УДК 343.148.63 DOI 10.47б29/2074-9201_2021_2_б9_72
Тарасов Евгений Александрович,
кандидат технических наук, доцент кафедры Строительной техники и инженерной механики, Воронежский государственный технический университет, город Воронеж,
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ С АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА АВТОМОБИЛЯ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С НАЕЗДОМ НА ПЕШЕХОДОВ
Аннотация. Цель исследования - описание возможностей применения аппаратно- программных комплексов для получения объективной информации в процессе подготовки материалов анализа дорожно-транспортного происшествия. Автором сделаны выводы о возможности и необходимости применения аппаратно-программных комплексов автомобиля при анализе механизма развития ДТП с наездом на пешехода. Представлены результаты исследований при использовании аппаратного-программного комплекса Bosh-CDR для получения данных о состоянии транспортного средства и работе электронных систем автомобиля при расследовании дорожно-транспортного происшествия. Делается вывод, что использование объективной информации, полученной от бортовой электроники транспортного средства может оказать существенную помощь в расследовании ДТП с наездом на пешеходов.
Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс автомобиля; автотехническая экспертиза; наезд на пешехода; механизм ДТП
Evgenii A. Tarasov,
Ph.D. of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of Construction machinery and Engineering
mechanics, Voronezh state technical University, Voronezh, [email protected]
THE POSSIBILITY OF USING OBJECTIVE INFORMATION FROM THE CAR'S HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX IN MODELING THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF AN ACCIDENT WITH A HIT-AND-RUN ON
PEDESTRIANS
Abstract. The purpose of the study is to describe the possibilities of using hardware and software systems to obtain objective information in the process of preparing materials for the analysis of road accidents. Conclusions are drawn about the possibility and necessity of using the hardware and software complexes of the car in the analysis of the mechanism of development of an accident with a hit-and-run on a pedestrian. The results of studies using the Bosh-CDR APC to obtain data on the state of the vehicle and the operation of the vehicle's electronic systems during the investigation of a traffic accident are presented. It is concluded that the use of objective information obtained from the vehicle's on-board electronics can provide significant assistance in the investigation of accidents involving pedestrians.
Keywords: hardware and software complex of the car; auto technical expertise; hitting a pedestrian; the mechanism of an accident
Введение. Настоящее исследование посвящено вопросам использования данных, зафиксированных компьютерными системами автомобиля, для получения объективной информации о динамических параметрах и состоянии транспортного средства (далее-ТС) в период времени, предшествующий дорожно-транспортному происшествию (далее -
ДТП) с пешеходами. Актуальность вопроса определяется необходимостью получения максимально развернутого представления о механизме развития ДТП с наездом на пешехода. Особенностью такого рода ДТП остается крайне ограниченная возможность получения информации методами транспортно-трасо-логической экспертизы и необходимость построения
шз
динамической модели происшествия по схеме ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда) [1]. Использование информации, записанной электронными системами автомобиля, позволяет получить объективные данные о поведении водителя, при этом появляется возможность оценить состояние ТС, уровень воздействия на развитие ситуации штатных ассистентов управления и компьютерных систем, способных изменить поведение ТС независимо от водителя. Активное внедрение средств автоматизации управления вносит коррективы в интерпретацию механизма развития ДТП, поскольку электронные ассистенты способны вмешаться в управление автомобилем и изменить его поведение, что часто оказывается не зависящим от водителя обстоятельством. Фиксация данных датчиков позволяет получить наболее объективную информацию, но для этого необходимо применение специализированных аппаратно-программных комплексов (далее - АПК). Подобная техника имеет ряд функциональных ограничений, не позволяющих использовать ее повсеместно, а считывание показаний датчиков диагностическими устройствами сервисного назначения не является процессуально коррект-нымспособом получения информации.
В современной отечественной и иностранной специальной литературе тема раскрывается весьма спорно, поскольку авторы подобных исследований не успевают охватить весь спектр возможностей электроники, которая встраивается в автомобили как штатная, предусмотренная производителем. Кроме того, остается весьма неоднозначной трактовка положений правил дорожного движения (далее - ПДД) в части мер, которые должен был принять водитель для предотвращения ДТП, поскольку законодательно и процессуально ответственность может быть возложена только на водителя [2].
Автор видит цель данного исследования в описании возможностей применения аппаратно-программных комплексов для получения объективной информации о состоянии ТС, действиях водителя, срабатывании электронных ассистентов и средств предотвращения ДТП с пешеходами для активизации внедрения электронных устройств в процесс подготовки материалов анализа ДТП.
Методы исследования и материалы. Автором исследования был проведен опрос ста специалистов в области автотехнической экспертизы из 30 организаций (страховых компаний, диагностических центров, экспертных центров, официальных дилеров) с постановкой вопросов по теме:
1. Воздействуют ли штатные системы электронного управления на поведение ТС во время ситуаций, потенциально способных перейти в ДТП?
2. Фиксируются ли данные электронных систем и датчиков в объеме и качестве, позволяющем
использовать их как объективную информацию при моделировании механизма развития ДТП?
3. Используются экспертами эти данные при построении модели ВАДС в суде и при проверке обстоятельств ДТП специалистами страховых компаний?
4. Существуют ли программно-аппаратные средства (комплексы), позволяющие получить данные автомобильной электроники в форме, соответствующей запросам специалистов для объективного использования?
На основании полученных ответов автором были сделаны выводы о возможности и необходимости применения упомянутых средств при анализе механизма развития ДТП с наездом на пешехода.
Результаты исследования. По итогам опроса специалистов была получена картина:
- воздействие электронных систем на поведение ТС подтверждили 95 из 100 опрошенных с оговоркой о психологической готовности водителя принимать все меры к предотвращению ДТП;
- фиксация и считывание данных рассматривают как средства получения информации 90 из 100 опрошенных с оговоркой относительно их недостаточной полноты и ограниченной доступности;
- использование данных подтверждено 55 из 100 опрошенных с оговоркой относительно доступности для считывания и сложности интерпретации для представления в суде;
- существование и практическое применение средств получения информации подтверждено 35 из 100 опрошенных с оговоркой относительно технических ограничений и доступности АПК.
Автор предложил оценить результаты использования АПК Bosh-CDR для получения данных о состоянии ТС и работе электронных систем. С учетом ограничений по моделям ТС (доступность данных) положительные отзывы получены от 73 из 100 опрошенных. На результаты оказало влияние различие в характере участия специалистов в проверках и исследованиях обстоятельств ДТП.
Обсуждение результатов. Активное внедрение электроники делает современный автомобиль техническим комплексом, в котором ассистенты и средства автоматизированного управления (коррекции) постоянно контролируют действия водителя, дорожную обстановку и состояние систем ТС [3]. Для водителя наличие в автомобиле ряда систем означает некоторое снижение психологического давления при принятии ответственных решений, поскольку АПК автомобиля в большинстве случаев предлагает помощь:
- антиблокировочной системы тормозов (ABS);
- антипробуксовочной системы (ESP);
- системы курсовой устойчивости, «круиз-контроль»;
ип
- системы автоматической парковки (у автомобилей марки Toyota - Intelligent Parking Assist System (IPAS); у Volkswagen - Park Assist или Park Assist Vision; на Mercedes-Benz и Ford -Active Park Assist; на автомобилях BMW - Remote Park Assist System);
- системы контроля ухода автомобиля с полосы движения - Lane Keeping System;
- системы активного вмешательства при определении опасности и системы экстренного торможения (Brake Assist (BAS, DBS, PA, PABS));
- системы распределения тормозного усилия (EBD (electronic brake distribution), или EBV);
- системы контроля тяги во время спуска (HDC - hill descent control) и контроля отката при подъеме (HHC - hill hold control).
Не всегда оправданная уверенность в эффективности электронной поддержки и привычка полагаться на вмешательство автоматики могут и становятся причиной неадекватного реагирования на обстоятельства дорожной обстановки и поведение пешехода перед наездом.
Средства получения объективной информации от штатной автомобильной электроники и регистраторов.
ДТП с наездом на пешехода характеризуется ограниченностью данных, которые можно получить в ходе транспортно-трасологической экспертизы [4]. Конструкция и форма кузова современных автомобилей в результате конструкторской проработки с точки зрения безопасности имеет особенность - при наезде на пешехода на поверхностях контакта остается минимум следов, позволяющих провести измерения с точностью, необходимой для использования в построении модели развития механизма ДТП.
Интегрированный в автомобиль АПК позволяет фиксировать показания ряда датчиков и ограничивать их удаление. Для получения объективных сведений могут быть задействованы данные, полученные перечисленными выше системами, данные с контроллеров подушек безопасности, информация с комплекса ЭРА-ГЛОНАСС, информация с видеорегистратора. Автотехнический эксперт при построении динамической модели ВАДС мог-жет использовать массив полученной информации для определения:
- тормозного пути по следу (данные транспор-тно-трасологической экспертизы), времени начала фактического замедления ТС;
- времени и места физического контакта с пешеходом (данные с регистратора по датчику удара);
- силы удара - показатель может быть вычислен при наличии данных о скорости и массе ТС;
- фактического времени реакции водителя на появление препятствия по данным систем контроля и ассистентов торможения;
- характера реакции водителя - применение торможения, попытки изменить направление движения для объезда;
- дорожной обстановки - комплекс данных с регистратора, системы геопозиционирования, датчиков дождя, сцепления с покрытием, записей блока управления трансмиссией и двигателем.
Комплексный анализ этой информации позволяет составить представление о механизме развития ДТП с высокой достоверностью [5]. При этом сложности возникают именно на уровне получения данных от электронных систем.
Объективные данные при моделировании ДТП с пешеходом по алгоритму ВАДС.
Большинство автотехнических экспертов при обследовании автомобиля после ДТП ориентируется на предоставленные участниками фотографии и проводит измерения, ограничиваясь использованием поверенной линейки для определения характера и направления следов динамического контакта.
При возможности считывания информации с электронных блоков автомобиля снимается вопрос объективности, поскольку АПК ТС не просто сохраняет информацию, а фиксирует ее изменение, если такие попытки имели место. Например, «чек подушек безопасности» может быть снят только штатным оборудованием при присоединении к бортовой электронике, а в логах системы останутся записи о его возникновении и снятии. Аналогичным образом в зависимости от модели автомобиля могут быть получены данные записей с датчиков систем торможения, управления двигателем, курсовой устойчивости [б]. При наложении результатов считывания на временную шкалу событий с видеорегистратора становится возможным получение картины событий с указанием критически важных параметров движения, реакции водителя и транспортного средства [7].
Опыт применения АПК Bosh-CDR. Прибор может применяться для считывания данных и формирования отчетов в формате PDF с автомобилями Chrysler, Dodge, Jeep, Lancia, Lexus, Ram, Scion, Toyota, Volvo, Audi.
Через адаптер CDR 500 можно извлекать и расшифровывать данные EDR в автомобилях BMW и группы VAG, оборудованных сетью связи FlexRay (передовая технология, заменяющая традиционные CAN и K-line).
Кабель присоединяется к разъему в салоне, после чего становится доступным отчет о «чеках» и информация аналитического характера. Для примера можно указать:
- VIN ТС, данные о процедуре считывания и оборудовании;
- данные о скорости и направлении движения;
- данные о динамике изменений траектории и скорости движения;
un
- данные о срабатывании тормозного привода, в том числе данные о моменте нажатия водителем на педаль, о фактическом срабатывании механизмов;
- данные о положении и динамике поведения дроссельной заслонки подачи топлива.
Экстраполяция записей прибора и записи видеорегистратора на картину событий позволяет выявить несоответствия на схеме ДТП и в показаниях участников происшествия, установить исправность систем ТС, адекватность действий водителя при обнаружении препятствия и оценке опасности столкновения с пешеходом. В некоторых моделях автомобилей электроника способна зафиксировать данные о состоянии водителя (усталость, отвлечение внимания, сон).
Основные результаты и выводы. В результате исследования автор пришел к выводу, что опро-
шенные специалисты хорошо представляют себе возможности использования объективной информации, полученной от бортовой электроники ТС. При этом метод и оформление результатов считывания АПК Bosh-CDR позволяют настаивать на их объективности и доказательной силе. Проблемой остается недостаточная готовность экспертных организаций к использованию аналогичных средств получения информации, приобретению АПК и к подготовке специалистов. Считывание информации в условиях сервисных организаций вызывает сомнения в объективности и точности данных. Автор готов распространить опыт использования массива информации с бортовой электроники автомобиля в среде специалистов для повышения эффективности автотехнической экспертизы и применения алгоритма ВАДС при выяснении обстоятельств ДТП с наездом на пешехода.
Список литературы
1. Колотушкин С. М. Обязательное использование видеорегистраторов на автотранспортных средствах как элемент в концепции безопасности дорожного движения // Электронные носители информации в криминалистике : материалы круглого стола, МГУ, Москва, 13.05.2016 / под ред. проф. О. С. Кучина. - М. : МГУ, 2016. - С. 30 -34.
2. Мещеряков В. А. Цифровые (виртуальные) следы в криминалистике и уголовном процессе // Воронежские криминалистические чтения : сборник научных трудов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос.ун-та, 2008. - Вып. 9. -С. 221 -232.
3. Основы теории электронных доказательств : монография / под ред. д-ра юрид. наук С. В. Зуева. - М. : Юрли-тинформ, 2019. - 400 с.
Л.Першин А.Н. «Временные следы» при расследовании преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. - Воронеж : Воронежский институт МВД РФ. - 2016. - No 1. - С. 46 -51.
5. Россинская Е.Р. Концепция частной криминалистической теории «информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности» // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXIII Международной науч.-практ. конференции : в 2 т. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2018. - С. 113 -118.
6. Смушкин А.Б. Виртуальные следы в криминалистике // Законность. - 2012. - No 8. - С. 43 -45.
7. Илларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1989. 255 с.
References
1. Kolotushkin S.M. Mandatory use of video recorders on motor vehicles as an element in the concept of road safety // Electronic media of information in criminalistics: materials of the round table, Moscow State University, Moscow, 13.05.2016 / edited by prof. O. S. Kuchin. - M.: Moscow State University, 2016. - p. 30-34.
2. Meshcheryakov V.A. Digital (virtual) traces in criminalistics and criminal procedure / / Voronezh criminalistic readings: collection of scientific papers. - Voronezh: Publishing House of Voronezh State University, 2008. - Issue 9. - pp. 221-232.
3. Fundamentals of the theory of electronic evidence : a monograph / ed. by Dr. Yurid. nauk S. V. Zueva. - M. : Yurlitinform, 2019. - 400 p.
4. Pershin A.N. "Temporary traces" in the investigation of crimes committed with the use of computer technologies / / Crime in the field of information and telecommunications technologies: problems of prevention, disclosure and investigation of crimes. - Voronezh : Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. -2016. - No 1. - pp. 46-51.
5. Rossinsky E.R. the Concept of private forensic theory, "information and software forensic activities" // the law enforcement Activity in modern conditions : materials of the International scientific XXIII.-pract. conference : in 2 t. -Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2018. - P. 113-118.
6. Smushkin A.B. Virtual traces in forensic science // Law. - 2012. - No. 8. - p. 43-45.
7. Illarionov V.A. Examination of road accidents. Textbook for universities. Moscow: Transport, 1989. 255 p.
DT|