Научная статья на тему 'Возможность создания бизнес-модели как критерий эффектиности развития новых компетенций'

Возможность создания бизнес-модели как критерий эффектиности развития новых компетенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УНИКАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / UNIQUE TECHNOLOGICAL COMPETENCES / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCIES / НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / KNOWLEDGE-INTENSIVE INDUSTRIES / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширин Александр Иванович, Стреналюк Вадим Вениаминович, Семенов Александр Сергеевич, Островская Анна Александровна, Кокуйцева Татьяна Владимировна

Важнейшим условием повышения конкурентоспособности бизнеса является формирование, удержание и развитие ключевых компетенций организации, каждая из которых отражает конкурентное преимущество. Данная проблема особенно актуальна для высокотехнологичных отраслей, которые являются наиболее чувствительными ко всякого рода изменениям, нововведениям, инновациям. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «компетенции», а также обозначены ключевые тенденции в наукоемких отраслях. Рассмотрены способы применения технологических компетенций компании для формирования бизнес-модели, этапы развития предприятия с точки зрения организации бизнеса с целью определения причин успеха компании и оценки возможностей применения положительного опыты для построения успешных бизнесов на примере компании «Теплолюкс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каширин Александр Иванович, Стреналюк Вадим Вениаминович, Семенов Александр Сергеевич, Островская Анна Александровна, Кокуйцева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important condition for increasing the competitiveness of business is the formation, retention and development of key competencies of the organization, each of which reflects a competitive advantage. This problem is especially urgent for high-tech industries, which are the most sensitive to all kinds of changes, innovations, innovations. Different approaches to the definition of the concept of "competence" are considered in the article, as well as key trends in knowledge-intensive industries. The ways of applying the company's technological competencies to form a business model, the stages of the company's development from the point of view of business organization with the purpose of determining the reasons for the success of the company and evaluating the possibilities of applying positive experiences for building successful businesses on the example of the company "Teplolux" are considered.

Текст научной работы на тему «Возможность создания бизнес-модели как критерий эффектиности развития новых компетенций»

тить больше налогов, даже если хозяйственная операция была реальной и экономически обоснованной.

3. Соблюдать требования к заключению договоров. Кроме того, что для каждого вида сделок есть свои условия, без которых договор будет признан незаключённым, существуют требования к реквизитам и форме документа. Обязательно проверять полномочия лица, который подписывает договор, без этого сделка не будет иметь правовых последствий.

4.Вести и сохранять первичные документы, которые подтверждают факт осуществления хозяйственной операции. Без первичных документов расходы по сделке учитываться не будут, налоговая база будет больше, а налог с нее выше.

5.Разработать правильную учётную политику. В бухгалтерском и налоговом учёте существует очень много нюансов признания доходов и расходов, амортизации, создания резервов, учёта основных средств и т.д. В зависимости от специфики бизнеса учётная политика поможет законными методами уменьшить налоговую базу и платежи в бюджет.

6.Изучить критерии риска проведения выездных проверок и стараться их снизить. Плановые выездные проверки в большинстве случаев заканчиваются доначислением налогов и штрафами. Эти риски проще предупредить, чем справляться с их последствиями.

7. Соблюдать сроки сдачи отчетов, деклараций и уплаты налогов. Хотя напрямую этот способ не экономит налоги, но позволяет избежать начисления штрафов, недоимки, пени и проблем, связанных с блокировкой расчётного счёта.

8.Поручать налоговую оптимизацию только компетентным и опытным работникам, что представляет собой главный способ сэкономить на

налогах. Помнить, что риски за осуществление незаконных налоговых схем нести самим, а не вашим сомнительным советчикам4.

Способов для оптимизации налоговой нагрузки на предприятии не мало. Каждый из этих способов позволяет сократить издержки торговой компании, однако, имеются свои ограничения, которые, как правило, зависят от многих факторов, таких как численность работников, размеры торговой площади и др. 5 И каждый год принимаются не только поправки в НК РФ со знаком минус, но и положительные поправки, которые позволяют сэкономить на налогах и сборах6.

Таким образом, нельзя забывать о необходимости акцентировать внимание на том, чтобы оптимизировались не только налоги, но и результаты хозяйственной деятельности в целом, так как необдуманные попытки снизить налоговую нагрузку могут привести к финансовым потерям для бизнеса. Правительство РФ продолжает проводить активную политику совершенствования налогового законодательства, а недобросовестные налогоплательщики продолжают изыскивать новые варианты нелегального сокращения налоговой нагрузки, в связи с чем вопрос отслеживания новых налоговых схем для налоговых органов остается на сегодняшний день злободневным.

Список литературы:

1. Базрова А.О., Кокоева А.В., Мамиев У.А. Оптимизация налогов: методы и схемы планирования. Научные известия. 2017

2. https://www.regberrv.ru/

3. http://business-ideal.ru

4. https://nauchniestati.ru/

5. https://fd.ru/articles/

ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИНОСТИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ._

Каширин Александр Иванович

кандидат экономических наук, профессор, заведующий базовой кафедрой «Инновационный менеджмент и ВЭД в промышленности» Института космических технологий РУДН, Москва заместитель председателя научно-технического совета ГК «Ростех», Москва

Стреналюк Вадим Вениаминович главный эксперт Отдела инновационного развития и новых проектов ГК «Ростех», Москва старший преподаватель базовой кафедры «Инновационный менеджмент и ВЭД в промышленности» Института космических технологий РУДН, Москва

Семенов Александр Сергеевич Кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего базовой кафедрой «Инновационный менеджмент и ВЭД в промышленности» Института космических технологий РУДН, Москва Островская Анна Александровна кандидат экономических наук, заместитель директора Института космических технологий, РУДН, Москва,

Кокуйцева Татьяна Владимировна кандидат экономических наук, заместитель директора Института космических технологий, РУДН, Москва,

4 https://www.regberrv.ru/

5 https://nachniestati.ru/

АННОТАЦИЯ

Важнейшим условием повышения конкурентоспособности бизнеса является формирование, удержание и развитие ключевых компетенций организации, каждая из которых отражает конкурентное преимущество. Данная проблема особенно актуальна для высокотехнологичных отраслей, которые являются наиболее чувствительными ко всякого рода изменениям, нововведениям, инновациям. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «компетенции», а также обозначены ключевые тенденции в наукоемких отраслях. Рассмотрены способы применения технологических компетенций компании для формирования бизнес-модели, этапы развития предприятия с точки зрения организации бизнеса с целью определения причин успеха компании и оценки возможностей применения положительного опыты для построения успешных бизнесов на примере компании «Теплолюкс».

ABSTRACT

The most important condition for increasing the competitiveness of business is the formation, retention and development of key competencies of the organization, each of which reflects a competitive advantage. This problem is especially urgent for high-tech industries, which are the most sensitive to all kinds of changes, innovations, innovations. Different approaches to the definition of the concept of "competence" are considered in the article, as well as key trends in knowledge-intensive industries. The ways of applying the company's technological competencies to form a business model, the stages of the company's development from the point of view of business organization with the purpose of determining the reasons for the success of the company and evaluating the possibilities of applying positive experiences for building successful businesses on the example of the company "Tep-lolux" are considered.

Ключевые слова: конкурентоспособность; уникальные технологические компетенции; ключевые компетенции; наукоемкие отрасли промышленности; бизнес-модель.

Key words: competitiveness; unique technological competences; key competencies; knowledge-intensive industries; business model.

Введение

Вопрос применения технологических компетенций компании для формирования бизнес-модели достаточно популярный. С одной стороны, идея компетенций настолько широко распространена, что нет необходимости быть специалистом в какой-либо узкой области, чтобы приобщиться к ней, путем предложения своего подхода, классификации, методики, модели. В отечественной практике исследованием компетенций занимаются психологи, педагоги, социологи, юристы, экономисты и представители самых редких профессий. Интерес к компетенциям существует у большинства профессионалов, которые так или иначе связаны с вопросами эффективности, организации деятельности, отбора и подготовки специалистов. Создано большое количество моделей компетенций, методик их оценки, большинство современных организаций используют их для работы в области управления человеческими ресурсами. Компетентност-ный бум фактически дает свободу действий любому исследователю, так как снимает с него серьезную ответственность, которая заключается в необходимости отстаивания самой идеи компетенций. С другой стороны, тема компетенций за последнее двадцатилетие наполнилась огромным количеством разнообразных исследований, которые, несмотря на их академическую взвешенность и статистическую обоснованность, не внесли ясность в основные вопросы, с которых начиналась теория компетенций еще в 1970-е годы. Не найдено однозначного ответа на вопросы о природе компетенций, их структуре и динамике, взаимосвязях и взаимозависимостях. Открытым остается вопрос о диагностике компетенций, особенно в случаях, когда невозможно на основании прошлого опыта оценить то, что будет востребовано в ближайшем будущем.

Чем больше имеется знаний о компетенциях, тем больше вопросов возникает о том, какие реалии стоят за этим понятием. Поэтому опасность любого исследования проблематики компетенций заключается в том, что оно может ответить на какой-то узкий, частный вопрос и оставить в стороне главные сложности этой темы.

Несмотря на необходимость внесения четкости и ясности, современный язык менеджмента все больше отходит от системы строгих понятий и наполняется нестрогими, нечетко определенными конструктами. Управление действиями сотрудников заменяется на управление представлениями, и введение таких понятий как «стратегия», «видение», «миссия» дает сигнал о том, что необходимы изменения критериев оценки деятельности, требуется некое новое качество, которое должно быть сформировано, реализовано и может быть оценено. В этой связи раскрытие «компетенций» и «компетентности» как особых конструктов дает возможность обнаружить содержательные характеристики этого нового качества профессиональной деятельности. В статье будет идти речь о применении технологических компетенций компании для формирования бизнес-модели.

1. Этапы формирования и развития бизнеса компании

Рассмотрим этапы развития компании «Тепло-люкс» с точки зрения организации коммерциализации компетенций с целью определить причины успеха компании и оценить возможность применить положительный опыт для построения успешных бизнесов.

1.1. Монтаж электрообогревательного кабеля

На первом этапе развития «Теплолюкс» специалисты новой компании предлагали услугу монтажа электрообогревательного кабеля (имеющегося на складе).

Предлагались к оснащению следующие объекты:

- полы внутри помещений («тёплый пол»);

- открытые площадки;

- трубы водопровода и водостока;

- кровля (для обеспечения антиобледенения и снеготаяния).

Наиболее востребованной услугой на рынке оказалась установка тёплых полов.

1.2. Производство электрообогревательного кабеля

Затем, имея компетенции по производству электрообогревательного кабеля и объемный рынок его сбыта, компания организовала новый вид бизнеса по его выпуску и поставке электромонтажным организациям.

Проводник таких кабелей изготовлен из металла с высоким электрическим сопротивлением (чаще всего - из нихрома). Это позволяет получить большое количество тепловой энергии при прохождении по нему электрического тока. Кабель делают одно- и двужильным: последний упрощает монтаж, так как отсутствует необходимость подключения обоих концов к термостату.

Технология изготовления кабеля включает совокупность частных технологий:

- поэтапное вытягивание, волочение, отжиг и скручивание;

В бизнес-модели указанная ключевая деятельность и ресурсы отражены обобщенно - «производство кабеля» и «производственное оборудование» соответственно.

Для запуска данного бизнеса компании потребовались в основном организационные, маркетинговые компетенции и общеотраслевые технологи-

57

- наложения изоляции и оболочки в экструдер-ном механизме;

- охлаждение и обдув;

- оплетение;

- проверки на проводимость и пробой;

- накручивание и бухтование.

Для того, чтобы компания была способной проводить работы по производству кабеля с использованием приведенных выше технологий, она должна иметь специалистов, владеющих этими технологиями, т.е. обладающими соответствующими технологическими компетенциями.

Для выполнения указанных этапов обработки применяется специальное оборудование.

Комплекс оборудования для производства кабеля включает в себя закрытые смесители, вальцовые машины, каландры, ванны для отделения крошки, станки слоения, охладительную линию и другую специальную технику. Данные установки должны отвечать всем требованиям международных стандартов качества, что обеспечит их долговечность и сделает удобными в работе.

Основные узлы производственной линии включают:

• Волочильный стан,

• Крутильный станок,

• Экструзионный станок,

• Станок бронирования, станки бухтования кабеля, приемные и отдающие устройства, оборудование перемотки.

Бизнес-модель второго этапа (на базе компетенции) была описана следующим образом:

ческие компетенции. Отсутствие у компании каких-либо уникальных компетенций потребовало значительных усилий по ведению конкурентной борьбы на рынке.

В частности, для сохранения рыночных позиций, необходимо было отслеживать появляющиеся новые технические решения.

Ключевые партнеры (поставщики, субподрядчики...) Ключевая (основная) деятельность Предложение для покупателя, позиционирование продукта Отношения с клиентами Потребительские сегменты (целевые покупатели)

- проектиро-ва-ние кабеля - производство кабеля - партнерская программа

торговые компании Ключевые ресурсы (технологии, компетенции, средства) поставка нагревательного электрокабеля Каналы распространения (дистрибьюторы, торговые сети) электромонтажные организации - строительные субподрядчики

производственное оборудование - дистрибьюторы - сайт, реклама

Структура расходов (издержки) Потоки доходов

- закупка материалов - эксплуатация оборудования - расходы на разработку - накладные расходы (з/п, аренда, реклама..) оплата поставок кабеля

Таким новым решением на рынке, до сих пор не применявшимся из-за его дороговизны, стал саморегулирующийся нагревательный кабель.

Саморегулирующийся кабель имеет преимущества перед обыкновенным резистивным, однако является более дорогим.

Классификация компетенции Тип технологической

компетенции

продуктовая

| | процессная

Указанная ТК является частным случаем базовой (корневой) компетенции:

- проектирование кабельно-проводниковой продукции,

в которую входят:

- выбор материалов для проводника, изоляции (наполнитель, связующее), оплетки, брони, пропитки,

- конструирование и расчет геометрических параметров элементов кабеля для заданных условий эксплуатации (среды, температуры, вибрации и др.),

- выбор и проектирование технологий производства кабеля и т.п.

Для решения данной задачи компания была вынуждена развивать у себя указанную компетенцию, для чего потребовалось наличие в периметре компании соответствующего персонала и проведение необходимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Начиная с 2000-х годов, с постепенным снижением цены на саморегулирующийся кабель, этот продукт начал расширять рыночное присутствие и вытеснять резистивный кабель. Для компании возникла необходимость разработки и вывода на рынок такого продукта. Потребовались соответствую-

по обеспечению конкурентоспособности

| | уникальная

отличительная

| | стандартная для рынка

Заметим, что базовой компетенцией по проектированию кабельной продукции компания обладала, компания выпускает ряд нагревательных кабелей и секций на их основе. Необходимо было также приобретение компетенций по производству кабеля.

1.3. Диверсификация продукции «Теплый пол» и других систем обогрева.

Следующим этапом развития бизнеса компании стало корректировка рыночного продукта под предпочтения заказчиков-покупателей и расширение ассортимента.

Клиентам компании - монтажным организациям - были предложены готовые комплекты для монтажа «теплого пола» «под ключ» в помещениях различного типа и разного размера.

Бизнес-модель 3-го этапа развития бизнеса выглядит следующим образом:

щие технологические компетенции.

Компетенция:

Умение что делать Объект Функция объекта Надсистема Обеспечивая результат

Проектирование кабеля с полимерной матрицей являющимся саморегулирующимся нагреватель-ным элементом систем электро-обо-грева обеспечивая заданные параметры: мощность тепловыделения не хуже резистивных (...Вт/м), себестоимость не выше ... и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по креативной стадии

проектирование (разработка или выбор метода)

исполнение или производство

Ключевые партнеры (поставщики, субподрядчики...) Ключевая (основная) деятельность Предложение для покупателя, позиционирование продукта Отношения с клиентами Потребительские сегменты (целевые покупатели)

- проектиро-ва-ние готовых комплектов «Теплолюкс» - производство комплектов - партнерская программа

торговые компании Ключевые ресурсы (технологии, компетенции, средства) поставка нагревательного электрокабеля Каналы распространения (дистрибьюторы, торговые сети) электромонтажные организации - строительные субподрядчики

производственное оборудование - дистрибью-торы - сайт, реклама

Структура расходов (издержки) Потоки доходов

- закупка материалов - эксплуатация оборудования - расходы на разработку - накладные расходы (з/п, аренда, реклама..) оплата готовых комплектов «Теплолюкс»

Нагревательный кабель стал предлагаться расчетной длины под требуемый размер и назначение помещений и подготовленный к монтажу в виде матов различных размеров.

Нагревательные маты представляют собой кабели небольшого сечения, уложенные в виде змейки на полимерной сетке. Такие маты легко монтировать, но не в помещениях со сложной геометрией.

Далее, в линейку предлагаемой продукции были включены комплекты с водяным подогревом, т.е. основанные на другой технологии и требующие других технологических компетенций для проектирования и монтажа. Тем самым, в круг клиентов были привлечены не только электромонтажные организации, но и водопроводчики и сантехники.

Кроме продукции «Теплый пол», компания предлагает готовые комплекты для ряда систем обогрева:

- открытые площадки,

- трубы водопровода и водостока,

- кровля (для обеспечения антиобледенения и снеготаяния).

Для технологического обеспечения указанного бизнеса используется упомянутая выше Компетенция и новые для компании «водопроводные» технологические компетенции.

2. Анализ построения бизнеса компании на основе технологических компетенций

Анализ развития компании «Теплолюкс» показывает, что это развитие было успешным. Критерием такой успешности стало наличие работающих бизнес-моделей на каждом этапе. Можно выделить несколько этапов роста и становления предприятия, на каждом этапе его бизнес видоизменялся. В переходные периоды компания использовала сложившуюся рыночную ситуацию и опиралась на

внутренние резервы, среди которых основную роль сыграли технологические компетенции компании. Изучение бизнес-модели каждого этапа показывает, что ключевая деятельность компании основывается на соответствующей, обеспечивающей её технологической компетенции, а возможность разработать и описать модель по стандартному шаблону является критерием эффективности коммерциализации компетенций.

Настоящее исследование проведено с целью обобщения успешного подхода и применения данного опыта при создании новых предприятий.

После анализа предпосылок, условий и основ построения успешного бизнеса и определения закономерностей этого процесса может быть поставлена и решена задача синтеза нового бизнеса. Выявление и описание отличительных технологических компетенций компании позволяет использовать их для построения ключевой деятельности предприятия, что образует эффективные бизнес-модели.

Анализ построения бизнеса в компании «Теп-лолюкс» и в ряде других компаний в сфере технологического предпринимательства обнаруживает некоторые связи и закономерности, которые полезно сформулировать, обобщить и использовать в практике развития инновационного бизнеса.

3. Заключение.

Основную роль в построении эффективного инновационного бизнеса играют отличительные «ключевые ресурсы» бизнес-модели или уникальные компетенции, на которые опирается «ключевая деятельность» предприятия.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ N16-02-00711.

60

Список литературы:

1. Kashirin A, Semenov A, Ostrovskaya A., Ko-kuytseva T. The Modern Approach to Competencies Management Based on IT Solutions. // JIBC-AD - Journal of Internet Banking and Commerce (ISSN12045357-Canada-Scopus), 01, 813075, 2016 г.

2. Kashirin A.I., Semenov A.S., Ostrovskaya A.A., Kokuytseva T.V., Strenaluk V.V. The Modern Approach to Competence Management and Unique Technological Competences // QUALITY access to success Vol. 17, No. 154, 2016 г.

3. Каширин А.И., Семенов А.С., Стреналюк В.В., Островская А.А., Кокуйцева Т.В. Развитие и управление ключевыми компетенциями в корпорации: мировой опыт // Международный научно-исследовательский журнал, № 8 (50), часть 1, 2016 г. DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.012

4. Каширин А.И., Семенов А.С., Стреналюк В.В., Островская А.А., Кокуйцева Т.В. Современный подход к управлению компетенциями в высокотехнологических корпорациях// Вестник АВН №4, 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.