Научная статья на тему 'Возможности и риски для выпускников высших учебных заведений на российском рынке труда'

Возможности и риски для выпускников высших учебных заведений на российском рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная цифровая трансформация / рынок труда / занятость / молодые специа-листы / высшее образование / global digital transformation / labor market / employment / young professionals / higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Геннадьевна Деханова, Валентина Афанасьевна Сушко, Юрий Александрович Холоденко

В статье рассматриваются основные факторы социальных изменений на рынке труда. Отмечается, что в данной сфере противоречия нарастают, а дисбаланс между спросом и предложением услуг усиливается. Формирование глобальной цифровой среды динамизирует изменения на рынке труда, оказывает всё более активное влияние на политику государства в области занятости населения практиче-ски во всех странах, в том числе и в Российской Федерации. Нерегулируемая цифровая среда обостряет проблему неравенства в сфере социально-трудовых отношений, придаёт ей новое качество. В данном кон-тексте важным становится приобретение молодежью именно той специальности, которая, с одной стороны, будет востребована у работодателей, а с другой – окажется соответствующей личным потребностям и ожи-даниям выпускников вузов. Авторами проведено исследование с применением анкетного онлайн-опроса на предмет выявления проблем трудоустройства молодых специалистов. Обнаружено несоответствие между устремлениями выпускников вузов и потребностями реальной экономики. Подчеркивается ведущая роль государства и социально ответственного бизнеса в определении приоритетных направлений профессио-нальной подготовки молодежи по специальностям, востребованным в условиях цифровой трансформации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Геннадьевна Деханова, Валентина Афанасьевна Сушко, Юрий Александрович Холоденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and Risks for Graduates of Higher Educational Institutions in the Russian Labor Market

The article examines the main factors of social changes in the labor market. It is emphasized that contradictions are growing in this sphere, and the imbalance between the supply and demand for services is in-creasing. Formation of the global digital environment dynamizes changes in the labor market and has an increas-ingly active influence on the state employment policy in almost all countries, including the Russian Federation. The unregulated digital environment exacerbates the problem of inequality in the sphere of social and labor relations and gives it a new quality. In this regard, it is especially important for young people to acquire that higher education, which, on the one hand, will be in demand in a qualitatively new labor market, and on the other hand, meets their personal needs and expectations. The authors conducted a study using an online questionnaire to identify employ-ment problems for young professionals. The study concludes that there is a discrepancy between the aspirations of young people and the needs of the real economy. The leading role of the state and socially responsible business is emphasized in minimizing socio-economic differentiation in entering the higher education system and in the learn-ing process itself, as well as in expanding training in specialties in demand in the context of digital transformation.

Текст научной работы на тему «Возможности и риски для выпускников высших учебных заведений на российском рынке труда»

Научная статья УДК 316.344:331.5

https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.3

Возможности и риски для выпускников высших учебных заведений на российском рынке труда

Наталья Геннадьевна Деханова1, Валентина Афанасьевна Сушко2н, Юрий Александрович Холоденко3

123Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия 1ndehanova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-8784-4309 2valentina.sushko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4868-2437 3hol.u@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы социальных изменений на рынке труда. Отмечается, что в данной сфере противоречия нарастают, а дисбаланс между спросом и предложением услуг усиливается. Формирование глобальной цифровой среды динамизирует изменения на рынке труда, оказывает всё более активное влияние на политику государства в области занятости населения практически во всех странах, в том числе и в Российской Федерации. Нерегулируемая цифровая среда обостряет проблему неравенства в сфере социально-трудовых отношений, придаёт ей новое качество. В данном контексте важным становится приобретение молодежью именно той специальности, которая, с одной стороны, будет востребована у работодателей, а с другой - окажется соответствующей личным потребностям и ожиданиям выпускников вузов. Авторами проведено исследование с применением анкетного онлайн-опроса на предмет выявления проблем трудоустройства молодых специалистов. Обнаружено несоответствие между устремлениями выпускников вузов и потребностями реальной экономики. Подчеркивается ведущая роль государства и социально ответственного бизнеса в определении приоритетных направлений профессиональной подготовки молодежи по специальностям, востребованным в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: глобальная цифровая трансформация, рынок труда, занятость, молодые специалисты, высшее образование

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Деханова Н.Г., Сушко В.А., Холоденко Ю.А. Возможности и риски для выпускников высших учебных заведений на российском рынке труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 35-45. https://doi.org/10.24158/spp.2023.113.

Original article

Opportunities and Risks for Graduates of Higher Educational Institutions in the Russian Labor Market

Natalya G. Dekhanova1, Valentina A. Sushko2 , Yuri A. Kholodenko

123Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia 1dehanova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-8784-4309 2valentina.sushko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4868-2437 3hol.u@mail.ru

Abstract. The article examines the main factors of social changes in the labor market. It is emphasized that contradictions are growing in this sphere, and the imbalance between the supply and demand for services is increasing. Formation of the global digital environment dynamizes changes in the labor market and has an increasingly active influence on the state employment policy in almost all countries, including the Russian Federation. The unregulated digital environment exacerbates the problem of inequality in the sphere of social and labor relations and gives it a new quality. In this regard, it is especially important for young people to acquire that higher education, which, on the one hand, will be in demand in a qualitatively new labor market, and on the other hand, meets their personal needs and expectations. The authors conducted a study using an online questionnaire to identify employment problems for young professionals. The study concludes that there is a discrepancy between the aspirations of young people and the needs of the real economy. The leading role of the state and socially responsible business is emphasized in minimizing socio-economic differentiation in entering the higher education system and in the learning process itself, as well as in expanding training in specialties in demand in the context of digital transformation. Keywords: global digital transformation, labor market, employment, young professionals, higher education

© Деханова Н.Г., Сушко В.А., Холоденко Ю.А., 2023

- 35 -

Funding: Independent work.

For citation: Dekhanova, N. G., Sushko, V. A. & Kholodenko Yu. A. (2023) Opportunities and Risks for Graduates of Higher Educational Institutions in the Russian Labor Market. Society: Sociology, Psychology, Pédagogies. (11), 35-45. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.3 (In Russian).

В последние несколько десятилетий российское общество и государство активно включились в мировое социально-экономическое пространство, а глобализация стала движущей силой модернизации и одним из основных факторов глубоких социальных изменений в экономике. Интеграция рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы позволила облегчить доступ российских производителей и домашних хозяйств к современным технологиям и высококачественным благам зарубежного производства. При этом глобализация способствовала трансформации характера социального взаимодействия и системы общественных связей, в том числе структуры занятости населения, институтов и механизмов регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений. Другим фактором глубоких преобразований в этой сфере выступила цифровая революция. В совокупности они обостряют конкурентное противостояние в социально-экономическом пространстве, актуализируют проблему неравенства в обществе, в том числе в трудовой сфере.

Процесс внедрения продуктовых, маркетинговых, технологических, цифровых инноваций, которые компании вынуждены интегрировать в процесс своей деятельности для поддержания глобальной конкурентоспособности, приобрёл взрывной и перманентный характер. Диффузия нововведений связана с активным использованием техники и технологий, требующих специальных знаний и профессиональных компетенций. Интеграция современных цифровых инструментов в социальные практики ускоряет переход российской экономики на интенсивный путь развития, что актуализирует проблему соответствующего кадрового обеспечения. При этом цифровые инновации нередко выступают катализатором неоднозначных социальных изменений, в том числе и в сфере занятости.

Глобальная цифровая трансформация неизбежно ведёт к глубоким структурным изменениям как национальной экономики, так и системы спроса и предложения трудовых услуг. Между тем рынок занятости, жёстко регулируемый государством и другими институтами (профсоюзами, организациями работодателей, цифровыми платформами), не успевает адаптироваться к динамике происходящих изменений. В частности, в большинстве европейских государств масштабы безработицы достигли высокого уровня. По итогам 2022 г. в Греции она составляла 12,9 %, в Испании - 11,8 %, в Италии, Франции и Швеции - соответственно 8,0; 7,1 и 6,8 %. В РФ ситуацию удалось удержать под контролем и даже снизить показатель до 3,7 %1. Однако последнее не означает отсутствия проблем на российском рынке труда. Ощущается напряжение, связанное с усилением санкционного давления на отечественную экономику и обусловленную им структурную перестройку народного хозяйства на основе принципов импортозамещения и смены вектора внешнеэкономических связей. Происходят активные изменения структуры спроса на сотрудников со стороны работодателей, трансформируются требования к профессиональным компетенциям персонала.

Изменения столь динамичны, что они становятся проблемой при трудоустройстве молодых, не имеющих профессионального опыта специалистов. Как отмечают отдельные исследователи, именно по этой причине «значительная часть выпускников оказывается невостребованной рынком труда по своей основной приобретённой специальности» (Авилова, 2020). Однако сама ценность высшего образования в глазах россиян остается достаточно высокой, что подтверждается данными об идеальных финансовых ожиданиях россиян, окончивших вуз. В среднем они хотели бы получать зарплату на 34 % выше тех, кто не имеет высшего образования2 (177, 9 против 133,2 тыс. руб.), а в зависимости от специализации эти различия лишь усиливаются. Например, в индустрии красоты россияне с дипломом о высшем образовании рассчитывают на 254,1 тыс. руб. в месяц, без него -67 тыс. руб. (разница в 3,8 раза); сфере IT и телекоммуникаций - 248,5 против 137,6 тыс. (разница в 80 %); в области юриспруденции специалисты с высшим образованием хотели бы зарабатывать на 75 % больше коллег без диплома (161,2 против 90 тыс. руб.)3.

Между тем цифровая трансформация обострила проблему неравенства в социально-трудовой сфере. Так, активное применение современных технологий и сервисов, расширение возможностей масштабного использования дистанционной работы актуализируют проблему неформальной

1 Рейтинг стран Европы по уровню безработицы [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230220/bezrabotitsa-1852365659.html (дата обращения: 25.10.2023).

2 Россияне с высшим образованием назвали свою идеальную зарплату [Электронный ресурс] // Лента.ру. URL https://lenta.ru/news/2023/09/25/bolshe/ (дата обращения: 26.09.2023).

3 Опрос проводили в сентябре 2023 г., в нем приняли участие 5 тыс. экономически активных россиян из разных городов страны старше 18 лет.

занятости. В 2021 г. около 14,5 млн чел. (20,1 % трудоустроенных) никак не фиксировали свои отношения с нанимателями1. При этом нередко такие работники заняты неквалифицированным малооплачиваемым трудом, не требующим креативности, высшего образования и цифровых компетенций. Однако реальные трудовые практики свидетельствуют о том, что цифровая среда создаёт максимально благоприятные условия для ухода части работников «в тень» из сферы государственного контроля, что обостряет риски криминализации рынка труда, актуализирует проблему снижения бюджетных доходов государства и возможностей выполнения им своих социальных обязательств.

В контексте проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений несомненный интерес представляет институт самозанятости. В качестве эксперимента в 2019 г. в четырёх субъектах РФ была введена новая система - «Налог на профессиональный доход». Вряд ли её следует рассматривать как механизм пополнения бюджета. Скорее, это была попытка усилить контроль государства за сферой социально-трудовых отношений и оценить масштабы самозанятости. Она оказалась результативной. В 2020 г. опыт был распространен на все субъекты РФ, а в 2022 г. в этом статусе встали на налоговый учет 6,562 млн россиян, что в 1,7 раза выше, чем на конец 2021 г. (3,862 млн)2. На наш взгляд, не последнюю роль здесь сыграла пандемия COVID-19 и введённые государством ограничения, которые способствовали активному внедрению дистанционных форм занятости и иных цифровых практик.

Развитие неформальных форм трудоустройства и легализация самозанятости оказывают серьёзное влияние на поведение выпускников высших учебных заведений на рынке труда. И хотя результаты ряда исследований показывают, что большинство студентов-старшекурсников не связывают своё трудовое будущее с самозанятостью, 40 % респондентов с опытом подобной деятельности планируют после завершения обучения стать самозанятыми. При этом не может не настораживать тот факт, что лишь 5,2 % опрошенных стали бы работать по полученной в вузе специальности, а 37 % - выбрали бы для трудоустройства творческую сферу деятельности, связанную с имеющимся хобби (Разумова, Кирсанова, 2022). Ведь это означает, что полученные в системе высшего образования профессиональные знания и умения нередко фактически являются невостребованными, а значит, отсутствует и мотивация к их получению.

В этом случае актуализируется ещё одна проблема в сфере социально- трудовых отношений, связанная с маргинализацией рынка труда и расширением масштабов депрофессионализирован-ной занятости. Как отмечает Е.С. Садовая, «рынок труда продолжает разделяться на практически полностью изолированные части - сегмент высокопрофессиональной занятости, связанной с формирующимся новым технологическим укладом, и сегмент депрофессионализированной занятости, которую сегодня всё чаще квалифицируют как "безворотничковую" в противовес "беловоротничко-вой" и "синеворотничковой" занятости индустриальной эпохи» (Садовая, 2021). В условиях цифровой среды граница между ними проходит по линии активного использования в трудовых практиках современных цифровых технологий. Это разрушает одну из основ современного социального государства - принцип равенства шансов на рынке труда. Необходимо учитывать риски маргинализации социально-трудовой сферы при выработке и реализации политики занятости и формировать механизмы, стимулирующие легализацию трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

Нерегулируемая цифровая среда не сглаживает, а обостряет проблему неравенства в сфере занятости и социально-трудовых отношений, придаёт ему новое качество. При этом тенденция маргинализации, в том числе на этапе активного перехода к цифровому обществу, в обозримой перспективе сохранится, ибо она носит глобальный, а значит, устойчивый и объективный характер.

Ситуация обостряется в связи с объективными процессами ухода ряда профессий с рынка труда из-за активного развития технологий: этого опасаются порядка четверти россиян (26 %). Больше всего тревог на этот счет у билетеров (77 %), кассиров (67 %), типографских работников (51 %) и сотрудников банковских отделений (29 %): в их работе достаточно много рутинных задач, которые можно автоматизировать3. Следовательно, активное внедрение современных цифровых технологий обостряет риски появления на рынке труда так называемых «лишних людей», чей уровень квалификации и профессиональных навыков не позволит им освоить необходимые для адаптации к текущим изменениям новые компетенции и конкурировать за рабочие места. В этих условиях для снижения социальной напряжённости как государство, так и социально ответственный бизнес должны массово внедрять программы переквалификации работников (Деха-нова, Холоденко, 2019).

1 Рабочая сила, занятость и безработица в России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211 (дата обращения: 25.10.2023).

2 ФНС отметила увеличение самозанятых россиян в 1,7 раза - до 6,56 млн [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/880683 (дата обращения: 25.10.2023).

3 Работающие россияне испугались нейросетей [Электронный ресурс] // Лента.ру. 2023. 21 сент. URL https://lenta.ru/news/2023/09/21/neiro/ (дата обращения: 25.10.2023).

В этом контексте важными факторами, помогающими человеку, начинающему свой трудовой путь, получить интересную перспективную работу и в будущем обеспечить ему достойный уровень жизни, становятся цифровые компетенции, доступ к современным информационным технологиям и широкополосному Интернету. Актуализируется проблема цифрового неравенства, которое проявляется в разном доступе не только к Интернету и цифровым технологиям, но и к образовательным услугам и информации в электронном пространстве.

Сказанное выдвигает на передний план задачу адаптации работников к цифровой среде. В ней молодые и продвинутые выпускники вузов чувствуют себя более комфортно, чем их более возрастные конкуренты. Представители старшего поколения нередко испытывают трудности в освоении современных информационно-компьютерных технологий. Так, если в 2020 г. в возрастной группе от 18 до 34 лет свыше 80 % опрошенных обладали необходимыми компетенциями и навыками работы на компьютере либо иных цифровых устройствах, то у респондентов в возрасте 45-59 лет этот показатель был заметно ниже и составлял 60 %, а у лиц старше 60 лет - всего 48 % (Давыдов, 2021). Подобное положение дел вполне объяснимо, так как именно в процессе обучения и активной трудовой деятельности происходит овладение цифровыми знаниями и навыками, что является необходимым условием адаптации к условиям цифровой среды. Очевидно, что в данном вопросе молодые специалисты, в том числе выпускники высших учебных заведений, занимающиеся поиском работы, обладают определёнными конкурентными преимуществами и дополнительными возможностями при трудоустройстве. Однако образовательные программы высшего профессионального образования не всегда отвечают запросам работодателей. Последних не устраивает уровень подготовки выпускников даже ведущих вузов страны, которым в итоге приходится проходить дополнительные курсы повышения квалификации1. Владение цифровыми компетенциями -не единственное требование работодателей к кандидатам на вакантные должности. Как правило, они должны обладать опытом работы по выбранной специальности и рядом иных качеств, умений и навыков. Нередко в этом компоненте выпускникам высших учебных заведений сложно конкурировать с иными претендентами. Так, результаты проведённого в 2020 г. социологического исследования показали, что с проблемой неравенства жизненных шансов и возможностей очень часто сталкиваются 26 % опрошенных студентов, часто - 30 %. При этом 62 % респондентов отмечали, что наиболее сильно неравенство в России выражено в экономической сфере, а 18 % - в профессиональной деятельности (Осипова, Елишев, 2021). Увы, но это реалии современной рыночной экономики: работодатель, ориентированный на результат, мыслящий категориями прибыльности и рентабельности, из претендентов на вакансию выберет того, кто будет готов к выполнению трудовых обязанностей в максимально сжатые сроки.

Всё сказанное выше актуализирует ещё одну достаточно сложную социально-трудовую проблему. Речь идёт о востребованности профессий и отсутствии механизмов результативного взаимодействия между рынком труда, а по факту - потребностями реальной экономики, и сложившейся системой высшего образования, что создаёт дополнительные риски при трудоустройстве молодых специалистов. Так, в 2022 г. почти половина выпускников бакалавриата высших учебных заведений Нижегородской области (43,7 %) не нашли работу по полученной специальности (Гуськова и др., 2023 б).

Более того, исследователи отмечают, что на протяжении нескольких лет наблюдается снижение потребности молодых людей в высшем образовании, так как диплом больше не является гарантией трудоустройства, а работодатели нередко не обращают на него внимания (Панов, 2017). Очевидно, что подобная тенденция обусловлена долгосрочными изменениями в сфере социально-трудовых отношений. Как отмечают специалисты, «несмотря на то, что более чем в четверти (25,5 %) всего массива вакансий не указаны требования к уровню образования, в целом можно отметить достаточно высокую долю запросов работодателей на специалистов со средним профессиональным уровнем образования (45,3 %). На долю специалистов с высшим образованием приходится 15,2 % от общего количества вакансий, на долю работников со средним общим образованием - 14 %» (Волошина и др., 2022).

К сожалению, реалии современного рынка труда таковы, что даже высокий уровень профессионального образования не всегда обеспечивает его обладателю получение интересной высокооплачиваемой работы.

При этом приходится констатировать, что мышление выпускников средней школы и их родителей достаточно инерционно. Как и 20-25 лет назад, значительный сегмент рынка образователь-

1 Кадровый дефицит на рынке IT и как его преодолеть: данные, инструменты и опыт HR-команды [Электронный ресурс] // hh. URL: https://voronezh.hh.ru/article/30533 (дата обращения: 25.10.2023).

ных услуг ориентирован на подготовку специалистов в области социально-гуманитарных профессий. В 2021 г. по экономико-гуманитарным специальностям обучалось 38,4 % студентов, по инженерным наукам, технологиям и техническим наукам - 28,4 %, по математическим - 4,1 % студентов. Для сравнения: в 1990 г. по естественнонаучным специальностям в России проходили подготовку 9 % студентов, по техническим наукам - 40 %, в то время как на экономику, управление и социально-гуманитарные науки приходилось соответственно 12 и 11 % обучающихся в высшей школе (Гуськова и др., 2023 а). Очевидно, что подобная структура подготовки кадров в вузах лишь частично ориентируется на интересы государства и потребности бизнеса. Прежде всего, это выбор семей, а система высшего образования в условиях рыночных отношений не может не учитывать предпочтения потребителей образовательных услуг. Как отмечают отдельные исследователи, профессиональный выбор будущего специалиста «как правило, предопределён малой социальной группой: для 26,9 % респондентов - это родители, для 19,5 % - родственники. Незначительная часть ориентирована на пожелания работодателя: для 14,4 % респондентов выбор специальности определяется организацией, в которой они работают. При этом целью почти половины студентов (47,8 %) является прежде всего получение диплома» (Фальковская, 2022). Неудивительно, что многие выпускники вузов работают не по специальности. Это подтверждают результаты проведённого в 2019 г. Росстатом выборочного исследования, согласно которым 31 % студентов, получивших диплом о высшем образовании в 2016-2018 гг., работали не по специальности1.

Однако буквально на наших глазах происходят некоторые «подвижки», хотя говорить о каких-то новых трендах, разумеется, пока рано. Так, всероссийский опрос 2023 г. показал, что специальности, которые связаны с 1Т-технологиями, считает востребованными каждый второй (54 %) респондент. Большинство опрошенных выступили за то, чтобы их ребенок выбрал специальность программиста, разработчика или аналитика. Порядка 17 % заявили, что ему лучше освоить профессию инженера, техника или электрика2.

На наш взгляд, быстро и результативно решить накопившиеся проблемы в социально-трудовой сфере чрезвычайно сложно. Это в полной мере относится к реальным практикам трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Более того, происходящие глобальные изменения в мировой экономике и политике несут новые риски, хотя и создают актуальные возможности. Представляется, что, несмотря на острейший международный кризис и связанные с ним угрозы для Российской Федерации, в качестве важнейших факторов социальных изменений в обозримой перспективе по-прежнему будут выступать интернационализация и цифровая трансформация. На наш взгляд, интернационализация - процесс объективный, а значит, необратимый. Прошедший 2022 г. показал, что экономика нашей страны - важнейшая компонента глобальной системы мирохозяйственных связей, исключить её из этой системы невозможно. А это значит, что глобальные тренды социальных изменений в российском обществе и государстве, несмотря на жёсткое внешнее давление, вряд ли изменятся принципиально. Поэтому фактор общемировой цифровой трансформации должен учитываться при выработке как новых социальных практик, так и адекватных механизмов взаимодействия между субъектами рынка труда и подготовки специалистов высшей квалификации с учётом потребностей реальной экономики. Политика импортозамещения, по сути, направленная на возрождение российской промышленности на новой технологической основе, позволит более результативно использовать человеческий потенциал нашей страны и станет фактором преодоления ряда проблем, накопившихся в социально-трудовой сфере, в числе которых - риски, с которыми сталкиваются на рынке труда выпускники российских вузов.

Трудности социализации и интеграции молодых специалистов происходят из несоответствия между потребностями и устремлениями молодых людей, с одной стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них, - с другой. Чтобы разрешить это противоречие, следует создать условия для самореализации выпускников вузов, дать им возможность вносить свой вклад в развитие общества (Сушко, 2018). Кроме того, необходимо выяснять у вчерашних студентов причины их трудоустройства или нетрудоустройства в настоящем.

Исходя из последнего утверждения нами был предпринят социологический анализ, в котором были рассмотрены причины отсутствия работы у молодежи, увольнения и поиска нового места работы специалистов, обнаружены компетенции, которых не хватило выпускникам для получения желаемой работы, а также их субъективная оценка того, соответствует ли уровень знаний и практических умений, полученный ими в вузе, требованиям работодателя.

1 Росстат назвал число выпускников, которые работают не по специальности [Электронный ресурс] // Красная весна. URL: https://rossaprimavera.ru/news/09454224 (дата обращения: 25.10.2023).

2 Российские родители назвали худшие профессии для своих детей [Электронный ресурс] // Газета.ру. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/08/31/21185102.shtml (дата обращения: 25.10.2023).

Исследование было проведено с применением анкетного онлайн-опроса на предмет выявления причин нетрудоустройства молодых специалистов, в котором прияли участие 285 человек. В качестве эмпирического объекта выступили бывшие студенты, которые после окончания вуза сразу находили место работы, меняли его за последние 3 года или вообще не могли трудоустроиться. Респонденты примерно поровну были представлены выпускниками технического (47 %) и гуманитарного (53 %) профессионального направления; бакалавры составили 45 % от опрошенных, магистры - 40 % и специалисты - 15 %. В гендерном отношении выборка включала 45 % мужчин и 55 % женщин. По времени проживания в Москве опрошенные также были дифференцированы (рис. 1).

50 -

45

Родился в Москве Живу в Москве после окончания Приехал в Москву после окончания

школы, поступив в вуз вуза в своем городе

Рисунок 1 - Время проживания в Москве выпускников вузов, в % Figure 1 - Time of Residence in Moscow for University Graduates, in %

Для сбора первичных данных анкета располагалась на платформе Google Forms, ссылка для ее заполнения распространялась методом снежного кома, а также публиковалась в группах социальной сети ВКонтакте.

Соотношение респондентов по уровню занятости в течение трех лет после окончания вуза выпускников представлено на рис. 2.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Сразу нашли работу и не меняли ее Сразу нашли работу, но меняли ее До сих пор не работают

в течение трех лет от 1 до 3 раз

Рисунок 2 - Соотношение по уровню занятости в течение трех лет после окончания вуза выпускников, в %

Figure 2 - Employment Ratio in the Three Years after Graduation, in %

Как видно из рис. 2, две трети выпускников вузов (68 %) работали после его окончания, но меняли место работы от 1 до 3 раз. При этом примерно пятая часть (18,5 %) молодых людей так и не трудоустроилась. Причины, по которым выпускники вузов не смогли найти работу, представлены на рис. 3.

Из-за отсутствия перспектив в будущем на предлагавшейся работе

Из-за высокой интенсивности труда на предлагавшейся работе

Из-за отсутствия дополнительного обеспечения (социального пакета)

Из-за низкой заработной платы на предлагавшейся работе

Из-за ненормированного рабочего дня, его

большой длительности на предлагавшейся работе

Из-за отсутствия необходимых знаний для выполнения имеющейся работы

Не было работы, соответствующей моим интересам

Не было работы, соответствующей моей специальности

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 3 - Причины, по которым выпускники вузов не смогли найти работу1, в % Figure 3 - Reasons Why University Graduates Could not Find a Job, in %

В ходе ответов на вопросы онлайн-анкеты респонденты в качестве основных причин нетрудоустройства указали низкую заработную плату (56 %), отсутствие перспектив (38 %) и ненормированный рабочий день.

Исследование также показало, что трудоустроенные выпускники вузов примерно в равном соотношении работают по специальности (48,5 %) и нет (51,5 %). Формальное превалирование последних вызвано следующими причинами:

- часть выпускников разочаровалась в полученной в вузе специальности. Это может быть связано с тем, что они выбирали направление обучения не вполне осознанно, ориентируясь на мнение ближайшего окружения и сложившиеся стереотипы, поэтому в школах необходимо проводить более тщательную профориентационную подготовку среди учащихся старших классов;

- часть молодых людей осознала ошибку своего профессионального выбора уже во время обучения в вузе, поэтому со студентами необходимо также проводить мероприятия, связанные с утверждением их в будущей специальности, ориентированные на построение карьеры, понимание обучающимися своих будущих возможностей в выбранной сфере деятельности;

- сложившийся рынок труда предлагает недостаточное материальное обеспечение по той профессии, которую получили выпускники.

Ответы респондентов подтверждают тезис о неэффективном использовании вложений в человеческий капитал в современной России (а конкретно об отсутствии у большинства россиян связи между полученной специальностью и работой).

Также среди причин, по которым выпускники вузов чаще всего увольнялись по своему желанию, участниками исследования были указаны те, которые связаны с материальным обеспечением: низкая заработная плата (72,5 %), отсутствие перспектив её повышения (60,5 %), несоответствие финансовых выплат, в том числе премий и средств дополнительного обеспечения, выполнявшейся работе и должностному положению (36,4 %). В этом вопросе важно поддерживать ожидания выпускников при помощи различных государственных программ, проектов. Разрыв с действительностью в отношении заработной платы приводит к увольнению выпускников по собственному желанию и является основным фактором их нетрудоустройства. Особенно сильно он проявляется в том случае, когда неудовлетворенность финансовым обеспечением сопровождается отсутствием перспектив позитивных изменений в этом отношении.

На рис. 4 указаны все причины, которые выпускники вузов указали в качестве наиболее частотных при увольнении по собственному желанию.

1 Сумма ответов на рисунке больше 100 %, так как респонденты одновременно могли выбрать несколько ответов на вопрос.

С низкой заработной платой

72,5

С несоответствием заработной платы, премий выполнявшейся работе С несоответствием содержания работы полученным знаниям

31

36,4

С отсутствием поддержки руководителем моих трудовых усилий

С несложившимися личными отношениями с коллегами 8

18

С отсутствием перспектив повышения заработной платы

60,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из-за нежелания работать по полученной специальности 15

С отсутствием необходимых профессиональных знаний 21

Из-за отсутствия необходимых знаний для выполнения имеющейся работы

17

Не было работы, соответствующей моим интересам 10,5

Не было работы, соответствующей моей специальности 9

0

20

40

60

80

Рисунок 4 - Причины, по которым выпускники вузов увольнялись по собственному желанию1, в % Figure 4 - Reasons Why University Graduates Quit Their Jobs at Their Own Will, in %

Как видно из приведенных выше данных, помимо низкой заработной платы, отсутствия перспектив ее повышения и несоответствия финансовых выплат выполнявшейся работе, существует и ряд других причин, из-за которых многие молодые специалисты увольняются и находятся в поиске новой работы.

Во время обучения в вузе выпускники осваивают ряд важных для их будущей карьеры компетенций - как общих, так и профессиональных (специальных). В контексте нашего исследования они выступают в качестве критериев типологизации объективных и субъективных причин нетрудоустройства молодых специалистов и текучести кадров из их числа. Отсутствие тех или иных компетенций может быть признано барьером для трудоустройства.

В ходе анкетирования выпускникам вузов был задан вопрос о том, каких профессиональных характеристик в большинстве случаев им не хватило, чтобы сохранить место работы. Ответы респондентов содержали следующие пункты:

- способность к системному анализу, продуцированию «новых» идей;

- умение проводить теоретический анализ решаемой профессиональной проблемы;

- быстрая адаптация к новым условиям работы;

- умение работать в междисциплинарных командах;

- способность грамотно и убедительно выражать свои мысли;

- умение работать самостоятельно;

- навыки применения в работе методов сбора информации;

- ответственность за качество профессиональной деятельности и ее последствия;

- умения научно-литературного оформления результатов своей работы;

- проявление инициативы;

- способность принимать критику, осуществлять саморефлексию и проводить анализ поведения других работников.

Следует отметить, что обозначенные респондентами компетенции являются общими для специалистов технического и гуманитарного направлений и не дифференцируются в этом отношении. И здесь важным представляется мнение выпускников относительно того, соответствует ли уровень знаний и практических умений, достигнутый ими в вузе, требованиям работодателя на момент поиска работы после получения диплома. Ответы участников исследования на данный вопрос приведены на рис. 5.

1 Сумма ответов на данной диаграмме больше 100 %, так как респонденты одновременно могли выбрать несколько ответов на вопрос.

30

25

Полностью В основном 50 % на 50 % Почти не Не соответствует

соответствует соответствует соответствует

Рисунок 5 - Соответствие уровня знаний и практических умений, имеющихся у выпускников вуза, требованиям работодателя, в %

Figure 5 - Correspondence of the Level of Knowledge and Practical Skills of University Graduates to the Employer's Requirements, in %

По данному вопросу у опрошенных нет однозначной позиции, однако значительная часть выпускников (34 %) указала на то, что полученные в вузе знания не вполне устраивают работодателя. Решением этой проблемы также нужно заниматься в ходе профессионального образования. С этой целью необходимо организовывать дополнительные учебные мероприятия для обеспечения качественного применения студентами полученных компетенций в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, влияние высшего образования на трудоустройство молодых специалистов достаточно велико. Оно расширяет возможности выбора для человека, способствует лучшей его адаптации в условиях постоянных изменений на рынке труда, обеспечивает обучаемость в течение всей жизни. Не следует также забывать о том, что образование нередко играет роль так называемого социального лифта. А это в свою очередь является важной причиной для характерных изменений молодыми людьми своих жизненных приоритетов (в частности, для постановки и реализации, прежде всего, карьерных планов) (Сушко, 2018). При этом необходимо усилить работу вузов в сфере профориентации выпускников средних школ, чтобы выбор будущей специальности у них был более осознанным. Однако необходимо подчеркнуть тот факт, что процессы формирования человеческого капитала не должны происходить стихийно ввиду недостаточной ресурсообеспе-ченности большинства домохозяйств в современной России. В данном контексте роль государства и социально ответственного бизнеса представляется ведущей, так как они должны минимизировать влияние социально-экономической дифференциации на вхождение граждан в систему высшего образования и на сам процесс обучения (Деханова, 2016), а также расширить подготовку по специальностям, востребованным в условиях цифровой трансформации. Необходимо внедрять действенные механизмы гарантированного первичного трудоустройства выпускников вузов как в государственные, так и в частные компании, так как для большинства молодых специалистов поиск именно первого места работы по профессии является очень сложной, часто практически неразрешимой проблемой. Соответственно, современное высшее образование должно стать более прак-тикоориентированным, для чего необходимо выработать более результативные механизмы партнёрства между государством и бизнесом.

Список источников:

Авилова Е.Н. Общая характеристика кадрового потенциала отечественной промышленности // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31, № 4. С. 95-103. https://doi.org/10.20410/2073-7815-2020-31-4-95-103.

Волошина И.А., Джума В.И., Мухина И.И. Спрос на рабочую силу и востребованность профессий в 2021-2022 году: результаты анализа вакансий // Социально-трудовые исследования. 2022. № 3 (48). С. 118-130. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-48-3-118-130.

Гуськова И.В., Баймешова С., Шапиро С.А. Рынок труда выпускников вузов. Часть 1. Теоретические аспекты // Труд и социальные отношения. 2023 а. Т. 34, № 1. С. 35-45. https://doi.org/10.20410/2073-7815-2023-34-1-35-45.

Гуськова И.В., Баймешова С., Шапиро С.А. Рынок труда выпускников вузов. Часть 2. Рынок труда выпускников Нижегородской области // Труд и социальные отношения. 2023 б. Т. 34, № 2. С. 25-41. https://doi.org/10.20410/2073-7815-2023-34-2-25-41.

Давыдов С.Г. Цифровые компетенции россиян и работа на самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2 (162). С. 403-422. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1913.

Деханова Н.Г. Роль института образования в формировании производительного человеческого капитала // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2016. № 14. С. 5-12.

Деханова Н.Г., Холоденко Ю.А. Социальные вызовы цифровой революции // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15, № 4. С. 39-45.

Осипова Н.Г., Елишев С.О. Социальное неравенство и молодёжь: ключевые тренды 2020 года // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. № 3. С. 7-25. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-2-7-25.

Панов А.М. Изменение конъюнктуры российского рынка труда и его институциональной среды // Проблемы развития территории. 2017. № 2 (88). С. 136-148.

Разумова Т.О., Кирсанова Н.М. Самозанятость и фриланс как способы адаптации работника на современном рынке труда // Социально-трудовые исследования. 2022. № 2 (47). С. 56-68. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-47-2-56-68.

Садовая Е.С. Механизм формирования неравенства на рынке труда в цифровую эпоху // Социально-трудовые исследования. 2021. № 3 (44). С. 32-44. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2021-44-3-32-44.

Сушко В.А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений на предприятиях реального сектора экономики г. Москвы // Социология образования. 2018. № 1. С. 99-112.

Фальковская К.И. Профессиональные ожидания студентов в контексте формирования ими профессионального капитала // Труд и социальные отношения. 2022. Т. 33, № 6. С. 55-62. https://doi.org/10.20410/2073-7815-2022-33-6-55-62.

References:

Avilova, E. N. (2020) General Characteristics of the Personnel Potential of the Domestic Industry. Labour and Social Relations Journal. 31 (4), 95-103. Available from: doi:10.20410/2073-7815-2020-31-4-95-103. (In Russian).

Davydov, S. G. (2021) Digital Competencies of Russians and Work on Self-Isolation during the Covid-19 Pandemic. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (2 (162)), 403-422. Available from: doi:10.14515/monitoring.2021.2.1913. (In Russian).

Dekhanova, N. G. & Kholodenko, Yu. A. (2019) Social Challenges of the Digital Revolution. Economic Problems and Legal Practice. 15 (4), 39-45. (In Russian).

Dekhanova, N. G. (2016) The Role of the Institute of Education in the Formation of Human Capital. Aktual'nye voprosy innovatsionnoi ekonomiki. (14), 5-12. (In Russian).

Falkovskaya, K. I. (2022) Professional Expectations of Students in the Context of Professional Capital Development. Labour and Social Relations Journal. 33 (6), 55-62. Available from: doi:10.20410/2073-7815-2022-33-6-55-62. (In Russian).

Guskova, I. V. & Baymesheva, S. & Shapiro, S. A. (2023) The Labor Market of University Graduates. Part 1. Theoretical Aspects. Labour and Social Relations Journal. 34 (1), 35-45. Available from: doi:10.20410/2073-7815-2023-34-1-35-45. (In Russian).

Guskova, I. V. & Baymesheva, S. & Shapiro, S. A. (2023) The Labor Market of University Graduates. Part 2. The Labor Market of Graduates from the Nizhny Novgorod Region Universities. Labour and Social Relations Journal. 34 (2), 25-41. Available from: doi: 10.20410/2073-7815-2023-34-2-25-41. (In Russian).

Osipova, N. G. & Elishev, S. O. (2021) Social Inequality and Youth: Key Trends of 2020. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. (3), 7-25. Available from: doi:10.24290/1029-3736-2021-27-2-7-25. (In Russian).

Panov, A. M. (2017) Izmenenie kon"yunktury rossiiskogo rynka truda i ego institutsional'noi sredy [Changes in the Russian labor market and its institutional environment]. Problems of Territory's Development. (2 (88), 136-148. (In Russian).

Razumova, T. O. & Kirsanova, N. M. (2022) Self-Employment and Freelance: Employees Adapting to the Modern Labor Market. Social & Labor Research. (2 (47)), 56-68. Available from: doi:10.34022/2658-3712-2022-47-2-56-68. (In Russian).

Sadovaya, E. S. (2021) Formation of the Labor Market Inequality in the Digital Age. Social & Labor Research. (3 (44)), 5668. Available from: doi:10.34022/2658-3712-2022-47-2-56-68. (In Russian).

Sushko, V. A. (2023) Employment of Graduates of Higher Educational Establishments in the Enterprises of the Real Sector of the Economy in Moscow. Sotsiologiya obrazovaniya. (1), 99-112. (In Russian).

Voloshina, I. A., Dzhuma. V. I. & Mukhina, I. I. (2022) Demand for Workforce and Professions in 2021-2022: Job Analysis Results. Social & Labor Research. 3 (48), 118-130. Available from: doi:10.34022/2658-3712-2022-48-3-118-130. (In Russian).

Информация об авторах

Н.Г. Деханова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии государственного управления социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=310745

В.А. Сушко - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии государственного управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=812650

Ю.А. Холоденко - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социологии государственного управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=467228

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors N.G. Dekhanova - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology of Public Administration, Faculty of Sociology, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=310745

V.A. Sushko - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology of Public Administration, Faculty of Sociology, Moscow State University named after M.V. Lo-monosov, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=812650

Yu.A. Kholodenko - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology of Public Administration, Faculty of Sociology, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=467228

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.