Научная статья на тему 'Возможности информационно-образовательной среды для студентов специальности «Горное дело: теория и практика»'

Возможности информационно-образовательной среды для студентов специальности «Горное дело: теория и практика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATION COMMUNICATION ENVIRONMENT / ВЕБИНАР / WEBINAR / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молнина Е.В.

Проанализирована теория и практика применения сетевых электронных учебно-методических комплексов (СЭУМК) в образовательном процессе для студентов специальности «Горное дело» и других технических специальностей, разработанных в среде Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молнина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPABILITIES OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE STUDENTS OF MINING ENGINEERING PROGRAM: THEORY AND PRACTICE

The theory and practice of using network electronic study and instruction complexes in the educational process for students of the mining engineering program and other technical programs of training developed in Moodle environment are analysed.

Текст научной работы на тему «Возможности информационно-образовательной среды для студентов специальности «Горное дело: теория и практика»»

© Е.В. Молнина, 2012

Е.В. Молнина

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Проанализирована теория и практика применения сетевых электронных учебно-методических комплексов (СЭУМК) в образовательном процессе для студентов специальности «Горное дело» и других технических специальностей, разработанных в среде Моос11е.

Ключевые слова: информационно-образовательная коммуникационная среда, вебинар, дополненная реальность.

Требования работодателей к выпускникам высшей школы. Среди требований работодателей к выпускникам высшей школы, будущим руководителям любого ранга появились дополнительные требования по владению новыми средствами коммуникаций. При этом сфера деятельности выпускников будет существенно шире, чем сегодня. Например, интеграция систем связи с информационным пространством и быстрое развитие технологий дополненной реальности (augmented reality), породят спрос на специалистов, способных осуществлять деятельность в новом пространстве в виртуальной среде и обеспечивать её интеграцию с реальным пространством. Работа в таких средах позволит быстро принимать решения, реагировать на изменяющиеся условия. Всему этому будущие специалисты горного дела должны учиться уже сегодня, имея в своём распоряжении развитую информационно-образовательную (ИОС), коммуникационную среду образовательного учреждения.

Задачи ИОС в рамках введения ФГОС. 2011-2012 годы — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения. Требования нового ФГОС: эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:

• информационно-образовательных ресурсов;

• компьютерных средств обучения;

• современных средств коммуникации;

• педагогических технологий.

Система ИОС имеет следующую иерархию: единая ИОС страны, единая ИОС региона, ИОС образовательного учреждения, предметная ИОС, ИОС учебно-методического комплекса (УМК) и т.д. Преподаватель формирует предметную образовательную среду, образовательное учреждение — свою [1].

Система применения сетевых электронных учебно-методических комплексов (СЭУМК) в образовательном процессе кафедры ИС ЮТИ ТПУ. Любые разработки должны иметь свое практическое подтверждение, чтобы говорить об их положительном воздействии на обучаемого. При любой форме обучения преподаватель, начиная разрабатывать новый СЭУМК должен ответить на четыре вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить? С помощью каких средств учить? При любой форме обучения важнейшей задачей преподавателя является формулирование конкретных учебных целей для каждого учебного элемента. Учебная цель — это то, что мы желаем и можем в процессе обучения изменить в интеллектуальном, а значит, и в профессиональном потенциале обучаемого. Это означает, что мы гарантируем овладение новыми знаниями, умениями и навыками или совершенствование уже имеющихся.

Учебная цель должна быть, прежде всего, реалистичной, т.е. такой, чтобы ее можно было достичь. Во-вторых, она должна быть измеримой, т.е. такой, чтобы можно было убедиться, что она достигнута и оценить, насколько она достигнута. В-третьих, учебная цель должна быть конкретной, т.е. такой, чтобы способствовать достижению вполне определенных результатов.

Ответы на первые два вопроса (кого учить и чему учить?) инвариантны к форме обучения. Будь то очное, или заочное, или дистанционное обучение — вопрос о целевых группах и учебных целях решается всегда одинаково. Иное дело, как учить и с помощью каких средств? Обучение с помощью СЭ-УМК — это в большей степени процесс самообучения при поддержке со стороны преподавателя. Потому электронные учебные материалы должны брать на себя роль «самоучителя». Ав-

тор стремится сделать этот процесс самообучения как можно более понятным, простым, логически выстроенным, доступным и интересным для обучающегося [5].

Какие же принципы должны быть положены в основу создания подобных «самоучителей»? Это: модульность, когнитив-ность, самодостаточность, ориентация на самообучение, интерактивность, оценка прогресса обучения, наличие элементов сопровождения, последовательность, стиль и язык изложения материала, иллюстративность и др. Хорошим тоном принято считать подготовку практического задания для каждой учебной цели. По большому счету, весь учебный материал должен быть структурирован вокруг того, что вы считаете ключевым моментом в учебной деятельности студентов.

СЭУМК в образовательном процессе кафедры ИС ЮТИ ТПУ — это система взаимосвязанных электронных ресурсов по дисциплинам естественно-математического, профессионального и специального циклов, единое информационное пространство, в котором задействованы и связаны на информационном уровне все участники учебного процесса: администрация, преподаватели и студенты. За 2008-2012 г.г. кафедрой разработано около 30 электронных ресурсов для студентов различных специальностей в среде Moodle, автором более 10-ти. СЭУМК включают в себя весь комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих возможность: изучения дисциплины, получения консультаций преподавателя в on-line режиме, сдачи тестов и контрольных точек, практических, лабораторных и контрольных работ, индивидуальных заданий и др. Элементы электронных ресурсов разработаны автором с применением следующих технологий для подготовки и реализации e-learning: визуальный HML редактор Adobe Dreamweaver; инструмент создания мультимедийных графических материалов для публикации в Интернет - технологии Adobe Flash; инструменты Moodle (Лекции; IMS и SCORM пакеты; тест, форум, блог, wiki ); инструмент презентационных материалов Adobe Presenter; инструмент организации виртуальных мероприятий (вебинаров, on-line консультаций, практических и лабораторных занятий в режиме on-line) при помощи технологий Adobe ConnectPro.

Большую поддержку в учебной работе студенту оказывает его коммуникативная деятельность, т.е. общение с администраци-

ей, преподавателем, коллегами по учебе. Только наличие таких коммуникативных отношений позволяет преподавателям оперативно отвечать на вопросы учащихся, распознавать трудности в их обучении и оказывать немедленную помощь. 17 ноября 2011 г впервые в ЮТИ ТПУ проведены два вебинара (рис. 1). Вебинар — это тип web-конференций, on-line-семинара, on-line-встречи и консультации через Интернет в режиме реального времени, с возможностью демонстрации работы докладчика в любых программных средах, представление презентационных материалов во время доклада, обмена файлами и web-ссылками, тестирования и пр. Связь между участниками вебинара поддерживается через модуль Adobe ConnectPro, интегрированный в коммуникационную среду Moodle, а так же web-камеру и аудиосистему. Сегодня Вебинары становятся привычными для студентов.

Самым большим и первым положительным моментом использования СЭУМК является развитие интереса студентов как к освоению материалов дисциплины и к самостоятельной работе, так и к овладению инструментами современных информационных и коммуникационных технологий. Студенты, в большей части, заинтересованы, изучают дополнительный и лекционный материал, просматривают видео и анимационные материалы, ответственно готовятся к вебинару, относятся к курсу как к помощнику. Современные средства коммуникационных технологий (электронные доски объявлений, голосование по определённым вопросам, чат, форумы по актуальным темам, сдача контрольных точек в режиме on-line, ве-бинары) делают курс живым, динамичным. Студенты оценивают эти возможности, а также возможность получить консультацию через «Комнату собрания» СЭУМК. Автор отмечает, что студенты, с которыми преподаватель работает уже 3 года (гр. 17890), открылись по-новому. Также, отмечается целеустремлённость и ответственность первокурсников (гр.17В10).

Использование инструментов Moodle по сбору статистики, как тестирования, так и посещаемости пользователей позволяет предусмотреть различные маршруты прохождения курса для разнообразных категорий обучаемых. В любой группе пользователей всегда найдутся свои лидеры (легко и быстро усваивающие материал) и аутсайдеры (пропускающие занятия, не выполняющие во время задания) и для каждого из них может быть

Рис. 1. Вебинар в группе 17890

предусмотрен индивидуальный подход, без больших временных затрат со стороны преподавателя.

Кратко можно отметить следующие достоинства СЭУМК:

• СЭУМК предложен студентам в структурированном виде, в одном ресурсе;

• курс прозрачен для студента;

• упрощение мониторинга своевременного выполнения заданий;

• СЭУМК позволяет организовать контроль знаний дистанционно, что даёт возможность расширить временные границы коммуникации преподавателя и студента по содержанию дисциплины;

• закладывается возможность увеличения объёма информации для студента по содержанию ключевых тем, категорий дисциплины;

• инструментарий СЭУМК исключает восприятие субъектом обучения балла рейтинга, оценки его работы как случайного, необъективного процесса.

Сделан вывод, что образовательная коммуникационная среда Moodle соответствует требованиям ФГОС и может являться средством формирования ИОС. СЭУМК, разработанные в данной среде полностью соответствующим современным требованиям к технологиям для подготовки и реализации e-learning и может успешно использоваться различными учебными заведениями для организации очного, заочного и дистанционного обучения.

Развитие ИОС направлено:

• на становления качественно новых образцов педагогической практики;

• на формирование информационно-коммуникационной компетентности у субъектов обучения. Компетентность — «взаимодействие знания и опыта в той или иной области, позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию определенных знаний и навыков» [6].

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. .Информационно-образовательная среда образовательного учреждения: вчера, сегодня, завтра. Новикова Г.Г. [Электрон. ресурс] — www. inf ostrategy. ru/conf 2 011 /theses/NovikovaGG .doc, открытый доступ, 20.03.12.

2. Маслов A.B., Молнина E.B. Будущее за информационными техноло-гиями//газета «Юрга». Реальный сектор №16 (95), 22.04.09.

3. Кафедра ИС [Электронный ресурс] — http://uti.tpu.ru/edu/chairs/is/, открытый доступ, 20.03.12.

4. Цифровая школа сегодня [Электрон. ресурс] — http://www.rsuh.ru/ announcements.html?id=84871, открытый доступ, 20.03.12.

5. Инструменты и технологии для подготовки и реализации e-learning. [Электрон. ресурс] — http://mdl.lcg.tpu.ru:82/course/view.php?id=168, открытый доступ, 20.03.12.

6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование. — 2004 — №3. — с.95-99. ШШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Молнина Е.В. — старший преподаватель, molnina@list.ru, Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.