Научная статья на тему 'Возможность применения международного опыта при реструктуризации угольной промышленности Донбасса'

Возможность применения международного опыта при реструктуризации угольной промышленности Донбасса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ / СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / COAL MINING INDUSTRY / RESTRUCTURING / RESTRUCTURING MODEL / HIDDEN RESERVES / INTERNATIONAL EXPERIENCE / PROGRAMME / STRATEGIC GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылько Е. А.

В статье показана необходимость проведения реструктуризации угольной отрасли Донбасса. Исследован опыт реструктуризации угольной промышленности зарубежных стран и произведен сравнительный анализ моделей реструктуризации. Определено, что существующие модели реструктуризации угольной промышленности не подходят для данного региона. Соответственно, необходимо создание абсолютно новой программы реструктуризации угольной отрасли Донбасса. Чтобы отойти от зарубежной практики использования дотаций предлагается выявлять и эффективно использовать скрытые резервы угольных предприятий, которые высвобождаются в процессе реструктуризации. Дано понятие скрытых резервов. Установлено, что необходимо внедрить в практику управление убыточными предприятиями, разработать методы выявления скрытых резервов и механизмы их использования, как инструменты стабилизации деятельности угольной промышленности. Положительным моментом предлагаемого метода является то, что он не требует значительных дополнительных затрат и может применяться непосредственно на предприятиях без привлечения государственных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF APPLYING INTERNATIONAL EXPERIENCE IN RESTRUCTURING OF COAL MINING INDUSTRY OF DONBASS

The article illustrates the necessity for restructuring of the coal mining industry of Donbass. It studies the experience of coal mining industry restructuring in foreign countries and presents the comparative analysis of restructuring models. It is determined that the available models are not applicable for Donbass region. Accordingly, there is a need to develop a completely new programme of Donbass coal mining industry restructuring. As to depart from the international practice of using the subsidies, it is proposed to identify and effectively use the hidden reserves of coal mining enterprises, which are released in process of restructuring. The concept of hidden reserves has been introduced. It proves essential to implement the management of unprofitable enterprises, develop the methods of revealing hidden reserves and mechanisms of their use, viewed as tools of stabilization of coal mining industry activity. The positive aspect of the proposed method consists in the fact that it does not require significant additional costs and can be applied at enterprises directly, without raising public funds

Текст научной работы на тему «Возможность применения международного опыта при реструктуризации угольной промышленности Донбасса»

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ДОНБАССА Е.А. Пылько, ассистент

Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики

В статье показана необходимость проведения реструктуризации угольной отрасли Донбасса. Исследован опыт реструктуризации угольной промышленности зарубежных стран и произведен сравнительный анализ моделей реструктуризации. Определено, что существующие модели реструктуризации угольной промышленности не подходят для данного региона. Соответственно, необходимо создание абсолютно новой программы реструктуризации угольной отрасли Донбасса.

Чтобы отойти от зарубежной практики использования дотаций предлагается выявлять и эффективно использовать скрытые резервы угольных предприятий, которые высвобождаются в процессе реструктуризации. Дано понятие скрытых резервов. Установлено, что необходимо внедрить в практику управление убыточными предприятиями, разработать методы выявления скрытых резервов и механизмы их использования, как инструменты стабилизации деятельности угольной промышленности. Положительным моментом предлагаемого метода является то, что он не требует значительных дополнительных затрат и может применяться непосредственно на предприятиях без привлечения государственных средств

Особенностью реструктуризации угледобывающих предприятий во всем мире является то, что в большинстве случаев данный процесс носит отраслевой характер. Это связано с тем, что угольная промышленность относится к тем отраслям, реструктуризация которых направлена, прежде всего, на эффективность и целесообразность их деятельности, а не на получение прибыли, являющейся основным источником для существования предприятия.

В большинстве стран Европы, в соответствии с энергетической стратегией, реструктуризация угольной промышленности завершена и уже достигнуты положительные результаты. Результаты структурной перестройки и адаптации к современным условиям хозяйствования угольной промышленности Донецкого региона, не отвечают её стратегическим целям. До сих пор не выработано целостной и четкой программы реструктуризации отрасли. Все проведенные организационные и экономические преобразования были стихийными, непоследовательными и противоречивыми.

Состояние угольной промышленности остается кризисным (низкая или отрицательная рентабельность производства и продукции, задолженность по заработной плате, низкая мотивация труда, финансовая непривлекательность предприятий отрасли, привязка к бюджетным дотациям и т. д.), что и обусловливает потребность её системной реструктуризации на основе успешного зарубежного опыта. Процесс реструктуризации угольной промышленности в Донецком регионе до сих пор остается недостаточно изученным, спланированным, экономически обоснованным и опробованным на практике.

Учитывая то, что угольная отрасль является градообразующей для Донбасса, реструктуризация не должна сводится к сокращению угледобычи и закрытию шахт, а должна предусматривать комплекс мероприятий на сохранение экономической активности в

угольных регионах и обеспечение социальных потребностей их жителей. Это значит, что процесс реструктуризации неминуемо является длительным и ресурсоемким.

В целом, на современном этапе девять Европейских государств провели реструктуризацию отрасли, ликвидировав убыточные предприятия и тем самым снизив объемы добычи - это Чешская Республика, Франция, Германия, Венгрия, Польша, Испания, Словакия, Словения и Великобритания.

Добыча угля считалась одним из наиболее важных секторов в экономике Польше. За период реструктуризации польской угледобывающей промышленности было использовано несколько политических инструментов, большинство из которых являются распространенными видами субсидий [7]:

а) прощение долга;

б) льготные налоговые ставки;

в) инвестиционные субсидии, такие как списание налогов или прямых средств;

г) средства для оплаты социальных программ;

д) средства, которые помогут покрыть расходы на закрытие шахт, а также банковские кредиты для оборотного капитала.

Поскольку ни одиночные шахты, ни вновь образованные угольные компании не смогли взять на себя расходы на реструктуризацию, поддержка государственного бюджета была необходима.

Следует отметить, что реструктуризация угольной промышленности Польши осуществляется при тяжелом финансово-экономическом положении угольных предприятий.

Главное преимущество угольной промышленности Польши заключается в относительно низких затратах на добычу угля по сравнению с другими европейскими странами. Это связано в основном с благоприятными горно-геологическими условиями его залегания [5].

Экспертами были названы основные причины неэффективности реструктуризации угольной отрасли Польши, которые заключаются в следующем:

отсутствие долгосрочной государственной политики;

слишком оптимистичные и нереальные выходные оценки, которые принимались в программах реформ, не учитывали производственного потенциала шахт с возможностями рентабельного сбыта угля;

отсутствие социально-экономической стабилизации, а также давление отраслевого и профсоюзного лоббирования.

Повторение приведенных ошибок можно наблюдать и при проведении реструктуризации угольной отрасли Донецкого региона.

В таблице представлены основные национальные модели реструктуризации угледобывающей отрасли.

Анализ данных, приведенных в таблице, показал, что ни одна модель реструктуризации не подходит Донецкому региону. При недостаточно развитой экономике и несовершенной законодательной базе, у государства нет необходимого количества средств на субсидирование, а быстрая ликвидация убыточных шахт приведет к массовой безработице и другим негативным социальным последствиям. Для Донецкого угольного бассейна необходима индивидуальная, целенаправленная и действенная стратегия реструктуризации угольной промышленности.

В то же время, выявляя и эффективно используя скрытые резервы реструктуризации угольной отрасли, можно сократить дотации и достичь определенного экономического эффекта в любой стране.

Страна Степень развития рыночной экономики на момент начала реструктуризации Скорость проведения реформ Степень вмешательства государства в осуществление реформ

Германия Высокоразвитая рыночная экономика Постепенное сворачивание отрасли и переход на импорт угля Сильное государственное участие -массивное субсидирование отрасли и контракты на поставку угля

Великобритания Высокоразвитая рыночная экономика Постепенная ликвидация убыточных предприятий отрасли Акцент на рыночные силы и самостоятельное решение проблем муниципалитетами

Польша Переход от плановой к рыночной экономике Планомерная ликвидация убыточных предприятий отрасли Управляемая государством реструктуризация - сильная законодательная база реформ, поддержка отрасли в форме субсидирования

Россия Переход от плановой к рыночной экономики Быстрая ликвидация убыточных предприятий отрасли Государство определяет приоритеты программы, а органы местной власти обосновывают необходимость выделения государственных субсидий

Национальные модели реструктуризации угледобывающей отрасли [3]

Скрытые резервы реструктуризации угольной промышленности - это неявные, но существующие резервы (ресурсы), которые высвобождаются в процессе проведения реструктуризации шахт и могут быть эффективно использованы по новому назначению без привлечения значительных дополнительных инвестиций.

К примеру, экономия средств на переобучение высвобождающихся работников закрывающихся шахт, связанная с тем, что квалификация многих категорий работников горной промышленности (шахтостроители, электрослесари, механики, энергетики и др.) не требует дополнительной переквалификации для использования на многих производствах других отраслей находящихся или создаваемых на территориях реструктуризируемых регионов [8].

Человеческие ресурсы могут высвобождаться не только при закрытии шахт, но и при смене оборудования на более механизированное. Помимо человеческих ресурсов, в процессе реструктуризации угольной промышленности высвобождаются: оборудование (при замене на новое, более безопасное и эффективное), электроэнергия (возможно, за счет нового, энергосберегающего оборудования), транспорт, здания. Уменьшение затрат электроэнергии на реструктуризируемых шахтах позволит уменьшить сумму дотаций на них, большее количество средств пойдет на обеспечение других нужд. Высвободившееся оборудование можно использовать в других отраслях, к примеру, в строительстве, как вспомогательное. Вышедшее из строя и непригодное оборудование может быть сдано на металлолом с целью приобретения нового в

дальнейшем. Свободные транспорт и здания могут быть сданы в долгосрочную аренду для получения прибыли, которая может быть направлена на дальнейшее проведение реструктуризации шахт.

Реструктуризация угольной промышленности содержит в себе скрытые резервы в различных направлениях деятельности угольных предприятий, однако в зарубежных странах они не были конкретно выделены, своевременно выявлены и полностью использованы, как показывает международный опыт. Ответственность и финансовые затраты на реструктуризацию в большинстве случаев возлагались на само государство, не учитывая внутренних возможностей предприятий.

В период реструктуризации угледобывающей отрасли Германии происходили процессы ликвидации мелких частных предприятий, объединение их в концерны, переход в собственность крупных фирм. Угледобыча в Германии осуществляется со значительными государственными дотациями [4].

В конце 60-х гг. крупные акционеры Германии, главным образом предприятия сталелитейной промышленности и электроэнергетики, объединили свои предприятия с производителями угля в Руре и образовали акционерное общество "Рурколе" (RAG AG). Концерн RAG AG, использующий государственные средства, приобрел через фирму DBT GmbH три крупные частные машиностроительные предприятия и монополизировал внутренний рынок угольного машиностроения [2]. Одно из условий, которое было поставлено перед DBT GmbH - поставка оборудования шахтам концерна RAG AG по себестоимости без прибыли для DBT GmbH. Другими словами, машиностроение, ранее являющееся внесистемным элементом, было интегрировано в систему угледобычи, что позволило снизить собственные издержки угольных предприятий и получить дополнительную прибыль от экспорта оборудования [1].

Около 80% каменного угля в Германии добывается этим концерном, представляющим собой торгово-промышленный топливно-энергетический комплекс по добыче и сбыту угля и продуктов его переработки, а также по другим направлениям деятельности.

Эта структура была создана при поддержке со стороны государства с целью содействия преобразованиям и для повышения рентабельности производственных мощностей. Стратегия государства по отношению к угольной промышленности включает три основных элемента: энергетическая политика, направленная на диверсификацию энергоснабжения с учетом конъюнктуры рынка при поддержании добычи угля на минимальном уровне по соображениям безопасности; частная собственность на угледобываю-

щие предприятия; уникальная процедура достижения консенсуса с участием государства, предприятий отрасли и профсоюзов, которое периодически вносят изменения в планы развития и преобразования угольной промышленности [6].

На основании изучения опыта реструктуризации угледобывающей отрасли угледобывающих стран можно сделать вывод о том, что они не выявляли скрытые резервы, а проводили реструктуризацию в большинстве случаев исключительно на государственные дотации, не учитывая внутренних возможностей предприятий, что является практически невозможным для Донецкого региона.

Опытом использования скрытых резервов может послужить Польша, в которой специальные структуры занимались реализацией имущества закрывающихся шахт. Однако, дальнейшее перераспределение вырученных средств не известно, данных о получении экономического эффекта угольной промышленностью от их использования не зафиксировано.

Анализ зарубежного опыта показал, что негативно влияют на развитие угольной промышленности такие факторы, как несовершенство законодательства в соответствующей сфере, низкая эффективность управления отраслью на всех уровнях, несовершенная структура шахтного фонда и изношенность основных фондов угледобывающих предприятий, сложные горно-геологические условия залегания угольных пластов и низкий уровень механизации горных работ, значительная степень износа стационарного оборудования. Для Донецкого угольного бассейна необходима индивидуальная, целенаправленная и действенная стратегия реструктуризации угольной промышленности.

Определено, что с целью контроля и ограничения разрушительного влияния последующей работы убыточных предприятий на экономику необходимо внедрить в практику управление убыточными предприятиями, которые производят необходимую для общества продукцию, разработать методы выявления скрытых резервов и механизмы их использования, как инструменты стабилизации деятельности угольной промышленности.

Установлено, что стратегия развития угледобычи должна предусматривать возможность использования преимуществ, полученных от существования в городской черте угольных шахт: диверсифицировать их деятельность, производить объединения шахт с производителями горно-шахтного оборудования и научно-исследовательскими центрами, выявлять и эффективно использовать скрытые резервы.

Литература

1. Антипов, И.В. Опыт реструктуризации угольной отрасли и деятельность фирм горного машиностроения в Европе [Текст] / И.В. Антипов, М.В. Гордиенко, В.Ф. Черкасов // Glueckauf. - 2006. - № 4. -С.70-72.

2. Антипов, И.В. Практика сохранения сектора угольного машиностроения в условиях сокращения национальной угольной промышленности [Текст] / И.В. Антипов, М.В. Гордиенко // Вюник Донецького утверситету, Науковий журнал, Серiя В "Економша i право", том 1, № 1, 2006.- С. 68-72.

3. Курицева, Ю.Е. Оценка долгосрочных последствий угольной реструктуризации промышленности в регионах Западной Европы [Электронный ресурс] / Ю.Е. Курицева, И.Д. Тургель // Журнал «Вопросы управления». URL:: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2011/02/10/ (дата обращения: 31.10.2016).

4. RAG Coal International является полностью принадлежащей дочерней компании RAG Aktiengesellschaft, базирующаяся в г. Эссен, Германия [Электронный ресурс] / URL: http://www.rag-coalinter.de/index_e.shtml (дата обращения: 31.10.2016).

5. Реструктуризация угольной промышленности Польши на современном этапе [Электронный ресурс]

/ URL: http://www.bygeo.ru/strany/ polsha/995-restrukturizaciya-ugolnoy-promyshlennosti-polshi-na-sovremennom-etape.html (дата обращения: 31.10.2016).

6. Сандер, О.В. Россия и Германия: Опыт реструктуризации угольной промышленности [Электронный ресурс] / О.В. Сандер // Материалы II-й Материалы II Всероссийской научной конференции " Интеллектуальный и производственный потенциал регионов России». Кемерово 2001. URL: http://oldwww.history.kemsu.ru/PUBLIC/read/s3/zand.ht m (дата обращения: 31.10.2016).

7. Уроки, извлеченные из реструктуризации угольной промышленности Польши [Текст] / Март 2010 By: Wojciech Suwala ISBN: 978-1-894784-34-4

8. Ярембаш, А.И. Имитационное моделирование преодоления социально-экономических последствий в проектах ликвидации шахт [Текст] / А.И. Ярембаш // Управление проектами и развитие производства: Сб. научн. раб.- Луганск: изд-во СНУ им. В. Даля, 2012. -№1(41). - С. 109-114.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: угольная промышленность, реструктуризация, модель реструктуризации, скрытые резервы, международный опыт, программа, стратегические цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.