Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДОСКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна, Донина Екатерина Евгеньевна

В статье рассмотрены возможности Интернет-доски в организации коммуникации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Виноградова Юлия Алексеевна, Донина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET BOARD CAPABILITIES IN COMMUNICATION ORGANIZATION OF TRAINEES

The article discusses the possibilities of Internet boards in the organization of communication of students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 371.321.3

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Новоскул» (г. Великий Новгород);

аспирант Донина Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Переход на дистанционное обучение образовательных учреждений России весной этого года позволил всем участникам образовательного процесса познать возможности использования Интернет-пространства для организации учебного процесса. Изобилие образовательных платформ и ресурсов для проведения занятий на расстоянии, организация урока с обучающимися без потери коммуникативных навыков, контроль знаний - вызвало у педагогов затруднения. Одной из проблем - это выбор Интернет-доски для организации занятия без потери коммуникации с обучающимися.

Целью статьи является выявление возможности Интернет-доски в организации коммуникации обучающихся.

Изложение основного материала исследования. Еще многие педагоги в своей работе осваивают возможности интерактивной доски, в то время как переход на дистанционное обучение повлек за собой повсеместное знакомство с возможностями использования Интернет-доски для обеспечения образовательного процесса на расстоянии.

Первая электронная доска BBS была создана 16 февраля 1978 года Вардом Кристенсеном и Рэнди Сьюзом. Ее целью являлось обмен сообщениями между пользователями онлайн, в последствия доска стала доской объявлений коммерческого и некоммерческого характера [1].

Под термином Интернет-доска, или виртуальная доска, или онлайн-доска понимают сервис для совместной работы, позволяющий объединить мультимедийный контент в интерактивный формат [2]. В образовательном процессе их стали использовать еще в 2006-2007 гг. Применение таких досок не ограничивалось только в дистанционном формате, их активно использовали и на традиционных уроках для совместной работы с изображением или групповым проектом и т.п.

В открытых источниках существует список основных сервисов Интернет-досок используемых в обучении. Это сервисы: Linoit,Scrumlr, WebRoom, Padlet, FlockDraw, RealtimeBoard, Google Classroom и др.

Linoit WebRoom Padlet FlockDraw RealtimeBoard Google Classroom

Стоимость бесплатно $249/мес $2000/год бесплатно $10/ мес бесплатно

Регистрация необязательна Не нужна. Нужна Вход по нужна нужна

пользователей вход через электронную почту ссылке/коду для участников

Поддержка поддерживает поддерживает поддерживает поддерживает поддерживает поддерживает

различных различные различные различные различные виды различные различные

видов файлов виды файлов: виды файлов: виды файлов: файлов: виды файлов: виды файлов:

текстовый, текстовый. текстовый, текстовый, текстовый, текстовый,

графический. графический, графический, графический. графический. графический,

видео видео видео видео видео видео

Язык сервиса английский, корейский, китайский, японский английский русский английский английский русский

Ограничение Публичный, Приватный Общедоступный, Защищенный скрытая

публичного Друзья, 11риватный, по ссылке ссылка

доступа к Приватный защищенный.

доске скрытая ссылка, общедоступный

Возможность Сохраняется Сохраняется Сохраняет

сохранения в Личном в виде информацию

информации кабинете при картинки или на

на доске регистрации пользователя pdf документа виртуальном диске

Всех представленные доски можно охарактеризовать следующими основными возможностями:

- доска бесконечна, можно расположить огромное количество файлов на ней;

- доска загружается практически через любой браузер, нет необходимости в загрузке дополнительных приложений;

- возможность удаленного использования доски;

- все изменения автоматически сохраняются и синхронизируются для пользователей;

- поддержка основных видов форматов файлов для корректного их отображения.

Основным недостатком таких досок является их стоимость. К сожалению не все образовательные учреждения готовы дополнительно платить за использование Интернет-досок, и учителям приходится самостоятельно заниматься поиском той самой виртуальной доски, которая по всем характеристикам подойдет для конкретного урока и будет бесплатной для пользователей.

При обучении на расстоянии использование таких досок стало незаменимым помощником в проведении онлайн-уроков. Одной из целей урока является создание коммуникативной среды, так урок будет иметь положительные результаты при организации общения учитель-ученик или ученик-ученик. Так дистанционный формат обучения предполагает только общение через мультимедийные устройства: камеру, микрофон и колонки (наушники), перед учителем встал вопрос: «Как качественно организовать урок, с наименьшей потерей коммуникативной составляющей занятия?».

Так во время дистанционного обучения образовательная платформа «Учи.ру» предоставила возможность бесплатно использовать Интернет-доску для своих пользователей [3]. Так как пользователей данной платформы становится все больше и больше, эта возможность позволила учителям снять вопрос о проведении онлайн-занятия.

Доска имеет следующие параметры:

- вставить/написать тест в печатном формате;

- написать маркером текст;

- вставка изображений;

- вставка презентаций в формате pdf.

Недостатком такой доски является отсутствие основных макетов формул, так как в математике, например, запись обыкновенной дроби требует дополнительного шаблона.

Для организации коммуникации педагога и обучающихся предполагается использование микрофона и чата. Обучающиеся могут отвечать преподавателю на поставленные вопросы, обсудить между собой вопрос. Но для одновременного общения на платформе существует ограничение использования микрофона: не более 3 учащихся могут говорить одновременно. Но здесь выручает чат, где обменивать сообщениями могут все участники процесса.

Для безопасности проведения онлайн-занятия на данном ресурсе, каждый участник имеет свои логин и пароль, поэтому вмешательство в урок со стороны невозможно.

Образовательный ресурс «Инфоурок» также оказал помощь при проведении онлайн-урока, дополнив свои функциональные возможности Интернет-доской. В отличии от платформы «Учи.ру», доска имеет более расширенный функционал: шаблоны основных фигур геометрии, проведение опроса в формате тестирования.

Еще одной особенностью проведения урока на платформе «Инфоурок», возможность показа видеурока из каталога сайта.

Для коммуникации участников ресурс предусмотрел следующие функции: Выключить всем микрофоны, кроме участника у доски, разделить участников для работы в группе.

Данная функция позволяет разделить обучающихся по виртуальным комнатам для группового занятия: обсуждение вопросов, выводов и рекомендаций и т.п. По виртуальным комнатам распределяет либо сам учитель, либо дает возможность всем субъектам образовательного процесса объединиться в группы. Такая возможность позволяет организовать коммуникацию обучающихся.

Выводы. Таким образом, развитие современных информационных технологий, а вместе с ними Интернет-досками позволяет организовать коммуникацию педагога и обучающихся даже на расстоянии. Конечно, онлайн-урок никаким образом не может заменить традиционные формы обучения, но при вынужденных обстоятельствах (например, дистанционное обучение) является незаменимым помощником при проведении занятий на расстоянии. Грамотно организованное обучение использованием современных инструментов полностью зависит от цифровой грамотности педагога, что обуславливает необходимость формирования данной компетенции на этупе обучения в Вузе и дальнейшего ее развития в процессе профессиональной деятельности. В зависимости от того, каким инструментами владеет педагог, на каких платформах осуществляет образовательную деятельность, зависит доступность и качество образования в целом [5; 6].

Аннотация. В статье рассмотрены возможности Интернет-доски в организации коммуникации обучающихся.

Ключевые слова: Интернет-доска, дистанционное обучение, цифровые образовательные платформы, онлайн-урок.

Annotation. The article discusses the possibilities of Internet boards in the organization of communication of students.

Keywords: Online whiteboard, distance learning, digital educational platforms, online lesson.

Литература:

1. Февраль в истории управления - URL: https://www.prostoy.ru/930.html / (дата обращения: 05.11.2020).

2. Виртуальные доски - URL: https://wiki.obr55.ru/index.php?title = Виртуальные доски (дата обращения: 05.11.2020).

3. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Дистанционное обучение: ожидание и реальность // Педагогический вестник. 2020. № 14. С. 26-29.

4. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Информационные технологии как важнейший элемент современного урока // Педагогический вестник. 2019. № 8. С. 26-28.

5. Вовк Е.В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 47-49.

6. Круподерова Е.П., Барсук Н.С., Тихонов А.П. Образовательный веб-квест как способ формирования информационной культуры обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 125-128.

УДК 373.5

ИЗУЧЕНИЕ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕРЧЕНИЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель Дерябина Ольга Александровна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением химии и биологии» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Анализируя мнения учителей математики современных общеобразовательных организаций, мы сделали вывод, что затруднения учащихся при решении стереометрических задач связаны с недостаточным развитием пространственных представлений.

Анализ ошибок, допускаемых учениками при решении стереометрических задач показывает, что уже на первом этапе учащиеся не могут соотнести условие задачи с геометрическим образом и правильно построить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.