Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПЛАСТИЧНОСТЬ / МОЗГ / БИЗНЕС / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слепак Евгения Викторовна

В условиях сегодняшних реалий, когда иностранные компании «вышли из игры», российский рынок нуждается в эффективных и проактивных специалистах, которые обладают востребованными навыками и компетенциями, в частности - креативными. Но возможно ли сформировать и развить креативные компетенции у любого человека или эти способности относятся к врожденным, уникальным, индивидуальным? В этой статье мы разберемся с самим понятием «креативные компетенции», уточним, какой набор навыков раскрывается в этом понятии и какую роль играет пластичность мозга в развитии креативности. Также мы подробно рассмотрим возможность намеренного формирования креативных компетенций, исследуем, как эти компетенции влияют на выполнение профессиональных задач и какую пользу несет развитие креативных компетенций для российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF CREATIVITY COMPETENCIES

In today’s reality, with foreign companies “out of the game”, the Russian market needs effective and proactive professionals who have in-demand skills and competencies, in particular - creative ones. Is it possible for anyone to develop and nurture creative skills or is it an innate, unique, individual skill? In this article we will look at the concept of “creative competences” and clarify what set of skills is included in this concept, and what role brain plasticity plays in the development of creativity. We will also look into the possibility of developing creative competences intentionally; we will examine their influence on professional tasks; and we will examine how the development of creative competences can benefit Russian business.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОСТИ»

Возможности и ограничения применения педагогических инструментов формирования компетенций креативности

Слепак Евгения Викторовна,

аспирант РЭУ имени Г.В. Плеханова, директор Высшей школы креативных индустрий РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: ev.slepak@yandex.ru

В условиях сегодняшних реалий, когда иностранные компании «вышли из игры», российский рынок нуждается в эффективных и проактивных специалистах, которые обладают востребованными навыками и компетенциями, в частности - креативными. Но возможно ли сформировать и развить креативные компетенции у любого человека или эти способности относятся к врожденным, уникальным, индивидуальным? В этой статье мы разберемся с самим понятием «креативные компетенции», уточним, какой набор навыков раскрывается в этом понятии и какую роль играет пластичность мозга в развитии креативности. Также мы подробно рассмотрим возможность намеренного формирования креативных компетенций, исследуем, как эти компетенции влияют на выполнение профессиональных задач и какую пользу несет развитие креативных компетенций для российского бизнеса.

Ключевые слова: трудоустройство, компетенции, креативность, пластичность, мозг, бизнес, специалист, образование, творчество, мышление.

Состояние современного мира находится в постоянном движении и изменении. Количество открытий, процессы цифровизации, увеличение обрабатываемой в целом информации - приводит к смене установленных процессов и порядков. Рассматривая текущую социально-экономическую ситуацию, становится очевидным, что назревает спад активности и рынок вынужден искать новые пути развития. Особенно внимание стоит уделить уходу с рынка зарубежных организаций, что влечет за собой возрастающую потребность в замещении иностранных товаров и услуг. Кроме этого, необходимо быстро реагировать на внешние вызовы, что требует особых компетенций от специалистов. В реалиях российского бизнеса мы все чаще слышим о необходимости развития креативных компетенций. Однако, остается неочевидным, что подразумевается под этим понятием, как это развивать и закреплять для дальнейшего использование в работе. Среди работодателей принято считать, что креативные компетенции помогают современному человеку быть более гибким, адаптивным и быстро реагировать на происходящие изменения. Однако, является ли это истиной? Существуют ли ограничения по освоению данных компетенций? В рамках данной статьи будут изучены терминологические определения креативности, проанализированы понятия и сущности креативных компетенций, а также затронем тему осознанного формирования этих компетенций.

Феномен "креативности" прослеживается на протяжении всего существования человечества. Стремление добывать новую информацию, получать опыт и исследовать возможности - одно из основных человеческих свойств. Первое упоминание о природе творчества можно найти в трудах древних философов. В истории философии к субъектам творчества относили Бога (Платон, Гегель, Бердяев и др.); Природу (Эпикур, Спиноза, Бергсон и др.); Человека (Гельвеций, Маркс, Сартр и др.). В настоящее время проблемы творчества рассматриваются в контексте идеи «глобальной креативности» [ссылка]. Все определения "креативности" в целом сводятся к следующему: способность сознания создавать нечто новое, обладающее ценностью. Действительно, креативность способна помочь в переосмыслении существующих предметов, теорий и состояний. Однако, в этом определении существует скрытое противоречие. Создание нового и ценного может удовлетворять потребность у конкретного индивида, но при этом не оказать влияния на другого. В сущности, человеческий мозг способен приду-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

мывать или связывать между собой разные образы и предметы, что в сущности создает нечто уникальное и новое. Возникает закономерный вопрос, можно ли это признать креативностью? Определенно да, однако ценность и применимость в данном случае может быть весьма неочевидной. В связи с этим, предлагаем рассмотреть определение термина «креативность», описанное М. Чиксентмихайи [1]. Автор говорит, что креативность - это сфера взаимодействия человеческой мысли с социокультурным контекстом. Дело в том, что человеческая мысль в данном случае выступает как процесс фактического изменения выбранной домены. В представлении человека, осуществляющего изменения, существует какая-то проблема, несовершенство, но для общества, возможно, этого пока вовсе не существует. Это сразу подтверждает вторую часть данного определения, что мысль должна найти признание в той среде, где она родилась. Можно считать, что если идея не нашла способов закрепиться в социально-культурном контексте, то она не имеет в себе креативности и значимости.

В ключе данного определение креативности, которое мы определили ранее, стоит разобраться непосредственно формирование креативной компетенции. Креативные компетенции обсуждают множество умов современности. Возникновения теорий креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стер-нбергом и Д. Лавертом, в котором они проводят некоторые составляющие интеллекта, которые показывают наличие креативных компетенций [2]:

1) аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

2) синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

3) практические способности - умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).

В предложенных вариантах, авторы фокусируют нас на разных типах мышления, которые в своей совокупности показывают наличие креативности. Делаем вывод, что креативная компетенция заключена в равномерном использовании разных типов мышления, а значит необходимо разработать методику их осознанного развития. А теперь рассмотрим предложенный вариант Т.А. Бары-шева, где креативность - творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания. Тут во главу угла, выходят другие фактору, которые формируют креативные компетенции, в значительной степени речь идет о внутреннем развитии и насмотренности, даже имеет место наличие таланта. Возвращаясь к теме нашего исследования, креативность мы рассматриваем в разрезе профессиональной компетенци, что отправляет нас к более практическому значению креативных ком-

петенций, следовательно второй термин для нас в данном случае будет более эфемерным с точки зрения практического использования. В свою очередь первое определение, может является как первой основной в определении тех самых креативных компетенций.

Для формирования креативных компетенций, кроме понимания сути значения креативности, еще, необходимо, обратиться к значению слова «компетенция». Согласно словарю русского языка [4], компетенция - это круг вопросов, в которых человек осведомлен или круг чьих-то полномочий. Следовательно, компетенция, это уже сформированный профессиональный навык, который помогает обеспечить эффективное выполнение профессиональных задач. Однако, если рассматривать эту трактовку с точки зрения освоения, изучения и приобретения, следует использовать термин «навык», который как раз указывает на умение, приобретённое упражнениями, и созданное привычкой [4]. Следуя утверждению, что креативные компетенции это то, что можно развивать, следует вывод, креативность - это компетенция, которая в свою очередь состоит из системы навыков.

В настоящий момент существует различные наборы навыков, которые раскрываются в понятии креативной компетенции. Более того, множество из них имеет трактовку с учетом специфики работы организации. Рассмотрим описание креативных компетенций, предложенное Автономной некоммерческой организацией «Россия - страна возможностей», где они вводят ряд [5] индикаторов:

- Подвергает сомнению и отклоняется от традиционных схем мышления

- Генерирует необычные идеи

- С готовностью принимает предлагаемые новые подходы

- Реагирует на вызовы инновационными решениями или услугами

- Смело берется за сложные задачи

- Интегрирует и синтезирует традиционные концепции в будущее решение

- Создаёт среду, которая поддерживает творческое мышление, любознательность и эксперименты

- Создает уникальные авторские продукты на базе новых подходов

- Предпочитает вызов традиционному решению

- Чувствует себя уверенно в меняющихся обстоятельствах и при недостатке информации.

- Трансформируем данные индикаторы в навыки:

- Изучения и преобразования информации -фактически культивирование любопытства и интереса, интерес к сущности вещей;

- Анализ и фокусировка - если нет конкретной задачи, то мысли начинают блуждать и путаться, что ведет к расфокусировке и потере ценности;

- Критическое мышление - вычленять важное среди ненужно материала и вещей;

- Адаптивность и переключение - способность изменять внутренние привычки и взгляды, для расширения сознания. Стремление к комплексности;

- Дивергентное мышление - быстрота, гибкость и оригинальность.

Рассматривая приведенные индикаторы, можно увидеть отсылку к определению креативности и его составляющих, данное Р. Стернбергом, фактически необходимо использование тех типов мышления, при этом появляется внешняя и внутренняя мотивация, ответственность и осознанность. И если на развитие разных типов мышления повлиять можно, располагая определенным инструментарием и фокусов, то второе и третье будет базироваться исключительно на потенциале самого человека. Тут как раз возникает взаимосвязь с насмотренностью, открытостью и любопытством. Говоря о последнем, нельзя не привести пример полевого исследования школы бизнеса INSEAD, где было доказано влияние любопытства на креативность. В результате опросов продавцов товаров, была выявлена закономерность, что увеличение любопытства на 1 балл, по их шкале измерений, в целом увеличивает креативность на 34%. Более того, любопытство привело к уменьшению количества конфликтов в рабочих группах и более открытому взаимодействию и производительности труда. Любопытство не только помогает разобраться в новых ситуациях, но и позволяет человеку стать интеллектуальнее. Недавние исследования с использованием функциональных сканеров МРТ, проведенные профессором Чараном Ранга-натхом и другими учеными, показывают, что повышенный интерес к какому-либо вопросу увеличивает потенциал мозга для поисков ответа. Проявление любознательности вызывает повышение активности в областях мозга, ответственных за выработку дофамина - нейромедиатора, управляющего чувством удовольствия и удовлетворения. В частности, такое повышение происходит, когда вы предугадываете ответ. Исследователи также зарегистрировали повышение активности в гиппокампе - области мозга, которая, как считается, играет важную роль в сохранении воспоми-наний.[6] Отсюда следует несколько выводов, любопытство является навыком и второе, мы можем развивать свои навыки и превращать их в компетенции, зная особенности нашего мозга.

До середины XX века, ученые были уверены, что наш мозг сложный структурированный механизм, который действует по определенным правилам. Доказательство этому ученые отражали в своих работах и категорически отказывались думать о возможностях пластичности мозга. Фактор «постоянства» мозга, говорил о том, человек не способен изменить свой набор компетенций и будет себя вести по сформированному типу поведения. [7]

В начале 1970-х годов было сделано несколько важных открытий, которые подвергли сомнению данную теорию. Фактически, появились до-

казательства того, что мозг изменяется с каждым совершенным нами действием, преобразую свою структуру так, чтобы мы быстрее и эффективнее решали поставленные задачи. Важны открытием того периода стал и тот факт, что наше мышление, обучение и активные действия способны активировать или дезактивировать внутренние гены.

Майкл Мерцених - почетный профессор нейро-биологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, [7] полагает что при использовании соответствующих законов, управляющих пластичностью мозга, можно совершенствовать свои умственные способности, что позволяет нам познавать и воспринимать информацию с большой точностью, скоростью и степенью запоминания. Более того, в результате исследований Мерцених и его команда смогли доказать, что мозг взрослого человека сохраняет свою пластичность и способен к изменениям [3].

Несмотря на это, у мозга существуют критические периоды, когда он особенно пластичен. Именно в этот момент времени клетки мозга наиболее восприимчивы к внешнему опыту и формируют определенную базу информации и последующего развития. Условно, авторы (Брушлинский А.В., Ермолаев Ю.А., и другие) выделяют несколько важных периодов от 0 до 3 лет, 5-7 лет, 12-16 лет и 18-20 лет. Все эти циклы неразрывно связывают с особым психологическим состоянием человека в этот период, что в свою очередь связано с активацией «восприимчивости».

Однако, как мы говорили выше, это не означает, что сформировать навыки в более зрелом возрасте невозможно. Согласно наблюдениям, существует определенный риск, что в процессе формирования новых навыков, будет влиять предшествующий опыт и пытаться возвращать нас к «проверенной» траекторий, тем не менее, с учетом полученных навыков. Это хорошо демонстрируется на занятиях во взрослых группах, которым предлагают изучить новый путь и применять его в своей работе.

Креативность имеет достаточно объемное определение и может трактоваться по-разному. Связано это с тем, что понятие имеет множество граней, которые показывают разносторонность этого феномена. Однако, очевидно, что креативность самый большой двигатель прогресса. В текущей мировой ситуации, а в частности на территории Российской Федерации именно инновационные идеи способны сменить векторы существующих социально-экономический направлений и вывести их на принципиально новый уровень. Появление потребности у организаций в командах обладающих креативными компетенциями, как следствие глобальных изменений.

Прежде чем развивать креативные компетенции, необходимо понять, что их формирует. Именно поэтому, мы начали рассматривать навыки, которые лежат в основе креативных компетенций. Однако, это не финальный список навыков, ведь формирование релевантного списка требует до-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

полнительных исследований, в том числе с учетом некоторых специфик существующих организаций. Очевидно, что креативные компетенции лежат в основе нескольких типов мышления, которые в свою очередь в синергии дадут правильный результат. Не стоит забывать и про внешние факторы стимуляции креативности, в которые входит мотивация, любопытство и определенная доля свободы мысли и насмотренность. При правильно выстроенной модели обучения, можно эффективно сформировать креативные компетенции в любом возрасте.

Несмотря на вышесказанное, не стоит забывать про критические стадии развития мозга у человека, которые обеспечивают наиболее быстрое и всестороннее развитие человека. При раскладывании на понятные шаги освоения и правильно выбранном периоде, навыки, которые можно приобрести путем выполнения определенных упражнений, создадут новые нейронные связи в мозгу человека, что обеспечит устойчивые и осознанные креативные компетенции.

Литература

1. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / Михай Чиксентмихайи. - М.: Карьера Пресс, 2015. - 528с.

2. Интеллект успеха / Роберт Стернберг. - Оформление. ООО «Попурри», 2015 - https://www.mlit. me/books/intellekt-uspeha-read-409720-l.html

3. Макарушина Е.Н. ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-3. - С. 498501

4. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Но-ринт, 1998.

5. Креативные компетенции: https://rsv.ru/other-skills/5/

6. https://rbc-grp.solutions/lyubopytstvo-vazhnejshij-navyk/

7. Пластичность мозга: потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга / Норман Дойдж. - Москва: Эксмо, 2021. - 576с.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF CREATIVITY COMPETENCIES

Slepak E.V.

Plekhanov Russian University of Economics

In today's reality, with foreign companies "out of the game", the Russian market needs effective and proactive professionals who have in-demand skills and competencies, in particular - creative ones. Is it possible for anyone to develop and nurture creative skills or is it an innate, unique, individual skill? In this article we will look at the concept of "creative competences" and clarify what set of skills is included in this concept, and what role brain plasticity plays in the development of creativity. We will also look into the possibility of developing creative competences intentionally; we will examine their influence on professional tasks; and we will examine how the development of creative competences can benefit Russian business.

Keywords: employment, competence, creativity, plasticity, brain, business, specialist, education, creativity, thinking.

References

1. Creativity. The Flow and Psychology of Discovery and Invention / Mihai Chiksentmihaii. - Moscow: Career Press, 2015. -528с.

2. The intelligence of success / Robert Sternberg. - Design. Popurri LLC, 2015 - https://www.rulit.me/books/intellekt-uspeha-read-409720-1.html

3. Makarushina E.N. Phenomenon of CREATIVITY AND CREATIVITY IN MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION // Fundamental Researches. - 2011. - № 12-3. - С. 498-501

4. Large explanatory dictionary of Russian language. Ed. by S.A. Kuznetsov. First edition: SPb: Norint, 1998.

5. Creative Competences: https://rsv.ru/other-skills/5/

6. https://rbc-grp.solutions/lyubopytstvo-vazhnejshij-navyk/

7. Brain plasticity: startling facts about how thoughts can change brain structure and function / Norman Doidge. - Moscow: Eksmo, 2021. - 576с.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.