УДК 159
Сметанникова Анна Владимировна Anna V. Smetannikova
клинический психолог, специалист. clinical psychologist, expert.
[email protected] [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ THE POSSIBILITIES OF
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ART THERAPY IN THE ACTIVITIES
МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ OF YOUTH ORGANIZATIONS
Аннотация. Внедрение социально-психологических технологий является важной задачей в деятельности молодежных общественных организаций. Специфику используемых социально-психологических технологий определяет заинтересованность молодежных организаций в решении социально-психологических проблем современной молодежи. Рассмотрены возрастно-психологические особенности молодежи как социальной группы. Дано определение понятия арт-терапия как вида практической психологической деятельности. Раскрыта специфика арт-терапевтической деятельность молодых людей в рамках молодежной общественной организации.
Ключевые слова: арт-терапия, молодежные организации.
молодежь,
Annotation The introduction of socio-psychological technologies is an important task in the activities of youth organizations. The specificity of the used socio-psychological technologies determines the interest of youth organizations in solving social and psychological problems of modern youth. Considered the age and psychological characteristics of youth as a social group. Given the definition of art therapy as a form of practical psychological activities. Specificity of art therapy activities for young people within the youth public organization.
Keywords: art therapy, youth, youth organization.
С целью оптимизация работы с молодёжью необходимо использовать технологии практической психологической деятельности, которые характеризуются воздействием на неосознаваемую психическую реальность личности молодого человека, одной из которых является технология арт-терапии. Эффективность использования арт-терапии в деятельности молодежных организаций обусловлена, с одной стороны, развивающими возможностями арт-терапии, которые связаны с предоставлением личности практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я», с другой - возрастнопсихологическими особенностями периода молодости.
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности предполагает, прежде всего, конкретизацию самого понятия «молодежь». Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано ВТ. Лисовским [3], согласно которому молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Согласно И.С. Кону [2], молодежь представляет социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств.
В психологии границы молодости, который является периодом ранней взрослости, условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет. Как отмечает И. В. Шаповаленко [6], социальная ситуация развития периода молодости предполагает активное включение молодого человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период молодости определяется тем, что молодой человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода, как это было на всех предыдущих ступенях развития, а также стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность - ключевое переживание социальной ситуации развития периода молодости.
Таким образом, период молодости вызывает особый интерес в изучении возможностей применения арт-терапевтических технологий, поскольку на данном этапе возрастного развития успешное становление личности молодого человека определяется успешностью решения задач внутреннего развития: понимания себя, своих потребностей, уникальности, направления дальнейших жизненных устремлений, определения нравственных и духовных ориентиров, смысла
285
своей жизни. В связи с этим, именно в период молодости применение арт-терапевтических приемов и техник в условиях деятельности различных молодежных объединений и общественных организаций обеспечивает успешную жизненную самореализацию личности.
Арт-терапия соединяет в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. В клинической практике арт-терапия определяется как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью психокоррекции лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами» [1, с. 12]. Однако, использование данной технологии целесообразно и среди психически здоровых лиц, поскольку, согласно мнению А.А. Осиповой, «основная цель арт-терапии состоит в стабилизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания» [5, с. 160].
Л.Д. Лебедева [3] дает различные определения категории «арт-терапия»: во-первых, это динамическая система взаимодействия между участниками, продуктом их изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт-терапевтическом пространстве; во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества; в-третьих, это здравоохранительная инновационная технология. По мнению автора, процедурная сторона, определенная алгорит-мичность действий, присущая технологиям, выражена в структурированных арт-терапевтических занятиях (сессиях). Это позволяет воспроизводить и транслировать приемы, методы, процедуры, а также получать предсказуемые результаты. АН. Копытин [1] представляет четыре принципа арт-терапевтического воздействия: использования разнообразных материалов, создания условий, посредничества и использования специфических приемов в арт-терапевтической работе.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта А.А. Осипова [5] выделяет следующие виды арт-терапии: музыкальную арт-терапию, рисуночную арт-терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведе-
Литература:
1. Копытин Л.И. Арт-терапия детей и подростков / ЛИ. Копытин, Е.Е. Свистовская. 2-е стереотип, изд. М., Когито-Центр, 2014. 197 с.
ний; музыкотерапию; танцевальную терапию и др. Арт-терапия основывается как на созидании, так и на восприятии произведений искусства. Задействуются механизмы физиологического и эстетического восприятия. Арт-терапия - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии молодого человека. Каждый способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Но для некоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Данные виды психологической практики имеют большой развивающий ресурс в деятельности общественных молодежных организаций.
Определенными преимуществами перед индивидуальной арт-терапией обладает групповая арт-терапия, что подчеркивается в целом ряде арт-терапевтических публикаций [1; 3; 5]:
- групповая арт-терапия дает возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность;
- работа в условиях арт-терапевтической группы дает ощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства;
- групповая арт-терапия обеспечивает возможность взаимной эмоциональной поддержки в период дистанцирования от семьи и психологического самоопределения;
- большое значение имеет возможность невербального общения в арт-терапевтической группе. Иногда вербальная коммуникация, тем более при ведущей роли арт-терапевта, может приводить к усилению защит и сокрытию психологически значимого материала.
Таким образом, специально организованная арт-терапевтическая деятельность молодых людей в рамках молодежной общественной организации является условием их успешной личностной самореализации. Создаваемые молодыми людьми продукты, объективируя их аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями,
сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку молодых людей и степень их самовоспринятия и самоценности.
Literature:
1. Kopytin L.I. Art therapy of children and teenagers /
L. I. Kopytin, E.E. Svistovskaya. 2nd stereotype, prod.
M. , Kogito - the Center, 2014. 197 pages.
286
2. Кон И.С. Социологи я молодежи. Краткий словарь по социологии. М., 1998. 164 с.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2005. 254 с.
4. Лисо вский ТВ. Социологи я молодежи. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. 155 с.
5. Осипова АЛ. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М. : ТЦ Сфера, 2007. 512 с.
6. Шаповаленко ИД. Возрастная психология. М. Гардарики, 2009. 349 с.
2. Game I.S. Sotsiologiya youth. The Short dictionary on sociology. M., 1998. 164 pages.
3. Lebedeva L.D. Practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of occupations. SPb. : Speech, 2005. 254 pages.
4. Lisovsky T.V. Sotsiologiya youth. SPb. : Publishing house of St.Petersburg State University, 1996. 155 pages.
5. Osipova A.A. General psychocorrection: manual for students of higher education institutions. M. : Shopping Center Sfera, 2007. 512 pages.
6. Shapovalenko I.V. Age psychology. M. Gardari-ka, 2009. 349 pages.
287
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ