Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / информационно-коммуникационные технологии / ИКТ / виды ИКТ / лингвометодическая подготовка / методика обучения русскому языку / информационная компетентность / незавершённая компьютерная презентация / гипертекстовые ссылки / методы обучения русскому языку / уровни методических задач / professional education / information and communication technologies / ICT / types of ICT / linguistic and methodological training / methods of teaching the Russian language / information competence / incomplete computer presentation / hypertext links / methods of teaching the Russian language / levels of methodological tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинов Анатолий Юрьевич, Комиссарова Людмила Юрьевна

В настоящей статье рассматривается проблема возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в обучении студентов-филологов педагогических университетов методике преподавания русского языка. Выделяются и характеризуются виды информационно-коммуникационных технологий, наиболее часто используемые на лекциях и практических занятиях по методике: компьютерные презентации, информационно-обучающие и тестирующие (контролирующие) программы; предлагаются тактики включения ИКТ в процесс обучения. Описываются разработанные авторами формы использования различных видов ИКТ, применяемые на занятиях как по темам общей, так и частной методики преподавания русского языка: намеренно не завершенные компьютерные презентации; неполно представленная по разделу или теме учебная информация на слайдах, которая требует частичного восстановления или преобразования в другой вид — таблицу, схему и т. д. Как инновационный метод обучения особо рассматривается использование гипертекстового пространства, эффективно обеспечивающего образовательные маршруты. На основе гипертекста — базовой дидактической единицы процесса обучения — выделяется три уровня методических задач: первый уровень — перцептивные и репродуктивные; второй — продуктивные; третий — задачи получения обратной связи от студентов в форме нового высказывания или методического продукта. В статье также предлагается подробный образец подготовительной учебной работы студентов к практическому занятию с использованием ИКТ по теме «Методы обучения русскому языку», содержащему три модуля: общедидактический, частнометодический, практико-ориентированный, — и разработка практического занятия «Особенности методики обучения орфографии в основной школе», ориентированного на освоение студентами-филологами частной методики обучения правописанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинов Анатолий Юрьевич, Комиссарова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR TRAINING STUDENTS MAJORING IN THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS

This research considers the possibility and effectiveness of using information and communication technologies (ICT) in training Russian language teaching methodology to philology students at pedagogical universities. The types of information and communication technologies that are most often used in lectures and practical classes according to the methodology are distinguished and characterized: computer presentations, information, and training and testing (control) programs. Tactics for including ICT in the learning process are proposed. The forms of using various types of ICT developed by the authors are described, and used in classes on general and private methods of teaching the Russian language: intentionally incomplete computer presentations and incomplete educational information on slides, which requires partial restoration or transformation into another form — a table, a diagram, etc. As an innovative teaching method, the use of hypertext space, which effectively provides educational routes, is particularly considered. Based on hypertext, the basic didactic unit of the learning process, three levels of methodological tasks are distinguished. The first level is perceptual and reproductive. The second is productive. The third level is the task of receiving feedback from students in the form of a new utterance or methodological product. The research also offers a detailed sample of students’ preparatory academic work for a practical lesson using ICT on the topic “Methods of teaching the Russian language,” containing three modules: general didactic, private methodic, practice-oriented, and the development of a practical lesson “Features of the methodology of teaching spelling in primary school,” focused on the development of philology students of private methods teaching spelling.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ

А. Ю. УСТИНОВ, Л. Ю. КОМИССАРОВА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

(ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;

e-mail: ay.ustinov @mpgu.su; e-mail: lyu.komissarova@mpgu.su) doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-183-199

В настоящей статье рассматривается проблема возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в обучении студентов-филологов педагогических университетов методике преподавания русского языка. Выделяются и характеризуются виды информационно-коммуникационных технологий, наиболее часто используемые на лекциях и практических занятиях по методике: компьютерные презентации, информационно-обучающие и тестирующие (контролирующие) программы; предлагаются тактики включения ИКТ в процесс обучения. Описываются разработанные авторами формы использования различных видов ИКТ, применяемые на занятиях как по темам общей, так и частной методики преподавания русского языка: намеренно не завершенные компьютерные презентации; неполно представленная по разделу или теме учебная информация на слайдах, которая требует частичного восстановления или преобразования в другой вид — таблицу, схему и т.д. Как инновационный метод обучения особо рассматривается использование гипертекстового пространства, эффективно обеспечивающего образовательные маршруты. На основе гипертекста — базовой дидактической единицы процесса обучения — выделяется три уровня методических задач: первый уровень — перцептивные и репродуктивные; второй — продуктивные; третий — задачи получения обратной связи от студентов в форме нового высказывания или методического продукта. В статье также предлагается подробный образец подготовительной учебной работы студентов к практическому занятию с использованием ИКТ по теме «Методы обучения

русскому языку», содержащему три модуля: общедидактический, частномето-дический, практико-ориентированный, — и разработка практического занятия «Особенности методики обучения орфографии в основной школе», ориентированного на освоение студентами-филологами частной методики обучения правописанию.

Ключевые слова: профессиональное образование; информационно-коммуникационные технологии; ИКТ; виды ИКТ; лингвометодическая подготовка; методика обучения русскому языку; информационная компетентность; незавершённая компьютерная презентация; гипертекстовые ссылки; методы обучения русскому языку; уровни методических задач.

Введение

Информационно-коммуникационные

технологии характеризуются управляемостью, воспроизводимостью, диагностичностью,

нацеленностью на гарантированный положительный результат

Информационно-коммуникационные технологии — «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [1, с. 106] — в последние два десятилетия широко используются в обучении, в том числе — в обучении методике преподавания русского языка студентов педагогических университетов. Как и любые технологии обучения, информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) прежде всего характеризуются управляемостью, воспроизводимостью, диагностичностью, нацеленностью на гарантированный положительный результат. Названные характеристики предполагают обеспечение эффективности процесса обучения при использовании ИКТ, интерактивность между преподавателем и студентами, организацию самостоятельной работы студентов.

Наиболее распространенными в настоящее время ИКТ в обучении методике преподавания русского языка являются компьютерные презентации, информационно-обучающие и тестирующие (контролирующие) программы. Компьютерная презентация активно используется при предъявлении новой темы в лекционном курсе. Информационно-обучающие программы представляют собой презентации или отдельные слайды, содержащие учебные материалы к практическому за-

Информационно-обучающие программы в обучении методике преподавания русского языка

нятию, в которых предлагаются ссылки на справочно-информационные источники: электронные словари, справочники, энциклопедии, библиотеки, и отражается иная сопроводительная информация. Возможно применение намеренно незавершенной презентации или неполно представленной по разделу или теме учебной информации на слайдах, которые требуют завершения или восстановления, преобразования в другой вид (таблицу, схему и т.д.). Тестирующие (контролирующие) программы используются для «для оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов на различных этапах освоения дисциплины» [2, с. 331]: на этапах текущего и итогового контроля, а также для обработки и интерпретации результатов тестирования. Инновационным методом, позволяющим организовать самостоятельное изучение материала, является использование гипертекстового пространства, эффективно обеспечивающего образовательные маршруты.

Материалы и методы

В настоящее время продолжает существовать определенный разрыв между умениями студентов и преподавателей в сфере ИКТ, на который еще в 2011 г. обратил внимание Э. Г. Азимов [3]: студенты подчас демонстрируют более высокий уровень информационной компетентности. Под информационной компетентностью понимается «компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем» [4, с. 159]. Б. Е. Стариченко выделяет два уровня требований к ИКТ-компетенциям преподавателя: технологический и методический, последний уровень «предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе» [5, с. 8].

Анкетирование 108 преподавателей и аспирантов Института филологии МПГУ, которое проводилось в 2021-2022 учебном году (в том числе — дистанционно), показало, что подавляющее большинство респондентов (77% из 100%) осознают необходимость регулярного применения ИКТ в обучении, справедливо отмечая, что для разработки занятия с использованием ИКТ преподаватель в первую очередь должен опираться на профессиональные методическую и психологическую компетенции. Между тем не все респонденты готовы использовать спектр современных ИКТ в своей работе, так как

1) не знакомы с обучающими возможностями иных видов ИКТ, кроме компьютерной презентации;

2) не знакомы с корпусом современных видов ИКТ, их характеристиками и соотнесенностью с различными формами занятий. Следовательно, обучающий потенциал ИКТ в Институте реализуется не полностью.

Все вышеизложенные факторы определяют актуальность постановки проблемы использования ИКТ при обучении методике преподавания русского языка.

Предметом исследования, представленного в настоящей статье, является эффективность использования ИКТ при обучении студентов-филологов методике преподавания русского языка.

Цель представленного исследования — показать применение различных видов ИКТ на занятиях по методике преподавания русского языка.

В качестве методов научного познания рассматриваемого вопроса были использованы как теоретические (анализ научной и учебной литературы), так и эмпирические (наблюдение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, презентация личного опыта) методы исследования.

Как справедливо констатирует Б. Е. Стариченко, «предметно-ориентированные компетенции связаны с применением ИКТ в преподавании конкретных учебных дисциплин — по сути, это наполнение предметным содержанием технологий» [6, с. 98].

Рассмотрим использование видов ИКТ при изучении студентами общих и частных вопросов методики преподавания русского языка.

Для развития познавательной активности студентов-филологов, осмысленного усвоения линвометодических знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи с эмпирическими фактами нами используется гипертекстовая форма организации подготовки к практическим занятиям по методике преподавания русского языка. На основе гипертекста как базовой дидактической единицы процесса обучения мы выделили три уровня методических задач [7, с. 206].

К задачам первого методического уровня (этапа) относятся преимущественно перцептивные и репродуктивные задачи. Перцептивные задачи

Цель представленного

исследования — показать применение различных видов ИКТ на занятиях по методике преподавания русского языка

Обсуждение

Гипертекстовая форма организации подготовки к практическим занятиям по методике преподавания русского языка

связаны с восприятием теоретического материала и не являются пассивными, поскольку при восприятии участвуют как мнемонические процессы (узнавание, припоминание), так и различные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение). Репродуктивные задачи подразумевают воспроизведение (конспектирование) прочитанного, увиденного и услышанного. Активная репродукция связана с расширением, сужением, преобразованием, обобщением, т.е. с целым рядом мыслительных операций [7, с. 206].

Задачи второго методического уровня (этапа) являются продуктивными (креативными, созидательными). Задания гипертекста на этом уровне направлены на осмысление студентами использования методической теории как основы процесса обучения в практике преподавания школьного курса русского языка. В процессе актуализация информационного блока гипертекста студенты самостоятельно делают выводы, которые будут представлены на практическом занятии [7, с. 206].

Задачи третьего методического уровня в структуре присвоения студентами теоретических понятий и формирования профессионально-значимых умений и навыков предполагают обратную связь в форме нового высказывания или методического продукта. Новые высказывания актуализируются через проблемные тексты, представленные в структуре гипертекста, или развернутое высказывание в диалоге, беседе, дискуссии, в отклике на прочитанное или увиденное [7, с. 206].

Приводим образец подготовительной учебной работы студента к практическому занятию по теме «Методы обучения русскому языку», содержащему три модуля: общедидактический, частнометодический, практико-ориентирован-ный. Технологическая карта практического занятия в гипертекстовом формате представлена студентам на персональной странице в сети Интернет. Мы разделяем позицию А. Л. Назаренко, которая утверждает, что «принципы ИКТ с успехом могут быть перенесены в форму объединения традиционных очных форм обучения с дистанционными — в формат смешанного или интегрированного обучения, так как основной удельный вес обучения с помощью технологий приходится на самостоятельную работу обучающихся...» [8, с. 7-8].

Первый этап (уровень) подготовки к практическому занятию реализован в общедидактическом модуле, который определяет основные подходы к определению понятия «метод обучения» в дидактике. Студентам для знакомства с понятиями, которые будут использоваться на занятии,

Образец подготовительной учебной работы

студента к практическому занятию по теме «Методы обучения русскому языку»

необходимо перейти на гипертекстовые ссылки электронных источников библиотеки МПГУ [9] или печатных изданий тех страниц в формате PDF, которые преподаватель поместил в ссылке. Библиографическая информация, обозначенная маркером, представляет собой фрагменты нелинейной организации учебного материала для расширения зоны учебно-поискового пространства. Таким образом задаётся вектор поиска оптимального решения конкретных методических задач практического занятия.

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

1. Знакомство с обязательным минимумом информационных единиц занятия (Файл 1.): метод обучения (ссылки на [10] и [11]).

Познакомившись с определением понятия «метод обучения и его основными требованиями», студент должен произвести логико-методический анализ, направленный на выявление общеродового признака (деятельность) и отличительных особенностей исследуемого понятия.

2. Выявление преемственности в изучении данной темы с педагогикой. (Файл 2.) (Ссылки на [12] и [13].)

3. Критическое осмысление вводимых дидактических понятий на основе сравнения. (Файл 3.) (Ссылка на [14].)

В процессе выполнения этого задания студенту необходимо сопоставить вводимые научные понятия, установить соответствие или расхождение трактовок (упрощение, трансформация понятия) и высказать свои критические замечания.

ЧАСТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Данный модуль вместе с общедидактическим помогает освоить студенту лингвометодическое наполнение понятия метод обучения русскому языку. Представим этот модуль в виде «файловых» компонентов, репрезентирующих конкретные действия студента на этапе подготовки к практическому занятию.

1. Установление соответствия между определением понятия «метод обучения русскому языку» и источником, в котором содержится данное определение. (Файлы 4-7.)

Таблица 1.

Дефиниции метода обучения русскому языку

Определение Ссылка

1. Методы обучения русскому языку — способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения. (Файл 4.) А. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Методика обучения русскому языку. — Москва: Издательский центр Академия. — 2015. — 400 с. [15].

2. Метод обучения — система взаимодействия учителя и учащихся, совокупность приёмов их совместной деятельности. (Файл 5.) Б. Устинов А. Ю. Цели и задачи развития модального компонента речи учащихся при изучении словообразования // Учитель для будущего: язык, культура, личность. К 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева. — Москва: МПГУ. — С 91-94. ЬИр://еИЬ. mpgu.info/view.php?fDocumentId= 9663 [16].

З.Метод обучения — 1) направление в обучении в широком значении; 2) способ обучения аспектам языка или видам речевой деятельности в более узком значении. (Файл 6.) В. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. — Москва: Издательство: Русский язык, Курсы. — 2018. — 496 с. [17].

4. Под методами обучения в методике преподавания русского языка принято понимать способы обучения и в связи с этим способы работы учащихся, при помощи которых достигаются усвоение знаний родного языка и приобретение необходимых навыков в практике речи. (Файл 7.) Г. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — Москва: Издательский центр Академия. — 1999. — 272 с. [18].

1 2 3 4

2. Заполнение таблицы «Классификация методов обучения русскому языку, предложенная М. Т. Барановым» (Файл 8.) (Ссылка на [19].)

Таблица 2.

Классификация методов обучения русскому языку, предложенная М. Т. Барановым

1. Методы передачи знаний

Дедуктивные Индуктивные

Слово учителя Беседа

2. Методы (упражнения) формирования умений и навыков

Методы формирования учебно-языковых умений и навыков Методы формирования правописных умений и навыков Методы формирования речевых умений и навыков

а) опознавательных: • а) орфографических и пунктуационных: а) некоммуникативных: •

• •

• •

б) классификационных: • •

б) обеспечивающие правильную запись слов и предложений: • •

• •

• в) аналитических: • б) коммуникативных: •

• •

• • •

• • •

• •

3. Методы контроля

Методы контроля за знаниями Мет оды контроля за умениями

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ

Задания практико-ориентированного модуля позволяют значительно повысить мотивацию обучения, поскольку, во-первых, повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию предлагаемого учебно-методического материала; во-вторых, в процессе взаимодействия в системе «преподаватель — студент» постоянно действует обратная связь; в-третьих, формируется профессионально-креативное мышление будущего учителя русского языка, что позволяет студенту познать радость педагогической деятельности.

1. Комментирование использования методов передачи знаний в рамках предложенного видеоурока. (Ссылка: видеоурок русского языка. Файл 9. [20].) Проанализируйте урок русского языка по теме «Действительные причастия настоящего времени» (7 класс). Какой метод использован при объяснении нового материала? Постройте свой вариант объяснения, основанный на другом методе.

2. Выявление обучающих возможностей методов (упражнений) формирования умений и навыков. (Ссылка: конспект урока русского языка. Файл 10. [20].) Определите место свободного диктанта как метода формирования речевых умений и навыков, его обучающие возможности. Укажите условия использования этого метода для формирования орфографических умений и навыков учащихся.

3. Сопоставление методов контроля за знаниями и умениями по русскому языку, выявление их достоинств. (Ссылка на [21]. Файл 11.) Сравните фронтальный опрос и тестирование, отметьте их достоинства.

Далее рассмотрим использование ИКТ в частнометодическом модуле, ориентированном на освоение студентами-филологами частных методик обучения разделам школьного курса русского языка. Так, на практическом занятии по теме «Особенности методики обучения орфографии в основной школе» [22, с. 16-17] преподаватель может использовать следующую тактику работы: студентам предлагается достроить материал отдельных слайдов компьютерной презентации по теме. Общая модель презентации, выполненная преподавателем в PowerPoint, загружается на персональные компьютеры студентов.

Задание выполняется в группах: каждой из трех групп студентов нужно последовательно проанализировать содержание трех слайдов презентации (1-3, 4-6, 7-9) с точки зрения их полноты / неполноты, при необходимости восстановить / добавить необходимый учебный материал слайдов, в том числе — используя материал, ссылки на электронные источники которого присутствуют на слайдах.

Например, работа проводится с первоначальным содержанием слайда 1 «Орфографические понятия»: Орфография = правописание Орфограмма / орфографическое правило Орфографические словари Ссылки:

szlavintezet.elte.hu [23] gramota.ru [24] slovari.ru [25]

В результате анализа материала слайда, обращения к электронным источникам, выявления необходимой информации для достраивания слайда, группа представляет новую версию учебного материала.

Содержание слайда 1 «Орфографические понятия» после доработки: Орфография — исторически сложившаяся система правил написаний, которая используется в письменной речи.

Орфограмма — правильное написание (буква, пробел и др.), которое нужно выбрать из нескольких возможных вариантов.

Орфографическое правило — инструкция, содержащая условия выбора правильного написания (орфограммы).

Орфографические словари, используемые в школе: Введенская Л. А., Колесников Н. П. Современный орфографический словарь русского языка

Тихонов А. Н. Орфографический словарь русского языка Ушаков Д. Н. Орфографический словарь

Таким образом, каждая из трех групп, работающих над слайдами, поочередно представляет свой продукт, корректность содержания которого коллективно обсуждается на занятии. После этапа рефлексии слайды дорабатываются по замечаниям и конструктивным предложениям, при необходимости иллюстрируются рисунками, после этого группы обмениваются в сети конечными результатами своей работы, составляется полная версия презентации.

Выводы

Информатизация коснулась всех уровней российской образовательной системы, в том числе — вузовского обучения. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в курсе методики преподавания русского языка помогает осуществить более качественную подготовку студентов-филологов. Внедрение ИКТ в учебный процесс — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать и оптимизировать

не только аудиторную, но и внеаудиторную работу, поднять мотивацию студентов к освоению будущей профессии — профессии учителя русского языка. ИКТ способствуют развитию логического мышления, формированию навыков самостоятельной работы студентов, оказывая существенное влияние на лингвометодическую составляющую учебно-воспитательного процесса.

Разработанные формы использования различных видов ИКТ для занятий по методике обучения русскому языку (незавершённые компьютерные презентации; неполно представленная по разделу или теме учебная информация на слайдах; профессионально-ориентированное освоение гипертекстового пространства и т.д.) позволяют эффективно формировать лингвометодическую компетенцию студентов-филологов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. — Москва: Издательство: Русский язык, Курсы. — 2018. — 496 с.

2. Комиссарова Л. Ю. Смешанное обучение лингвометодическим дисциплинам в вузе: теория и опыт применения // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета // Сборник материалов международной научно-практической конференции (2-3 октября 2020) / Отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Лёвушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов. — М.: МПГУ. — 2020. — С. 329-335.

3. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному: состояние и перспективы// Русский язык за рубежом.—2011. — № 6. — С. 45-55.

4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. — М.: НИИ школьных технологий. — 2019. — 816 с.

5. Стариченко Б. E. Профессиональный стандарт и ИКТ- компетенции педагога // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 6-15.

6. Стариченко Б. Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ- компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 7. — С. 97-101.

7. Устинов А. Ю. Использование гипертекстового пространства в практике преподавания РКИ вьетнамским студентам // Инновационные подходы в изучении и преподавании русского языка в современном мире: сборник статей международной научной конференции. — Ханой. - 2019. — С. 206-214.

8. Назаренко А. Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. — М.: Издательство Московского университета. — 2013. — 271 с.

9. Юсифова А. Г. Воспитание культуры пользования Интернетом и мобильным телефоном: педагогика и психология киберсоциализации человека (2017) [Электронный ресурс]: Библиографический список (2008-2017) / Моск. пед. гос. ун-т, Библиотека; сост. А. Г. Юсифова. Электронные текстовые данные (80Kb). Москва. Режим доступа: URL: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8044 — Режим доступа: сайт МПГУ. — Текст: электронный

10. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. — Москва: Издательство: Русский язык, Курсы. — 2018. — 496с.

11. Хмелевская Т. С. Дидактика — это универсальное искусство обучения всех и всему [Электронный ресурс]: Виртуальная выставка / Моск. гос. пед. ун-т, Библиотека; Сост.: Т. С. Хмелевская // Страница «Научная библиотека МПГУ» / ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет. — 2017. — Библиотека. 24 слайда: 22 названия. URL: ttp://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/biblioteka/pomoshh-chitatelyu/vyistavki/virtualnyie-vyistavki/ metodicheskaya-kopilka/ — Режим доступа: сайт МПГУ. — Текст: электронный

12. Таранова Т. Н., Гречкина А. А. Общая педагогика: учебное пособие. — Ставрополь: Издательство СКФУ. — 2017. — 151 с.

13. Мандель Б. Р. Педагогика: учебное пособие. 3-е изд., стер. — М.: Флинта: Наука. — 2019. — 288 с.

14. Аннушкин Ю. В., Подлиняев О.Л. Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. — 2021. — 165 с.

15. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Методика обучения русскому языку. — Москва: Издательский центр Академия. — 2015. — 400 с.

16. Устинов А. Ю. Цели и задачи развития модального компонента речи учащихся при изучении словообразования // Учитель для будущего: язык, культура, личность. К 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева. Москва: МПГУ. С. 91-94.URL: http://elib. mpgu.info/ view.php?fDocumentId= 9663 — Режим доступа: сайт МПГУ. — Текст: электронный

17. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. — Москва: Издательство: Русский язык, Курсы. — 2018. — 496 с.

18. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — Москва: Издательский центр Академия. — 1999. — 272 с.

19. Баранов М. Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. — 1981. — № 3. — С. 25-31.

20. Видеоурок URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2l1nfP5bvU&t=17s Videourok https://www.youtube.com/watch?v=t2l1nfP5bvU&t=17s — Режим доступа: сайт Видеоурок — Текст: электронный

21. Решу ОГЭ: русский язык. URL: https://rus-oge.sdamgia.ru. Reshu OGE: russkii yazyk. https://rus-oge.sdamgia.ru. /- Режим доступа: сайт Reshu OGE:. — Текст: электронный

22. Комиссарова Л. Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм). — М.: Баласс. — 2014. — 176 с.

23. EASYCOUNTER.COM URL: https://www.easycounter.com/report/ szlavintezet. elte.hu/ — Режим доступа: сайт easycounter.com — Текст: электронный

24. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех URL: http://gramota.ru/ — Режим доступа: gramota.ru — Текст: электронный

25. Электронная библиотека словарей русского языка URL: https://www. slovari.ru/start2.aspx?s=0&p=563 — Режим доступа: сайт slovari.ru — Текст: электронный

Сведения об авторах

Устинов Анатолий Юрьевич — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» (МПГУ), Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0001-5545-8500. E-mail: au.ustinov @mpgu.su

Комиссарова Людмила Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» (МПГУ), Москва, Россия. ORCID ID: 0009-0000-7175-4684. E-mail: lyu.komissarova@mpgu.su

© А.Ю. Устинов, Л.Ю. Комиссарова, 2023 | (ее)]

Possibilities of Using Information and Communication Technologies for Training Students Majoring in the Russian Language Teaching Methods

A. Yu. Ustinov, L. Yu. Komissarova

This research considers the possibility and effectiveness of using information and communication technologies (ICT) in training Russian language teaching methodology to philology students at pedagogical universities. The types of information and communication technologies that are most often used in lectures and practical classes according to the methodology are distinguished and characterized: computer presentations, information, and training and testing (control) programs. Tactics for including ICT in the learning process are proposed. The forms of using various types of ICT developed by the authors are described, and used in classes on general and private methods of teaching the Russian language: intentionally incomplete computer presentations and incomplete educational information on slides, which requires partial restoration or transformation into another form — a table, a diagram, etc. As an innovative teaching method, the use of hypertext space, which effectively provides educational routes, is particularly considered. Based on hypertext, the basic didactic unit of the learning process, three levels of methodological tasks are distinguished. The first level is perceptual and reproductive. The second is productive. The third level is the task of receiving feedback from students in the form of a new utterance or methodological product. The research also offers a detailed sample of students' preparatory academic work for a practical lesson using ICT on the topic "Methods of teaching the Russian language," containing three modules: general didactic, private methodic, practice-oriented, and the development of a practical lesson "Features of the methodology of teaching spelling in primary school," focused on the development of philology students of private methods teaching spelling.

Keywords: professional education; information and communication technologies; ICT; types of ICT; linguistic and methodological training; methods of teaching the Russian language; information competence; incomplete computer presentation; hypertext links; methods of teaching the Russian language; levels of methodological tasks.

References

1. Azimov E. G., Shchukin A. N. Sovremennyi slovar' metodicheskikh terminov i ponyatii. Teoriya i praktika obucheniya yazykam. — Moskva: Izdatel'stvo: Russkii yazyk, Kursy. — 2018. — 496 s.

2. Komissarova L. Yu. Smeshannoe obuchenie lingvometodicheskim distsiplinam v vuze: teoriya i opyt primeneniya // Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka: K 60-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya russkogo yazyka Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta // Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (2-3 oktyabrya 2020) / Otv. red. A. D. Deikina, V. D. Yanchenko; sost. i red. A. D. Deikina, V. D. Yanchenko, O. N. Levushkina, O. E. Drozdova, A. Yu. Ustinov. - M.: MPGU. - 2020. -S. 329-335.

3. Azimov E. G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu: sostoyanie i perspektivy// Russkii yazyk za rubezhom.-2011. - № 6. - S. 45-55.

4. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii: V 2 t. T.2. - M.: NII shkol'nykh tekhnologii. - 2019. - 816 s.

5. Starichenko B. E. Professional'nyi standart i IKT- kompetentsii pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 7. - S. 6-15.

6. Starichenko B. E. O formirovanii obshcheprofessional'nykh IKT-kompetentsii studentov napravlenii podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 7. -S. 97-101.

7. Ustinov A. Yu. Ispol'zovanie gipertekstovogo prostranstva v praktike prepodavaniya RKI v'etnamskim studentam // Innovatsionnye podkhody v izuchenii i prepodavanii russkogo yazyka v sovremennom mire: sbornik statei mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. - Khanoi. - 2019. -S. 206-214.

8. Nazarenko A. L. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v lingvodidaktike: distantsionnoe obuchenie. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. - 2013. - 271 s.

9. Yusifova A. G. Vospitanie kul'tury pol'zovaniya Internetom i mobil'nym telefonom: pedagogika i psikhologiya kibersotsializatsii cheloveka (2017) [Elektronnyi resurs]: Bibliograficheskii spisok (2008-2017) / Mosk. ped. gos. un-t, Biblioteka; sost. A. G. Yusifova. Elektronnye tekstovye dannye (80Kb). Moskva. Rezhim dostupa: URL: http://elib.mpgu.info/ view.php?fDocumentId=8044 - Rezhim dostupa: sait MPGU. - Tekst: elektronnyi

10. Azimov E. G., Shchukin A. N. Sovremennyi slovar' metodicheskikh terminov i ponyatii. Teoriya i praktika obucheniya yazykam. - Moskva: Izdatel'stvo: Russkii yazyk, Kursy. - 2018. - 496s.

11. Khmelevskaya T. S. Didaktika - eto universal'noe iskusstvo obucheniya vsekh i vsemu [Elektronnyi resurs]: Virtual'naya vystavka / Mosk. gos. ped. un-t, Biblioteka; Sost.: T. S. Khmelevskaya // Stranitsa "Nauchnaya

biblioteka MPGU" / FGBOU VPO "Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet. — 2017. — Biblioteka. 24 slaida: 22 nazvaniya. URL: ttp://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/biblioteka/pomoshh-chitatelyu/ vyistavki/virtualnyie-vyistavki/ metodicheskaya-kopilka/ — Rezhim dostupa: sait MPGU. — Tekst: elektronnyi

12. Taranova T. N., Grechkina A. A. Obshchaya pedagogika: uchebnoe posobie. — Stavropol': Izdatel'stvo SKFU. — 2017. — 151 s.

13. Mandel' B. R. Pedagogika: uchebnoe posobie. 3-e izd., ster. — M.: Flinta: Nauka. — 2019. — 288 s.

14. Annushkin Yu.V., Podlinyaev O. L. Didaktika: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Izdatel'stvo Yurait. — 2021. — 165 s.

15. Antonova E. S., Voiteleva T. M. Metodika obucheniya russkomu yazyku. — Moskva: Izdatel'skii tsentr Akademiya. — 2015. — 400 s.

16. Ustinov A. Yu. Tseli i zadachi razvitiya modal'nogo komponenta rechi uchashchikhsya pri izuchenii slovoobrazovaniya // Uchitel' dlya budushchego: yazyk, kul'tura, lichnost'. K 200-letiyu so dnya rozhdeniya F. I. Buslaeva. Moskva: MPGU. S. 91-94.URL: http://elib. mpgu.info/ view.php?fDocumentId= 9663 — Rezhim dostupa: sait MPGU. — Tekst: elektronnyi

17. Azimov E. G., Shchukin A. N. Sovremennyi slovar' metodicheskikh terminov i ponyatii. Teoriya i praktika obucheniya yazykam. — Moskva: Izdatel'stvo: Russkii yazyk, Kursy. — 2018. — 496 s.

18. L'vov M. R. Slovar'-spravochnik po metodike prepodavaniya russkogo yazyka: Posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhei. — Moskva: Izdatel'skii tsentr Akademiya. — 1999. — 272 s.

19. Baranov M. T. Tipy uchebnogo materiala i metody obucheniya russkomu yazyku // Russkii yazyk v shkole. — 1981. — № 3. — S. 25-31.

20. Video Tutorial URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2l1nfP5bvU&t= 17s Videourok https://www.youtube.com/watch?v=t2l1nfP5bvU&t=17s-Rezhim dostupa: Video Tutorial sait — Tekst: elektronnyi

21. I will solve the OGE: Russian. URL: https://rus-oge.sdamgia.ru. Reshu OGE: russkii yazyk. https://rus-oge.sdamgia.ru — Rezhim dostupa: sait Reshu OGE — Tekst: elektronnyi

22. Komissarova L. Yu. Orfograficheskaya navigatsiya (metodika formirovaniya orfograficheskoi zorkosti u uchashchikhsya s oporoi na opoznavatel'nye priznaki orfogramm). — M.: Balass. — 2014. — 176 s.

23. EASYCOUNTER.COM URL: https://www.easycounter.com/report/ szlavintezet. elte.hu/. — Rezhim dostupa: sait easycounter.com — Tekst: elektronnyi

24. Reference and information portal GRAMOTA.<url> — Russian for all URLs: http://gramota.ru /- Rezhim dostupa: sait gramota.ru — Tekst: elektronnyi

25. Elektronnaya biblioteka slovarei russkogo yazyka URL: https://www.slovari. ru/start2.aspx?s=0&p=563 — Rezhim dostupa: sait slovari.ru — Tekst: elektronnyi

About the Authors

Ustinov Anatoly Yu. — Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Methods of Teaching Russian, Institute of Philology, Moscow State Pedagogical University (MPSU), Moscow, Russia. ORCID ID: 0000-0001-5545-8500. E-mail: ay.ustinov @mpgu.su

Komissarova Lyudmila Yu. — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Methods of Teaching the Russian Language, Institute of Philology, Moscow State Pedagogical University (MPSU), Moscow, Russia. ORCID ID: 0009-0000-7175-4684. E-mail: lyu. komissarova@mpgu.su

©A.Yu. Ustinov, L. Yu. Komissarova, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.