Melnik Olga Genad'evna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”. e-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 378.1:681.3
В.П. Овчаренко ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ТЕСТОВ В ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ
Рассматриваются предпосылки для использования моделей адаптивного обучения в общем и адаптивного тестирования в частности. Описывается опыт использования компьютерных тестов в лингводидактическом тестировании, сравниваются тесты в компьютерном виде и тесты на бумажных носителях, определяются особенности адаптивных тестов. Рассматривается область применения адаптивных тестов в лингводидактиче-.
Адаптивное обучение; адаптивные тесты; компьютерные тесты; лингводидактическое тестирование; оценивание.
V.P. Ovcharenko POSSIBILITIES OF ADAPTIVE TESTS USE IN LANGUAGE TESTING
The article reviews the prerequisites for the use of adaptive learning and adaptive testing. The experience of using computer-based tests in language testing is considered. Computer-assisted tests are compared to conventional tests. The _ features of adaptive tests are defined. The scope of adaptive tests in language testing is considered.
Adaptive leraning; adaptive tests; computer-based tests; language testing; assessment.
Последние десятилетия одним из приоритетов высшего образования в России провозглашается гуманизация образовательного процесса, которая должна осуществляется посредством личностно ориентированного подхода к обучаемому. Более того, закон Российской Федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся (с^дентов). Однако на практике обучение студентов иностранному языку в неязыковом вузе проводится в группе, состоящей приблизительно из пятнадцати студентов с разным уровнем подготовки, различными когнитивными и лингвистическими способностями, с различным уровнем мотивации. Неэффективность обучения в подобных условиях была констатирована американским психологом Б. Скиннером еще в 1958 г.
Недостаточная информированность о реальном уровне знаний учеников и естественные различия в их способностях усвоить предлагаемые знания стали главной причиной появления адаптивных систем, основанных на принципе индивидуализации обучения. Этот принцип трудно реализуем в традиционной, классноурочной форме [1].
Именно существующее противоречие между декларируемым и реально существующим процессом обучения и оценивания уровня обученности, с одной сто,
образовательных целей в течение последнего десятилетия с другой послужили поводом к написанию данной статьи.
Адаптивная модель обучения, сопровождаемая адаптивным тестовым кон, -гического принципа индивидуализации обучения - одного из самых важных для подготовки квалифицированных специалистов. Согласно B.C. Аванесову этот принцип не может быть реализован эффективно в условиях традиционных класс -но-урочных форм занятий - лекционных и групповых. В современном варианте адаптивные формы появились недавно, как результат взаимосвязи трех прогрес: , -
[1],
адаптивного обучения предложили английские кибернетики Б. Льюис и Г. Паск и американский психолог Н. Краудер еще в середине прошлого века.
Адаптивное тестирование определяется в «Стандартах образовательного и психологического тестирования» (Standards for educational and psychological testing) как «последовательная форма тестирования, при которой последующие пункты (задания) теста выбираются в зависимости от ответов на предыдущие ( )». , -( ) - , -годаря использованию компьютера. Однако, термин «компьютеризированное
» , -ру с компьютерными тестами (computer-based tests). Действительно, эти процедуры объединяет то, что они основываются на использовании компьютера во время
.
различия в отношении целей и способов применения в области образовательного .
Сравнивая компьютерные тесты и тесты на бумажных носителях, необходи-, : повышение эффективности тестирования за счет уменьшения длительности времени тестирования; повышение информационной безопасности, поскольку случайная перестановка заданий в тесте или ответов в задании делают невозможным для тестируемого «механическое» копирование номеров правильных ответов; уменьшение затрат на тиражирование материалов для организации массового тестирования; обеспечение более комфортных условий для работы над тестом; доступность результатов тестирования сразу после окончания тестирования; возможность регулярно пополнять и модифицировать банк тестовых заданий; практически не ограниченную вариабельность тестов (при достаточном количестве тесто); ; исключение субъективности при проверке тестов; возможность всесторонней статистической обработки результатов тестирования.
Использование компьютерных тестов в тестировании имеет долгую историю. , ,
уровня обученности с 1935 г. Первая книга, связанная с использованием компьютеров в лингводидактическом тестировании, появилась лишь в 1970 г. С тех пор , ,
, . последние 10-15 лет компьютеры стали общедоступными, они стали появляться в обычных школах и вузах, и тут же появились указания, рекомендации по использованию техники в учебных целях.
,
тестировании не всегда является творческим. Тем не менее, компьютерные техно-
логии достаточно широко используются в США для оценивания сформированно-сти языковых навыков в различных аспектах речевой деятельности.
Несмотря на некоторые недостатки, тесты по аудированию имеют большую ценность для студентов, так как они почти постоянно доступны (если мы говорим ). , , -део, мультипликацией. Студент может позволить себе останавливать запись, пропускать легкие или сложные отрывки и так далее.
Оценивать устную речь - очень сложная задача, и на данном этапе компьютеры не могут распознавать речь автоматически, но исследования в этой области продвигаются очень быстро. Тем не менее, ограниченная оценка навыков говоре.
.
На базовом уровне проверить понимание прочитанного можно с помощью , , -ние правильной последовательности. Есть много учебных программ и сайтов, которые предлагают диалоговые упражнения с этой функцией.
Обрабатывающая способность компьютеров пока еще слишком ограничена, чтобы позволить компьютерам оценивать письменную речь студентов. Однако с их помощью можно проверять орфографию, синтаксис и даже грамматику.
, -дидактическом тестировании лежит в тестировании уровня обученности студентов на уровне знаний и рецептивных навыков, в активизации самостоятельной работы студентов при подготовке к тестированию и в области хранения, статистической обработки больших объемов информации.
Являясь разновидностью компьютерных тестов, компьютерные адаптивные тесты, тем не менее, имеют ряд собственных характеристик: 1) каждое последующее задание теста автоматически подбирается для каждого испытуемого в зависимости от ответа на предыдущее задание (при неправильном ответе следующее задание будет выше предыдущего по уровню трудности, при неправильном - ниже), то есть подстраивается под уровень способностей/подготовки испытуемого; 2) тестирование прекращается в момент определения уровня способно/ , , 3)
требуется меньшее количество заданий и времени; 4) позволяет выявлять, какие
; 5) -
комендации для дальнейшего построения образовательного процесса.
Однако необходимо отметить, что экономия времени при проведении тестирования, которая рассматривается как преимущество адаптивных тестов, не должна ставиться во главу угла при рассмотрении функций каждого конкретного теста. Если мы говорим о тестах, предназначенных для проверки понимания прочитанного или прослушанного, то, по нашему мнению, в этом случае наиболее эффективным будет использование компьютерных тестов фиксированной длины. В этом случае вероятность того, что будет проверено полное понимание прочитанного или прослушанного материала, намного выше, чем в случае адаптивного теста.
В западной литературе выделяется три варианта адаптивного тестирования. Первый называется пирамидальным тестированием. При отсутствии предварительных оценок всем испытуемым дается задание средней трудности и уже затем, в зависимости от ответа, каждому испытуемому дается задание легче или труднее. На каждом шаге полезно использовать правило деления шкалы трудности пополам. Второй вариант (flexilevel) - начало контроля с любого подходящего уровня трудности, с постепенным приближением к реальному уровню знаний. Третий вариант - (stradaptive, от англ. stratified adaptive), когда тестирование проводится
посредством банка заданий, разделенных по уровням трудности. При правильном ответе следующее задание берется из верхнего уровня, при неправильном ответе -из нижнего [1].
Несмотря на все свои преимущества, адаптивное тестирование имеет ряд не, -
реальной. Как правило, каждое задание имеет фиксированные вес (оценка сложно). , , сложные вопросы (по мнению разработчиков теста) на самом деле будут иметь сложность не выше среднего. Для решения этой проблемы необходимо использование такой технологии, которая могла бы самостоятельно произвести анализ ответов и на его основе изменить (если это требуется) весовые коэффициенты заданий.
,
тестировании является одной из самых актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей.
, -дического обеспечения для компьютерной тестирующей программы, предназначенной для определения уровня сформированности лингвистической компетенции (грамматический и лексический аспекты) методом адаптивного тестирования. Это , - , , -тенции является непременной предпосылкой формирования коммуникативной ,
вузе. Во-вторых, грамматический и лексический аспекты языка являются при современном подходе к обучению иностранным языкам основными объектами самостоятельной работы студентов, а именно развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы являются одной из важнейших задач обучения в вузе. -,
.
Очевидная потребность в компьютерных адаптивных тестах появляется в тех областях, где необходимо охватить широкий спектр знаний, умений, навыков и способностей неуклонно растущего потока кандидатов. Прежде всего, это крупномасштабные программы отбора и распределения персонала в армии, промышленности, государственных учреждениях, сфере образования. В 2001 г., провозглашенном Советом Европы Европейским годом языков, появляются два крупномасштабных проекта по применению адаптивных тестов в лингводидактике. Это QPT (Quick Placement Test), разработанный издательством Оксфордского университета (OUP) совместно с Экзаменационным синдикатом Кембриджского университета (UCLES). Второй проект - DIALANG (Diagnostic Language Tests) осуществляется при финансовой поддержке Европейской комиссии, Главного управления образования и культуры Совета Европы. Система включает листы самооценки, языковые тесты и материалы для объяснения полученных результатов, подготовленные на 14 . ,
DIALANG
предлагаются возможные объяснения причин расхождения.
В обоих проектах для определения уровня владения иностранным языком, интерпретации результатов и рекомендаций используется уровневая шкала деск-
,
компетенциях владения иностранным языком [4].
QPT, DIALANG (high stakes
tests), ,
уровень владения иностранным языком и предоставляющие испытуемым формаль-. .
Согласно этапам в эволюции компьютерных тестов, описанным в статье Бундерсон и соавторов [5], традиционные бланковые тесты, трансформированные в электрон, . -пьютерные адаптивные тесты, обладающие большей эффективностью за счет оптимизации подбора характеристик тестовых заданий, их количества и последовательности с учетом индивидуальных особенностей подготовки испытуемых и обеспечивающие большую точность измерения, являются вторым поколением компьютерных тестов. Третьим - перспективным - поколением станут компьютерные адаптивные , -
. , QPT DIALANG
можно считать прототипами компьютерных адаптивных лингводидактических тестов следующего поколения, задающих вектор будущих исследований ученых и , ,
в самых различных областях: тестологии, компьютерном программировании, математическом моделировании, педагогике, лингвистике, методике преподавания иностранных языков и теории их усвоения [2].
В заключение отметим, что тесты не заменяют и не отменяют другие средст-, . -ля может помочь преподавателю получить полную и объективную картину о дос.
В связи с достаточно высокими требованиями к составлению адаптивных тестов, отбору содержания для наполнения тестовых заданий, к процедуре проведения тестирования адаптивное тестирование является трудоемкой и дорогостоящей процедурой оценивания, поэтому вряд ли в самое ближайшее время мы увидим их широкое распространение. Однако нельзя не отметить, что с появлением адаптивных тестов лингводидактическое тестирование вышло на новый уровень , -корректировочных воздействий на студента, возросла обучающая функция тестирования в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга. - 3 изд., доп. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.
2. . . -тирование // Вестник ТГПУ. - 2006. - Выпуск 9 (60). - Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ). - С. 75-81.
3. . . //
образование: электронное научно-техническое издание. - 2007. - № 4.
4. : , -
ние, оценка [Текст]. - М.: МГЛУ, 2003. - 256 с.
5. Bunderson C.V., Inouye D.K., Olsen J.B. The four generations of computerized educational measurement. In R. L. Linn (Ed.) // Educational measurement (3rd ed.) (pp. 367-407). New York: Macmillan, 1989.
Овчаренко Виктория Павловна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Ovcharenko Victoria Pavlovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 378.147.88
..
О ПРИМЕНЕНИИ ДНЕВНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Рассматривается саморегулируемое учение как механизм организации самостоя-.
достижения нескольких целей в организации самостоятельной работы, таких как помощь в саморефлексии студентов, отслеживание процесса научения, помощь в организации и целесообразном распределении времени при самостоятельной работе.
; ; ; ; .
A.A. Opryshko DIARY METHOD IN THE ORGANIZATION OF AUTONOMOUS WORK
In the following article we consider self-regulated learning as a means of autonomous work organization . Diary method is considered to be an efficient instrument in getting different goals in the organization of autonomous work such as the help in self-reflection, measuring the process of learning, the help in the organization and timing during autonomous work.
Self-regulated learning; autonomous work; diary; method; self-reflection.
Одной из основных задач профессионального образования в рамках модернизации российской образовательной системы является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].
Одним из путей решения такой задачи является увеличение доли самостоятельной работы студентов, что требует соответствующей организации процесса , -риалов для самостоятельного освоения студентами учебного материала.
Самостоятельная работа учащихся и студентов - важнейшее звено, соединяющее их регламентированную учебно-познавательную деятельность в образовательном учреждении с процессом непрерывного самообразования. Как правило, самостоятельным называют такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций. Однако в педагогической практике понятием «самостоя-»
обучающихся. Их условно можно объединить в три группы, соответствующие следующим трем уровням самостоятельности.