семье, близких менталитету современных подростков и молодых людей; изменение качества и образа жизни людей в современных условиях, снижение значимости некоторых видов домашнего труда, изменение отношения к организации семейного досуга и т.п.; масштабные сдвиги в мировоззрении, идеологии, произошедшие на уровне всего общества, ориентация на западные ценности; длительное существование нескольких поколений в относительно благополучных условиях и проч.

Некоторые из рассмотренных особенностей представлений молодых людей о брачно-семейных отношениях можно рассматривать как вероятные источники будущих семейных дисфункций, причин распада семей. Они должны быть положены в основу работы по подготовке к браку и семейной жизни.

Литература:

1. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - Санкт-Петербург: Речь, 2001.-144 с.

2. Коновалова, H.A. Обучающий и воспитательный потенциал методики «Модель идеальной семьи» / H.A. Коновалова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта, 2020. - Вып. 67. - Ч. 4. -С. 206-209

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Коробейникова Наталья Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ COREAPP.AI В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье поднимается проблема внедрения в образовательных процесс цифровых технологий. Раскрыты возможности адаптивной онлайн платформы конструирования образовательных материалов и проверки знаний обучающихся. Описан функционал онлайн платформы СогеАрр. Проанализирован современный подход к проблеме использования цифровых технологий в образовательном процессе. Представлен перечень направлений использования платформы СогеАрр в образовательном процессе, таких как организация и активизация познавательной деятельности, проектно-исследовательской деятельности учащихся, повышение мотивации к познавательной деятельности у учащихся, организация контроля знаний учащихся. Описан алгоритм создания интерактивных рабочих листов и методики его использования в образовательном процессе. Выделены элементы геймификации, виды тестовых заданий, которые возможно реализовать на платформе. В работе приведены примеры использования платформы в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова: онлайн платформа СогеАрр, интерактивный рабочий лист, геймификация, проектно-исследовательская деятельность учащихся, тестовые задания.

Annotation. The article raises the problem of introducing digital technologies into the educational process. The possibilities of an adaptive online platform for designing educational materials and testing students' knowledge are revealed. The functionality of the Coreapp online platform is described. The modern approach to the problem of using digital technologies in the educational process is analyzed. A list of areas for using the СогеАрр platform in the educational process is presented, such as organizing and intensifying cognitive activity, design and research activities of students, increasing motivation for students' cognitive activity, organizing control of students' knowledge. An algorithm for creating interactive worksheets and methods for its use in the educational process are described. Elements of gamification and types of test tasks that can be implemented on the platform are highlighted. The paper provides examples of using the platform in students' design and research activities.

Key words: online platform СогеАрр, interactive worksheet, gamification, project and research activities of students, test tasks.

Введение. На современном этапе развития общества цифровые технологии оказываются существенное влияние на все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации в обществе, образуя единое мировое информационное пространство. Широкое распространение информационных технологий сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы.

Опираясь на обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования [4], можно сделать вывод о необходимости развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. В качестве образовательных ресурсов рекомендуется использовать мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов. Доступ к информационно-обучающим материалом по темам должен обеспечиваться информационно-образовательной средой. Однако создание цифровой среды для обучающихся трудоемкий процесс, поэтому эффективным будет использование адаптивной онлайн платформы конструирования образовательных материалов и проверки знаний обучающихся. Платформа образования CoreApp.ai [7] является российской разработкой, при этом возможности использования данной платформы в образовательном процессе в настоящее время недостаточно исследованы.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим способы использования образовательной онлайн платформы CoreApp.ai в образовательном процессе.

Платформа СогеАрр представляет собой конструктор, с удобным и интуитивно понятным интерфейсом, позволяющий учителю разрабатывать уроки на любых устройствах. Для удобства конструирования урока на платформе выделено несколько типов шаблонов, соответствующие разным типам урока. При этом можно создавать собственные шаблоны уроков, используя встроенные в платформу блоки, соответствующие разным видам деятельности учащихся. Хотя в СогеАрр существует платный тариф, но ограничения бесплатного тарифа несущественны для школьного образования. Бесплатный тариф включает неограниченное количество уроков, индивидуальную обратную связь, квесты, олимпиады, разнообразные виды заданий, использование медиафайлов разного расширения, защита видео от скачиваний, сбор статистики по урокам.

Платформа образования СогеАрр как средство организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Возможности онлайн платформы СогеАрр позволяют учителю создавать интерактивные рабочие листы. В подавляющем большинстве рабочие листы предназначены для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников на уроке, но также могут быть разработаны для организации домашней самостоятельной деятельности.

Интерактивные рабочие листы отличаются от бумажных аналогов мгновенной обратной связью и большим разнообразием форм заданий. Для создания интерактивного рабочего листа на онлайн платформе СогеАрр необходимо в режиме «Обучаю» создать новый урок, при этом удобнее использовать шаблон «Пустой урок». Рассмотрим подробнее функционал платформы в соответствии со структурой интерактивного рабочего листа [3].

1. Организационный блок рабочего листа включает Фамилию, Имя, тематику и краткую инструкцию для работы. Для выполнения заданий необязательна регистрация, открыть рабочий лист могут все, у кого есть ссылка или код. При входе без регистрации учащиеся вводят самостоятельно свои данные. Если же учитель периодически использует платформу в своей деятельности, то удобнее, чтобы школьники прошли процедуру регистрации. Для описания тематики рабочего листа в шаблоне выделены поля «Введите название урока» и «Введите описание урока». Элемент «Инструкция» информационного блока как раз создан, чтобы кратко описать деятельность школьников в рамках данного рабочего листа.

2. Практический блок составляет основу рабочего листа и включает разноуровневые задания, направленные на усвоение новых знаний и овладение способами действий. Выделим элементы платформы с помощью которых возможно структурирование информации и ее представление в различных формах.

• Элемент «Классификация» для заданий, направленных на классификацию, структурирование информации.

• Элемент «Открытый вопрос» для заданий, направленных на выделение опорных пунктов, установление аналогий. В данном элементе возможно также создание заданий на схематизацию и представление информации в графической форме, так как учащиеся могу присоединить файл, в частности фотографию с составленной, например, схемой.

• Элемент «Заполни пропуски» для работы с небольшими текстами, правилами, утверждениями.

• Элемент «Диалоговый тренажер» для моделирования различных ситуаций с ветвящимся сценарием.

Задания одного уровня удобно объединять на одной странице. В названии страницы можно добавить маркировку для задания (обязательное к выполнению или может быть выполнено по желанию, основное или дополнительное и т.п.) Для более детального изучения темы в задания с помощью элементов информационного блока платформы можно добавить ссылки на интересные ресурсы (элемент «Кнопка»), видеоматериалы (элемент «Медиафайл»), инфографики (элемент «Изображение»),

3. Блок рефлексии является заключительным в рабочем листе и может быть реализован с помощью элементов платформы «Обратная связь» и «Опрос».

Онлайн платформа СогеАрр как средство повышения вовлеченности и мотивации школьников.

Для активизации познавательной деятельности учащихся возможно использование элементов геймификации. Рассмотрим подробнее игровые компоненты [2], которые можно реализовать на платформе СогеАрр.

• Вызовы, испытания, задачи - в режиме «Обучаю» выбрать создать «Викторину/Олимпиаду».

• Легенда, сюжет игры - в настройках олимпиады выбрать редактирование окна входа в олимпиаду, где кроме словесного описания возможно добавление графического изображения, а также создание участником «ник-нейма».

• Уровни и баллы - каждому заданию возможно назначение определенного количества баллов. Для выделения уровней в настройках олимпиады (в меню справа) возможно редактирование окна результатов олимпиады, а именно: определение диапазонов уровней, текстового и графического сопровождения результатов.

• Визуализация развития и достижений - рейтинговые таблицы, которые видны не только педагогу, но и школьникам после выполнения задания.

• Разблокированный и бонусный контент - для этого задания необходимо разбить на страницы, в настройках которой выбрать режим «Контрольная работа». Данный режим позволяет ограничить доступ к последующим заданиям, пока не будут выполнены заданные педагогом условия.

• Визуализация игры в соцсети - после прохождения игры, учащиеся могут поделиться результатами в соцсетях, будет отражена картинка с полученным уровнем и количеством набранных баллов.

Онлайн платформа СогеАрр как средство организации контроля знаний учащихся.

С распространение цифровых технологий тесты становятся одним из основных форм контроля знаний учащихся, причем не только в качестве текущей формы контроля, но и как в качестве государственной итоговой аттестации. Сегодня существует большое разнообразие онлайн сервисов, приложений, конструкторов для создания тестов. Платформа СогеАрр в этом контексте неуникальна и имеет хороший функционал для организации контроля знаний учащихся. На платформе выделен отдельный блок «Задания и тесты», содержащий различные элементы, представленный в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Виды тестовых заданий на платформе СогеАрр

Вид тестового задания Элемент платформы СогеАрр

Задания закрытого типа

Задание на множественный выбор Элемент «Тест» Выбрать «Несколько правильных ответов»

Задание на единственный выбор Элемент «Тест» Выбрать «Один правильный ответ»

Задания на альтернативный выбор Элемент «Тест» Выбрать «Один правильный ответ» Создать два ответа «Истина» и «Ложь»

Задание на сопоставление Элемент «Сторонние сервисы» Выбрать «Wordwall» Шаблон «Сопоставить»

Задание на упорядочение Элемент «Сторонние сервисы» Выбрать «Ьеагшп^аррв» Упражнение «Простой порядок»

Задания открытого типа

Задание с коротким ответом Элемент «Вопрос с автопроверкой»

Задание на дополнение Элемент «Заполни пропуски»

Задание на свободное изложение Элемент «Открытый вопрос»

Описанные в таблице (см. табл. 1) элементы можно включать на разных этапах урока. Они могут нести как обучающий характер, если учащиеся сразу после ввода ответа видят правильность результат, либо контролирующий характер (выбрать шаблон урока «Итоговый тест по разделу/курсу») В настройках урока также можно ограничить срок доступа к тесту и его продолжительность.

Онлайн платформа СогеАрр как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Рассмотрим возможности платформы СогеАрр в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Основная цель учебных проектов заключается в получении новых знаний, но проектный метод дает школьникам и уникальные практические навыки, которые сегодня больше известны как «гибкие навыки». Возможности платформы СогеАрр позволяют организовать формирование умений создавать продукт в цифровой среде у учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Интуитивно понятный интерфейс платформы не вызовет сложностей у современных учащихся в его применении. Регистрация в сервисе - это стандартная процедура с вводом фамилии, имени, генерированием пароля и подтверждением и сохранением данных через электронную почту. Школьники чаще все-таки выбирают регистрации с помощью Google аккаунта, которая также доступна на платформе. При этом логины и пароли сохраняются в диспетчере паролей аккаунта. Если учащийся был зарегистрирован ранее и изучал курсы на данной платформе, то достаточно будет только изменить режим «Учусь» на режим «Обучаю» в личном кабинете.

Опишем далее некоторые рекомендации при составлении учащимися отчета по проекту на платформе СогеАрр. Первоначально школьник выбирает шаблон «Пустая страница», далее его разбивает на станицы в соответствии со схемой проекта, например: введение, основное содержание проекта, описание полученных результатов, список использованной литературы. Выделенные страницы образуют автоматически содержание отчета проекта в панели справа вкладка «Содержание урока».

Для описания научного аппарата исследования можно использовать блок «Инструкция», в котором уже выделены такие разделы как целеполагание, постановка вопроса и тема, оформленные соответствующими пиктограммами.

Блок «Текст» возможно использовать учащимся для описания основного содержания работы, при этом разделение на страницы позволяет выделить смысловые части работы, а также списка использованной литературы.

Использование средств визуализации позволит сделать проект ярким, а защиту проект запоминающейся. При этом с помощью блоков «Изображение» и «Медиафайл» можно использовать не только изображение, но и видео и аудио элементы.

Отметим, что у платформы разработана подробная пошаговая инструкция по использования каждого блока, сопровождаемая видео с записью действий на платформе в той или иной ситуации Г61.

Выводы. Онлайн платформа СогеАрр позволяет активизировать образовательный процесс за счет обеспечения возможности:

- вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность при выполнении интерактивных рабочих листов;

- усиления мотивации познавательной деятельности задействованием игровых ситуаций, элементов соревнования и игровых механик;

- оперативного контроля успеваемости учащихся;

- создания цифрового продукта.

Литература:

1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. -208 с.

2. Идрисова, А. Игровые элементы геймификации / А. Идрисова // Ассоциация российских тренеров: [сайт], 2023. -URL: https://artatraining.com/blog-igrovie-elementy-geimifikacii (дата обращения: 27.11.2023)

3. Миренкова, Е.В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании / Е.В. Миренкова // Ценности и смыслы. - 2021. - №1 (71). - С. 115-130

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=6&rangeSize=l (дата обращения 27.11.2023)

5. Хеннер, Е.К. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Е.К. Хеннер. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. - 110 с.

6. Центр знаний CoreApp.ai: сайт. -2023. - URL: https://help-ru.coreapp.ai/ (дата обращения: 27.11.2023)

7. CoreApp.ai: сайт. -2023. - URL: https://coreapp.ai/ (дата обращения: 27.11.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Аннотация. За последние годы методика преподавания в области биологии претерпела значительные преобразования, и одним из наиболее заметных изменений является включение цифровых и информационных технологий в обучение. Использование этих технологий произвело революцию в том, как преподается биология, и сделало учебный процесс более интерактивным, привлекательным и эффективным. Эта работа направлена на то, чтобы обеспечить глубокий анализ использования цифровых и информационных технологий в области обучения биологии, включая различные типы используемых технологий, их преимущества и недостатки, а также проблемы, с которыми сталкиваются при их реализации. Результаты этой работы дадут ценную информацию о роли цифровых и информационных технологий в обучении биологии и их потенциале для преобразования методики обучения биологии.

Ключевые слова: образовательный процесс школы, методика обучения биологии, цифровые и информационные технологии.

Annotation. In recent years, the methodology of teaching in the field of biology has undergone significant transformations, and one of the most noticeable changes is the inclusion of digital and information technologies in teaching. The use of these technologies has revolutionized the way biology is taught and made the learning process more interactive, engaging and effective. This work is aimed at providing an in-depth analysis of the use of digital and information technologies in the field of biology education, including

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.