Научная статья на тему 'Возможности использования интернет-ресурса «Плантариум» (Plantarium. Ru) в профессиональном ботаническом образовании'

Возможности использования интернет-ресурса «Плантариум» (Plantarium. Ru) в профессиональном ботаническом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / БОТАНИКА / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирин Денис Моисеевич, Орешкин Дмитрий Геннадьевич

В статье рассматриваются требования к образовательным интернет-ресурсам и реализация различных задач при обучении ботаническим дисциплинам с помощью сервисов «Плантариума». Большое число представленных видов растений, широкий географический охват, многочисленность фотографий целого ряда видов на данном ресурсе позволяют с помощью разнообразных программных сервисов в аудитории и самостоятельно определять и выбирать растения с заданными внешними и экологическими параметрами, рассматривать варьирование морфологических признаков, иллюстрировать теорию ботаники, находить информацию о видах, участвовать в обсуждении ботанических вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирин Денис Моисеевич, Орешкин Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования интернет-ресурса «Плантариум» (Plantarium. Ru) в профессиональном ботаническом образовании»

_БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ..._

УДК 372.857:004.9

Мирин Денис Моисеевич

Кандидат биологических наук, доцент кафедры геоботаники и экологии растений Санкт-Петербургского государственного университета, mirin_denis@mail.ru, Санкт-Петербург

Орешкин Дмитрий Геннадьевич

Кандидат биологических наук, администратор сайта «Плантариум», dmitry.oreshkin@plantarium. т, Санкт-Петербург

возможности использования интернет-ресурса «плантариум» (plantarium.ru)

в профессиональном ботаническом образовании

Аннотация. В статье рассматриваются требования к образовательным интернет-ресурсам и реализация различных задач при обучении ботаническим дисциплинам с помощью сервисов «Плантариума». Большое число представленных видов растений, широкий географический охват, многочисленность фотографий целого ряда видов на данном ресурсе позволяют с помощью разнообразных программных сервисов в аудитории и самостоятельно определять и выбирать растения с заданными внешними и экологическими параметрами, рассматривать варьирование морфологических признаков, иллюстрировать теорию ботаники, находить информацию о видах, участвовать в обсуждении ботанических вопросов.

Ключевые слова: Информационный ресурс, ботаника, структура информации.

Mirin Denis Moisseevich

Candidate of Biological sciences. associate professor of the Department of Vegetation science and plant ecology at the St-Petersburg state university, mirin_denis@mail.ru, St-Petersburg

Oreshkin Dmitry Gennadievich

Candidate of Biological sciences, Plantarium site administrator, dmitry.oreshkin@plantarium.ru, St. Petersburg

the possibility of use of the internet-resource (plantarium.ru) in professional botanical education

Abstract. This article is devoted to requirements to educational web-resources and realization of various tasks of plant sciences learning using "Plantarium" services. A large quantity of represented plant species, wide geography, multiplicity of photos of number of species on the resource allow to define and select plants with prescribed appearances or ecological parameters, to consider a variation of morphological features, to illustrate a theory of botany, to find information about species, to take part in discussion on botanic topics, etc. Such using of the resource is possible both in an auditorium and at home due to various web services.

Keywords: information resource, botany, structure of information.

В учебных планах вузов всё больше времени выделяется на самостоятельную работу студентов, для которой требуется соответствующее методическое обеспечение. Однако далеко не во всех высших учебных заведениях и школах есть возможности познакомиться с разнообразием растений в природе и по гербарию. При изучении студентами местной флоры часто оказывается, что материалы по биологии, экологии и рас-

пространению входящих в неё видов разрознены, фрагментарны и труднодоступны [1]. Это весьма затрудняет организацию практических занятий по ознакомлению учащихся с флорой и растительностью региона. Благодаря всё большему распространению доступа к сети Интернет и наличию там ресурсов (сайтов) ботанической тематики методическое обеспечение занятий существенно облегчается. На основе списка задач препода-

вателя, осуществляющего дистанционную поддержку учебному процессу [2], можно составить следующий список образовательных задач таких интернет-ресурсов.

1. Разработка и предоставление информационного доступа к учебно-методическим материалам, словарям и дополнительным источникам информации, что позволяет глубже раскрыть содержание изучаемых дисциплин.

2. Осуществление дистанционной объяснительно-консультативной работы со студентами.

3. Мотивация студентов к самостоятельному изучению содержания дисциплин, формированию профессиональных знаний, умений и навыков.

В сети можно найти разнообразные сайты, содержащие фото растений с подписанными названиями, описания видов с иллюстрациями, данные по экологии и использованию отдельных видов. Некоторые из таких ресурсов содержат данные по значительному числу видов и довольно полные сведения о флоре некоторых регионов. Впрочем, часто оказывается, что предоставляемая информация недостоверна (содержит фактические ошибки), плохо структурирована и не обеспечена инструментами для удобного использования в обучении. Наличие легкодоступных источников информации с многочисленными ошибками или неоднозначным описанием связей между разными фактами вследствие нечеткой структурированности материалов создает большие проблемы для образования, поскольку студенты в отличие от преподавателей не могут достаточно критично подойти к качеству получаемой информации. Для самой возможности критического подхода необходимы знания, логически связанные в единую систему. Такая система знаний должна формироваться в результате обучения, но требовать ее наличия на ранних (нередко и на средних) этапах обучения мы не можем. Если при формальном образовании (с выдачей диплома) предоставление информации, соответствующей выше приведенным требованиям, является функцией преподавателя, то при неформальном образовании интернет-сайты становятся главными носителями этих функций [3]. Методы неформального образования всегда являются очень ценным дополнением об-

разовательных технологий вуза. Само неформальное образование может подвигнуть человека на поступление в вуз (общение с высококвалифицированным преподавателем, видимо, останется самым эффективным способом обучения), либо являться продолжением образования после окончания вуза.

Для эффективного использования в учебном процессе интернет-ресурсы должны (1) содержать как можно более представительный набор данных, (2) содержать максимально достоверную информацию и (3) обеспечивать быстрый доступ к искомым сведениям путём структурированной навигации и текстового поиска.

Одним из ресурсов, удовлетворяющих этим требованиям, является «Плантариум» (http://www.plantarium.ru) - некоммерческий атлас видов и определитель сосудистых растений. По объёму опубликованных структурированных ботанических материалов «Плантариум» занимает одно из ведущих мест в русскоязычном Интернете. В настоящее время он содержит свыше 177000 фото, относящихся к 13000 таксонам растений, встречающимся на территории России и других стран. Помимо названий и фото, на сайте можно найти описания таксонов, их особые приметы, указания в региональных Красных книгах, ссылки на веб-ресурсы с дополнительной информацией и т.д. Местообитания сфотографированных растений иллюстрируют около 10000 фото из более чем 2000 географических точек. На сайте также представлены списки сосудистых растений Красных книг 82 регионов России и 27 иностранных территорий. Полнота информации на «Плантариуме» уже на сегодняшний день достаточно высока - проиллюстрировано фотографиями более трети флоры территории СНГ, в определительную часть включено более 2300 видов. Репрезентативность материалов «Плантариума» постоянно растет в связи с высокой скоростью пополнения информации. Для возможности максимально полного использования ресурсов Интернета при пользовании «Плантариумом», на страницах описания таксонов растений приведены ссылки на другие Интернет-источники, где с тех или иных позиций эти таксоны рассматриваются; ссылки сопровождаются краткой характеристикой типа информации о растениях (ботаническое описание, эко-

логические характеристики, использование и т.п.). Сейчас на данном сайте приведено порядка 19000 ссылок на тематически связанные ресурсы.

Рассмотрение разнообразия видов или варьирования признаков растений в пределах отдельных групп растений требуется для подготовки специалистов по целому ряду специальностей (биологи, лесоводы, агрономы, специалисты по городскому озеленению и ландшафтному дизайну, ландшафтоведы и биогеографы, фармакологи и др.). Знание видового разнообразия и закономерностей изменчивости организмов необходимо как для получения общих представлений о биоразнообразии на видовом и генетическом уровнях, так и для выявления теоретически и практически значимых «гомологических рядов изменчивости» (по Н. И. Вавилову), направлений поиска ценных для интродукции и окультуривания форм, и т.п. Такого рода информация возможна только на сайтах с большим количеством визуальных материалов по очень широкому ряду видов. Региональный компонент в ботаническом образовании реализуется, в первую очередь, через знакомство с местной флорой. Понятно, что дистанционные технологии обучения не могут заменить работу с живыми растениями и гербарными коллекциями, но могут эффективно дополнить ее. Региональный аспект образования обеспечивается на «Плантариуме» возможностью отбора фотографий видов по административным, физико-географическим регионам или отдельным географическим точкам, составлению списков видов, отснятых в данном регионе или произрастающих в нем. Возможность использования интернет-ресурса как источника сведений по местной флоре, географическим закономерностям распределения фиторазнообразия, региональным растительным ресурсам определяется широтой охвата территории. На «Плантариуме» на данный момент представлена информация о растениях, привязанная к географическим точкам, расположенным на территории 50 стран (почти все государства на месте бывшего СССР, многие страны Европы, некоторые страны Азии и Северной Америки). В пределах России ассоциированная с регионами информация относится к 75 субъектам федерации. Таким образом, объем раз-

нообразных материалов, представленных на «Плантариуме», позволяет результативно осуществлять поиск информации по общим вопросам ботаники и смежных дисциплин, по частным и региональным ботаническим вопросам.

В пополнении сайта участвуют более 700 человек, от фотографов-любителей до экспертов - профессиональных биологов. Активное участие в работе сайта группы высококвалифицированных ботаников (в первую очередь - систематиков и флористов) позволяет поддерживать достоверность и качество публикуемых данных. Присутствие среди активных участников «Плантариума» квалифицированных энтомологов, микологов, фитопатологов позволяет находить качественные сведения по вопросам взаимодействия видов растений с другими организмами. Участники сообщества проверяют поступающие на сайт материалы и оказывают помощь в определении растений на форуме (http://forum.plantarium.ru/). Участие студентов в работе форума может быть весьма полезным для расширения их ботанического и общего кругозора.

Многоуровневое структурирование разнообразной информации позволяет в ней ориентироваться и значительно повышает чёткость ее восприятия. Выбор нужных сведений осуществляется с помощью большого набора программных инструментов - сервисов. Доступ к информации о таксонах может осуществляться как посредством иерархических систематических каталога и иллюстрированной галереи таксонов, так и путём поиска по латинским (более 52 000) и русским (более 35 000) названиям. В опознании совершенно незнакомых растений может помочь сервис-определитель, позволяющий отфильтровать из 2 300 видов те, которые обладают заданным набором легко распознаваемых признаков.

Выбрать из полученной выборки правильный вид могут помочь описания таксонов, дополнительная информация по ним, наборы фотографий растений каждого вида в разных фенофазах и ракурсах, научные определители. Помощь не только в точном указании ключевых признаков растения, но и в общих вопросах ботаники может оказать глоссарий в составе справочного центра «Плантариума».

В ряде случаев существенную помощь в определении могут оказать обсуждения фотографий и таксонов на форуме. Кроме того, обсуждения на форуме «Плантариума» дают возможность обучающимся и преподавателям соприкоснуться с современными проблемами науки о растениях. Форум структурирован, включает 4 основных группы разделов, 20 разделов с множеством тем. Помимо обсуждений разных вопросов ботаники на форуме можно найти информацию о ботанических и географических ресурсах в Интернете, обсуждение географических вопросов в связи с условиями и местами произрастания растений на фотографиях ландшафтов и созданных на «Плантариу-ме» географических точках, обсуждение техники фотографирования и т.п. Наличие форума при интернет-ресурсе позволяет обучающимся активно поднимать свой профессиональный уровень по теоретическим и, в большей степени, по практическим вопросам; провоцирует обращать внимание на связи между информацией из разных областей знания; кроме того, способствует формированию культуры письменной речи и общения в Интернете.

Получить выборки видов с заданными свойствами можно с помощью сервиса «Определение растения», указав нужные морфологические, экологические характеристики или формы использования человеком. Разнообразные способы выборок таксонов и изображений (не только по систематическому признаку, но и по географическим точкам и регионам) особенно полезны для подготовки студентов к практикам и экспедициям в районы с малознакомой флорой. Сайт также предоставляет возможности по организации учебных материалов: из опубликованных фотографий можно создавать подборки изображений (слайд-шоу), а виды группировать во флористические списки с произвольной категоризацией элементов. Подборки фотографий и флористические списки могут быть весьма полезны для занятий по ботанике, геоботанике, географии и экологии растений. Эти подборки могут

сопровождаться общим комментарием и пояснениями к каждой фотографии. Постепенно на «Плантариуме» формируется коллекция подборок, составленных разными авторами и доступных всем пользователям. Разнообразные выборки материалов «План-тариума» и аннотированные подборки изображений предоставляют удобный способ иллюстрации теоретического материала, доступный для максимально широкой аудитории.

Списки видов сосудистых растений Красных книг регионов могут быть использованы при характеристике состояния растительного мира и оценке воздействия человека на окружающую среду, аргументации биологической ценности обследованных участков и отдельных экосистем. Экологические характеристики видов могут быть использованы для проведения работ по экологии, в частности по биоиндикации. Материалы «План-тариума» будут полезны при подготовке исследовательских проектов разных уровней как по ботанике, так и по смежным областям знаний.

Таким образом, структура и инструменты «Плантариума» обеспечивают эффективное использование больших объёмов данных в образовательных целях и позволяют каждому внести свой посильный вклад в пополнение и улучшение представленной на сайте информации.

Библиографический список

1. Гижицкая С. А. Общее и профессиональное ботаническое образование в XXI веке: приоритеты, содержание, технологии // Ботаническое образование в России: прошлое, настоящее, будущее: материалы всеросс. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - С. 101-102.

2. Ломов А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №1. - С. 88-94.

3. Стародубцев В. А. Электронный учебно-методический комплекс как персонализированная образовательная среда // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10. - С. 104-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.