Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ САМОЗАНЯТОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ САМОЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / НАЛОГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОБЛЮДЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреенко Анна Павловна, Измайлова Мария Олеговна

Сфера самозанятости в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем теневой занятости. Специальный режим налогообложения призван помочь самозанятым осуществлять деятельность легально. При этом необходимо учитывать особенности налогового поведения населения и его налоговую культуру. Целью статьи является исследование налоговой культуры, факторов, оказывающих влияние на ее проявления в поведении налогоплательщиков, а также выявление особенностей налоговой культуры в сфере самозанятости. Информационную базу статьи составили нормативные документы, регулирующие деятельность самозанятых, статистические данные о количестве, структуре и динамике самозанятости в Российской Федерации и других странах, данные социологических опросов самозанятых. Основное различие в подходах к трактовке налоговой культуры связано с определением ее субъектов-носителей, поэтому роль субъективных факторов в поведении налогоплательщиков зачастую преувеличивается. Сделан вывод, что рассматривать вопрос налоговой культуры самозанятых необходимо не только с точки зрения их менталитета, а прежде всего с точки зрения внешних условий их деятельности. Низкие и нерегулярные доходы, отсутствие социальных гарантий и финансовой поддержки приводят к формированию налоговой культуры самозанятых в условиях «выживания». В связи с этим действия по повышению налоговой культуры путем воздействия на внутренние факторы малоэффективны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR TAX CULTURE FORMATION OF SELF-EMPLOYED

Self-employment in Russia characterized by a high level of shadow employment. The special tax regime was designed to carry out this activity from shadow. In this case, it is necessary to take into account the peculiarities of the taxpayer’s behavior and their tax culture. The purpose of the article is to study the tax culture, factors influencing its demonstration in the taxpayer’s behavior, as well as to identify the features of tax culture in the field of self-employment. The information base of the article composed documents regulating the activities of self-employed, statistical data on the quantity, structure and dynamics of self-employment in the Russia and other countries, sociological surveys of self-employed. The main difference in the interpretation of tax culture is associated with the definition of its subjects. Therefore, the role of subjective factors in the taxpayer’s behavior is often overestimated. It is concluded that it is necessary to consider the issue of the tax culture of the self-employed not only from the point of view of their mentality, but first of all from the point of view of the external conditions of their activity. Low and irregular incomes, lack of social guarantees and financial support lead to the formation of the self-employed tax culture in the conditions of «survival». In this regard, actions to improve the tax culture by influencing internal factors are ineffective.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ САМОЗАНЯТОСТИ»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА FINANCIAL, TAXATION AND MONETARY POLICY

УДК 336.025

DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(1).5-15

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ САМОЗАНЯТОСТИ

А.П. Киреенко, М.О. Измайлова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 15 января 2021 г.

Дата принятия к печати 2 марта 2021 г.

Дата онлайн-размещения 31 марта 2021 г.

Ключевые слова

Самозанятые; налоговая культура; налоговое поведение; соблюдение налогового законодательства; налогообложение

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-010-00365А «Теневая экономика и ее отраслевые особенности как фактор, сдерживающий технологическое развитие»

Аннотация

Сфера самозанятости в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем теневой занятости. Специальный режим налогообложения призван помочь самозанятым осуществлять деятельность легально. При этом необходимо учитывать особенности налогового поведения населения и его налоговую культуру. Целью статьи является исследование налоговой культуры, факторов, оказывающих влияние на ее проявления в поведении налогоплательщиков, а также выявление особенностей налоговой культуры в сфере самозанятости. Информационную базу статьи составили нормативные документы, регулирующие деятельность самозанятых, статистические данные о количестве, структуре и динамике самозанятости в Российской Федерации и других странах, данные социологических опросов самозанятых. Основное различие в подходах к трактовке налоговой культуры связано с определением ее субъектов-носителей, поэтому роль субъективных факторов в поведении налогоплательщиков зачастую преувеличивается. Сделан вывод, что рассматривать вопрос налоговой культуры самозанятых необходимо не только с точки зрения их менталитета, а прежде всего с точки зрения внешних условий их деятельности. Низкие и нерегулярные доходы, отсутствие социальных гарантий и финансовой поддержки приводят к формированию налоговой культуры самозанятых в условиях «выживания». В связи с этим действия по повышению налоговой культуры путем воздействия на внутренние факторы малоэффективны.

OPPORTUNITIES FOR TAX CULTURE FORMATION OF SELF-EMPLOYED

Anna P. Kireenko, Mariya О. Izmailova

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received January 15, 2021

Accepted March 2, 2021

Available online March 31, 2021

Keywords

Self-employed; tax culture; tax behavior; tax compliance; taxation

Abstract

Self-employment in Russia characterized by a high level of shadow employment. The special tax regime was designed to carry out this activity from shadow. In this case, it is necessary to take into account the peculiarities of the taxpayer's behavior and their tax culture. The purpose of the article is to study the tax culture, factors influencing its demonstration in the taxpayer's behavior, as well as to identify the features of tax culture in the field of self-employment. The information base of the article composed documents regulating the activities of self-employed, statistical data on the quantity, structure and dynamics of self-employment in the Russia and other countries, sociological surveys of self-employed. The main difference in the interpretation of tax culture is associated with the definition of its subjects. Therefore, the

© Киреенко А.П., Измайлова М.О., 2021

Acknowledgements

The research is supported by the Russian Foundation for Basic Research project No. 19-010-00365A «The shadow economy and its industry features as an obstacle to technological development»

role of subjective factors in the taxpayer's behavior is often overestimated. It is concluded that it is necessary to consider the issue of the tax culture of the self-employed not only from the point of view of their mentality, but first of all from the point of view of the external conditions of their activity. Low and irregular incomes, lack of social guarantees and financial support lead to the formation of the self-employed tax culture in the conditions of «survival». In this regard, actions to improve the tax culture by influencing internal factors are ineffective.

Введение

Понятие «самозанятость» в настоящее время достаточно распространено в научной литературе. Самозанятость рассматривается авторами как фактор стабилизации рынка труда [1], инструмент сокращения безработицы в период кризиса [2], сфера трудоустройства граждан предпенсионного возраста [3] и выпускников [4], как ответ населения на ухудшение условий труда и жизни [5], как форма реализации права российских граждан на труд [6]. Большинство авторов, исследующих самозанятых в Российской Федерации, справедливо отмечают высокую степень тенизации такой деятельности. Выводу самозанятых из тени должен способствовать специальный налоговый режим в виде уплаты налога на профессиональный доход. Введение данного налогового режима позволит легализовать деятельность лиц, занятых на индивидуальной основе, за счет упрощенного порядка регистрации в качестве налогоплательщика и уплаты налога. Однако даже самый благоприятный налоговый режим не сможет способствовать выводу самозанятых из тени, если в практике налогового администрирования не будут учитываться особенности налогового поведения населения и его налоговой культуры [7]. Предполагается, что формирование должной налоговой культуры позволит вывести часть самозанятого населения из неформального сектора экономики, обеспечив тем самым дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему государства и создав предпосылки для соблюдения действующего законодательства вновь зарегистрированными налогоплательщиками.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся содержания налоговой культуры, факторов, оказывающих влияние на ее проявления в поведении налогоплательщиков, особенностей налоговой культуры в сфере самозанятости. Информационную базу статьи составили нормативные документы, регулирующие деятельность самозанятых, статистические данные о количестве, структуре и динамике самозанятости в Российской Федерации и других странах, данные социологических опросов самозанятых.

Налоговая культура и факторы, оказывающие влияние на ее проявления в поведении налогоплательщиков

«Налоговая культура» — популярный термин, используемый в большинстве случаев с эмоциональной окраской. Как научный термин «налоговая культура» используется на стыке экономики, социологии и истории. Палитра взглядов на налоговую культуру во многом определяется комплексностью понятия «культура», под которой понимают и совокупность достижений человечества, и набор правил, предписывающих человеку определенное поведение. Основной вопрос в трактовке налоговой культуры — ее субъект или субъекты (кто является субъектом самовыражения, или чье поведение должны регулировать нормы). В табл. 1 представлены различные трактовки налоговой культуры, связанные с ее субъектом.

Таким образом, классическое понимание налоговой культуры страны почти полностью ограничивается создателями налоговой системы. В более поздних интерпретациях термин «налоговая культура» применяется исключительно к налогоплательщикам или к взаимодействию между ними и налоговыми органами. В отношении субъекта налоговой культуры — налогоплательщика трактовка налоговой культуры аналогична налоговому менталитету, который проявляется в отношениях налогоплательщика с государством и состоит из двух компонентов: налоговой морали и налоговой дисциплины. Налоговый менталитет всесторонне рассматривала в 1950-1960-е гг. немецкая Кельнская школа, созданная Г. Шмёльдерсом и его учениками [9]. Г. Треттер (1974) дает следующее определение: «Налоговый менталитет включает в себя все отношения, а также все модели поведения налогоплательщиков во взаимоотношениях с государством» [10]. Налоговая мораль (внутренняя мотивация к уплате налога) означает «готовность платить налоги», вызванную чувством долга перед государством или обязанностью перед обществом, а налоговая дисциплина отражает отношение налогоплательщика к его действиям.

Определения налоговой культуры в зависимости от взглядов на ее субъекты*

Таблица 1

Субъекты (носители налоговой культуры) Направление и авторы Определение

Творцы налоговой системы — политики и экономисты Классическое научное представление: И. Шумпетер (1929), А. Спиталер (1954), А. Пауш (1992) Налогообложение — это искусство, а налоговая культура — это выражение человеческой духовности и творчества

Налогоплательщики Изучение стран в процессе трансформации: В. Танзи (2000), Х. Мартинес-Васкес (2000), Р. Бергер (1998) Налоговая культура — это «налоговое сознание» налогоплательщиков, понимание того, почему нужно платить налоги

Налогоплательщики и налоговые органы Современные экономисты и политики: Хартманн и Хюбнер (1997), Ларри Э. Комбест (1997) Налоговая культура характеризуется взаимоотношениями между налоговыми служащими и налогоплательщиками и вытекающими из них моделями поведения

Налогоплательщики, налоговые органы, политики, экономисты, налоговые консультанты Социологический подход Б. Нерре (2001) Налоговая культура конкретной страны — это совокупность всех соответствующих формальных и неформальных институтов, связанных с национальной налоговой системой и ее практическим исполнением, включая зависимости и связи, вызванные их постоянным взаимодействием

Ф

п ч

01

ш

5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м

ы

Z

10

р

(Л 1

* Составлена по данным, приведенным Б. Нерре [8].

Концепция налоговой морали долгое время отрицалась большинством ученых. В дальнейшем упоминания налоговой морали стали встречаться в отдельных исследованиях налогового поведения, но лишь с начала ХХ! в. появляются специальные исследования, посвященные этому вопросу. Эмпирические данные, полученные в ходе этих исследований, демонстрируют существенные различия

налоговой морали между странами и влияние на поведение налогоплательщиков широкого спектра факторов (табл. 2).

Как видно, личные характеристики и моральные качества занимают только несколько позиций среди многообразия факторов, влияющих на поведение налогоплательщика.

Исследования показывают, что большинство людей недооценивают важность

Таблица 2

Эмпирически обоснованные факторы, влияющие на соблюдение налогового законодательства*

Фактор Объяснения, подтвержденные эмпирическими исследованиями

Вероятность налогового контроля Увеличение числа и частоты проверок способствует соблюдению законодательства

Доход налогоплательщика Изменение дохода слабо влияет на соблюдение налогового законодательства

Открытость информации о доходах налогоплательщика Получение информации о налогоплательщике от третьих лиц способствует соблюдению законодательства

Налоговые ставки Повышение ставок налога отрицательно влияет на соблюдение законодательства

Санкции финансовые или нефинансовые Более высокие штрафы и нефинансовые санкции (например, публичное раскрытие информации) незначительно способствуют соблюдению законодательства

Открытость и честность налоговых органов Оказывает положительное влияние на соблюдение законодательства

Положительные стимулы от соблюдения налогового законодательства Выгода (возврат части налога, возможность выиграть в лотерее, рост объема трансфертов из бюджета) способствует соблюдению законодательства

Влияние среды Социальные и институциональные условия оказывают влияние на соблюдение законодательства

Доступность информации Информирование налогоплательщиков о предстоящем контроле положительно влияет на соблюдение законодательства, а информация о том, что другие налогоплательщики не соблюдают законодательство, провоцирует его несоблюдение

Восприятие налогового контроля Недооценка налогоплательщиками вероятности налогового контроля отрицательно влияет на соблюдение законодательства

Окончание табл. 2

Факторы Объяснения, подтвержденные эмпирическими исследованиями

Индивидуальное участие в формировании институтов Налогоплательщики демонстрируют большую склонность платить налоги, если они могут выбирать, как их тратить, по сравнению с тем, когда решения принимаются без их участия

Знание (или понимание) налоговой системы Сложность и неопределенность налоговой системы отрицательно влияют на соблюдение законодательства, а упрощение, предоставление услуг, облегчающих уплату налогов, влияют положительно

Демографические характеристики Демографические характеристики (пол, возраст, образование, характер занятости, семейное положение) влияют на соблюдение налогового законодательства

Нефинансовые мотивы и личные моральные качества Высокий уровень эмпатии, патриотизм и т.д. положительно влияют на соблюдение законодательства

' Составлена по: [11; 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внешних факторов, влияющих на поведение других людей. Вместо этого поведение часто объясняют моральным обликом. Это происходит, даже если поведение можно объяснить конкретной ситуацией. Например, быстрое вождение можно рассматривать как проявление безответственности и безрассудного поведения, даже если в конкретном случае оно связано с необходимостью срочно доставить кого-нибудь в больницу. Исследователи называют эту проблему атрибуции одним из наиболее фундаментальных явлений в социальной психологии [13]. Так и налоговое поведение часто объясняют личным характером налогоплательщика без рассмотрения внешних факторов, которые могут на него влиять. Например, как работник и собственник имущества налогоплательщик

законопослушен, он получает уведомления об уплате налогов и в срок их оплачивает. Если он станет самостоятельным владельцем ресторана, его налоговое поведение может измениться в сторону уклонения от уплаты налогов, потому что он увидит, как его конкуренты уклоняются от налогов и разоряют его бизнес за счет более низких цен. Поэтому рассматривать вопрос налоговой культуры самозанятых необходимо не только с точки зрения их менталитета, а прежде всего с точки зрения внешних условий их деятельности.

Исследование самозанятости и факторов, влияющих на налоговое поведение самозанятых

Количество самозанятых в мире непрерывно растет. Данные табл. 3 показывают,

Таблица 3

Количество самозанятых в различных странах мира в период с 2000 по 2020 г., тыс. чел.*

Страна 2000 2005 2010 2015 2020 2020/2000, %

Индия 317 074,8 357 660,2 362 786,6 353 837,4 360 237,5 13,6

Китай 452 018,3 431 834,3 406 913,7 379 939,9 355 328,5 -21,4

Африка 208 738,5 239 229,5 266 676,7 293 379,4 332 963,9 59,5

США 10 639,3 10 762,8 9 979,1 9 810,4 9 880,8 -7,1

Турция 9 376,4 8411,3 8 809,6 8 784,7 9091,7 -3,0

Япония 10 960,7 9 707,8 8 057,6 7 139,3 6 750,6 -38,4

Италия 5 834,6 6 060,8 5 670,6 5 472,8 5 365,6 -8,0

Великобритания 3 397,0 3 780,1 4 178,7 4 805,5 5 040,8 48,4

Россия 7 287,7 6 123,5 4 773,4 5 130,3 4723,3 -35,2

Германия 3 990,6 4 484,0 4 469,7 4373,7 4 157,4 4,2

Польша 3 999,9 3 733,1 3 772,9 3601,6 3 491,6 -12,7

Франция 2 786,9 2 846,7 3 094,5 3 116,5 3 229,6 15,9

Канада 2 425,6 2 569,4 2 760,9 2 842,8 2 968,1 22,4

Украина 3841,1 3 817,6 3 758,4 3 016,4 2 821,6 -26,5

Нидерланды 890,0 1 082,3 1 271,2 1 416,9 1 469,3 65,1

Бельгия 663,1 547,9 646,2 695,5 673,0 1,5

Швеция 473,6 468,1 495,3 490,6 478,1 1,0

Дания 249,6 245,4 247,1 238,2 229,4 -8,1

* Составлена по данным Международной организации труда. 32/?lang=en&segment=indicator&id=EMP_2EMP_SEX_STE_NB_A.

URL: https://www.ilo.org/shinyapps/bulkexplorer

что несомненными «лидерами» по количеству самозанятых являются Индия, Китай и Африка. В России количество самозанятых с 2000 г. снизилось на 35 % и в настоящее время составляет около 4,7 млн чел.

Представленные тенденции (см. табл. 3) различаются по странам, но в 2021 г. в связи с пандемией коронавируса количество самозанятых во всем мире увеличилось, что обусловлено потерей работы и поиском новых источников дохода. По данным британской технологической платформы для фрилан-серов Реор1еРегНоиг (одна из крупнейших в мире), с начала 2020 г. количество подписчиков сервиса выросло на 513 % в Японии, на 329 % в Испании и на 300 % в Великобритании1.

Если обратиться к статистическим данным о доле самозанятых в общем количестве занятых, то видно, что данный показатель наиболее высок в Индии и Африке (более 70 %). В России он составляет почти 7 %, что меньше аналогичного показателя в развитых странах (рис. 1). В докладе Международной организации труда (МОТ) «Малые предприятия: глобальные данные о вкладе в занятость самозанятых, микропредприятий и субъектов малого и среднего

предпринимательства»2 отмечается, что доля

1 Как пандемия повлияла на работу и перспективы независимых работников. URL: https://www. vedomosti.ru/partner/articles/2020/09/07/838503-pandemiya-povliyala.

2 Международная организация труда : офиц. сайт. URL: https://www.No.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/—dcomm/—publ/documents/publication / wcms_723282.pdf.

самозанятых в нашей стране ниже, чем следовало бы ожидать от ВВП на душу населения.

Эксперты МОТ отмечают, что высокий уровень самозанятости характерен для стран с низким уровнем дохода, в то время как в странах с высоким уровнем дохода преобладает занятость, где количество наемных работников превышает 50 чел. (рис. 2).

Следует отметить, что на статистические показатели самозанятости в России влияет, во-первых, методика определения количества самозанятых, во-вторых, неформальный характер занятости.

Еврофонд3 выделяет пять основных категорий самозанятых: предприниматели; «свободные профессионалы»; ремесленники, торговцы и фермеры; самозанятые работники квалифицированных, но нерегулируемых профессий; самозанятые работники в неквалифицированных профессиях (рис. 3).

В МОТ самозанятых лиц делят на тех, кто использует наемный труд, и индивидуальных работников на собственном счете (own-account workers)4. МОТ дает следующее определение самозанятых на собственном счете: «Те работники, которые, работая

3 Eurofound (2020), New forms of employment: 2020 update, New forms of employment series, Publications Office of the European Union, Luxembourg. URL: https:// www.eurofound.europa.eu/publications/report/2020/ new-forms-of-employment-2020-update.

4 International Labour Organisation (ILO) (2015), 'Non-standard Forms of Employment.' Report for discussion at the Meeting of Experts on Non-Standard Forms of Employment (Geneva, 16-19 February 2015).

80 70 60 50 40 30 20 10

7-6,0-

70,9

к iD К к iD ro OJ CK

s * iD S s 3 n I n s

n S 1- J С s nj I

X CL iD ro с a <u s I nj I nj

X "fr < S 1— 1-X 0 d a > nj t- X a VO 0 s

с

<u

CK s CK s CK s CK s к s К S

J I I J I О

I 0 nj Ф iD о

ro с t m 0

a e CK a <u 1_ 3 Û_

С

<u m

Рис. 1. Доля самозанятых в различных странах мира в 2020 г., %

Составлен по данным Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/shinyapps/bulkexplo rer32/?lang=en&segment=indicator&id=EMP_2EMP_SEX_STE_NB_A

Ф П H

01 S) 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

n s

H

ф

H

H

M

о

M ^

H w

z

le

p

(Л 1

Ul

0

Рис. 2. Данные о доле занятых в странах с различным уровнем дохода за 2020 г.

Составлен по данным Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/—dgreports/—dcomm/—publ/documents/publication/wcms_723282.pdf

Рис. 3. Классификация самозанятых по определению Еврофонда

самостоятельно или с одним или несколькими партнерами, имеют работу, определяемую как «самостоятельная занятость», и не нанимают на постоянной основе любых сотрудников, которые будут работать на них в течение отчетного периода». «Свободные профессионалы» должны соответствовать определенным требованиям, соблюдать правила, сдавать экзамены и быть внесенными в публичные реестры (врачи, юристы и т.д.). Ремесленники, торговцы и фермеры относятся к традиционным формам самозанятости, часто работают с членами своих семей или имеют небольшое количество сотрудников. Самозанятые работники квалифицированных, но нерегулируемых профессий и самозанятые работники неквалифицированных профессий обычно ведут свой бизнес без помощи сотрудников.

В некоторых странах (Великобритания, Ирландия) не существует официального определения самозанятости. Вместо юри-

дического определения в Великобритании используется судебная практика по делам, касающимся налогового и трудового законодательства. В других странах «самозанятость» заменяют альтернативные термины. Термин «предприниматель» используется в Финляндии, Венгрии и Нидерландах. Венгрия также применяет термин «индивидуальный торговец». В Польше используется выражение «ведение коммерческой деятельности вне сельского хозяйства». К этой деятельности могут относиться как предприниматели (самозанятые с работниками), так и некоторые категории работающих на собственном счете (например, ремесленники) [13; 14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По методологии Росстата круг самозанятых несколько уже, чем по методологии Еврофонда и МОТ (рис. 4). Например, по методологии Росстата к категории самозанятых не относят лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но признаваемых таковыми для целей налогообложения —

Работающие не по найму

Занятые в экономике

Работающие по найму

Работодатели Индивидуальные предприниматели без наемных работников

Самостоятельно занятые лица

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств

Члены производственных кооперативов

Лица, занятые на индивидуальной основе

Помогающие члены семей

Лица, занятые в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции для реализации

На предприятии, в организации со статусом юридического лица

У физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

В фермерском (крестьянском) хозяйстве

Лица, занятые в организации без наемных работников

Рис. 4. Самозанятость в структуре занятого населения России

адвокатов и нотариусов, осуществляющих трудовую деятельность без привлечения наемного труда.

В целях налогообложения самозанятость трактуется еще более узко. В Федеральном законе «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ в отдельную категорию налогоплательщиков были выделены физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.

Сравнив разницу между официальными данными и социологическими оценками самозанятости, можно оценить уровень неформальной занятости (табл. 4).

Проводимые социологами исследования показывают стабильность неформальной занятости (в том числе и самозанятости), а также ее рост. Так, уже упомянутое обсле-

дование РАНХиГС показало, что большинство самозанятых (64,1 % в 2019 г.) являются участниками неформального сектора экономики. В 2016 г. доля таких самозанятых составляла 61,8 %. Только 36,1 % самозанятых по основной работе считают важным наличие работы с официальным оформлением. Проведенный в конце марта 2020 г. опрос «Фри-ланс.ру», в котором приняли участие более 1 200 фрилансеров из 35 регионов России, показал, что только 25,1 % фрилансеров имеют официальный статус налогоплательщика (индивидуальный предприниматель или самозанятый). В то же время треть опрошенных фрилансеров (34 %) не планирует получать официальный статус5.

Исследование Центра аналитических исследований и разработок в 2011, 2015 и 2019 гг. показало, что за восемь лет вдвое

5 Qiwi и «Фриланс.ру» провели исследование рынка фриланса. URL: https://www.cnews.ru/news/ line/2020-04-16_qiwi_i_frilansru_proveli.

Таблица 4

Оценки количества самозанятых в Российской Федерации*

Источник Количество самозанятых

Данные ФНС о зарегистрированных на июль 2020 г. 1 млн чел.

Ежегодник Росстата «Обследование рабочей силы» в среднем в 2018-2019 гг. 3,5 млн чел.

Опрос Online Market Intelligence в 2018 г. От 11 до 18 млн чел.

Исследование Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС «Особенности деятельности самозанятых граждан на современном рынке труда» в 2019 г. От 16 до 17 млн чел.

* Составлена по данным: ФНС России зарегистрировала миллион самозанятых. URL: https://www.nalog.ru/ rn77/news/activities_fts/9998965 ; Обследование рабочей силы. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140097038766 ; Online Market Intelligence. URL: http:// www.omirussia.ru ; Российская академя народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ : офиц. сайт. URL: https://www.ranepa.ru/sciencehelp/news/socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya-2.

возросло количество лиц, не желающих выходить из сферы неформальной занятости. На этом основании социологи делают вывод, что респонденты не могут и не хотят менять свой социальный статус неформально занятого, а в современной России отсутствуют условия для минимизации неформальной занятости. Более того, развивается культура неформальной занятости, «гаражной» экономики, а налог на профессиональный доход и иные меры не оказывают серьезного влияния на процесс вывода работников из данной сферы [15].

В условиях невысокого уровня доходов и их нерегулярного характера данные факторы вкупе с необходимостью решения возникающих проблем самостоятельно формируют у самозанятого населения налоговый оппортунизм — «следование своим интересам, в том числе обманным путем» [16].

Серьезное влияние на решение самозанятых осуществлять деятельность неофициально оказывают издержки налогового согласования, связанные с регистрацией, заполнением отчетности, передачей данных в официальные органы. Такие издержки существенно осложняют деятельность малого бизнеса [17].

Стоит заметить, что потребителей рынка товаров и услуг, предоставляемых неофициально самозанятыми, не останавливает факт осуществления последними деятельности в неформальном секторе экономики. Так, по результатам исследования РАНХиГС, в 2019 г. 50 % граждан оплачивали различные работы или услуги неофициально за один календарный месяц (в 2016 г. — 51,3 %, в

2013 г. — 51,7 %, в 2006 г. — 56,6 %). Есть несколько основных причин привлекательности услуг, предоставляемых самозанятыми неофициально (рис. 5).

Таким образом, проявления налоговой культуры в сфере самозанятости обусловлены в первую очередь трудностями осуществления самостоятельной деятельности. На данные проблемы указывают и результаты социологического опроса, проведенного РАНХиГС (рис. 6).

Меры по дальнейшему формированию налоговой культуры в сфере самозанятости

Следует признать, что вести работу в направлении воздействия на внутренние факторы малоэффективно, поскольку налоговая культура самозанятых формируется в условиях «выживания».

Среди внешних факторов можно выделить факторы, связанные с деятельностью государственных органов, прежде всего налоговых. Для создания внешней среды, благоприятствующей соблюдению налогового законодательства для малого бизнеса (в том числе самозанятых), в мировой практике разработан подход «Правильно с самого начала» (Right from the Start)6. Данный подход объединяет несколько задач, реализация которых максимально способствует соблюдению малым бизнесом налогового законодательства:

6 FORUM ON TAX ADMINISTRATION: SME COMPLIANCE SUB-GROUP. Information note Right from the Start: Influencing the Compliance Environment for Small and Medium Enterprises January 2012.

42,4

36,6

31,4

Невысокая стоимость

Более простая форма взаимодействия по договоренности и оплате

По рекомендации знакомых, родных Приемлемое качество работ, услуг

Оперативность обслуживания и предоставления услуги

По привычке (обычно обращаюсь к одним и тем же)

Потому что знакомые, соседи (удобство обращений)

Другое

Затруднились ответить

Рис. 5. Основные причины привлекательности услуг, предоставляемых самозанятыми

неофициально, в 2019 г., %

Сложности поиска заказов (работ, проектов)

Нестабильная занятость

Отсутствие гарантий по оплате труда

Приходится самостоятельно решать свои

проблемы

Отсутствие правовой защищенности

Невысокие доходы

Отсутствие возможности пользоваться социальными гарантиями, льготами

Трудности с получением кредитов, займов Сложности с самоорганизацией труда

Другое

Затруднились ответить

45,0

50,8

43,4

48,3

24,6

17,9

2475

41,8

22,1 □ 23,8

12,6

19,7

22,1

15,2

23,8

15,2

| 12,3 10,6

ЦП 3,3 □ 2,0

■ 3,3

6,6

□ Самозанятые по основной работе □ Самозанятые по дополнительной работе Рис. 6. Основные трудности осуществления деятельности самозанятыми в России в 2019 г., %

- действовать в режиме реального времени и на опережение, чтобы проблемы предотвращались или решались сразу;

- уделять особое внимание сквозным процессам, а не только процессам уплаты налогов, стремиться вписать уплату налогов в обычную деятельность налогоплательщика;

- максимально упростить выполнение требований (и затруднить уклонение от них);

- активно вовлекать налогоплательщиков, их представителей и другие заинтересованные стороны в то, чтобы лучше понять точку зрения налогоплательщика, сотрудничать с третьими лицами;

- внедрять обучение как важный элемент превентивного устранения рисков.

Примерами реализации подхода «Правильно с самого начала» являются: виртуальный семинар по налогообложению малого бизнеса в США; телефонное информирование недавно зарегистрированного бизнеса в Сингапуре; программа бизнес-образования для малых и средних предприятий налоговой

службы в Новой Зеландии; структурированный подход к обслуживанию налогоплательщиков во Франции; инициатива канадских профессиональных школ по привлечению студентов к обучению их требованиям налогового законодательства.

Нужно сказать, что политика в отношении самозанятых в Российской Федерации полностью соответствует подходу «Правильно с самого начала».

Налогоплательщики, их представители и другие заинтересованные стороны были вовлечены в обсуждение вопросов налогообложения самозанятых до его введения. ФНС провела опрос потенциальных самозанятых, по итогам которого выяснилось, что главным камнем преткновения люди считают излишнюю бюрократию и необходимость платить взносы независимо от занятости и дохода. В результате был предложен налоговый режим с комфортной ставкой (ее размер тоже назвали опрошенные), простой регистрацией и удобным администрированием. Выпол-

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ч

ф

ч

2 О 2

ы

Z

ю

Р

(Л i

нение требований максимально упрощено. Достаточно скачать мобильное приложение «Мой налог», сделать селфи, фото паспорта — и самозанятый зарегистрирован. В этом же мобильном приложении он пробивает чек, который можно отправить клиенту через любой мессенджер. Налоговая по этим данным рассчитывает налог и присылает уведомление. Оплатить его можно автоматически, если привязать банковскую карту. ФНС разработала открытый интерфейс программирования приложений, что позволило агрегаторам услуг присоединиться к проекту. Налогоплательщики работают в том приложении, к которому они привыкли, расчет и уплата налогов проходят почти в фоновом режиме. Сейчас к платформе ФНС России подключено 44 крупнейших банка и электронные площадки, а 34 % доходов самозанятых регистрируется через их программные продукты без использования приложения «Мой налог».

Рассматривая дальнейшие перспективы формирования налоговой культуры в сфере самозанятости, следует обратить внимание на обучение. Более образованные люди легче разбираются в законодательстве и его изменениях и, соответственно, реже совершают ошибки при исчислении и уплате налогов. Недостаточные знания о налогах не способствуют доверию к налоговым органам и налоговой системе и препятствуют законопослушному налоговому поведению. Результаты исследования, проведенного в России и Белоруссии, показали, что повышение образовательного уровня позволяет сформировать не только более грамотного, но и более ответственного налогоплательщика [18].

Кроме того, в самозанятость охотно включается молодежь. Это обусловлено тем, что ее ключевые профессии подразумевают работу на себя. При выборе работы «поколению Z» важны баланс между работой и личной жизнью, гибкость и различные бонусы7. Проведенный компанией Qiwi в

7 Deloitte Millennial Survey 2020. URL: https:// www2.deloitte.com/global/en/pages/about-deloitte/ articles/millennialsurvey.html.

сентябре 2020 г. опрос показал, что почти четверть (23 %) молодых людей 16-17 лет уже называют себя фрилансерами или работающими на себя8. Многие из них уже слышали о самозанятости и отмечают для себя плюсы такого налогового режима, а если их осведомленность о возможности легко оформить самозанятость с 16 лет возрастет9, новый налоговый режим станет для них еще привлекательнее. Сейчас статус самозанятого есть только у 4 % подростков 16-17 лет, как показал опрос Qiwi, но 27 % опрошенных этого возраста планируют его получить. Преимущества самозанятости и такого налогового режима они видят в следующем:

- совмещение работы с учебой или другой работой (34 %);

- возможность работать легально (14 %);

- простой способ оформления в сравнении с ИП (12 %);

- низкие налоги и возможность оформлять чеки в приложении «Мой налог», а также в сервисах банков для самозанятых, в том числе Рокетбанка (по 10 %).

Становление большинства современных налогоплательщиков происходило в условиях господствующей административно-командной системы и социалистической идеологии, которая предполагала построение государства без налогов и, соответственно, не воспитывала в гражданах представление об их необходимости для существования государства и обязательности соблюдения налоговой дисциплины. Это поколение налогоплательщиков постепенно уходит в прошлое. Именно на воспитание и образование поколения будущих налогоплательщиков, по нашему мнению, должны быть направлены усилия по формированию налоговой морали (внутренней мотивации к уплате налога) и налоговой дисциплины как ответственного отношения налогоплательщика к своим действиям.

8 Исследование QIWI и «Фриланс.ру». Рынок фри-ланса в 2019-2020. URL: https://static.qiwi.com/img/ pr/research_freelance_upd.pdf.

9 С 1 июля 2020 г. самозанятым официально можно стать с 16 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильина Л.А. Самозанятость как фактор стабилизации рынка труда / Л.А. Ильина, С.В. Ильин // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2020. — № 4. — С. 143-146.

2. Абрамова Е.А. Самозанятость как инструмент сокращения безработицы в период кризиса / Е.А. Абрамова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 11-1 (69). — С. 9-12.

3. Николенко Н.А. Самозанятость граждан предпенсионного возраста в условиях формирования цифрового общества / Н.А. Николенко // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2020. — Т. 4, № 1. — С. 35-42.

4. Дракина И.К. Самозанятость молодых специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов / И.К. Дракина // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 3 (82). — С. 205-206.

5. Пациорковский В.В. Самозанятость — ответ части экономически активного населения на кризис стандартных трудовых отношений / В.В. Пациорковский // Народонаселение. — 2020. — Т. 23, № 1. — С. 88-103.

6. Илюшкин В.Е. Самозанятость как форма реализации права российских граждан на труд / В.Е. Илюш-кин // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации : материалы межвуз. науч. студ. конф., Иркутск, 13 апр. 2019 г. — Иркутск, 2019. — С. 485-488.

7. Пинская М.Р. Самозанятые граждане: налоговые риски государства и способы управления / М.Р. Пинская // Налоги и налогообложение. — 2018. — № 6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatye-grazhdane-nalogovye-riski-gosudarstva-i-sposoby-upravleniya.

8. Birger N. The concept of tax culture. Proceedings / N. Birger // Annual Conference on Taxation and Minutes of the Annual Meeting of the National Tax Association. — 2001. — Vol. 94. — P. 288-295.

9. Schmolders G. Survey research in public finance-behavioral approach to fiscal theory / G. Schmolders // Public Finance. — 1970. — Vol. 25, № 2. — P. 300-306.

10. Tretter B. Steuermentalitat und Steuerharmonisierung in der EG / B. Tretter // Intertax. — 1975. — Vol. 3. — P. 145.

11. New Technologies and the Evolution of Tax Compliance / J. Alm, B. Alm, S. Michael, Y. Omri // Virginia Tax Review. — Vol. 39, № 3. — URL: https://ssrn.com/abstract=3604507.

12. Mascagni G. From the lab to the field: a review of tax experiments / G. Mascagni. — DOI 10.1111/ joes.12201 // Journal of Economic Surveys. — 2017. — Vol. 32, № 2. — P. 273-301.

13. Gilbert D.T. The correspondence bias / D.T. Gilbert, P.S. Malone // Psychological bulletin. — 1995. — Vol. 117, № 1. — Pp. 21.

14. Milanez A. Taxation and the Future of Work: How Tax Systems Influence Choice of Employment Form / A. Mi-lanez, B. Bratta // Соционет. — 2019. — URL: https://socionet.ru/d/repec:oec:ctpaaa:41-EN/https://doi. org/10.1787/20f7164a-en.

15. Белов Е.А. Неформальная занятость населения в контексте изменения культуры труда / Е.А. Белов // Вестник экономики, права и социологии. — 2020. — № 3. — С. 131-134.

16. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И.А. Майбурова, А.П. Киреенко, Ю.Б. Иванова. — Москва : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.

17. Киреенко А.П. Издержки налогообложения в Российской федерации / А.П. Киреенко, С.С. Быков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 190 с.

18. Lab experiment to investigate tax compliance: the case of future taxpayers' behavior in Russia and Belarus / A.P. Kireenko, E.N. Nevzorova, A.F. Kireyeva, A.S. Filippovich, E.S. Khoroshavina // Journal of Tax Reform. — 2018. — Т. 4, № 3. — С. 266-290.

Информация об авторах Authors

Киреенко Анна Павловна — доктор экономи- Anna P. Kireenko — D.Sc. in Economics, Profes-

ческих наук, профессор, первый проректор, Бай- sor, First Vice-Rector, Baikal State University, Irkutsk,

кальский государственный университет, г. Иркутск, the Russian Federation, e-mail: KireenkoAP@bgu.ru. Российская Федерация, e-mail: KireenkoAP@bgu.ru. Mariya О. Izmailova — Ph.D. in Economics, As-

Измайлова Мария Олеговна — кандидат эко- sociate Professor, Department of Accounting and Taxa-

номических наук, доцент, кафедра бухгалтерского tion, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federa-

учета и налогообложения, Байкальский государ- tion, e-mail: 007534@bgu.ru. ственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: 007534@bgu.ru.

Для цитирования

Киреенко А.П. Возможности формирования налоговой культуры в сфере самозанятости / А.П. Киреенко, М.О. Измайлова. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(1).5-15 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 1. — С. 5-15.

For Citation

Kireenko A.P., Izmailova M.O. Opportunities for Tax Culture Formation of Self-Employed. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 1, pp. 5-15. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).5-15. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.