Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
687
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРИЮТ / УЧЕТ БЕЗДОМНЫХ / «НОЧЛЕЖКА» / « СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ» / DIGITALIZATION / SHELTER THE HOMELESS / NIGHT SHELTER / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карлова Е.Н., Талынёв В.Е.

В статье рассматривается причинно-следственная связь возможностей и ограничения использования цифровых технологий особой категорией граждан- «военнослужащими» в условиях цифровой трансформации общества, силовых структур. Представлена попытка определения баланса между возможностями и негативными последствиями цифровизации Министерства обороны РФ в рамках обеспечения внутренней защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В статье также анализируются возможности активности военнослужащих в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook, применения цифровых технологий российскими военнослужащими в существующем правовом поле и социальные последствия тех ограничений, которые в последнее время накладываются на их использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карлова Е.Н., Талынёв В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF DIGITALTECHNOLOGIES BY MILITARY PERSONNEL IN THE CONTEXTOF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

The article analyzes the causal relationship between the possibilities and limitations of using digital technologies by a special category of citizens - “military The analysis of the balance between opportunities and negative consequences of digitalization of the Ministry of defense of the Russian Federation within the framework of providing internal protected information and telecommunications infrastructure is presented. The article also analyzes the possibilities of military activity in the social networks “Odnoklassniki”, “Vkontakte”, and “Facebook”, the use of digital technologies by Russian military personnel in the existing legal field, and the social consequences of the restrictions that have recently been imposed on their use.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 355/359-5/-9

Е. Н. Карлова, В. Е. Талынёв

Карлова Е. Н., кандидат социологических наук, доцент;

старший научный сотрудник Военно-воздушной академии

им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина; e-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru

Талынёв В. Е., доктор социологических наук, доцент; профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского института МВД России; e-mail: v.talynyov@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается причинно-следственная связь возможностей и ограничения использования цифровых технологий особой категорией граждан-«военнослужащими» в условиях цифровой трансформации общества, силовых структур. Представлена попытка определения баланса между возможностями и негативными последствиями цифровизации Министерства обороны РФ в рамках обеспечения внутренней защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В статье также анализируются возможности активности военнослужащих в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook, применения цифровых технологий российскими военнослужащими в существующем правовом поле и социальные последствия тех ограничений, которые в последнее время накладываются на их использование.

Ключевые слова: цифровизация; приют; учет бездомных; «Ночлежка»; «социальная помощь».

E. N. Karlova, V. E. Talynyov

Karlova E. N., PhD (Sociology), Assoc. Prof., Senior Researcher

at the Air Force Academy named after N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin;

e-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru

Talynyov V. E., Doctor of Sociology (Dr. habil), Prof.,

Prof. at the Department of Humanities and Social Sciences,

Voronezh Institute of the Russian Interior Ministry; e-mail: v.talynyov@yandex.ru

OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES BY MILITARY PERSONNEL IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

The article analyzes the causal relationship between the possibilities and limitations of using digital technologies by a special category of citizens - "military

personnel" in the conditions of digital transformation of society and power structures. The analysis of the balance between opportunities and negative consequences of digitalization of the Ministry of defense of the Russian Federation within the framework of providing internal protected information and telecommunications infrastructure is presented. The article also analyzes the possibilities of military activity in the social networks "Odnoklassniki", "Vkontakte", and "Facebook", the use of digital technologies by Russian military personnel in the existing legal field, and the social consequences of the restrictions that have recently been imposed on their use.

Key words: digitalization, shelter the homeless, night shelter, social assistance.

Введение

Интернет-технологии открыли цифровую эпоху в экономике, образовании, социальной коммуникации и других сферах жизни общества, предоставляя возможности удовлетворения различных жизненных потребностей. Вместе с тем в последние годы прогрессирует тренд усиления киберскептицизма, возникшего как ответ на различные угрозы, начиная от детской психики и заканчивая национальной безопасностью [Асочаков 2015].

Постановка проблемы

Военная организация адаптируется к цифровой трансформации общества, испытывая на себе ее положительный модернизационный потенциал и негативные последствия. Новые технологии внедряются в практику военного управления [Михайловский 2016], военную медицину [Крайнюков, Столяр 2019], производство новых высокотехнологичных систем и комплексов вооружения, военной и специальной техники [Чаднов и др. 2017], обладают педагогическим потенциалом [Алехин, Тренин 2018], служат инструментом военно-профессиональной ориентации привлечения молодежи в военную профессию [Yeung, Gifford 2011]. В то же время использование личных цифровых устройств и подключение к Интернету увеличивает вероятность кибератак на военные объекты [Ромашкина 2019]; доступность личных данных в Интернете ставит под угрозу военные миссии и безопасность военнослужащих [Solomon 2017]; неэтичное поведение личного состава негативно отражается на имидже армии [Stern, Shalom 2019]; идеологический плюрализм интернет-пространства создает угрозу подрыва морально-психологического состояния военнослужащих, вовлечения их в деструктивную политическую активность.

В попытке найти баланс между возможностями и негативными последствиями цифровизации Министерство обороны РФ создает внутреннюю защищенную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и ограничивает доступ военнослужащих к глобальному Интернету и использованию личных цифровых устройств. В результате военная организация сталкивается с рядом вызовов: цифровым не равенством военнослужащих как социально-профессиональной группы и несоответствием между уровнем развития электронной инфраструктуры воинских частей и потребностями вооруженных сил в использовании цифровых технологий. Отдельного внимания заслуживает система военного образования, в которой в специфических условиях развивается электронная информационно-образовательная среда, а курсанты, с рождения включенные в процессы цифровизации, вынуждены адаптироваться к жизни «офлайн».

На основе собственного эмпирического исследования изучена структура пользовательской активности офицеров и курсантов, самооценка уровня владения цифровыми компетенциями, восприятие их ценности для служебной деятельности, отношение к запретам и ограничениям в использовании цифровых технологий.

Социальные последствия ограничения использования цифровых технологий в вооруженных силах

Экспоненциальный рост объема электронных данных и взаимосвязей между людьми и организациями сопровождается увеличением угроз безопасности, имеющими критическое значение для обороноспособности государства. Одним из направлений противостояния этому вызову становится введение административных и технических запретительных мер. В российском законодательстве появляется всё больше нормативно-правовых ограничений в использовании цифровых технологий во время исполнения служебных обязанностей и интернет-активности военнослужащих. Например, Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденная приказом Министра обороны от 4 апреля 2017 г. № 170, запрещает пользоваться личными средствами вычислительной техники любыми USB-устройствами для обработки служебной информации, работать со служебным и документами дома. В 2019 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», запрещающие при

исполнении обязанностей военной службы иметь при себе электронные гаджеты с выходом в Интернет, геолокацией, технологиями беспроводной передачи данных. Изменения касаются также активности военнослужащих в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и другими похожими ресурсами: идентификация себя с вооруженными силами распространение информации о своей деятельности, связанной с исполнением обязанностей военной службы, становятся грубыми дисциплинарными проступками. Согласно закону, военнослужащие не могут публиковать в социальных медиа фотографии в военной форме, освещать повседневные аспекты военной службы, оставлять комментарии и выражать свое мнение по военно-профессиональным вопросам.

Социальные медиа, мессенджеры и другие формы электронной коммуникации в условиях цифровой трансформации общества создают новые формы социальных связей, условия для самоорганизации, неформального общения и взаимодействия военнослужащих как альтернативу бюрократической военной иерархии и официальной коммуникации. Исследование А. С. Бородулиной показывает также большую роль мессенджеров в практиках жизнеобеспечения обособленных воинских частей (военных городков) в условиях территориальной изоляции и товарного дефицита [Бородулина 2018]. Ограничение электронных форм коммуникации снижает военно-политические риски, но вместе с тем лишает вооруженные силы потенциальных возможностей воспитательной работы, развития человеческого потенциала военнослужащих, создания атмосферы доверия между военной организацией и ее членами.

Запретительные меры восстанавливают четкую границу между служебной и частной сферами жизни, временно стертую интернет-технологиями. Возникает ситуация значительного цифрового разрыва между военной организацией и обществом.

Особенно чувствительны к ограничениям в сфере коммуникаций компоненты военной организации, находящиеся в тесном взаимодействии с гражданскими структурами. По определению В. Ф. Бондаренко, эти компоненты выполняют вспомогательные функции, направленные на решение задач внутри организационного развития, связанные с обеспечением, воспитанием, обучением, культурным обслуживанием, социальной защитой военнослужащих и членов их семей и т. д. [Бонда-ренко 2002]. Так, военные образовательные организации в соответствии

с ФГОС3 должны иметь информационно-образовательную среду, но ведомственные требования определяют свой порядок ее создания и использования, сужающий внешние информационно-образовательные связи - электронное взаимодействие. Несмотря на пристальное внимание военного руководства к информатизации военного образования, исследователи указывают на неукомплектованность средствами вычислительной техники субъектов учебного процесса военных вузов, низкий темп обновления парка вычислительной техники, программных продуктов [Зибров, Скибо 2018], недоступность интернет-ресурсов для преподавателей и курсантов большую часть учебного времен и [Дармокрик, Малюков 2018], дефицит компетентных специалистов по эксплуатации программно-аппаратных средств и систем [Белошицкий, Мещеряков, Фалилеев 2015]. Даже при условии решения этих проблем цифровизация военного образования будет развиваться в направлении создания собственных защищенных каналов связи баз данных, без интеграции в глобальный Интернет.

К положительным последствиям цифрового неравенства военнослужащих, в частности, обучающихся в военных образовательных организациях, можно отнести ликвидацию (или минимизацию) рисков, с которыми сталкиваются гражданский сектор образования в связи с применением цифровых технологий, таких как замена личного общения виртуальным, поверхностность знаний, снижение авторитета старшего поколения, клиповость мышления [Петрунева 2019], вытеснение фундаментальных педагогических ценностей и смыслов образования, установление тотального контроля за образовательным поведением человека [Колесникова 2019]. Сохранение преимущественно традиционных форм образовательной деятельности запреты на использование цифровых технологий способствуют герметизации социокультурной среды военных вузов, в которой формируются ценности патриотизма, коллективизма и единоначалия, навыки самостоятельного решения задач без обращения к электронным информационным ресурсам.

Обобщая социальные последствия применения цифровых технологий в вооруженных силах, можно сделать вывод о необходимости соблюдения баланса между использованием возможностей современных информационных технологий в служебной и вне служебной сферах и защитой от угроз, которые несут в себе данные технологии. Для военной сферы критически важным становится также разграничение практики

применения относительно безопасных компьютерных технологий (без подключения к Интернету) и трудно поддающейся контролю интернет-активности военнослужащих. В таблице 1 отражены возможности и угрозы использования компьютерных и интернет-технологий военнослужащими в служебной и внеслужебной сферах.

Таблица 1

Возможности и угрозы использования компьютерных и интернет-технологий военнослужащими в служебной и внеслужебной сферах

Компьютерные технологии Интернет-технологии

Служебная Внеслужебная Служебная Внеслужебная

сфера сфера сфера сфера

Обработка инфор- Самообразование; Дистанционное Пользование

мации в офисных развлечения образование; государственными

приложениях; и творчество служебная пере- и коммерческими

математические писка; услугами;

к расчеты; использование образование,

н о компьютерное библиотечных общение в социа-

о К моделирование; и образователь- льных сетях;

й о работа со ных ресурсов; развлечения

специальными поиск и творчество

о т цифровыми информации;

устройствами военно-политическая работа; военно-профессиональная ориентация

Халатное или Развитие психоло- Халатное или Негативное

противо прав- гической зависи- противоправное информационно-

ное поведение мости от компью- поведение при об- психологического

при обращении терных игр и т. д., ращении с инфор- воздействие на

с информацией неправильное мацией ограни- сознание военно-

я ограниченного по обращение со ченного доступа служащих

СП О средствам и анти- средствами анти- и со средствами и членов их

Л и > вирусной защиты вирусной защиты антивирусной за- семей; нарушение

щиты, неэтичное поведение, вовлечение в политическую активность неприкосновенности частной жизни, семейной тайны, нанесение ущерба имиджу ВС РФ

Цифровые технологии в повседневной деятельности военнослужащих

Сцелью эмпирического изучения интенсивности и структуры пользовательской активности военнослужащих, их отношения к запретам и ограничениям в использовании цифровых технологий, запроса на развитие умений и навыков в сфере цифровых технологий, было проведено социологическое исследование, эмпирическую базу которого составили результаты проведенного в 2019 г. Опроса курсантов ВУНЦВВС «Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж) ^ = 375) и военнослужащих, прибывших на курсы переподготовки повышения квалификации из воинских частей Западного, Центрального, Южного, Восточного военных округов и Северного флота ^=352).

Исследование показало низкую пользовательскую активность респондентов. 46 % офицеров и 61 % курсантов проводят менее одного часа за компьютером в будний день, пользуются Интернетом менее часа - 47 % и 78 % соответственно. Больше времени перед экраном проводят офицеры, занятые в сферах науки и образования (44 % пользуются компьютером более пяти часов ежедневно), а также обеспечения повседневной деятельности (30 % пользуются компьютером более пяти часов ежедневно). Меньше всего компьютер необходим специалистам, обслуживающим и эксплуатирующим военную технику.

Высокая пользовательская активность обычно характерна для молодого поколения, однако, как видно из рисунка 1, молодые офицеры проводят за компьютером меньше времени, чем представители более старших возрастных групп, их рабочие места реже оборудованы вычислительной техникой.

Вероятно, это связано с особенностям вертикальной профессиональной мобильности в военной организации, коррелирующей с выслугой лет, когда престижным интеллектуальным и управленческим трудом, в котором задействуются компьютерные технологии, занимаются офицеры старших возрастных групп.

В выходные дни продолжительность пользования компьютером снижается, только10 % офицеров и 6 % курсантов тратят более трех часов на работу за компьютером. Интенсивность пользования респондентами Интернетом в выходные и будние дни почти не отличается.

Рис. 1. Особенности пользовательской активности офицеров разных возрастов (в % от числа опрошенных)

Сопоставление результатов опроса с данными российских исследователей подтверждает цифровое неравенство социально-профессиональной группы военнослужащих в российском обществе. Поданным ВЦИОМ в 2019 г 50 % россиян возрастных категорий от 25 до 60 лет пользовались Интернетом менее четырех часов ежедневно [Жизнь без Интернета URL]. Аналогичный показатель у офицеров -84 %. Еще более впечатляющий цифровой разрыв наблюдается между курсантами и студентами: по данным исследования Р. М. Петруневой только 12 % студентов пользуются компьютерными устройствами менее двух часов в день, при этом большинство опрошенных студентов успевают пользоваться мобильными устройствами на учебных занятиях в университете [Петрунева Р., Васильева, Петрунева Ю. 2019]. Наше исследование показало, что 93 % курсантов пользуются интернет-ресурсами менее двух часов в день, а использование мобильных цифровых устройств на учебных занятиях строго запрещено. В условиях отсутствия мобильного Интернета, половина курсантов регулярно пользуется ресурсами электронно-библиотечной системы, и всего 15 % регулярно посещают интернет-классы.

Несмотря на ограниченные возможности доступа военнослужащих к цифровым технологиям, владение цифровыми компетенциями воспринимается респондентами как важная часть профессионализма. Всего 11 % офицеров и 7 % курсантов считают, что их работа нетребует или не будет требовать знаний компьютерных технологий. К базовым цифровым компетенциям, которые востребованы 80 % курсантов и офицеров, можно отнести навыки работы с пакетом офисног опро-граммного обеспечения Microsoft Office. Среди опрошенных военнослужащих полезными считаются также навыки работы с графическими редакторами и другими программными средствами для визуализации, моделирования, анимации т. д., умение установить операционную систему и программное обеспечение, навыки работы с антивирусными программами. Запрос на развитие умений и навыков в сфере цифровых технологий у респондентов превышает уровень самооценки их реального развития, большинство опрошенных хотели бы повысить свою грамотность в использовании возможностей современных технологий.

Интернет-ресурсы используются офицерами в основном для чтения новостных лент и оплаты различных услуг. Как видно из рисунка 2, распространены также практики поиска развлекательного контента (кино, музыки, идео и т. д.), пользования государственными услугами, электронной почтой и мессенджерами. Большинство опрошенных офицеров редко или никогда не посещали образовательные интернет-порталы, электронные библиотеки научные базы данных, крайне редко занимались поиском информации в Интернете для выполнения служебных задач. Вместе с тем каждый второй офицер хотел бы улучшить свои навыки пользования образовательными порталами и электронными библиотеками, что свидетельствует об определенном потенциале развития системы непрерывного образования и самообразования военнослужащих.

Структура потребления интернет-ресурсов курсантами отличается от офицерской практики. Молодое поколение военнослужащих чаще использует Интернет в образовательных целях, приобретает товары, просматривает развлекательное видео и слушает музыку. Курсанты меньше интересуются новостями в Интернете и реже общаются с помощью электронной почты и мессенджеров. Офицеры и курсанты практически не занимаются созданием собственного интернет-контента, разработкой сайтов, программ и приложений, не играют в компьютерные игры.

Из разных областей интернет-технологий респонденты больше всего нуждаются в совершенствовании навыков использования антивирусных программ и защиты личных данных, хранящихся в Интернете, 63 % офицеров и 78 % курсантов хотели бы улучшить свои навыки в области информационной безопасности. При этом только 60 % офицеров регулярно обновляют антивирусные программы, 37 % меняют пароли от электронной почты и банковских приложений, каждый второй использует разные и сложные пароли для разных сайтов, каждый пятый использует программы родительского контроля активности детей в Интернете. Курсанты более ответственно подходят к интернет-безопасности, каждый второй регулярно меняет пароли использует уникальные и надежные пароли для разных интернет-ресурсов.

Поиск информации для выполнения служебных задач ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Рис. 2. Структура использования возможностей интернет-ресурсов курсантами и офицерами (в % от числа опрошенных, представлены ответы тех респондентов, кто использует предложенные возможности часто)

Курсанты в целом проявляют большую уверенность в использовании компьютера и других цифровых устройств, в разрешении технических проблем, стараются быть в курсе технологических новинок и трендов. За новостями высоких технологий следят 58 % курсантов и только 22 % офицеров, выражают готовность самостоятельно разобраться в том, как использовать цифровое устройство, которым раньше не пользовались 68 % курсантов и 48 % офицеров. Молодые офицеры (до 29 лет) несколько чаще по сравнению со старшими интересуются цифровыми новинками и выражают готовность освоить новую технику.

Запреты и ограничения в использовании цифровых технологий многие курсанты расценивают как ситуацию депривации. Больше всего курсантам не хватает доступа в служебное время к Интернету на мобильном устройстве и возможности работать с несекретными файлами дома - 43 % курсантов отмечают высокую потребность в данных ресурсах. Доступ к Интернету курсанты могут получить только в специальных классах с лимитированным числом посадочных мест, почти 40 % опрошенных отмечают дефицит времени работы с интернет-ресурсами на служебном компьютере. Каждый третий курсант ощущает также дефицит общения в социальных сетях и мес-сенджерах, причем этот показатель немного снижается от первого курса к пятому.

Отношение о фицеров к запретам в области цифровых технологий значительно терпимее, они в двое реже курсантов выражают недовольство политикой ограничений. Тем не менее наиболее чувствительным для них является лишение доступа к Интернету в служебное время -каждому четвертому офицеру не хватает выхода в глобальный Интернет с мобильного устройства или служебного компьютера. Запреты на использование мессенджеров и личной электронной почты, имеющих очевидное преимущество в скорости передачи данных перед официальной перепиской через делопроизводство, может также отразиться на качестве выполнения повседневных задач. Интересно, что чаще отмечают дефицит того или иного информационного ресурса категории офицеров, у которых нет необходимости в постоянном использовании компьютера - занимающиеся административной, управленческой работой и обслуживанием и эксплуатацией военной техники.

Заключение

Возможности применения цифровых технологий российскими военнослужащими в настоящее время ограничены служебными устройствами, не всегда отвечающими современным стандартам и потребностям в оперативной обработке и передаче информации. Включаясь в цифровую трансформацию, военное ведомство создает внутренние защищенные каналы коммуникации и информационно-образовательную среду в вузах, отвечающие строгим требованиям безопасности.

Социальными последствиями такой политики запрета в цифровой сфере стали деиндивидуализация военнослужащих в социальных

медиа, лишение их возможности публичной рефлексии опыта военной службы и объединения в виртуальные социальные сети по профессиональному признаку. Обмен несекретной информацией через личную электронную почту, мессенджеры и другие личные электронные средства связи также могут осложнить процессы внутренней и внешней коммуникации. Судя по результатам нашего исследования, офицеры в целом не воспринимают эти последствия как ситуацию депривации. Их пользовательская активность находится на низком уровне даже во внеслужебное время, когда есть доступ к гаджетам. Тем не менее владение некоторыми цифровыми компетенциями респонденты относят к важной составляющей профессионализма, каждый офицер должен как минимум обладать навыками работы с пакетом офисного программного обеспечения и программами антивирусной защиты.

Наиболее чувствительны к ограничениям использования цифровых технологий оказались курсанты военных вузов, испытывающие большую потребность в доступе к компьютерной технике и интернет-ресурсам в образовательных целях. Условия распорядка дня и почти круглосуточное пребывание в воинской части практически полностью лишают курсантов возможности использования личных цифровых устройств. Дефицит свободы всегда был характерной чертой условий освоения военной профессии, в цифровую эпоху он дополняется дефицитом онлайн-активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алехин И. А., Тренин И. В. Воспитание и обучение в военном вузе с помощью ресурсов информационно-образовательной среды // Мир образования -образование в мире. 2018. № 3. С. 152-163. Асочаков Ю. В. «Цифровая либерализация», «цифровое неравенство» и киберскептицизм // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Вып. 2. Сер. 12. С. 93-99. Белошицкий А. В., Мещеряков Д. В., Фалилеев В. Ю. Информационно-образовательная среда военного вуза, методологические аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 284-286. Бондаренко В. Ф. Специализация и диверсификация внутри военной организации // Социологические исследования. 2002. № 12. С. 73-76. Бородулина А. С. «Поворот к мессенджерам»: кейс Сахалинской области // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 156-172. DOI: 10.14515/топкопп^2018.1.09.

Дармокрик Г. П., Малюков В. А. Принципы создания единой информационно-образовательной среды военного вуза // Наука сегодня: история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Вологда, 31 октября 2018 г. : в 2 ч. Вологда : Маркер, 2018. Ч. 2. С. 54-57.

Жизнь без Интернета: рай или апокалипсис? URL : wciom.ru/index. php?id=236&uid=9681 (дата обращения: 21.01.20).

Зибров Г. В., Скибо Т. Ю. Анализ качества информатизации образовательной среды военного вуза // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 5. С. 141-153.

Колесникова И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 67-82. DOI: doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.

Крайнюков П. Е., Столяр В. П. Военная медицина и цифровые технологии: теория, практика, проблемы и перспективы // Военно-медицинский журнал. 2019. № 6. С. 9-19.

Михайловский А. Б. Компьютерные формы обучения должностных лиц Национального центра управления обороной Российской Федерации // Военная мысль. 2016. № 5. С. 57-62.

Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 47-55. DOI: doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55.

Ромашкина Н. П. Глобальные военно-политические проблемы международной информационной безопасности: тенденции, угрозы, перспективы // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 1. С. 2-9.

Чаднов А. П., Гель В. Э., Гудков М. А. Военные сетевые цифровые технологии ВС РФ нового облика и эпоха цифровой экономики России // Информация и космос. 2017. № 3. С. 89-93.

Solomon S. E. Social media, the fastest growing vulnerability to the Air Force mission. Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, Air Force Research Institute Publ., 2017. 38p. URL: media.defence.gov/2017/ May/11/2001745610/-1/-1/-/CPP_0006_S0L0M0N_S0CIAL_MEDIA.PDF (дата обращения: 01.08.2019).

Stern N., Shalom U. B. Confessions and Tweets: Social Media and Everyday Experience in the Israel Defense Forces // Armed Forces & Society. 2019. URL: doi.org/10.1177/0095327X19859304

Yeung D., Gifford B. Potential Recruits Seek Information Online for Military Enlistment Decision Making: A Research Note. // Armed Forces & Society. 2011. № 37(3). P. 534-549. URL: doi.org/10.1177/0095327X10366104. DOI: 10/21681/ 2311-3456-2019-1-2-9.

REFERENCES

Alehin I.A., Trenin I. V. Vospitanie i obuchenie v voennom vuze s pomoshh'ju resursov informacionno-obrazovatel'noj sredy // Mir obrazovanija - obrazo-vanie v mire. 2018. № 3. S. 152-163.

Asochakov Ju. V. «Cifrovaja liberalizacija», «cifrovoe neravenstvo» i kiber-skepticizm // Vestnik Sankt-Peteiburgskogo universiteta. 2015. Vyp. 2. Ser. 12. S. 93-99.

Beloshickij A. V., Meshherjakov D. V., Falileev V. Ju. Informacionno-obrazo-vatel'naja sreda voennogo vuza, metodologicheskie aspekty // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2015. № 12. S. 284-286.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bondarenko V. F. Specializacija i diversifikacija vnutri voennoj organizacii // So-ciologicheskie issledovanija. 2002. № 12. S. 73-76.

Borodulina A. S. «Povorot k messendzheram»: kejs Sahalinskoj oblasti // Monitoring obshhestvennogo mnenija: Jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2018. № 1. S. 156-172. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.09.

Darmokrik G. P., Maljukov V. A. Principy sozdanija edinoj informacionno-obrazovatel'noj sredy voennogo vuza // Nauka segodnja: istorija i sovremen-nost': materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Vologda, 31 oktjabrja 2018 g. : v 2 ch. Vologda : Marker, 2018. Ch. 2. S. 54-57.

Zhizn' bez Interneta: raj ili apokalipsis? URL : wciom.ru/index. php?id=236&uid=9681 (data obrashhenija: 21.01.20).

Zibrov G. V., Skibo T. Ju. Analiz kachestva informatizacii obrazovatel'noj sredy voennogo vuza // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teorija i praktika. 2018. № 5. S. 141-153.

Kolesnikova I.A. Postpedagogicheskij sindrom jepohi cifromodernizma // Vy-sshee obrazovanie v Rossii. 2019. T. 28. № 8-9. S. 67-82. DOI: doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82

Krajnjukov P. E., Stoljar V. P. Voennaja medicina i cifrovye tehnologii: teorija, praktika, problemy i perspektivy // «Voenno-medicinskij zhurnal». 2019. № 6. S. 9-19.

Mihajlovskij A.B. Komp'juternye formy obuchenija dolzhnostnyh lic Nacional'nogo centra upravlenija oboronoj Rossijskoj Federacii // Voennaja mysl'. 2016. № 5. S. 57-62.

Petruneva R.M., Vasil'eva V. D., Petruneva Ju. V. Cifrovoe studenchestvo: mify i real'nost' // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. T. 28. № 11. S. 47-55. DOI : doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55.

Romashkina N. P. Global'nye voenno-politicheskie problemy mezhdunarodnoj in-formacionnoj bezopasnosti: tendencii, ugrozy, perspektivy // Voprosy kiberb-ezopasnosti. 2019. № 1. S. 2-9.

ChadnovA. P., Gel' V. Je., GudkovM. A. Voennye setevye cifrovye tehnologii VS RF novogo oblika i jepoha cifrovoj jekonomiki Rossii // Informacija i kosmos. 2017. № 3. S. 89-93.

Solomon S. E. Social media, the fastest growing vulnerability to the Air Force mission. Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, Air Force Research Institute Publ., 2017. 38p. URL: media.defence.gov/2017/ May/11/2001745610/-1/-1/-/CPP_0006_SOLOMON_SOCIAL_MEDIA. PDF (data obrashhenija: 01.08.2019). Stern N., Shalom U. B. Confessions and Tweets: Social Media and Everyday Experience in the Israel Defense Forces // Armed Forces & Society. 2019. URL: doi.org/10.1177/0095327X19859304 Yeung D., Gifford B. Potential Recruits Seek Information Online for Military Enlistment Decision Making: A Research Note. // Armed Forces & Society. 2011. № 37(3). P. 534-549. URL: doi.org/10.1177/0095327X10366104. DOI: 10/21681/ 2311-3456-2019-1-2-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.