Научная статья на тему 'Возможности и вызовы четвертой индустриальной революции для развития менеджмента качества'

Возможности и вызовы четвертой индустриальной революции для развития менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО / 6-Й ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИЯ 4.0 / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / MANAGEMENT / QUALITY / 6TH TECHNOLOGICAL STRUCTURE / DIGITAL ECONOMY / INDUSTRY 4.0 / INDUSTRIAL INTERNET OF THINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Лола Фаритовна, Яшина Марина Николаевна

В статье описаны особенности становления 6-го технологического уклада. Продемонстрировано влияние трендов новой индустриальной эпохи на развитие системы менеджмента качества отечественных промышленных предприятий. Описаны возможности развития менеджмента качества на основе использования промышленного интернета вещей, технологии блокчейн, социальных сетей, облачных услуг, программных приложений с функциями дополненной и виртуальной реальности. Рассматривается вопрос о необходимости интеграции системы управления качеством с системой управления предприятием и его операционной системой. Выделены необходимые направления модернизации подходов к управлению качеством на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Лола Фаритовна, Яшина Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION FOR THE DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT

The article describes the evolution and establishment of the sixth technological order. The authors discuss the impact of major trends of the new industrial era on the development of the quality management system of industrial enterprises in Russia; consider ways to improve quality management systems with the help of indus-trial Internet of things, block-chain technology, social networks, cloud services, software applications with functions of augmented and virtual reality; and examine the issues of integrating the quality management system with the business management system and its operating system. Major areas for modernization of approaches to quality management at industrial enterprises are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Возможности и вызовы четвертой индустриальной революции для развития менеджмента качества»

loo ♦-

Lola Faritovna Popova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Marina Nikolaevna Yashina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.24

Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В.Плеханова

[email protected]

Марина Николаевна Яшина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

1>-<» [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ЧЕТВЕРТОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье описаны особенности становления 6-го технологического уклада. Продемонстрировано влияние трендов новой индустриальной эпохи на развитие системы менеджмента качества отечественных промышленных предприятий. Описаны возможности развития менеджмента качества на основе использования промышленного интернета вещей, технологии блокчейн, социальных сетей, облачных услуг, программных приложений с функциями дополненной и виртуальной реальности. Рассматривается вопрос о необходимости интеграции системы управления качеством с системой управления предприятием и его операционной системой. Выделены необходимые направления модернизации подходов к управлению качеством на промышленных предприятиях.

Ключевые слова: менеджмент, качество, 6-й технологический уклад, цифровая экономика, Индустрия 4.0, промышленный интернет вещей.

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION FOR THE DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT

The article describes the evolution and establishment of the sixth technological order. The authors discuss the impact of major trends of the new industrial era on the development of the quality management system of industrial enterprises in Russia; consider ways to improve quality management systems with the help of industrial Internet of things, block-chain technology, social networks, cloud services, software applications with functions of augmented and virtual reality; and examine the issues of integrating the quality management system with the business management system and its operating system. Major areas for modernization of approaches to quality management at industrial enterprises are identified.

Keywords: management, quality, 6th technological structure, digital economy, Industry 4.0, industrial Internet of things.

В настоящее время в мире происходят революционные индустриальные изменения, основной причиной которых стало развитие цифровых технологий. Новая эпоха индустриального развития в соответствии с концепцией развития технологических укладов С.Ю. Глазьева получила в России название 6-го технологического уклада. В Европе используется термин «Индустрии 4.0». Мобильный интернет, миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект, обучающиеся машины, 3Б-пе-чать, расшифровка человеческих генов, развитие нанотехнологий, квантовых вычислений и развитие возобновляемых энергоресурсов - все это является атрибутами новой индустриальной эпохи [6].

По мнению С.Ю. Глазьева, ядром 6-го технологического уклада являются: наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и на-ноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, наногетерогенные системы, наноби-отехнологии, наносистемная техника, нанообору-дование. Ведущая роль в становлении и распространении нового технологического уклада приходится на такие отрасли, как электронная, ядерная и электротехническая промышленности, информационно-коммуникационный сектор, станко-, судо-, авто- и приборостроение, фармацевтическая промышленность, солнечная энергетика, ракетно-космическая промышленность, авиастроение, клеточ-

ISSN 1994-5094 ♦-

101 -♦

ная медицина, семеноводство, строительство, химико-металлургический комплекс [1].

Становление 6-го технологического уклада открывает новые возможности для современной российской промышленности, однако также порождает и вызовы для действующей системы управления отечественными предприятиями. Для того чтобы прогрессивно развиваться и стать активным участников всемирного индустриального прогресса, российским предприятиям предстоит изменить, усовершенствовать подходы к управлению бизнесом, в том числе к менеджменту качества.

Скорость создания нового товара, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, низкие затраты - способности, которые важны сейчас и составят основу конкурентного преимущества предприятий в будущем. Для максимального удовлетворения потребностей клиентов современными компаниями на каждой стадии разработки и проектирования продукта осуществляется тесный контакт с потребителями, проводится его тестирование. Над разработкой нового продукта одновременно трудятся разные функциональные специалисты. Все эти мероприятия существенно сокращают время создания и вывода нового изделия на рынок. Появляющиеся новые возможности автоматизации и роботизации производства способствуют снижению издержек предприятия.

Становление новой промышленной эпохи, основанной на возможностях цифровых технологий, оказывает существенное влияние и на формат управления качеством на предприятиях.

Управление качеством на предприятии должно способствовать:

- максимальной удовлетворенности потребителей за счет лучшего понимания их потребностей и условий эксплуатации продукта;

- непрерывному как радикальному, так и инкрементальному улучшению качества продукции и услуг;

- уменьшению сроков разработки и изготовления продукции;

- повышению операционной эффективности и снижению издержек предприятия за счет автоматизации и синхронизации процессов;

- повышению безопасности на производстве;

- уменьшению вреда окружающей среде;

- более эффективному использованию активов предприятия, в том числе за счет развития новых форм сотрудничества со сторонними организациями.

Ключевым трендом в формировании 6-го технологического уклада является развитие промышленного интернета вещей (IIOT - Industrial Internet of Things). Промышленный интернет вещей представляет сеть физических объектов, систем, платформ и приложений, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия и обмена данными друг с другом, внешней средой и людьми. Промышленный интернет вещей - это не просто подключение машин, оборудования и других различных устройств со встроенными датчиками к

сети связи, это возможность удаленного автоматизированного управления процессами предприятия.

В состав технологий, обеспечивающих индустриальный интернет вещей, входят следующие компоненты: устройства и датчики; средства связи; платформы для управления устройствами, связью, приложениями и аналитикой; приложения и аналитическое программное обеспечение; системы хранения данных и сервера.

Установленные датчики считывают и передают данные о рабочих, оборудовании, процессах, эксплуатируемых продуктах.

Появляется возможность использования умных устройств или встраиваемых в одежду датчиков, способных считывать движения работников, применение которых направлено на повышение безопасности и увеличение производительности труда.

Продукция с выходом в сеть способна передавать производителю на протяжении всего ее жизненного цикла необходимые данные, например об условиях эксплуатации, функционировании, отказах и сбоях в эксплуатации. Например, авиадвигатели компании GE Aviation оснащены датчиками, позволяющими дистанционно получать информацию об эксплуатации и на основе полученных данных в реальном времени выявлять оптимальные алгоритмы технического обслуживания самолетов, что позволило в 7 раз снизить затраты на техническое обслуживание [5].

Установленные на оборудовании датчики выполняют аналитические операции, принимают решение о необходимости предупреждающих или предписываемых действий и определяют, какие данные отправить в центральную операционно-технологическую систему.

Управление процессами происходит на основе получения данных с устройств в режиме реального времени. В результате применения таких технологий у предприятия имеется вся информация о процессах, вовлеченных в них работниках, используемом оборудовании, производимой продукции. Все это способствует налаживанию эффективных коммуникаций между системой управления бизнесом и ее операционным уровнем.

Большой массив разнообразных данных, полученных с датчиков, может анализироваться системой самостоятельно. На основе полученных данных система может принять быстрое и надежное решение, управляя процессом без привлечения людей. Возможности анализа большого объема разнообразной и всесторонней информации позволяют выбрать и реализовать наиболее правильное решение в каждом процессе. Промышленный интернет вещей интегрирует систему управления предприятием, производственные системы и информационно-технологическую систему в единую систему с уникальными возможностями.

Промышленный интернет вещей способствует повышению производительности, сокращению издержек, повышению уровень безопасности труда, а также непрерывному улучшению качества создаваемой продукции.

102 ♦-

Появление технологии блокчейн, представляющей собой цепочку блоков трансакций, позволяет отслеживать все совершенные в системе трансакции. Развитие блокчейна может кардинально изменить традиционные подходы к управлению на предприятиях, его применение начинает выходить за рамки финансовых трансакций. Например, управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) и компания по разработке программного обеспечения IBM Watson Health предпринимают усилия по внедрению технологии блокчейна с целью улучшения системы здравоохранения путем изучения персональных данных пациентов, полученных из разных источников, в том числе электронных медицинских карт, геномных данных, клинических испытаний, данных из мобильных и нательных устройств [8].

У предприятий на каждом уровне цепочки появляется возможность протестировать качество продукта. Технология блокчейн также способствует отслеживанию изделий во всей цепочке от поставщика до потребителя. Информация, полученная в рамках цепочки блокчейна, позволяет существенно улучшить качество продукции и способствует развитию инновационной деятельности предприятия [8].

Другой тренд - развитие социальных сетей -представляет новые способы организации коммуникаций с потребителями и всеми заинтересованными сторонами предприятия. Например, социальные сети позволяют напрямую высказаться о качестве продукции. Менеджеры в социальных сетях могут черпать информацию о предпочтениях и желаниях потребителей. Современные цифровые каналы обеспечивают возможности для распространения информации целевой аудитории.

Новые программные приложения также формируют революционные изменения в промышленности и в области управления качеством. С помощью программных приложений предприятия реализуют процессы, собирают и распространяют данные, визуализируют аналитику и налаживают взаимодействие. Приложения в области менеджмента качества чаще всего создаются на базе веб-технологий, большинство из которых предназначены для мобильных устройств и планшетов, специальных экранов на рабочих местах. Разрабатываются программные приложения с несколькими интерфейсами, рассчитанными на разных пользователей, что повышает их функциональность. Мобильные устройства удобны в применении, позволяют существенно сократить время операций. Программные приложения становятся мощным инструментом улучшения качества и повышения эффективности выполнения как отдельных операций, так и процессов.

В программных приложениях могут использоваться технологии дополненной реальности, введения в поле восприятия любых виртуальных составляющих. Дополненная реальность может применяться в производственных процессах. Од-

ним из примеров является использование умных очков, когда устройство показывает на экране всю необходимую информацию о продукте, технологии выполнения операции. Подобные устройства также помогают проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования, исправлять на месте неполадки [5].

Технологии виртуальной реальности имитируют настоящий мир, позволяют работникам виртуально отработать операции для повышения компетентности и сокращения рисков при выполнении операций в физическом мире [8].

Следующим толчком в развитии новой индустриальной эпохи является появление облачных технологий, которые набирают все большую популярность. Облачные сервисы являются новым инструментом обеспечения масштабируемости данных. У предприятий появилась возможность приобретения программного приложения в формате интернет-сервисов, размещенных в облачном пространстве. Приобретение таких услуг не требует от компании содержания штата технических специалистов.

Существуют различные виды облачных услуг в зависимости от их полноты выполнения сторонней организацией. Инфраструктура как услуга (IaaS -Infrastructure as a Service) - это вычислительная инфраструктура, обсуживаемая внешним провайдером, позволяющая клиенту управлять операционной системой, устанавливать и настраивать на облаке собственное программное обеспечение. Платформа как услуга (PaaS - Platform as a Service), в отличие от IaaS, предполагает передачу облачному провайдеру управление операционными системами и базами данных. Программное обеспечение как услуга (SaaS - Software as a Service) предполагает передачу внешней стороне всего комплекса услуг по пользованию приложениями, размещенными на облаке провайдера. Предприятиям не нужно покупать соответствующее оборудование, нанимать большой штат технических специалистов для обслуживания программного обеспечения. Вопросы качественного управления программным обеспечением могут передаваться на ауторсинг облачному провайдеру.

Важным аспектом является создание масштабных хранилищ данных, получаемых со всех устройств предприятия, имеющих выход в сеть. Элементы инфраструктуры Big Data (большие данные) позволяют эффективно обрабатывать огромные потоки разнообразных структурированных и неструктурированных данных предприятия.

Все эти технологии представляют новые возможности по управлению данными, а именно:

- расширяются возможности управления данными большого объема и разнообразного типа;

- увеличивается скорость обработки данных;

- повышается точность данных;

- усиливается визуализация данных;

- повышается прозрачность и доступность данных;

- сокращаются расходы на управление данными.

ISSN 1994-5094 ♦-

103 -♦

Управление качеством будет строиться на мощной аналитической системе, способной анализировать прошлое, оценивать текущее состояние, прогнозировать возможные события и разрабатывать предупреждающие действия.

Классическим принципом менеджмента качества является принятие решений, основанных на фактах. Развитие промышленного интернета вещей постепенно приведет к автоматизации самого процесса принятия решения, основанного на автоматическом сборе и обработке данных. Этот кардинально изменит традиционные подходы к управлению качеством.

Одной из задач системы менеджмента качества является обеспечение соответствия процессов, продуктов и услуг установленным требованиям. Интеллектуальная информационно-технологическая система управления предприятием автоматически повысит степень соответствия процессов, снижая до минимума вероятность возникновения несоответствующих результатов процессов, что уменьшит вероятность возникновения несоответствующей продукции. Появляется возможность формирования базы знаний, отражающей лучшую практику, историю возникновения несоответствий на уровне не только одного предприятия, но и отрасли. Автоматизированная аналитическая система может быть использована для получения сигнала о возникновении потенциального несоответствия или выявленном нарушении. Интегрированная информационная система предприятия может также использоваться для проведения автоматизированного аудита процессов. Современные технологии позволяют в автоматическом режиме уменьшить количество проблем и снизить вероятность возникновения рисков.

Управление качеством на предприятии станет неким центром обработки данных и принятия решения в области качества, синхронизированным с управлением каждого процесса во всей цепочки создания ценности.

В настоящее время управление качеством часто воспринимается сотрудниками как отдельная функция, за которую отвечает определенный отдел. В последних версиях международных стандартов (ISO 9001, AS 9100) уже делается акцент на необходимости интеграции системы управления качеством и всей системы менеджмента на предприятии, в том числе со стратегическим менеджментом. Однако на практике политика и цели области качества часто не соответствуют стратегическим целям предприятия. Эта проблема касается синхронизации всех процессов предприятия: управленческих, основных и поддерживающих (вспомогательных). Информационные технологии будущего, в том числе промышленный интернет вещей, позволят объединить управляющую и управляемую системы в одну умную систему с искусственным интеллектом. Многие управленческие процессы будут выполняться системой автоматически, это с большой вероятностью будет касаться и управления качеством. Качество создается людьми, оборудованием,

машинами непосредственно в процессах. Внедрение промышленного интернета вещей позволит в автоматическом режиме непрерывно улучшать процессы предприятия путем предупреждения появления несоответствий, снижения вариабельности процессов, сокращения потерь в цепочке создания ценности. Интеллектуальная информационно-технологическая система управления предприятием возьмет на себя большую часть работы в области менеджмента качества, выполняемой в настоящее время людьми.

Все эти грядущие технологические изменения уже сейчас диктуют требования реформирования системы менеджмента качества современных промышленных предприятий. Менеджеры должны построить систему менеджмента качества, пронизывающую и объединяющую все процессы предприятия. Цели в области качества должны отражать их вклад в достижение стратегических целей и декомпозироваться до уровня целей процессов предприятия. Цели фокусируют на себе внимание сотрудников, направляют усилия работников на их достижение. Управление качеством, переведенное в конкретные инициативы и действия, может оказать существенное влияние на НИОКР, производство, обслуживание и другие процессы предприятия.

Высшее руководство предприятия должно нести ответственность за развитие системы управления качеством как общей философии, разделяемой всеми сотрудниками, отраженной в ценностях работников. Ответственность за качество должна восприниматься каждым сотрудником предприятия при понимании его причастности к успеху предприятия. Такой подход формирует новую культуру управления качеством на предприятии, основанную на активном участии всех сотрудников в улучшении качества на предприятии, высокой ответственности каждого, доверии к сотрудникам и расширении их полномочий. Новые цифровые технологии могут способствовать развитию культуры качества посредством обеспечения лучшего понимания целей сотрудниками и способов их достижения [7].

Процессы предприятия являются центральным элементом системы менеджмента качества. Процессный подход к управлению продемонстрировал свою эффективность и результативность на примере многих успешных предприятий [3]. На практике многие отечественные предприятия ограничиваются выделением и регламентацией узкого круга процессов, давая им название «процессы СМК», рассматривая только процессы верхнего уровня [4]. Именно такая формулировка и прописана в стандарте ISO 9001. Такой подход отражает фрагментарное управление и формирует разрыв между менеджментом качеством и системой управления всего предприятия. Это также может служить препятствием для внедрения новых информационных технологий.

Предприятиям предстоит выделить всю деятельность в процессы, регламентировать механизмы управления процессам, гармонизировать процессы с другими операциями, процессами, системами.

104 ♦-

Проблемой является низкий уровень автоматизации процессов на отечественных промышленных предприятиях. Но без автоматизации процессов дальнейший технологический прогресс на предприятиях неосуществим.

Меняются требования и к компетентности самих сотрудников. Обучить людей работать в условиях промышленного интернета вещей является сложной задачей. Появляется потребность в таких новых специальностях, как инженеры-механики со знанием цифровых технологий, специалисты по обработке и анализу данных, аналитик данных об операционной деятельности, специалисты по пользовательским интерфейсам [2]. Недостаточными знаниями и навыками в этой сфере обладает и руководство высшего и среднего звена.

Многие организации уже активно занимаются улучшением базовых компетенций персонала. Предприятия стали создавать системы управления обучением сотрудников, открывать центры лучшей практики.

Цифровые технологии делают доступными новые подходы в развитии компетенций сотрудников:

- использование социальных сетей для обмена знаниями и опытом;

- получение знаний от машинного и искусственного интеллекта;

- использование многофункциональных приложений, в том числе с дополненной и виртуальной реальностью;

- использование датчиков, считывающих действия сотрудников, направленных на выполнение работы в соответствии с установленными требованиями, повышение их компетентности, эффективности и безопасности;

- использование программ виртуальной реальности для улучшения подготовки специалистов.

Развитие человеческих ресурсов играет решающую роль в модернизации системы управления качеством на предприятии.

Конкурентная борьба на мировом рынке не оставляет выбора для российских производителей и стимулирует отечественные промышленные предприятия внедрять новые информационные технологии управления. Уникальные разработки отечественных промышленных предприятий и новые

технологические возможности управления предприятиями должны стать основной развития 6-го технологического уклада в России.

Отечественные предприятия имеют достаточный научно-технологический потенциал для участия в новой промышленной революции. Своевременное совершенствование системы управления качеством является надежной опорой технологического роста и повышения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий. Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в рамках научно-исследовательского проекта «Механизм адаптации системы менеджмента качества российских промышленных предприятий к требованиям международных стандартов при переходе к 6-му технологическому укладу» (протокол заседания НТС ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» № 3 от 01.03.2018).

1. Глазьев С.Ю., Харитонов В.В. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. М.: Тровант, 2009.

2. «Интернет вещей» и его значение для промышленности. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/iot-for-in-dusty_.pdf (дата обращения: 10.03.201В).

3. Попова Л.Ф. Системы менеджмента качества современных промышленных предприятий. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.

4. Попова Л.Ф. Формирование системы менеджмента качества на основе процессного подхода в управлении промышленными предприятиями // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2017. Т. 12. № 3. С. 453-4бб.

5. Успех с помощью промышленного интернета вещей. URL: https://www.accenture.com/ru-ru/insight-industrial-inter-net-of-things (дата обращения: 10.03.201В).

6. Яшина М.Н. Четвертая индустриальная революция в логистике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (б7). С. 131-132.

7. Andreeva T., Popova L., Yashin N., Zhulina E. Integration of Strategic and Quality Management in Oil and Gas Companies of Russia // Quality-Access to Success. 201В. Vol. 19. No. 1б3 (April). Р. В1-В4.

В. Quality 4.0 Impact and strategy Handbook: Getting Digitally Connected to Transform Quality Management. LNS Research, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.