Научная статья на тему 'Возможности интерактивных методов обучения, используемых в США, в передаче четырех элементов содержания образования'

Возможности интерактивных методов обучения, используемых в США, в передаче четырех элементов содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1448
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / INTERACTIVE TEACHING METHODS / THE CONTENT OF EDUCATION / THE LEARNING ACTIVITIES / THE EXERCISES / TEACHING AT A DISTANCE / THE RESEARCH METHOD / THE HEURISTIC METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстова О. С.

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения, виды учебной деятельности и упражнения, используемые в образовательных учреждениях США. Анализируются возможности интерактивных методов обучения и видов учебной деятельности в передаче четырех элементов содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIALS OF THE INTERACTIVE TEACHING METHODS USED IN THE USA IN DELIVERING FOUR ELEMENTS OF THE CONTENT OF EDUCATION

The interactive teaching methods, learning activities and exercises used in the USA educational institutions are considered in the article. The potentials of the interactive teaching methods and the learning activities in the delivering four elements of the content of education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Возможности интерактивных методов обучения, используемых в США, в передаче четырех элементов содержания образования»

УДК 37.01

О. С. Толстова

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В США, В ПЕРЕДАЧЕ ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения, виды учебной деятельности и упражнения, используемые в образовательных учреждениях США. Анализируются возможности интерактивных методов обучения и видов учебной деятельности в передаче четырех элементов содержания образования.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, содержание образования, виды учебной деятельности, упражнения, дистанционное обучение, исследовательский метод, эвристический метод.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется дистанционному обучению, которое позволяет каждому человеку в любом месте изучить программу образовательного учреждения с использованием богатейшего набора информационных технологий и интерактивных методов обучения.

Американский педагог Т. Е. Суге описывает интерактивные методы обучения, а также предлагает более 150 видов учебной деятельности и упражнений [1].

Т. Е. Суге знакомит телепреподавателя с разными видами учебной деятельности (методами изучения. -

О. Т.) и упражнениями, которые можно использовать в процессе дистанционного обучения. Многие из этих видов учебной деятельности и упражнений способствуют развитию у обучаемых критического мышления и навыков решения проблем. Первоначально они были разработаны для традиционного обучения, когда учитель или преподаватель присутствует на занятиях и может наблюдать за обучаемыми, контролировать их, поддерживать обратную связь, задавая вопросы и получая на них ответы.

В процессе телеобучения телеучитель или телепреподаватель физически удален от обучаемых и осуществляет руководство процессом обучения при помощи современных информационных технологий. Методы обучения, виды учебной деятельности и упражнения модифицированы к требованиям дистанционного обучения. Т. Е. Суге рекомендует способ связи для каждого вида учебной деятельности, например одностороннюю видеосвязь, двустороннюю аудиосвязь, двустороннюю видеосвязь или двустороннюю аудиосвязь. Если телеучитель планирует использовать тот или иной вид учебной деятельности, он заранее знает, какой потребуется способ связи для организации обучения.

В нашей статье предпринята попытка проанализировать возможности интерактивных методов обучения, используемых в процессе дистанционного обучения в США, в передаче четырех элементов содержания образования.

Содержание образования в соответствии с культурологическим подходом рассматривается как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, т. е. тождественный по струк-

туре (разумеется, не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте» [2, с. 43].

И. Я. Лернер отмечает, что «каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения», которые определяются ученым «как система последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения» [3, с. 114].

Усвоение первых трех элементов содержания, первого элемента - знаний, второго элемента - опыта осуществления способов деятельности, третьего элемента - опыта творческой деятельности, обеспечивают по И. Я. Лернеру следующие методы: 1) информационно-рецептивный, 2) репродуктивный, 3) проблемного изложения, 4) эвристический, 5) исследовательский. Систему дидактических методов, согласно И. Я. Лернеру, можно рассматривать и как классификацию совокупности приемов ученика по усвоению содержания и совокупности организующих это усвоение приемов учителя [3, с. 114].

Метод обучения играет определенную роль в усвоении соответствующего вида содержания. Он может играть определяющую или вспомогательную роль. В своем исследовании И. Я. Лернер обращает внимание на то, что «каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания» [3, с. 115].

Таким образом, усвоение всех элементов социального опыта, всех элементов содержания образования, включая и четвертый элемент - опыт эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам, опыт эмоционально-ценностных отношений позволит обучаемому, как справедливо утверждает В. В. Краевский, не просто «успешно функционировать в обществе, “вписываться” в социальную систему, но и влиять на нее» [2, с. 43].

Для нашего исследования особую значимость представляет утверждение В. В. Краевского о том, что вышеупомянутая концепция содержания образования соответствует задаче формирования творческого, са-

мостоятельно мыслящего человека современного общества [2, с. 42]. Концепция, подчеркивает В. В. Краевский, ориентирует педагога на формирование в сознании обучаемого «системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям» [2, с. 44].

Российскими учеными достигнуты значительные результаты в исследовании различных проблем развития образования за рубежом. В. И. Андреев указывает на необходимость более глубокого изучения и творческой трансформации зарубежного педагогического опыта, «особенно таких развитых стран, как США и Япония» [4, с. 213].

Интерактивные методы обучения, используемые в процессе дистанционного обучения в США, легко вписываются в систему общедидактических методов обучения, предложенную И. Я. Лернером, что позволяет телепреподавателю при подготовке к проведению телезанятия выбирать и использовать во время проведения телезанятия те методы обучения, которые наилучшим образом способствуют усвоению определенных элеменов содержания образования.

Так, информационно рецептивными методами являются «Непродолжительная лекция», «Непродолжительная лекция для группы слушателей», «Непродолжительная лекция с перерывом», «Пресс-конференция».

Репродуктивными методами являются «Дискуссия. Шаг за шагом», «Закрытое тестирование», «Заполните пропуски с использованием подкрепления», «Программированное обучение».

Методы проблемного изложения: «Интерактивное руководство по изучению материала», «Конспект с вопросами», «Критическое восприятие материала», «Слушающие группы».

Эвристические методы: «Дискуссия. Свободная группа», «Коллаж», «Основательное изучение сюжета», «Последствия. Контролируемая дискуссия», «Презентация главы», «Проблемы», «Проверочный лист», «Сделайте заметки», «Стимулирование вопросов».

Исследовательские методы: «Выстраивание пирамиды», «Диалектическая записная книжка», «Изучение сюжета. Мини», «Моделирование», «Прочитайте, обсудите, доложите», «Ситуации выбора», «Факты и выводы», «Факты и только факты».

Анализ интерактивных методов обучения, видов учебной деятельности (методов изучения) и упражнений, используемых в образовательных учреждениях США, показал, что методы обучения, виды учебной деятельности (методы изучения) являются большей частью эвристическими и исследовательскими.

Представленные табл. 1-4 составлены нами на основе анализа идей ученых, исследующих проблему методов обучения [1, 3].

Методы «Проблемы», «Стимулирование вопросов» являются эвристическими (табл. 1 и 2), методы «Моделирование», «Прочитайте, обсудите, доложите» -исследовательскими (табл. 3 и 4).

Интерактивные методы, используемые в процессе дистанционного обучения в США, и характер деятельности учителя и обучаемых.

Таблица 1

PROBLEMS. Метод «Проблемы»

Деятельность учителя

Постановка проблем и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения.

Учитель с обучаемыми обсуждает правильные варианты ответов.

Фасилитаторы, находящиеся на местах обучения, контролируют соблюдение учащимися времени, отводимого на выполнение задания, и предоставляют обучаемым, находящимся на

местах обучения, обратную связь________________

Деятельность обучаемого

Обучаемые, работая индивидуально, в парах или в малых группах решают проблемы за определенный период времени. На телевизионном мониторе высвечиваются часы, указывающие время, отводимое на выполнение задания, может звучать негромкая музыка.

Осмысление условий задачи, задания.

Понимание обучаемыми основных правил выполнения задания, например: учет времени, отводимого на выполнение задания_______________

Т аблица 2 QUESTIONS, PLANTED. Метод «Стимулирование вопросов» Деятельность учителя

Учитель распределяет по вопросу для каждого места обучения. Учитель присылает не только вопрос, но и ответ. Учитель может давать как полный ответ, так и отвечать на вопрос частично, а затем переадресует вопрос обучаемому, который отвечает на него. Другие обучаемые не знают, что

вопрос был подготовлен заранее____________________

Деятельность обучаемого

Самостоятельное решение части задачи. Воспроизведение хода решения.

До начала занятия обучаемый связывается с учителем и помогает учителю определиться с вопросом.

Во время телезанятия по сигналу учителя обучаемый задает вопрос___________________________

Представленный выше метод стимулирует других обучаемых, которые находятся на своих местах обучения, задавать вопросы.

Моделирование представляет собой контролируемое воссоздание реальных ситуаций, предназначенных для того, чтобы обучаемые реагировали на раз-

Т аблица 3

SIMULATION. Метод «Моделирование»__________

Деятельность учителя

Организация моделирования для достижения

поставленных целей_____________________________

Деятельность обучаемого

Обучаемые моделируют, разыгрывают по ролям разные жизненные ситуации, решают проблемы. Обучаемые обсуждают и анализируют проблемы, критические ситуации и принимают групповые решения по разрешению ситуаций.

Обучаемые имеют уникальную возможность последовательно представлять ситуации и решать проблемы. В качестве примера можно привести такие ролевые игры, как «Клиника»,

«Чередование», «Работа экзаменатора»,

«Написание сценария»___________________________

Т аблица 4

ные ситуации, представляли ответы и таким образом обеспечивали обратную связь [1, с. 165].

Метод «Моделирование» способствует выработке у обучаемых навыков создания команды.

По И. Я. Лернеру «эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач» [3, с. 117]. Использование в процессе дистанционного обучения интерактивных методов обучения, которые большей своей частью являются эвристическими и исследовательскими, предполагает конструирование, проектирование, планирование, проведение эксперимента и решение поисковых задач обучаемыми на своих местах обучения. Место обучения (field site) - место, которое удалено от местонахождения преподавателя и предназначено для организации процесса обучения на расстоянии.

Для проведения телезанятия телепреподаватель осуществляет отбор интерактивных методов исходя

из содержания изучаемого предмета, цели телезанятия, уровня актуального развития обучаемых, а также критериев, которыми должны руководствоваться преподаватели при выборе интерактивных методов обучения. Как отмечал И. Я. Лернер, «все методы реализуются на разном уровне сложности как предметного содержания, так и процессуальной стороны обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся» [3, с. 119]. Данное утверждение справедливо и по отношению к интерактивным методам обучения, которые также могут быть реализованы на разном уровне сложности, например при обучении школьников или студентов вузов. Телеучитель или телепреподаватель будет решать, в каком порядке применительно к конкретному содержанию эти методы будут использоваться. И. Я. Лернер справедливо утверждает, что «решение этого вопроса всегда будет принадлежать учителю и методисту», (телеучителю и телепреподавателю. - О.Т.), «поскольку методике как науке, и только ей, свойственна функция проектирования всего содержания учебного предмета в системе, развернутой во времени и в определенной, содержательной и педагогической логике». Таким образом, телеучитель, телепреподаватель «реализует заданную методикой систему учебного предмета» в процессе дистанционного обучения [3, с. 119].

Сравнительный анализ методов обучения, основанных на гуманистической психологии, и интерактивных методов позволил установить, что интерактивные методы обучения реализуют гуманистический подход к обучению, так как учитель учитывает потребности и желания обучаемых, а также задачи, которые ставят перед собой обучаемые. Они активны в процессе приобретения знаний и несут ответственность за результаты изучения. Учитель является фасилита-тором, он направляет обучаемых и помогает им в процессе приобретения знаний. Целостный процесс обучения характеризуется центрацией на обучаемом (табл. 5) [5].

Таким образом, четыре элемента содержания образования могут быть переданы в процессе дистанционного обучения при помощи интерактивных методов обучения. Проанализированные нами интерактивные методы обучения вписываются в систему общедидактических методов обучения, обоснованную И. Я. Лернером. Нами осуществлена попытка систематизации интерактивных методов обучения, предложенных Т. Е. Суге, в соответствии с целостной концепцией методов обучения, изложенной И. Я. Лернером. Проанализированные нами интерактивные методы обучения направлены на совершенствование процесса дистанционного обучения и развитие навыков критического и творческого мышления, навыков межличностного взаимодействия, на формирование ценностных отношений в группе, а также лидерских качеств у обучаемых. Интерактивные методы обучения, виды учебной деятельности и упраж-

READ, DISCUSS, REPORT. Метод «Прочитайте,

_______________обсудите, доложите»_______________

Деятельность учителя

Во время телезанятия учитель просит обучаемых прочитать статью или доклад (небольшие по объему). На чтение отводится не более 5 минут Деятельность обучаемого

Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы, представленной в статье. Статья небольшая по объему, содержательная и соотносится с поставленными целями.

Обсуждение обучаемыми, находящимися на разных местах обучения, статьи, способов решения проблемы, представленной в статье. Подготовка обучаемыми письменно оформленных докладов с обоснованием способов решения проблемы_________________________________________

Таблица З

Сравнительная характеристика методов обучения

Сравниваемые компоненты Методы oбучения

на основе гуманистической психологии интерактивные

Подход к обучению Гуманистический Системный подход к дистанционному обучению

Подход к изучению Холистический Системный подход к дистанционному изучению

Аксиологическая основа Потребности и интересы личности Потребности, желания, возможности и задачи обучаемого

Цель Формирование аутентичной личности Развитие навыков критического и творческого мышления, межличностного взаимодействия; формирование ценностных отношений в группе

Центрация на субъекте деятельности Центрирован на обучаемом Центрирован на обучаемом

Роли учащегося Клиенты Активная роль в процессе изучения

Роли учителя Консультант, фасилитатор, сторонник Фасилитатор

Недостатки Педагог может утратить направляющую роль; преобладание индуктивной стратегии в процессе обучения Многие невербальные каналы общения педагога и обучаемого оказываются перекрытыми, исчезает непосредственный контакт

Достоинства Преодоление «угрозы», исходящей от всезнающего учителя, преподавателя, боязни сделать ошибку, дискомфорта и неуверенности в процессе обучения Оперативность получения информации, возможность вести консультационный диалог с ведущими специалистами мира в конкретной области, участие в электронных конференциях

Основные результаты Аутентичная личность, учебная самостоятельность, самоопределение и самореализация Творческая личность, умеющая работать в группе, лидерские качества, ценностные отношения, учебная самостоятельность

Тип обучения Инновационный Инновационный

нения, используемые в образовательных учрежде- России с учетом потребностей обучаемых, богатого

ниях США, могут применяться в процессе дистан- отечественного педагогического опыта, обычаев и

ционного обучения в образовательных учреждениях культуры нашей страны.

Список литературы

1. Cyrs T. E., Conway E. D. Teaching At a Distance with the Merging Technologies. An Instructional Systems Approach. Center for Educational Development. New Mexico State University, 1997. 468 p.

2. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат центр «Академия», 2003. 256 с.

3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

4. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

5. Толстова О. С. Методы реализации гуманистически направленного обучения в образовательных учреждениях США: монография. Кинель: РИЦ СГСХА, 2007. 180 с.

Толстова О. С., кандидат педагогических наук, доцент.

Самарская государственная сельскохозяйственная академия.

Ул. Учебная, 2, п. Усть-Кинельский, г. Кинель, Россия, 446442.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: stommm3@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 16.02.2009

O. S. Tolstova

THE POTENTIALS OF THE INTERACTIVE TEACHING METHODS USED IN THE USA IN DELIVERING FOUR ELEMENTS

OF THE CONTENT OF EDUCATION

The interactive teaching methods, learning activities and exercises used in the USA educational institutions are considered in the article. The potentials of the interactive teaching methods and the learning activities in the delivering four elements of the content of education are analyzed.

Key words: interactive teaching methods, the content of education, the learning activities, the exercises, teaching at a distance, the research method, the heuristic method.

Tolstova O. S.

Samara State Agricultural Academy.

Ul. Uchebnaya, 2, p. Ust’-Kinelski, Kinel, Russia, 446442.

E-mail: stommm3@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.