Научная статья на тему 'Возможность применения логистики в географии транспорта'

Возможность применения логистики в географии транспорта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1347
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / TRANSPORT / GEOGRAPHY OF TRANSPORT / A TRANSPORT COMPLEX / GEOGRAPHICAL SYSTEM / TERRITORIAL STRUCTURE / TERRITORIAL TRANSPORT SYSTEM / LOGISTICS / LOGISTICAL COMMUNICATIONS / TRANSPORT STREAMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоров Валерий Петрович

Дается сравнительная характеристика транспорта и логистики, территориальной транспортной системы и логистической системы, перевозочного процесса и логистической операции. Оцениваются возможность и необходимость применения в географии транспорта методического аппарата логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of applying logistics in the geography of transport

The article contains the comparative characteristic of transport and logistics, territorial transport system and logistical system, transportation process and logistical operation. The possibility and necessity of applying the methodological mechanism of logistics for the geography of transport are estimated.

Текст научной работы на тему «Возможность применения логистики в географии транспорта»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

139

2011. Вып. 2

УДК 911.3 В.П. Сидоров

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА

Дается сравнительная характеристика транспорта и логистики, территориальной транспортной системы и логистической системы, перевозочного процесса и логистической операции. Оцениваются возможность и необходимость применения в географии транспорта методического аппарата логистики.

Ключевые слова: транспорт, география транспорта, транспортный комплекс, географическая система, территориальная структура, территориальная транспортная система, логистика, логистические связи, транспортные потоки.

Транспорт, транспортный комплекс как отрасль хозяйства представляет собой сложноорганизо-ванное иерархическое образование - единую транспортную систему.

Огромная значимость транспорта для развития и самого существования общества определяется тем, что пространственно сложный и непрерывный во времени процесс формирования и развития территориальных общественных систем разного уровня приводит к своеобразным сочетаниям и часто значительной концентрации на ограниченных территориях хозяйственных объектов и комплексов, населенных пунктов. Соответственно усиливается интенсивность и усложняется структура различных взаимодействий элементов таких систем, одним из важнейших видов которых является перемещение людей и грузов. Технически эти перемещения обеспечивает транспорт, что определяет его особую роль в территориальной организации производства и расселения. Рационально организованная и функционирующая транспортная система способствует непрерывности межрегиональных связей, использованию регионами и странами своих преимуществ в обеспеченности факторами производства. Несоответствие возможностей транспорта сложившимся условиям размещения и развития производительных сил ведет к дисбалансу в межрегиональном обмене и существенным экономическим потерям.

Объектом изучения географии транспорта выступает транспорт как отрасль хозяйственного комплекса любой страны, региона или населенного пункта, предметом - территориальная транспортная система (ТТС).

ТТС - это географическая система, включающая транспортные узлы и транспортные пункты, связанные перегонами транспортной сети; инженерные сооружения; обслуживающие организации и персонал (инфраструктурные компоненты); транспортные средства (подвижной состав), а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, грузы, то есть потребителей транспортных услуг.

Системность ТТС определяется существованием прямых и обратных связей (потоков) между элементами системы, без которых само её существование невозможно. Географичность ТТС определяется возможностью реализации большинства этих связей (имеются в виду прохождения потоков) через преодоление пространства. Оптимальность функционирования ТТС зависит от скорости реализации связей (прохождения потоков), полноты и качества предоставляемых перевозочных услуг. Услуги - это объекты коммерческой продажи, количество и качество которых зависит от возможностей и (или) способностей услугодателя и обычно (как в случае с транспортными услугами) требуют присутствия в одном месте, в одно время и услугодателя (транспорт) и получателя услуг (пассажира или груза).

В современной перевозочной деятельности связи между перевозчиком и клиентом налаживаются и реализуются не всегда в комплексе, а часто по отдельным этапам, пространственно и по времени не связанным. Всё это кажется оптимальным с позиций перевозчика, но может сказаться отрицательно на оценке клиентом качества, стоимости и своевременности полученных им транспортных услуг. Причем даже при организационной оптимальности взаимодействия в цепочке отправитель-транспорт-получатель недостатки конфигурации (то есть пространственной организации) транспортной сети могут сильно осложнить реализацию перевозки и ухудшить ее финансовые и моральные результаты. В свете вышесказанного кажется нужным применение в географии транспорта возможностей логистики.

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных, финансовых, информационных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий, более обоснованных и

140 В.П. Сидоров

2011. Вып. 2 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

совершенных экономических решений, которая должна с учётом реальных возможностей связать внутренние и внешние связи (потоки) для получения конечных (оптимальных) результатов. Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией или услугами в нужное время в нужном месте при минимальных временных и финансово-ресурсных затратах на осуществление логистических операций и имеющихся возможностях. Логистическая операция - действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и (или) нематериального потока (связи), ограниченное областью поставленной логистической задачи. Логистическая функция - это совокупность связанных логистических операций, направленных на достижение одной из поставленных перед логистической системой или её элементами задач. Главный объект воздействия логистической операции - логистический поток, то есть совокупность объединённых по определённому признаку объектов, перемещаемых в физическом (географическом) или виртуальном (например, электронном) пространстве, а также во времени, преобразуемых в соответствии с воздействием на неё субъекта управления. Логистические потоки различаются по регулярности, непрерывности, стабильности, изменчивости, характеру перемещения элементов, сложности и некоторым другим параметрам. Основные правила логистики: товар - только нужный; качество - только высокое; количество - необходимое; время предоставления услуг (доставки) - точное; место - чётко определённое; затраты - минимальные.

Логистический характер ТТС можно подтвердить логистическими по форме и сути основными связями (потоками) в ней. В самом общем виде можно выделить несколько этапов возникновения этих связей (потоков).

Первый этап:

- клиент - перевозочная компания. Это связи (потоки) нематериальные, дискретные (меняющиеся во времени), нерегулярные (стохастические, когда параметры запроса изменяются случайным образом), неравномерные, с меняющейся интенсивностью, однотипные, управляемые, встречные (от потребителя к производителю), ламинарные (которые меняются лишь под воздействием и изменений условий);

- перевозочная - клиент. Эти связи (потоки) непрерывные, детерминированные (с практически постоянными параметрами), относительно стабильные, в основном нематериальные, управляемые, разнородные, ламинарные и прямые (от производителя к потребителю).

Второй этап:

- клиент/груз - перемещение к месту назначения/потребителю. Эти связи (потоки) материальные, стабильные, детерминированные (когда параметры относительно постоянны), простые, управляемые, прямые, внутренние (по отношению к рассматриваемой ТТС);

- клиент/груз - место назначения/потребитель. Эти связи (потоки) дискретные, материальные и нематериальные, стохастические, нестабильные, нестационарные (когда потоки неустановившиеся с изменяемой интенсивностью с течением времени), сложные, управляемые, турбулентные (хаотически изменяющиеся относительно положения элементов и в связи с изменением параметров), встречные, внутренние.

Третий этап:

- клиент/груз - реакция на потреблённые транспортные услуги. Эти связи (потоки) нематериальные, периодичные, нестабильные, неравномерные, встречные, ламинарные, внешние.

Показанная выше возможность логистических характеристик связей (потоков) в перевозочной деятельности позволяет говорить о том, что свойства ТТС соответствуют свойствам систем логистических:

1) в ТТС присутствует совместимость элементов: клиент (пассажир/груз) - перевозочная фирма или организация - непосредственно перевозка - транспортная инфраструктура;

2) существование устойчивых связей между элементами ТТС - прямых (всегда) и обратных (в большинстве случаев).

3) связи между элементами ТТС имеют определенную упорядоченность и чёткую организацию;

4) большинство связей (потоков) в ТТС предполагает преодоление пространства, в этом плане ТТС логистическая географическая система;

5) ТТС обладает интегративными свойствами пространственной и непространственной организации своих компонентов и выражается в ней.

Таким образом, можно смело настаивать на необходимости применения методического аппарата логистики при исследовании параметров, оценке эффективности и поиске путей оптимизации

Возможность применения логистики в географии транспорта

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

141

2011. Вып. 2

функционирования территориальных транспортных систем любого уровня и сложности. Такой подход может быть особенно полезным при решении прикладных транспортно-географических и транс-портно-экономических задач регионального уровня.

Поступила в редакцию 10.03.11

V.P. Sidorov

The possibility of applying logistics in the geography of transport

The article contains the comparative characteristic of transport and logistics, territorial transport system and logistical system, transportation process and logistical operation. The possibility and necessity of applying the methodological mechanism of logistics for the geography of transport are estimated.

Keywords: transport, geography of transport, a transport complex, geographical system, territorial structure, territorial transport system, logistics, logistical communications, transport streams.

Сидоров Валерий Петрович, кандидат географических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: sidorov@udm.ru

Sidorov V.P., candidate of geography, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: sidorov@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.