Научная статья на тему 'Возможности дополнительного образования для развития творческих способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья'

Возможности дополнительного образования для развития творческих способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капуста Светлана Михайловна

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ ДО ДДТ «Созвездие» в области обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В статье отражены результаты работы по инновационному проекту за два года. Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми-инвалидами в условиях учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капуста Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности дополнительного образования для развития творческих способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»

Возможности дополнительного образования для развития творческих способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Капуста С. М.

Капуста Светлана Михайловна / КарызШ Svetlana М1ккайоупа - заместитель директора

по методической работе,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Созвездие», г. Краснодар

Аннотация: в статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ ДО ДДТ «Созвездие» в области обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В статье отражены результаты работы по инновационному проекту за два года. Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми -инвалидами в условиях учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, инклюзивное образование, образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

На протяжении 5 лет работы в нашем учреждении сформировалась потребность (социальный заказ родителей) у субъектов образовательного пространства (родителей, педагогов общеобразовательных учреждений и детей) в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Раньше такие дети не то что не обучались в учреждениях дополнительного образования, но и были изолированы от общества и числились в школе за каким-нибудь классом, но данный класс не посещали, дабы не шокировать сверстников и не вызывать насмешки над собой.

На сегодняшний день очень большое внимание уделяется инклюзивному образованию и созданию доступной среды для людей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Наше учреждение не осталось в стороне и уже два года как реализует муниципальный инновационный проект по теме «Педагогическое сопровождение творческих достижений детей-инвалидов в образовательной среде дома творчества».

Работа с детьми-инвалидами массово началась еще в 2010 году, когда в учебную часть обратились двое родителей с просьбой включить их детей в состав объединения «Мастерская фантазий». Особенностью этих детей было то, что они имели диагноз «аутизм».

До этого были единичные случаи, когда родители приводили своих детей-инвалидов и детей с ОВЗ в такие объединения как «Вожатый - профессия сердца», «Компьютерный мир», «Студия раннего развития», «ИЗО». В силу обстоятельств программы детьми часто не осваивались: пропуски занятий по болезни или плохого самочувствия, медленного выполнения заданий. И как следствие этого возникла необходимость разработки индивидуальных программ и комплектование групп с включением в них детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Опыт работы с такими детьми наш коллектив нарабатывал по крупицам. Не все педагоги были психологически готовы работать с такими детьми. Но все же чувства сострадания и желания помочь детям с ОВЗ перебороли страх у педагогов, а также большим толчком к работе с такими детьми явились открытость, доброжелательность, любознательность детей и благодарность со стороны родителей.

На сегодняшний момент в нашем учреждении занимается в объединениях 33 ребенка с ОВЗ. Дети имеют различные диагнозы и принадлежат к разным возрастным категориям: от 4 до 16 лет.

В 2012 году мы пришли к выводу, что для каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная образовательная программа - своего рода индивидуальный образовательный маршрут. В ходе реализации адаптированной

образовательной программы могут вноситься корректировки в календарно-тематическое планирование. Ведь не всегда знаешь как ребенок с особенностями в физическом, интеллектуальном и психическом развитии воспримет, поймет и сможет освоить тот или иной материал. Поэтому корректировки тем занятий, количества часов, отведенных на определенную тему, порой очень необходимы.

В 2014-2015 учебном году 10 педагогов работали по 10 адаптированным образовательным программам с 24 детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В 2015-2016 учебном году 16 педагогов реализовывали адаптированные программы с 24 детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Ещё 11 детей-инвалидов и детей с ОВЗ занимались в группах по общеразвивающим программам.

Для более качественной работы педагог налаживает тесный контакт с родителями ребенка (законными представителями) и берет родителей себе в союзники, можно даже сказать напарники по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно спроектированная, дифференцированная (индивидуальная) образовательная программа, которая позволяет ребенку обучаться при непосредственной поддержке педагога. То есть педагог выступает в качестве советника, куратора. В период летней оздоровительной кампании дети имеют возможность попробовать разные виды деятельности и к началу учебного года (к сентябрю) уже определиться в каком объединении хотят заниматься и чему хочется научиться [1]. На начало учебного года проводится диагностика всех субъектов образовательного процесса: ребенка, родителя, педагога по следующим критериям:

• Осознанность цели;

• Осознанность личностных ресурсов и умений;

• Осознание своих творческих предпочтений и интересов;

• Адекватная самооценка;

• Умение обеспечивать презентацию своих достижений;

• Умение работать в группе;

• Отстаивать свою точку зрения;

• Способность к анализу и гибкому принятию решений;

• Способность разрабатывать стратегию достижений.

На основании анализа диагностических материалов сделаны следующие выводы:

В оценке своих способностей в реализации творческих достижений детей-инвалидов в большей степени проявляются крайние характеристики самооценки: очень низкие или очень высокие. То есть дети или преувеличивают свои возможности или наоборот их неадекватно занижают. Необходимо отметить, что детей с заниженной самооценкой на порядок больше, чем детей с завышенной.

Слабая способность к коллективной деятельности, стремление к индивидуализации, обособлению. То есть ребенок-инвалид в большей степени готов пренебречь коллективной работой, чем проявить усердие и активность в выполнении общего дела. Он критически оценивает работы других, но не стремится присоединиться к коллективному труду.

Есть ряд особенностей психического плана: низкая способность к концентрации, высокий уровень истощаемости, эмоциональная лабильность и др.

Тем не менее, самым значительным результатом диагностического обследования явилось общее для всех детей желание творчески самовыражаться и реализовываться. Стремление к самоутверждению было ярко выражено у всех детей-инвалидов.

Цель, которую ставит перед собой каждый педагог, работающий с детьми-инвалидами, это создание условий для самовыражения, самореализации творческого потенциала ребенка с ОВЗ.

Для детей с сохранным интеллектом созданы мини-группы по 5 человек, среди которых есть обычные дети. Данные группы созданы для социальной адаптации детей с ОВЗ и с целью научить детей с ОВЗ и детей-инвалидов работать в коллективе (группе).

Конечно, чтобы сформировать такую мини-группу, очень важна предварительная работа, которую проводят педагоги в летний период, когда работают на летних площадках дневного пребывания. Здесь важна воспитательная составляющая образовательного процесса. Совместные мероприятия, которые будут направлены на толерантное отношение друг к другу, на совместную успешную деятельность. В эти группы мы включаем детей со «скрытыми» диагнозами: лейкемия, сахарный диабет, нарушения речи, ДЦП и другие. Многие дети даже и не подозревают, что рядом с ними в группе обучается необычный ребенок. Но есть группы, в которых изначально обращается внимание, что в группе есть «уникальный» ребенок. В этом случае педагог рассказывает ребятам о достоинствах и увлечениях этого «уникального» ребенка.

Алгоритм организации учебно-воспитательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

1. С июня по август определяется круг детей, которые желают обучаться в наших объединениях.

2. Происходит первый пробный опыт обучения каким-либо видам деятельности в рамках реализации летней оздоровительной кампании.

3. Педагог анализирует индивидуальные особенности ребенка.

4. Администрация анализирует имеющиеся ресурсы (кадровые, материальные, организационные, психолого-педагогические) с целью организации работы с детьми-инвалидами как на базе учреждения, так и на дому.

5. Педагог составляет адаптированную общеразвивающую общеобразовательную программу для конкретного ребенка или группы.

6. Получает рецензию на программу.

7. Утверждение программы на педсовете, методсовете.

8. Родители предоставляют необходимый пакет документов (согласно уставу УДО) для зачисления ребенка в объединение.

9. Педагог реализует адаптированную программу.

10. Педагог организует взаимодействие с родителями (законными представителями), психологом, социальными партнерами, работу по максимальному включению ребенка-инвалида в учебно-воспитательный процесс.

11. Более 65 мероприятий, конкурсов, выставок, в которых приняли участие дети-инвалиды и дети с ОВЗ в 2015-2016 учебном году.

12. Педагог совместно с ребенком ведет дневник творческих достижений.

13. Анализ деятельности. Планирование на следующий год.

Индивидуальная работа с детьми-инвалидами становится тем персональным путем творческого развития личности ребенка, его потенциала, коммуникабельности, самостоятельности, творческих способностей.

Программа составляется сроком на 1 -3 года в зависимости от потребностей родителей и ребенка. Один ребенок может заниматься по двум адаптированным программам, закончив одну программу, он может быть зачислен в другое объединение для реализации другой программы.

Для фиксирования всех происходящих изменений в жизни ребенка был разработан Дневник творческих достижений. Предполагалось, что в нём будут фиксироваться не только события, происходящие в стенах ДДТ «Созвездие», но и все события, имеющие для ребенка созидающий, продуктивный характер. Это может быть и посещение театра, выставки, зоопарка.

Ребенку выдается Дневник творческих достижений, который необходимо заполнять в течение всего учебного года каждый раз после занятий с педагогом или какого-либо события. Дневник творческих достижений представляет собой тетрадь формата А4, состоящую из трех основных разделов: мотивационного, информационного и основного содержательного. Первые два раздела можно отнести к типовым, последний к - индивидуальному.

Основной раздел дневника достижений отражает индивидуальные впечатления ребенка о прожитом дне, в нем представлена личная оценка событий и работе ребенка на занятии. По мере заполнения дневник оформлялся фотографиями, рисунками, записями о планируемых целях.

Дневник имеет более личностную организацию, нежели образовательную. Ведение Дневника требует педагогического сопровождения. Педагогического сопровождения, осуществляемого педагогом, работающим с ребенком-инвалидом. И в этом случае от педагога дополнительного образования требуется мастерство понимания, некритического, вдохновляющего воздействия. Педагог выступает в качестве соавтора творческих достижений ребенка и каждый маленький успех ребенка педагог помогает отразить в дневнике [2].

Возможны единичные отказы от ведения дневника ребенком в случае наличия сложных физических и психических патологий. Некоторым детям, в силу их физического состояния тяжело системно заполнять дневник в этом случае дневник не велся, но для такого ребенка полезным оказалось ситуативная рефлексия в общении с педагогом.

В чем же заключается важность дневника для всех субъектов образовательного процесса: ребенка, педагога, родителей.

Для ребёнка важность заключается в том, что он наглядно видит, что он сделал, где поучаствовал, какое у него было настроение до занятий и после. Он сам сможет проанализировать свою работу за весь учебный год.

Для педагога: достиг ли педагог цели занятия, как строить дальнейшую работу с ребенком, освоил ли ребенок адаптированную программу.

Для родителей: системность работы с ребенком, его знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях, результаты обучения.

На основании того опыта работы, который имеется в нашем учреждении, можно смело сказать, что работа с детьми-инвалидами очень нужна современному образованию, она востребована и успешно реализуется нашими педагогами.

Такие выводы мы делаем на основании отзывов родителей, которые обращаются к нам с заявлениями о зачислении их ребенка на обучение в дом детского творчества.

Литература

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания / Е. А. Александрова // Новые ценности образования. М.: Шк. самоопределения, 2003. С. 71-81 (Вып. 3).

2. Аронова Е. Ю. Образовательное развитие педагога в аспекте культуры образовательного взаимодействия. Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Инновации в образовании». Международный журнал экспериментального образования. № 4, 2012. Краснодар. 22 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.