Научная статья на тему 'Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / AFFORDABLE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунагатуллина Ирина Ириковна, Пушкарева Анастасия Алексеевна, Пустовой Това Ольга Васильевна, Яковлева Лариса Анатольевна

Данная статья призвана привлечь внимание к такой проблеме, как обучение детей с ограниченными возможностями в век цифровых технологий. Авторами статьи проведен анализ возможностей организации дистанционной формы обучения лиц с ОВЗ. Особое внимание акцентируется на роли новых информационных технологий в такого рода обучении, перечисляются их основные преимущества и недостатки. Также на основе отечественного опыта применения инновационного способа обучения особенных детей, авторы представляют алгоритм организации эффективных дистанционных занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунагатуллина Ирина Ириковна, Пушкарева Анастасия Алексеевна, Пустовой Това Ольга Васильевна, Яковлева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING OPPORTUNITIES FOR WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

This article is intended to draw attention to the problem of teaching children with disabilities in the digital age. The authors of the article analyzed the possibilities of organizing distance learning for people with disabilities. Special attention is paid to the role of new information technologies in this kind of training, and their advantages and disadvantages are listed.

Текст научной работы на тему «Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сунагатуллина Ирина Ириковна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: vocxod@list.ru

Пушкарева Анастасия Алексеевна,

студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: Lelik-96@bk.ru

Пустовойтова Ольга Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Яковлева Лариса Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: larisa_yakovleva_2012@mail.ru

Данная статья призвана привлечь внимание к такой проблеме, как обучение детей с ограниченными возможностями в век цифровых технологий. Авторами статьи проведен анализ возможностей организации дистанционной формы обучения лиц с ОВЗ. Особое внимание акцентируется на роли новых информационных технологий в такого рода обучении, перечисляются их основные преимущества и недостатки. Также на основе отечественного опыта применения инновационного способа обучения особенных детей, авторы представляют алгоритм организации эффективных дистанционных занятий.

Ключевые слова: дистанционное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, информационные технологии, образовательные учреждения, доступное образование.

о с

CJ

см оэ

На современном этапе развития общества человечеству сопутствуют такие взаимосвязанные ценности, как гуманизм и толерантность. Они затрагивают многие сферы деятельности, в том числе, становятся основой взаимодействия участников образовательного процесса. Так, на сегодняшний день развитые цивилизационные государства стремятся обеспечить равный доступ к качественному обучению всех категорий населения, независимо от социального статуса, расы, пола и наличия инвалидности. При этом уровень полученных знаний должен отвечать требованиям современного этапа развития общества и способствовать успешной социализации и реализации всех возможностей, заложенных в каждой личности [11].

Одной из наиболее обсуждаемых является проблема права на доступное образование людей с ограниченными возможностями здоровья, актуальность которой обусловлена неуклонным ростом численности особенных детей. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно их количество увеличивается примерно на 5 процентов: сегодня среди детей в возрасте от 0 до 14 лет насчитывается 95 млн.детей с инвалидностью, примерно 13 млн из них страдают тяжелыми формами расстройств [9].

В связи с ратифицированием Россией таких Конвенций ООН, как: «О правах ребенка», «О правах инвалидов», а также Декларации ООН «О правах умственно отсталых» [8,7,4] в настоящее время дети с ОВЗ признаются полноправными участниками образовательного процесса, непрерывно развивается специальное образование, как на уровне отдельных государств, так и на мировом уровне в целом.

Наблюдается осуществление положительных установок в сфере образования: дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных организациях или инклюзивно, вместе со своими здоровыми сверстниками. В условиях инклюзии некоторые категории детей с особенности в физическом и/или психическом развитии также могут получать дистанционное образование.

Дистанционное обучение (ДО) - это процесс, при котором осуществляется интерактивное взаимодействие не только между обучающим и обучающимся, но и между ними и интерактивным источником информационного ресурса. ДО реализуется по средствам ИКТ и отражает все присущие учебному процессу компоненты. Данная форма обучения позволяет детям с особенностями в физическом и/или психическом развитие уда-

ленно получать теоретические знания и осваивать информационно-коммуникационные технологии [2].

Несмотря на то, что идея обучать людей на расстоянии находит свое воплощение уже в 19 веке в Великобритании [1], а в России, согласно Закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N3266-1 применение дистанционных образовательных технологий было предусмотрено уже в 1992го-ду [6], такой формат обучения все же стоит признать инновационным проектом, так как методика дистанционного образования только формируется и совершенствуются, а деятельность научных школ направлена на накопление теоретического и практического опыта.Сегодня, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №73-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование является наиболее эффективным способом обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [13].

Представленная модель обучения приобретает все большую популярность в сфере специального образования. На сегодняшний день она активно реализуется в таких развитых странах, как Канада, США, Германия, Великобритания, Франция. Выраженную социальную значимость данный формат обучения имеет и в Российской Федерации.

Несмотря на стремление российского правительства обеспечить равные права на образование, далеко не все отечественные образовательные учреждения готовы реализовать их, ссылаясь отсутствие квалифицированного персонала, способного работать с особыми детьми, отсутствие материально-технического оснащения, которое представляет собой доступную среду для обучения детей с ОВЗ, отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения.

Для детей, которые по причине ограниченных возможностей здоровья не могут посещать образовательные учреждения обучение на дому становится рациональным выходом из сложившейся ситуации. Ранее единственной формой такого обучения являлась очная, подразумевающая посещение педагогом дома обучающегося, однако с 2009 года доминирующей становится дистанционная форма обучения.

Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации создаются условия для организации дистанционного образования особенных детей, включая выделение средств из федерального и регионального бюджетов на оснащение мест их проживания необходимыми техническими средствами и предоставление доступа к сети Интернет. Для каждого ученика педагогами разрабатывается индивидуальная учебная программа. Образовательный процесс организуется в соответствие с вы-

бранной формой проведения занятий и доступен в программе для оперативного взаимодействия с обучающимся в режиме онлайн (англ. online -доступность возможности двустороннего общения в режиме реального времени [3]).

Несмотря на дистанцию между субъектами во время обучения, существует реальная возможность взаимодействия детей с педагогами, общения с другими обучающимися, по средствам компьютерных коммуникаций. В организации отечественного дистанционного образования, соответствуя чертам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день успешно применяются личностно-ориентированные группы технологий. Рассмотрим две наиболее популярные из них [10].

1. Телекоммуникационные технологии. Телекоммуникационные технологии определяют диалогический процесс в условиях дистанционного обучения. Они позволяют осуществлять передачу информации в необходимых форматах, выстраивать коммуникации, обеспечивать взаимодействие между различными участниками сети. Представленные технологии классифицируются по способу обмена информацией - онлайн и офлайн.

Онлайн-технологии характеризуются обменом информации в режиме реального времени, в то время как использование офлайн-технологий подразумевает возможность просмотра передаваемой информации с помощью специальных программ в любое удобное для субъекта образования время.

Отметим, что все офлайн-технологии достаточно требовательны к ресурсам компьютера и к пропускной способности линии связи. Однако они применяются и в условиях отсутствия стабильного подключение к Интернету. Примерами данных технологий являются электронная почта и различные варианты телеконференций, среди них: аудио-видеозаписи уроков, презентации, текстовые рассылки. Наименее консервативным вариантом офлайн-технологий в образовании являются научные и художественные фильмы.

Результативность офлайн-технологий заключается в организации оперативного контроля на основе самостоятельных и контрольных работ, оцениваемых педагогами вручную.

Оценивая преимущества онлайн-технологий, стоит выделить возможность обмена текстовыми сообщениями в Интернете в режиме реального времени. При простом варианте беседа осуществляется между двумя пользователями. Коллективная беседа становится возможной только при подключении к специальному серверу. Удобный интерфейс программ позволяет пользователю существенно сэкономить время: перед пользователем находится экран, отражающий сообщения адресата, также существует возможность пригласить человека в диалог, скрытый от других пользователей.

В случае организации совместных дистанционных занятий значимыми являются сетевые техно-

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

логии ДО. Это связано с тем, что они позволяют в полной мере реализовать распределение образовательных ресурсов и кадрового потенциала. Особо внимание стоит уделить телекоммуникационным технологиям, осуществляющимся в формате вебинаров.

1.1. Вебинар (онлайн-семинар). Представленная форма проведения дистанционного занятия является разновидностью веб-конференции, которая, как правило, организуется в формате онлайн-встречи или онлайн-презентации через сеть Интернет.

Вебинар - это одно из наиболее прогрессивных и эффективных средств дистанционного обучения лиц с ОВЗ в России. Популярность онлайн-семинаров во многом обусловлена их доступностью и множеством возможностей, которые они предоставляют.

Так, среди предложенных вебинарной комнатой функций, основной является возможность выступления одного или нескольких ведущих, при этом выступающие могу воспользоваться функцией демонстрации своего рабочего стола или электронной доской.

На протяжении всего онлайн-семинара доступен текстовый чат, благодаря которому обучающиеся активно включаются в образовательный процесс. По средствам письменных комментариев, дискуссий между учащимися и педагогом осуществляется обратная связь, дающая преподавателю представление о том, как идет процесс обучения, информирует его о возможных проблемах усвоения материала учащимися, позволяет определить уровень достижения цели, что, безусловно, устанавливает благоприятную перспективу на дальнейшие повышение эффективности обучения. Включению детей в образовательный процесс также способствует запуск опросов и тестов в течении онлайн-семинара.

Функция подключения обучающихся к микрофону и видеокамере определяет возможность обучающихся с ОВЗ выйти из «зоны комфортна», способствует формированию навыков публичных выступлений, межличностных коммуникаций, помогает преодолеть такие свойственные особенным детям черты характера, как стеснительность и замкнутость.

На наш взгляд, несомненным преимуществом вебинара является наличие функции записи трансляции. Повторное просматривание записи способствует закреплению прослушанного на занятии материала. Также, данная функция предоставляет возможность освоения материала обучающемуся, который не смог присутствовать на онлайн-занятие.

Кроме традиционных онлайн-семинарских занятий, положительно зарекомендовали себя так 5 называемые «нетрадиционные» формы веб-кон-§ ференций: семинар-пресс-конференция, семинар-

визуализация и другие. ° 2. Электронные учебно-методические ком-1 плексы (ЭУМК). Представленные учебно-

методические комплексы являются элементом единой системы обеспечения обучения в РФ. Они направлены на максимальную реализацию образовательной программы в условиях организации дистанционного обучения детей с ОВЗ. В числе нормативных требований к ЭУМК - соответствие содержания федеральным государственным образовательным стандартам.

Электронные учебно-методические комплексы включают в себя: компьютерные практикумы, учебные пособия, аудио-видеоматериалы и иные материалы, предназначенные для передачи информации по каналам связи, адаптированных к особенностям нарушений развития у детей с ОВЗ.

Значимым составляющим инновационных комплексов является электронное учебное издание (ЭУИ), обеспечивающее эффективность процесса обучения во всех его звеньях. ЭУИ обеспечивает:

- разработку и корректировку когнитивных задач;

- презентацию учебного материала;

- организацию применения полученных теоретических знаний, по средствам выполнения заданий, ориентированных на формирование навыков и знаний;

- обратную связь с учащимися, в том числе мониторинг их самостоятельной работы;

- разработку методических рекомендаций по самообучению, с целью осуществления подготовки к продолжению учебной деятельности.

К ЭУИ также относится специальное устройство или же программное обеспечение, используемое в ходе обучения - электронный мультимедийный учебник. Представленные устройства создаются при помощи системы автоматизированного проектирования сетевых обучающих курсов и являются достойной заменой традиционных учебников, так как обладают рядом преимуществ: простотой, способностью повышать мотивацию детей к получению знаний, удобством в использовании.

Стоит отметить, что электронные учебники позволяют демонстрировать обучающимся не только текст, но и мультимедийный материал, включающий регулярно обновляющиеся интерактивные блоки проверки знаний.

Безусловно, применение электронных учебно-методических комплексов в дистанционном обучении детей с ОВЗ создает принципиально новые возможности для особенных детей и является рациональным выбором в организации ДО.

Анализ реализующихся на территории России групп информационных компьютерных технологий дает нам основание судить о многообразии способов организации дистанционного обучения. Однако, отметим, что вне зависимости от выбранных форм проведения инновационных занятий, педагогу необходимо учитывать различные факторы, влияющие на развитие ребенка с ОВЗ в процессе дистанционного обучения. Среди них выделяют:

- особенности психических познавательных процессов каждого особенного обучающегося;

- уровень эмоционально-волевой устойчивости и самоконтроля, а также уровень учебной мотивации и работоспособности;

- резерв знаний и представлений об окружающем мире;

- наличие операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Не мене значимым является тщательное соблюдение и проработка педагогом этапов организации занятий инновационного формата. М.В. Ди-калова и В.И. Спирина в своей научной работе выделяют следующие этапы [5]:

1. Планирование и подготовка. На начальном этапе организации проводится диагностика потребностей детей в сопровождении и поддержке. Педагог определяет исходный уровень знаний и умений своих учеников. На данном этапе осуществляется разработка комплекса методических материалов коррекционное-педагогическое сопровождения.

2. Сопровождение обучения. Деятельность педагога на данном этапе ориентирована на углубление знаний, развитие навыков и умений обучающихся. Учитель проводит групповые или индивидуальные консультирования по конкретным проблемам, выявленным на предыдущем этапе, тестирование, а также осуществляет организацию информационного обмена и контактов между обучающимися, актуализацию их внутренних сил и резервных возможностей.

3. Использование результатов обучения и итоговый анализ. Целью педагога на завершающем этапе дистанционного образования является закрепление усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений по средствам организации индивидуальных или групповых проектов, выступлений обучающихся, написаний итоговых работ.

При соблюдении педагогом представленной модели последовательности дистанционной образовательной деятельности улучшается соотношение достигнутого результата к затраченным ресурсам на его достижение, позволяющее судить об эффективности инновационного формата предоставления образованных услуг.

В целом, исследуя отечественный опыт применения дистанционного обучения, эксперты дают ему достаточно высокую оценку и отмечают значительное количество преимуществ образовательного проекта.

Действительно, инновационная модель образования детей с ОВЗ обладает гибкостью, задавая темп образовательного процесса учитывая условия жизни, психическими и физическими, а также индивидуально-типологическими особенностям обучающихся. Она предоставляет возможность особенным детям обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему возможностям в соответствии с первичными и вторичными нарушениями и личным предпочтениям. При этом особенные обучающиеся используют нестандартные для традиционного обучения современные информационные и телекоммуникационные технологии,

основанные на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, что подчеркивает новизну дистанционного образования и вызывает интерес со стороны учеников.

Основным преимуществом дистанционного обучения эксперты называют способность и наличие ресурсов, необходимых для осуществления гуманистического принципа. Он выражается в предоставление дистанционном образованием возможности учиться вне зависимости от географической или временной изолированности, финансовых трудностей и невозможности посещать образовательные учреждения в силу своих психических и/ или физических особенностей. Гуманистический принцип дистанционной модели обучения создает максимально благоприятные условия для развития обучающихся, способствует развитию творческих, интеллектуальных, гражданских и нравственных качеств личности.

Преимущества дистанционного образования отмечают и сами обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Используя возможность знакомства, общения и обмена мнениями в виртуальном мире, они преодолевают свое одиночество, развивают социальные навыки, по средствам улучшения качества коммуникации. Дистанционное обучение детей, чьи особенности не позволяют им покидать дом - это способ интеграции в социум, перспектива реализации своих потребностей и самого себя.

Факт того, что дистанционное обучение обладает большим количеством преимуществ, неоспорим. Однако, рассматривая данную модель, необходимо учитывать и ее имеющиеся недостатки, среди которых [12]:

- возникающие технические сбои, в особенности сбои Интернет-связи, ограничивающие возможность включения в учебный процесс и приводящие к сокращению аудитории учащихся на занятиях.

- наличие риска возникновения у обучающихся трудностей в освоение пользования средствами ИКТ, которые являются необходимыми для включения в систему ДО;

- затруднения в адаптации учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования и недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса. Существенной проблемой дистанционного обучения является пересмотр применения многих традиционных педагогических приемов. Однако, необходимо отметить, что при любой инновационной технологии взаимодействия педагогу непосредственно приходится разрабатывать наиболее подходящие и актуальные методы обучения. И в этой ситуации непрерывное самосовершенствование как учителя, так и ученика становится концептуальным.

Таким образом, проведенное нами исследования позволяет сделать следующий вывод: дистанционное образование, несомненно, имеет право на свое существование и дальнейшее развитие,

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о т о от

з

и о со

см со

так как предоставляет значимые возможности детям с ОВЗ и служит перспективой их социального развития. Дистанционное обучение - инновационный проект в отечественной системе образования и как любое нововведение оно имеет свои риски и недостатки. Мы отдаем отчет в том, что абсолютное замещение человеческого способа коммуникации недопустимы и виртуальное взаимодействие с учителями и своими сверстниками в полной мере не заменит реального, но оно позволит активизировать особенного ребенка к познанию мира, преодолению бедности социального опыта и послужит толчком к запуску его коммуникативной компетентности. То есть, при соблюдении имеющейся чёткой модели организации дистанционной формы предоставления образовательных услуг с использованием прогрессивных информационно-коммуникативных технологий, представленный проект становится эффективным способом решения проблемы образования и социализации особенных детей.

Литература

1. Аналитический обзор «Дистанционное образование для информационного общества: политика, педагогика и профессиональное развитие». - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2000,- 86 с.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196

3. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.06.2020).

4. Декларация о правах умственно отсталых лиц (принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/retarded.shtml (дата обращения: 04.06.2020).

5. Дикалова М.В., Спирина В.И. Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-distantsionnogo-obucheniya-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/ viewer.

6. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N3266-1 (последняя редакция). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1888/(дата обращения: 04.06.2020).

7. «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability.shtml (дата обращения: 04.06.2020).

8. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959/(дата обращения: 04.06.2020).

9. Международная статистика инвалидности. URL: http://specialbank.ru/2016/12/23/stats_ world(дата обращения: 04.06.2020).

10. Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебно-методическое пособие. - Сургут, 2019. - 57 с.

11. Пушкарева А.А., Сунагатуллина И.И. Актуальные проблемы специального и коррекци-онного образования // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С 126-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сагиндыкова, А.С. Актуальность дистанционного образования / А.С. Сагиндыкова, М.А. Ту-гамбекова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 495498. - URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 02.06.2020).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (последняя редакция).URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 02.06.2020).

distance learning opportunities for working with children with disabilities

Sunagatullina I.I., Pushkareva A.A., Pustovoitova O.V., Yakovleva L.A.

Nosov Magnitogorsk State Technical Universit

This article is intended to draw attention to the problem of teaching children with disabilities in the digital age. The authors of the article analyzed the possibilities of organizing distance learning for people with disabilities. Special attention is paid to the role of new information technologies in this kind of training, and their advantages and disadvantages are listed.

Keywords: distance education, children with disabilities, information technology, educational institutions, affordable education.

References

1. Analytical review "Distance education for the information society: politics, pedagogy and professional development". - M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2000,- 86 p.

2. Andreev A. A., Soldatkin V.I. Distance Learning: Essence, Technology, Organization. M.: MESI Publishing House, 1999. P. 196

3. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 06.06.2020).

4. Declaration on the Rights of the Mentally Handicapped (adopted by General Assembly resolution 2856 (XXVI) of December 20, 1971). URL: https://www.un.org/en/documents/decl_conv/dec-larations/retarded.shtml (accessed 04.06.2020).

5. Dikalova M.V., Spirina V.I. Opportunities for distance learning in working with children with disabilities.URL: https: //cyberlen-inka.ru/article/n/vozmozhnosti-distantsionnogo-obucheniya-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/ viewer.

6. The Law of the Russian Federation "On Education" dated 10.07.1992 N3266-1 (latest revision). URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (accessed: 06/04/2020).

7. "Convention on the Rights of Persons with Disabilities" (adopted by General Assembly resolution 61/106 of December 13,

2006). URL: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/disability.shtml (accessed 04.06.2020).

8. "Convention on the Rights of the Child" (approved by the UN General Assembly on November 20, 1989) (entered into force for the USSR on September 15, 1990). URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/(address: 06/04/2020).

9. International disability statistics. URL: http://specialbank. ru/2016/12/23/stats_world (accessed: 06/04/2020).

10. Nasyrova EF, Muller O. Yu. Technologies for working with children with disabilities and children with disabilities in the context of the remote form for the implementation of additional general developmental programs: a training manual. - Surgut, 2019. -57 p.

11. Pushkareva A.A., Sunagatullina I.I. Actual problems of special and correctional education // Health-saving and correctional

technologies in the modern educational space: a collection of scientific papers based on the results of the International Scientific and Practical Conference. Magnitogorsk: Publishing house Magnitogorsk. state tech. University of them. G.I. Nosova, 2019. P. 126-130.

12. Sagindykova, A.S. The relevance of distance education / A.S. Sagindykova, M.A. Tugambekova. -Text: direct // Young scientist. - 2015. - No. 20 (100). - P. 495-498. - URL: https:// moluch.ru/archive/100/20703/ (date of access: 02.06.2020).

13. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N273-03 (latest revision).URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (accessed: 02.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.