CAPABILITIES AND ADVANTAGES OF MODERN TYPES OF CROWDFUNDING Popov S.O. (Russian Federation) Email: [email protected]
Popov Savva Omarievich - Master's Student, MASTER AND PHD DEPARTMENT, DEPARTMENT OF FINANCE, SARATOV SOCIO-ECONOMIC INSTITUTE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, SARATOV
Abstract: the article deals with the majority of modern types of crowdfiding, analyzes their structure and features. The essence offundraising for financing, special works with them is revealed. The practical importance of joint crowdfunding and "public financing" as a whole is substantiated. Particular attention paying to certain financial indicators for maximizing profits. The main advantages and disadvantages of the corresponding types offinancing are noted. A conclusion made about the place of crowd investments in the system of financing innovations.
Keywords: innovation, innovation financing, innovation activity, crowdinvesting, crowdfunding, high-risk investments, financing instruments, "public finance", charitable crowdfunding, crowdfunding-platforms.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ КРАУДФАНДИНГА Попов С.О. (Российская Федерация)
Попов Савва Омариевич - магистрант, отдел магистратуры и аспирантуры, кафедра финансов, Саратовский социально-экономический институт Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
Аннотация: в статье рассматривается большинство современных видов краудфандинга, проводится анализ их структуры и особенностей. Раскрывается сущность сбора средств для финансирования, особых работ с ними. Обосновывается практическая важность акционерного краудфандинга и «народного финансирования» в целом. Особое внимание уделяется определенным финансовым показателям для максимизации прибыли. Отмечаются главные достоинства и недостатки подобных видов финансирования. Делается вывод о месте крауд-инвестиций в системе финансирования инноваций.
Ключевые слова: инновации, финансирование инноваций, инновационная деятельность, краудинвестинг, краудфандинг, высокорисковые инвестиции, инструменты финансирования, «народное финансирование», благотворительный краудфандинг, краудфандинг-площадки.
Современный рынок инвестиций представляет собой множество системно значимых инструментов, различающихся между собой по видам, формам и возможностям. Среди них особое внимание следует уделить сравнительного молодому направлению - краудфандингу. Краудфандинг (crowdfunding) - один из современных инструментов финансирования новых проектов в денежной или неденежной форме, осуществляемый преимущественно через интернет-площадки. Данный инструмент считается одним из самых доступных на рынке финансовых инвестиций, а также потенциально самым выгодным как для инвесторов, так и для самих авторов проектов [1].
На сегодняшний день существует множество различных видов краудфандинга, однако выделяют основные: краудфандинг в неденежной (non-financial) и денежной (financial) формах. В свою очередь, к каждому типу можно отнести подтипы: к неденежной модели относится бонусный краудфандинг (reward-based crowdfunding). Отдельной моделью также можно считать благотворительный краудфандинг (donation-based crowdfunding)
К благотворительному краудфандингу многие эксперты относятся достаточно скептически, иногда добавляя его как подтип краудфанднга в неденежной форме, а зачастую и приравнивая к благотворительному финансированию, так как он имеет форму пожертвования. Данная модель не предусматривает получение какой-либо денежной или неденежной награды. Главной целью спонсоров является возможность поучаствовать в реализации определенного проекта, несущего, зачастую, сильный социальный эффект. Однако, проводя параллель между благотворительным краудфандингом и финансированием через благотворительные фонды, следует отметить, что в случае с краудфандингом, спонсоры действуют практически напрямую, минуя различных посредников в этой области (в том числе и фонды). С таким видом финансирования работают площадки по всему миру: «Betterplace» в Европе (Германия), «Gofundme» и «IndieGoGo Life» (на данный момент «Generosity») в США, «Тугеза», «Добро Mail.ru» и «Помоги.орг» в России.
Бонусный (классический) краундандинг предполагает, что предприниматель будет реализовывать проект и наладить производство партии продукции (или услуги), оплаченной спонсорами. Такие платформы в большинстве случаев работают по механизму предпродажи, оплачивая продукт или услугу, которых в данный момент еще нет на рынке, чаще всего подобный вид финансирования используется в творческих проектах, где инвесторы верят в идею и готовы поддержать ее материально, получая взамен результат проекта - брендированный мерчендайз, книги, билеты на мероприятия с авторами проекта и т.д. Существует несколько основных видов работы с собранными средствами:
1. Все или ничего - средства переводятся авторами проектов только в том случае, если по истечению определенного периода достигается заранее определенная финансовая цель. Однако, если она не достигнута, денежные средства возвращаются владельцам. Классическим примером является российская краудфандинговая платформа «Boomstarter».
2. Оставить все собранное - все собранные средства (за исключением комиссий площадки) остаются создателям проектов, вне зависимости от того, была ли достигнута финансовая цель. Но если данных средств недостаточно для запуска проекта, то ответственность на возврат инвестиций возлагается на создателей проекта. В том числе и по такому принципу работает одна из крупнейших российских краудфандинг-площадок «Planeta.ru».
3. Сделка со свободной ценой - инвесторы сами определяет цену готового продукта. По такому принципу работает большинство платформ.
4. Награда - собранная сумма становится наградой для команды, готовой взяться за проект.
Денежная модель также сильно распространена как в России, так и за рубежом.
К ней относятся: акционерный краудфандинг (краудинвестинг) и кредитный краудфандинг (в современной экономике также известный как p2p-кредитование).
Кредитный краудфандинг (краудлендинг, lending-based crowdfunding) предполагает форму краудфандингого инструмента по привлечению средств, более всего похожую на банковский кредит. При такой форме заемщик все так же выплачивает проценты за привлеченные инвестиции, однако инвестором служит не банк, а разрозненные группы лиц (отсюда общее название «народное кредитование») [4]. Инвесторами служат только физические лица, а заемщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Основное преимущество данного вида
краудфандинга заключается в том, что для заемщика будут использоваться более низкие процентные ставки, в отличии от банковских организаций, а также удобство в получении займа. С точки зрения инвестора, прибыль от инвестиций будет больше, в сравнении с классической формой банковского депозита, а также возможность самостоятельного выбора финансируемых отраслей. Различают также различные виды займов: традиционные, при которых используются стандартные условия договора займа, выплаты производятся регулярно при определенной процентной ставке, однако они не гарантированы (площадки предпринимают различные действия для ликвидации этой проблемы, основной инструмент - присваивание кредитного рейтинга заемщику), и простительные, при которых выплаты будут лишь тогда, когда компания, которая собирала средства, начинает генерировать прибыль. На волне кризиса 2007-2008 гг. индустрия p2p-кредитования начала активно развиваться, классическим примером принято считать компанию из США «Lending Club», которая к 2015 году выдавшая кредитов на $15 млрд. В том же году она провела IPO, в результате которого привлекла почти $1 млрд при оценке в $8,5 млрд. Тогда же общий рынок онлайн-кредитования превысил $50 млрд и, по прогнозам Morgan Stanley, мог вырасти до $300 млрд уже к 2020 году [5].
Акционерный краудфандинг (краудинвестинг, equity-based crowdfunding) активно используется как основной инструмент финансирования инвестиционных проектов на самой ранней посевной стадии зарождения бизнес-идеи. Потенциальная прибыль от подобных проектов может быть значительно выше альтернатив. Интернет-платформы аккумулируют средства не только мелких частных инвесторов, но и профессиональных «бизнес-ангелов», в том числе венчурных компаний. Акционерный краудфандинг позволяет инвесторам получать доход от:
1. Инвестиций в ценные бумаги компании, реализующей данный проект (инвесторы становятся совладельцами предприятия, получая дополнительные гарантии и уменьшая риск);
2. Участия в прибыли или выручке компании, соразмерно вложенным средствам.
Стоит отметить общие достоинства краудинвестинга:
• Краудфандинговые площадки позволяют легко искать и выбирать проекты в соответствии с желаемыми критериями (от отрасли до соотношения риск-доходность);
• Инвестор может легко дифференцировать риски, сделав несколько небольших вложений средств в компании разных направленностей;
• Краудинвестинг имеет низкий порог вхождения, даже небольшие суммы могут оказаться востребованными в тех или иных проектах.
Однако, существуют и недостатки:
• Несмотря на контроль и отбор, который проводят интернет-площадки, риск мошенничества среди предпринимателей и авторов проекта остается;
• Существует риск, что проект не запустится из-за нехватки средств, собираемых через площадку. В таком случае, инвестиции могут вернуться владельцу, но прибыли, соответственно, не будет;
• Отсутствие законодательной базы создает практическую невозможность решение возможных проблем через суд;
• Существует риск закрытия краудфандинговых площадок ввиду их нерентабельности.
Даже несмотря на практическое отсутствие законодательных гарантий сохранности инвестиций, создающее недоверие к краудфандинг-площадкам, рынок «народных инвестиций» стремительно растет и идет вверх. В 2013 году объем краудинвестинга не достигал отметки в $1 млрд, однако в 2016 году площадки по всему миру собрали более $30 млрд, учитывая, что почти половина всех сделок совершается на американских платформах. Лидирующие позицию в данном сегменте
занимают площадки «Kickstarter» и «IndieGoGo», находящиеся в США. В российском сегменте стоит отметить относительно новые площадки краудинвестинга: «Альфа-Поток» от Альфа-Банка и «StrartTrack», на обеих площадках минимальный порог входа - 10 000 рублей, что позволяет даже мелким инвесторам участвовать в финансировании проектов.
Необходимо также отметить основные правила краудинвестинга, с помощью которых проекты получают максимальную прибыль, выходя за рамки финансовых показателей:
1. Четко заявленная цель - кампания по сбору средств должна носить четко таргетированный характер, средства инвесторов должны быть вложены с максимальной полезностью, должен вестись публичный расчет всех расходов;
2. Прозрачный ход сбора - круадфандинговые площадки на современном этапе развития позволяют сделать информацию о ходе сбора средств общедоступной не только для тех, кто уже сделал взнос, но и для тех, кто только собирается принять решение.
3. Возможность не только денежного вклада - среди людей, желающих вложить свои средства могут быть не только инвесторы, вкладывающие денежные средства, но и рекламодатели, маркетологи и т.д.
4. Matching - большинство иностранных инвесторов одной из причин вложения средств оставляют matching funds - те средства, которые уже вложили в проект другие инвесторы, это могут быть как крупные компании, так и просто квалифицированные инвесторы [2]. Это показывает наличие сторонних партнеров, верящих в данный проект и готовых вкладывать в него средства, что служит залогом его реальности и состоятельности.
Краудфандинг позволяет реализовать потенциал компаний, открывая возможности для финансирования их проектов. Возможное устранение некоторого числа рисков, делает краудфандинг одной из наиболее востребованных форм вложений средств в инновационные инвестиционные проекты [3]. Коллективное или «народное» финансирование широко распространяется по всему миру, создавая новые интернет-площадки и увеличивая объемы сбора финансовых ресурсов.
Список литературы /References
1. Гусева Д.Е., Малыхин Н.И. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски [Текст] / Д.Е. Гусева, Н.И. Малыхин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право, 2014. № 9-1.
2. Ларионов Н.А., Ермакова Е.А. Инновации венчурного финансирования в России [Текст] / Е.А. Ермакова, Н.А. Ларионов // Управление общественными и корпоративными финансами: формирование ресурсного обеспечения инновационной экономики: сборник материалов международной научно-практической конференции (28 марта 2014). Саратов, 2014. С. 250-255.
3. Попов С.О. Источники и инструменты финансирования инноваций // International scientific review of problems and prospects of modern science and education / collection of scientific articles. XLIV international correspondence scientific and practical conference (Boston. USA. April 24-25, 2018). Boston, 2018. C. 37-40.
4. Blattberg E. Crowdfunding for equity: Seedrs takes root in the U.K. Crowdsourcing LLC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crowdsourcing.org/editorial/crowdfunding-for-equity-seedrs- takes-root-in-the-uk-part-one/24532/ (дата обращения: 08.01.2018).
5. Can P2P Lending Reinvent Banking? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.morganstanley.com/ideas/p2p-marketplace-lending/ (дата обращения: 05.01.2018).
Список литературы на английском языке /References in English
1. Guseva D.E., Malyhin N.I. Kraudfanding: sushchnost', preimushchestva i riski / Guseva D.E., Malyhin N.I. [Crowdfunding: the essence, advantages and risks] // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law], 2014. № 9-1 [in Russian].
2. Larionov N.A., Ermakova E.A. Innovacii venchurnogo finansirovaniya v Rossii [Innovation of venture financing in Russia] // Larionov N.A., Ermakova E.A. Upravlenie obshchestvennymi i korporativnymi finansami: formirovanie resursnogo obespecheniya innovacionnoj ehkonomiki: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Management of public and corporate finances: formation of resource support of innovative economy: a collection of materials of the international scientific and practical conference] (March 28, 2014). Saratov, 2014. P. 250-255 [in Russian].
3. Popov S. O. Istochniki i instrumenty finansirovaniya innovacij [Sources and instruments for financing innovation] // International scientific review of problems and prospects of modern science and education / collection of scientific articles. XLIV international correspondence scientific and practical conference (Boston. USA. April 24-25, 2018). Boston, 2018. P. 37-40 [in Russian].
4. Blattberg E. Crowdfunding for equity: Seedrs takes root in the U.K. Crowdsourcing LLC. [Electronic resource]. URL: http://www.crowdsourcing.org/editorial/crowdfunding-for-equity-seedrs- takes-root-in-the-uk-part-one/24532/ (date of acces: 08.01.2018).
5. Can P2P Lending Reinvent Banking? [Electronic resource]. URL: https://www.morganstanley.com/ideas/p2p-marketplace-lending/ (date of acces: 05.01.2018).