Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НИКНЕЙМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НИКНЕЙМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НИКНЕЙМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окороков Даниил Владимирович, Азизова Наира Исметовна, Залитинова Сапияханум Атаевна

Рассматриваются основные возможности использования никнеймов в образовательном процессе детского оздоровительного лагеря. В начале статьи уделяется внимание содержанию понятия «никнейм», истории его использования и распространению данного феномена на современном этапе развития российского социума. Далее говорится об особенностях внедрения системы никнеймов в образовательное пространство оздоровительных лагерей. Исследуется современное состояние данного процесса. Доказывается факт наличия ряда возможностей для более широкого её внедрения на современном этапе развития соответствующего сегмента системы образования. На этом основании определяются дальнейшие перспективы развития системы никнеймов в детских оздоровительных лагерях, а также основные потенции, присущие ей в плане дальнейшего их развития в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окороков Даниил Владимирович, Азизова Наира Исметовна, Залитинова Сапияханум Атаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING NICKNAMES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A CHILDREN'S HEALTH CAMP

The using nicknames main possibilities in the children's health camp educational process are considered. At the beginning of the article, attention is paid to the content of the «nickname» concept, it’s using history and the spread of this phenomenon at the present stage of Russian society development. Further, it is said about the features of the nickname system introduction into the health camps’ educational space. The current state of this process is being investigated. The fact that there are a number of opportunities for its wider implementation at the present development stage of the education system relevant segment is proved. On this basis, further prospects for the development of the nickname system in children's health camps are determined, as well as the main potencies inherent in it in terms of their further development in our country.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НИКНЕЙМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

- уровень перцептивного взаимовосприятия у младших школьников с ЗПР связан с неумением определять эмоциональные состояния, осознавать настроения партнеров по общению по вербальному и невербальному поведению, представления о межличностном общении не сформированы, значимость общения, ценность личностных качеств близкого друга игнорируется, опыт межличностного общения скуден, в рассказах акцентируется внимание на личных игровых предпочтениях и любимых занятиях;

- возможность развития социально-перцептивного компонента коммуникативной компетентности связана с ведущей деятельностью младших школьников - учебной. При этом большое значение имеет организация продуктивного учебного взаимодействия, которое предполагает контакты младших школьников с ЗПР не только с учителями (взрослыми), но и со сверстниками, в том числе и не имеющими отклонений в развитии. Эти контакты необходимы как для усвоения образовательной программы, так и для организации разнообразной жизнедеятельности в коллективе обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа по развитию коммуникативной компетентности, в частности ее социально-перцептивного компонента, будет содействовать активному включению младших школьников с ЗПР в систему взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками в социально-приемлемых формах, в образовательную среду в целом.

Литература:

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-15.

2. Дмитриева, Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: пособие / Е.Е. Дмитриева. - Москва: Аркти, 2005. - 68 с.

3. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лозован Любовь Ярославовна. - Москва, 2010. - 141 с.

4. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задежкой психического развития. Научно-практическое руководство / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.

5. Мартынова, В.А. Модель и динамические особенности социально-перцептивной компетентности в профессиональной деятельности: автореферат дис... канд. психол. наук: 19.00.05 / Мартынова Вера Алексеевна. - Москва, 2007. - 21 с.

6. Мудрик, А.В. Социально-психологические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик. - Москва: МПГУ, 2016. - 310 с.

7. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативной компетентности в процессе дидактической игры: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мунирова Лейла Ринатовна. - Москва, 1992. - 17 с.

8. Насибуллина, А.Д. Ценностные ориентации подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования - сер. Педагогика и психология. - 2020 - №66 (4). - С. 181-184.

9. Степина, О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетентности младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Степина Ольга Сергеевна. - Екатеринбург, 2009. - 157 с.

10. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психическогоразвития / Р.Д. Тригер. -Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.147

аспирант 1 года обучения Окороков Даниил Владимирович

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Азизова Наира Исметовна

Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Дербент); старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Залитинова Сапияханум Атаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НИКНЕЙМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. Рассматриваются основные возможности использования никнеймов в образовательном процессе детского оздоровительного лагеря. В начале статьи уделяется внимание содержанию понятия «никнейм», истории его использования и распространению данного феномена на современном этапе развития российского социума. Далее говорится об особенностях внедрения системы никнеймов в образовательное пространство оздоровительных лагерей. Исследуется современное состояние данного процесса. Доказывается факт наличия ряда возможностей для более широкого её внедрения на современном этапе развития соответствующего сегмента системы образования. На этом основании определяются дальнейшие перспективы развития системы никнеймов в детских оздоровительных лагерях, а также основные потенции, присущие ей в плане дальнейшего их развития в нашей стране.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, образовательный процесс, никнейм, модернизация системы образования, досуговая деятельность детей.

Annotation. The using nicknames main possibilities in the children's health camp educational process are considered. At the beginning of the article, attention is paid to the content of the «nickname» concept, it's using history and the spread of this phenomenon at the present stage of Russian society development. Further, it is said about the features of the nickname system introduction into the health camps' educational space. The current state of this process is being investigated. The fact that there are a number of opportunities for its wider implementation at the present development stage of the education system relevant segment is proved. On this basis, further prospects for the development of the nickname system in children's health camps are determined, as well as the main potencies inherent in it in terms of their further development in our country.

Key words: children's health camp, educational process, nickname, modernization of the education system, leisure activities of children.

Введение. В первую очередь, стоит начать с определения исследуемого слова. Термин «никнейм» или сокращенно «ник» происходит из древнеанглийского языка ('an eke name', которое затем превратилось в 'a nick name') и буквально

означает «другое имя». Основными и самыми часто употребляемыми синонимами этого слова являются «кличка», «прозвище» и «псевдоним». В настоящее время никнеймы используются в основном в сети Интернет в качестве виртуальных имен пользователей для внутреннего взаимодействия и коммуникаций. Именно поэтому современным поколениям оно стало ощутимо ближе, чем те же «прозвище» и «кличка» [3-4; 9; 11].

В конечном итоге, вне зависимости от того, о каком из синонимов идёт речь, суть остается одной - это вымышленное имя или фамилия индивида, которое он присваивает себе (или которое ему дают другие члены общества) в соответствии с теми или иными факторами для тех или иных целей. Как правило, выбор основывается на определенных качествах человека, его особенностях, способностях, истории, мировоззрении, веровании или мечтах. Стоит заметить, что прозвищем или кличкой чаще именно наделяет человека общество, его окружение, в то время как никнейм или псевдоним человек как правило придумывает сам [3; 5; 9].

Цели использования никнеймов могут быть самыми разнообразными. В частности, перспективным представляется их использование в образовательном пространстве детского оздоровительного лагеря, чему посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Появлению феномена никнейма исторически предшествовал псевдоним (др. греч. - pseudonymos - «ложное имя»). Псевдонимы могли брать люди, относящиеся к различным социальным категориям и профессиональным общностям. Чаще всего их использовали поэты и прозаики, а также лица, недовольные действовавшим режимом или конкретным правителем [5; 7].

Например, начинающие литераторы зачастую не были уверены в своем успехе. По этой причине они брали себе псевдонимы, чтобы в случае неудачи можно было снова поменять его, а не стыдиться своего прошлого, когда станут известными авторами. Другой причиной могло стать наличие у писателя неблагозвучных, смешных или труднопроизносимых имени и фамилии. Наличие однофамильцев также влияло на выбор в сторону псевдонима, так как в творчестве важна исключительность.

Практически синхронно с творческими фиксируется появление политических псевдонимов. Целью их использования могла также быть неблагозвучность имени или фамилии. Были примеры стремления политика, благодаря псевдониму, быть символом режима или идеологии. Имела место необходимость соответствовать именем, фамилией национальности, которой он управляет. Оппозиционные же политические деятели чаще всего беспокоились за свои карьеру, репутацию и судьбу близких в случае неудачи [4; 7; 10].

В современном обществе помимо писателей и политиков псевдонимы активно используют актеры, художники и певцы (артисты), а также блоггеры. Причём, согласно данным статистики чаще всего псевдонимы берут музыканты и блоггеры [1, С. 225-226]. Кроме того, в фейковом имени нуждаются киберспортсмены, - пользователи социальных сетей и компьютерных игр. Этот кластер членов современного общества привык оперировать, прежде всего, никнеймами. С точки зрения темы настоящего исследования немаловажным представляется тот факт, что немалый процент от данной категории составляют дети школьного возраста. Таким образом, в пространстве социальных сетей и онлайн развлечений у детей имеются широкие возможности для использования никнеймов, которыми они с успехом пользуются [1; 11-12].

С другой стороны, говоря о тенденциях, характерных для детского мира на протяжении трёх последних десятилетий, нельзя не отметить, что сложившаяся общественно-политическая ситуация предоставляет широкие возможности для совершенствования системы дополнительного образования учащихся. В рамках этой, последней, немаловажную роль играют детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) [8; 10-11].

Для современной системы образования характерен рост школьной нагрузки. Соответственно, учащиеся нуждаются в хорошем отдыхе. Решению этой проблемы во много способствует модернизация системы ДОЛ. Последние предоставляют широкие возможности для рекреации детей. В то же время деятельность лагерей связана с организацией воспитательного процесса.

В этой связи неудивительно, что деятельность ДОЛ получила новый импульс для своего развития в современных социально - экономических условиях. Она постепенно приобретает особое значение в общей социализации личности подрастающего поколения [8].

Таким образом, на современном этапе развития системы отечественного образования ДОЛ занимают важное место в общей системе воспитания. Им присущ огромный потенциал в плане эффективного развития личности. Воспитание, осуществляемое в пространстве в ДОЛ на должном уровне, дополняет воспитание, осуществляемое непосредственно в условиях других социальных институтов, деятельность которых также связана с социализацией представителей подрастающего поколения [12].

В этой связи не должен вызывать удивления тот факт, что такой важный сегмент учебно-воспитательной работы с представителями подрастающего поколения, как система ДОЛ, в значительной мере испытывает на себе влияние главных трендов развития современного общества.

Так, на протяжении двух последних десятилетий фиксируется планомерное внедрение практики использования никнеймов в учреждениях такого типа [10, С. 264]. Первоначально указанная тенденция встречала сопротивление со стороны как руководства действующих лагерей, так и родительской общественности. Соответственно, на начальном этапе внедрения никнеймов активность в данном направлении проявляли лишь немногие лагеря. Первыми успешно запустили такую систему «Английский Клуб» и «Евроклуб».

Внедрение системы никнеймов в лагерную практику предполагает замену реального имени ребенка на вымышленное, то, которое он возьмет себе сам. С этим никнеймом школьник может провести все смены своей лагерной жизни, но также вправе поменять его уже после первого заезда. Произойти это может в случае негативного нового опыта на смене. Причины бывают самые разные. Но главными ответственными за позитивный опыт ребенка с новым именем всегда являются педагоги-вожатые. Основными их задачами в этой области являются:

- стимуляция воспитанников к личностному росту;

- помощь им в социализации [12];

- стимуляция проявления воспитанниками активности в темах и сферах, к которым они испытывают тяготение.

Таким образом, грамотное внедрение системы никнеймов в лагерную практику с определённой вероятностью будет

способствовать повышению эффективности образовательной деятельности ДОЛ, влияя на ход процесса реализации целевых программ, через все основные виды активности детей в учреждениях подобного типа: рекреационную, досуговую, культурную, образовательную, научную, и трудовую [2; 6].

Дети, как правило, выбирают себе никнейм, отталкиваясь от любимых занятий, увлечений. В основу создания ника может лечь известная личность или персонаж любимой книги, фильма или компьютерной игры. Вариантов целая масса. Все они должны быть уникальны, чтобы и ребенок чувствовал себя уникальным. Ник может направить как на путь постоянного развития (ментального и духовного), так и на путь деградации личности. Нужно избегать смешных по смыслу или звучанию имен [2; 6; 8].

При этом исключены ники, связанные со смертью, насилием, запрещенными веществами. Их использование может разрушать личность изнутри, посредством негативного мышления, подпитывая депрессивное состояние, либо к разрушению извне, за счет унижений, издевательств (травли) со стороны других воспитанников. Детей отправляют в лагеря для преодоления комплексов, борьбы со страхами, для приобретения удачного опыта межличностных коммуникаций со сверстниками, поэтому так принципиально уделять достаточное внимание каждому ребенку в отдельности и отряду в совокупности [111.

Соответственно, реализуя систему ников в пространстве ДОЛ, необходимо начинать с помощи новичкам в создании подходящего для них самих и приемлемого для группы ника. «Как корабль назовешь, так он и поплывет» - крайне подходящая для данного вопроса цитата из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». И назвать свой «корабль» ребёнок должен сам. Вмешиваться в этот творческий процесс стоит только в качестве помощника. Присваивание имени, руководствуясь только фантазией и опытом педагога, препятствует самостоятельному выбору, исключает процессы созидания и самоанализа у ребенка. Любые отношения нужно начинать с нахождения общего языка с человеком. Нужно уметь задавать детям правильные вопросы с правильной интонацией, чтобы получить максимально честный ответ. На основании ответов формируется корзина потенциальных никнеймов. Дальше - сокращение вариантов вплоть до финального.

Система никнеймов в детских лагерях - все еще редкость на территории современной России. При этом, принимая во внимание приведенные выше факты, можно сделать вывод, что она заслуживает большего внимания и должна быть включена в образовательно-воспитательный процесс как можно большего количества подобных учреждений. Никнеймы -это полезно и весело. Как раз то, что необходимо всем детям во время пребывания в летнем оздоровительном лагере [2; 6-8; 11-121.

Этой системе присущи определённые перспективы развития. Её внедрение позволит оптимизировать воспитательную деятельность в ДОЛ за счёт более полного использования потенциальных возможностей спорта, искусства и творчества посредством личностно-ориентированных технологии.

Например, в целях повышения эффективности использования ников следует внедрить специальную систему мониторинга их жизнеспособности, далее - прописать алгоритм действий на случай успеха или не успеха имен. Нужно своевременно и корректно реагировать на «провалы» в этой области [10, С. 264-265].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что феномен никнейма распространён в современном обществе достаточно широко.

На протяжении последних тридцати лет помимо писателей и политиков их используют актеры, художники и певцы, а также блоггеры. В фейковом имени нуждаются киберспортсмены, - пользователи социальных сетей и компьютерных игр.

В числе последних фиксируется немало детей школьного возраста. Таким образом, в пространстве социальных сетей и онлайн развлечений у детей имеются широкие возможности для использования никнеймов, которыми они с успехом пользуются.

С другой стороны, в последнее время мощный импульс в своём развитии получила деятельность дошкольных образовательных лагерей.

На современном этапе развития системы отечественного образования ДОЛ занимают важное место в общей системе воспитания. Им присущ огромный потенциал в плане эффективного развития личности.

Столь важный сегмент учебно-воспитательной работы с представителями подрастающего поколения, как система ДОЛ, в значительной мере испытывает на себе влияние главных трендов развития современного общества.

Например, на протяжении двух последних десятилетий фиксируется планомерное внедрение практики использования никнеймов в учреждениях такого типа.

Система никнеймов в ДОЛ должна быть включена в образовательно-воспитательный процесс как можно большего количества подобных учреждений.

Ей присущи определённые перспективы развития. Её внедрение позволит оптимизировать воспитательную деятельность в ДОЛ за счёт более полного использования потенциальных возможностей спорта, искусства и творчества посредством личностно-ориентированных технологии.

Литература:

1. Близняк, Р.З. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей / Р.З. Близняк, И.А. Герасимов // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 40. - С. 222-231.

2. Болотина, Т.В. Совершенствование работы с детьми через досуговую деятельность в оздоровительном лагере на основе государственно-частного партнёрства / Т.В. Болотина, В.Р. Высоцкий, А.С. Прутченков // Воспитание школьников. -2014. - № 4. - С. 59-66.

3. Василькова, Н.А. Проект создания педагогических условий формирования личностной идентичности современной студенческой молодежи в сетевом пространстве / Н.А. Василькова // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 3. - С. 102-111.

4. Глухов, А.П. Социальная сетевая коммуникативная компетентность как элемент цифровой грамотности поколения / А.П. Глухов // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 1(29). - С. 129-136.

5. Кисель, О.В. Мотивы самопрезентации личности в интернет-пространстве посредством никнейма / О.В. Кисель, А.И. Дубских, А.В. Бутова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - №5. - С. 222-225.

6. Кругликова, Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие / Л.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2011. - 236 с.

7. Метленко, Е.А. Взаимодействие со студентами в социальной сети как эффективный способ педагогического воздействия / Е.А. Метеленко // Современная педагогика. - 2015. - № 7(32). - С. 20-24.

8. Методика организации летнего отдыха детей и подростков. - 2022. - URL: https://poisk-ru.ru/s58590t4.html (дата обращения: 17.05.2022).

9. Одарюк, И.В. Прагматический подход к самопрезентации современного поколения студентов в учебном сетевом пространстве / И.В. Одарюк, М.П, Чуриков // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. -С. 132-136.

10. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи / Ю.В. Сорокопуд, Д.Е. Марайкова, С.Н. Соловьева, И.Н. Дубовицкий // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3(82). - С. 263-265.

11. Организация летнего отдыха: детский лагерь в России. Основные формы организации летнего отдыха детей. Выступления по организации отдыха. - 2022. - URL: https://hellcomics.ru/organizaciya-letnego-otdyha-detskii-lager-v-rossii-osnovnye-formy/ (дата обращения: 17.05.2022).

12. С детьми и подростками в детском оздоровительном лагере. - 2022. - URL: https://helpiks.org/7-34321.htm (дата обращения: 16.05.2022).

Педагогика

УДК 811.111.342(075.8)

кандидат филологических наук, доцент Орлова Людмила Георгиевна

Волжский государственный университет Водного транспорта (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Корнилова Елена Сергеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Глотова Ирина Владимировна

Волжский государственный университет Водного транспорта (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ

ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Целью исследования стало выявление психолого-педагогической эффективности процесса получения знаний с применением дистанционных технологий по мнению самих студентов, проведение самооценки уровня полученных студентами знаний и оценки технических возможностей платформы для дистанционного обучения. В работе использовалось сочетание различных как эмпирических, так и теоретических научных методов, при этом главным эмпирическим методом послужило проведение анкетирования в письменной форме. Исследование выявило, что студенты в большинстве своем выбрали обучение в аудитории и считают его более эффективным при изучении иностранного языка. Однако, третья часть студентов полагает, что только сочетание дистанционного и традиционного методов обучения будет способствовать успешному обучению. Результаты анкетирования показали, что 90% студентов освоили программу и сохранили свою оценку по предмету, некоторые даже повысили ее. Это свидетельствует о том, что система обучения в вузе по дистанционной технологии достаточно эффективна, и ее следует использовать в дальнейшем в системе вузовского образования в парадигме устойчивого развития. Обучение необходимо организовать так, чтобы дистанционный формат не подменял, а эффективно дополнял традиционную систему образования. Особенности изучения иностранного языка потребуют более продуктивной работы как преподавателей, так и студентов.

Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, дистанционные технологии, электронные технологии, онлайн-обучение

Annotation. In our study we aim to analyze the psychological and pedagogical effectiveness of the process of obtaining knowledge using distance technologies based on the opinion of the students themselves, to conduct a self-assessment of the level of knowledge they received and to assess the technical capacity of the platform for distance learning. The work uses a combination of both empirical and theoretical scientific methods, while the main empirical method is a questionnaire in written form. The study shows that the majority of students chose classroom training and consider it more effective in learning a foreign language. However, a third of the students believe that only a combination of distance and traditional teaching methods will contribute to successful learning. The results of the survey showed that 90% of the students mastered the program and retained their mark in the subject, some even improved it. This indicates that the distance learning system at the university is quite effective, and it should be used in the future in the system of university education. Education must be organized in such a way that the distance format does not replace, but effectively complements the traditional education system. Features of learning a foreign language will require more efficient work of both teachers and students.

Key words: digitalization, distance learning, distance technologies, electronic technologies, online learning

Введение. Система высшего образования в России постоянно совершенствуется и развивается в соответствии с запросами современного общества. Концепция дистанционного образования полностью вписывается в парадигму устойчивого развития. В самом общем смысле дистанционное обучение - это образовательный процесс, который обеспечивает связь преподавателя и обучающихся на расстоянии без непосредственного контакта.

В западных странах дистанционное образование получило широкое распространение в семидесятые годы прошлого столетия, когда были созданы университеты открытого типа для дистанционного образования. Сегодня при обучении они используют новейшие информационные технологии, компьютеры и мультимедиа, спутниковое цифровое телевидение и сетевые технологии [6].

В настоящее время в России дистанционное обучение является не самостоятельной формой получения образования как в западных странах, а способом организации учебного процесса с учетом психолого-педагогических особенностей и применением дистанционных образовательных технологий, которые реализуются посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей [2].

Во многих вузах дистанционное обучение изначально было набором грамматического или лексического материала по разным темам, в виде разных курсов, которые можно было посмотреть на компьютере в качестве дополнительной работы над неусвоенным по ряду причин материалом (по причине болезни, пропуска занятий, неполного понимания объяснений преподавателя и т.д.). Но система дистанционного обучения стала неотъемлемой частью образовательного процесса сегодня, когда в условиях пандемии необходимо было исключить прямые контакты преподавателя с обучаемыми и контакты между самими студентами. Начиная с 2020 года и до настоящего времени дистанционное обучение стало основным средством получения знаний, что способствует непрерывному устойчивому развитию системы образования несмотря на пандемию. Технологии дистанционного обучения постоянно развиваются и становятся более доступными [1]. Преподаватели овладевают методикой и новыми методами работы в дистанционном формате, а студенты учатся использовать все технические возможности дистанционных образовательных систем. В нашем исследовании мы стараемся выяснить психолого-педагогическую эффективность процесса получения знаний по такой технологии по мнению самих студентов.

Технология дистанционного обучения - это не просто работа преподавателя и студентов на расстоянии, это совокупное использование новейших информационных методов и форм психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку, которые позволяют обеспечить проведение учебного процесса в полном объеме на расстоянии.

Дистанционная технология обучения предоставляет возможность выбора проведения дистанционного занятия в режиме реального времени и писать сообщения и задавать вопросы преподавателю (синхронный формат) или просматривать записанные занятия в любое удобное время (асинхронный формат) [9]. Вполне обосновано, что вузы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.