Научная статья на тему 'Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту'

Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
528
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петров Павел Карпович

The new done multimedia training and testing programs showed the high level of adaptation to the real subjects with elements of training and technical testing; the building of the motor activity; professional pedagogic qualities forming. It is possible to be used as a vocabulary, trainer, training system, diagnostics of knowledge, intellectual adaptively. Подготовка специалистов /education of specialists Физическая культура /physical culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new done multimedia training and testing programs showed the high level of adaptation to the real subjects with elements of training and technical testing; the building of the motor activity; professional pedagogic qualities forming. It is possible to be used as a vocabulary, trainer, training system, diagnostics of knowledge, intellectual adaptively. Подготовка специалистов /education of specialists Физическая культура /physical culture

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту»

№4(22)2009

П. К. Петров

Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту

В статье рассматриваются структура и возможности мультимедийной обучающей программы по правилам судейства упражнений по спортивной гимнастике и двух типов мультимедийных контролирующих программ по спортивно-педагогическим дисциплинам, значение цифрового аудио и 30-технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Процесс информатизации образования предполагает создание и использование в учебном процессе современных программно-педагогических средств, к которым можно отнести мультимедийные обучающие системы, мультимедийные контролирующие программы и тесты, базы данных образовательного назначения с включением аудио, фото и видео, Интернет-ресурсы образовательного назначения, мультимедийные лекции-презентации, цифровые видеофильмы и т. д. [1,2].

Большую роль в информационном обеспечении учебного процесса играют видеоматериалы, позволяющие наиболее наглядно представлять информацию, связанную с динамическими процессами, например, при обучении различным двигательным действиям, проведении спортивно-массовых и культурных мероприятий, анализе биомеханических характеристик, тактических действий и т. п. Такие материалы могут как использоваться самостоятельно в виде отдельного тематического видеофильма, так и быть компонентами соответствующих программно-педагогических средств. Появление цифровых видеокамер и специальных программ обработки цифровой видеоинформации (Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Pinnacle Studio, Ulead VideoStudio, Sony Vegas и др.), позволяющих производить захват, редактирование и вывод видеоинформации на различные носители (CD, DVD, видеопленку), значительно облегчило работу

14 V

по созданию дидактических материалов с включением видеоинформации.

В этом плане определенный интерес представляют созданные под руководством автора мультимедийные обучающие и контролирующие программы по спортивно-педагогическим дисциплинам. Так, например, структура создаваемых обучающих программ по правилам и судейству упражнений по спортивной гимнастике определяется их задачами:

1) представление в мультимедийном режиме основных разделов правил соревнований;

2) создание базы данных соревновательных ситуаций, комбинаций и гимнастических элементов;

3) моделирование компьютерных соревнований и их судейства;

4) контроль и самоконтроль знаний и умений по правилам соревнований и основам судейства;

5) определение компетентности судей на основе сравнения их оценок с данными экспертных оценок.

С учетом изложенного выше, созданные обучающие программы включают следующие блоки (рис. 1).

В блоке «Правила соревнований» в мультимедийном режиме представлены правила соревнований, включающие общие положения о соревнованиях, сведения о судейской коллегии, судейство обязательных и произвольных упражнений гимнастического много-

№4(22)2009

«о

0

1

Ьс

Рис. 1. Титульная страница мультимедийной обучающей программы

й* Правила соревнований.Иг^Р - Те51

Файл Правка Параметры ?

□ сг т I I □ I и

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОРЕВНОВАНИЯХ

ГЛАВА 2. СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

ГЛАВА 3. СУДЕЙСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ГЛАВА 4. СУДЕЙСТВО ПРОИЗВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ГЛАВА 5. ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ГЛАВА 6. КОНЬ-МАХИ

ГЛАВА 7. КОЛЬЦА

ГЛАВА 8. ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК

ГЛАВА 9. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ БРУСЬЯ

ГЛАВА 10. ПЕРЕКЛАДИНА

¡Строка: 1 Поз: 1

Рис. 2. Структура блока «Правила соревнований»

борья (вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина). Этот блок общий и требует усвоения независимо от вида многоборья.

Правила представлены в иерархическом модульном виде: главы, параграфы, статьи (рис. 2).

Открыть статью любого параграфа можно щелчком левой клавишей мыши по интересующему названию (подчеркнуто). Для просмотра глав и параграфов, не видимых на экране,

можно воспользоваться линейкой прокрутки. Статьи параграфов могут быть представлены в виде текстов. Отдельные статьи могут иметь различные комментарии в виде таблиц, графического материала или видеосюжета. Интерактивность в работе с обучающей программой достигается за счет использования функциональных зон и кнопок. Определенный интерес у занимающихся по этому блоку вызывает раздел, посвященный разбору видеоошибок (рис. 3).

№4(22)2009

8 »

а

«о о

I

з

55 8

I

0 е

1

«о »а

I

I

0

1 *

1= I

со о

9

I

¡1 а

8

55 *

а а

л

Рис. 3. Экран, посвященный разбору видеоошибок

Проверку (самопроверку) знаний правил соревнований можно осуществить путем открытия раздела «Контроль знаний правил соревнований» из блока «Правила соревнований». После щелчка левой клавишей мыши по названию этого раздела появляется окно для установки параметров тестирования (рис.4).

шааян

X]

Количество вопросов: МО

Шаблон вопросов:

17 Менять порядок следования вопросов 17 Менять порядок следования ответов 17 Показывать это окно перед началом теста [7 Запрашивать имя

|7 [Сохранять результаты

Показывать результаты экспертной оценки Г" Ограничить возможности воспроизведения Г" Ограничить количество воспроизведений 3

ОК

Отмена

Рис. 4. Окно для установки параметров тестирования

Здесь можно указать количество задаваемых вопросов, увеличить сложность процесса проверки знаний путем включения автоматической замены порядка следования вопросов в тесте и изменения порядка следования ответов в каждом вопросе. С целью накопления статистического материала для последующего анализа есть возможность запрашивать имя тестируемого и сохранять результаты. Для активизации каждого параметра необходимо щелкнуть в квадратике напротив параметра, в котором после этого появится знак V («галочка»). Снятие функции осуществляется повторным щелчком по квадратику. После настройки параметров тестирования необходимо нажать на кнопку ОК этого окна, и сразу появится первое задание (рис. 5).

Каждое задание имеет вопрос по правилам соревнований (расположен в левой верхней половине рабочего поля экрана) и варианты ответов (расположены в левой нижней половине рабочего поля экрана). Свой ответ необходимо вводить путем щелчка по одному из кружочков напротив одного из предлагаемых вариантов ответов. Окончательный ввод своего решения осуществляется с помощью кнопки «Ответ». В окне «Результат» отображается информация в формате «количество правильных ответов количество заданных вопросов», например 1/7. Это означает, что из 7 задавае-

16

т4(22)2009

о

Г

Ьс

Рис. 5. Экран с заданием для проверки знаний правил соревнований

Конь - Спецтребования и группы трудностей.hrtf - Test

Файл Правка Параметры ?

^□jxj

□ & т Ф | □ ег

Группа 5: соскоки

1. немецкий круг в соскок (заножка) - А

2. Шагинян в соскок - В

4. из упора на теле круг ноги вместе или врозь с поворотом более 360 и переходом 3/3 в соскок (Колыванов-) - D

6. на конце русский круг с поворотом на 180 в соскок - В

7. на конце русский круг с поворотом на 360 или 540 в соскок - В

8. на конце русский круг с поворотом на 720 в соскок - С

9. на конце русский круг с поворотом на 1080 в соскок - D

11. из упора сзади на ручках круг с поворотом на 180 в соскок - А

12. из упора спереди на ручках круг с поворотом на 180 плечом вперед, немецкий круг в соскок -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. прямой Стойкли А с прыжком в стойку в соскок - D

■tatJVTT fVflir^P

[строка: 1 Поз: Г~

ш

zi

Рис. 6. Экран элементов пятой группы спецтребований

мых вопросов правильных ответов — 1. Если ответ правильный, цифра, обозначающая количество правильных ответов, изменится на одну единицу. В случае неправильного ответа данная цифра не изменится.

Блок «Спецтребования и группы трудностей» направлен на освоение групп спецтребований и трудностей упражнений каждого вида многоборья с привлечением значительного объема графического и видеоматериалов, ил-

люстрирующих выполнение упражнений, отнесенных к соответствующей группе трудностей по каждой группе спецтребований. Для организации работы в этом блоке необходимо щелкнуть по его названию, например, «Конь — спецтребования и группы трудностей» (рис. 1). После этого откроется рабочее окно, на котором приводятся упражнения, отнесенные к конкретной группе спецтребований, например, к группе соскоков, с указанием номера

17

№4(22)2009

I §

3 I

о

! о с

I I

с

I

I

I

с

§ 5

5

6

с

Рис. 7. Экран с графической иллюстрацией упражнения

Ёй Конь - Спецтребования и группы трудностей.ЬНТ- Те51

Файл Правка Параметры ?

| Ф [3 2Г

4. Из упора на теле круг ноги вместе или врозь с поворотом более 360 и переходом 3/3 в соскок (Колыванов) - Ю

Н|Н 41

О!

¡Строка: 1 Поз: 1

Рис. 8. Экран с видеоиллюстрацией упражнения

элемента и соответствия его группе трудности (рис. 6). Чтобы увидеть, как выполняется тот или иной элемент, нужно щелкнуть по его названию (см. рис. 6) левой клавишей мыши. Появится новое окно, в котором в левой части экрана будет название элемента, а в правой — его кинограмма (рис. 7). Кинограммами сопровождаются все упражнения. Кроме того, большинство упражнений сопровождается и видеосюжетами (рис. 8). В этом случае можно по-

смотреть и кинограмму, и видео, предварительно выбрав в окне просмотра «Видео» или «Рис.» (см. рис. 8).

В режиме «Видео» появляется возможность многократного просмотра элемента, стоп-кадра, медленного просмотра и т. п., для чего есть необходимые кнопки видеопроигрывателя. Выбор другого элемента из данной группы спецтребований осуществляется после возврата на предыдущую страницу путем нажатия

18

№4(22)2009

кнопки в строке инструментов — возврат на предыдущую страницу.

Для того чтобы проверить эффективность усвоения материала данного блока, нужно предварительно перейти в раздел «Контроль знания групп трудностей». Контроль знаний производится по каждой группе спецтребований после предварительной настройки параметров тестирования, аналогично тестированию по первому блоку «Контроль знаний правил соревнований».

Основное назначение блока «Анализ комбинаций» — показать на примерах анализа комбинаций, выполненных разными гимнастами и в разное время, технологию судейства на основе новых правил и экспертных оценок по выявлению спецтребований, групп трудностей, величины надбавок, определения базовой оценки, величины сбавок за технику исполнения и выведения окончательной оценки. Переход в данный блок осуществляется с главной страницы (см. рис. 1) щелчком левой клавишей мыши по строке «Анализ комбинаций», после чего появляется окно с содержанием этого блока. Щелчок по строке соответствующей комбинации позволяет открыть ее для анализа (рис. 9).

В правой части экрана демонстрируется видеокомбинация, которую с помощью кнопок управления видеопроигрывателя можно многократно просматривать, останавливать, медленно «прокручивать», записывая основные показатели оценок. Демонстрация видеокомбинаций сопровождается аудиокомментариями групп трудностей. Затем можно сравнить свои записи сданными экспертной оценки, приводимой в левой части экрана. Здесь указывается, какие и сколько элементов выполнены, к какой группе спецтребований и группе трудностей они относятся, за какие элементы предполагается сделать надбавку и ее возможная величина. После выявляется базовая оценка, сбавка (с обоснованием ее величины в каждом случае) и, наконец, определяется окончательная оценка.

Задачей блока «Моделирование судейства» является контроль знаний и умений, полученных при изучении первых трех блоков обучающей программы. Также он может использоваться самостоятельно при аттестации судей, проверке знаний и умений студентов, тренеров, гимнастов.

Содержание данного блока открывается после щелчка по названию «Моделирование судейства» на главной странице (см. рис. 1).

Рис. 9. Основное окно для анализа комбинаций

«о

0

1

Ьс

с=

19

№4(22)2009

Г

г

>а §

£

а

о с «о

0

5

1

а

5

«о о

о

0 с

1

«о >а

53

0 §

1

г

■а

I

0

а ^

с

1 §

■а

И

I £

53 §

§

«о

о §

с

&

с а

а

§

0

1

€ £

ео

Тестирование можно осуществлять по отдельным параметрам судейства, например, путем определения той или иной группы трудности в комбинации или определения базовой оценки и т. д. Основным же средством для моделирования судейства является определение окончательной оценки, что требует наличия интегрированныхзнаний и умений по всем видам оценок. В этом случае условия тестирования можно приблизить к естественным условиям соревнований, например, ограничить возможность показа комбинации одним разом.

В зависимости от задач учебно-тренировочного процесса созданные мультимедийные обучающие программы можно использовать как справочники, тренажеры, обучающие системы, применять в проведении диагностики и оценки уровня знаний и умений.

Анализ результатов использования подобных материалов в учебном процессе позволяет говорить о следующих принципиальных отличиях по сравнению с традиционными формами и методами работы:

1) возможность формирования знаний в условиях направленной деятельности преподавателя, что коренным образом изменяет его функции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) использование в большей степени индивидуально-групповой формы организации учебного процесса;

3) осуществление контроля и самоконтроля успешности усвоения материала;

4) возможность неоднократного повторения любой части изучаемого материала каждым обучающимся (особенно это касается возможности просмотра видеофрагментов, включая просмотр в обычном режиме, медленном режиме, в режиме стоп-кадра);

5) автоматизированное протоколирование учебного процесса по каждому обучающемуся;

6) выявление пробелов в знаниях каждого обучающегося на любой стадии учебного процесса;

7) установление индивидуального темпа подачи учебного материала;

8) интерактивность в диалоге с пособием;

9) более высокий уровень усвоения учебного материала.

Серьезным дополнением к обеспечению учебного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам являются мультимедийные контролирующие программы. С учетом их специфики нами созданы два типа подобных материалов. Первый тип связан с проведением

Рис. 10. Титульный экран контролирующей программы по гимнастике

20

№4(22)2009

контроля знании и умении по отдельным разделам дисциплины и может использоваться как на рубежном, так и на итоговом контроле по дисциплине (рис. 10).

Задания в контролирующих программах по спортивно-педагогическим дисциплинам могут быть связаны со знанием терминологии, техники выполнения отдельных упражнении, методики страховки и помощи, самоконтроля за физическим состоянием занимающихся, судеИства соревновании, тактических деИствиИ, методики обучения и проведения различных упражнении, методики развития двигательных качеств, последовательности выполнения двигательных деиствии и т. п. Использование мультимедиа-технологии для создания контролирующих программ значительно расширяет возможности подбора задании и вариантов ответов, так как в этом случае можно широко использовать видеоматериалы, графику и анимацию.

Второй тип контролирующих программ связан с умением оценивать упражнения, выполняемые на соревнованиях, в которых ведущую роль играют экспертные оценки (спортивная и художественная гимнастика, спортивная аэробика, фигурное катание, единоборства и т.д.). В программах данного типа задания в основном носят ситуативным характер, что приближает их к реальнои соревновательнои деятельности.

Неоспоримую помощь в подготовке современных дидактических материалов сегодня оказывают и цифровые фотокамеры, позволяющие создавать различные наглядные пособия в виде статических изображении, размещать их в дополнение к видеоинформации или использовать самостоятельно в презентациях и в других программно-педагогических средствах.

Существенное значение в профессиональ-но-педагогическои деятельности специалистов (особенно по физическои культуре и спорту) приобретает аудиоинформация для музыкального сопровождения выполнения комплексов общеразвивающих упражнении и аэробики, показательных выступлении, соревновании и т. п. Для создания таких материалов используются самые разные средства и программы: Sound Forge, WaveLab, CoolEdit, Adobe Audition и др.

Важную роль в системе подготовки специа- а. листов по физической культуре и спорту, в их Ц профессиональной деятельности в перспективе могут сыграть Эй-технологии. Как известно, ^ трехмерное представление информации является наиболее привычным и наглядным для человека: через зрение человек получает около 80% всей воспринимаемой информации.

Различные системы Эй-визуализации и виртуальной реальности уже хорошо себя зарекомендовали с экономической точки зрения во многих отраслях. Что же касается области физической культуры и спорта, то здесь на данном этапе необходимо всесторонне изучить их возможности, разработать конкретные направления создания и реализации для решения профессиональных задач. Уже сегодня можно говорить о возможности широкого использования различных виртуальных тренажеров и обучающих систем с применением Эй-техноло-гий в учебно-тренировочном процессе, например, при освоении тактических действий в игровых видах спорта, обучении сложнокоординаци-онным упражнениям и идеомоторной тренировке в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, слалом, фигурное катание и др. Однако для решения этих задач необходима консолидация специалистов из различных сфер деятельности: специалиста, обладающего знаниями в конкретном виде спорта, специалиста по Эй-технологиям и др.

В заключение следует отметить, что большая конкуренция в спорте высших достижений обязательно приведет к поиску и внедрению в учебно-тренировочный процесс самых передовых технологичных средств и методов обучения и тренировки, а спорт является хорошим полигоном для их испытания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петров П. К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: монография. М.; Ижевск: Удмуртский университет, 2003.

2. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.