Научная статья на тему 'Возможности игровой технологии в формировании экологического опыта младших школьников'

Возможности игровой технологии в формировании экологического опыта младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркушевская Е.А., Тимофеева О.Н.

В статье рассматривается проблема формирование экологического опыта младших школьников средством игровой технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности игровой технологии в формировании экологического опыта младших школьников»

Современные педагогические технологии

37

3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

ВОЗМОЖНОСТИ игровой технологии В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Маркушевская Е.А.*, Тимофеева О.Н.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье рассматривается проблема формирование экологического опыта младших школьников средством игровой технологии обучения.

Ключевые слова экологический опыт, игровая технология.

Приоритетной целью гуманистически ориентированного образования является воспитание духовно-нравственной личности, воспринимающей окружающий мир и себя в нем как саморазвивающуюся целостность, характеризующейся потребностью жить в гармонии с Природой, осознающей уникальную миссию человечества в активно разумном преобразовании биосферы.

В связи с этим назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения, всего населения экологически сообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Существующая долгие годы система экологического образования в России не могла обеспечить формирование поведения, реализующего готовность ребенка жить в гармонии с Природой. По нашему мнению, такое поведение нельзя выработать лишь привитием учащимся экологических понятий, логических операций, реализацией предметно-практического опыта, ориентацией на примитивные механизмы правилосообразного поведения, т.е. путем традиционного знаниево-функционального образования. Воспитание экологически сообразного поведения представляется возможным путем реализации в эколого-педагогической деятельности личностного подхо-

* Доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

38

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

да как дидактической системы, которая предполагает качественно новые целевые, содержательные и технологические характеристики образовательного процесса.

Согласно концепции личностно ориентированного образования [В.В. Зайцев], экологически сообразное поведение проявляется в особом по своей природе, личностном опыте ребенка, обусловленным поиском ценностей и смыслов своих действий в окружающем мире, их личностным принятием или отвержением. Дидактические условия, востребующие и развивающие данный вид опыта представлены совокупностью необходимых технологических характеристик эколого-образовательного процесса в виде триады «диалог - задача - игра» [Е.А. Маркушевская].

В качестве единицы преподавания предмета выступает целостная учебная ситуация, в структуре которой могут быть выделены: учитель как носитель определенной деятельности в рамках своего предмета, методически организованного материала, обладающий профессиональным опытом, знанием целей обучения предмету, способностью актуализировать личностные функции обучаемых, личностный смысл познания предмета; фрагмент содержания социокультурной предметности, который формализован, представлен в виде алгоритма; ученик, обладающий потребностью в самореализации; система профессионально-методических средств.

Именно игра, доставляя участникам радость движения к цели, противоположную «дьявольскому стремлению достичь той же цели, минуя весь путь к ней», открывает горизонт деятельности, вбирающей важнейшие смысложизненные моменты человеческого бытия: и осознанный выбор, и целе-полагание, самоопределение и самооценку, т.е. деятельности, не сводимой к формальному исполнению, дающей свободу выбора целей и приоритетов, предоставляющей альтернативу в выборе поступка «по совести», или «не по совести» [Е.А. Маркушевская]. Именно она определяет природу процессуально-методического аспекта личностно ориентированного образования, который согласно концептуальным представлениям предстает как соразмерность дидактически целесообразной организации и свободного волеизлияния учителя и учащихся в учебном процессе, чем в большей степени предстает саморазвивающейся деятельностью (игрой), нежели целевым производством. Своеобразной «игрой», смысл которой, в отличие от «дела», не в достижении цели, а в свободном выражении творческих сил, в возможности решать задачи обучения «играючи» и выступает личностно ориентированная ситуация, активизирующая личностные функции ее субъектов.

По нашему мнению, опыт экологически сообразного поведения наиболее полно проявляется в случае, когда на уроке с учащимися организуется игра, предполагающая достижение не только чисто учебной, но и личностно значимой для субъекта цели. Главное звено ее - воображаемая игровая ситуация, создающая на фоне положительных эмоций и чувств высокую игро-

Современные педагогические технологии

39

вую мотивацию. Принятие и реализация роли создает ответственный мотив игры, творческое, эвристическое, партнерское, состязательно-напряженное состояние личности. В игре всегда присутствуют элементы психологически приемлемого стресса, который играющий хочет пережить и повторить снова.

Игра характеризуется как взаимодействие, как познание самого себя через поведение другого, через реакции партнера. Ее сущность - в свободно избираемой деятельности. Игра обеспечивает мобилизацию всех способностей учащегося, его имплицитных потенциальных возможностей. Благодаря игровой технологии обучения познавательные действия учащихся включаются в контекст социально и личностно значимой ситуации и вследствие этого обретают личностный смысл для обучающегося, обеспечивается актуализация внутренних сил саморазвития, становление и развитие личностных функций субъекта. Поставленная перед субъектом проблема, правила игры воспринимаются им как реальность, создается практическая, целостная модель правильного поведения в Природе.

Список литературы:

1. Зайцев В.В. Теория и практика личностной свободы учащихся в системе начального образования: дисс. ... д-ра пед наук. - Волгоград, 1998. -371 с.

2. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая подготовка будущих учителей начальных классов к личностно ориентированной педагогической деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Волгоград, 2003. - 237 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

© Савельева И.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье рассматривается технология обучения в сотрудничестве. В этой связи раскрываются понятия технология, технология обучения, педагогическая технология. Как структурные компоненты рассматриваются наиболее приемлемые методы обучения графическим дисциплинам.

* Доцент кафедры Проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.