Научная статья на тему 'Возможности эстетического воспитания в экологическом туризме'

Возможности эстетического воспитания в экологическом туризме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
407
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЛАНДШАФТ / ЛАНДШАФТНАЯ ЭСТЕТИКА / ECOLOGICAL AND AESTHETIC EDUCATION / ECO-TOURISM / LANDSCAPE / LANDSCAPE AESTHETICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Родоман Борис Борисович

Познавательный экологический туризм должен приучать участников походов и экскурсий замечать, ценить, беречь, искать, находить, создавать красоту в культурном и природном ландшафте, не мириться с безобразием, уродливостью окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Родоман Борис Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational eco-tourism should habituate hikers and sightseers to notice, appreciate, keep, fi nd and create beauty in cultural and natural landscape, doesnt admit deformation and ugliness of environment.

Текст научной работы на тему «Возможности эстетического воспитания в экологическом туризме»

Возможности

эстетического воспитания в экологическом туризме

Родоман Б.Б.

Познавательный экологический туризм должен приучать участников походов и экскурсий замечать, ценить, беречь, искать, находить, создавать красоту в культурном и природном ландшафте, не мириться с безобразием, уродливостью окружающей среды.

Ключевые слова: экологическое и эстетическое воспитание, экологический туризм, ландшафт, ландшафтная эстетика

Educational eco-tourism should habituate hikers and sightseers to notice, appreciate, keep, find and create beauty in cultural and natural landscape, doesn't admit deformation and ugliness of environment.

Key words: ecological and aesthetic education, eco-tourism, landscape, landscape aesthetics

Под открытым небом, в окружении более или менее естественного ландшафта, в туристских походах, на прогулках и экскурсиях, в самоорганизованных коллективах [8], сложившихся в ходе преодоления закаливающих препятствий и трудностей, решаются задачи гуманистичного экологического воспитания и формируются прекрасные человеческие качества гораздо лучше, чем при целеустремленных занятиях в учебных помещениях по программам, расчлененным на уроки и предметы. Сама природная среда делает людей хорошими, если они обращаются с ней бережно, любовно, уважительно; если за контакты с нею они заплатили собственными усилиями — физическими и душевными [6].

Экологический туризм [1] предполагает активное передвижение людей ради контакта прежде всего с природным ландшафтом, который потребляется главным образом информационно, духовно как источник знаний и впечатлений, а не сырья и товаров, без присвоения и разрушения природных ресурсов посетителями. Аналогичные впечатления мы получаем в музеях и на выставках, но, как известно, «восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» (П.И.Чайковский). Природный ландшафт неотделим от ландшафта антропогенного (в том или ином смысле культурного — созданного людьми — городского, сельского, усадебного и т.д.).

Экологичное эстетическое воспитание, связанное с туризмом, призвано приучать подрастающее поколение замечать, ценить, беречь, искать, находить и творить прекрасное, а также не мириться с безобразием, преодолевать и смягчать душераздирающий контраст между естественной, присущей большинству людей тягой к красивым вещам в сфере престижного потребления продуктов искусства и техники и равнодушием к красоте и безобразию в окружающей среде.

1. Замечать прекрасное в ландшафте лучше удается тому, кто одержим страстью к путешествиям, жадно «заглядывает за горизонт», способен обсуждать и сравнивать увиденное. В отличие от традиционной эстетики, обращавшей внимание на движимые вещи, мелкие элементы пейзажа, отдельные сооружения и здания, их интерьер и т.п., ландшафтная эстетика имеет дело со всей совокупностью такого рода

102

№ 1/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Возможности эстетического воспитания в экологическом туризме

вещей, которые сами по себе, вне ландшафтного контекста, не имеют для наблюдателя решающего значения [3].

Обучению ландшафтной эстетике несомненно способствует фотография, но ее роль весьма противоречива. Сегодня каждый с помощью Интернета может увидеть на экране самые красивые и профессионально поданные пейзажи со всех уголков земного шара. С другой стороны, сделанные на ходу любительские фотоснимки и видеофильмы давно уже стали «демьяновой ухой», которой вернувшийся из путешествия турист потчует своих гостей. Не ведет ли этот визуально-информационный потоп к пресыщению и притуплению чувств?

Обычный любительский фотоснимок выхватывает весьма малую (по угловым размерам) часть окружающего мира. Для дистанционного знакомства с ландшафтом нужны панорамные фотоснимки, сделанные с возвышенных точек или с вертолета, пригодные для медленного, вдумчивого рассматривания и изучения; снабженные пояснительными надписями, относящимися к деталям изображения; сопровождающиеся топографическими и тематическими картами, профилями, блокдиаграммами той же местности. По таким снимкам, используемым в качестве учебных пособий, можно писать целые сочинения. Некоторой заменой познавательному туризму могут быть кругопанорамные кабины и видеошлемы, выложенные изнутри сменяющимися слайдами или одним круговым киноэкраном, но никакое виртуальное зрелище не заменит личного опыта путешествий, необходимого для усвоения и понимания увиденного.

2. Ценить прекрасное в ландшафте —

это значит, между прочим, восторгаться его красотой не меньше, чем ювелирными изделиями; отказаться от покупки какого-нибудь колье или ковра, но потратиться на дальнее путешествие, чтобы в течение нескольких минут любоваться дивным видом. В обществе, охваченном товарно-денежным ажиотажем, настоящую ценность имеет лишь то, что можно купить и продать, за что надо заплатить большие деньги.

А то, что достается очень дешево или почти даром, ценою никем не учтенных усилий, считается неинтересным и непрестижным, как например, пешие туристские походы.

Вместе с тем, у нас в России распространено и особого рода не совсем товарное понимание ценности земли. Запретный плод прекрасен. Престижным и прекрасным считается то, что скрыто от народа, доступно только «элите», начальству, богачам. Огородите типичный, ничем не выделяющийся лес, объявите его заповедником, оснастите запрещающими надписями и призывами охранять исчезающее и редкое, — тотчас же туда кинутся посторонние посетители и браконьеры, население проделает в изгородях дыры, а разные ведомства и лица будут добиваться разрешения построить там какие-нибудь свои объекты «в порядке исключения». Выдача таких разрешений стала коррупционной практикой учреждений, ведающих охраной природы и памятников культуры.

3. Беречь красоту в ландшафте — значит, прежде всего, не уничтожать те элементы, детали, условия, которые делают его красивым. Красоту пейзажей в средней полосе России создали речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесья у ручьев и оврагов, дороги-аллеи, одичавшие сады и кусты на месте исчезнувших домов, склоны моренных холмов, пруды, старые деревни и хутора с многоярусной растительностью дворов и улиц, храмы, бывшие усадьбы и парки. В советское время почти все эти объекты считались бесполезными для колхозно-совхозного сельского хозяйства; мелиораторы и строители вели на них настоящее наступление. Верховые болота бессмысленно осушали и канавы рыли не там, где они нужны, а где было легче выполнить план по «мелиорации». В результате таких преобразований сельский ландшафт обеднел, стал однообразнее.

Некоторое новое разнообразие в среднерусский пейзаж внесли так называемые садовые (фактически — дачные) участки горожан, но они расположились в советское время не на удобных для этого полях, а, как правило, на землях необходимого

Туристское образование

103

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

для поддержания биосферы экологического каркаса — на поймах, влажных западинах, лесных опушках, осушаемых болотах, малых лесных полянах, т.е. строились именно там, где с точки зрения экологии никакая застройка и даже земледелие не допустимы. Поскольку эти поселки вплотную примыкают к лесам и часто залезают под их полог, то древостои засоряются и вытаптываются посетителями, превращаются в заболоченные свалки; «архитектура» этих поселений не вяжется с ландшафтом и местными сельскими традициями.

Третьей волной обезображивания сельской местности в средней полосе России стало строительство коттеджей, двухтрехэтажных, облицованных красными и розовыми кирпичами и плитками, — как в особых поселках, так и в деревнях на месте снесенных и сожженных изб. Эти дома, взятые по отдельности, бывают (да и всегда кажутся их владельцам) прекрасными во всех отношениях, но по внешнему виду они не согласованы, не подчинены никакому архитектурному надзору. Такое нагромождение вещей, визуально между собой не связанных, с точки зрения эстетики есть большая мусорная свалка. Ситуация усугубляется тем, что домовладельцы, пекущиеся о красивом малом «ландшафте» между стеной дома и забором, совершенно пренебрегают окружающим большим ландшафтом, превращают леса и обочины дорог в мусорные свалки в самом буквальном и бесспорном смысле слова.

Разнообразие и красота Земли — важнейшие ресурсы цивилизации, но связь между ними не проста и бывает даже не прямой, а обратной. Красоту порождает не произвольное разнообразие, а гармонично-умеренное сходство и различие, как у деревьев одного вида, листьев одного дерева, изб одной традиционной деревни.

4. Искать и находить прекрасные ландшафты нетрудно, если они расположены в известных и престижных экскурсионных местах (таких, как Архангельское, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, дворцовые парки в окрестностях Петербурга). Гораздо труднее найти и открыть прекрасное в глубинке, будь то сельский

пейзаж в целом или возглавляющая его церковь, усадьба, как правило запущенная, полуразрушенная. Здесь пригодится спутник-специалист, знаток данного архитектурного стиля и соответствующей исторической эпохи; он вам поможет усилием воображения реконструировать прошлый ландшафт. К сожалению, в большинстве случаев наслаждаться красотой пейзажа невозможно без эстетической сепарации — мысленного отделения реликтовой красоты от прогрессирующего безобразия; для этого нужна тренировка — ее-то и дает познавательный, культурный туризм.

Ошибочно будет думать, что, облегчая доступность тех или иных памятников природы и культуры, мы увеличиваем поток ценной информации, поступающей народу. Труднодоступность посещаемых объектов делает их более ценными, а легкая доступность обесценивает. Люди высоко ценят то, что достается с трудом, с усилиями. Дорогое удовольствие ценится, если средства для него заработаны, а не получены даром. Высаживая в исторических городах и музеях многолюдные десанты из духовно не подготовленных, не учившихся в приготовительном классе культуры экскурсантов, пуская их бегать «галопом по европам», в то время как нетерпеливый шофер экскурсионного автобуса спешит доехать засветло до своей автобазы, — мы обрекаем достопримечательности на инфляцию и девальвацию. Это показали сорок лет туристической эксплуатации Суздаля: он наполнился чуждыми ему предметами и сооружениями, режет глаз стандартными изделиями реставрационных мастерских, теряет свою зеленую речную пойму.

Познавательный туризм — паломничество к «святыням» (почитаемым вершинам культуры), а от паломников требуются жертвы, терпение, пост. Выполняя ритуал приобщения к высокому и прекрасному, путешественники повышают духовную самооценку, возвышаются и утверждаются в собственных глазах и во мнении значимых других людей; объединяются в группы избранных, посвященных, словно в какую-то секту. Собственно говоря, так оно и было в самодеятельном туризме

104

№ 1/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Возможности эстетического воспитания в экологическом туризме

советских интеллигентов и научно-технических работников: подобием храмов были горы, реки, леса; неведомые погосты Кар-гополья, Прионежья, на берегах Мезени. (И не случайно впоследствии значительная часть этой публики впала в православие и путешествует с религиозными целями). Когда же к объектам туризма проводят хорошие дороги, строят многоэтажные отели, завозят шумные и пьяные компании, то местность лишается остатков сакральности; суммарная духовность туризма не увеличивается. На священную гору надо подниматься по узким тропинкам, останавливаясь и оглядываясь для благоговейного созерцания, а не въезжать на моторном транспорте. И эта гора, если хотите, — образ всей культуры.

Что касается чисто природных красивых ландшафтов, то у нас в России они сохранились только в горах и на равнинном бездорожье. В нашей стране частная собственность и законы не охраняют природный ландшафт. Его спасает главным образом недостаток дорог. Имеет значение не абсолютная, а относительная труднодо-ступность. Вертолет можно послать куда угодно, но мало кому доступен этот вид транспорта для повседневных прогулок и экскурсий. Привыкшие к быстрой езде по дорогам, люди не хотят ходить пешком. Пройти за день 20 — 30 км способны немногие — те, кто считает себя «настоящими туристами». У нас в Подмосковье только в середине маршрута между расходящимися из Москвы дорогами, обычно на границе административных районов, можно еще встретить бесспорно красивые уголки.

5. Творить прекрасный ландшафт. Церковные здания, помещичьи усадьбы и парки преобразили и украсили российскую землю. Можно надеяться, что и новые поколения хозяев улучшат ее вид, но пока преобладает порча. Возмущает отсутствие у застройщиков художественного вкуса. Но что такое хороший вкус? Думаю, что в поисках ориентиров допустимы два пути: 1) советоваться с независимыми архитекторами, художниками, ландшафтными дизайнерами и учеными-ландшафтоведами, не продавшимися выгодным заказчикам;

2) следовать сложившейся в данной местности (а не в России вообще) традиции. В российских городах со времен Петра I и, особенно, Екатерины II, застройщики вынуждены были подчиняться архитекторам. Помещики в деревне были формально вольны, но на деле скованы архитектурной модой, ибо красоту своих усадеб создавали не столько для себя, сколько для гостей, в чем и стремились превзойти соседей.

В средней полосе России сложились по крайней мере четыре архитектурные традиции, оправдавшие себя на протяжении многих десятилетий, так что при следовании им риск испортить вид местности невелик: 1) традиционная сельская народная «архитектура без архитекторов», различающаяся по природно-культурным провинциям (расселение валдайское, мещерское, южно-русское прибалочное и т.д.); 2) деревянная архитектура Русского Севера (желательна без утрированной художниками шаблонной «сказочности»), приемлемая в лесотаежных районах с избыточным увлажнением, но совершенно не уместная в лесостепи и даже в опольях (рукотворных лесостепях) лесной зоны, например, вокруг Суздаля; 3) архитектура русского классицизма, попытки продолжать которую (иногда небезуспешно) предпринимались и в советское (сталинское) время; 4) архитектура деревянных дач предреволюционного периода, соединявшая, с одной стороны, русские и финские бревенчатые стены, деревянную резьбу на окнах и карнизах, купола-луковки и т.п.; с другой стороны — широкие окна, мансарды, эркеры, лоджии, многокомнатность западноевропейских вилл. Выбор богатый, но, избрав одно из направлений, надо следовать ему неукоснительно. Складывающаяся ныне пятая традиция, кирпично-коттеджная, пока не вызывает восторга, но может быть и она станет привлекательным образом для наших потомков.

Внешность культурного ландшафта в средней полосе России больше всего портят произвольные формы и углы наклона крыш и разная высота зданий. Крыши в сельской местности еще недавно (в первой половине ХХ в.) были строго тради-

Туристское образование

105

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ционными и обусловленными климатом. Существует математическая зависимость между количеством осадков и наклоном крыши, но народ нашел ее опытным путем, интуитивно, без вычислений. Сегодняшним дачникам это безразлично.

Дома в сельской местности не должны быть выше самых высоких деревьев; на это имеют право только храмы, колокольни, башни, вышки, шпили; это понимали наши предки. Высокие здания сужались кверху, их средняя часть возвышалась над боковыми частями, а главное здание над флигелями. Сегодня многоэтажные дома подавляют окружающий лес, визуально превращают его в сорную траву. Дома, похожие на коробки, шкафы, пеналы, особенно грязно-белые и серые, выглядят с самолета как кладбищенские плиты среди травы; издали город похож на кладбище или двор при мастерской надгробий. Многоэтажные дома всегда подавляют примыкающий к ним лес, не только визуально, но и физически, выбросами своих жителей, которые его вытаптывают и захламляют. Небоскребы надо отделять от лесов и водоемов охранной зоной малоэтажной застройки, за нею должны простираться лесопарки, приспособленные для массового отдыха, и только за ними, гораздо дальше, может сохраниться в здоровом состоянии более или менее «настоящий» лесной массив [5].

Что касается планировки усадеб, дорожек, зелени, изгородей, то можно рекомендовать широко известное и принятое в «развитых» зарубежных странах: меньше урбанизации; подражать не городу, а дикой природе. Это значит: меньше асфальта и бетона, меньше прямолинейности, геометрии, симметрии; больше живых изгородей, прозрачности, ажурности, кривизны, неправильности форм, расплывчатости границ. Посаженные цветы должны не собираться в клумбах, а свободно рассыпаться по травяному покрову. Автомобили могут парковаться на бетонных или керамических плитах-решетках, сквозь которые растет трава. В дремучем лесу и в усадьбе около дома экологически оптимальны пешеходные дорожки, вымо-

щенные мелкими камнями, без боковых бордюров и парапетов, водопроницаемые, поросшие травой. Все речки и ручьи, даже самые узкие и временные, должны пересекать любую дорогу не по трубе, а под мостом, перекрывающим всю пойму.

Украсить землю после всего проделанного над ней надругательства трудно, испортить еще больше — легко. Чтобы уменьшить риск порчи, полезно следовать двум заповедям: 1) если не знаешь, что делать, ничего не делай; 2) если не знаешь, как делать, подражай предкам (прежним жителям данной местности).

Существуют два противоположных пути достичь желательного состояния ландшафта — деятельность и воздержание от деятельности (благостное недеяние). Для решения экологических задач чаще необходимо второе. Первый путь, деятельностный, понятен и желанен большинству архитекторов, всем строителям, экономистам, коммерсантам, бизнесменам, дорвавшимся до каких-то земельных угодий. Их образ мыслей и действий — напихатель-ство: наполнить территорию различными объектами, собирающими толпу, приносящими прибыль и тем якобы оправдывающими затраты на урбанистическое «благоустройство» (асфальтирование, бетонирование, осушение, выравнивание, ограждение), на администрацию, охрану, прочий обслуживающий персонал, его жилища и гаражи. Между тем, с точки зрения географа и эколога, лучший архитектор тот, который ничего не построил, а отвел экологически нежелательную стройку от беззащитной природы.

Экологически безвредный туризм, когда люди ходят через природный парк по слегка укрепленным тропинкам, не пользуются на его территории капитальными сооружениями, строительным организациям и владеющим ими чиновникам не выгоден: на этом не получишь прибыли, не наворуешь стройматериалов и энергоносителей. Экологический туризм слишком прост, легок и дешев, а у нас экономика затратная и буйно расточающая ресурсы; дельцам нужны солидные программы, планы, ин-

106

№ 1/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Возможности эстетического воспитания в экологическом туризме

вестиции, чтобы было к чему присосаться, было что распилить...

6. Возмущаться безобразным в ландшафте — задача наиболее проблематичная. Нет полной уверенности в том, что надо воспитывать у подростков возмущение уродливостью окружающей их местности. Ведь это негативное чувство может обратиться на людей (в том числе на соседей, односельчан, родителей, на «врагов народа», на все отечество), перерасти в социально-классовую вражду и ненависть. Типичный россиянин вот уже два столетия постоянно жалуется, что его заедает среда; это наша старейшая национальная экологическая проблема. Кто-то старается из родной среды вырваться (например, переселиться из деревни в город, из провинции в столицу, из своей страны за рубеж); многие спиваются и умирают в среднем возрасте; ничтожное меньшинство (самоотверженные энтузиасты, провинциальные подвижники, безвестные «сеятели разумного, доброго, вечного») по-прежнему озабочено просветительством и тщетно старается поднять среду до своего уровня. Недовольство окружением редко приводит к кропотливой работе над собой и внешней средой; часто оно вызывает протест, бунт, революцию или побуждает к бегству, переселению, эмиграции.

В советское время широко бытовало мнение, что с безобразным и жалким видом местности надо мириться в интересах всем нам необходимого промышленного и сельскохозяйственного производства. «Хочешь кушать колбаску — терпи грязь и вонь в деревне». Но если свиноводством пахло не только в свинарнике, но и на 30% территории Московской области, то невольно думалось: неладно что-то в народном хозяйстве, а не в моих эстетических вкусах. Знаменательным символом той эпохи стал шестиэтажный свинокомплекс, где не жили, а болели и погибали отроду не видавшие зеленой травы и неба 108 тысяч свиней, выращиваемых ради водянистого сала, загрязняя округу реками нигде не используемого жидкого навоза. Не стоит жалеть, что такое уродливое сельское хозяйство рухнуло: отчасти заменилось

более рациональными агрокомплексами, переместилось из пригородов в другие зоны или возместилось потоками импортных продуктов, тоже оставляющих желать лучшего и всего лишь «условно съедобных». Актуальной остается задача превращения сельской местности среднерусских регионов, окружающих Московскую область, в неантагонистичный симбиоз дачной рекреации, сельского туризма и экофильного сельского хозяйства, снабжающего горожан нестандартными, местными, «экологически чистыми» пищевыми продуктами, вырабатываемыми традиционными, доиндустриальными способами. По этому пути идут некоторые европейские страны, прежде всего, Франция [4].

В красивом загородном ландшафте, помимо полей и лесов, сохраняются рощицы и перелески, залежи и пустоши, где обитает вкусная дичь; болота, изобилующие ягодами и лекарственными растениями; медоносные травы и рыбные водоемы. За живописным ландшафтом на земле следует красивый ландшафт на столе, изображаемый на рекламных буклетах и слайдах ресторанов. Безобразная и зловонная земля нас не прокормит, а выращенными на ней даже обильными урожаями только зря забьет желудки и в конечном счете отравит. По настоящему плодородна и хлебосольна лишь красивая местность.

Живописный пейзаж в густо населенном людьми регионе — не самоцель и не роскошь, а насущная необходимость, неотъемлемая принадлежность процветающего хозяйства. Красота ландшафта

— это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в том числе духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на нашей планете. Красота и польза

— не одно и то же, но на земле они нераздельны. Красивый культурный ландшафт бесконечно полезен и выгоден, но нам стоит любить его не только за это.

В данной статье уделено внимание культурным ландшафтам, проблемным с точки зрения эстетики. Что касается ландшафтов «диких», практически мало измененных людьми, то они могут вызывать разные чувства, даже угнетать и пу-

Туристское образование

107

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

гать, но вряд ли кто-нибудь считает их безобразными. Пейзажи полярных пустынь и тундр, виды «бескрайней тайги» или гор с ледниками и снежниками, вулканических лавовых полей можно ранжировать по внешней привлекательности, но не поворачивается язык называть их некрасивыми. Активными походами в такие места автоматически решаются многие задачи экологического и эстетического воспитания.

Разнообразное позитивное воспитание детей и молодежи возможно в устойчивых многолетних туристских коллективах, постепенно изменяющих свой состав при сохранении авторитетного руководства [7]

Литература

1. 1. Дроздов А.В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. — М.: Гардари-ки, 2005.

2. 2. ЛинчевскийЭ.Э. Психологический климат туристской группы. — М.: Физкультура и спорт, 1981.

3. 3. Наука о культуре. Итоги и перспективы (Приложение к «Панораме культурной жизни стран СНГ и Балтии»), вып. 3. - М.: Рос. гос. биб-ка. Информкультура, 1995.

4. 4. ПиттЖ.-Р. Франция. - М.: Новый хронограф, 2011.

и некоторого «костяка» [2], в коллективах разновозрастных, где нет ролевой поляризации и пропасти между поколениями, так как их соединяют возрастные посредники — лица, одинаково близкие как младшим, так и старшим членам группы. Воспитательные цели достигаются не назидательными занятиями и уроками, а передачей личного опыта, подражанием и выполнением повседневных обязанностей, которые в суровых, порою экстремальных условиях — не игра, упражнение, процедура, тренировка, а естественный способ продолжать свой путь и не погибнуть, выжить сегодня.

5. 5. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера: Сборник статей. - Смоленск: Ойкумена, 2002.

6. 6. Родоман Б.Б. Под открытым небом: О гуманистичном экологическом воспитании. - М.: Росс. гуманистич. об-во, 2004; изд. 2-е, М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006.

7. 7. Родоман Б.Б. Распределение ролей в неформальном досуговом коллективе. 2005. URL: http://www.rpri.ru

8. 8. Родоман Б.Б. Досуг вне государства: самоорганизация походных туристов

// Отечественные записки, 2005, № 6 (27), с. 206—213.

108

№ 1/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.