Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
спортивная тренировка / физическая подготовка / техническая подготовка / тренировочный процесс / миофибриллы / митохондрии / морфологические структуры / спортивный результат / микроцикл подготовки

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Рогачев Александр Иванович

В работе рассматриваются возможности учета особенностей развития двигательных качеств юных спортсменов в процессе планирования физической и технической подготовки в футболе. Установлено, что достаточно эффективным для достижения высоких спортивных результатов является планирование тренировочного процесса футболистов на основе использования данных об особенностях ускорения синтеза необходимых морфоструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Рогачев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ Якимова Елена Алексеевна, Рогачев Александр Иванович, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация. В работе рассматриваются возможности учета особенностей развития двигательных качеств юных спортсменов в процессе планирования физической и технической подготовки в футболе. Установлено, что достаточно эффективным для достижения высоких спортивных результатов является планирование тренировочного процесса футболистов на основе использования данных об особенностях ускорения синтеза необходимых морфоструктур.

Ключевые слова: спортивная тренировка, физическая подготовка, техническая подготовка, тренировочный процесс, миофибриллы, митохондрии, морфологические структуры, спортивный результат, микроцикл подготовки.

Проблема физической и технической подготовки футболистов, также как и спортсменов других видов спорта, связана с устаревшей теорией спортивной тренировки, основные положения которой были сформулированы еще в начале 60-х годов XXвека. В этот период биологической информации о механизмах двигательной активности спортсменов было недостаточно, поэтому теория спортивной тренировки была построена на эмпирическом исследовании [1, 2].

Современные биологические знания о спортивной деятельности позволяют сформулировать новую теорию спортивной подготовки, получившей название спортивной адаптологии [3].

С помощью биологических знаний становится возможным теоретически обоснованно планировать физическую и техническую подготовку футболистов в процессе многолетней тренировки. Однако к настоящему времени подобных

| SCIENCE TIME |

знаний накоплено недостаточно, что объясняет актуальность исследований, посвященных проблеме использования достижений биологических наук в процессе планирования тренировочного процесса в избранном виде спорта, в частности в футболе.

Для изучения возможностей использования биологических закономерностей развития основных двигательных качеств в процессе планирования физической и технической подготовки футболистов, нами было проведено исследование на базе ДЮСШ № 1 г. Саранска.

В исследовании приняли юные спортсмены в возрасте 14-15 лет (общее количество участников эксперимента 28 человек), которые составили контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ составили юные спортсмены учебно-тренировочной группы (14 человек), занимавшейся по традиционной программе ДЮСШ [5]. ЭГ - представители учебно-тренировочной группы (14 человек), которым была предложена разработанная нами программа спортивной подготовки. Занятия по экспериментальной программе проводились на протяжении 12 месяцев.

Для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо построить микроцикл таким образом, чтобы все системы, являющиеся объектом тренировки, были активированы для ускорения синтеза необходимых морфологических структур, и было обеспечено время для полного синтеза этих новых образований. До участия в соревновании спортсмену необходимо полное восстановление, поэтому построение микроцикла необходимо начинать с соревнования.

При построении недельного микроцикла мы допустили, что соревнование проводится в воскресенье, в связи с чем, предложили следующее распределение нагрузок внутри микроцикла (табл.1).

Понедельник - следующий день после соревнований, проводится комплекс восстановительных мероприятий (баня, массаж, лечение).

Вторник - основной целью физической подготовки на вечерней тренировке, после технико-тактических упражнений (30-60 мин), является воспитание силы (гликолитические мышечные волокна) ГМВ (совершается серия прыжков «лягушкой», а затем развитие силы окислительные мышечные волокна (ОМВ), выполняется круговая тренировка).

Среда - повышение аэробных возможностей ГМВ (бег по ступенькам трибун в течение 30-60 мин).

Четверг - во второй тренировке исполняется имитация игры или товарищеская игра, после которой футболисты снова выполняют бег по ступенькам трибун, решая при этом 2 задачи: истощение до возможного минимума запасов гликогена в мышцах, метод углеводного насыщения (МУН); развитие аэробных возможностей ГМВ.

| SCIENCE TIME |

Пятница — идет интенсивный ресинтез гликогена в мышцах и печени, поэтому дается либо полный отдых, либо аэробная работа (розыгрыш стандартных положений).

Суббота — подготовка к предстоящей игре, то есть легкая разминка, установка на предстоящую игру, перелет (переезд) к месту предстоящей игры, отдых.

Таблица 1

Недельный цикл в соревновательном периоде

Дни недели Тренировки

утро день вечер

АН АЛ ГЛ СМ АЭ АН АЛ ГЛ СМ АЭ

Воскресенье (игра) 30 мин ОРУ — 100 10 40 40 — — — — —

Понедельник (отдых) 30 мин ОРУ Комплекс восстановительных мероприятий

Вторник (сила) 30 мин ОРУ - 100 — 20 30 600 50 — 10 20

Среда (аэробная) 30 мин ОРУ - 100 — 20 30 — 50 — 60 20

Четверг (МУН) 30 мин ОРУ — 100 5 100 40 — — — — —

Пятница (восстан-ние) 30 мин ОРУ 40 40 40 60

Суббота (восстан- ние) 30 мин ОРУ Установка на игру (ТУ), алактатные и аэробные упражнения, всего 30—45 мин

ИТОГО 210 — 440 15 180 200 600 140 — 70 100

Единицы изм. мин с с мин мин мин с с мин мин мин

Всего нагрузок:

АН - анаболическая, 600 с или 60 мин с учетом интервалов отдыха;

АЛ - алактатная, 580 с или 60 мин с учетом интервалов отдыха;

ГЛ - гликолитическая, 15 мин, с учетом времени отдыха, когда концентрация ионов

водорода еще остается высокой;

СМ - смешанная, 250 мин;

АЭ - аэробная, 300 мин._

Итого: примерно 700-800 мин или 16-17 часов. Зарядка - 210 мин в неделю. За месяц - 60-70 часов.

За 11 месяцев (год) - 660-770 часов._

| SCIENCE TIME |

Реализация такого микроцикла в течение года позволяет выполнить около 600-770 ч нагрузки, постоянно поддерживая и даже увеличивая уровень физической подготовленности футболистов (в том случае, если на 3-й, 4-й и 5-й день физические упражнения носят развивающий характер).

В нашем случае распределение работы различной физиологической направленности распределяется в соответствии с данными, представленными в табл.2.

Таблица 2

Распределение нагрузок в годичном макроцикле

Физиологическая направленность нагрузки Объем, ч Доля в общем объеме нагрузки, %

1 2 3

Анаболическая 44 6,4

Алактатная 44 6,4

1 2 3

Гликолитическая 18 2,6

Смешанная 180 26,0

Аэробная + зарядка 400 58,6

ИТОГО 686 100

Для целенаправленного увеличения массы миофибрилл и митохондрий объем нагрузки распределялся следующим образом (табл.3).

Таблица 3

Распределение нагрузок в годичном цикле

Направленность нагрузки Объем нагрузки в микроцикле, мин Объем нагрузок в годичном микроцикле, мин Объем нагрузки в годичном макроцикле, час

Миофибриллы ОМВ 60 60 50

Митохондрии ОМВ 450 45 30

Миофибриллы ПМВ 60 60 50

Митохондрии ПМВ 250 250 200

Миофибриллы ГМВ 50 25 20

Митохондрии ГМВ 50 50 40

Миокардиоциты 250 25 20

I

SCIENCE TIME

I

В недельном микроцикле присутствовала одна силовая тренировка для увеличения силы ОМВ мышц-разгибателей коленных суставов, тазобедренных и сгибателей голеностопных суставов (при этом выполняются статодинамические упражнения):

- длительность каждого упражнения - 30 с;

- интервал отдыха - 30 с;

- количество повторений - 3 раза.

Тренируются три мышечные группы. Затраты времени на один круг с суперсериями - 9 мин. На развивающую тренировку тратится около 60 мин.

В результате статодинамической тренировки активируются ОМВ и промежуточные мышечные волокна (ПМВ), поэтому затраты времени на рост миофибрилл ОМВ и ПМВ - 60 мин.

Миофибриллы ГМВ могут развиваться при использовании динамических скоростно-силовых упражнений, выполняемых с околомаксимальным напряжением мышц до существенного их закисления. К таким упражнениям мы отнесли спринтерские пробежки, многоскоки, специальные скоростные технико-тактические действия [4].

Суммарный полезный объем таких упражнений состоит из продолжительности выполнения собственно скоростно-силового упражнения и длительности интервала отдыха 30-50 с, когда происходит ресинтезкреатинфосфата. Следовательно, каждое скоростно-силовое упражнение дает около 60 с полезного времени, но эффективность таких упражнений не превышает 0,5 от собственно силовых упражнений, выполняемых с интенсивностью 70 % до отказа.

Митохондрии ОМВ практически не развиваются, поскольку отношение массы миофибрилл и митохондрий находится на пределе развития, поэтому эффективность развития митохондрий ОМВ составляет 0,1.

Митохондрии ПМВ развиваются в тех случаях, когда активность мышц составляет 50-70 % от максимума. Причем степень закисления мышц не должна превышать рН = 7,2-7,3. К таким упражнениям можно отнести технико-тактические упражнения, а также специальные общеразвивающие упражнения -интервальная тренировка (бег с интенсивностью 80 % от максимума на 50, 100 или 200 м, многоскоки в гору по 20 отталкиваний, прыжки вверх по ступеням трибуны) [6].

Митохондрии ГМВ развиваются только в случае использования динамических скоростно-силовых упражнений с интенсивностью более 80 % от максимума.

Миокардиоциты растягиваются при выполнении упражнений с частотой сердечных сокращений (ЧСС), при которой достигается максимальный ударный объем сердца. Поэтому время развития миокардиоцитов включает в себя

| SCIENCE TIME |

практически все технико-тактические тренировки и специальные тренировки на развитие митохондрий в виде общеразвивающих упражнений.

Описанные выше биологические особенности подготовки футболистов были учтены нами при разработке экспериментальной программы и внедрены в учебно-тренировочный процесс ЭГ футболистов. По данной программе футболисты работали в подготовительных периодах двух сезонов Чемпионата РМ. Представители КГ занимались по общепринятой в ДЮСШ программе спортивной подготовки.

Результаты выступления команд представлены в табл.4 (в виде относительных значений).

Таблица 4

Показатели результативности выступления команд после внедрения

методических рекомендаций

Показатели КГ ЭГ

исходные данные эксперимент исходные данные эксперимент

Место, % 20,8±3,22 22,8±2,67 20,4±4,12 31,8±

Очки 1,67±0,18 1,73±0,21 1,64±0,25 2,14±

Побед 0,58±0,04 0,59±0,11 0,59±0,05 0,82±

Ничьих 0,62±0,01 0,68±0,12 0,61±0,03 0,50±

Поражений 0,71±0,12 0,64±0,09 0,69±0,11 0,59±

Забитых мячей 2,75±0,31 2,09±0,27 2,76±0,33 3,07±

Пропущенных мячей 2,42±0,42 2,36±0,39 2,41±0,38 2,09±

В таблице приведены относительные значения, что обусловлено участием в сезонах разного количества команд. Место, которое заняла команда, определялось нами по формуле:

р = (ы - м) /ы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где N - количество команд; М - место экспериментальной команды.

Анализ полученных данных показывает, что с момента внедрения разработанной программы в экспериментальной группе наметилась отчетливая тенденция к улучшению представленных показателей. В частности, существенно увеличился процент занятия призовых мест, количество очков, полученных в результате участия в соревнованиях. Значительно возросло количество забитых мячей, уменьшилось количество матчей, сыгранных в ничью, количество

| SCIENCE TIME |

пропущенных мячей. Причем изменения, выявленные в экспериментальной группе, были статистически достоверными, по сравнению с таковыми у представителей контрольной группы.

Следовательно, планирование процесса физической и технической подготовки футболистов на основе использования данных об особенностях ускорения синтеза необходимых морфоструктур является достаточно эффективным для достижения высоких спортивных результатов.

Литература:

1. Зациорский В.П. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В. П. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 314 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

3. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов: учеб. пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. - М.: ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.

4. Селуянов В.Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки: монография / В.Н. Селуянов, К.С. Сарсания, В.А. Заборова. - Долгопрудный: ИНТЕЛЛЕКТиК, 2012. - 160 с.

5. Футбол: примерная программа для ДЮСШ, СЮСШОР / Под ред. А.К. Губа. -М.: Советский спорт, 2009. - 234 с.

6. Якимова Е.А. Диагностика и методические особенности развития двигательных способностей юных футболистов / Е.А. Якимова, Д.Д. Азоркин // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: междун. сб. науч. трудов, декабрь 2014 г. [сб. трудов] / под ред. С. В. Кузьмина. Выпуск № 20. Ч. 2. - Казань: Общество Науки и Творчества, 2014. - С. 315-322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.