Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗНАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ЗНАНИЕ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА / УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушарина В.А.

В статье рассматривается возможность получения образования в Японии. Ведь именно в этой стране сосредоточены самые передовые лаборатории мира, а в университетах совершаются революционные открытия. Делается вывод о том, что, помимо английского языка, необходимым условием при поступлении в высшее учебное заведение данной страны является знание японского языка, что сразу ограничивает круг потенциальных студентов. Другое ограничение связано со стоимостью обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF RECEIVING EDUCATION IN JAPANESE UNIVERSITIES

Opportunities of higher education of some Japanese universities are discussed in this article. Universities have advanced laboratory. Educational opportunities for Russian students are limited. It is connected with the high demands of the Japanese knowledge and with the high cost of training.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ»

В рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год [2] указывается, что при проведении аудита необходимо руководствоваться как МСА, так и другими документами, принятыми Международной федерацией бухгалтеров (ШАС) и рекомендованными Советом по аудиторской деятельности для применения на территории Российской Федерации. В случае заключения договора оказания аудиторских услуг до 1 января текущего года (2017 г.), участники рынка аудиторских услуг руководствуются ФСАДами и ФП(С)АДами.

Повышению конкурентоспособности участников рынка аудиторских услуг будут способствовать:

- развитие технологий проведения аудиторских проверок;

- повышение качества аудита;

- перехода от выборочного метода проведения проверок к сплошному;

- оптимизация затрат на аудит, проводимый сплошным методом.

В целом, проблема повышения конкурентоспособности участников рынка аудиторских услуг является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России, которая должна проходить в интересах повышения ее роли в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов.

Использованные источники: 1.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации -раздел «Аудиторская деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/

2.Справочная информация: «Основные нормативные акты и документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultantra^ons^gi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW; п=71765#0

УДК 378.14

Шушарина В.А. студент

1 курс, факультет базовой подготовки Новосибирский государственный университет экономики и управления

Россия, г. Новосибирск ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНСКИХ

УНИВЕРСИТЕТАХ В статье рассматривается возможность получения образования в Японии. Ведь именно в этой стране сосредоточены самые передовые лаборатории мира, а в университетах совершаются революционные открытия. Делается вывод о том, что, помимо английского языка, необходимым условием при поступлении в высшее учебное заведение данной страны является знание японского языка, что сразу ограничивает круг

потенциальных студентов. Другое ограничение связано со стоимостью обучения.

Ключевые слова: качество образования, знание английского языка, знание японского языка, стоимость обучения, университеты.

Shusharina V.A. first-year student Basic Department

Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia THE POSSIBILITY OF RECEIVING EDUCATION IN JAPANESE

UNIVERSITIES

Opportunities of higher education of some Japanese universities are discussed in this article. Universities have advanced laboratory. Educational opportunities for Russian students are limited. It is connected with the high demands of the Japanese knowledge and with the high cost of training.

Keywords: the quality of education, knowledge of English, knowledge of the Japanese language, the cost of training, universities.

Япония является одной из самых развитых стран мира. Данное государство стало предлагать крайне интересные условия для поступления в университеты иностранным студентам только с конца ХХ века.

Высшее образование в Японии представлено так называемыми 'дайгаку' - этот термин относится как к университетам, так и к институтам, всего их насчитывается около 700 [1]. Структура университетов представлена государственными, частными и университетами корпораций. Доля государственных высших учебных заведений в Японии мала: всего около десяти процентов [2].

Практически по всем качественным показателям наверху пирамиды находятся государственные, и прежде всего бывшие императорские, университеты Токио, Киото, Тохоку, Осаки, Кюсю, Хоккайдо, Нагои. В университетах используется интерактивное обучение, видеопрезентации, кейс - методы, что позволяет студентам оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в различных экономических ситуациях [2, c.377; 4]. Государственные университеты традиционно специализируются на естественно-научном направлении и фундаментальных исследованиях, а также готовят кадры для государственных учреждений. Общественные университеты занимают промежуточное положение. При изучении дисциплин в колледжах и университетах значительное место занимает самостоятельная работа студентов (СРС). При освоении дисциплин, многие педагоги сходятся во мнении, что предпочтителен комплексный подход [5, с.62].

В группе частных университетов два заведения — Васэдаи Кейо — имеют научно-исследовательскую базу мирового класса, а остальные представляют собой очень разнородную группу учреждений, сильно

различающихся по величине, уровню и направлениям проводимых исследований [6].

С 2004 г. все государственные университеты получили юридический статус специальных корпораций, действующих в сфере образования. Управление ими сосредоточено в руках президента (ректора) и совета директоров (проректоров), имеющих широкие полномочия по определению уровня и системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава, сроков найма, по расходованию бюджета. Ректор избирается советом директоров из числа кандидатур, выдвигаемых подразделениями университета или учредителями. Члены совета директоров назначаются ректором или учредителями. Ни ректор, ни проректоры по окончании срока полномочий не имеют права продолжать работу и обязаны покинуть университет. Ректору и проректорам подчиняются факультеты, аспирантура, аффилированные институты и секретариат. Перспективные вопросы обсуждаются в совещательных комитетах по управлению, а также по образованию и науке, куда в обязательном порядке вводятся независимые эксперты [6].

К особенностям образования в Японии следует отнести совершенно особое почитание самого процесса обучения, а университеты являются центрами притяжения как для увлеченных наукой студентов и молодых ученых, так и корифеев науки. Обязательны глубокие теоретические знания и практические навыки. В наличии блестящий преподавательский состав, комфортные условия для студентов при обучении и проживании. Даже небольшие университеты имеют ультрасовременные лаборатории. Большинство студентов проживает в кампусах или в пешей доступности от учебных зданий и лабораторий, в арендованном жилье. Особенность менталитета японских студентов - непререкаемый авторитет преподавателей, уникальная культура и образ жизни.

Практически все высшее образование в Японии - платное. Университеты Японии расположены как в больших городах, так и в провинциях. Наиболее популярны среди иностранных студентов университеты Токио. Наиболее престижным является Токийский.

Формат японских ВУЗов, как и в большинстве стран мира, ведет к получению степени бакалавра, затем магистра и доктора. В среднем, для получения степени бакалавра необходимо 4 года, еще два года обучения ведет к званию магистра. Особенностью обучения большинства университетов является отсутствие курсовых, дипломных и исследовательских проектов на первой ступени высшего образования. Их заменяют отчеты и тесты. Балло-рейтинговая система оценки знаний по предметам распространена практически во всех учебных заведениях. За посещаемость студентам так же ставят баллы. В Японии принято 12-летнее школьное образование, поэтому российского аттестата об 11 -летнем среднем образовании для поступления в университет Японии будет недостаточно^]. Необходимый год можно «добрать» в вузе у себя на родине, либо поступить

на подготовительное отделение при японском университете. Большинство японских вузов требуют результаты единого экзамена, который сдают все выпускники японских школ. Необходимым условием поступления в японские университеты является тест на знание японского языка. Данный тест носит название Нихонгонорёкусикэн или Нихонрюгакусикэн. Первый проверяет только знания японского, второй кроме языка оценивает базовые знания по нескольким школьным дисциплинам. Для поступления на программы бакалавриата многие университеты требуют так же результаты тестов TOEFL или IELTS: некоторые лекции могут вестись на английском. Для поступления на магистерские программы результаты этих тестов обязательны. Для японских университетов необходимы справки о финансовой состоятельности, мотивационные и рекомендательные письма, возрастные ограничения - обучение с 18 лет.

Стоимость обучения в университетах Японии различна, в среднем обучение в Японии обойдется от 4000 до 7000 долл. в год [2]. Бесплатное обучение возможно только для тех студентов, которые выиграли национальные гранты на обучение.

Самыми дорогими специальностями являются: медицина, инженерия, экономические и филологические. В университетах для студентов предусмотрены скидки и льготы: на транспорте, музеях, театрах, кино, а также в спортивных и фитнес-центрах. В целом, обучение и проживание в небольших городах Японии обойдется дешевле, чем, в городах Европы. Как пример, в таблицах 1 и 2 представлена средняя стоимость обучения и проживания в 2016 г. в городах Токио и Киото для иностранных студентов.

Таблица 1

Стоимость обучения и проживания в Токио в 2016 г., в долларах

Обучение в университете 6,000

Проживание в студенческой резиденции в комнате на двоих 8,000

Интернет и связь 400

Транспорт 1,500

Питание 4,500

Учебники 1,500

Личные расходы 3,200

Медицинская страховка 900

Всего 26,000

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что обучение и проживание в студенческой резиденции в Токио в среднем обойдется студентам в 26 тыс. долл. в год.

Таблица 2

Стоимость обучения и проживания в Киото в 2016 г., в долларах

Обучение в университете 4,500

Проживание в студенческой резиденции в комнате на двоих 7,000

Интернет и связь 300

Транспорт 1,300

Питание 4,000

Учебники 1,500

Личные расходы 3,000

Медицинская страховка 900

Всего 22,500

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что обучение и проживание в резиденции в небольшом городе, например, в Киото, обойдется в среднем в 22,5 тыс. долл. в год.

При отсутствии мест в резиденции необходимо арендовать помещение, тогда стоимость аренды в год будет составлять от 2784 долл. в год до 8328 долл. в год, что может увеличить затраты студентов.

Таблица 3

Средняя стоимость аренды жилья для иностранных студентов,

долл. в месяц

Отдельная комната не в центре 232

Отдельная комната в центре 492

1-комнатная квартира не в центре 428

1-комнатная квартира в центре 694

Рассмотрены некоторые университеты Японии и предоставляемые программы обучения по стоимости (см. Табл. 4). Стоимость программ обучения составляла от 5 тыс. долл. до 17 тыс. долл. в 2016 г.

Таблица 4

Стоимость программ бакалавриата и магистратуры в университетах Японии в 2016 г. в долл. [3]

№ Название Город Бакалавриат, долл. Магистратура, долл.

1 Токийский университет Токио 5,600 6,000

2 Киотский университет КуоШШ^егейу Киото 5,000 5,000

3 Осакский университет OsakaUniversity Суйта 5,000 5,000

4 Университет Тохоку То^киШ^еге^у Сендай 5,000 7,000

5 Нагойский университет NagoyaUniversity Нагоя 5,000 5,000

6 Токийский технологический институт Токуо^йШеоГТесЬпо^у Токио 7,000 7,000

7 Университет Хоккайдо HokkaidoUniversity Саппоро 5,000 5,000

8 Университет Кюсю Куш^Ш^еге^у Фукуока 5,000 5,000

9 Университет Цукубы иптуеге^оПЪикиЬа Цукуба 5,000 5,000

10 Университет Кэйо КеюШггегейу Токио 17,000 13,000

Как пример, рассмотрим вариант поступления и обучения в Токийский университете - University of Tokyo, известном как Тодай, расположенном в японской столице, г. Токио. Год основания - 1877. В 1886 г. получил статус императорского, является самым престижным вузом на всей территории Азии. Токийский университет входит в такие престижные международные ассоциации как Международный альянс исследовательских университетов (IARU) и Ассоциация университетов тихоокенского региона (APRU) [7].

Университет известен факультетом права и управления, выпускниками которого является значительная часть ведущих политиков и топ-менеджеров Японии. Также большим престижем пользуются факультет естественных наук (в частности, департамент химии) и факультет гуманитарных дисциплин, чья программа по изучению живых языков входит в мировой топ-10.Токийский университет имеет отличную репутацию у работодателей, 90% выпускников находят работу по специальности в течение 6 месяцев после окончания вуза. Является одним их крупнейших исследовательских институтов во всем азиатском регионе. Фокус исследований направлен на естественные и инженерные науки, в частности, химию и химический инжиниринг. При поступлении абитуриенты: -проходят тестирование на знание японского языка в языковом центре Тодай; - имеют подтвержденный сертификат владения английским с результатом около 80-90 баллов TOEFL или 6.5-7.0 баллов IELTS; - сдают вступительные экзамены по предметам; - имеют рекомендательные письма от школьных учителей; - представляют мотивационное письмо. Подавать документы могут только лица, достигшие 18 лет. Подача документов осуществляется в период с 30 октября по 2 декабря. Учёба начинает с 1 апреля [7]. Обучение в Токийском университете платное - 5600 долл. без учёта проживания. Иностранному студенту может быть выделена стипендия в размере стоимости обучения, перелёта и интенсивного курса японского в рамках специальных программ обмена между университетами Японии и других стран.

Подводя итоги можно сказать, что образование в Японии считается культом, который поддерживается обществом, государством, семьей. Характерные черты: глубокие теоретические знания и профессиональная специализация. Обучение только платное. Для талантливых студентов возможно получение государственных и частных стипендий. При поступлении, помимо сдачи английского языка по уровням TOEFL или IELTS, обязательным условием является знание японского языка.

Использованные источники: 1.Образование в Японии. /Электронный ресурс// URL: https://www.unipage.net/ru/education_in_japan (дата обращения 29.12.16) 2.Ниномия А. Новые стратегии интернационализации хиросимского университета / А. Ниномия // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2007. — №1. — 41 — 47 с. /Электронный

ресурс // URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/novye-strategii-internatsionalizatsii-hirosimskogo-universiteta (дата обращения 20.12.16)

3.Тропникова, Т.А. Научно-исследовательская работа как способ активизации познавательной деятельности студентов / Т.А.Тропникова, Т.Л.Колесова// e-Журнал «Экономика и социум». 2015. №1(14) (январь-март). С.374-378. / Электронный ресурс // URL: http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_1(14)%202015%20 1.pdf (дата обращения 29.12.16).

4.Руди, Л.Ю. Опыт использования задач и упражнений на кафедре экономической теории / Л.Ю.Руди, Т.А.Тропникова // В сборнике: Научные записки НГУЭУ. - 2006. - с.99-103.

5.Тропникова, В.В. Проблемы организации самостоятельной работы студентов колледжа по дисциплине «Химия» / В.В.Тропникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 4 частях. Часть III. М.: ООО «АР-Консалт», 2015 г.- 148 с.- С.62-63. /Электронный ресурс// Режим доступа: URL: http://co2b.ru/docs/conf/2015.09.03.pdf (дата обращения 29.12.16).

6.Белов А.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЯПОНИИ / А.В. Белов, А.В. Золотов // Вопросы образования. — 2014. —№3. — 30 — 53 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty-deyatelnosti-universitetov-v-yaponii (дата обращения 29.12.16)

7.Токийский университет. /Электронный ресурс// URL: https://www.unipage.net/ru/the_university_of_tokyo (дата обращения 29.12.16)

8.Университеты Японии. /Электронный ресурс// URL: http://inostudent.ru/strany/universitety-yaponii.html (дата обращения 29.12.16)

УДК 330

Эмирсеитова Н.В. студент 4 курса

факультет «Экономики, менеджмента и информационных технологий» ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Аджимет Г.Х.

Россия, г.Симферополь КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Аннотация. Рассмотрена проблема конкурентоспособности в мировой экономике, выявлены факторы и источники конкурентоспособности страны, приведены рекомендации к улучшению конкурентоспособности экономики России.

Ключевые слова: конкурентоспособность, мировая экономика, глобализация, технологии и нововведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.