Научная статья на тему 'Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя'

Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА SMART BOARD / EDUCATION / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А., Чугунова И. В., Байгонакова Г. А.

Использование интерактивных технологий позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения, создать условия для самообразования и в сочетании с телекоммуникационными технологиями может использоваться в качестве эффективного способа формирования и повышения уровня информационной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER

The use of interactive technologies allows raising the intensity and the efficiency of the educational process, to create conditions for self-education, and in a combination with telecommunication technologies can be used as an effective way to form and increase the level of the information competence of students.

Текст научной работы на тему «Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя»

соответствии с уже встречавшимися ситуациями, но в новых условиях или формах) и творческий (решение принципиально новых проблем). Деятельностный подход эффективен не только при формировании коммуникативных компетенций, но и тесно связанных с ними профессиональных качеств специалиста.

Важным средством формирования коммуникативных компетенций является мотивация студентов на активную деятельность. В данном случае решаются задачи развития творческого мышления, повышения познавательной, коммуникативной и профессиональной активности, соединения теоретического и практико-ориентированного компонентов образования, стимулирования на постоянное саморазвитие.

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующий вывод:

- коммуникативная компетентность является необходимым компонентом общекультурного и профессионального развития личности, поскольку позволяет обеспечить личност-

Bibliography

но-профессиональное становление будущего специалиста и оптимизирует сам процесс профессиональной деятельности. Формирование коммуникативной компетентности необходимо осуществлять на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Изучение каждого из учебных предметов должно в той или иной мере способствовать формированию коммуникативных умений обучаемых, а в конечном итоге - и формированию их коммуникативной компетенции.

- формирование коммуникативной компетенции студентов играет ключевую роль в общем процессе профессиональной подготовки специалиста;

- коммуникативная компетенция представляет собой меру овладения студентами знаниями, умениями и способностями в области коммуникации на уровне, достаточном для их эффективного использования в процессе решения профессиональных задач, возникающих при выполнении профессиональных функций и для дальнейшего профессионально-творческого саморазвития.

1. Zeer, E.F. Modernisation of vocational education: the competence approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk: Textbook. allowance. -Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2005.

2. Baidenko, V.I. Competence: the problems of development of competence-based approach / V.I. Baidenko. - M., 2002.

3. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm of education result / / Higher education today. - 2004. - № 8.

4. Serikov, V. Competence model: from idea to the educational paradigm / V.V. Serikov, V.A. Bolotov / Pedagogy. - 2003. - № 10.

5. Bondarevskaya, E.V. Paradigmatic approach to developing the content of key teaching competences / E.V. Bondarevskaya,

S. Kulnevich / Pedagogy. - 2004. - № 10.

Article Submitted 09.12.10

УДК 378

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, E-mail: tealbina@yandex.ru; И.В. Чугунова, канд пед. наук, доц.. ГАГУ, E-mail: chugirina@yandex.ru; Г.А. Байгонакова, ассистент, асп., г. Горно-Алтайск, E-mail: galyaab@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Использование интерактивных технологий позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения, создать условия для самообразования и в сочетании с телекоммуникационными технологиями может использоваться в качестве эффективного способа формирования и повышения уровня информационной компетентности студентов.

Ключевые слова: образование, концепция, интерактивные технологии, информационная компетентность, интерактивная доска Smart Board.

Современный период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Основными признаками общественных трансформаций и перехода от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, являются информатизация, интеллектуализация и инновационность. Процесс информатизации касается всех сфер жизнедеятельности современного общества, особенно информационно-коммуникативной сферы, в связи с чем, возрастает роль образования как социального института, основными функциями которого являются социализация индивида к постоянно изменяющимся условиям и требованиям.

Исследование социокультурной ситуации [1-3] позволило выявить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к самой системе образования: происходит существенное повышение ее статуса; изменяется содержание деятельности преподавателя, который из «репродуктора» знаний превращается в разработчика новых технологий обучения, что требует от будущего специалиста высокого уровня технологической, методической и психо-лого-педагогической подготовленности.

Переход на многоуровневую систему обучения в рамках компетентностного подхода требует от высших учебных заведений обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе умение решать актуальные научно-технические задачи и социальноэкономические проблемы. Процесс информатизации системы образования предъявляет иные требования и к педагогам школ, в связи с чем возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств ИКТ в образовательное пространство школы. Практика показывает, что главным препятствием на пути массового внедрения интерактивных технологий в учебный процесс является не слабая материально-техническая база и отсутствие финансирования, а недостаточная профессиональная и психологическая готовность педагогов к их использованию.

Изучение Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «Наша новая школа», содержания ФГОС третьего поколения для высшего профессионального образования позволило выявить векторы обновления образования в условиях их системных изменений: 1) становление поливариативного образовательного пространства, позволяющего обучающимся проектировать и реализовывать инди-

видуальные образовательные маршруты в соответствии с интересами личности, общества, государства; 2) формирование готовности обучающихся всех уровней образования к эффективному использованию поливариативного образовательного пространства в условиях информационного общества.

Неизбежность кардинальных изменений систем образования и традиционных образовательных процессов зафиксирована в ходе встречи экспертов ЮНЕСКО, прошедшей 22-23 июня 2007 года в Г ермании (г. Кронберге), где была принята Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний (Kronberg Declaration on the Future of Knowledge Acquisition and Sharing), опираясь на которую возросла значимости знания и актуализировались такие требования к специалисту, как профессионально-личностная компетентность, информационно-комммуникативная культура, способность к самоуправлению личностным знанием.

Анализируя различные образовательные системы, можно сказать, что в мировом сообществе сложилась четкая направленность на информационную ориентацию системы образования, которая должна давать человеку не только знания о быстро возрастающих возможностях современной информационной инфраструктуры общества, но также и умения эффективно использовать эти возможности в профессиональной деятельности. В современных условиях определилась потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в вузе, гуманистических по своей сущности и максимально использующих ресурсы современного общества для развития профессиональной компетентности личности. Различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя (В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина, А.В. Хуторской, В.А. Шаповалов и др.) показывают, что информационная компетентность педагога является важным компонентом профессиональной компетентности.

В условиях перехода к информационному обществу важнейшей тенденцией становится повышение роли не просто массового, а качественного образования, в котором ключевой фигурой остается учитель. Каким должен быть современный учитель? Это ставит перед системой высшего профессионального образования важнейшую задачу - формирование высокого уровня информационной компетентности будущих специалистов.

Исследовано, что на фоне снижения значимости формализованных знаний востребованными становятся такие качества специалиста, как:

- способность к самообучению, социализация субъектов образовательного проекта в динамичной и неопределенной социальной и профессиональной средах;

- повышение собственной ответственности и активности в приобретении и передаче знаний; способность к анализу информационных процессов, обобщению широких информационных потоков;

- умение создавать информационные модели, организовать автоматизацию вычислений, обрабатывать графическую информацию, использовать электронные таблицы, базы данных; пользоваться локальными, глобальными и телекоммуникационными сетями.

Выявлено, что определяющую роль в современном образовании занимают интерактивные технологии обучения, представляющие собой такую организацию процесса обучения, в которой происходит активное взаимодействие всех участников учебного процесса.. В современной педагогической науке различают несколько моделей обучения, одной из которых является интерактивная («inter» - взаимный, «act» - действовать). Такая модель предусматривает использование интерактивных технологий обучения, представляющих собой активное участие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания. Эта модель ставит перед обучаемым конкретные и прогнозируемые дидактические цели.

Одной из таких целей является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивная модель делает продуктивным весь процесс обучения и существенно влияет на его эффективность.

В образовательной практике Горно-Алтайского государственного университета повышение уровня информационной компетентности специалистов возможно при условии подготовки студентов к решению задач, связанных с применением информационных средств и мультимедийных технологий. Мы учим умению осуществлять разнообразные виды деятельности по сбору, обработке, хранению и передаче информации, с организацией научно-исследовательской и экспериментальной деятельности с использованием технологий автоматизации информационных процессов.

Определяющее место среди интерактивных технологий на современном этапе модернизации среднего общего образования занимают Smart-технологии. Компания SMART Technologies Inc. основана в 1987 г. и сегодня она специализируется на производстве интерактивных досок. Головной офис компании расположен в Калгари (Канада). В 1991 г. компания SMART Technologies Inc. выпустила первую электронную интерактивную доску. В 1992 г. заключила стратегический альянс с компьютерным гигантом Intel. В настоящее время компания имеет офисы в Канаде, США, Японии, Китае, и осуществляет дистрибуцию интерактивных досок в более чем 100 странах мира.

Интерактивная доска Smart Board будет являться перспективным инструментом в деятельности будущего учителя. Это уникальное учебное оборудование, активно формирующее информационную компетентность личности, представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

В процессе использования интерактивной доски Smart Board в учебном процессе нами выявлены наиболее важные преимущества ее использования:

1) широкие возможности предъявления учебной информации (применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники), что позволяет воссоздавать реальную обстановку учебной деятельности;

2) повышение мотивации обучающихся за счет применения адекватного поощрения правильных результатов задач, решаемых с помощью интерактивной доски;

3) активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, способствующее активизации их умственной деятельности, общей коммуникации и сотрудничеству всех участников образовательного процесса;

4) возможности постановки различных учебных задач и управления процессом их решения, что позволяет строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

5) возможность оперативного контроля деятельности обучающихся, обеспечивающая гибкость управления учебным процессом.

Следует также отметить, что многократное использование интерактивной доски способствует, как показала практика, реализации различных дидактических целей: изучению дополнительного материала, проведению всестороннего контроля знаний, что связано со следующими аспектами:

- во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие задачи или решение;

- во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать, благодаря чему накапливается элек-

тронный банк данных, дидактических материалов, тестовых ресурсов и др.

Использование на занятиях интерактивной доски Smart Board приводит к модернизации всего процесса обучения, так как ее можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С помощью интерактивной доски можно разнообразить процесс обучения. Так, будущий учитель может читать лекцию, используя одновременно разные средства обучения (текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM, Интернет-ресурсы и др.). На интерактивной доске Smart Board можно писать и делать пометки поверх всех материалов: документов, диаграмм и WEB-страниц. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте или поместить на сайт. Заранее подготовленные тексты,

таблицы, диаграммы, картинки, музыку, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал.

Указанные выше возможности использования интерактивной доски привлекают к активному участию всех членов учебного коллектива. Все, что студент делает на доске, можно сохранить и использовать для других целей: при повторении материала, при изучении нового материала, при закреплении и др.

Рассматривая специфику подходов традиционного обучения (А) и обучения с c использованием интерактивной доски Smart Board (В), нами проведен сравнительный анализ отдельных характеристик обучения (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставительный анализ традиционного и интерактивного обучения

Параметры Уровень А Уровень В

Информационная компетентность Низкий Высокий

Активность обучающихся Средний Высокий

Уровень наглядности Средний Высокий

Интерактивность материала Низкий Высокий

Экономичность во времени Средний Высокий

Сохранение и корректировка информации Низкий Высокий

Возможности рабочего поля доски Средний Высокий

Интенсификация учебного процесса Средний Высокий

Формирование интереса к предмету Средний Высокий

Трудоемкость подготовки учителя Средний Высокий

Программная обеспеченность Низкий Высокий

Оперативность контроля Средний Высокий

Усвоение материала Высокий Высокий

Исследование вопроса влияния интерактивных технологий на формирование информационной компетентности будущего учителя показало, что многие проблемы трудоемкости учительской профессии устраняются с помощью вкрапления в образовательный процесс фрагментов урока с использованием интерактивной доски. Кроме того, интерактивные доски существенно расширяют и возможности преподавателя вуза при демонстрации иллюстрационных и обучающих материалов. Они могут быть использованы также для проведения различных форм учебных мероприятий (при проведении конферен-

ций, семинаров, презентаций и т.п.). Важное значение в современном образовательном пространстве вуза имеют не только прочные фундаментальные знания будущего специалиста, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся информационной образовательной среды, желание непрерывно заниматься самообразованием, максимально используя источники информации и интерактивные технологии для решения профессионально значимых задач.

Bibliography

1. Adolph, V.A. Innovative activity of the teacher in the process of professional development / V.A. Adolph, N.F. Ilyina. - Krasnoyarsk: Polycom,

2007.

2. Slastenin, V.A. Pedagogy: Textbook. allowance for students. Higher. Ped. Textbook. institutions / V.A. Slastenin [and others], ed. V.A. Slastenin. - M.: Academia, 2002.

3. Hutorskoy, A.V. Educational Innovation: A Textbook. allowance for students. Higher. Textbook. institutions. - Moscow: Publishing House Academia, 2008.

Article Submitted 17.12.10

УДК 351.74

М.А. Мазур, асп. ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: ruzam86@rambler.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В данной статье рассматриваются закономерности патриотического воспитания, характеризуются общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: закономерность, принцип, патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.