Научная статья на тему 'Возможности и проблемы использования интернет-ресурсов в научной работе'

Возможности и проблемы использования интернет-ресурсов в научной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошинова И.В.

Расширение информационного пространства на основе глобальных компьютерных сетей и информационных технологий ставят перед системой образования принципиально новую проблему подготовки специалистов к работе с большими массивами информации в новой среде информационного общества. Изменение условий профессиональной деятельности приводит к необходимости пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения различным дисциплинам и в теории, и в практике преподавания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и проблемы использования интернет-ресурсов в научной работе»

УДК 372.881.161.1

И.В.ВОЛОШИНОВА, канд. истор. наук, доцент, elada@spmi. ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

I.V.VOLOSHINOVA, PhD in hist., associate professor, elada@spmi.ru Saint Petersburg State Mining University

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Расширение информационного пространства на основе глобальных компьютерных сетей и информационных технологий ставят перед системой образования принципиально новую проблему подготовки специалистов к работе с большими массивами информации в новой среде информационного общества. Изменение условий профессиональной деятельности приводит к необходимости пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения различным дисциплинам и в теории, и в практике преподавания.

Ключевые слова: компьютерные сети, информационные технологии, подготовка специалистов.

POSSIBILITIES AND PROBLEMS OF USING THE INTERNET-RESOURCES IN SCIENTIFIC WORK

Extension of the information space based on global computer networks and information technologies issues a fundamentally new problem in front of the education system - to train specialists able to work with large information arrays in the new medium of informational society. Changing the conditions of professional activity leads to the review of general methodology as well as specific methods and teaching techniques in different areas, both in theory and practice of teaching.

Key words, computer networks, information technologies, train specialists.

Меняющиеся условия в различных сферах жизнедеятельности человека, создание и расширение информационного пространства на основе глобальных компьютерных сетей и информационных технологий ставят перед системой образования принципиально новую проблему - подготовку специалистов к работе с большими массивами информации. Изменения условий профессиональной деятельности приводят к необходимости пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения различным дисциплинам и в теории, и в практике преподавания. В результате необходимым элементом современного образования, в том числе и гуманитарного, стало внедрение в дидактический процесс инноваци-

онных педагогических и инфокомму-никационных технологий, адекватных новой образовательной парадигме, которая ориентирована на развитие активной личности, обладающей высоким уровнем общей и информационной культуры, свободно ориентирующейся в мировом информационном пространстве и использующей его ресурсы для саморазвития. Согласно национальной доктрине образования, в Российской Федерации система образования призвана обеспечить: подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

В высокоразвитых промышленных регионах нашей планеты в настоящее время происходят стремительные социальные, политические и экономические изменения. Происходящая реструктуризация оказывает сильное воздействие на сферу культуры: казалось бы, устойчивые взаимоотношения подорваны, надежно устоявшиеся правовые нормы и правила поведения быстро меняются. Этот процесс получил название «ускоренных перемен в области культуры». Он имеет следующие последствия в образовательном секторе: на сложившиеся образовательные институты оказывается всё большее социальное давление. Новые поставщики информационной продукции (телевидение, печатные издания, образование для взрослых, частные учебные заведения, организации, новые технологии: Интернет, CD-ROM) конкурируют со школами и университетами в обеспечении образования.

Диапазон образования, предлагаемого университетскими системами, все более оспаривается и подвергается сомнению. В результате этого новые методы обучения и учебные программы сегодня более не воспринимаются молодыми людьми как нечто бесспорное и безусловное. Меняются сами отношения между преподавателями и учащимися. Если мы будем по-прежнему строить наши образовательные программы на традиционном понимании образования, то возникнет высокая степень риска, что их непринятие молодым поколением еще больше усилится. В нашем распоряжении будет оставаться все меньше возможностей удовлетворить законную потребность молодежи в таком образовании, которое она считает полезным и поэтому воспринимает его как необходимость.

То, что нужно в аудитории, - это комплексные, т.е. интерактивные и динамичные методы преподавания и изучения предметов. Такие методы должны позволить студенту не только приобрести декларативное знание определенных исторических фактов (как, например, социальной динамики индустриальных обществ, реструктурирования семьи, меняющегося взаи-

моотношения полов), но и развить социальные навыки, приобрести те практические знания, которые он сможет применить в конкретных, каждодневных социальных ситуациях. Такие методы могут оказать студентам помощь в развитии их социальной компетентности.

Инфокоммуникационные технологии в результате их интеграции с традиционными подходами в обучении позволяют реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизировать познавательные процессы, создать открытое информационно-образовательное пространство, в основу которого положен принцип совместной творческой деятельности обучающегося и обучающего. Применение инфо-коммуникационных технологий способствует эффективности развивающего обучения, в частности формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, формированию творческого и критического мышления. Новые государственные программы и образовательные стандарты для высших учебных заведений предусматривают использование Интернета в учебном процессе.

Сеть Интернет позволяет с минимальными затратами труда и в кратчайший срок получить по интересующей теме информацию, на которую с использованием традиционных каналов ушло бы несколько месяцев. Интернет - это также легкий и сравнительно недорогой способ связи с отечественными и зарубежными коллегами. Через Интернет можно обратиться к зарубежным коллегам с каким-то вопросом, по которому трудно получить информацию в литературе и местных библиотеках. Таким образом, Интернет компенсирует нехватку информации, обусловленную географическим положением места жительства, дороговизной поездок в столичные библиотеки, дефицитом специальной литературы, состоянием здоровья. Кроме того, в Интернете можно найти и такую информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодике, и такую, которая настолько свежа, что ее не успели перевести на русский язык. Ин-

тернет позволяет обмениваться научными материалами с коллегами. Информацию по социальным и гуманитарным наукам можно получить через Интернет по следующим адресам:

1. http://www.nsu.ru/sociol/

2. http://www.sociol.com

3. http://www.nitehawk.com/alleycat-fag.html

4. http://www.sci.econ

5. http://www.sci.anthropology

6. http://www.sci.environment

7. http://www.sci.edu

Комплексное использование возможностей инфокоммуникационных технологий способствует динамичности, интенсификации процесса обучения, большей индивидуализации, вариативности учебной деятельности и, в частности, целенаправленной интеграции различных видов деятельности, что позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения. Однако в большинстве работ огромный культурный и дидактический потенциал информационного пространства, его возможности и преимущества в сфере образования только постулируются. Для оптимального и эффективного использования информационных сетевых ресурсов в учебный целях требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.

С другой стороны, ряд опасений и недоверие к Сети со стороны преподавателей подпитывается и тем, что абсолютное большинство нынешних студентов постоянно пытаются сдать заимствованные оттуда и распечатанные чужие труды, не только не пытаясь их хотя бы творчески переработать, но часто вообще не читая и даже не просматривая. В последние годы эта порочная практика распространилась настолько широко, что пропадает всякий смысл задавать студентам курсовые, рефераты и другие самостоятельные письменные работы: они не только их не пишут, но

даже не предполагают возможности самостоятельного их написания. Коллекции рефератов - бич современного образования. Отмена обязательного конспектирования литературы не сняла задачи обучения студентов умению работать с книгой, первоисточниками. Массовое заимствование квалификационных работ с использованием интернет-технологий - это не только российская проблема. В европейских университетах новое поколение студентов и ученых, которые привыкли активно использовать интернет-публикации, даже получило прозвище «поколение Google». По словам многих европейских и американских профессоров, студенты «поколения Google» часто не понимают, чем цитирование отличается от плагиата.

В этом плане кафедра истории большое внимание уделяет изданию учебно-методических пособий. Важным подспорьем для семинарского занятия является подготовка хрестоматии по истории России. Ознакомление с различными типами и видами исторических источников (летописи, сказания современников, официальные документы разных периодов российской истории, литературно-публицистические и мемуарные свидетельства) не только расширяет кругозор студентов, но и способствует приобретению ими навыков исследовательской работы.

Также в качестве средств борьбы с интернет-плагиатом ученые предлагают использовать сам Интернет, а также современные технологии поиска информации в Сети. Для борьбы с плагиатом российская Высшая аттестационная комиссия (ВАК) даже изменила правила присуждения ученых степеней - все авторефераты кандидатских и докторских диссертаций должны публиковаться в Интернете. И следующим шагом ВАК, вероятно, станет автоматический анализ текстов на предмет заимствований или совпадений.

В таком русле основными задачами и направлениями модернизации педагогического образования являются:

• организация непрерывности профессионального педагогического образования и постоянного совершенствования профес-

сиональных возможностей и способностей преподавателей к исследовательской деятельности;

• преодоление отставания ресурсно-информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений от уровня современных требований;

• обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В современном мире чрезвычайно большое значение имеют информационные технологии в связи с развитием но-

вейшей компьютерной техники, автоматизацией умственного труда, развитием новых средств связи и обработки информации, и поэтому их использование в образовательном процессе является закономерной тенденцией. Использование информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, как и любая новая педагогическая технология, имеет свои достоинства и недостатки, поэтому необходимо в перспективе определить основные направления, по которым будет происходить процесс его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.