Научная статья на тему 'Возможность использования цифрового двойника социальной системы в процессе обучения руководителей организации'

Возможность использования цифрового двойника социальной системы в процессе обучения руководителей организации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой двойник социальной системы / комплексная математическая агенто-ориентированная модель социальной системы / имитационная модель социальной системы / цифровизация экономики / цифровая трансформация / digital twin of the social system / comprehensive mathematical agent-based model of the social system / simulation model / simulation model of the social system / digitalization of the economy / digital transformation

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Самосудов Михаил Владимирович, Зуйков Ян Павлович, Матяш Арсений Валерьевич, Багрин Павел Петрович

Проект «Цифровой двойник социальной системы: обоснование содержания и возможности использования в процессе управления предприятием» показал возможность создания цифрового двойника на основе имитационной агентной модели, позволяющей учесть управляющие воздействия агентов, возмущающие воздействия среды и другие факторы, влияющие на динамику организации. Это открывает широкие возможности использования цифрового двойника социальной системы, включая возможность автоматизации управления, а также для организации обучения руководителей на разных этапах подготовки, что представляется весьма существенным в современных условиях. Цель статьи – показать возможности использования цифрового двойника социальной системы в процессе обучения руководителей организаций. Цифровой двойник социальной системы может быть использован, как для начальной подготовки руководителей, так и для тренировки действующих руководителей и управляющих команд для совершенствования навыков принятия решений для конкретных предприятий. Особенность в том, что рассматривается именно цифровой двойник социальной системы, моделирующий процесс взаимодействия участников деятельности, тогда как обычно применительно к обучению рассматривают цифровые двойники оборудования, комплексных технических объектов, что в большей мере позволяет готовить операторов и т.п. специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Самосудов Михаил Владимирович, Зуйков Ян Павлович, Матяш Арсений Валерьевич, Багрин Павел Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING A DIGITAL TWIN OF THE SOCIAL SYSTEM IN THE PROCESS OF TRAINING MANAGERS OF THE ORGANIZATION

The results of the project “ Digital twin of the social system: substantiation of the content and the possibility of use in the process of enterprise management” have shown the possibility of creating a digital twin based on an agent-based simulation model of the social system, which allows taking into account the control effects of agents, disturbing environmental influences and other factors affecting the dynamics of the organization. As a result, there are wide opportunities for using the digital twin of the social system, including the possibility of using it for automation of management, as well as for organizing training of managers at different stages of preparation, which seems very significant in modern conditions. The purpose of the article is to show the possibilities of using the digital twin of the social system in the process of training managers of organizations. The digital twin of the social system can be used both for initial training of managers and for training existing managers and management teams to improve decision-making skills for specific enterprises. The peculiarity is that it is the digital twin of the social system that is being considered, simulating the process of interaction of participants in the activity, whereas usually, in relation to training, digital twins of equipment, complex technical objects are considered, which makes it possible to train operators, etc. specialists to a greater extent.

Текст научной работы на тему «Возможность использования цифрового двойника социальной системы в процессе обучения руководителей организации»

Возможность использования цифрового двойника социальной системы в процессе обучения руководителей организации

Самосудов Михаил Владимирович,

д.э.н., ведущий научный сотрудник, Государственный университет управления E-mail: samosudov@mail.ru

Зуйков Ян Павлович,

магистрант, Государственный университет управления E-mail: 343434349999@mail.ru

Матяш Арсений Валерьевич,

младший научный сотрудник, Государственный университет управления

E-mail: arsenymatthias@gmail.com Багрин Павел Петрович,

младший научный сотрудник, Государственный университет управления

E-mail: bagrush11@yandex.ru

Проект «Цифровой двойник социальной системы: обоснование содержания и возможности использования в процессе управления предприятием» показал возможность создания цифрового двойника на основе имитационной агентной модели, позволяющей учесть управляющие воздействия агентов, возмущающие воздействия среды и другие факторы, влияющие на динамику организации. Это открывает широкие возможности использования цифрового двойника социальной системы, включая возможность автоматизации управления, а также для организации обучения руководителей на разных этапах подготовки, что представляется весьма существенным в современных условиях. Цель статьи - показать возможности использования цифрового двойника социальной системы в процессе обучения руководителей организаций. Цифровой двойник социальной системы может быть использован, как для начальной подготовки руководителей, так и для тренировки действующих руководителей и управляющих команд для совершенствования навыков принятия решений для конкретных предприятий. Особенность в том, что рассматривается именно цифровой двойник социальной системы, моделирующий процесс взаимодействия участников деятельности, тогда как обычно применительно к обучению рассматривают цифровые двойники оборудования, комплексных технических объектов, что в большей мере позволяет готовить операторов и т.п. специалистов.

Ключевые слова: цифровой двойник социальной системы; комплексная математическая агенто-ориентированная модель социальной системы; имитационная модель социальной системы; цифровизация экономики; цифровая трансформация;

ш к о.

е

со см

еЗ Исследование выполнено за счет гранта Российского на учного фонда (проект № 22-28-20458, https://rscf.ru/pro-2 ject/22-28-20458/).

Введение

В последнее время тема цифровых двойников (ЦД) активно рассматривается в экономической литературе. Строго говоря, сам по себе, тема не новая - компьютерное моделирование, в общем-то, давно используется в бизнесе, научной и учебной деятельности. Феномен цифрового двойника, пожалуй, связан с развитием средств сбора данных, развитием технических средств, позволяющих связать компьютерную модель с реальным объектом в реальном масштабе времени, что позволяет реализовать принципиально иные возможности, как для деятельности [3, 8, 9, 12, 13, 16, 17], так и для обучения деятельности [4-6, 10, 12].

По сути, ЦД представляет собой имитационную модель, дополненную каналами связи с реальным объектом, по которым в ЦД поступают данные, на основе которых определяется и фиксируется в базах данных цифрового двойника текущее состояние объекта. Это позволяет вычислять отклонения и, в зависимости от задач и ситуации, либо корректировать модель, либо принимать решения относительно объекта.

ЦД отдельных изделий, деталей, оборудования, комплексов уже давно используются в деятельности. И они уже используются в обучении специалистов компаний, но, в основном, для принятия решений относительно технических элементов социальной системы, а также для отработки слаженности работы команд, эксплуатирующих сложные технические объекты.

Вместе с тем сегодня существует возможность создания цифрового двойника социальной системы (ЦДСС), который позволит моделировать динамику социальной системы как совокупности агентов вследствие изменения условий функционирования или принятия решений руководителями - результаты работы по проекту «Цифровой двойник социальной системы: обоснование содержания и возможности использования в процессе управления предприятием» показали возможность создания такого инструмента. Это позволяет по-другому организовать подготовку руководителей различного уровня, обеспечивающую приобретение человеком навыков принятия обоснованных решений, конкретизации своих воздействий. Причём не вследствие долгой «тренировки на живых людях», а на основе анализа своих действий для определения причин ошибок, которые будут выявлены посредством ЦД.

Цель настоящей работы - показать возможность использования ЦДСС для обучения руководителей различного уровня.

Обзор литературы

Вопрос обеспечения организации квалифицированным персоналом - один из наиболее сложных и значимых для деятельности. Никакие планы развития не получится реализовать, если не обеспечить компанию нужными специалистами. Отдельная проблема - квалифицированные руководители. Дипломированных в области экономики и менеджмента людей много, квалифицированных руководителей очень мало.

Новые технологии, цифровизация открывают новые возможности и для обучения специалистов. Следует отметить, что сегодня есть примеры вполне успешных попыток использования современных средств обучения в подготовке специалистов.

Так, например, в [6] рассматривается подготовка специалистов электростанций и отмечается, что полученный опыт показал эффективность использования в качестве цифровой модели АСУ ТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом - авторы) тренажерного комплекса, построенного на базе реального программно-технического комплекса, что позволяет повторить функциональность системы управления, формируя правильные навыки операторов.

Здесь также отмечается, что «... использование компьютерных средств обучения и мониторинга на базе ЦД технологических объектов при профессиональной подготовке обеспечивает повышение психологической устойчивости оперативного персонала при действиях в нештатных ситуациях, сокращение числа технологических нарушений, связанных с ошибками персонала, а также повышение уровня надежности и безотказности работы оборудования, сохранности имущества, безопасности и здоровья персонала предприятия» [6].

Компания «СУЭК-Кузбасс» получила патент на изобретение № 2767723 «Применение ЦД в автоматизированной системе для виртуального обучения работе в шахте». Для обучения работе в шахте создан ЦД, позволяющий моделировать объекты и производственные процессы, происходящие в шахте (тренажёр «Живая шахта»). Надев шлем виртуальной реальности, человек оказывается «под землей» и, используя джойстики, может «поработать» на шахтовом оборудовании. ЦД позволяет оценивать корректность действий сотрудников, вести запись действий для последующего анализа. Также фиксируется состояние оборудования, показания приборов, есть возможность изменять ситуацию, создавая иные условия работы сотрудников. Одновременно «находиться» и взаимодействовать в шахте могут до 30 человек. Тренажёр позволяет обучать сотрудников безопасному поведению в шахте, оттачивать навыки действий в нештатной ситуации [12].

Эти примеры показывают перспективность использования ЦД в обучении специалистов, показывают возможность использования модели в качестве тренажёра. «В этом контексте применения

ЦД снижается возможность допущения ошибок ... в случае возникновения различных производственных ситуаций» [13].

Но «... отдельного внимания заслуживают имитационные модели в экономике и социологии, когда нужно смоделировать поведение системы, зависящей от множества факторов, при этом не теряя деньги и не воспроизводя, например, массовое восстание в отдельно взятом государстве в реальности. Такие модели позволяют «прощупать почву» и принимать более взвешенные решения на всех уровнях управления, от стратегического до оперативного» [7]. Это может быть использовано для организации подготовки специалистов в области организации деятельности и управления социальными системами.

Вместе с тем следует отметить, что для этого ЦД должен обладать определёнными свойствами. В работе [5] определяются «... необходимые и достаточные условия, без которых ЦД в образовании не смогут быть созданы в принципе. Методология конструирования образовательной реальности посредством технологии ЦД должна учитывать не только технологические аспекты реализации, но и специфику социального объекта, для которого создаётся виртуальный прототип.

Итак, цифровой двойник объекта в этой сфере может быть создан при условии, если:

1) построена математическая модель объекта/ явления, для которого создаётся цифровой двойник (все процессы должны быть описаны на математическом языке);

2) разработан/определён необходимый технический инструментарий для сбора, обработки и хранения снимаемых с социального объекта данных (у создателей должно быть специализированное программное обеспечение);

3) осуществлён режим реального масштаба времени (информация собирается, корректируется и передаётся в виртуальный двойник в режиме реального времени);

4) реализован режим корректировки цифрового двойника (созданная цифровая модель может быть доработана и использована для реализации обратной связи с реальным социальным объектом);

5) сформирована теоретико-методологическая база исследования внедрения цифровых технологий в образовательные реалии, их анализа и оценки».

Результаты

С точки зрения прикладной деятельности, результатом обучения должен быть человек, обладающий определённым интеллектуальным ресурсом (умением решать определённые задачи), а также навыками, необходимыми для совершения действий, нужных для реализации профессиональной деятельности [1]. Или, подругому, функциональная единица организации.

Если оперировать категориями теории корпоративного взаимодействия и комплексной мате-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

о. в

матической модели социальной системы, функционирующей в активной среде [18], результатом обучения человека должен быть вектор поведения, обеспечивающий надлежащее выполнение функции человека в компании, реализацию его функциональной роли в организации. Это комплексная характеристика, включающая, как необходимую для совершения действий ресурсную базу (знания и навыки), так и мотивацию человека - представляется очевидным, что наличие у человека ресурсных возможностей и мотивация (как результат его субъективных оценок отношения стимулов и ограничений) влияют на вероятность совершения человеком определённых действий в определённой ситуации.

Примечание: Вектор поведения - величина, посредством которой в расчётах учитывается поведение человека. Поведение - это характеристика агента, показывающая вероятность совершения им определённых обусловленных действий. Вектор поведения - матрица размерностью 1хп, каждый член которой определяет вероятность совершения человеком определённого действия (п - число действий, имеющих значение для рассматриваемой системы). Расчёт вероятности совершения действий осуществляется на основе данных об имеющихся и необходимых человеку ресурсах, а также с учётом полученной на момент совершения действия информации из среды.

ЦДСС - это программно-аппаратный комплекс, содержащий элементы, обеспечивающие фиксацию данных, позволяющих полно описать состояние социальной системы, рассчитать её динамику в социально-экономическом пространстве. Подробнее состав ЦДСС и его взаимосвязь с ЦД других объектов рассмотрен в [10, 11].

«Два ключевых элемента любых ЦД - динамические имитационные модели и данные, отражающие текущее состояние моделируемой системы. Благодаря этим элементам ЦД становится эффективным инструментом для проведения экспериментов, анализа и наглядного представления данных. Он помогает получить ответы на вопросы "что, если...", понять поведение системы и верифицировать результаты работы модели» [9].

В процессе обучения сотрудников «ЦД могут использоваться в качестве симуляторов ... Это позволяет обучать сотрудников в условиях, максимально близких к реальным, что увеличивает эффективность обучения и снижает вероятность ошибок в реальной работе. К тому же использование ЦД может значительно сократить затраты на проведение тестов ..., проводить испытания без риска для людей и окружающей среды» [8].

С точки зрения организации обучения, следует рассматривать две основные функции ЦД:

• Имитационная модель, позволяющая «проиграть» различные сценарии при разных воздействиях на систему.

• ЦД реальной социальной системы как инструмент анализа в процессе научения управляющим воздействиям.

Функциональная роль руководителя в социальной системе - организация деятельности и управление. Организация деятельности предполагает создание организационных ресурсов в активной форме, обеспечивающих надлежащую координацию и синхронизацию действий людей в социальной системе. Управление предполагает выявление отклонений в состоянии социальной системы и процессах её функционирования, а также проектирование и осуществление управляющих воздействий, корректирующих отклонения, или организация осуществления таких воздействий, если управляющие воздействия более целесообразно оказать опосредовано.

Причём, при принятии решений в области организации деятельности и управления руководитель должен учесть интересы ключевых участников корпоративных отношений (ключевых стейкхолдеров), поскольку в противном случае будет нарушен баланс интересов, что приведёт к снижению функциональной устойчивости организации (способности компании сохранять возможность функционирования при изменении условий) [2].

Как известно, обучение - деятельность, формирующая активность обучающегося, обеспечивающую надлежащее усвоение знаний и формирование навыков. Для этого используются различные средства и методы, что показано на рис. 1.

Цель Деятельность

обучения * преподавателя

Рис. 1. Взаимосвязь элементов процесса обучения [14].

Для подготовки руководителя необходимо обеспечить реализацию следующей активности обучающегося:

• изучение теоретической базы, дающей человеку понимание закономерностей функционирования социальных систем, определяющей зависимость результатов деятельности организации от отдельных элементов, определяющих её динамику;

• формирование навыков совершения действий (подготовки и принятия решений), необходимых для реализации функции управления. Сформировать активность обучающегося в области изучения теоретической информации относительно просто - достаточно подготовить необходимые материалы и создать условия, которые «заставят обучающегося захотеть» изучить их. Формирование навыков физических действий и принятия решения в строго определённых ситуациях также довольно просто организовать посредством

использования тренажёров и т.п. элементов системы обучения, как, например, показано в [6, 12].

Но для подготовки руководителей особую сложность представляет формирование навыков принятия обоснованных решений, учитывающих особенности как социальной системы в целом, так и отдельных участников [1, 15].

Формирование навыка предполагает многократное повторение действий с получением обратной связи для коррекции ошибок. А если речь идёт о формировании навыка принятия решений, касающихся регулирования поведения людей, человек должен попробовать принять решение, реализовать его в социальной системе, увидеть последствия принимаемых решений, чтобы иметь возможность сделать соответствующие выводы.

Для подготовки технических специалистов могут быть использованы макеты оборудования, специальные стенды, а также ЦД объектов, имитирующие поведение реального объекта при наличии управляющих воздействий обучающегося. В этом случае обучающийся непосредственно видит результаты принятия им решений. А вот для социальных систем с такими тренажёрами пока проблема.

Частично эту задачу решают, конечно, преподаватели, объясняя обучающемуся его ошибки, допущенные при выполнении самостоятельной работы. Но, во-первых, квалифицированных преподавателей, имеющих значительный опыт работы в реальных организациях крайне недостаточно; во-вторых, не всегда преподаватель может уделить достаточно времени для подробного анализа принятых обучающимся решений и надлежащему «разбору полётов». К тому же, обучающемуся хорошо бы повторить задание, исправив ошибку, чтобы закрепить полученное знание. Причём, повторить желательно несколько раз. А это ещё больше требует времени преподавателя.

Представляется целесообразным организовать тренировку принятия решений, используя ЦД организации. Проведённая нами работа по проекту РНФ № 22-28-20458 показала возможность создания ЦДСС, позволяющего отрабатывать навык принятия решений. В основе ЦД лежит комплексная агентная математическая модель социальной системы, функционирующей в активной среде. Модель позволяет рассчитывать последствия воздействия отдельных агентов [17], прогнозировать поведение агентов в различных ситуациях и оперирует строго ограниченным набором сущностей, посредством которых можно описать любую ситуацию в социальной системе [18]. Она позволяет, используя строго ограниченный набор сущностей, количественно описывать процессы компании [16, 17], поведение агентов, информацию и каналы передачи информации [3], рассчитывать эффект рыночной активности компании [17].

Алгоритм взаимодействия обучающегося с ЦД выглядит следующим образом.

Обучающийся на основе вводной информации должен определить наиболее вероятные проблемы, приведшие организацию к наблюдаемым

нежелательным явлениям. При этом проблемы необходимо формулировать в виде несоответствия ресурсной базы деятельности или условиям осуществления деятельности.

Далее обучающийся должен определить и описать в категориях, позволяющих внести эти данные в ЦД, какие изменения необходимо реализовать в социальной системе, чтобы устранить выявленные проблемы. Для этого он должен предельно конкретно определить:

• как необходимо изменить ресурсную базу деятельности компании;

• как для этого должно измениться поведение участников корпоративных отношений;

• как должна измениться институциональная среда организации, активность агентов;

• как и на кого нужно воздействовать, чтобы произошли необходимые изменения в системе -конкретные участники, конкретные сообщения. Представляется важным отметить, что используемая теоретическая база требует от человека предельно конкретно определить все аспекты предполагаемых изменений - конкретные ресурсы, конкретные участники корпоративных отношений, конкретные изменения формальных и неформальных институтов. Это способствует формированию навыка конкретизации мышления руководителя. К тому же, давая различные вводные, точнее, вводя в модель агентов с различными характеристиками, можно отрабатывать навыки принятия решений в различных социальных условиях. А в случае подготовки руководителя для конкретной организации, руководитель в ходе такой тренировки изучит особенности конкретных участников.

После формализации своего решения обучающийся вводит его параметры в ЦД, расчётный модуль определяет реакцию социальной системы на это воздействие и показывает результаты - как отреагировали участники процесса функционирования системы (рассчитываются вероятности тех или иных действий), как изменилась ресурсная база вследствие этого, как изменилась институциональная среда и активность агентов. Может быть сделан и прогноз долгосрочных последствий принятых решений. В общем-то, используемая модель позволяет рассчитать, как то или иное действие руководителя отразится на входящем в систему ресурсном потоке из среды (причём, не только денежном потоке, но и потоке других ресурсов). Вследствие этого обучающийся,

• во-первых, отрабатывает навык конкретизации решения - решение нужно описать в параметрической форме, что предотвращает возможность абстрактного рассуждения о необходимости что-то улучшить;

• во-вторых, отрабатывает навык принятия обоснованных решений - решение должно учитывать личностные характеристики людей, особенности корпоративной культуры, влияние среды на поведение участников, имеющуюся ресурсную базу и другие существенные факторы, влияющие на результат деятельности;

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

• в-третьих, обучающийся получает обратную связь от ЦД - совпадает ли результат моделирования с результатом управляющего воздействия, рассчитанного при принятии решения (причём, может детально проследить процесс реализации воздействия);

• в-четвёртых, обучающийся может самостоятельно выявить ошибку, внести соответствующие корректировки в решение, повторить эксперимент, что позволит лучше понять причинно-следственные связи в социальной системе. Такое упражнение обучающийся может совершать многократно, постепенно оттачивая навык принятия решений. Преподаватель же, изменяя вводные, может создавать более или менее сложные ситуации, требующие учитывать различные факторы.

С точки зрения проверки знаний и навыков ЦДСС также может быть использован - если обучающийся может разработать адекватные для модельной ситуации (то есть, достаточно обоснованные) решения, то можно считать его подготовку достаточной для реализации своей функциональной роли в социальной системе.

Заключение

Подводя итог, резюмируем, что ЦДСС открывает принципиально новые возможности для организации подготовки специалистов в области организации деятельности и управления социальными системами. Он может быть использован для решения следующих задач обучения руководителя:

• Отработка навыка анализа ситуации для определения системных проблем, выявления возможностей.

• Отработка навыка расчёта управляющих воздействий.

• Отработка навыка проектирования необходимых изменений социальной системы для изменения её свойств нужным для деятельности образом.

• Отработка навыка обоснования решений.

• Отработка навыка учёта интересов и особенностей участников корпоративных отношений в процессе принятия решений.

• Развитие скорости принятия решений за счёт многократных тренировок на имитаторе социальной системы.

ЦД позволяет подготовить руководителя с учётом личностных характеристик людей, участвующих в деятельности социальной системы - используя ЦД с данными конкретных участников можно научить человека учитывать особенности людей, с которыми ему предстоит работать.

Всё это позволяет сделать подготовку руково-Е дителей предельно конкретной и предметной. От-оь дельно следует отметить возможность обучения ~ вновь назначенных руководителей особенностям сэ работы в конкретных социальных системах (ком-£ пания, подразделение компании) - к сожалению ^ следует отметить, что слишком часто приход но-

вого руководителя сопряжён с потрясениями, приводящими, порой, к потере работоспособности организации.

Вместе с тем есть, конечно, области, которые сегодня в меньшей мере могут быть решены за счёт использования ЦД. В частности, речь идёт о коммуникационных навыках. Здесь пока ещё предстоит значительная работа. Но как показывает динамика развития компьютерных моделей ЦДСС может быть дополнен подобными решениями уже довольно скоро.

Литература

1. Антонов В.Г., Самосудов М.В. Проблемы и перспективы развития управленческого образования в России. // Управленческие науки, № 2, 2013. - стр. 32-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Антонов В.Г., Самосудов М.В. Проблемы обеспечения прозрачности в системе управления дочерними и зависимыми компаниями // Вестник университета (Государственный университет управления), № 7, 2015. - стр. 5-12.

3. Багрин П.П., Зуйков Я.П., Андреева В.А., Курлянова А.А. Описание информационной среды в цифровом двойнике социально-экономической системы // Экономика и предпринимательство, № 10, 2023 г. стр. 1051-1057

4. Баранов В. Н., Безруких А.И., Константинов И.Л., Рудницкий Э.А., Сергеевич С.Н., Бай-ковский Ю.В. Использование цифрового двойника для обучения студентов металлургического профиля // Высшее образование в России. 2022 Т. 31, № 2 - стр. 135-148. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-135-148

5. Вихман В. В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. - стр. 22-32 https://vovr.elpub.ru/jour/ article/view/2630/1619 (10.11.2023).

6. Гурьянов Л., Долгушев И. Цифровые двойники - эффективный инструмент для подготовки персонала электростанций [Электронный ресурс]. https://www. krug2000.ru/pdf/tsifrovyye-dvoyniki-effektivnyy-instrument-dlya-podgotovki-personala-elektrostantsiy.pdf (10.11.2023).

7. Карякин И. Цифровые двойники: обучение персонала [Электронный ресурс]. // https:// tenchat.ru/media/1362199-tsifrovyye-dvoyniki-obucheniye-personala (10.11.2023).

8. Кузмичев Е. Цифровые двойники как инструмент оптимизациисистемы охраны труда на производстве. // https://hsedays.ru/875-cifrovye-dvojniki-kak-instrument-optimizacii-sistemy-ohrany-truda-na-proizvodstve.html?ysclid=l-p8avznm5w341423119 (10.11.2023).

9. Малиновская А. Цифровые двойники для бизнеса: проекты компаний со всего мира. [Электронный ресурс] // https://www.anylogic. ru/blog/tsifrovye-dvoyniki-dlya-biznesa-proekty-kompaniy-so-vsego-mira/ (10.11.2023).

10. Матяш А.В., Багрин П.П., Андреева В.А., Миронова М.П., Самосудов М.В. Понятие «цифровой двойник» в применении к социальной системе // Экономика: вчера, сегодня, завтра, № 10, 2022.

11. Самосудов М. В., Багрин П.П., Зуйков Я.П., Андреева В.А., Миронова М.П. Цифровой двойник социальной системы: понятие и состав с точки зрения задачи управления организацией // Финансовые рынки и банки, № 11, 2022. - стр. 35-43.

12. «СУЭК-Кузбасс» запатентовала применение цифровых двойников при обучении работе в шахте [Электронный ресурс]//https://www.com-news.ru/digital-economy/content/220332/2022-05-20/2022-w20/suek-kuzbass-zapatentovala-primenenie-cifrovykh-dvoynikov-pri-obuchenii-rabote-shakhte (10.11.2023).

13. Томашевич М. Цифровой двойник: Совершенствование технологических процессов предприятия [Электронный ресурс] // https://ntik.ru/ blog/smi/cifrofoi_dvoinik (10.11.2023).

14. Шураев, В.Н. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения. [Электронный ресурс]. // https://elib.bspu.by/handle/ doc/20720 (10.11.2023).

15. Antonov, V. G., Kuptsova, E. V., & Samosudov, M.V. Effectiveness Management. In Lecture Notes in Networks and Systems (Vol. 115, pp. 286-293). Springer, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-

030-40749-0_34

16. Samosudov, M. Specifics of Accounting for Agent Activeness in the Digital Twin of the Social System. In: Kumar, V., Kyriakopoulos, G.L., Akberdina, V., Kuzmin, E. (eds) Digital Transformation in Industry. DTI 2022. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, vol 61. Springer, Cham, 2023. pp 481-491. https://doi.org/10.1007/978-3-

031-30351-7_35

17. Samosudov, M. Digital twin of the social system: calculating the environment's reaction to the company's activeness. In: Kumar, V., Leng, J., Akberdina, V., Kuzmin, E. (eds) Digital Transformation in Industry. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, vol 54. Springer, Cham, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94617-3_6

18. Samosudov M.V. Comprehensive mathematical agent-based model of social system for management automation purposes. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V., Vochozka M. (eds) Proceedings of the International Scientific Conference "Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy". Lecture Notes in Networks and Systems, vol 397. Springer, Cham, 2022. - pp. 346-353. https://doi. org/10.1007/978-3-030-94873-3_43

THE POSSIBILITY OF USING A DIGITAL TWIN OF THE

SOCIAL SYSTEM IN THE PROCESS OF TRAINING

MANAGERS OF THE ORGANIZATION

Samosudov M.V., Zuikov Ya.P., Matyash A.V., Bagrin P.P.

State University of Management

The results of the project "Digital twin of the social system: substantiation of the content and the possibility of use in the process

of enterprise management" have shown the possibility of creating a digital twin based on an agent-based simulation model of the social system, which allows taking into account the control effects of agents, disturbing environmental influences and other factors affecting the dynamics of the organization. As a result, there are wide opportunities for using the digital twin of the social system, including the possibility of using it for automation of management, as well as for organizing training of managers at different stages of preparation, which seems very significant in modern conditions. The purpose of the article is to show the possibilities of using the digital twin of the social system in the process of training managers of organizations. The digital twin of the social system can be used both for initial training of managers and for training existing managers and management teams to improve decision-making skills for specific enterprises. The peculiarity is that it is the digital twin of the social system that is being considered, simulating the process of interaction of participants in the activity, whereas usually, in relation to training, digital twins of equipment, complex technical objects are considered, which makes it possible to train operators, etc. specialists to a greater extent.

Keywords: digital twin of the social system; comprehensive mathematical agent-based model of the social system; simulation model; simulation model of the social system; digitalization of the economy; digital transformation.

References

1. Antonov V.G., Samosudov M.V. Problems and prospects of development of management education in Russia. // Management Sciences, No. 2, 2013. - pp. 32-39

2. Antonov V.G., Samosudov M.V. Problems of ensuring transparency in the management system of subsidiaries and dependent companies // Bulletin of the University (State University of Management), No. 7, 2015. - pp. 5-12.

3. Bagrin P.P., Zuikov Ya.P., Andreeva V.A., Kuryanova A.A. Description of the information environment in the digital twin of the socio-economic system // Economics and Entrepreneurship, No. 10, 2023, pp. 1051-1057

4. Baranov V. N., Bezrukikh A.I., Konstantinov I.L., Rudnit-sky E.A., Sergeevich S.N., Baykovsky Yu.V. Using a digital twin for teaching students of metallurgical profile // Higher education in Russia. 2022 Vol. 31, No. 2 - pp. 135-148. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-135-148

5. Vihman V. V., Romm M.V. "Digital twins" in education: prospects and reality // Higher education in Russia. 2021. Vol. 30. No. 2. -pp. 22-32 https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2630/1619 (10.11.2023).

6. Guryanov L., Dolgushev I. Digital twins are an effective tool for training power plant personnel [Electronic resource]. https://www.krug2000.ru/pdf/tsifrovyye-dvoyniki-effektivnyy-instrument-dlya-podgotovki-personala-elektrostantsiy.pdf (visit 10.11.2023).

7. Karyakin I. Digital twins: personnel training [Electronic resource]. // https://tenchat.ru/media/1362199-tsifrovyye-dvoyniki-obucheniye-personala (10.11.2023).

8. Kuzmichev E. Digital twins as a tool for optimizing the occupational safety system at work. // https://hsedays.ru/875-cifrovye-dvojniki-kak-instrument-optimizacii-sistemy-ohrany-truda-na-proizvodstve.html?ysclid=lp8avznm5w3414231 19 (10.11.2023).

9. Malinovskaya A. Digital twins for business: projects of companies from around the world. [Electronic resource] // https:// www.anylogic.ru/blog/tsifrovye-dvoyniki-dlya-biznesa-proekty-kompaniy-so-vsego-mira / (10.11.2023).

10. Matyash A.V., Bagrin P.P., Andreeva V.A., Mironova M.P., Samosudov M.V. The concept of "digital twin" as applied to the social system // Economics: yesterday, today, tomorrow, No. 10, 2022.

11. Samosudov M. V., Bagrin P.P., Zuikov Ya. P., Andreeva V.A., Mironova M.P. The digital twin of the social system: concept and composition from the point of view of the task of managing an organization // Financial markets and banks, No. 11, 2022. -pp. 35-43.

12. «SUEK-Kuzbass» has patented the use of digital twins when teaching work in the mine [Electronic resource] // https:// www.comnews.ru/digital-economy/content/220332/2022-

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

05-20/2022-w20/suek-kuzbass-zapatentovala-primenenie-cifrovykh-dvoynikov-pri-obuchenii-rabote-shakhte (10.11.2023).

13. Tomashevich M. Digital twin: Improvement of technological processes of the enterprise [Electronic resource] // https://ntik.ru/ blog/smi/cifrofoi_dvoinik (10.11.2023).

14. Shuraev, V.N. The learning process. Structure, patterns and principles of learning. [Electronic resource]. // https://elib.bspu. by/handle/doc/20720 (10.11.2023).

15. Antonov, V. G., Kuptsova, E. V., & Samosudov, M. V. (2020). Effectiveness Management. In Lecture Notes in Networks and Systems (Vol. 115, pp. 286-293). Springer. https://doi. org/10.1007/978-3-030-40749-0_34

16. Samosudov, M. (2023). Specifics of Accounting for Agent Ac-tiveness in the Digital Twin of the Social System. In: Kumar, V., Kyriakopoulos, G.L., Akberdina, V., Kuzmin, E. (eds) Digital Transformation in Industry. DTI 2022. Lecture Notes in Infor-

mation Systems and Organisation, vol 61. Springer, Cham. pp 481-491. https://doi.org/10.1007/978-3-031-30351-7_35

17. Samosudov, M. V. (2022). Digital twin of the social system: calculating the environment's reaction to the company's active-ness. In: Kumar, V., Leng, J., Akberdina, V., Kuzmin, E. (eds) Digital Transformation in Industry. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, vol 54. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-94617-3_6

18. Samosudov M.V. (2022) Comprehensive mathematical agent-based model of social system for management automation purposes. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V., Vochozka M. (eds) Proceedings of the International Scientific Conference "Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy". Lecture Notes in Networks and Systems, vol 397. Springer, Cham. - pp. 346353. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94873-3_43

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.