Возможности использования национальной музыки и танцев в туристической индустрии Испании
туризм / тоитэм
УДК 37
РО!: 10.24411/2413-693Х-2019-10203
Возможности использования национальной музыки и танцев в туристической индустрии Испании
ЧЕПАРЁВА Алина Алексеевна
Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; студент, [email protected]
СПАТАРЬ-КОЗАЧЕНКО Татьяна Ивановна
Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; старший преподаватель, [email protected]
Аннотация. Ведущие страны мира уделяют большое внимание развитию туристической индустрии, которая является приоритетным направлением в национальной экономике. В настоящий момент туристическая индустрия выстраивает работу таким образом, чтобы туристы остались довольны своими путешествиями, задержались в посещаемой ими стране и обязательно вернулись. Уровень и разнообразие предлагаемых услуг на туристическом рынке постоянно растёт, но несмотря на высокое качество, зачастую туристы по возвращению домой не чувствуют, что получили от путешествия ожидаемых впечатлений, эмоций. Связано это, прежде всего с тем, что туристам не удаётся прочувствовать атмосферу страны, её культуру. В данной статье речь идет об актуальной проблеме в сфере туризма и гостеприимства в Испании. Описываются виды музыкального искусства и самобытность регионов страны: и всестороннее влияние испанской народной музыки на туристов. Особое внимание акцентируется на танце. Выделяются и описываются пасадобль, фламенко, фанданго, испанское балеро и др. В статье дан анализ проводимых мероприятий: музыкальных и танцевальных фестивалей, свадебных церемоний. Разработаны рекомендации, которые позволят удовлетворить потребность туристов в погружение в самобытность и культуру страны на примере Испании, а также изложен результат и польза от предложенных рекомендаций.
Ключевые слова: туризм, национальные танцы, народная музыка, фламенко, событийный туризм, привлечение туристов, фестиваль
Для цитирования: Чепарёва А.А., Спатарь-Козаченко Т.И. Возможности использования национальной музыки и танцев в туристической индустрии Испании // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 19-26. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10203. J
Статья поступила в редакцию: 25.05.2019.
Статья принята к публикации: 25.06.2019.
СЕРВИС peus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
2019 Том 13 №2
The possibility of using national music and dancing in the tourism
industry of Spain
Alina A. CHEPAREVA
Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Student, [email protected] Tatyana I. SPATAR-KOZACHENKO
Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Senior Lecturer, [email protected]
Abstract. The world's leading countries pay great attention to the development of the tourism industry, which is a priority in the national economy. Now the tourism industry is building work in such a way that tourists are satisfied with their travels, stayed in the country they visit and be sure to return. The level and variety of services offered in the tourist market is constantly growing, but despite the high quality, often tourists on their return home do not feel that they have received from the trip the expected impressions and emotions. This is due primarily to the fact that tourists cannot feel the atmosphere of the country, its culture. In this article, we are talking about an urgent problem in the field of tourism and hospitality in Spain. The author describes the types of musical art and the identity of the regions of the country: and the comprehensive influence of Spanish folk music on tourists. The authors pay special attention to the dance. Allocated and describes the Paso Doble, flamenco, Fandango, Spanish balero, etc. In the article the analysis of the events, from music and dance festivals, wedding ceremonies. The recommendations that will meet the needs of tourists to dive into the identity and culture of the country on the example of Spain, as well as the result and benefits of the proposed recommendations.
Keywords: tourism, national dances, folk music, flamenco, event tourism, attraction of tourists, festival
For citation: Chepareva, A. A., & Spatar-Kozachenko, T. I. (2019). The possibility of using national music and dancing in the tourism industry of Spain. Servis plus, 13(2), 19-26. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10203. (In Russ.).
Submitted: 2019/05/25.
Accepted: 2019/06/25.
Ведущие мировые страны ставят перед собой задачу развития туристической индустрии, которая является приоритетным направлением в национальной экономике. Решая поставленную задачу, усиливается взаимосвязь туризма, культуры, экономики [1]. Туристическая инфраструктура Испании после экономических кризисов 1993года и 2007-2012 годов заметно обновилась. Правительство страны разрабатывает систему качества обслуживания в туристической отрасли. Испания становится мировым лидером в сфере туризма [7]. В 2015г. Испанию посетили около 70 млн туристов, в 2016г. - 75 млн. В 2017 страну посетили 81,1 млн человек. Испания заняла второе место после Франции, согласно опубликованной статистике Всемирной туристической организации по международному турпотоку [11].
В настоящее время, туристы, посещающие испанские города или их окрестности, восхищаются архитектурой, памятниками, самобытными улочками, но, к
сожалению, не могут полностью погрузиться в атмосферу страны. Путешественники едут с надеждой окунуться в тот, по-настоящему «испанский» мир, который видели в детстве, просматривая известные испанские фильмы. По итогам посещения Испании, путем личных наблюдений и наблюдений студентов, проходящих практику в Испании, многочисленных обсуждений на занятиях по страноведению, проведения анализа, были выявлены некоторые проблемы.
Одна из проблем заключается в неполном использовании государством своих культурных ресурсов. Мы живём в век высоких технологий, которые подавляют самобытность и исторический облик страны [2]. Города различных стран становятся похожими друг на друга. На это влияют в совокупности многие мелочи. Для каждого, кто хочет посетить Испанию, важно погрузиться в атмосферу страны, ее культуру. Особенно важными являются направления искусства, такие как
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Возможности использования национальной музыки и танцев в туристической индустрии Испании
национальные танцы и музыка страны.
Посетители кафе и ресторанов, надеющиеся насладится испанскими песнями, слушают современную музыку. В основном это мировые хиты, которые можно послушать и в собственной стране. Другие чувства испытывают туристы, когда видят уличных музыкантов, играющих мелодию или национальную песню, и наблюдают за ярким танцем на улице. Созерцание всего этого даёт туристам толчок к поиску новой информации о стране, её культуре и менталитете.
Целью является:
1. Разъяснить важность решения проблемы.
2. Проанализировать, что мешает туристу, оказаться в реальности, которую ранее наблюдал в фильмах или представлял, читая классическую литературу.
Задачи:
1. Показать богатство испанской национальной культуры в разнообразии музыкальных, песенных и танцевальных жанров.
2. Разработать рекомендации для увеличения туристического потока.
Музыкальное искусство в Испании разнообразно и представлено утонченной музыкой «al Andaluz», жгучим фламенко, гитарной музыкой и веселыми кельтскими мотивами.
Музыка имеет свойство менять или задавать настроение. Гитарные звуки испанской корриды будто перебирают струны души, напоминают о чём-то далёком, забытом, уже ушедшем из жизни. Темпераментно и ярко звучат «Испанские танцы» композитора — Эн-рике Гранадоса. Весьма колоритны образы страны. Они стали распространенными в Европе как музыкальные символы Испании.
Профессиональная музыка Испании зарождается в монастырях, которые были большими центрами искусства: Санта-Мария-де-Риполь, Санта-Мария-дель-Мар (Барселона), собор Сантьяго-де-Компостела становятся центрами григорианского пения.
Многовековое арабское господство на большей части Пиренейского полуострова оказало большое влияние на культуру Испании. В арабских мелодиях отличительной чертой была импровизация, которую переняли в свою музыкальную культуру испанцы [10]. Формируется музыкальный стиль «al Andaluz» между 9-м и 15-м веками. Особая утонченность мелодий и импровизация, не только стали отличительной чертой музыки, но и отразились в музыкальной культуре христианской Испании.
На территории Испании, в южных землях страны, зарождается страстный и привлекательный стиль - фламенко. Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого
истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок [4]. Фламенко -это взаимодействие танца, гитары и голоса. После заимствования различных элементов андалузской, цыганской, еврейской и арабской культур этот жанр стал популярным.
Испанская музыка является вершиной современной гитарной музыки. Основным жанром испанской гитарной музыки, конечно же, является фламенко. Основой выступления фламенко является особый испанский бой по струнам «Rasguado». «Rasguado» является одним из основных и популярных методов игры на испанской гитаре, который используется для сопровождения танцоров и певцов фламенко.
Испанский поэт и драматург ХХ века Федерико Гарсия Лорка, который являлся одним из значимых деятелей искусства своего времени, в своих произведениях воспевал гитарную музыку и гитару. Федерико относился к гитаре как к живому существу, а также сравнивал гитарную музыку со звуками природы. В стихотворениях поэт описывал мелодию, передающую шум воды, ветра над пустыней и звук чаши. Одни из самых известных его произведений: «Плачет гитара», «Шесть струн», «Memento».
Федерико Гарсия Лорка организовал в 1922 году фестиваль народной андалузской песни — канте -хондо, вместе с композитором Мануэлем де Фалья. Канте-Хондо переводится с испанского языка как «глубинное пение». Это древний образец первобытных песен, который отражает особенности народов, заселявших Испанию. Пение обычно исполняется с сопровождением импровизационной игры на гитаре. В звуках и голосах данного стиля можно различить звуки леса, пение птиц, голоса диких животных и т.д.
Народы горных северных районов сохранили кельтские мотивы в народной музыке. Кельты появились и расселялись на Пиренейском полуострове, на протяжении V-II веков до н. э. Здесь сложилась самобытная культура испанских кельтов.
Кельтские музыкальные мотивы были распространены на территории Северной Испании и постепенно получали популярность в соседних регионах. Для них характерно сопровождение деревянными духовыми инструментами, барабанами, волынками.
Для туристов важно погрузиться в атмосферу страны, которую они посещают. Музыка оказывает всестороннее влияние на человека. Она оказывает успокаивающее действие, помогает увеличить количество запоминаемой информации, которую туристы получают на экскурсиях. А если объединить музыку и прослушивание информации об истории происхождения
СЕРВИС pius
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
национальных, музыкальных шедевров, то получится новый метод приобщения туристов к истории. Чтобы понять настоящее, строить будущее, мы иногда должны оглянуться назад в прошлое [8]. Музыка и танцы вызовут интерес к культуре страны, и они захотят посетить больше концертов или экскурсий, которые помогут им взглянуть на страну с другой стороны.
Танец - это еще один вид музыкального искусства, который привлекает, одухотворяет туристов.
Танец - это не просто набор движений, глядя на танцующего человека, мы видим его душу, его настроение. С помощью танца можно многое выразить. Например, показать в танце значимое историческое событие, передать зрителям дух ушедшего времени. Так же танец является хорошей мотивацией, побуждением изменить собственную жизнь, поднимает настроение окружающим, даёт почувствовать себя в центре мира.
Древние танцы заметно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть в настоящее время. Современного человека трудно удивить даже профессионально исполненным современным танцем, совсем другое дело, когда мы видим танцы редкие, которые видели на старых плёнках. Исполнители танцев старались, чтобы каждое их движение, жест, взгляд, улыбка стали выражением определённой мысли. Испанские танцы соответствуют характеру народа, когда-то заселявшего эти земли. Стоит отметить, что каждый регион Испании имеет определённый характер, в каждом царит соответствующая истории атмосфера [9].
Наиболее страстным и темпераментным регионом Испании изначально было принято считать Андалусию. Объяснить это можно тем, что народ, проживающий на территории провинции более эмоционален. Они больше «думают сердцем», принимают быстрые решения, не тратя время на логические рассуждения. Готовы совершать необдуманные поступки, поддавшись сиюминутной слабости. Благодаря неконтролируемости эмоций у испанцев появились всемирно известные испанские танцы, такие как: пасадобль, фламенко, фанданго и т.д.
Самый известный танец в Испании - фламенко. Фламенко - это смесь всех танцевальных традиций народов, которые населяли Испанию. Бытует мнение, что цыгане являются основателями фламенко. Но есть теория, что слово "фламенко" - это название солдат, которые всегда вели себя уверенно и гордо, были одеты по-особому. Сегодня этот национальный танец
считается испанским, цыганским и арабским одновременно.
Танцы XVIII века - это короткие танцы с танцевальным сопровождением (танцевальные туфли и кастаньеты). Эти танцы также известны как "goyescas" [6]. Они характеризуются сочетанием балета и современного танца одновременно.
Пасодобль характеризуется точностью шага, вытянутыми плечами и поднятой грудью. Танец пародирует битву двух разъярённых быков. Это очень броский и эмоциональный танец.
К началу XX века парадная проходка тореадоров трансформировалась в Пасодобль. - парный танец, в котором демонстрировались повадки разъярённого быка и приёмы его укрощения при помощи красного плаща и острой шпаги. Мужчина в танце позиционирует себя как тореадор, а его партнёрша изображает его плащ (рис.1). Дословно название танца переводится с испанского как «двойной шаг».
Рис. 1. Танец Пасадобль 1 Fig 1. Dance Pasadoble
Жизнь - это борьба. Данный танец показывает это. Гордые и темпераментные испанцы считали, что только победитель-тореро достоин жизни, достоин успеха, достоин любви.
1 https://www.dance-valery.ru/photo/pasodobl.htm (дата обращения 11.05.2019)
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Возможности использования национальной музыки и танцев в туристической индустрии Испании
Испанское Болеро. Композиции болеро пишут до нашего времени, а первые записи относят к началу 18 века. Танец сопровождается игрой на гитаре и исполняется с помощью кастаньет. Танец отличается скромностью и благородностью. Изначально танец исполнялся одной женщиной, позднее его танцевали парами [6].
Испанская хота - ещё один вид из национальных танцевальных жанров. Этот быстрый танец появился в конце 17 века. Существует несколько разновидностей, которые отличаются между собой длительностью, темпом, быстротой и набором движений (прыжки, скачки, удары ногами).
Почти все испанские танцы сопровождаются кастаньетами (это небольшие ударные инструменты) и хлопками. Хлопки сопровождают движения или пение во время танцев и песен. Хлопок - самый старый музыкальный инструмент в Испании.
Фанданго - это танец женщины и мужчины, который показывает романтическое ухаживание. Считается, что танец фанданго мавританского происхождения. Пик его популярности в Европе пришелся на 18 век. В 20 веке он сохранился в качестве народного танца в Испании. Фанданго выражает страсть, любовь, партнеры непрерывно дразнят друг друга, флиртуют и выражают свою страсть каждым шагом и жестом. В другом варианте фанданго исполняется двумя мужчинами и является состязанием в мастерстве между ними. Первый танцор устанавливает ритм и шаги, в второй подхватывает его ритм и еще более усложняет танец [10].
Национальный каталонский танец сардана - это хороводный танец, танцоры держатся за руки. Танец сопровождается духовым оркестром. Несмотря на то, что танец кажется достаточно простым, существуют определённые сложности при его исполнении. Танцорам необходимо держать определённый ритм, который задаёт музыкальный инструмент тамбурин. Из-за одного неверного шага танцора может сбиться весь хоровод. Данный танец считается символом единения каталонского народа.
Испанский танец - это душа и история испанцев. Танцы этой страны получили мировое признание, это индивидуальность и цвет испанской души.
Как могут повлиять национальные танцы и музыка на туристов в Испании?
Народная музыка и народные танцы вызывают глубокие и не всегда непонятные чувства, соприкосновение с истоками страны, с людьми, которые на протяжении многих поколений берегут свое музыкальное достояние. Благодаря ярким полученным эмоциям, у туристов возникнет желание узнать больше о культуре
Испании, это будет служить толчком к посещению музеев, театров, фестивалей данной страны.
Разработанные рекомендации
Что может быть интересным для туристов и что принесёт прибыль посещаемой стране:
1. Устраивать национальные фестивали на площадях городов
Посещение туристами музыкальных и танцевальных фестивалей можно отнести к событийному туризму [5]. Многие страны делают значительные вложения в развитие данного вида туризма, так как это достаточно молодое и популярное направление. Популярность обусловлена тем, что турист хочет стать частью какого-либо события, поучаствовать в нём, чтобы запомнить своё путешествие на всю жизнь.
Музыкальных фестивалей в Испании достаточно. Но в основном это электронная музыка, созданная с помощью современных технологий. К сожалению, можно назвать небольшое количество национальных фестивалей:
1. Международный Фестиваль гитары в Кордове. Проходит в июле на родине фламенко.
2. Фестиваль гитары в Барселоне ежегодно проводится на разных площадках города. В нем принимают участие гитаристы из разных стран Европы и Америки, в том числе из России. Фестиваль проходит в летнее время.
3. Международный фестиваль гитары имени Хосе Томаса Вилья де Петрер. В рамках фестиваля проводится конкурс между молодыми исполнителями.
4. Международный фестиваль гитары имени Фернандо Сора.
Как мы видим, фестивалей не так много, проводятся они редко. Фестивали нуждаются в рекламе, чтобы привлечь большую аудиторию.
Большой находкой стал исполнитель Бенизе (Benise), который собирает огромные залы на территории не только Испании, но и других стран. Он объединил свой рок-опыт и испанскую гитару в сплав, который назвал «рокменко», выплёскивая «опьяняющие», вдохновлённые испанским фламенко гитарные рифы с мощной энергией рок-исполнителя. Безусловно исполнитель имеет талант и благодаря нему собирает залы, но помимо этого, у него отличный «пиар»: реклама в социальных сетях интернета, привлекательные афиши и баннеры распространены в большом количестве в странах Европы и т.д. (рис. 2).
С танцевальными фестивалями на территории Испании дело обстоит лучше, но всё же стоит усовершенствовать и развивать это направление, особое внимание уделяя рекламе.
СЕРВИС рЕнз
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
MBEN ISE
á. r
Рис. 2. Фестиваль Benise2 Fig 2. Festival Benise
Один из масштабных международных фестивалей - Фестиваль танца в Каталонии (рис.3).
Это событие позволяет участникам познакомить мир с культурой хореографии своей страны и продемонстрировать свое мастерство.
Основная задача фестиваля - демонстрация искусства зрителю и обмен опытом между руководителями коллективов.
2. Привлекать туристов в кафе, рестораны при помощи уличных танцоров и музыкантов
Уличные вывески, привлекающие внимание национальной кухней и доступными ценами, теряют свою эффективность и меркнут на фоне привлекающей красотой и душевностью национальной музыки и танцев.
Владельцам предприятий питания стоит обратить своё внимание на новый способ привлечения посетителей. Например, устраивать яркие представления у входа в заведение. Туристы с большим интересом будут наблюдать за харизматическими испанцами, одетыми в яркую одежду, танцующими различные испанские танцы. Уличных музыкантов услышат издалека, своими мелодиями и пением они привлекут внимание туристов, желающих лучше познакомиться с народной музыкой.
3. Проводить мастер-классы по обучению танцам и игре на гитаре
Наиболее популярными мастер-классами на территории Испании являются кулинарные и уроки изобразительного искусства. Русскому туристу тяжело найти в средствах массовой информации сообщения, в каком регионе Испании и когда проводится обучение тому или иному виду искусства. Можно проводить мастер-классы в местах постоянного скопления туристов,
выдавать им по окончании урока сертификаты на память, в качестве сувенира.
Помимо вышесказанного, следует распространять всю подробную информацию о мероприятиях в социальных сетях, для удобства иностранных туристов. 4. Устраивать стилизованные фотосессии В настоящее время, фотографии, которые турист привезет из путешествия, играют важную роль. Кто-то с помощью фотографий хочет показать высокий уровень своего материального достатка, кто-то желает сохранить яркие воспоминания своего путешествия на всю жизнь. Фотосессия в национальных испанских костюмах являются необычным и редким процессом, который не оставят равнодушным даже избалованного туриста (рис.3).
Рис. 3. Фотосессия в стиле «фламенко»3 Fig. 3. Photoshoot in the style of flamenco
5. Свадебные церемонии в национальном (испанском) стиле
Свадебный туризм продолжает являться одним из самых популярных видов туризма. Идеальный
2 https://m.tucsonweekly.com/TheRange/archives/2014/08/01 /benise-the-fabio-michael-flatley-of-flamenco-tonight-at-rialto-theatre (дата обращения 11.05.2019)
3 https://www.pinterest.ru/amp/pin/10555380354962515/ (дата обращения 12.05.2019)
2019 Vol. 13 Iss. 2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Возможности использования национальной музыки и танцев в туристической индустрии Испании
вариант совместить свадьбу и путешествие в одно целое.
Традиционные свадебные церемонии все чаще уступают место ярким тематическим торжествам. Большой популярностью в настоящее время пользуются торжества, организованные по традициям других народов. Например, свадьба в испанском стиле - прекрасный вариант для страстной темпераментной пары. Яркие декорации, красочные костюмы, зажигательное фламенко, ритмичная латинская музыка и изысканная южная кухня навсегда останутся в памяти не только новобрачных, но и гостей. Кроме того, испанская тематика - это еще и бескрайнее поле для творческих идей и смелых решений.
Уличные музыканты и закон Испании
Как оказалось, не каждый музыкант может радовать своей игрой и голосом прохожих на улицах Испании. Законом установлен запрет на самовольные выступления артистов.
Первым делом музыкант обязан вступить в Ассоциацию уличных музыкантов (Asociación de Músicos de Calle, сокращённо AMUC), которая образовалась в 2001 году. Основная цель AMUC - помогать музыкантам в их спонтанных выступлениях общественных местах. AMUC занимается организацией мероприятий среднего формата (например, фестивалей, продви-
жением проектов с участием спонсоров, СМИ и т. д. [3].
После вступления в Ассоциацию музыкант должен записаться и указать место выступления. Для этого нужно иметь удостоверение члена АМиС и знать правила Ассоциации.
В метро музыкант имеет право играть на одной из 24 музыкальных площадок не более двух часов в день. Группа может состоять не более чем из трёх музыкантов.
Уличным артистам запрещено выступать у школ, больниц и т.д. Если вдруг на артистов поступает жалоба, может вмешаться полиция. Если артист нарушает правила, то его могут оштрафовать или забрать его музыкальные инструменты.
Метрополитен Барселоны в 2012 году организовал тест для проверки профессионализма уличных музыкантов. Было собрано жюри, которое состояло из профессоров Музыкальной школы.
В статье было представлено богатство испанского национального танца и музыки. Мы выяснили, что следует уделить внимание «уличной жизни» городов Испании. Все предложенные выше меры будут способствовать росту туристического потока, удовлетворённости туристов и приобретению ими дополнительных услуг по более глубокому знакомству с культурой и историей страны.
Литература
1. Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2015;- 597 с
2. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2014.-82с.
3. Дурович, А. П, Бондаренко Г. А. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2015; - 277с.
4. Ильина А. В. «Искусство танца Фламенко» 2016 г.
5. Кучеренко, А.Л. «Танец как феномен телесности на примере испанского танца фламенко»2018 г. Т. 13, № 3 .200-204 с. DOI: 10/21209/1996-7853-2018- 13-3-168-175(дата обращения 20.05.2019)
6. Рюкуа, Аделина Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. - М.: Вече, 2014. - 384 c
7. Спатарь-Козаченко Т.И. Роль иностранных языков в формировании кросскультурного и сервисного пространства (на примере языков распространённых на территории Испании) //Сервис в России и за рубе-жом.2015.Т.9.№2. 204-216 с. DOI: 10.12737/11904 (дата обращения 20.05.2019)
8. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Характер Испании. - М.: КНОРУС, 2015.-416с.
9. Tourism Organization (WTO). Educating the Educators in Tourism. Instituto de Turismo, Empresa y Sociedad y Universidad Politecnica de Valencia. - Madrid /2000. - P. 30-50.
10. World Tourism Organization (WTO). Educating the Educators in Tourism. Instituto de Turismo, Empresa y Sociedad y Universidad Politecnica de Espana. - Madrid: WTO, 2018. - P. 70-120.
11. http://mf.rmat.ru/wyswyg/file/2018%20news/UNWTO_Barom18_01_January_Statistical_Annex_ru.pdf (дата обращения 21.05.2019)
References
1. Alexandrova A. Yu., International tourism. Moscow: Aspect-press, 2015, 597 p. (In Russ.)
2. Birzhakov M. B., Nikiforov, V. I., Analytical note. Status and problems of tourism in the Russian Federation. St. Petersburg: Nevsky Fund, 2014, 82 p. (In Russ.)
СЕРВИС peus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
3. Durovic A. P., Bondarenko G. A., Tourism: manual. Minsk: Novoe znanie, 2015, 277p. (In Russ.)
4. Ilyina A.V., The Art of Flamenco dance. 2016. (In Russ.)
5. Kucherenko A. L., Konopleva N.A., Dance as a Corporality Phenomenon on the Example of Flamenco Spanish Dance. Gumanitarnyy vektor, vol. 13, no. 3, 2018, pp. 168-175. (In Russ.) DOI: 10/21209/1996-7853-2018-133-168-175
6. Rukwa A., Medieval Spain. Moscow: Veche, 2014, 384 p. (In Russ.)
7. Spatar-Kozachenko T. I., The role of foreign languages in the formation of cross cultural and service spaces (on the example of languages spoken on the territory of modern Spain). Servís v Roscii i za rubezhom, vol. 9, no. 2, 2015, pp. 204-216. (In Russ.) DOI: 10.12737/11904
8. Chudnovsky A.D., Zhukova M. A., Character Of Spain. Moscow: KNORUS, 2015, 416 p. (In Russ.)
9. Tourism Organization (WTO). Educating the Educators in Tourism. Instituto de Turismo, Empresa y Sociedad y Universidad Politecnica de Valencia. Madrid: WTO, 2000, pp. 30-50.
10. World Tourism Organization (WTO). Educating the Educators in Tourism. Instituto de Turismo, Empresa y Sociedad y Universidad Politecnica de Espana. Madrid: WTO, 2018, pp. 70-120.
11. UNWTO international tourism barometer. Statistical Annex, vol. 16, January 2018. (In Russ.) Available at: http://mf.rmat.ru/wyswyg/file/2018%20news/UNWTO_Barom18_01_January_Statistical_Annex_ru.pdf (Accessed on May 21, 2019)
2019 Vol. 13 Iss. 2
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
www.philosoph.ru