Научная статья на тему 'Возможности финансирования инвестиционных проектов в электроэнергетике с использованием различных моделей государственно-частного партнерства'

Возможности финансирования инвестиционных проектов в электроэнергетике с использованием различных моделей государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ГЕНЕРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС / КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петюков Сергей Эдуардович

Предметом исследования являются инвестиционные проекты в электроэнергетике, финансируемые на основе государственночастного партнерства. В статье освещены проблемы в сфере генерации и распределения электроэнергии и пути их решения с помощью механизма ГЧП. Для целей исследования проведен анализ текущего состояния оптового рынка электроэнергии и мощности, а также розничного рынка электроэнергии. В настоящей статье сформулированы подходы к финансированию проектов распределенной генерации в рамках соглашений о ГЧП и электросетевого комплекса в рамках концессионных соглашений. В ходе исследования были использованы действующие нормативноправовые акты, регулирующие отношения в сфере электроснабжения, теплоснабжения, а также государственночастного партнерства. В статье определяются критерии выбора государственной поддержки при финансировании инвестиционных проектов в электроэнергетике на основе ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности финансирования инвестиционных проектов в электроэнергетике с использованием различных моделей государственно-частного партнерства»

Возможности финансирования инвестиционных проектов в электроэнергетике с использованием различных моделей

Петюков Сергей Эдуардович

аспирант, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, smart3578@mail.ru

Предметом исследования являются инвестиционные проекты в электроэнергетике, финансируемые на основе государственно-частного партнерства. В статье освещены проблемы в сфере генерации и распределения электроэнергии и пути их решения с помощью механизма ГЧП. Для целей исследования проведен анализ текущего состояния оптового рынка электроэнергии и мощности, а также розничного рынка электроэнергии. В настоящей статье сформулированы подходы к финансированию проектов распределенной генерации в рамках соглашений о ГЧП и электросетевого комплекса в рамках концессионных соглашений. В ходе исследования были использованы действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроснабжения, теплоснабжения, а также государственно-частного партнерства. В статье определяются критерии выбора государственной поддержки при финансировании инвестиционных проектов в электроэнергетике на основе ГЧП. Ключевые слова. финансирование, государственно-частное партнерство, распределенная генерация, электросетевой комплекс, коммунальная энергетика, соглашение о ГЧП, концессионное соглашение.

Основные фонды современной электроэнергетики России характеризуются значительным уровнем износа и нуждаются в инвестициях. Согласно действующим стратегическим документам отрасли в генерирующем оборудовании коммунальной энегетики износ составляет порядка 60%, в магистральных сетях - 50%, в распределительных сетях - 70%'.

Поскольку оптовый рынок электроэнергии и мощности и розничный рынок электроэнергии организованы на принципах конкуренции, необходимо определить проблемы финансирования реновации генерирующего оборудования, которые не могут быть решены исключительно рыночными механизмами. В свою очередь, при ориентации государственного регулирования деятельности, связанной с передачей и распределением электроэнергии, на консолидацию активов электросетей требуется обратить внимание на «узкие места» тарифообразования методом доходности инвестированного капитала.

В электроэнергетике России полные издержки электростанций мощностью свыше 25 МВт разделены на переменную и постоянную части, которые представлены двумя видами товаров на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

Плата за мощность - поддержание генерирующего оборудования в состоянии готовности - представляет собой инструмент возврата капитальных вложений в строительство электростанций и технологическое присоединение к электросетям, а также получения доходности на вложенный в строительство капитал. Обязательства по оплате мощности распределяются между покупателями пропорционально фактическому пиковому потреблению за месяц в час пикового потребления. Таким образом, в электроэнергетике созданы условия для самовоспроизводства основных фондов генерации. Плата за электроэнергию в свою очередь компенсирует операционные издержки генерирующих компаний и определяется исходя из фактического объема потребления во времени.

В целях определения технологически реализуемого режима производства и потребления электроэнергии и соответствующие им равновесные цены на территории ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности в России системным оператором производится процедура выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО) по принципу обеспечения минимизации стоимости максимальной выработки. С учетом системных ограничений ГЭС, АЭС, а также вынужденные и режимные генераторы не участвуют в оптимизационном расчете (рис.1).

Финансовые обязательства и требования участников оптового рынка рассчитываются по группам точек поставки, в которых определяется объем произведенной или потребленной электрической энергии субъектом оптового рынка и соответствующий ему объем мощности (рис. 2).

Рынок мощности в России представляет собой монопсонию (конкуренцию поставщиков), в которой договора купли-продажи мощности заключаются между публичной инфраструктурной компанией АО «ЦФР» (Центр финансовых расчетов), выступающей в роли единого закупочного агентства, и генерирующими компаниями после проведения необходимых процедур отбора на плановый год (далее - КОМ). Также существует возможность заключения договоров купли-продажи мощности между потребителями и поставщиками напрямую при условии, что мощность уже была отобрана.

Часть мощности приобретается закупочным агентством вне зависимости от результатов конкурентного отбора по более высокой цене, которая является следствием перераспределения финансовых рисков по инвестиционным программам генерирующих компаний на потребителей:

О £

ю

9

2 а

7

■ Предупреждение дефицита электроэнергии в соответствии с заключенными начиная с 2010г. договорами о предоставлении мощности (далее - ДПМ) электростанций установленной мощностью 28 ГВт или порядка 15% реализованной мощности в 2015г. ДПМ обеспечивает ускореный возврат инвестиций в течение 15-20 лет и доходность на вложенный капитал 10,5-14% в зависимости от типа генерирующих мощностей.

■ Развитие возобновляемой энергетики в соответствии с заключенными начиная с 2014г. ДПМ солнечных, ветровых и малых гидроэлектростанций с возвратом инвестиций и доходности на инвестированный капитал в размере 12-14% в

течение 15 лет. Целевым ориентиром является достижение к 2020г. доли возобновляемой энергетики 4,5% в общем объеме установленной мощности электростанций;

■ Поддержание электростанций, предоставляющих мощность в вынужденном режиме в размере 5 ГВт или

3% от реализуемой мощности в 2015г. (далее - ВР). К вынужденной генерации относятся неэффективные электростанции, которые не могут быть выведены из эксплуатации по причине невозможности альтернативного электроснабжения или теплоснабжения потребителей, а их мощность оплачи-

Рис. 1. Модель оптимизации стоимости максимальной выработки генерирующего оборудования (ВСВГО) Источник: АО «СО ЕЭС»

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Рис. 2. Схема исполнения финансовых обязательств по оплате мощности Источник: составлено автором

Рис. 3. Средняя цена мощности (руб./МВт) Источник: НП «Совет рынка»

вается исходя из экономически обоснованных затрат.

Таким образом, государством на оптовом рынке были созданы условия для привлечения частных инвестиций в новое строительство электростанций и поддержание текущего состояния основных фондов вынужденной генерации. Цена на мощность на ОРЭМ, в которую заложены все капитальные затраты по инвестиционным программам генерирующих компаний, продолжает расти в силу поддержки возобновляемой энергетики и энергодефицитных регионов (республика Крым, Краснодарский край), что вызывает рост цен на электроэнергию на розничном рынке (рис.2).

Несмотря на положительный опыт использования ДПМ как инструмента ГЧП2 в целях привлечения инвестиций в российскую электроэнергетику, его использование ограничено рамками оптового рынка электроэнергии и мощности. В связи с этим, устранение износа основных фондов коммунальной энергетики, исключительно рыночными механизмами невозможно.

Актуальной проблемой является отсутствие конкуренции между централизованным электроснабжением и распределенной генерацией за наиболее низкие тарифы как по электроснабжению, так и по теплоснабжению в связи с наличием статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в коммунальной энергетике. В небольших городах и населенных пунктах решение об утверждении статуса ЕТО в отношении котельных принимают муниципальные власти3. Более того, значительная часть активов коммунальной энергетики находится в собственности у муниципалитетов и эксплуатируется неэффективно с большим износом.

Строительство новых объектов распределенной генерации или превращение действующих котельных в мини-ТЭЦ должно обеспечивать необходимое снижение тарифов на электроэнергию и тепловую энергию по сравнению с централизованным электроснабжением. При ориентации государственной политики на обеспечение конкуренции в сфере генерации электроэнергии существует потребность в привлечении частных инвестиций в коммунальную энергетику путем разработки региональных программ по поддержке инвесторов, обеспечения снижения риска с помощью публичных гарантий и при необходимости предоставления субсидий в рамках соглашений о ГЧП. Размер субсидий должен обеспечи-

вать получение требуемой доходности на инвестированный капитал инвестора при наличии сравнительного преимущества проекта. Соглашение о гЧп позволяет передать построенный или модернизированы^ объект в собственность частному инвестору по окончании срока.

Около половины стоимости электроэнергии на розничном рынке составляют затраты на ее передачу по электрическим сетям. Собственные источники финансирования инвестиционных программ электросетевых компаний в модели RAB ограничены размером необходимой валовой выручки исходя из срока возврата инвестированного капитала 35 лет и доходности 10-11%, а заемные - лимитами долговой позиции. Поскольку несопоставимый с предыдущими периодами деятельности рост инвестиционной программы увеличивает плату за передачу электроэнергии в последующие периоды, у электросетевых компаний может возникать потребность в компенсации части понесенных затрат из бюджета. При этом следует отметить, что основные электросетевые компании России подконтрольны государству, и концессия является наиболее подходящей моделью государственно-частного партнерства при реализации подобных проектов. Решение о строительстве электросетей в рамках концессионного соглашения должно приниматься в том случае, когда проект не может быть реализован собственными силами электросетевой компании, но является особо важным для региона (например, подключение удаленных от питающих центров крупных промышленных потребителей). Развитие энергосистемы создаст условия для строительства сопутствующей инфраструктуры (в т.ч. в рамках концепции развития моногородов) и обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Помимо публичного (концедента) и частного (концессионера) партнеров к субъектам, финансирующим инвестиционные проекты в электроэнергетике на основе соглашений о ГЧП и концессионных соглашений, относятся частные инвесторы и субъекты финансового рынка, которые предоставляют основной объем финансирования. Между субъектами дополнительно могут заключаться прямые соглашения которые закрепляют порядок установления контроля кредитором частного партнера над проектом путем передачи долей в уставном капитале частного партнера или уступки прав по соглашению, случаи замены частного парт-

нера, в том числе без проведения конкурса, уступку частным партнером в пользу кредиторов права получения платежей от публичного партнера по соглашению, погашение публичным партнером основной суммы долга частного партнера по соглашениям с кредитором, заключенным в целях исполнения соглашения, и т.д4.

Литература

1. Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

2. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. №1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с

© £

Ю

I

9

2 а

7

г-

CS

сч £

б

а

2 о

«Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 г. No449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. №1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации».

10. Конузин Василий, Домнич Виталий. Электроэнергетика. Вопрос качества.

- ИФК «Алемар», 28 марта 2011 г.

11. Долгих Ирина, Корнев Михаил. ГЧП-закон: что в имени тебе моем? // VEGASLEX, июль 2015 г.

12. Каменева Е.А., Седаш Т.Н., Тютю-кина Е.Б., Шохин Е.И. Финансовый механизм повышения энергоэффективности (на примере ЖКХ). - М.: Научные технологии, 2013. - 192 с.

13. Государственно-частное партнерство. Макроэкономический проект USAID.

- Deloitte Consulting, LLP, Астана, 2012.

14. Power Purchase Agreements (PPAs) and Energy Purchase Agreements (EPAs) [Электронный ресурс] - официальный сайт Всемирного Банка. - Режим доступа: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/sector/energy/energy-power-agreements/power-purchase-agreements

15. Yescombe, E.R. Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance //Butterworth-Heinemann. - Elsevier, Oxford, UK 2007.

Ссылки:

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009г. №1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г. №511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации».

2 Power Purchase Agreements (PPAs) and Energy Purchase Agreements (EPAs) [Электронный ресурс] - официальный сайт Всемирного Банка.- Режим доступа: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/sector/energy/energy-power-agreements/power-purchase-agreements

3 Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 04.02.2017) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»).

4 Долгих Ирина, Корнев Михаил. ГЧП-закон: что в имени тебе моем? // VEGASLEX. - Июль 2015. - С.13.

Opportunities for Financing Investment Projects in the Electric Power Industry Using Different Public-Private Partnership Models Petyukov S.E.

Finance and Corporate Governance of

Financial University under the Government of the Russian

Federation The subjects of the research are PPP projects in the electric power industry. The article highlights the problems of generation and distribution of electricity and the ways to solve them using the PPP mechanism. For the purpose of the research, the performance of the wholesale electricity and power market as well as the retail electricity market was analyzed. This article formulates approaches to financing distributed generation projects within the framework of PPP agreements and projects in power grids within the framework of concession agreements. During the investigation the existing legislation in electricity supply, heat supply and public-private partnership are used. The article defines the criteria for public funding in PPP projects in the electric power industry. Key words: financing, public-private partnership, distributed generation, power grids, utilities, PPP agreement, concession. References

1. Federal Law of March 26, 2003 No.

35-FZ «On Electric Power Industry».

2. Federal Law of July 27, 2010, No. 190-

FZ «On Heat Supply.»

3. Decree of the Government of the

Russian Federation of December 27, 2004, No. 861 «On Approval of the Rules for the Provision of Services for the Provision of Services for the Provision of Services in the Field of Electricity and Service Delivery», «Providing Non-Discriminatory Access to Operational Dispatch Management Services in the Sphere Electric power industry and provision of these services «,» Providing non-discriminatory access to the services of the wholesale market trading system and rendering these services «and the Rules for Technological Connection of Power Receiving Devices Consumers of electric

power, facilities for the production of electrical energy, as well as the object of power transmission network, belonging to network organizations and technical persons, to electric grids. «

4. Decree of the Government of the

Russian Federation No. 1172 of December 27, 2010 «On approval of the Rules for the wholesale electricity and capacity market and on the introduction of amendments to certain acts on the organization of the wholesale electricity and capacity market».

5. Resolution of the Government of the

Russian Federation No. 442 dated 04/05/2012, «Provision of services in the field of retail electricity sales» («General provisions for ensuring the safety in the transport of dangerous goods»),

6. Decree of the Government of the

Russian Federation of 08.08.2012 No. 808 «On the Organization of Heat Supply in the Russian Federation and on Amendments to Certain Normative Legal Acts of the Russian Federation» (together with the «Rules of Heat Supply in the Russian Federation»).

7. Decree of the Government of the

Russian Federation No. 449 of May 28, 2013 «On the Mechanism of Using Renewable Energy Sources in the Wholesale Electricity and Capacity Market».

8. Order of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 No. 1715-r «Energy Strategy of Russia for the period until 2030».

9. Ordinance of the Government of the

Russian Federation of 03.04.2013 No. 511-r «On the Approval of the Strategy for the Development of the Electric Grid Complex of the Russian Federation».

10. Konuzin Vasily, Domnich Vitaly. Power engineering. The question of quality. - IFC Alemar, March 28, 2011

11. Dolgikh Irina, Kornev Mikhail. PPP-law: what in a name to you mine? // VEGASLEX, July 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kameneva EA Sedash TN, Tyutyukina EB, Shokhin EI Financial mechanism for increasing energy efficiency (for example, housing and communal services). - M.: Scientific technologies, 2013. - 192 with.

13. Public-private partnership. Macroeconomic project of USAID. -Deloitte Consulting, LLP, Astana, 2012.

14. Electricity Purchase Agreements (PPAs) and Energy Purchase Agreements (EPAs) [Electronic resource] - the official website of the World Bank. - Access mode: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/sector/energy / Energy-Supply-agreement / power-purchase agreement

15. Yescombe, E.R. Public-private partnerships: principles of politics and finance // ButterworthHeinemann. - Elsevier, Oxford, UK 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.