Научная статья на тему 'Возможности и оценка эффективности применения кластерных стратегий к развитию городских агломераций'

Возможности и оценка эффективности применения кластерных стратегий к развитию городских агломераций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛОЕМКИЕ СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОГО (РЕГИОНАЛЬНОГО) ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разуваев Иван Григорьевич

В работе рассматриваются процессы модернизации национального хозяйства, формирование кластеров конкурентоспособности в стратегически важных его сегментах, обеспечение инновационного качества экономического роста. Речь, в частности, идет о применении кластерных стратегий в развитии городских агломераций. Предлагается применить кластерный подход в развитии городских агломераций Самарской области, что позволило бы сохранить экономический потенциал региона и усилить региональные кластеры конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и оценка эффективности применения кластерных стратегий к развитию городских агломераций»

И.Г. Разуваев *

ВОЗМОЖНОСТИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ К РАЗВИТИЮ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В работе рассматриваются процессы модернизации национального хозяйства, формирование кластеров конкурентоспособности в стратегически важных его сегментах, обеспечение инновационного качества экономического роста.

Речь, в частности, идет о применении кластерных стратегий в развитии городских агломераций. Предлагается применить кластерный подход в развитии городских агломераций Самарской области, что позволило бы сохранить экономический потенциал региона и усилить региональные кластеры конкурентоспособности.

Ключевые слова: кластеры конкурентоспособности, инновации, инновационный потенциал территории, интеллектуалоемкие сектора национального (регионального) хозяйства.

Успешность обновления национального хозяйства в современных условиях обозначается эффективностью процессов взаимодействия ее финансового и ин-теллектуаллоемкого секторов, организационно-экономической формой данных взаимодействий выступают инновационные кластеры.

Особенностью современной экономики является генерирование работоспособных инновационных кластеров, которые становятся одним из наиболее эффективных механизмов формирования и поддержки конкурентных преимуществ, рычагами экономического роста и социального прогресса. Территориальными центрами применения кластерного подхода выступают городские агломерации, имеющие объективные преимущества — высокую концентрацию человеческих и экономических ресурсов. «Важнейшую роль в экономическом развитии страны играют наиболее модернизированные городские агломерации, где сконцентрировано почти 20 % населения страны. Воздействие агломерационного эффекта (эффекта масштаба) в крупнейших городах максимально, и они выигрывают конкуренцию с остальными городами России [1].

Кластерный подход к построению национального хозяйства применяется во многих странах мира. Национальные и региональные правительства прилагают существенные усилия к формированию инновационных кластеров на своих территориях. Императивом текущего экономического курса выступает создание национального инновационного устройства с учетом кластерной природы конкурентоспособных производств.

При этом кластерный путь коренным образом изменяет сущность государственной промышленно-инновационной политики: усилия государственного

управления направлены не на поддержку отдельных хозяйствующих субъектов и отраслей экономики, а на саморазвитие взаимоотношений между поставщика-

* © Разуваев И.Г., 2011

Разуваев Иван Григорьевич (razuvaev_i@mail.ru), кафедра менеджмента и экономики культуры Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

ми и потребителями, конечными потребителями и производителями, производителями и государственными институтами.

Специалисты выделяют два диаметрально противоположных варианта к определению роли государства в создании и функционировании конкурентоспособных субъектов экономики. Первый — невмешательство государственного аппарата и стимулирование рыночной конкуренции (США, страны ЕС), второй — энергичное вмешательство государства в процедуру создания и последующей эксплуатации инновационных производств (Китай, Индия, Чили, Израиль).

При применении первого варианта роль государства заключается, прежде всего, в формировании инфраструктуры для бизнеса. В странах, применяющих данный вариант, есть развитая система венчурного инвестирования, функционирует стимулирующая фискальная система: инвесторы полностью или частично освобождены от уплаты налогов, что дает возможность эффективно развиваться организациям, направляющим финансовые ресурсы в венчурный бизнес. Второй вариант предопределяет выбор приоритетов экономической деятельности на государственном уровне, протекционистскую политику, сверхвысокую централизацию принятия решений.

В экономических источниках выделяются такие группы кластеров, как инновационные, промышленные, региональные, транснациональные и др. Эксперты по-разному определяют основу кластерных объединений: одни фиксируют как доминирующую характеристику кластера географическую концентрацию, другие — отраслевую принадлежность, третьи — инновационную составляющую. По нашему мнению, именно инновационная составляющая является главной референцией современных кластеров, поскольку детерминирует их конкурентоспособность.

Отличие кластера от других моделей экономических объединений заключается в том, что организации кластера не идут на абсолютное слияние, а создают варианты сольватации, сохраняющие им хозяйственную самостоятельность, и при этом позволяют взаимовыгодные хозяйственные действия с другими предприятиями, организациями и учреждениями, образующими кластер и за его пределами, в рамках договорных отношений. В кластерах формируется сложный симбиоз конкуренции и кооперации.

Инновационный кластер — объединение различных хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, высших учебных заведений, бизнес-инкубаторов, технопарков, научно-исследовательских центров, финансово-кредитных организаций, инвестиционных и инновационных компаний, венчурных фондов, органов государственного управления, общественных организаций и т. д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночной конкуренции, что дает возможность более быстро и эффективно распределять и применять новые знания, научные открытия и изобретения [3].

Создание инновационных кластеров предопределяет эффективную интеграцию интеллектуальных и финансовых ресурсов как внутри, так и за пределами кластера. Взаимодействие внутри инновационного кластера происходит через вертикальные, а также горизонтальные связи. Именно от взаимовыгодных действий внутри инновационного кластера, от восприимчивости его участников эффективно применять внутренние и привлекать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность всего инновационного кластера.

Многоаспектные процессы взаимодействия, происходящие между участниками инновационных кластеров, способствуют формальному и неформальному обмену знаниями, стимулируют взаимное обучение, экспериментирование, инновационный обмен, формируя тем самым инновационную среду, позволяющую

наиболее эффективно использовать возрастающие возможности кооперации и специализации. Происходит формирование новых технико-производственных комбинаций, за счет чего генерируется поток новых знаний, процессов, продуктов — усиливается инновационный поток кластера.

Таким образом, стабильное развитие инновационных кластеров в основном зависит от доступа к прогрессивным источникам научных знаний и современных технологий, а также от потенциальности по концентрации финансовых ресурсов. Если в начале прошлого века конкурентные преимущества определялись через обеспечение доступа к ограниченным природным ресурсам, то в текущем общественно-экономическом развитии страны и регионы стали побеждать в конкурентной борьбе, главным образом используя технологические, управленческие и финансовые новации, порождаемые творческими способностями индивида. Гибкость и способность быстро реагировать на меняющиеся внешние и внутренние условия развития, умение поддерживать и усиливать собственную конкурентоспособность становятся главными признаками успешности современных хозяйствующих субъектов.

Вследствие возрастающей интеграции Российской Федерации в глобальные экономические процессы необходимость формирования инновационных кластеров как на федеральном, так и на региональном уровне приобретает особую актуальность для нашей страны. В настоящее время российское государство находится на этапе определения формы своего участия в поддержке инновационной деятельности. Правительством РФ рассматриваются множество вариантов участия государственных институтов в поддержке и развитии инновационной деятельности, улучшении конкурентоспособности экономики, формировании в ней успешных инновационных кластеров. Воплощение эффективной кластерной политики будет способствовать «...росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, “ноу-хау”, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам» [2].

В условиях повышения роли индивида в экономике и социальной сфере российская экономика сталкивается с устоявшимися проблемами неразвитости институциональной инфраструктуры и «сырьевой зависимости». Это проявляется в преобладании спекулятивной направленности российского финансового рынка, в малых объемах и узком спектре предоставляемых услуг финансово-кредитными учреждениями, неразвитости специализированных финансовых институтов — страховых, венчурных, инновационных. Ситуация усугубляется отсутствием отлаженного механизма коммерциализации НИОКР и направленностью государственных структур на косвенные формы поддержки инновационной деятельности.

Необходимо определить формы участия государства в развитии инновационной деятельности, создать необходимые условия для саморазвития институциональной инфраструктуры венчурного капитала, стимулировать спрос на инновации путем снижения фискального бремени и обоснованного стимулирования отдельных отраслей экономики, развить механизмы государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах. На эти цели можно было бы использовать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, служащих в настоящее время лишь механизмами стерилизации «избыточной» денежной ликвидности.

Мировой опыт показывает, что территории, на которых формируются инновационные кластеры, занимают ведущие позиции, выступая как объединенные

по региональному признаку формы хозяйственной деятельности, осуществляемой во взаимодействии с инфраструктурой знаний.

Самарская область считается индустриально развитым субъектом РФ с диверсифицированной структурой экономики. Здесь расположена третья по численности в России городская агломерация, что определяет значительный задел для формирования инновационных кластеров: высокопрофессиональные трудовые ресурсы, высокая концентрация отечественных и иностранных финансовокредитных институтов, а также современные отрасли экономики, развивающиеся на пике технического прогресса.

В Самарской области существуют естественно-географические преимущества для формирования успешных инновационных кластеров в таких традиционных областях, как машиностроение и аэрокосмическая индустрия, энергохимия (га-зо- и нефтехимия), потенциально сильными кластерами могут стать строительная индустрия, информационные технологии, туризм, социально-культурная сфера.

В регионе сформирована нормативно-правовая база, разработаны и внедряются механизмы поддержки инновационной деятельности. Принят к исполнению Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010—2020 годы, который предусматривает реализацию значительных инвестиционных проектов на территории Тольятти и близлежащих муниципальных образований.

Привлечены федеральные ресурсы к проекту создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в муниципальном районе Ставропольский Самарской области. Реализация проекта способствует обеспечению занятости населения, в том числе и в новых секторах, что в целом обеспечит стабильное развитие экономики территории и повысит уровень и качество жизни населения.

По плановым расчетам, на 1 рубль бюджетных средств в проект будет привлечено не менее 6 рублей внебюджетных источников, а за 20 лет поступления в федеральный бюджет составят не менее 173 млрд рублей, в региональный бюджет — около 108 млрд рублей, во внебюджетные фонды — примерно 68 млрд руб. [5].

Начат проект по строительству технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в Тольятти. Реализация данного проекта на территории агломерации позволяет производить программное обеспечение в сфере стратегических информационных технологий, внедрять современные информационные технологии в авиационно-космическую и нефтехимическую отрасли, автомобиле- и двигателестроение, готовить специалистов технического профиля в области точных и естественных наук, а также задействовать не менее 10 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Реализация этих и многих других инвестиционных проектов на территории Самарско-Тольятинской городской агломерации позволит диверсифицировать экономику региона, повысить его инвестиционную привлекательность, увеличить поступления в бюджеты разных уровней, усилить конкурентоспособность действующих и создать новые инновационные кластеры. Функционирование мощных инновационных кластеров на территории агломерации создаст мощный синергетический импульс для экономики Самарской области.

Библиографический список

1. Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5.

2. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. ИЯЬ: М1р://^^^ poria.ru/Ше8/копс_к1а81ет_259_10.ёос.

3. Разуваев И.Г. Финансовый и интеллектуальный капитал в российской экономике: особенности движения и механизмы взаимодействия. Самара: Самарский научный центр РАН, 2009.

4. Россия: макроэкономические прогнозы. Ежемесячный обзор. Росбизнесконсалтинг. иЯЬ: http://www.rbc.ru

5. Сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. иЯЬ: http://economy.samregion.ru

6. Самарская область: от индустриальной к постиндустриальной экономике / под науч. ред. А.В. Полетаева. М.: ТЕИС, 2006.

I.G. Razuvaev* POTENTIALITIES AND APPRECIATION OF EFFICIENCY OF CLUSTER STRATEGIES APPLICATION TO CITY AGLOMERATIONS DEVELOPMENT

Processes of national economy modernization, forming competitive clusters in its strategically important segments, providing for innovative quality of economic growth are viewed in the work. In particular, it is about cluster strategies application to city agglomerations development. It is suggested to apply cluster approach to the development of the Samara region city agglomerations to preserve regional economic potential and enhance regional clusters of competitiveness.

Key words: competitive clusters, innovation, innovative

potential of the territory, intelligence-consuming sectors of national (regional) economy.

* Razuvaev Ivan Grigorievich (razuvaev_i@mail.ru), the Department of Management and Economics, Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.