Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубаков Артем Викторович, Орлова Анастасия Андреевна

В статье представлен анализ возможностей информационно-коммуникационных технологий в контексте формирования лексических навыков обучающихся школы. В условиях интенсивной компьютеризации языкового образования информационно-коммуникационные технологии всё больше используются учителями, а их возможности постоянно расширяются. Информационно-коммуникационные технологии становится помощником учителя иностранного языка и используются в обучении видам речевой деятельности и речевым аспектам. Обучение лексике является комплексным процессом, в рамках которого информационно-коммуникационные технологии целесообразно обозначить в качестве полифункционального средства. К наиболее распространенным информационно-коммуникационным средствам обучения лексике относятся презентации, компьютерные программы и Интернет-ресурсы. Авторы детализируют направления использования информационно-коммуникационных технологий как в обучении иностранному языку, в общем, так и непосредственно лексике, раскрывают механизмы их функционирования посредством конкретных примеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубаков Артем Викторович, Орлова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPABILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF SCHOOL STUDENTS’ VOCABULARY SKILLS

The article presents the analysis of capabilities of information and communication technologies in the formation of school students’ vocabulary skills. In the context of intensive computerization of language education, information and communication technologies are increasingly used by the teachers, their capabilities are constantly expanding. Information and communication technologies become an assistant to a foreign language teacher and are used in teaching the types of speech activity and speech aspects. Teaching vocabulary is a complex process in the frame of which the information and communication technologies can be defined as a polifunctional educational tool. The most common information and communication tools for teaching vocabulary include presentations, computer programs and the Internet resources. The authors detail the directions of information and communication technologies use, both in teaching a foreign language in general, and in teaching vocabulary in particular, reveal the mechanisms of their functioning by means of definite examples.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ»

1. Ваценко, Е.В. Формирование навыков презентационной грамотности студентов с использованием материалов TED Talks при обучении деловому английскому языку / Е.В. Ваценко, Т.В. Ларина. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы бизнес-образования : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. - Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2017. - С. 31-34.

2. Иванова, А.М. Возможности использования современного медиа-контента TED Talks в обучении английскому языку как второму иностранному / А.М. Иванова, Е.В. Малыгина. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. - С. 49-57.

3. Костромина, А.В. Формирование познавательных учебных действий средствами учебных Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку / А.В. Костромина, Е.Н. Григорьева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - С. 214-218.

REFERENCES

1. Vacenko E.V., Larina T.V. Foimirovanie navykov prezentacionnoj gramotnosti studentov s ispol'zovaniem materialov TED Talks pri obuchenii delovomu anglijskomu jazyku [Building students' presentation literacy skills using TED Talks materials in teaching business English]. Aktual'nye problemy biznes-obrazovanija: materialy XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Actualproblems of business education]. Minsk: Nacional'naja biblioteka Belarusi, 2017, pp. 31-34.

2. Ivanova A.M., Malygina E.V. Vozmozhnosti ispol'zovanija sovremennogo media-kontenta TED Talks v obuchenii anglijskomu jazyku kak vtoromu inostrannomu [Possibilities of using modern TED Talks media content in teaching English as a second foreign language]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University], 2017, no. 3, pp. 49-57.

3. Kostromina A.V., Grigor'eva E.N. Formirovanie poznavatel'nyh uchebnyh dejstvij sredstvami uchebnyh Internet-resursov v processe obuchenija inostrannomu jazyku [Formation of cognitive learning actions by means of educational Internet resources in the process of teaching a foreign language]. Kormilina N.V. (eds.) Aktual'nye problemy lingvodidaktiki i metodiki organizacii obuchenija inostrannym jazykam: sb. nauch. st. [Urgent problems of linguodidactics and methods of organizing teaching foreign]. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2015, pp. 214-218.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.В. Дубаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: rain.22@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9509-3761.

Е.В. Кузьменкина, студентка гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: liza-kuzmenkina@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4582-2107.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Dubakov, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of the Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: rain.22@rambler.ru, ORCID: 0000-00019509-3761.

E.V. Kuzmenkina, Student of Humanitarian Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: liza-kuzmenkina@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4582-2107.

УДК 372.881.1 DOI 10.52772/25420291_2021_2_75

Артем Викторович Дубаков, Анастасия Андреевна Орлова

г. Шадринск

Возможности информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычных лексических навыков обучающихся школы

В статье представлен анализ возможностей информационно-коммуникационных технологий в контексте формирования лексических навыков обучающихся школы. В условиях интенсивной компьютеризации языкового образования информационно-коммуникационные технологии всё больше используются учителями, а их возможности постоянно расширяются. Информационно-коммуникационные технологии становится помощником учителя иностранного языка и используются в обучении видам речевой деятельности и речевым аспектам. Обучение лексике является комплексным процессом, в рамках которого информационно-коммуникационные технологии целесообразно обозначить в качестве полифункционального средства. К наиболее распространенным информационно-коммуникационным средствам обучения лексике относятся презентации, компьютерные программы и Интернет-ресурсы. Авторы детализируют направления использования информационно-коммуникационных технологий как в обучении иностранному языку, в общем, так и непосредственно лексике, раскрывают механизмы их функционирования посредством конкретных примеров.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, обучение лексике, информационно-коммуникационные технологии, презентации, компьютерные программы, Интернет-ресурсы.

Artem Victorovich Dubakov, Anastasiya Andreevna Orlova

Shadrinsk

Capabilities of information and communication technologies in the formation of school

students' vocabulary skills

The article presents the analysis of capabilities of information and communication technologies in the formation of school students' vocabulary skills. In the context of intensive computerization of language education, information and communication technologies are increasingly used by the teachers, their capabilities are constantly expanding. Information and communication technologies become an assistant to a foreign language teacher and are used in teaching the types of speech activity and speech aspects. Teaching vocabulary is a complex process in the frame of which the information and communication technologies can be defined as a polifunctional educational tool. The most common information and communication tools for teaching vocabulary include presentations, computer programs and the Internet resources. The authors detail the directions of information and communication technologies use, both in teaching a foreign language in general, and in teaching vocabulary in particular, reveal the mechanisms of their functioning by means of definite examples.

Keywords: foreign language teaching, vocabulary teaching, information and communication technologies, presentations, computer programs, Internet resources.

Интенсивная компьютеризация оказывает влияние на различные составляющие жизнедеятельности современного человека, где исключением не является школьное образование. В процессе обучения иностранному языку в условиях школы сегодня используются новые информационно -коммуникационные средства, разрабатываются компьютерные приложения к учебно-методическим комплектам. Отдельно следует отметить становление компьютерной лингводидактики - дисциплины, исследующей закономерности применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку. Компьютерные технологии могут использоваться в обучении всем аспектам иностранного языка. Так, очевидны их возможности в обеспечении эффективности обучения лексике, повышении уровня сформи-рованности иноязычных лексических навыков обучающихся школы. Здесь учитель иностранного языка должен знать особенности информационно-коммуникационных технологий, владеть алгоритмами их применения на практике, оценивая дидактическую целесообразность.

Прежде всего, отметим, что под информационно-коммуникационными технологиями понимается совокупность программно-технических средств и методов, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, отображения и использования информации в интересах её пользователей [1], [2].

В настоящее время каждый учитель иностранного языка может воспользоваться как депозитариями готовых информационно-коммуникационных средств, так создавать собственные и интегрировать их в образовательный процесс. Информационно -коммуникационные технологии в обучении иностранному языку обладают комплексными возможностями, которые представлены посредством следующих аспектов:

1. Мотивационный аспект. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям возможно создание таких условий, при которых будут

приниматься во внимание индивидуально-личностные возможности и интересы конкретного ученика, подбираться оптимальные методы, организационные формы и приемы проектирования и проведения уроков, а также учитываться условия для реализация творческого потенциала как преподавателя, так и учащихся. Всё это позволит увеличить интерес и сформировать положительную мотивацию к иностранному языку и к культурным особенностям, традициям страны изучаемого языка [5]. Необычный информационно -

коммуникационный продукт положительно влияет на активизацию когнитивной деятельности обучающихся, обеспечивает динамику занятия, способствует достижению более высоких результатов.

2. Содержательный аспект. Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать интерактивные таблицы, плакаты, диаграммы и другие графические средства, индивидуальные интерактивные мини-уроки, домашние задания, тесты и языковые тренажеры, предназначенные для индивидуальной и коллективной работы обучающихся.

3. Учебно-методический аспект. В условиях современной реальности информационно-коммуникационные технологии можно обозначить в качестве помощника современного преподавателя иностранного языка. Технологии представляют собой комплекс мер, направленных на поддержку учителей. При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям, при наглядном сопровождении нового материала, при организации закрепления и отработки пройденного материала, учителям часто приходят на помощь информационно-коммуникационные технологии.

4. Организационный аспект. В зависимости от выбранной учителем формы работы информационно-коммуникационные технологии используются в обучении конкретного ученика, при фронтальной или групповой видах работы, по причине их более лёгкой адаптации к организации конкретной учебной ситуации.

5. Контрольно-оценочный аспект. Всё большую популярность набирают компьютерные тестовые задания, которые применяются для осуществления различных видов контроля: промежуточного или итогового. Компьютерное тестирование может проходить в режимах онлайн или оффлайн [5, С. 358]. Многие склоняются в пользу компьютерного контроля по причине его большей объективности, а также экономичности.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии целесообразно позиционировать в качестве полифункционального средства обучения иностранным языкам, обладающего возможностями в предъявлении, отработке и контроле языкового материала. Информационно-коммуникационные технологии могут быть результативными в организации уроков и внеклассных мероприятий.

Целью обучения иноязычной лексике в условиях школы является формирование лексических навыков. Лексический навык - это способность непроизвольно и свободно выполнять ряд действий, связанных с извлечением слов из резервов долговременной памяти, сопоставлением их с другими языковыми единицами и включением в определённую ситуацию речевого общения [3]. Лексический навык предполагает как знание определённых лексических единиц, так и их употребление и образование. В настоящее время в формировании лексических навыков обучающихся используется спектр лингводидактических средств, среди которых в отдельную группу можно выделить информационно-коммуникационные технологии. Практика показывает, что в данном ключе эффективными будут презентации, обучающие компьютерные программы и Интернет-ресурсы.

Наиболее распространенным информационно-коммуникационным средством является презентация, которая используется, в том числе, в формировании лексических навыков обучающихся. На сегодняшний день учитель иностранного языка может создать презентацию не только в PowerPoint, но и других форматах, например, Prezi и др. Данные презентации будут отличаться по ряду параметров. В процессе формирования лексических навыков обучающихся при использовании презентации важным является планирование данного процесса. Опираясь на исследование И.Б. Косициной [3], мы выделили следующие этапы использования презентации в формировании лексических навыков: организационно-подготовительный, этап технического создания преддемонстрационный, демонстрационный, после-демонстрационный и рефлексивный. Остановимся на их особенностях.

1. Организационно-подготовительный этап. Включает в себя подбор необходимого материала, постановку методических задач, цели и задачи презентации, продумывание вербального аспекта презентации. Здесь учитель иностранного языка обду-

мывает преимущества использования презентации перед традиционными средствами, прогнозирует её контент и дизайн, структурные и технические характеристики. Также важным является определение места презентации в ходе урока. В некоторых случаях презентация создается ко всему уроку, который будет называться мультимедийным.

2. Этап технического создания. Здесь учитель работает непосредственно над созданием презентации. Важным является выбор программы, в которой будет создана презентация. Выше было упомянуто, что наиболее часто учебные презентации создаются в PowerPoint. Несмотря на простоту, данная программа позволяет создать качественные функциональные обучающие продукты. Сегодня возможно создание презентаций в формате flash, которые визуально отличаются от упомянутых ранее.

3. Преддемонстрационный этап. Предполагает контроль понимания ранее усвоенных лексических единиц, трудных слов, фраз, предложений и краткое изложение забытого грамматического материала. Учитель организует работу на повторение ранее пройденного лексического материала. Подобные задания разрабатываются отдельно от презентации и выполняют контрольно-закрепляющую функцию.

4. Демонстрационный этап. Подразумевает трансляцию нового лексического материала с одновременным объяснением, пояснение информации на каждом слайде, повтор нужных слайдов при необходимости.

5. Последемонстрационный этап. Здесь происходит отработка и повторение лексического материала с помощью различных упражнений, подведение итогов обучающимися.

6. Рефлексивный этап. Учитель делает вывод об эффективности использования мультимедийной презентации, оценивает её достоинства и недостатки. Данный этап необходим для дальнейшего совершенствования проводимой работы.

В качестве примера приведём выдержку из презентации, которая используется в формировании лексических навыков обучающихся. В данном случае представлено упражнение на распределение слов по лексико-семантическим группам, общим признакам. Данное упражнение может сопровождаться наглядным материалом, а может использоваться без него.

Данное упражнение в формате презентации обладает рядом преимуществ. Во-первых, действенной является форма предъявления лексических единиц. Во-вторых, упражнение сопровождается многочисленной наглядностью и помогает лучше запомнить лексические единицы, особенно учащимся, которые являются визуалами. Интересна и сама форма работы. Кроме того, упражнение интерактивно и его можно выполнить несколько раз и с несколькими обучающимися, что особенно важно для формирования навыка.

Рис.1. Пример обучающей презентации на тему "Food and Drinks". Этап закрепления лексического материала

Итак, презентации являются наиболее доступным для учителя иностранного языка информационно-коммуникационным продуктом. Их достаточно просто создать, кроме того в настоящее время существует множество коллекций презентаций, где можно найти и интегрировать в учебный процесс оптимальный вариант. Презентация обладает возможностями в обучении иноязычной лексике и может использоваться на различных этапах формирования лексических навыков.

К другому информационно -

коммуникационному средству обучения иностранному языку относятся компьютерные обучающие программы. Сегодня они всё больше дополняют учебно-методические комплекты, особенно по английскому языку. Сюжетные линии, которые прослеживаются в учебниках, находят наглядное отражение в этих программах. В настоящее время существует большое количество компьютерных программ, которые находятся в свободном доступе и легко применяются учителями на уроках иностранного языка.

Рассмотрим более подробно обучающую компьютерную программу "Enjoy Listening and Playing", к учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English». Данная компьютерная программа устанавливается на персональный компьютер, ноутбук или планшет и запускается посредством программы «Adobe Flash Player». Установка и запуск не вызывает трудностей, поэтому любой обучающийся школы может сделать это самостоятельно. После запуска при помощи интерактивного меню пользователям предлагается на выбор 7 блоков упражнений, выстроенных согласно тематическим разделам учебника.

Акцентируем внимание на одном из лексических упражнений данной программы. Упражнение 1 в третьем блоке состоит из двух частей. В первой части обучающимся предлагается прослушать и повторить слова, которые относят к разделу 3 "We like the place we live". После прослушивания все слова спускаются вниз, а обучающиеся при помощи компьютерной мыши должны соотнести слово с картинкой.

Рис.2. Пример лексического упражнения (программа "Enjoy Listening and Playing"). Первый этап

На втором этапе упражнения, обучающиеся по памяти должны вставить пропущенные буквы в словах, что способствует не только запоминанию лексических единиц, но и развитию орфографической грамотности.

Таким образом, данное упражнение может быть использовано как в процессе коллективной работы, так и самостоятельно. Упражнение позволяет ввести новую лексику, запомнить произношение и написание слов по изучаемой теме. Компьютерные программы позволяют реализовывать комплексный подход к совершенствованию лексических, грамматических, фонетических и других навыков. Компьютерные программы обеспечивают мотивационную составляющую, оказывая влияние на формирование положительного интереса к изучению иностранного языка.

Исследователи полагают, что на среднем и старшем этапах школы необходимо преподавать иностранный язык с учётом социально -психологических особенностей школьников. Здесь, помимо традиционных видов работы с лексическими единицами, рекомендуется использовать Интернет-ресурсы.

При отборе Интернет-ресурсов для использования в обучении иностранному языку в школе необходимо принимать во внимание критерии, к которым относятся: 1. Возможность адаптации Интернет-ресурса к конкретному уровню возраст, LearmrtyApps.org

ному этапу. 2. Аутентичность языкового материала. 3. Соответствие тематике конкретного урока или раздела. 4. Посильность языкового материала. 5. Социокультурный аспект.

В обучении лексике учитель иностранного языка может использовать как готовые Интернет-материалы, так и создавать их самостоятельно. В качестве примера обозначим сервис www.learningapps.org, который содержит коллекцию упражнений по разным учебным предметам, в том числе, по иностранному языку. Упражнения можно выбрать в зависимости от возраста обучающихся и ранжировать по тематическим группам. Зарегистрировавшись на сайте, учителя могут бесплатно и самостоятельно создавать собственные упражнения. Для этого требуется лишь элементарный уровень информационно-коммуникационной компетенции. На сайте можно найти и самостоятельно создавать упражнения для пополнения словарного запаса, знакомства и тренировки лексического материала с возможностью отработки в упражнениях, чтении текстов, статей и т.д.

Так, на данном сайте обучающие могут повторить или проверить усвоение лексических единиц по теме «Clothes». Задание представлено в виде кроссворда, задача учащихся перевести слова с русского на английский язык и решить кроссворд. После заполнения всех полей, обучающие могут мгновенно проверить правильность выполнения задания.

' ViASl II

Рис.3. Кроссворд на тему "Clothes", созданный на сайте www.LearningApps.org

Ресурс также позволяет создавать лексические упражнения в игровой форме («Кто хочет стать миллионером», «Скачки» и др.). Практика показывает, что подобные интерактивные упражнения позитивно воспринимаются обучающимися. Они органично вписываются как в дистанционное, так и очное обучение. Подобными возможностями обладают ресурсы www.wordwall.net и livework-sheets.org. В обоих случаях учитель может создавать интерактивные упражнения и использовать их в ходе урока, в том числе, дистанционного. Упражнения на формирование лексических навыков можно найти на ресурсах Британского Совета.

Опираясь на сказанное выше, можно сделать вывод, что информационно -коммуникационные

технологии обладают рядом возможностей в формировании иноязычных лексических навыков обучающихся школы. Возможности технологий позволяют создавать самостоятельно и использовать готовые обучающие продукты, которые можно использовать на любом этапе урока или внеклассного мероприятия. Данные продукты помогут использоваться при предъявлении новых лексических единиц, выполнять функцию лексического тренажера. Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать индивидуальную и коллективную формы работы, обеспечивают инновационность процесса обучения иностранному языку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст : непосредственный.

2. Иохина, Т.А. Дидактические возможности компьютерных технологий в процессе обучения немецкому языку: теоретико-методический аспект / Т.А. Иохина. - Текст : непосредственный // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : сб. науч. ст. / отв. ред. А.В. Дубаков ; Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск : ШГПИ, 2021. - С. 46 - 50.

3. Косицына, И.Б. Мультимедийная презентация при обучении иностранному языку / И.Б. Косицина. - Текст : непосредственный // Амурский научный вестник. - 2009. - № 1. - С.91-95.

4. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. -Москва : Высшее образование, 2008. - 158 с. - Текст : непосредственный.

5. Шебаниц, В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве / В.Г. Шебаниц. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Международ. науч. конф. - Москва, 2012. - С. 357 - 359.

REFERENCES

1. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR, 2009. 448 p.

2. Iohina T.A. Didakticheskie vozmozhnosti komp'juternyh tehnologij v processe obuchenija nemeckomu jazyku: te-oretiko-metodicheskij aspekt [Didactic possibilities of computer technologies in the process of teaching the German language: theoretical and methodological aspect]. Dubakov A.V. (ed.) Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obuchenii inostrannym jazykam: sb. nauch. st. [Information and communication technologies in teaching foreign languages]. Sha-drinsk: ShGPI, 2021, pp. 46-50.

3. Kosicyna I.B. Mul'timedijnaja prezentacija pri obuchenii inostrannomu jazyku [Multimedia presentation in teaching a foreign language]. Amurskij nauchnyj vestnik [Amur Scientific Bulletin], 2009, no. 1, pp.91-95.

4. Fokina K.V., Ternova L.N.,. Kostycheva N.V Metodika prepodavanija inostrannogo jazyka [Methodology of teaching a foreign language]. Moscow: Vysshee obrazovanie, 2008. 158 p.

5. Shebanic V.G. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija ispol'zovanija informacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom prostranstve [Organizational and pedagogical conditions for the use of information technology in the educational space]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunarod. nauch. konf. [Pedagogicalmastery]. Moscow, 2012, pp. 357 - 359.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.В. Дубаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: rain.22@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9509-3761.

А.А. Орлова, студентка гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: orlizi01@gmail.com, ORCID: 0000-0003-3633-3846.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Dubakov, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of the Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: rain.22@rambler.ru, ORCID: 0000-00019509-3761.

A.A. Orlova, Student of Humanitarian Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: orlizi01@gmail.com, ORCID: 0000-0003-3633-3846.

УДК 37.018.262 Б01 10.52772/25420291_2021_2_80

Елена Николаевна Емельянова г. Киров

Парадокс отношения родителей к одаренности младших школьников

В статье рассматривается проблема парадоксального отношения родителей к одаренности младших школьников. Известно, что воспитание детей сопровождается влиянием семьи. Поэтому даже с выраженными задатками ребенок без поддержки референтной группы может обесценить свои способности, что в последующем может привести к дефициту одаренных кадров в стране. Кадровый потенциал страны - это двигатель прогресса во всех сферах деятельности государства: политике, экономике, медицине, образовании, машиностроении и т.д. Поэтому, развитие одаренных детей является приоритетным направлением государства.

В статье определены мнения родителей учеников начальной школы относительно вероятной одаренности их детей. Данный подход позволяет комплексно подойти к рассмотрению проблемы одаренности младших школьников.

Особое внимание автор уделяет переходу на обязательную подготовку родителей к взаимодействию с детьми, чьи способности выражены больше среднестатистической нормы. Данный подход требует от педагогических кадров новых технологий образования взрослых, обновления целей, подходов и личной заинтересованности в результате.

Ключевые слова: интеллектуальные способности, младшие школьники, одаренность, парадокс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.