Чистый приведенный доход считается до момента, когда ЫРУ1 станет равным нулю. Это будет год, когда КЬсум окупится за счет накопленной за этот период суммы чистой прибыли. То есть срок окупаемости (Ток) наступит тогда, когда ИРУЬ = 0. На рис. 2 изображен график изменения ЫРУ за АНО на кроссполярных ВТ по годам в соответствии с выбранным сценарием с указанными на нем сроками окупаемости.
Нетрудно заметить, что данные ГСГА РФ по планируемым срокам окупаемости значительно расходятся с фактическими данными. Согласно графику срок окупаемости инвестиций на оборудование
кроссполярных ВТ наступит в 2007 г., т. е. через 1,5 года после последних капитальных затрат. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на меньшее, по отношению к запланированному, количество полетов по кроссполярным ВТ, инвестиционный проект остается экономически эффективным. А увеличение интенсивности воздушного движения приведет к росту доходов от его обслуживания, что положительно скажется на экономическом благосостоянии и геополитическом положении нашего государства.
И. Г. САПРЫКИН
кандидат экономических наук, доцент
И. Ю. ФЕДОРОВ
директор ООО «СИКО»
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СИБИРСКОГО РЕГИОНА НА НЕФТЯНОЙ РЫНОК СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
На сегодняшний момент темпы роста внешней торговли азиатских «новых индустриальных стран» давно превышают 10%-ный рубеж. За последние 25 лет самым значительным явлением в глобальном бизнесе стал выход стран Дальневосточного региона на лидирующие экономические позиции. В то время как Япония занимает доминирующее положение на финансовых рынках, на страны Азии приходится значительная доля роста объемов мировой торговли. В ближайшее время эта тенденция, скорее всего, будет сохраняться. Для многих глобальных компаний страны Дальневосточного региона являются выгодным источником сбыта сырьевых ресурсов.
Сегодня Россия является одним из крупнейших экспортеров сырой нефти, поэтому львиная доля федерального бюджета формируется за счет «черного золота». Просел рынок, упали цены на нефть — сокращается финансирование социальных программ, и наоборот. Обеспечить финансовую стабильность можно за счет перераспределения поста-
вок нефти с нестабильного западного рынка на Восток, в частности в Китай.
Китай — третий в мире по величине потребитель нефти. Правда, до недавнего времени считалось, что мировые цены на нефть никак не могут повлиять на китайский рынок, так как страна почти полностью обеспечивала себя энергоносителями. Однако к настоящему времени ситуация сильно изменилась.
За последние десять лет потребление нефти в Китае выросло приблизительно в два раза. Например, в 2000 г. этот показатель увеличился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 4,42 млн баррелей в день (причем мировое потребление углеводородов почти не изменилось). Одновременно на 18% возросли и объемы производства нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) Китая. Впечатляющие темпы роста аппетитов китайской нефтянки оказались оторванными от реального прироста разведанных запасов внутри страны и сопровождаются быст-
3 Известия ИГЭА. 2 (31).
рым истощением действующих месторождений. В результате Китай для поддержания устойчивых темпов роста стал все больше полагаться на импортную нефть. В 1999 г. объем импорта нефти в Китае увеличился на 32% и достиг 36,6 млн т. Импорт сырья стимулируется и высоким содержанием серы в китайской нефти, что значительно повышает стоимость ее переработки, поэтому китайским НПЗ гораздо выгоднее, например, покупать легкую ближневосточную нефть. Все эти факторы подталкивают Китай к увеличению закупок углеводородов за рубежом. В этом году ожидается, что из-за роста потребления импорт сырой нефти вырастет на 60% по сравнению с прошлым годом.
КНР сейчас стоит перед выбором стратегии дальнейшего развития нефтяной промышленности и энергетического комплекса в целом — с опорой на собственные силы или ориентированную на импорт энергоносителей. Судя по сухим статистическим показателям, Китай склоняется в пользу второго варианта. Кроме того, для Китая, претендующего на титул мировой супердержавы, экономически целесообразнее перейти на импорт дешевого сырья в сочетании с экспортом сложных товаров с высокой добавленной стоимостью.
Похоже, что Пекин действительно решил двигаться в этом направлении. Для осуществления этого грандиозного плана у Китая есть все необходимое. Устойчивый торговый профицит страны, составляющий десятки миллиардов долларов, позволяет стране финансировать закупки нефти за рубежом.
Исходя из географических особенностей нашего региона и ближайших соседей, с которыми мы сотрудничаем в нефтяной отрасли, немаловажно (а для нашей области, вполне вероятно, судьбоносно) развитие стратегического сотрудничества с иностранными партнерами, и в частности с Китаем.
Значение и роль Китая в мировом экономическом раскладе трудно переоценить. Показатели роста, прогнозируемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на период до
2020 г., позволяют предполагать, что до тех пор спрос на нефть станет повышаться в год примерно на 2%, причем дополнительный спрос, увеличивающийся на 5% в год, возникнет прежде всего в Азии, особенно в Китае и Индии. В 2020 г. в этом регионе будет производиться более половины мирового социального продукта и, следовательно, потребляться больше энергии.
Для нас Китай — это не только перспективный рынок, за который борются крупнейшие западные державы, но и элемент геополитики, позволяющий реально строить многополярный мир. И еще — нефтепровод, берущий свое начало в Ангарске, в перспективе может открыть для России новые, колоссальные рынки ЮгоВосточной Азии. Ожидается, что к моменту начала эксплуатации трубопровода «Россия—Китай» в 2005 г. только потребность Японии в сырой нефти составит 220 млн т, Южной Кореи — 120 млн т и Тайваня — 40 млн т. Китай готов приобретать около 210 млн т нефти.
В результате появляется вполне реальная возможность начать разработки новых месторождений, расположенных в Центральной и Восточной Сибири, которые на сегодняшний день малорентабельны из-за своей удаленности от традиционных потребителей. Идеальный вариант — превратить Восточную Сибирь в российский Кувейт, в регион с европейским уровнем жизни, где отсутствует даже намек на безработицу.
С другой стороны, по тому колоссальному товарообороту трудно переоценить значение Китая, Монголии, Кореи и той же Японии для всего мира, нашей страны в целом и для нашего сибирского региона в частности. И надо отметить, что этот оборот растет, следовательно, потребность в источниках энергии все повышается, и здесь надо говорить о глобальном сотрудничестве, выработке глобальной стратегии и тактики, создании устойчивых макрологистических систем, предусматривающих рациональные схемы товарообмена. Азиатские страны для нас сейчас представляют стратегический фокус, и нам нужно как можно быстрее осуще-
ствлять с ними долгосрочное деловое и стратегическое партнерство.
Кстати, поставки нефти в Китай уже начались, правда, по железной дороге. Уже в этом году «ЮКОС» поставит своему восточному партнеру около 1 млн т нефти. Помимо этого у нефтяников имеется предварительная договоренность с Китайской национальной нефтяной компанией (КННК) и китайской компанией «Сино-пек» о поставках в КНР дополнительно 500 тыс. т сырой нефти.
В последнее время на формирование спроса и предложения сырой нефти на китайском рынке оказывали влияние следующие факторы:
1. В 2001 г. объем добычи нефти увеличился на 1,3% (162,82 млн т в 2000 г., 164,93 млн т в 2001 г.). Такое увеличение несколько превышает средние темпы роста добычи в Китае (около 1%). В перспективе объемы добычи нефти сохранятся на прежнем уровне и, по прогнозам, составят 165 млн т в 2005 г., 168 млн т в 2010 г. и 170 млн т в 2015 г. Основной прирост добычи зафиксирован на месторождениях Китайской национальной нефтяной компании.
2. Объем экспорта нефти в 2001 г. сократился на 27,7% (с 10,3 млн т в 2000 г. до 7,55 млн т в 2001 г.), при этом объем экспорта в январе 2002 г. по сравнению с январем 2001 г. уменьшился на 64,0%. Столь значительное сокращение экспортных объемов связано с тем, что до сих пор не подписан контракт на поставку дацинской нефти в Японию в 2002 г. из-за разногласий по формуле цены. Аналогичная ситуация складывается и в отношении поставок дацинской нефти в Южную Корею и Сингапур.
3. Доля КННК в импорте нефти увеличилась за счет ввоза нефти с зарубежных месторождений, разрабатываемых при участии КННК. Всего в 2001 г. при ее участии за рубежом добыто 16,23 млн т, объем долевой нефти, принадлежащей КННК, — 8,31 млн т, в том числе из Судана ввезено 4,97 млн т нефти. Планируется, что к 2005 г. объем долевой нефти КННК составит 18 млн т.
В структуре импорта увеличилось соотношение сернистой нефти (содержание серы свыше 1,5%), доля которой в объеме импорта с 26% в 2000 г. (18,38 млн т) возросла в 2001 г. до 39% (23,43 млн т). Основные мощности по переработке сернистой нефти (40 млн т) расположены в прибрежных районах Китая, в том числе — более 32 млн т на предприятиях СИНОПЕК в восточном и юго-восточном Китае и около 5 млн т на НПЗ «West Pasific» в Даляни, который работает в основном на нефти Саудовской Аравии.
В результате в 2001 г. импорт сернистой иранской нефти вырос на 55%, аравийской нефти — на 53%, импорт суданской нефти вырос на 50%, а ангольской сократился на 56%.
Все перечисленные факторы оказали самое непосредственное влияние и на ситуацию в северо-восточном Китае. Далее приводится информация о ситуации на НПЗ КННК в этом регионе, которая получена в ходе контактов с представителями компании «СЫпа Oil» и предприятий КННК.
Таблица
Планы сотрудничества НПЗ КННК и НК ««ЮКОС»
Место- нахождение НПЗ Мощность переработки, млн т/год Расстояние по железной дороге от ст. Маньчжурия, км Планы по закупке сырой нефти у НК «ЮКОС» с доставкой по железной дороге
Цяньго 2,5 800 Не планируется
Линьюань 2,5 800 Находятся на согласовании в КННК
Харбин 3,0 950 Не планируется, хотя НПЗ доволен результатами прежнего сотрудничества
Гирин 5,6 1 300 Апрель — 5 тыс. т, май — ремонт, в дальнейшем возможно увеличение до 70-80 тыс. т в месяц
Фушунь 9,2 1 500 Вопрос поднимался г-ном Лю Чжунцю в связи со снижением издержек по резервному аккредитиву, пока не планируется
Продолжение табл.
Место- нахождение НПЗ Мощность переработки, млн т/год Расстояние по железной дороге от ст. Маньчжурия, км Планы по закупке сырой нефти у НК «ЮКОС» с доставкой по железной дороге
Аньшань 2,5 1 600 Вопросы поставок по железной дороге не обсуждались в связи со значительной удаленностью
Цзиньчжоу 5,5 1 750 — из Маньчжурии, 1 500 — из Эрляня, расположены вблизи порта Импортирует около 80 тыс. т в месяц суданской нефти, есть свободные мощности, но нет квоты
Цзиньси 5,5 Проводится реконструкция с целью увеличения объема переработки, вопросы поставок предлагают обсуждать только с «China Oil»
Далянь № 7 7,1 1 900 Предполагается расширение мощностей для создания здесь базы переработки нефти с целью вывоза нефтепродуктов в основные районы потребления
Далянь 5,0 1 900 Не планируется
Учитывая изложенное, а также в целях определения перспективных потребностей НПЗ северо-восточного Китая в поставках сырой нефти как по железной дороге, так и по трубопроводу «Россия— Китай», правительство предлагает провести следующие мероприятия:
1. Наращивать давление на КННК, в том числе через представительства компании в Пекине и в Москве. Довести до руководства КННК данные о закупках нефти у других компаний при сокращении объемов поставок НК «ЮКОС».
2. Предложить компании «China Oil» согласовать общий график выполнения контрактов для планирования использования подвижного состава.
3. В ходе рабочего совещания по ТЭО проекта нефтепровода «Россия—Китай» добиться обязательного предоставления экспертами китайской стороны полного анализа рынка сбыта российской нефти.
4. Внести в протокол очередного заседания руководящего комитета по ТЭО
проекта нефтепровода «Россия—Китай» пункт о необходимости определения в ближайшее время формы межправительственных гарантий на поставку/закупку нефти в соответствии с Генеральным соглашением.
5. Определить сроки проведения переговоров и подписания контракта на поставку нефти по трубопроводу «Россия— Китай».
6. Провести переговоры с руководством КННК по вопросам выполнения контрактов на поставку нефти по железной дороге, а также по вопросам реализации проекта нефтепровода «Россия—Китай».
Говоря о стратегически выгодных перспективах развития отношений (политических, экономических и т. п.) с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, не следует забывать и о ближайших соседях, в первую очередь о Монголии.
Существует проект правительственных структур Монголии и РАО «Роснефтегаз-строй» о строительстве трансмонгольской автомагистрали, которая не должна будет уступать, а в чем-то сможет и превосходить лучшие автомагистрали США и Европы. Проект предполагал, что новая дорога сыграет роль станового хребта, с которым будет увязана транспортная сеть страны, главная магистраль соединит проверенным веками торговым путем Россию, Монголию, Китай и Казахстан. Монголии необходима современная транспортная сеть, состоящая из дорог разного класса, включающая магистральные трубопроводы, обеспечивающие страну энергоресурсами, транспортирующие углеводороды за ее пределы, при этом интересы российских компаний не будут ущемлены. Сегодня существуют два варианта транспортировки углеводородов в Китай: путь из Ангарска в Дацин протяженностью в 2488 км, минуя Монголию, и через Монголию: Ангарск—Улан-Батор—Пекин длиной в 2437 км. Имеется трехстороннее соглашение, подписанное Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК), «Транснефтью» и компанией «ЮКОС», по транспортировке до 2010 г.
в Китай по 20 млн т нефти в год, а после — по 30 млн т.
На востоке Монголии американцы уже качают нефть. Совсем недавно открыто нефтяное месторождение и в южной части «нефтяного пояса» с извлекаемыми запасами в 2 млн т. Рядом наметились еще четыре аналогичных месторождения.
На сегодня потребность Монголии в углеводородах в нефтяном эквиваленте — около 560—580 тыс. т в год. Это нормально для сельскохозяйственной страны, но крайне мало для перехода в ряды промышленно развитых стран. Нефть импортируется из России (Ангарск, Ачинск, Омск), хотя своя нефть у Монголии имеется. Разведаны Дзунбаянский (Южная Монголия) и Тамсагский (Восточная Монголия) нефтяные блоки, где, по сведениям англичан и американцев, запасы нефти составляют около 22 и 37 млн т. В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией «Exploration Associates International — Texas» в 4—5 млрд т. Не исключено, что эти цифры завышены, но надо признать, что и другие компании называют близкие цифры. Нефть расположена на сравнительно небольших глубинах в 700-1000 и 2200-3000 м. Крупными компаниями, занимающимися нефтью Монголии, на сегодня являются «Soco International Inc.» (Австралия), «РОС Oil Company Ltd.» (США), «American Desert Oil Inc.» (Китай). К ним может примкнуть «Татнефть» (РФ), если ее поисковые работы в 2001 г. будут успешными.
Итак, идет время крупных комплексных проектов, способных принести пользу частному бизнесу, государству, обеспечить людей работой и заработками.
Монголии нужны сегодня инвестиции, а также энергоносители, которые может ей предоставить дружественная Россия.
Азиатско-тихоокеанская энергетическая программа, несомненно, будет крупнейшим суперпроектом XXI в. От того, насколько успешно он будет реализован, зависит устойчивое развитие значительной части человечества, подъем жизненного уровня народов этого региона, ре-
шение многих социальных и демографических проблем.
Россия должна стать активным участником данного суперпроекта — и как страна, обладающая огромными энергетическими ресурсами, и как страна, имеющая уникальный научный и технический потенциал.
Выход России на азиатско-тихоокеанский энергетический рынок требует решить проблемы сверхдальнего транспорта энергоносителей или энергии, для чего потребуется сложная система дорогостоящих ресурсо-, энерго- и наукоемких проектов. Поиск путей удешевления этих проектов, уменьшения ресурсоемкости, сокращения затрат и потерь энергии — важнейшая задача современности.
Наша страна занимает уникальное географическое положение. По ее территории могут пройти сухопутные трансконтинентальные магистрали, которые свяжут Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией и даже с Северной Америкой.
Имеющаяся в России транспортная инфраструктура (прежде всего Транссиб) может стать основой для формирования подобных магистралей и транзитных коридоров. При этом регионы Сибири (в том числе Иркутская область, по территории которой проходят Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали) смогут получать дополнительные доходы от реализации транзитного ресурса.
Эти и другие немаловажные вопросы развития транзитного потенциала России и нашего региона достаточно подробно рассматривались в материалах, посвященных созданию международных транспортных коридоров1.
На основе сказанного можно предположить, что наша страна, Сибирский регион и, в частности, Иркутская область могут стать участниками (а правильнее сказать, основными действующими лицами) грандиозных геополитических проектов.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Экономика. Право. Менеджмент. 2002. № 9-11, 13.