Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СПОНСОРОВ И ПАРТНЕРОВ В ИНДУСТРИИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СПОНСОРОВ И ПАРТНЕРОВ В ИНДУСТРИИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / СПОНСОРСТВО / СПОНСОРСТВО В СПОРТЕ / СПОНСОРЫ / СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ММА / UFC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гореликов В.А., Гаджиев К.А.

Цель исследования - оценить и проанализировать возможности использования спонсорства в смешанных единоборствах в России.Методы и организация исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников, изучение организации работы промоушенов и проведения турниров по смешанным единоборствам. Для достижения поставленной цели проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты российских и иностранных промоушенов по смешанным единоборствам. Проведен анализ материалов о возможности использования спонсорства в России, которые были выделены в ходе исследования.Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования специфики использования спонсорства в смешанных единоборствах в России и в мире. Описано спонсорство промоушенов, регулярных турниров и участвующих бойцов по смешанным единоборствам. Определен интерес к единоборствам у различных аудиторий. Проанализированы возможности для потенциальных спонсоров и партнеров, которые захотят получить свое продвижение через смешанные единоборства.Заключение. По итогам проведенного исследования нами были выделены перспективные возможности дополнительного финансирования смешанных единоборств через выстраивание работы со спонсорами и партнерами. Полученные данные позволяют специалистам сформировать представление об имеющихся возможностях в смешанных единоборствах как новом канале продвижения и коммуникации с аудиторией спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR SPONSORS IN THE MIXED MARTIAL ARTS INDUSTRY

The research purpose is to evaluate and analyze the possibilities of using sponsorship in mixed martial arts in Russia.Methods and organization of the research. The following methods were used during the research: the analysis of scientific and methodological literature, documentary and Internet sources, study of the organization of promotions and mixed martial arts tournaments. Scientific articles, official documents and Internet sites of Russian and foreign mixed martial arts promotions were analyzed to achieve the goal. The analysis of materials on the possibility of using sponsorship in Russia, which were highlighted during the research, was carried out.Research results. The article presents the results of the research on the specific use of sponsorship in mixed martial arts in Russia and in the world. The sponsorship of promotions, regular tournaments and participating mixed martial arts fighters is described. The interest in mixed martial arts among different audiences is determined. The opportunities for potential sponsors and partners who will want to get their promotion through mixed martial arts are analyzed.Conclusion. According to the results of the research, we have highlighted promising opportunities for additional funding of mixed martial arts through organizing work with sponsors and partners. The data obtained allow experts to form an idea of the available opportunities in mixed martial arts, as a new channel of promotion and communication with the sports audience.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СПОНСОРОВ И ПАРТНЕРОВ В ИНДУСТРИИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ»

УДК 796.075.8 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-120-127

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СПОНСОРОВ И ПАРТНЕРОВ В ИНДУСТРИИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ

В. А. Гореликов, К. А. Гаджиев

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - оценить и проанализировать возможности использования спонсорства в смешанных единоборствах в России.

Методы и организация исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников, изучение организации работы промоушенов и проведения турниров по смешанным единоборствам. Для достижения поставленной цели проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты российских и иностранных промоушенов по смешанным единоборствам. Проведен анализ материалов о возможности использования спонсорства в России, которые были выделены в ходе исследования. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования специфики использования спонсорства в смешанных единоборствах в России и в мире. Описано спонсорство промоушенов, регулярных турниров и участвующих бойцов по смешанным единоборствам. Определен интерес к единоборствам у различных аудиторий. Проанализированы возможности для потенциальных спонсоров и партнеров, которые захотят получить свое продвижение через смешанные единоборства.

Заключение. По итогам проведенного исследования нами были выделены перспективные возможности дополнительного финансирования смешанных единоборств через выстраивание работы со спонсорами и партнерами. Полученные данные позволяют специалистам сформировать представление об имеющихся возможностях в смешанных единоборствах как новом канале продвижения и коммуникации с аудиторией спорта.

Ключевые слова: спортивный маркетинг, спонсорство, спонсорство в спорте, спонсоры, смешанные единоборства, ММА, UFC.

OPPORTUNITIES FOR SPONSORS IN THE MIXED MARTIAL ARTS INDUSTRY

V.A. Gorelikov, gorelikov@mail.ru, ORCID:0000-0001-8676-3030

K.A. Gadzhiev, kamil03@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4147-6737

University "Synergy", Moscow, Russia

Abstract

The research purpose is to evaluate and analyze the possibilities of using sponsorship in mixed martial arts in Russia.

Methods and organization of the research. The following methods were used during the research: the analysis of scientific and methodological literature, documentary and Internet sources, study of the organization of promotions and mixed martial arts tournaments. Scientific articles, official documents and Internet sites of Russian and foreign mixed martial arts promotions were analyzed to achieve the goal. The analysis of materials on the possibility of using sponsorship in Russia, which were highlighted during the research, was carried out.

Research results. The article presents the results of the research on the specific use of sponsorship in mixed martial arts in Russia and in the world. The sponsorship of promotions, regular tournaments and participating mixed martial arts fighters is described. The interest in mixed martial arts among different audiences is determined. The opportunities for potential sponsors and partners who will want to get their promotion through mixed martial arts are analyzed.

Conclusion. According to the results of the research, we have highlighted promising opportunities for additional funding of mixed martial arts through organizing work with sponsors and partners. The data obtained allow experts to form an idea of the available opportunities in mixed martial arts, as a new channel of promotion and communication with the sports audience. Keywords: sports marketing, sponsorship, sponsorship in sports, sponsors, mixed martial arts, ММА, UFC.

ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт уже давно перестал выполнять в обществе просто социальную функцию. Он превратился в мощную индустрию и привлекательный бизнес для большого количества спортивных организаций (в первую очередь для профессиональных лиг и клубов, организаторов крупных спортивных соревнований), дающих возможности коммерчески правильно использовать интерес зрителей и болельщиков и выгодно продавать спортивные события как увлекательное зрелище [7]. Индустрия спорта стала значимой частью индустрии развлечений со всеми ее маркетинговыми атрибутами. Индустрия спорта стала формировать свои маркетинговые продукты для многочисленной аудитории не только популярных видов спорта, но и менее известных, но имеющих свои аудитории. Коммерциализация и последующая популяризация менее известных видов спорта, таких как ММА, привели к появлению новых возможностей для организации и проведения мероприятий [12]. Промоушены, турниры и бойцы по смешанным единоборствам стали набирать популярность и свою зрительскую аудиторию во всем мире, что привело к интересу спонсоров и партнеров, которые заинтересованы в данных аудиториях. Современные Mixed martial arts (ММА) — один из самых популярных и быстрорастущих видов спорта в мире и в России, интересных для участия, а также для медиа-потребления. Научные исследования по ММА пока немногочисленны, однако данная область исследования становится все более популярной. Смешанные единоборства в России обгоняют бокс не только по вниманию первых лиц, но и по количеству новостных поводов, турниров и популярных профессиональных бойцов. Аудитория смешанных единоборств сосредоточена в интернете, она моложе и активнее [17]. В данном исследовании были изучены возможности для взаимовыгодного сотрудничества спонсоров и партнеров со смешанными единоборствами в России.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения проблемы исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, научных статей, статей из журналов и интернет-источников; изучение организации работы промоушенов и проведения турниров по смешанным единоборствам. Актуальность данного анализа заключается в определении возможностей смешанных единоборств для потенциальных спонсоров и партнеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Тема данного исследования была выбрана исходя из потребности изучить возможности реализации спортивного спонсорства в смешанных единоборствах, изучить потенциальные объекты спонсорства, возможности реализации этой деятельности на отечественном рынке. В данном исследовании были проанализированы источники с развитых зарубежных рынков и развивающегося российского рынка. Изучены научно-методическая литература, научные статьи, статьи из журналов и интернет-источников.

Литературные источники об опыте спонсорства в отечественном спорте пока недостаточно глубоко раскрывают уровень и возможности отечественного рынка спонсорства смешанных единоборств. Есть отдельные статьи по индустрии единоборств В. Леднева [8] и К. Гаджиева [3], частично проблематика спонсорства в ММА раскрывается в статьях Е. Березанской [1] и Н. Калининой [17].

Еще одним источником информации стали работы специалистов, которые рассматривают данные вопросы с научной точки зрения. Среди отечественных специалистов можно выделить научные статьи В. Коноплева [6], К. Браткова [2] и В. Гореликова [5], в которых показываются подходы к маркетинговым возможностям рынка спортивного спонсорства в целом и смешанных единоборств в частности.

Более полноценно данные вопросы раскрыты в работах зарубежных авторов. Так, T. Eddy [12] J. Thomas [10] и P. Gift [9] показывают причины интереса больших аудиторий к ММА; SH. Bishop [11], K. MacDonald [13] и M. Devlin [14] рассказывают в своих научных исследованиях о работе с этими аудиториями, промоуше-нами и спонсорами.

Интересные подходы и информацию по данной тематике можно найти в российских интернет-источниках. Среди авторов, которые пишут про отечественный рынок единоборств, можно выделить статьи Л. Верещагиной [15], А. Лютикова [18] и Б. Губкина [16]. В статьях авторы показывают работу промоушенов, турниров и бойцов со спонсорами и партнерами в России, дают оценку спонсорских контрактов и показывают потенциальные направления для дальнейшего роста данного источника дохода для индустрии ММА. Проведенный анализ литературы показывает необходимость более качественного изучения вопросов спортивного спонсорства смешанных единоборств на российском рынке.

Мировая индустрия спорта является частью индустрии развлечений и сегодня конкурирует не только за болельщика или телезрителя, но и за внимание спонсоров. Спорт сегодня конкурирует за деньги спонсоров с другими видами индустрии развлечений — концертами, конференциями, фестивалями, которые привлекают для проведения своих мероприятий спонсоров и партнеров из бизнеса [4]. В этой непростой конкурентной среде представители смешанных единоборств смогли выстроить свои турниры и про-моушены так, что они привлекают внимание спонсоров и болельщиков. Турниры и бойцы ММА собирают большие аудитории на своих соревнованиях. Внушительные аудитории имеют бойцы и промоуше-ны в социальных сетях. Благодаря новым каналам распространения трансляций турниров активно расширяется во всем мире аудитория зрителей, которая интересуется

смешанными единоборствами. Эти аудитории активно формируются в устойчивых потребителей и становятся интересны спонсорам. Спонсоры все активнее выстраивают свое сотрудничество с представителями смешанных единоборств. В ММА спонсоры приходят за четким взаимодействием с целевой аудиторией бренда [18]. Это мировая тенденция. Так, мировой лидер ММА американский про-моушен Ultimate Fighting Championship (UFC) активно изучает и расширяет свои аудитории. В проведенном UFC исследовании изучалось, как фанаты отождествляют себя со спортом, в данном случае со смешанными боевыми единоборствами и чемпионатом UFC, как влияют на оценки совпадающих и несовместимых спонсоров. Онлайн-анкетный опрос 911 участников исследования показал, что болельщики оценили всех спонсоров UFC более положительно, чем те, кто не был вовлечен в смешанные единоборства. Результаты также показали, что VIP-фанаты промоушена оценили спортивных спонсоров более благоприятно, чем спонсоров, не связанных со спортом. Обычные фанаты более благосклонно оценивали неспортивных спонсоров, предполагая, что идентификация поклонников и соответствие спонсоров является критическим фактором для определения эффективности спонсорства спорта [14]. Для спортивной организации оценкой эффективности работы со спонсорами и партнерами является объём привлеченного финансирования за счет реализации спонсорских и партнерских предложений — сумма привлеченных денежных средств и пересчет средств от бартерных договоров. Еще одним показателем эффективности работы спортивной организации может быть количество имеющихся предложений для спонсоров и их соотношение с реализованными договорами [5]. Значимым критерием для оценки спонсорства являются аудитории спорта, с которыми спонсор может выстроить свои коммуникации.

Российский сегмент ММА не отстаёт от мировых тенденций и активно расширяет свои возможности для сотрудничества со спонсорами и партнерами. Промоушена-ми и бойцами ведется разнообразная работа по расширению своих зрительских аудиторий. Объектами для спонсорства выступают сами промоушены, проводимые ими турниры и бойцы по смешанным единоборствам.

В результате проведенного исследования литературных источников и научных статей, изучения организации работы про-моушенов и проведения турниров по смешанным единоборствам удалось определить основные объекты спонсорства в смешанных единоборствах в России и в мире:

• промоушены по смешанным единоборствам;

• турниры по смешанным единоборствам;

• бойцы из смешанных единоборств. Промоушены

Промоушены стали первыми, кто начал привлекать для сотрудничества спонсоров и партнеров в смешанных единоборствах. Следующим этапом стало привлечение спонсоров и партнеров к отдельным турнирам. С увеличением узнаваемости и формированием личных аудиторий появился интерес спонсоров к бойцам из ММА.

В 2015 году бренд спортивной одежды «Reebok» заключил с UFC контракт на 6 лет. Все спортсмены в зависимости от количества проведённых боев и своего статуса получали выплаты от «Reebok». Промо-ушен обязал носить экипировку данного бренда на все официальные мероприятия UFC [6]. Стоимость этого спонсорского соглашения, по данным NY Post, составила $70 млн.

Reebok получил статус эксклюзивного экипировщика всех турниров UFC в 2015 году, лишив бойцов возможности индивидуального сотрудничества с другими брендами. Однако по условиям контракта Reebok выплачивала бонусы всем участни-

кам турниров UFC. Новичок (до пяти боев в карьере) мог рассчитывать на $2500 за бой, чемпион — на $40 000. Кроме того, бойцам пожизненно гарантировано 20% прибыли от продажи товаров с использованием их имен и/или изображений [17]. Соглашение с Reebok истекло в 2020 году. В этом же году менеджмент UFC объявил о новом техническом партнёре промоуше-на — компании, производящей одежду для смешанных единоборств Venum. В настоящее время UFC является мировым лидером во всем ММА. Его популярность резко возросла за последнее десятилетие, поэтому вполне разумно, что у UFC есть готовые спонсорские предложения и большой список брендов-спонсоров в различных товарных категориях, от брендов спортивной одежды до потоковых сервисов. Среди основных спонсоров и партнеров промоушена — DraftKings, ESPN, Harley-Davidson, Love Hemp, Modelo, Monster Energy, Nemiroff, O2 Industries, Oscar Mayer, Stake.com, TikTok и Venum [21].

В России нет промоушенов с такими сильными спонсорами и партнерами. Были активации через титульное спонсорство промоушена. Так, знаменитая марка энергетического напитка подписала спонсорский контракт с Gorilla Fighting Championships, но после продажи данного промоушена сотрудничество завершилось. Можно отметить действующий контракт букмекера BetBoom с промоушеном AMC Fight Nights, который оценивается в 50 млн. рублей. Сотрудничество букмекерской компании Olimpbet с MMA-промоушенами: стоимость сезона каждого оценивается в 8-12 млн, однако здесь сезон не обязательно длится год [16]. Пример UFC показывает ведущим российским промоушенам Absolute Championship Akhmat, AMC Fight Nights, RCC Boxing Promotions, в каком направлении необходимо выстраивать свою работу и какие есть возможности для привлечения спонсоров и партнеров в ближайшем будущем.

Турниры

Еще одним качественным объектом для спонсорства являются турниры, которые объединяют несколько боев с участием бойцов по смешанных единоборствам в различных категориях среди мужчин и женщин. Периодичность таких турниров разная — это могут быть серии турниров, но с отдельным продвижением, позиционированием и привлечением спонсоров и партнеров. Такие турниры могут принадлежать промоушену, например,иРС и ведущим промоушенам в России и в мире. Есть регулярные турниры, не принадлежащие промоушенам. Часто проводятся событийные турниры с привлечением бойцов из разных про-моушенов.

Если турнир принадлежит промоушену, то, как правило, основные спонсорские позиции отдаются спонсорам и партнерам промоушена и оставшийся спонсорский инвентарь реализуется разовыми предложениями под конкретный турнир из серии. Значительно больше возможностей предлагают турниры, не принадлежащие промоушенам, и событийные турниры.

При реализации спонсорских предложений на такие турниры есть больше возможностей для потенциальных спонсоров и партнеров: получение статуса (титульный или генеральный) спонсора и его продвижение во время подготовки и проведения турнира, использование спонсорского инвентаря во время турнира на октагоне или «клетке» (нанесение рекламы спонсора на помост, на стойки ограждения и прочие возможности спортивной арены), активное продвижение в ^^а1-аудиториях турнира, а также возможность для организаторов привлекать бойцов к рекламным компаниям спонсора.

Чтобы выжить и маленьким, и большим турнирам необходимы спонсорские деньги. В роли спонсоров обычно выступают российские розничные компании, продающие брутальные товары —

автомобили, мужскую одежду, спортивное питание [15]. Этим компаниям интересны аудитории, которые формируются благодаря таким турнирам. Организаторы могут предоставить спонсорам возможности и выстроить прямые коммуникации с компаниями во время проведения турниров, через различные виды активаций.

Бойцы

Эффективным видом активации спонсорства в смешанных единоборствах является возможность выстроить сотрудничество с бойцами смешанных единоборств. Особый интерес вызывают чемпионы — они уже хорошо узнаваемы, постоянно находятся в информационном пространстве и ассоциируют себя с победами. Среди таких ярких личностей можно выделить ирландского бойца из UFC Конора Мак-грегора.

Основной доход Конора во время боев составляют не выплаты от участия, а спонсорские соглашения. Ирландец получил от спонсоров около $80 млн, такие суммы он никогда не заработает исключительно боями в UFC. Первым крупным контрактом ирландца стала реклама наушников Beats. Доход Макгрегора от неё не разглашался, но английские СМИ отметили, что боец — главное рекламное лицо компании в Европе и в Великобритании. Также у Конора есть рекламные контракты с Reebok, Monster Energy, Bud Light [19].

Среди российских представителей смешанных единоборств выделяется знаменитый чемпион из UFC Хабиб Нурмаго-медов. Сотрудничая с Gorilla, Reebok и Toyota, Хабиб заработал $40 млн. 18 августа 2021 года контракт с производителем энергетических напитков был продлен еще на пять лет. Эта сделка принесет Нур-магомедову более $7 млн. Для него это пока самый крупный контракт [20]. Из российских действующих спортсменов также можно выделить бойцов с потенциалом для сотрудничества со

спонсорами. Анатолий Токов начинал с боевого самбо, потом перешел в смешанные единоборства и сейчас является бойцом американского промоушена Bellator. Еще один российский боец, Дамир Исмагулов, занимался разными видами единоборств, выполнил нормативы мастера спорта по универсальному бою и по армейскому рукопашному бою, в настоящее время является бойцом UFC. Забит Магомедшарипов начинал свой поход в смешанные единоборства через занятия самбо и ушу, сейчас представляет UFC. Виталий Минаков, один из разносторонних бойцов, становился четырёхкратным чемпионом мира по спортивному самбо, имеет звание мастера спорта по дзюдо и вольной борьбе [3]. Все эти бойцы могут стать интересными объектами спонсорства. Основным спонсорским инвентарем бойца является боевая экипировка, в которой он выходит на бой. Часть рекламных мест может принадлежать промоушену, часть — бойцу. Для активации спонсорства бойца используются также digital-возможности как самого спортсмена, так и его промоушена. Как правило, это социальные сети — в основном Instagram, YouTube и ставший популярным в последнее время TikTok.

Как показывает анализ, со всеми объектами спонсорства в смешанных единоборствах можно качественно выстраивать работу по привлечению спонсоров и партнеров для взаимовыгодного сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березанская, Е. 50 звезд шоу-бизнеса и спорта. Рейтинг 2021 года / Е. Березанская // Forbes. -2021. - № 8 (209). - С. 82-101.

2. Братков, К. И. Маркетинговые продукты в спорте как инструменты конкурентной борьбы в индустрии спорта / К. И. Братков, В. А. Гореликов // Современная конкуренция. - 2020. - № 4 (80). - С. 46-57. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-2539

3. Гаджиев, К. А. Смешанные единоборства - новый маркетинговый продукт индустрии спорта в России / К. А. Гаджиев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 108-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-108-114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования нами были выделены возможности дополнительного финансирования смешанных единоборств через выстраивание работы со спонсорами и партнерами. Для более эффективной работы в данном сегменте спорта необходимо:

• использовать основные объекты спонсорства в смешанных единоборствах — промоушены, турниры и бойцов;

• изучить опыт работы со спонсорами во время подготовки и проведения турниров мирового уровня, которые прошли за последнее время в России, и начать применять его в смешанных единоборствах;

• переформатировать свои спонсорские и партнерские предложения в новые формы и содержание, которые позволят вести качественную деятельность с аудиториями смешанных единоборств, особенно в направлении digital;

• выделить ресурсы на подготовку и переподготовку профильных специалистов, которые будут вести работу со спонсорами и партнерами, для того чтобы ввести их в штатные структуры спортивных организаций по смешанным единоборствам.

Полученные данные позволят специалистам сформировать представление об имеющихся возможностях спортивного спонсорства в смешанных единоборствах как новом канале продвижения компаний и коммуникации с перспективной аудиторией.

4. Гореликов, В. А. Спонсорство как возможность конкурировать в спорте / В. А. Гореликов // Современная конкуренция. - 2019. - № 4 (76). - С. 46-57. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10403

5. Гореликов, В. А. Особенности оценки эффективности спортивного спонсорства в России / В. А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 89-95. D0I:10.36028/2308-8826-2021-9-1-89-95

6. Коноплев, В. В. Организационные аспекты международной спортивной организации на примере UFC / В. В. Коноплев, Г. В. Сафонова, Е. В. Харчен-ко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - C. 200-204. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.

7. Леднев, В. Спортивное событие - ключ к успеху I

B. Леднев, К. Гаджиев || Спорт и бизнес. - 2015, -№ В. - С. 59-61.

В. Леднев, В. А. Новые форматы крупных соревнований: изменения ради популяризации спорта или дополнительной прибыли? | В. А. Леднев || Вестник РМОУ. - 2017. - № 2 (23). - С. 42-49.

9. Entertainment Design in Mixed Martial Arts: Does Cage Size Matter? I Gift P. II Journal of Applied Sport Management: Volume ll, 20l9 - Issue 2. -

C. l0-26.

10. Exploring Buyer Motivation to Improve Management, Marketing, Sales, and Finance Practices in the Martial Arts Industry | J. Thomas || International Journal of Marketing Studies; Vol. 9, No. 2; 2017. - С. l2-35.

11. Mixed martial arts: A comprehensive review | Bishop SH., Bounty L., Devlin, P.M. || J Sport Human Perf Volume 1, 2013 - Issue 1 - С. 2В-42.

12. Motivations and Mediated Consumption Habits of Users of Mixed-Martial-Arts Online Message Boards I Eddy T. Reams L. Dittmore S. || International Journal of Sport Communication, Volume 9, 2016. - С. 440-459.

13. Ultimate Fighting Championship Fans: Foundations of Sub Cultural Stratification I MacDonald K.E., Lamont M. & Jenkins J. M. || Leisure Sciences Volume 41, 2019 - Issue 6. - C. 441-459.

14. «Ultimate» sponsorship: fan identity, brand congruence, and the Ultimate Fighting Championship I M. Devlin, N. Brown, A. Billings, S. Bishop || International Journal of Sport Management and Marketing, 14(1|2|3|4), 2013. - С. 96-115.

REFERENCES

1. Berezanskaya, E. 50 stars of show business and sport. Rating 2021 / E. Berezanskaya // Forbes. -2021. - № 8 (209). - p. 82-101.

2. Bratkov K.I., Gorelikov V.A. Marketing products in sports as tools of competition in the industry of sports / K.I. Bratkov, V.A. Gorelikov // Modern Competition. - 2020. - № 4 (80) - p. 46-57. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-25-39

3. Gadzhiev, K.A. Mixed martial arts - a new marketing product of the sports industry in Russia / K.A. Gadzhiev // Science and sports: current trends. -2021. -1 9, № 3. - p. 108-114. DOI: 10.36028/23088826-2021-9-3-108-114

4. Gorelikov, V.A., Sponsorship as an opportunity to compete in sport // Modern Competition. 2019. № 4 (76) - p. 46-57. DOI: 10.24411/1993-7598-201910403

5. Gorelikov V.A. Assessment peculiarities of effectiveness of sports sponsorship in Russia / V.A. Gorelikov // Science and Sports: current trends. - 2021. - T 9, № 1. - p. 89-95. D0I:10.36028/2308-8826-2021-9-1-89-95

6. Konoplev, V.V. Organizational aspects of the international sports organization on the example of UFC / V.V. Konoplev, G.V. Safonova, E.V. Kharchenko // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 2020. -№ 4 (182). - p. 200-204. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.

15. Верещагина, Л. Кто и как зарабатывает на ММА Рынок смешанных единоборств - от подпольных боев до турниров с телетрансляциями / Л. Верещагина. - https://www.the-village.ru/ business/stories/249931-mma (дата обращения 04.02.2022).

16. Губкин, Б. Букмекеры потратят на спортивное спонсорство 4,5 млрд рублей в 2021 году / Б. Губкин. - https://bookmaker-ratings.ru/news/ bukmekery-potratyat-na-sportivnoe-sponsorstvo-4-5-mlrd-rublej-v-2021-godu/ (дата обращения 04.02.2022).

17. Калинина, Н. Секретная бухгалтерия турниров UFC: экономика компании, которая выросла в 2000 раз за 15 лет / Н. Калинина. - https:// www.forbes.ru/biznes/3998 51-sekretnaya-buhgalteriya-turnirov-ufc-ekonomika-kompanii-kotoraya-vyrosla-v-2000-raz-za (дата обращения 04.02.2022).

18. Лютиков, А. Деньги в клетке. Как устроен бизнес ММА / А. Лютиков. - https://www.forbes.ru/ story/333869-dengi-v-kletke-kak-ustroen-biznes-mma (дата обращения 04.02.2022).

19. Майоров, В. На чем зарабатывает Макгрегор. Полный разбор его бизнес-империи / В. Майоров.

- https://sport.business-gazeta.ru/article/227715 (дата обращения 04.02.2022).

20. Петров, А. Энергетик-тариф / А.Петров. - https:// www.kommersant.ru/doc/4947069 (дата обращения 04.02.2022).

21. UFC Sponsors: The Complete List of 12 Brands /

- https://wayofmartialarts.com/ufc-sponsors/ (дата обращения 04.02.2022).

7. Lednev, V. Sports event - the key to success / V. Led-nev, K. Gadzhiev // Sport and business. - 2015. -№ 8. - p. 59-61.

8. Lednev, V. A. New formats of major competitions: changes for the sake of popularization of sport or additional profits? / V. A. Lednev // Bulletin of RIOU. - 2017. - № 2 (23). - p. 42-49.

9. Entertainment Design in Mixed Martial Arts: Does Cage Size Matter? / Gift P. // Journal of Applied Sport Management: Volume 11, 2019. - Issue 2. - p. 10-26.

10. Exploring Buyer Motivation to Improve Management, Marketing, Sales, and Finance Practices in the Martial Arts Industry / J. Thomas // International Journal of Marketing Studies; Vol. 9, No. 2; 2017. - p. 12-35.

11. Mixed martial arts: A comprehensive review / Bishop SH., Bounty L., Devlin, P.M. // J Sport Human Perf Volume 1, 2013 - Issue 1. - p. 28-42.

12. Motivations and Mediated Consumption Habits of Users of Mixed-Martial-Arts Online Message Boards / Eddy T. Reams L. Dittmore S. // International Journal of Sport Communication, Volume 9, 2016. - p. 440-459.

13. Ultimate Fighting Championship Fans: Foundations of Sub Cultural Stratification / MacDonald K.E., Lamont M. & Jenkins J. M. // Leisure Sciences Volume 41, 2019. - Issue 6. - p. 441-459.

14. «Ultimate» sponsorship: fan identity, brand con-

gruence, and the Ultimate Fighting Championship / M. Devlin, N. Brown, A. Billings, S. Bishop // International Journal of Sport Management and Marketing, 14(1/2/3/4), 2013. - p. 96-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Vereshchagina, L. Who and how earns on the market of mixed martial arts - from underground fights to tournaments with TV broadcasts / L. Vereshchagina. - https://www.the-village.ru/business/ stories/249931-mma (accessed 04.02.2022).

16. Gubkin, B. Bookmakers will spend 4.5 billion rubles on sports sponsorship in 2021 / B. Gubkin. - https:// bookmaker-ratings.ru/news/bukmekery-potratyat-na-sportivnoe-sponsorstvo-4-5-mlrd-rublej-v-2021-godu/ (accessed 04.02.2022).

17. Kalinina, N. Secret accounting of UFC tournaments: company economy, which increased by 2000 times within 15 years / N. Kalinina. - https://www.

forbes.ru/biznes/399851-sekretnaya-buhgalteriya-turnirov-ufc-ekonomika-kompanii-kotoraya-vyro-sla-v-2000-raz-za (accessed 04.02.2022).

18. Lyutikov, A. Money in the cage. How MMA business is arranged / A. Lutikov. - https://www.forbes.ru/ story/333869-dengi-v-kletke-kak-ustroen-biznes-mma (accessed 04.02.2022).

19. Mayorov, V. What McGregor earns. A complete analysis of his business empire / V. Mayorov. - https:// sport.business-gazeta.ru/article/227715 (accessed 04.02.2022).

20. Petrov, A. Energetik-tariff / A. Petrov. https:// www.kommersant.ru/doc/4947069 (accessed 04.02.2022).

21. UFC Sponsors: The Complete List of 12 Brands / - https://wayofmartialarts.com/ufc-sponsors/ (accessed 04.02.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гореликов Валерий Афанасьевич (Gorel.ikovVal.erij Afanas'evich) -заместитель декана факультета индустрии спорта, старший преподаватель кафедры спортивного маркетинга; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; 105318, г. Москва, Измайловский вал, д. 2; v_gorelikov@mail.ru; 01?СЮ:0000-0001-8676-3030 Гаджиев Камил Абдурашидович (Gadzhiev ^тК Abdurashidovich) - аспирант кафедры спортивного менеджмента; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; 105318, г. Москва, Измайловский вал, д. 2; kamil03@mail.ru; 01?СЮ: 0000-0003-4147-6737

Поступила в редакцию 10 января 2022 г. Принята к публикации 15 февраля 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гореликов, В.А. Возможности для спонсоров и партнеров в индустрии смешанных единоборств / В.А. Гореликов, К.А. Гаджиев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 120-127. DOI:10.36028/2308-8826-2022-10-1-120-127

FOR CITATION

Gorelikov V.A., Gadzhiev K.A. Оpportunities for sponsors in the mixed martial arts industry. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 120127 (in Russ.) D0I:10.36028/2308-8826-2022-10-1-120-127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.