Научная статья на тему 'Возможность использования мобильного приложения в качестве инструмента повышения приверженности пациентов кардиологического профиля'

Возможность использования мобильного приложения в качестве инструмента повышения приверженности пациентов кардиологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
527
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / CARDIOVASCULAR DESEASE / КОМПЛАЕНТНОСТЬ / COMPLIANCE / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕЧЕНИЮ / INCREASE ADHERENCE / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / MOBILE APPLICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочергин Н.А., Кочергина А.М., Килина И.Р., Клещеногов А.С., Леонова В.О.

В настоящее время актуальна проблема низкой приверженности к лечению у пациентов с хроническими заболеваниями. Больные сердечно-сосудистыми заболеваниями не являются исключением. Необходима разработка современных инструментов, повышающих информированность пациентов и помогающих им следовать рекомендациям врача. Цель исследования изучение готовности пациентов кардиологического профиля использовать мобильные программы и приложения, предназначенные для повышения приверженности лечению. В настоящее исследование включено 106 пациентов, госпитализированных в 2017 г. в стационары ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С. Барбараша» и ФГБНУ НИИ КПССЗ с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пациенты проходили анкетирование по оригинальному опроснику, включающего в себя вопросы об использовании мобильных телефонов, активности в социальных сетях и готовности пользоваться приложениями и программами для пациентов. Данные анкетирования проанализированы среди разных возрастных, нозологических и гендерных групп. В данной выборке выявлен высокий процент активных пользователей мобильных телефонов (97%). Более половины (57%) пациентов выразили готовность использования программ и приложений, повышающих приверженность лечению. Потенциальную аудиторию в отношении готовности использования приложений составляют лица от 51 до 70 лет. Среди разных нозологических групп наилучшие результаты показали пациенты с гипертонической болезнью, приобретенными пороками сердца и стенокардией напряжения (66-0%). По гендерному признаку достоверных различий получено не было. Высокий процент использования мобильных телефонов среди пациентов и готовность к активному применению программ и приложений можно использовать в качестве одного из средств повышения приверженности лечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочергин Н.А., Кочергина А.М., Килина И.Р., Клещеногов А.С., Леонова В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of mobile application usage as a tool to improve compliance for patients with cardiovascular disease

Currently, low adherence is a problem of treatment of patients with cardiovascular diseases. Developing of the modern tool to raise patient’s awareness of their disease and to improve adherence to all requirements of doctors is particularly important. The aim of our study was to investigate the readiness of patients to use mobile software and applications designed to improve adherence to treatment. In the study were included 106 patients hospitalized in the clinic in February 2017 with various cardiovascular diseases. All patients filled out the original questionnaire, which included questions about the use of mobile phones, activity in social networks and ready to use applications and programs for patients. In this sample was revealed a high percentage of active users of mobile phones (97%). More than a half (57%) of patients expressed their willingness to use the programs and applications to improve adherence to treatment. The potential cohort of patients for using applications are persons of age 51-70 years. Among the different disease groups, the best results showed patients with arterial hypertension, acquired heart diseases and stable angina (66-70%). No significant gender differences were found. A high percentage of mobile phone usage among patients and readiness for active use of programs and applications can be used as a tool to improve adherence to treatment.

Текст научной работы на тему «Возможность использования мобильного приложения в качестве инструмента повышения приверженности пациентов кардиологического профиля»

Телемедицина_www.idmz.ru . Н!

2017, №2 *

Н. А. КОЧЕРГИН,

младший научный сотрудник лаборатории интервенционных методов диагностики и лечения, ФГБНУ Научно-исследовательский институт Комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия, nikotwin@mail.ru А. М. КОЧЕРГИНА,

к.м.н., научный сотрудник лаборатории патологии кровообращения, ФГБНУ Научно-исследовательский институт Комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний; ассистент кафедры кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово, Россия, noony88@mail.ru И. Р. КИЛИНА,

студент лечебного факультета, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет

A. С. КЛЕЩЕНОГОВ,

студент лечебного факультета, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет

B. О. ЛЕОНОВА,

студент лечебного факультета, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

УДК 616-08-07

Кочергин Н. А., Кочергина А. М, Килина И. Р., Клещеногов А. С., Леонова В. О. Возможность использования мобильного приложения в качестве инструмента повышения приверженности пациентов кардиологического профиля (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт Комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово, Россия). Статья выполнена при поддержке гранта УМНИК (договор 10623ГУ2/2016)

Аннотация. В настоящее время актуальна проблема низкой приверженности к лечению у пациентов с хроническими заболеваниями. Больные сердечно-сосудистыми заболеваниями не являются исключением. Необходима разработка современных инструментов, повышающих информированность пациентов и помогающих им следовать рекомендациям врача. Цель исследования - изучение готовности пациентов кардиологического профиля использовать мобильные программы и приложения, предназначенные для повышения приверженности лечению. В настоящее исследование включено 106 пациентов, госпитализированных в 2017 г. в стационары ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л. С. Барбараша» и ФГБНУ НИИ КПССЗ с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пациенты проходили анкетирование по оригинальному опроснику, включающего в себя вопросы об использовании мобильных телефонов, активности в социальных сетях и готовности пользоваться приложениями и программами для пациентов. Данные анкетирования проанализированы среди разных возрастных, нозологических и гендерных групп. В данной выборке выявлен высокий процент активных пользователей мобильных телефонов (97%). Более половины (57%) пациентов выразили готовность использования программ и приложений, повышающих приверженность лечению. Потенциальную аудиторию в отношении готовности использования приложений составляют лица от 51 до 70 лет. Среди разных нозологических групп наилучшие результаты показали пациенты с гипертонической болезнью, приобретенными пороками сердца

© Н. А. Кочергин, А. М. Кочергина, И. Р. Килина, А. С. Клещеногов, В. О. Леонова, 2017 г.

и информационные

технологии

и стенокардией напряжения (66-0%). По гендерному признаку достоверных различий получено не было. Высокий процент использования мобильных телефонов среди пациентов и готовность к активному применению программ и приложений можно использовать в качестве одного из средств повышения приверженности лечению.

Ключевые слова: Сердечно-сосудистые заболевания, комплаентность, приверженность к лечению, мобильное приложение.

UDC 616-08-07

Kochergin N. A., Kochergina A. M., Kilina I. R, Kleshchenogov A. S., Leonova V. O. Possibility of mobile app usage as a tool to improve compliance for patients with cardiovascular disease, Federal State Budgetary Scientific Institution Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases (Federal State Budgetary Institution of Higher Education Kemerovo state medical university, Kemerovo, Russia)

Abstract. Currently, low adherence is a problem of treatment of patients with cardiovascular diseases. Developing of the modern tool to raise patient's awareness of their disease and to improve adherence to all requirements of doctors is particularly important.

The aim of our study was to investigate the readiness of patients to use mobile software and applications designed to improve adherence to treatment.

In the study were included 106 patients hospitalized in the clinic in February 2017 with various cardiovascular diseases. All patients filled out the original questionnaire, which included questions about the use of mobile phones, activity in social networks and ready to use applications and programs for patients.

In this sample was revealed a high percentage of active users of mobile phones (97%). More than a half (57%) of patients expressed their willingness to use the programs and applications to improve adherence to treatment. The potential cohort of patients for using applications are persons of age 51-70 years. Among the different disease groups, the best results showed patients with arterial hypertension, acquired heart diseases and stable angina (66-70%). No significant gender differences were found. A high percentage of mobile phone usage among patients and readiness for active use of programs and applications can be used as a tool to improve adherence to treatment.

Keywords: Cardiovascular desease, compliance, increase adherence, mobile applications.

>

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, когда медицина достигает успехов в борьбе с ранее неподдающимися лечению заболеваниями, к сожалению, остается актуальной глобальная проблема приверженности пациентов к лечению. По данным ВОЗ, примерно половина больных с хроническими заболеваниями сердечно- сосудистой системы не выполняют медицинские рекомендации. Порядка 50% пациентов прерывают терапию в течение 6 месяцев от ее начала, и только 15% продолжают лечение до 1 года [1].

Мероприятия, направленные на повышение приверженности к терапии, можно условно классифицировать на следующие группы: обучение пациентов, организационные мероприятия, психологические тренинги, технологические приспособления (крышки для упаковок с напоминаниями, таблетницы), экономические (денежные и немонетарные стимулы) [2]. Несмотря на многообразие методов борьбы с низкой приверженностью, успехи незначительны. Большая работа по изучению приверженности пациентов со стабильной ишемической болезнью сердца выполнена С. А. Помешкиной с соавторами. Так, было показано, что пациенты до и после операции

коронарного шунтирования недостаточно полно следуют рекомендациям как по приему препаратов, так и по изменению образа жизни [3].

Ввиду доступности изложения материала, ограничений по времени для амбулаторного приема, а также по причине недостаточной медицинской грамотности населения, немалым авторитетом у больных пользуются телепередачи, «Интернет», информация, полученная из социальных сетей, и другие средства массовой информации. В этой связи необходимо создание информационно-справочного ресурса, разработанного непосредственно врачом, который может предоставить достоверную информацию в удобное для пациента время, а также напомнить о необходимости приема препарата или визита к кардиологу. Однако, чтобы подобный метод был востребован, он должен соответствовать тенденциям времени. Наиболее «массовым» инструментом для решения поставленной задачи может стать мобильное приложение.

Цель исследования - проанализировать готовность пациентов кардиологического профиля использовать специализированное мобильное приложение для повышения информированности о заболевании и приверженности к терапии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование было проведено в отделениях Стационара ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л. С. Барбараша» и ФГБНУ НИИ КПССЗ в период с 9 января 2017 года по 1 февраля 2017 года. Для анкетирования были разработаны оригинальные опросники. Участие в исследовании было добровольным и анонимным.

Всего в анкетировании приняли участие 106 пациентов, из них 72 мужчины (67,9%) и 34 женщины (32,1%). Средний возраст участников составил 60,18±10,23 лет, максимальный возраст - 85 лет, а минимальный - 30 лет.

2017, №2

Среди всех респондентов со стабильной стенокардией были госпитализированы 19 участников (17,9%), с инфарктом миокарда - 17 (16%), с декомпенсацией артериальной гипертензии - 10 (9,4%), с различными пороками сердца - 5 (4,7%), с пароксизмом нарушения ритма - 8 (7,5%), для подготовки к оперативному вмешательству на сердце - 13 (12,3%); с сочетанием: стенокардии и артериальной гипертензии - 3 (2,8%), стенокардии и предоперационной подготовки -

1 (0,9%), стенокардии и нарушения ритма -

2 (1,9%), инфаркта миокарда и артериальной гипертензии - 1 (0,9%), инфаркта миокарда и предоперационной подготовки - 1 (0,9%), инфаркта миокарда и нарушения ритма -

1 (0,9%), артериальной гипертензии и пороком сердца - 1 (0,9%), артериальной ги-пертензии и нарушением ритма - 2 (1,9%);

2 пациента (1,9%) ожидали оперативное вмешательство по поводу порока сердца, 1 (0,9%) пациент ожидал оперативное вмешательство по поводу нарушения ритма сердца, 19 пациентов (17,9%) затруднялись назвать причину госпитализации.

Полученные результаты были систематизированы в базу данных для статистической обработки. Нормальность распределения проверялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Качественные значения представлены в абсолютных числах (п) и процентах (%). Количественные данные представлены в виде среднего (М) и ошибки среднего (бС). Уровень критической значимости (р) был принят равным 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

95% (101 опрошенный) подтвердили ежедневное активное использование мобильного телефона. 47% (49 опрошенных) являются активными пользователями персональных компьютеров, а 53% (56 опрошенных) подтвердили свое умение искать информацию с использованием сети интернет. Зареги-

>

и информационные

технологии

стрированы в социальных сетях и регулярно посещают подобные ресурсы 38% (40 опрошенных) респондентов. Лишь 23% (24 респондента) опрошенных осведомлены о существовании тех или иных программ и приложений, которые могут быть применены для повышения приверженности к лечению. При этом, 37% (39 респондентов) из всех опрошенных выразили свою готовность использовать специальную компьютерную программу или приложение, которые помогут ему в борьбе с болезнью, а при условии, что эта программа будет иметь справочную информацию - положительными были уже 57% ответов (60 опрошенных).

Для того, чтобы определить категорию пациентов, имеющих наибольшую готовность для использования специализированных мобильных приложений, был проведен под-анализ в зависимости от возраста респондентов (рис. 1).

Ожидаемо, наибольшую долю составили пациенты возрастных групп 51-60 лет (32,07% от всех опрошенных) и 61-70 лет (40,56% от всех опрошенных).

Таким образом, наиболее распространенную аудиторию потенциальных пользователей приложения составляют лица от 51 до 70 лет.

Согласно полученным данным, наибольшую готовность использовать современные технологии для улучшения качества своего лечения показали пациенты с гипертонической болезнью, приобретенными пороками сердца и стенокардией напряжения. Пациенты с инфарктом миокарда, а также госпитализированные для подготовки к операции на сердце выразили меньшую готовность (рис. 2). Полученные результаты показывают, что наиболее вероятными потенциальными пользователями специализированного мобильного приложения могут быть пациенты с гипертонической болезнью, приобретенными пороками сердца и стенокардией напряжения.

Респонденты обоих полов продемонстрировали сопоставимую готовность использовать специализированное мобильное приложение. Единственным достоверным различием

30-40 лет ■ 41-50 лет ■ 51-60 лет ■ 61-70 лет ■ от 71 и старше

Рис. 1. Распределение пациентов по группам в зависимости от возраста (данные приведены в процентах)

2017, №2

80 70 60 50 40 30 20

10

знают о существовании приложений

готовы использовать специализированное приложение

хотят установить специальное приложение для повышения качества своего лечения

стенокардия напряжения артериальная гипертензия подготовка к операции на сердце

инфаркт миокарда приобретенные пороки сердца нарушения ритма

Рис. 2. Результаты опроса в различных нозологических группах (данные приведены в процентах)

явилась большая осведомленность женщин о существовании различных приложений, которые могут быть использованы пациентом в качестве ремайндера для приема препаратов и/или справочника по имеющемуся заболеванию (таблица 1).

Среди пациентов данной выборки отмечается достаточно активное использование современных технологий - более 50% пациентов пользуются персональным компьютером и используют в повседневной жизни интернет. Практически все пациенты данной выборки (95%) подтверждают активное ежедневное использование мобильных телефонов. Так как мобильные приложения в настоящее время являются неотъемлемой частью использования мобильных телефонов, это можно использовать в качестве одного из средств повышения приверженности лечению. К сожалению, от-

мечается низкая информированность пациентов (23%) о наличии программ, которые могут помочь в лечении, но в то же время больше половины (57%) опрошенных пациентов выразили готовность использования таких программ и приложений. По данным проведенного исследования, потенциальную целевую аудиторию составляют пациенты с гипертонической болезнью, приобретенными пороками сердца и стенокардией напряжения, что составляет большую часть среди всех патологий, ставших причинами госпитализации. Что касается возрастных различий, то готовность использования приложений и программ для пациентов в большей мере высказали пациенты от 51 до 70 лет. Достоверных различий по гендерным различиям среди потенциальных пользователей найдено не было, отмечается лишь большая информированность женщин

>

0

и информационные

технологии

Таблица 1

Гендерная характеристика респондентов, давших положительные ответы на вопросы анкеты

Вопрос анкеты Мужчины (п = 72) Женщины (п = 34) р

Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном? 67 (93%) 34 (100%) 0,1170

Пользуетесь ли Вы компьютером (ноутбуком)? 36 (50%) 19 (55%) 0,6317

Имеется ли у Вас электронная книга? 17 (23,61%) 6 (17,64%) 0,4879

Умеете ли Вы искать информацию «в интернете»? 38 (52,77%) 18 (52,94%) 0,9870

Пользуетесь ли Вы социальными сетями типа «Одноклассники», «Фейсбук», «Инстаграм»? 26 (36,11%) 14 (41,17%) 0,6170

Играете ли Вы в какую-либо игру на мобильном телефоне или компьютере? 19 (26,39%) 10 (29,41%) 0,7454

Знаете ли Вы о существовании специальных программ для телефона или компьютера, которые помогают не забыть о приеме лекарств ? 13 (18,05%) 12 (35,29%) 0,0492

Если будет создана специальная медицинская программа для Вашего телефона и/или компьютера, которая поможет Вам не забывать принимать препараты вовремя, захотите ли Вы ее установить? 26 (36,11%) 13 (38,23%) 0,8331

Если эта программа также будет содержать справочную информацию конкретно о Вашем заболевании, назначенном Вам лечении и результатах обследования, захотите ли Вы ее установить? 41 (56,94%) 20 (58,82%) 0,8553

Готовы ли Вы освоить компьютерную программу или приложение для телефона, если это поможет Вам лучше контролировать свое заболевание? 37 (51,39%) 16 (47,05%) 0,6774

о существовании программ для повышения приверженности.

ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время различные электронные персональные устройства - компьютеры, электронные книги, смартфоны прочно вошли в повседневную жизнь. Каждодневное использование смартфонов делает их распространенным, доступным и потенциально эффективным ресурсом для повышения медицинской грамотности и приверженности пациентов к назначенной терапии. В ряде зарубежных стран приложения активно используют как лица, ведущие здоровый образ жизни (контроль калорий, счетчик шагов, оценка динамики массы тела), так и пациенты различного профиля. Наиболь-

шую распространенность в настоящее время имеют приложения для пациентов с сахарным диабетом 1 типа, приложения для беременных, календари менструального цикла.

Электронный англоязычный ресурс ¡теСи calapps.com [4] предлагает довольно большое число приложений, разработанных для непосредственного использования пациентами. Тем не менее, большинство из них ограничены либо функционалом ремайндера, либо могут быть использованы только как источник справочной информации. Несомненным недостатком этих приложений, делающим их практически невозможными к применению в России, является англоязычный интерфейс и полное отсутствие русификации. Русифицированных программ на рынке приложений крайне мало.

Анализ статистики востребованности русифицированных приложений на сайте play. google.com [5] позволил выделить категории наиболее востребованных (по количеству скачиваний) приложений. Наиболее приближенными к кардиологическому профилю можно считать приложения-дневники контроля артериального давления и пульса, дневники контроля массы тела. Также приближенными к медицинской тематике можно считать приложения для записи к специалистам [6], приложения для сравнения цен на лекарственные препараты [7], приложения для возможности получения онлайн-консультации [8]. Однако только четверть респондентов в нашем опросе знают о существовании подобных приложений.

Активное развитие e-health (практики оказания медицинской помощи с помощью электронных процессов и ИТ) за рубежом свидетельствует о крайне высокой потребности общества в подобных системах [9]. Согласно прогнозу eMarketer, к 2018 г. в мире будет продано 2 млрд. смартфонов - больше, чем обычных мобильных телефонов[10]. Все больше людей используют мобильные устройства для поиска информации, связанной с медициной и охраной здоровья. Так, в 2011 г. было куплено порядка 44 млн. «медицинских» приложений, это установили в исследовательском центре Juniper Research. В 2016 г. число подобных загрузок составило около 142 млн. [11]. Опыт реализации инициатив mHealth в России пока довольно скудный. Среди из-

2017, №2

вестных проектов - «Кнопка жизни» (медико-социальная тревожная кнопка для пожилых людей, взрослых и детей с ограниченными возможностями) [12], мобильное приложение «Донор» (помогает узнать, где и кому нужна донорская кровь) [13], «СМСмаме» (сервис для беременных женщин и молодых мам).

Потребность в медицинских приложениях в России не меньше, чем за рубежом. Однако, наше исследование показало отсутствие информированности пациентов о данной опции. Кроме того, нам удалось выделить целевую группу пациентов кардиологического профиля, готовых использовать медицинские мобильные приложения. Вместе с этим, высокая распространенность заболеваний сердечнососудистой системы определяет актуальность разработки и широкого внедрения специализированных мобильных приложений для пациентов именно кардиологического профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ показал, что наиболее высокую готовность использовать специализированное мобильное приложение имеют пациенты в возрасте 51-70 лет с гипертонической болезнью, приобретенным пороком сердца и стабильной стенокардией. Обнаружено, что несмотря на более высокую осведомленность женщин о существовании мобильных приложений, отсутствуют ген-дерные различия в потенциальной готовности активно использовать эту возможность для повышения качества своего лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарганеева А.А., Борель К.Н., Округин С.А., Кужелева Е.А. Приверженность медикаментозной терапии и следование национальным рекомендациям по ведению пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда. Итоги 5-летнего проспективного наблюдения. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2014;3:31.

2. Плавинский С.Л. Мероприятия по усилению приверженности терапии. - М.: Акварель; 2010. 48 с.

и информационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологии

Помешкина С.А., Боровик И.В., Завырылина И.Н., Каган Е.С., Барбараш О.Л. Как влияет приверженность пациентов к рекомендованной терапии на прогноз послеоперационного периода после коронарного шунтирования. Кардиология. 2015; 55(5): 48-53. http://www.imedicalapps.com/.

https://play. google. com/store/apps/category/MEDICAL?hl=ru. https://itunes.apple.com/ru/app/invitro/id499936108?mt=8. https://itunes.apple.com/ru/app/apteki.su-apteki.su-poisk/id881455913?mt=8.

Как бесплатно получить консультацию у хороших врачей в интернете [Internet]. Available from: https://lifehacker.ru/2015/05/14/helpmed/ (cited 2015 May 14).

9. Jakab Z., editor. From innovation to implementation - eHealth in the WHO European Region; 2016. 116 p.

10. Смартфоны (мировой рынок). [Internet]. Available from: http://tadviser.ru/a/47257 (cited 2017 Feb 15).

11. Арсентьев А. Врачи и пациенты не готовы к mHealth [Internet]. Available from: http://www.cnews.ru/ reviews/it_v_zdravoohranenii/articles/vrachi_i_patsienty_ne_gotovy_k_mhealth/.

12. https://knopka24.ru/app/.

13. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.hintsolutions.donor&hl=ru.

ИТ-новости

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЛАНИРУЕТ ЗАПУСТИТЬ ПРОЕКТ «ЦИФРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

В настоящее время Минкомсвязь совместно с Администрацией Президента и группой экспертов прорабатывают проект «Цифровая экономика». Эта работа ведется на основании п. 2 Перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346. В нем в срок до 01.07 2017 г. Правительству поручено разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев в ней меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство экономики государств - членов Евразийского экономического союза.

Одним из разделов программы является проект «Цифровое здравоохранение», направленный на создание новых инновационных цифровых систем здравоохранения, основанных на новых технологиях и способах управления, соответствующих современным условиям. Проектом предусматривается, что новая модель системы здравоохранения должна создаваться и начинать функционировать параллельно с существующей системой, постепенно перехватывая ее функции. Такой подход минимизирует потери переходного периода и обеспечит населению качественное медицинское обслуживание в переходный период. В новой модели уделяется особое внимание превентивной медицине и персонализированному подходу. Создание новой модели здравоохранения базируется на развитии т.н. «цифровой» медицины, позволяющей собирать и обрабатывать, в том числе дистанционно, большие объемы данных на популяционном уровне для принятия обоснованных оптимальных стратегических решений, выявлять новые направления развития.

Ожидается, что в результате реализации программы «Цифрового здравоохранения»:

1) Граждане РФ будут обеспечены доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.

2) Будет повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг (к 2025 г. не менее, чем на 30%), при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава России.

3) В России будет создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных старт-ап компаний в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.