Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ПРИ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (КАРАНТИНЕ)'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ПРИ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (КАРАНТИНЕ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПОЛИЦИЯ / ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ADMINISTRATIVE COERCION / INFECTIOUS DISEASES / POLICE / WORLD HEALTH ORGANIZATION / LEGAL REGULATION / RESTRICTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанов Батор Цыдендамбаевич

Рассматриваются правовые аспекты применения полицией России мер административного принуждения при введении ограничений для зараженных инфекционными заболеваниями. Обосновывается необходимость разработки ведомственных правовых актов, регламентирующих вопросы применения мер административного принуждения при эпидемиях и пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF APPLYING ADMINISTRATIVE COERCION BY THE POLICE DURING RESTRICTIVE MEASURES (QUARANTINE)

Discussed the legal aspects of the application by the Russian police of administrative coercive measures, with the introduction of restrictions for those infected with infectious diseases. The necessity of developing departmental legal acts regulating the application of administrative coercive measures in epidemics and pandemics is substantiated.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ПРИ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (КАРАНТИНЕ)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 352 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10221

ББК 67.400.7 © Б.Ц. Жалсанов, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ПРИ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (КАРАНТИНЕ)

Батор Цыдендамбаевич Жалсанов, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Zhalsanov@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются правовые аспекты применения полицией России мер административного принуждения при введении ограничений для зараженных инфекционными заболеваниями. Обосновывается необходимость разработки ведомственных правовых актов, регламентирующих вопросы применения мер административного принуждения при эпидемиях и пандемии.

Ключевые слова: административное принуждение, инфекционные заболевания, полиция, Всемирная организация здравоохранения, правовое регулирование, ограничительные меры.

THE POSSIBILITY OF APPLYING ADMINISTRATIVE COERCION BY THE POLICE DURING RESTRICTIVE MEASURES (QUARANTINE)

Bator Ts. Zhalsanov, Associate Professor of Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: Zhalsanov@mail.ru

Abstract. Discussed the legal aspects of the application by the Russian police of administrative coercive measures, with the introduction of restrictions for those infected with infectious diseases. The necessity of developing departmental legal acts regulating the application of administrative coercive measures in epidemics and pandemics is substantiated.

Keywords: administrative coercion, infectious diseases, police, World Health Organization, legal regulation, restrictive measures.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жалсанов Б.Ц. Возможность применения административного принуждения полицией при ограничительных мероприятиях (карантине). Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):167-9.

К одним из основных угроз национальной безопасности государства относится возникновение и распространение эпидемий и пандемий [5]. Наибольшую угрозу представляют инфекционные заболевания, распространяющиеся в форме пандемии1. затрагивающие сферу охраны здоровья, в рамках международно-правового регулирования здравоохранения и выявляющие проблемы национального законодательства.

Для решения вопросов координирующих международную работу в области здравоохранения, в том числе противодействие инфекционным заболевания и

1 https://www.who.int/csr/disease/swineflu/frequently_asked_questions/

pandemic/ru/

эпиднадзора, в 1948 году в рамках системы ООН была образована Всемирная организация здравоохранения2.

Государства и международные организации, присоединившиеся к Всемирной организации здравоохранения, ратифицировавшие соглашения в указанной сфере, взяли на себя ответственность по защите своих территорий от инфекционных заболеваний.

Взяв на себя ответственность, государства-участники обязаны ввести на своих территориях ряд ограничительных мер для локализации и прекращения быстрого распространения инфекций. Одним из обязательств

2 www.who.int/ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

является разработка и реализация программ по защите населения от инфекционных заболеваний и ответственность за действия направленные на спасение жизни граждан при возникновении вспышки заболевания.

Здесь важно понимать что, к примеру, пандемия — как заболевание в рамках мирового масштаба, обязывает государства вводить меры, которые в той или иной степени связаны с ограничением прав человека, включая ограничение естественного права любого человека, на свободное передвижение. Такие ограничения могут вводиться на государственном уровне, на межгосударственном уровне, так и в целом на международном уровне, посредством заключения межправительственных соглашений.

В пределах государства за реализацией принятых решений по ограничению прав граждан возлагается, в том числе и на органы внутренних дел. Полиции Российской Федерации для реализации возложенных на нее задач и обязанностей предоставляется, нормативно закрепленное право, применять меры административного принуждения.

В частности, в соответствии со статьями Федерального закона «О полиции»1, сотрудники полиции могут применять отдельные меры государственного принуждения, такие как:

• задержание;

• вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

• оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов;

• формирование и ведение банков данных о гражданах.

Следует напомнить, что целями применения административного принуждения полицией, является предупреждение совершение административных правонарушений и уголовных преступлений, пресечение деликтных деяний, восстановление нарушенного права.

Для достижения указанных целей, сотрудники полиции должны в первую очередь иметь нормативную основу. В частности если действия гражданина не подпадают под состав административного правонарушения, то следовательно нет основания применения мер принуждения.

Поэтому, на сегодняшний день, сотрудники полиции могут реализовывать лишь профилактические мероприятия, которые приобретают принудительный характер. Следует оговориться, что правовые аспекты профилактических мероприятий могут быть направлены только применительно к лицам с подтвержденным заболеванием или находящимся в группе риска. В этом случае могут быть применены ограничительные меры по принудительной изоляции зараженного.

Чаще всего применяется мера ограничивающая право человека на свободу передвижения и/или посещение публичных мест.

Нужно сказать, что зараженный субъект может являться постоянным источником заражения для бесконечно большого количества граждан, т.е. становиться социально опасным для общества и нуждается в применение в отношении его ограничительных мер принуждения.

Возможность применения ограничительных мер предусмотрена в Конституции Российской Федерации, где в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства»2 и «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»3, согласно которой оказание медицинской помощи (госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Кроме того, возможность принудительной госпитализации главными государственными санитарными врачами и их заместителями предусмотрена Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»4.

Обозначенная выше правовая основа позволяющая применять в отношении граждан, имеющих инфекционные заболевания, принудительные ограничения, на наш взгляд не достаточна. Выражается такая недостаточность в том, что к сожалению, законодатель, закрепив применение вышеупомянутых административно-принудительных мер административно-правовой нормой специальными субъектами, не раскрывает механизм реализации их полномочий.

Следовательно, вспомогательная или совместная роль реализации такого рода мер, выпадает на сотрудников полиции.

Попытаемся более подробно рассмотреть характерные черты административного принуждения применяемого сотрудниками полиции, в сфере охраны здоровья, конкретно при нарушении введенного карантина, при пандемии.

Обязанность полиции в обеспечении общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий, закреплена в п.7 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

Сам механизм реализации указанной обязанности раскрывается через административно-процессуальные

1 Ст. 14-17 Федерального закона «О полиции».

2 Ч. 3 Ст. 55 Конституции Российской Федерации.

3 П. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4 https://www.who.int/csr/disease/swineflu/frequently_asked_questions/ pandemic/ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, как ведомственного, так и межведомственного уровня.

В частности на межведомственном уровне в Российской Федерации была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера1, где МВД России, как функциональная подсистема выполняет обеспечительную функцию по охране общественного порядка.

В свою очередь правовое регулирование на ведомственном уровне зависит от того, какое подразделение участвует в указанных мероприятиях и специфики введенных ограничений.

К примеру, при введении ограничений для граждан в виде самоизоляции, возникает необходимость привлечения службы участковых уполномоченных полиции2.

Подытоживая все вышеуказанное, делаем следующие выводы:

1. Поскольку основанием для применения мер административного принуждения, как правило, является административное правонарушение, то сотрудникам полиции для применения мер, необходим состав административного правонарушения, который может возникнуть при производстве дела связанного со статьей 6.3 КоАП РФ3 и 19.5 КоАП РФ.

2. Административное принуждение по соблюдению гражданами ограничительных мероприятий и самоизоляции может осуществляться только должностными лицами органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы, касающиеся порядка осуществления ограничительных мероприятий (карантина). Следовательно, полиция выступает в качестве обеспечительной силы, препятствующей возможному нарушению общественного порядка.

3. В связи с тем, что меры административного принуждения применяются только в целях обеспечения административно-правовых норм, то порядок вводимых ограничительных мероприятий (карантина) должен быть закреплен в нормативно-правовом акте, который формулирует общеобязательные правила поведения.

4. Необходимо в рамках ведомственного правового акта, предусмотреть порядок действия и дислокации подразделений и служб полиции, при введении ограничительных мероприятий (карантина).

5. Требуется освещение в средствах массовой ин-

1 www.who.int/ru

2 Ст. 14-17 Федерального закона «О полиции».

3 П. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

формации случаев применения мер административного принуждения, для реализации такой цели как профилактика административного правонарушения.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N° 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.

2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.11.2011, №48, ст. 6724.

5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

References

1. The Code of the Russian Federation on administrative offenses dated December 30, 2001 No. 195-ФЗ // Meeting of the legislation of the Russian Federation, January 7, 2002, No. 1 (part 1), Art. one.

2. Federal law dated 30.03.1999 N 52-ФЗ "On the sanitary-epidemiological well-being of the population" // Collection of laws of the Russian Federation, 04/05/1999, N 14, Art. 1650.

3. Federal law dated 07.02.2011 No. 3-FZ "On the police" // "Collection of legislation of the Russian Federation", 02/14/2011, No. 7, Art. 900.

4. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-ФЗ "On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, November 28, 2011, No. 48, Art. 6724.

5. Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Meeting of the legislation of the Russian Federation, January 4, 2016, No. 1 (part II), Art. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.