Возможность использования опыта региональной политики Испании в России*
А.Н. Захаров, УДК 332 (460+470)
доктор экономических наук, профессор, МГИМО(У) МИД России, ББК 65.9 (4Исп+2Рос)
кафедра мировой экономики - профессор, 3-382 К.С. Серединская,
МГИМО(У) МИД России, кафедра мировой экономики - соискатель
Положительная тенденция снижения региональных диспропорций наметилась и в отношении инвестиций в основной капитал на душу населения. В 2000 г. максимальный объем инвестиций в основной капитал на душу населения, который был зарегистрирован в Ямало-Ненецком автономном округе, 165 811 руб., превысил минимальный, в Республике Тыва, 922 руб., почти в 180 раз. В 2008 г. это соотношение составило почти 215 раз, в Ненецком автономном округе 2 079 907 руб. против 9 685 руб. в Республике Ингушетия. В 2010 г. были зафиксированы самые низкие диспропорции инвестиций в основной капитал на душу населения среди регионов: соотношение максимума, в Ненецком автономном округе, 1 010 808 руб., и минимума, в Республике Ингушетия, 18 039 руб., составило 56. Несмотря на увеличение в 2012 г. региональных диспропорций - отношение наивысшего значения в Ямало-Ненецком автономном округе и наименьшего в Ивановской области составило 59,6 - в 2013 г. наблюдается спад диспропорций субъектов по инвестициям в основной капитал на душу населения - максимальное значение опять же в Ямало-Ненецком автономном округе превысило минимальное в Кабардино-Балкарской Республике в 21 раз.1
Для анализа социально-экономической ситуации в регионах также можно использовать такой показатель, как индекс качества жизни. Индекс качества жизни регионов России разработан в 2012 году российским рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» и представляет собой комбинированный показатель, который отражает социальные условия жизни населения в субъектах Российской Федерации. Этот индекс рассчитывается на основе официальных статистических данных социально-экономического развития и условий жизни из соответствующих регионов, включая данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения, Министерства регионального развития, Министерства
* Окончание статьи. Начало см. в №9 эа 2016 год
1 На основе данных Росстат, режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/ IssWWW.exe/Stg/d03/24-02.htm
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2016
финансов, Министерства природных ресурсов и экологии, Банка России, а также региональных органов власти. При составлении рейтинга оцениваются 73 показателя, которые объединены в 11 групп, характеризующие все основные аспекты условий проживания в регионе, от уровня экономического развития и объема доходов населения, до обеспеченности населения различными видами услуг и климатических условий в регионе проживания.
Группы, в которые объединены показатели рейтинга:
1. Уровень доходов населения
2. Занятость населения и рынок труда
3. Жилищные условия населения
4. Безопасность проживания
5. Демографическая ситуация
6. Экологические и климатические условия
7. Здоровье населения и уровень образования
8. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры
9. Уровень экономического развития
10. Уровень развития малого бизнеса
11. Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.
По каждой группе показателей субъектам Федерации присваивается оценка в баллах - от 1 до 100 (с использованием сотых долей). При итоговом расчете Индекса качества жизни показатели суммируются в соответствии с заданной шкалой взвешивания, которая определяется исследовательской группой. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном выпуске рейтинга по результатам очередного сравнительного исследования.
В рейтинге регионов по качеству жизни - 2015 первые позиции занимают Москва и Санкт-Петербург (финансово-экономические центры). За ними следуют Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Воронежская, Липецкая и Свердловская области (в основном эти регионы относятся к группе развитых регионов, кроме Краснодарского края и Воронежской области - они являются среднеразвитыми регионами). В рейтинге - 2014, рассчитанном по сопоставимой методике, данные регионы также входили в первую десятку.
В замыкающей рейтинг десятке регионов также не произошло существенных изменений. Восемь из десяти регионов входили в последнюю десятку и в рейтинге - 2014. Это Курганская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Республика Алтай и Республика Тыва. Большинство регионов, замыкающих рейтинг, являются малоразвитыми, кроме Республики Калмыкия, она является среднеразвитым регионом. В последнюю десятку в рейтинге - 2015 также входят
10 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
23 ^
Карачаево-Черкесская Республика (менее развитый регион), которая опустилась с 73-го места до 83-го, и вошедшая в состав Российской Федерации в 2014 году Республика Крым (менее развитый регион), занявшая в рейтинге 76-е место. Покинули последнюю десятку Чеченская Республика и Республика Бурятия менее развитый и среднеразвитый регионы соответственно), которые заняли 73-е и 75-е места соответственно.
Несмотря на то что в первой и последней десятке существенных изменений не произошло, позиции ряда регионов все же изменились. Более чем на пять мест изменились позиции 12-ти регионов, из которых у четырех позиции улучшились, а у восьми - ухудшились. Существенные изменения позиций в основном произошли в середине списка. Лидером по росту позиций стали Волгоградская область (+13 мест) и Сахалинская область (+9 мест), они относятся к группе среднеразвитых и развитых регионов соответственно. Оренбургская и Амурская области поднялись в рейтинге на шесть мест (среднеразвитый и менее развитый регион соответственно).
Наиболее существенно снизились позиции Республики Северная Осетия -Алания, среднеразвитый регион, (-14 мест), Красноярского края, развитый, (-10) и Карачаево-Черкесской Республики, менее развитый, (-10 мест). Также довольно существенно опустились в рейтинге Владимирская область, среднеразвитый, (-9 мест) и Республика Саха (Якутия), высокоразвитый регион, сырьевой (-7 мест). На шесть позиций опустилась в рейтинге Ивановская область, Тверская область и Республика Карелия (среднеразвитые регионы).
По прогнозам экспертов, в 2016 году на фоне нестабильной экономической ситуации вряд ли стоит ожидать существенного улучшения качества жизни. Сильные и наиболее развитые в экономическом плане регионы по-прежнему возглавят рейтинг, дотационные регионы со слабой экономикой вряд ли смогут показать рост позиций. Также вероятно снижение позиций некоторых нефтегазодобывающих регионов вследствие снижения цен на углеводородное сырье, являющееся основой их экономики.2
Можно сказать, что проведенный анализ некоторых социально-экономических показателей субъектов РФ говорит в основном об определенном сокращении региональных диспропорций среди регионов страны, но при этом сохраняется ярко выраженная поляризация. Негативная тенденция все же наблюдается в росте региональных диспропорций по валовому региональному продукту на душу населения - главном показателе. В 2014 году региональная дифференциация по ВРП за 13 лет достигла своего пика, который в условиях социально-экономического кризиса в России в 2014-2015 годах явно последним не является.
2 Рейтинг регионов по качеству жизни - 2015, РИА Рейтинг, Москва, 2016. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2015.pdf
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2016
В поляризации регионов РФ также четко прослеживается еще одна тенденция. К передовым регионам, как всегда, относится Москва и сырьевые регионы, например, Тюменская и Сахалинская области, при этом среди наименее развитых регионов всегда присутствуют субъекты Северо-Кавказского федерального округа, которые, более того, являются банкротами, так как при постоянном дотационном финансировании из центрального бюджета имеют дефициты консолидированных бюджетов.
Учитывая территориальные особенности России, становится очевидно, что региональная политика является одним из важнейших направлений деятельности правительства. Согласно Указу Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 8033 июня 1996 г. № 803, под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
□ обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
□ обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
□ выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
□ предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
□ приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
□ максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
□ становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.3
В 2002 г. в Приказе Министерства экономического развития и торговли РФ № 170 от 17.06.2002 г. «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» обозначаются основные принципы государственной региональной политики:
□ поляризованное развитие, предполагающее концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорные регионы», с последующим распространением инновационной активности в другие регионы;
3 Основные положения региональной политики в Российской Федерации, режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/26.html.
10 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
25 ^
□ обеспечение равного доступа населения всех регионов к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан;
□ синхронизация действий, предусматривающая согласованное проведение основных реформ и выстраивание федеральных приоритетов в логике кооперации регионов;
□ дифференцированность, выделение зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития;
□ децентрализация властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов РФ на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.
Данные принципы легли в основу формирования региональной политики и были закреплены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. В Концепции - 2020 были названы основные структурные проблемы нашей страны, при этом на первом месте стоит именно проблема «высокого уровня социального неравенства и региональной дифференциации».4 Основными инструментами региональной политики в России являются бюджетный федерализм и региональные федеральные целевые программы.
В 2014 г. был подписан указ Президента об упразднении Министерства регионального развития. В России с тех пор больше не было единого федерального органа, который занимался бы региональной политикой и перераспределением поступающих от регионов ресурсов. По словам премьер-министра Д.А. Медведева, внедрялся новый принцип - принцип территориальных министерств, каждое из которых отвечает за свой регион. Однако региональная политика в виде ряда территориальных разрозненных министерств, каждое из которых стремится получить финансирование именно для своего региона, не может привести к построению единой системы государственной региональной политики.
Рассмотрев основные факторы, определяющие стадию, на которой сегодня находится Россия, можно говорить о необходимости модернизации региональных экономик путем повышения эффективности мер региональной политики страны. Высокая степень поляризации среди различных областей РФ, которая касается большинства показателей социально-экономической сферы, является первостепенным вопросом, который нужно решать на сегодняшний день. У России существует колоссальный потенциал для развития, однако подобные региональные диспропорции сильно тормозят дальнейшее развитие всей страны. Региональная политика государства, которая призвана решать подобные трудности, недостаточно эффективна, чтобы устранить контрастность регионов в России. Стимулирующие и распределительные функции мер региональной политики пока не принесли
4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2016
значительного результата. И здесь бесспорную помощь может оказать использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач регионов России, особенно опыт развитых стран5.
Бесспорно, перенимать опыт Испании в проведении региональной политики полностью невозможно, так как Россия сильно отличается и размерами, и количеством населения, и уровнем социально-экономического развития, и степенью обеспеченности природными ресурсами, однако, несмотря на все кардинальные отличия, Россию и Испанию сближает высокая степень региональных контрастов внутри страны. Испания, также как и Россия, в ХХ веке сменила политическое устройство страны, переход от диктатуры Франко к монархическому устройству, а фактически к демократии и капитализму. Россия после распада Советского Союза также встала на демократические рельсы развития.
Административное устройство страны является гибридным, так как для него характерны черты разных типов организации. Также Испанию иногда называют квазифедерацией. Этот путь был выбран тогда для того, чтобы создать такую систему территориального управления, которая наделила бы регионы обширными полномочиями, но при этом сохраняла бы целостность государства. Ведь с того момента, когда в стране начались демократические преобразования, многие регионы продемонстрировали сильные стремления к сепаратизму, причем наиболее развитые регионы Каталония и Страна Басков. Таким образом, некоторые меры, предпринимаемые испанским правительством для решения региональных проблем, могут быть применимы и в России. Интересно, что для Испанской Конституции6 характерна определенная асимметрия (что присутствует и в РФ). Структурная неравномерность распределения прав и полномочий между автономиями касается следующих плоскостей в политическом устройстве страны:
□ различия между правовым статусом «национальностей» и «регионов» допускают довольно высокую степень диверсификации и неоднородности в системе. Также существуют различия между «историческими национальностями» (Каталония, Страна Басков и Галисия) и автономиями, получившими статус «национальности» решением большинства автономного сообщества (Андалусия, Арагон, Валенсия и Канарские острова). В то время как представители большинства автономных сообществ отождествляют себя, в первую очередь, с испанской нацией, представители Каталонии, Страны Басков, Галисии и Канарских островов в большей степени идентифицируют себя с их собственной «автономной» национальностью, чем с Испанией;
□ различия в путях получения статуса автономии. В ст.143 Конституции Испании закреплены два пути получения автономии: «быстрый» и «медленный». «Бы-
5 Захаров А.Н., Овакимян М.С. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) // Российский внешнеэкономический вестник, 2012, №6, сс. 12-24
6 Конституция Испании, режим доступа: http://www.lamoncloa.gob.es/documents/ constitucion_es1.pdf
10 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник
27 0
стрый» путь возможен, если ходатайство об автономии одобрено на референдуме абсолютным большинством. Этот путь занимает полгода. Если же гражданское общество внутри автономии не так развито, то получение автономии для таких регионов занимает пять лет;
□ финансовая асимметрия: система специальных соглашений (форальных) действует в отношении некоторых автономий;
□ асимметрия в административно-территориальных устройствах автономий: некоторые состоят из нескольких провинций, некоторые только из одной провинции, Сеута и Мелилья же являются автономными городами.
На данный момент в Испании, также как и в России, отсутствует специальное министерство, ответственное за социально-экономическое развитие регионов страны. Ранее основным органом по взаимоотношению с регионами было министерство территориальной политики Испании. Однако в мае 2011 г. оно было упразднено, когда на региональных выборах, а затем и в ноябре 2011 г. на досрочных всеобщих выборах, победила консервативная Народная партия (НП) Испании под руководством Мариано Рахоя, сменив испанских социалистов во главе с Х.Л. Родригесом Сапатеро. НП взяла курс на режим жёсткой экономии, также члены этой партии настаивают на сохранении в организации страны элементов, характерных для унитарных государств.
В связи с особенностями территориально-административного устройства Испании, в частности с децентрализованностью государства, а также из-за специфики экономического управления в Европейском союзе, в Испании не разрабатываются внутренние нормативно-правовые акты, направленные на решение социально-экономических проблем отдельных регионов со стороны центральных властей. Вместо этого национальное правительство ежегодно (в первую очередь, Министерство экономики и конкурентоспособности Испании) согласно действующей стратегии социально-экономического развития ЕС (в настоящее время это стратегия «Евро-па-2020») и на основании рекомендаций Европейской комиссии разрабатывает Национальную программу реформ. В этой общей программе задачи регионального развития страны присутствуют, обозначены конкретные программы и мероприятия центра и регионов по их решению. Таким образом, можно говорить о существовании в Испании некой «трехуровневой модели» региональной политики, в основе которой лежит механизм увязки и координации интересов властей различных уровней - наднационального, национального и регионального7.
С 2004 г. высшим органом взаимодействия властей национального и регионального уровней в Испании стала Конференция Президентов (Conferencia de Presidentes). В Конференцию Президентов входит Председатель правительства Испании и Председатели правительственных советов 17 автономных сообществ и двух автономных городов Сеуты и Мелильи.
7 Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. Под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. С.66.
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2016
Основными функциями конференции президентов являются:
□ Обмен опытом и информацией о функционировании различных автономных Парламентов;
□ Анализ проблем, вызовов и возможностей, с которыми сталкиваются и Национальный Парламент, и Парламенты автономий, в особенности, в отношении европейских аспектов;
□ Изучение и, возможно, применении инициатив по повышению эффективности работы палат Парламента и их взаимодействия.
Конференция президентов имеет полномочия, согласно которым соглашения, принятые на заседаниях конференции, в последствии реализуются на практике. Однако в случае, если один или несколько членов Конференции частично или полностью не удовлетворены условиями принимаемых соглашений, данные нормы все равно принимаются большинством голосов, если только не было применено право на вето.
Учреждение Конференции Президентов, как основного механизма по развитию отношений между центром и регионами, стало наиболее важной политической инициативой за последние годы в области регионального управления.
Ещё одним органом многостороннего сотрудничества в Испании являются, так называемые, отраслевые совещания (conferencias sectorales). В этом органе состоят представители различных министерств центрального и региональных правительств, которые по отдельности обсуждают соответствующие их ведомству вопросы. Принимая во внимание их состав, количество и сферу их деятельности, можно сказать, что они формируют наиболее важную площадку для межадминистративного сотрудничества.
Участие в отраслевых совещаниях является добровольным. Созываются отраслевые совещания конкретным министром, заинтересованным в их проведение, по итогам совещания соглашения подписываются министром центрального правительства и региональными представителями. Функционирование отраслевых совещаний регулируется их соглашениями о создании и их внутренними правилами, которые, надо сказать, были ратифицированы еще не всеми совещаниями и не являются обязательными. Основную нормативную базу об отраслевых совещаниях содержит Закон 30/1992 Административного Кодекса Испании.
На данный момент существуют 35 отраслевых совещаний, хотя только 25 из них вели активную деятельность в последние годы. Сфера их интересов, значимость, а также серьезность, охватываемых ими вопросов, не равнозначны. Однако надо сказать, что с 2001 г. ежегодно проводится от 60 до 75 заседаний каждый год. Более того, необходимо отметить, что в период 2004 - 2007 гг. было принято решение о создании дополнительных совещаний, из-за их стратегического значения и из-за влияния, которое они оказывают на межрегиональную кооперацию. Было созвано семь новых совещаний, три по следующим вопросам: местное администрирование, наука и технологии, телекоммуникации и информационные технологии, а
10 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
также территориальный совет по поддержке иждивенцев и социально незащищенных граждан, генеральная конференция по вопросам управления университетами, конференция по вопросам иммиграции, конференция по вопросам водоснабжения. В 2009 г. была создана отраслевая конференция по развитию международного сотрудничества.
Соглашение о сотрудничестве, ещё один механизм межведомственного взаимодействия, - это соглашения между центральным правительством и одним или более автономными сообществами. Они представляют собой, наряду с отраслевыми совещаниями, наиболее часто используемый инструмент сотрудничества в государстве автономий. Из-за свободной формы и гибкости соглашений, они способствуют упрощению и ускорению процесса сотрудничества, т.е. сближению различных уровней власти и повышению эффективности взаимодействия этих уровней. Для Испании именно это сближение является одной из задач управления развития регионами.
Хотя формально соглашения о сотрудничестве рассматриваются как двусторонние, на практике, правительство и различные министерства постепенно переходили на использование их на многосторонней основе, предлагая участвовать в соглашении нескольким или же сразу всем автономиям. Подавляющее большинство соглашений содержит финансовые обязательства, также они используются правительством, чтобы проводить определенную политику, которая должны быть перенята автономными сообществами.
Последним рассматриваемым механизмом по улучшению внутристрановой кооперации являются двусторонние комиссии сотрудничества. Государство и автономии начали создавать двусторонние комиссии сотрудничества начиная с конца 80-х гг., при том, что на тот момент не существовало никакой нормативной базы для регулирования деятельности этих комиссий. Эти комиссии создавались как органы двустороннего сотрудничества, и каждая комиссия функционировала согласно внутренним правилам, прописанным в договоре об её учреждение.
Первый закон, посвященный двусторонним комиссиям, появился в 1992 г. Этот закон определяет двустороннюю комиссию сотрудничества как орган, предназначенный для двухстороннего сотрудничества в различных сферах деятельности. В комиссии входят члены центрального правительства Испании, автономий, выступающих от имени их администраций. Государство и автономия создают комиссию с помощью специального соглашения. Это соглашение включает основные аспекты нормативной базы комиссии. Количество двусторонних комиссий росло, так как они предоставляют возможность разрешения различных тяжб по поводу полномочий между различными ведомствами, которые без комиссии разрешаются в Конституционном суде.
В двусторонних комиссиях сотрудничества государство и автономии имеют одинаковую степень представительства. В комиссиях председательствуют министр финансов и государственного управления, а также председатель автономии
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2016
или же тот член совета, в чью компетенцию входит аналогичный ряд вопросов. Соглашения, над которыми работают также подкомиссии и рабочие группы, достигаются после двухстороннего одобрения.
Можно сказать, система механизмов взаимодействия центра и регионов в Испании более развита и диверсифицирована, чем в России. Такие институты, как конференция президентов, отраслевые совещания, соглашения о сотрудничестве и двусторонние комиссии, повышают мобильность региональной политики и скорость ее реагирования. Возможно, аналогичные органы помогли бы отразить часть вызовов, стоящих перед Россией сегодня.
К примеру, создание отраслевых совещаний частично решает вопрос депрессивных областей. С их помощью представители министерств различных уровней вплотную могли бы заниматься наиболее острыми вопросами, соответствующими их ведомству. Эти совещания способны точечно и оперативно решать конкретные задачи по регионам, что экономит как время, так и финансовые и человеческие ресурсы. Также, благодаря отраслевым совещаниям, стимулируется и межрегиональная кооперация, а, как известно, горизонтальные связи между областями в России не являются сильной стороной.
Соглашения о сотрудничестве - еще более гибкий инструмент региональной политики. Использование подобной практики позволит активизировать деловую активность в регионах, поможет решить вопросы занятости и стимулирования развития инновационного потенциала в регионах, имеющих для этого наибольший потенциал, а также повысит эффективность сельского хозяйства. Более того, эти соглашения также укрепляют межрегиональные связи.
Наконец, такой орган, как конференция президентов, где рассматриваются основные аспекты политического и экономического взаимодействия центральной власти и регионов, при налаженной и прозрачной работе демократических всеобщих выборов, будет способствовать решению многих насущных вопросов в сфере регионального развития. В частности, конференция президентов займется модернизацией инфраструктуры, развитием инвестиционной привлекательности регионов, поддержкой малого и среднего предпринимательства, а также повышением эффективности расходования бюджетных трансферов. Если говорить о России, то наличие подобных органов, связывающих центр и периферию по каждому конкретному наболевшему вопросу, возможно, является недостающим звеном в общей структуре региональной политики страны.
Россия является самой крупной страной, которая может стать величайшей мировой державой, благодаря богатейшим природным ресурсам, огромным и разнообразным территориям, а также богатому культурно-историческому наследию. Однако на данный момент потенциал нашей страны не используется из-за высокой степени поляризации. Опираясь на европейский опыт, в частности на опыт Испании, а не копируя его, можно модернизировать российскую региональную политику повысить ее эффективность, тем самым повысив конкурентоспособность ре-
10 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
31 ^
гионов. Переняв практику Испании, возможно, удастся укрепить горизонтальные связи между регионами и снизить степень «централизованности» внутри страны. В частности может быть полезным, учредить следующие органы в структуре региональной политики России:
□ конференция президентов; □ отраслевые совещания; □ соглашения о сотрудничестве.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Захаров А.Н., Серединская К.С. Анализ региональной политики ЕС на примере Испании. // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, №28, с. 60-71 (Zaharov A.N., Seredinskaja K.S. Analiz regional'noj politiki ES na primere Ispanii. // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2015, №8, s. 60-71)
Захаров А.Н., Серединская К.С. Инструменты региональной политики Испании. // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, №12, с. 33-42 (Zaharov A.N., Seredinskaja K.S. Instrumenty regional'noj politiki Ispanii. // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2015, №12, s. 33-42)
Захаров А.Н., Серединская К.С. Оценка эффективности региональной политики в Испании. // Российский внешнеэкономический вестник, 2016, №3, с. 29-41 (Zaharov A.N., Seredinskaja K.S. Ocenka jeffektivnosti regional'noj politiki v Ispanii. // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2016, №3, s. 29-41)
Глобальный мир: к новым моделям национального и регионального развития. Научная монография. Отв.ред. И.С. Семененко, т. 2 - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 336 с. (Global'nyí mir: k novym modeljam nacional'nogo i regional'nogo razvitija. Nauchnaja monografija. Otv. red. I.S. Semenenko, t. 2 - M.: IMJeMO RAN, 2014. - 336 s.)
Доклад по соглашениями о сотрудничестве между центральным правительством и автономиями, заключенных в 2014 году (Informe sobre los Convenios de Colaboracion Estado-Comunidades Autónomas suscritos durante 2014) С. 11. Режим доступа: http://www.seap. minhap.gob.es/dms/es/web/areas/politica_autonomica/coop_autonomica/Convenios_Colabo-racion/parrafo/0/text_es_files/Informe-Convenios-2014-Estado-CCAA-VERSI0N-FINAL/IN-F0RME%20C0NVENI0S%202014.pdf (Doklad po soglashenijami o sotrudnichestve mezhdu central'nym pravitel'stvom i avtonomijami, zakljuchennyh v 2014 godu)
Захаров А.Н. и др. Зарубежный опыт регулирования территориального развития. Внешнеэкономический бюллетень №10, 2001. С.32-40 (Zaharov A.N. i dr. Zarubezhnyj opyt regulirovanija territorial'nogo razvitija. Vneshnejekonomicheskij bjulleten' №10, 2001. S.32-40) Захаров А.Н., Овакимян М.С. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) // Российский внешнеэкономический вестник, 2012, №6, сс. 12-24 (Zaharov A.N., Ovakimjan M.S. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v reshenii jekonomicheskih zadach Rossii (na primere Francii) // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2012, №6, ss. 12-24)
Зубаревич Н.В, Региональное развитие и региональная политика за десятилетия экономического роста \\ Вопросы экономической политики, Режим доступа: ftp://ftp.repec.org/
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2016
opt/ReDIF/RePEc/nea/journl/2009-1-2-161-174r.pdf (Zubarevich N.V, Regional'noe razvitie i regional'naja politika za desjatiletija jekonomicheskogo rosta \\ Voprosy jekonomicheskoj politiki, Rezhim dostupa)
Конституция Испании, режим доступа: http://www.lamoncloa.gob.es/documents/ constitucion_es1.pdf (Konstitucija Ispanii, rezhim dostupa)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2020 g., rezhim dostupa) Кузнецова О.В, Пространственная поляризация регионов России: миграционный аспект \\ Вестник Самарского муниципального института управления 2014 № 4 (31), режим доступа: http://sagmu.ru/nauka/images/stories/vestnik/full_text/2014_4/kuznetsova_76-82.pdf (Kuznecova O.V, Prostranstvennaja poljarizacija regionov Rossii: migracionnyj aspekt \\ Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravlenija 2014 № 4 (31), rezhim dostupa)
Основные положения региональной политики в Российской Федерации, режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/26.html (Osnovnye polozhenija regional'noj politiki v Rossijskoj Federacii, rezhim dostupa)
Прохоренко И.Л. Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 100 с. (Prohorenko I.L. Territorial'nye soobshhestva v politicheskom prostranstve sovremennoj Ispanii. - M.: IMJeMO RAN, 2010. - 100 s.)
Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. Под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. -137 с. (Regional'naja politika: zarubezhnyi opyt i rossiiskie realii. Pod red. A.V Kuznecova, O.V. Kuznecovoi. - M.: IMJeMO RAN, 2015. -137 s.)
Рейтинг регионов по качеству жизни - 2015, РИА Рейтинг, М., 2016. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2015.pdf (Rejting regionov po kachestvu zhizni - 2015, RIA Rejting, M., 2016. Rezhim dostupa)
Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. - М.: ТЕИС, 2011. - 357 с. (Rossijskie regiony: jekonomicheskij krizis i problemy modernizacii / Pod red. L. M. Grigor'eva, N. V. Zubarevich, G. R. Hasaeva. - M.: TEIS, 2011. - 357 s.)
Современная Испания. Реферативный сборник. М.: Инст-т научной информации по общественным наукам РАН, 2003. -138 с. (Sovremennaja Ispanija. Referativnyj sbornik. M.: Inst-t nauchnoj informacii po obshhestvennym naukam RAN, 2003. -138 s.)
Уровни региональных властей в государстве автономии Испании. Р. Маиз, А. Масада. С. 32. (Erosion and levelling out of regional powers in the spanish state of autonomies. R.Maiz, A.Losada), 2010. Режим доступа: http://webspersoais.usc.es/export/sites/default/persoais/ra-mon.maiz/descargas/Capitulo_75.pdf (Urovni regional'nyh vlastej v gosudarstve avtonomii Ispanii. R. Maiz, A. Masada. S. 32.)
Ю
10 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q