Научная статья на тему 'Возможность использования Биткоинов в отмывании денег'

Возможность использования Биткоинов в отмывании денег Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2397
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / КРИПТОВАЛЮТЫ / КРИПТОЭКОНОМИКА / БИТКОИН / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЙНИНГ / МАЙНЕРЫ / BLOCKCHAIN / CRYPTO-CURRENCIES / CRYPTO-ECONOMICS / BITCOIN / REGULATION / MINING / MINERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается проблема регулирования криптовалюты биткойн в аспекте отмывания денег. В частности, производится оценка возможности регулирования субъектов, участвующих в проведении транзакций с участием криптовалюты биткоин. Особое внимание уделено описанию схем, используемых различными странами, в целях контроля компаний, использующих в своей деятельности криптовалюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of regulating cryptocurrency bitcoin in the aspect of money laundering. In particular, an assessment is made of the possibility of regulating subjects involved in transactions involving crypto-currency bitcoin. Particular attention is paid to the description of the schemes used by different countries, with a view to controlling companies using crypto-currencies in their activities.

Текст научной работы на тему «Возможность использования Биткоинов в отмывании денег»

Ларин Д.С.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИТКОИНОВ В ОТМЫВАНИИ ДЕНЕГ

Аннотация. В статье рассматривается проблема регулирования криптовалюты биткойн в аспекте отмывания денег. В частности, производится оценка возможности регулирования субъектов, участвующих в проведении транзакций с участием криптовалюты биткоин. Особое внимание уделено описанию схем, используемых различными странами, в целях контроля компаний, использующих в своей деятельности криптовалюты.

Ключевые слова. Блокчейн, криптовалюты, криптоэкономика, биткоин, регулирование, майнинг, майнеры.

Larin D.S.

THE POSSIBILITY OF USING BITCOIN IN MONEY LAUNDERING

Abstract. The article examines the problem of regulating cryptocurrency bitcoin in the aspect of money laundering. In particular, an assessment is made of the possibility of regulating subjects involved in transactions involving crypto-currency bitcoin. Particular attention is paid to the description of the schemes used by different countries, with a view to controlling companies using crypto-currencies in their activities.

Keywords. Blockchain, crypto-currencies, crypto-economics, bitcoin, regulation, mining, miners.

Цифровая валюта или цифровые деньги определяются как средство платежа или обмена, которые происходят в электронной форме, с транзакциями, записанными в электронном виде. Черты цифровой валюты аналогичны традиционным валютам, так как они могут использоваться для платежей при покупке или продаже физических товаров и услуг, передаваемых по местоположениям и хранящихся в кошельках или на счетах. В соответствии с классификацией американской Комиссии по расследованию финансовых преступлений (FinCEN) цифровые валюты подразделяются на две широкие категории - виртуальные валюты и криптовалюты.

Виртуальные валюты определяются как цифровое представление нерегулируемых денег, которые не выдаются центральным органом и не связаны с «фиксированной валютой» (валютой, установленной государственными правилами) и которые используются и принимаются среди членов определенных групп. Примерами виртуальных валют являются баллы лояльности, кредиты Facebook, монеты Амазон или баллы в программах часто летающих пассажиров. Криптовалюты представляют собой класс цифровых денег, которые используют криптографию в качестве средства защиты денежных взаимодействий и мониторинга генерации криптовалютных единиц. Некоторые из широко используемых криптоконверсий - Биткойн, Эфириум и Лайткоин.

Биткойн в настоящее время стал де-факто стандартом для криптовалют. Это видно из его экспоненциального роста за последние пять лет, несмотря на высокую волатильность ценовых движений. По данным Coinbase, компании по обмену цифровыми активами, базирующейся в Сан-Франциско, штат Калифорния, биткойн ушел с минимума 10 долларов США в начале 2013 года до колоссальных

ГРНТИ 06.73.02 © Ларин Д.С., 2018

Дмитрий Сергеевич Ларин - аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sa-dovaya str., 21). Тел.: +7 931 221-54-48. Е-mail: larin.dmitrii@mail.ru. Статья поступила в редакцию 15.11.2017.

17 000 долларов США в декабре 2017 года (рост в 1700 раз за пять лет). В настоящее время биткойн широко используется как средство быстрого и анонимного перемещения денег. При отсутствии центрального органа мониторинга это вызывает озабоченность по поводу легитимности источника и назначения переданных средств. Можно утверждать, что эта криптовалюта может использоваться в качестве «ширмы» для прикрытия операций по отмыванию денег.

Биткойн считается первой в мире успешной децентрализованной цифровой валютой для урегулирования международных транзакций. Он стал известен как потенциальная и прибыльная альтернатива существующим традиционным валютам. Биткойны математически генерируются путем выполнения набора сложных задач с хешем числа с использованием процедуры, известной как «добыча». При создании, математика системы биткойн была создана усложняющимся образом, что привело к тому, что «добыча» биткойнов со временем становится все труднее и труднее [1]. В настоящее время существует около 13 миллионов биткойнов, что составляет около 221 миллиардов долларов США по текущему обменному курсу. Биткойн отличается от обычных конкурентов двумя ключевыми аспектами: он не управляется ни одной корпорацией или регулирующим органом, он не осуществляет транзакции в традиционных валютах, таких как доллар США или евро.

Кроме того, в сети биткойн нет необходимости сотрудничать с каким-либо финансовым учреждением или выполнять какие-либо сложные правила предоставления финансовых услуг на основе бит-койнов. Самый простой способ сохранить биткойны - это зарегистрироваться в онлайн-кошельке, что может облегчить транзакции. Все транзакции защищены с использованием шифрования с открытым ключом, и каждый пользователь сети имеет запись полной истории всех транзакций в форме журнала. Когда пользователь инициирует передачу биткойнов с помощью своего закрытого ключа, данные о переносе обновляются в журнале. «Майнеры» (люди, «добывающие» криптовалюту в сети биткойнов обрабатывают журнал и подтверждают, что транзакции являются законными. После подтверждения эти транзакции транслируются так, что каждый узел сети обновляет набор подтвержденных транзакций в своих базах данных, что, в свою очередь, становится частью необратимой записи исторических транзакций, обычно называемой «ЫосксЬат».

Б1осксЬат определяется как «неподкупная цифровая книга экономических транзакций, которая может быть запрограммирована на запись не только финансовых транзакций, но и практически всех ценностей». Информация, хранящаяся в ЫосксЬат, существует как общая база данных. К числу других функций ЫосксЬат относятся: зашифрованная сеть, неподготовленные данные, лучшая прозрачность и легкая доступность. Безопасность ЫосксЬат использует технологию шифрования через общедоступные и закрытые ключи. Открытый ключ действует как адрес пользователя в ЫосксЬат, а закрытый ключ действует как ПИН-код или пароль, который позволяет только владельцу получать доступ к биткойну или другим цифровым активам.

Биткойн был создан с учетом низких транзакционных издержек, что отражено во многих его встроенных функциях [1]. Отсутствие у биткойна посредника между покупателем и продавцом делает платежи в целом более дешевыми, а обрабатывание транзакции более быстрым по сравнению с фиат-ными деньгами [3]. Однако эта функция также обеспечила транзакционные преимущества для недобросовестных пользователей биткойнов, которые стремятся использовать сеть для деятельности по отмыванию денег, где три особенности, играют большую роль в снижении транзакционных издержек для отмывающих деньги [4]:

во-первых, децентрализованный способ построения биткойна позволяет пользователям передавать финансовую ценность друг другу без участия третьей стороны в сделке. Основной стратегией в традиционных директивах по борьбе с отмыванием денег является контроль за посредниками, которые стоят между покупателями и продавцами на рынке, с тем чтобы ограничить способность преступников передавать ценность без тщательного изучения участников сделки [5]. Отсутствие посредников в биткойне делает традиционный подход невозможным, и отсутствие контакта лицом к лицу при транзакции в биткойнах еще больше усложняет процесс идентификации [6];

во-вторых, несмотря на то, что каждая транзакция хранится в общем доступе и может быть прослежена в блочной цепочке, не существует ссылки на отдельное лицо или организацию, совершившую эту транзакцию. В псевдонимичной экосистеме биткойна обнаруживается произвольная последовательность чисел, которая является открытым ключом, а секретный ключ скрыт, что затрудняет привязку реальных пользователей к адресам биткойн. Эта проблема еще более усугубляется тем, что

пользователь может иметь несколько электронных кошельков, предоставляя им несколько публичных адресов, которые затрудняют расследование возможных нарушений в области отмывания денег;

в-третьих, скорость и легкость совершения транзакций в биткойнах значительно превосходят традиционные средства, используемые для отмывания денег, а именно наличные деньги. Там, где традиционные бумажные купюры несут с собой физическое ограничение в виде веса и размера, биткойны могут храниться в миллионах на стандартном И8Б-устройстве и транслироваться любому пользователю в мире в течение 10 минут [4]. Гибкость структуры платежей Ьйсот также облегчает обход мер регулирования, разбивая транзакцию на более мелкие транши [4].

Как и в случае отмывания денег в обычной валюте, трудно определить, сколько денег действительно отмывается через биткойн. ФБР, Европейское банковское управление и Целевая группа по финансовым мероприятиям 07 признают роль биткойна в проблеме отмывания денег, но не могут дать никаких жестких данных [8]. По словам генерального директора организации сторонников торговли биткойнами «1СЕ3Х и УаиИого», отмывание денег при помощи биткойнов не является серьезной проблемой, и можно вспомнить лишь несколько подозрительных случаев [9]. Тем не менее, Шведский финансовый надзорный орган (Р8Л), подразделение финансовой разведки Швеции и Австрии (8-ИИ и Л-ИИ) и Шведское управление по экономическим преступлениям (ЕСЛ) заявили, что через биткойн происходит отмывание крупных сумм денежных средств [10].

Согласно статье, опубликованной Дантоном Брайансом, контроль за всеми аспектами биткойна оказался бы почти невозможной задачей из-за сложности самой системы. Вместо этого следует сфокусироваться на каждом отдельном объекте транзакции, чтобы определить, какое лицо в системе бит-койн, если оно будет регулироваться, будет предоставлять самые высокие транзакционные издержки для отмывающих деньги, без неоправданно высоких транзакционных издержек для регулирующего органа и регулируемого [11]. Потенциальному отмывателю денег придется пройти через пять основных субъектов, чтобы скрыть истинное происхождение денег: отправитель, который инициирует транзакцию, полученную из незаконного источника; получатель - человек, который принимает «грязные» биткойны, чтобы скрыть их источник; биткойн-майнеры, которые проверяют транзакцию, завершая блок; команда разработчиков биткойнов, которая обновляет систему биткойнов; торговцы биткойнами, которые обмениваются биткойнами за различные типы валют и наоборот. Рассмотрим деятельность этих субъектов:

1. Отправители. Псевдонимичный и разобщенный характер пользователей, отправляющих свои биткойны по сети, скорее всего, сделает регулирование невозможным и не приведет к увеличению транзакционных издержек для отмывающих деньги. Никакая личная информация не отражается, когда транзакция выполняется между двумя пользователями, что затрудняет связывание адреса биткойна с реальным человеком. Кроме того, государственное регулирование пользователей Ьйсот, скорее всего, увидит серьезный отход от самого сообщества, поскольку участие неправительственных организаций является одной из основных причин создания Ы1;сот8. Эта весьма вероятная оппозиция в сочетании с трудностью идентификации личности отправителя сделает стоимость такого нормативного исполнения намного превосходящей его преимущества [12].

2. Получатели / Управляющие. Обращение внимания на пользователей получающей стороны позволит более целенаправленно выполнять действия по отношению к тем, кто действует с явным преступным намерением, не допуская встречного сопротивления, как в случае с регулированием отправителей. Но проблема идентификации получателя еще больше помешала бы выявлению отмываемых денег, и правоохранительные органы должны были бы тратить огромные средства на получение незначительных выгод. Результат будет таким же, как и с отправителями [11].

3. Биткойн-майнеры. Система построена таким образом, что биткойнские майнеры не взаимодействуют с пользователями, чьи транзакции они проверяют, и наоборот. Это делает бесполезным регулирование майнеров, и основное внимание следует уделять другим субъектам.

4. Команда разработчиков биткойнов. Поскольку Ьйсот является программным обеспечением с открытым исходным кодом, форсирование изменения на центральном органе власти не принесет больших результатов. Команда разработчиков берет на себя роль стандартного агентства, постоянно совершенствуя программное обеспечение, но не в состоянии заставить принять изменения без полного согласия своих пользователей. Любой участник может использовать любую предыдущую версию программного обеспечения, поэтому неблагоприятное изменение в протоколе биткойнов не будет принято всей

сетью [13]. Поэтому крайне маловероятно, чтобы любое регулирование, наложенное на команду разработчиков, оказало бы какое-либо влияние на транзакционную стоимость отмываемых денег.

5. Биткойн-трейдеры. Большинство биткойнских валютных бирж имеют дело как с валютой, так и с биткойнами, действуя как держатель стоимости между покупателями и продавцами. Это делает их легко классифицируемыми как посредники, передающие деньги, что делает возможным применять к ним стандартные средства регулирования при передаче денег. Кроме того, трейдеры bitcoin имеют менее децентрализованный и менее анонимный характер, чем другие основные субъекты, обсуждавшиеся ранее, поэтому регулирование обменных курсов биткойна, вероятно, продемонстрирует наибольшие выгоды для наименьших издержек. Кроме того, поскольку трейдеры являются важной частью фазы интеграции в процессе отмывания денег, их регулирование имеет хороший потенциал для увеличения транзакционных издержек при отмывании денег [14].

Сегодня регулирование биткойна сильно варьируется в зависимости от региона, причем некоторые страны предъявляют довольно строгие требования, некоторые не регулируют вообще, а некоторые попросту запрещают биткойн. Как скоро станет очевидно, действующее регулирование почти исключительно сосредоточено на трейдерах bitcoin и обычно имитирует правило, установленное в большинстве банков. В Европе все трейдеры биткойнов вынуждены следовать третьей Директиве о борьбе с отмыванием денег, введенной Европейской комиссией, поскольку они классифицируются как посредники, передающие деньги. Директива включает три основных нормативных требования, а именно: выявлять и проверять личности своих клиентов и бенефициарных владельцев своих клиентов, а также контролировать их транзакции; сообщать государственным органам о подозрениях в отмывании денег или финансировании терроризма; предпринять вспомогательные меры, такие как обеспечение надлежащей подготовки персонала и создание надлежащих внутренних профилактических мер и процедур [15].

В США нет федерального нормативного акта, регулирующего биткойн, но в различных штатах появляются различные попытки его контролирования. Например, в штате Нью-Йорк была разработана концепция «Bitlicense» как способ укрепить регулирование торговцев биткойнами [16]. «Bitlicense» -это бизнес-лицензия, которая влечет за собой более строгие директивы AML (Anti - money laundering), за которую должен платить каждый трейдер, который хочет вести бизнес, связанный с биткойнами, в штате. Стоимость такова, что она заставила некоторых трейдеров покинуть рынок Нью-Йорка [17]. В Калифорнии регулирование только заставляет трейдеров иметь резервы в банковском стиле в случае возможных потерь [18], в то время как Северная Каролина находится только в процессе формирования проектов регулирования счетов биткойн [19]. Подавляющее большинство южноамериканских, африканских и азиатских стран либо не имеют регулирования биткойн, либо полностью запретили цифровую валюту. В Новой Зеландии, например, в настоящее время нет регулирования, в то время как в Австралии действует регулирование в формате уплаты налогов [2G].

Трудно найти конкретное доказательство эффективности регулирования биткойнов, которое существует сегодня. Но шведский финансовый надзорный орган (FSA) совместно с подразделением финансовой разведки Швеции и Австрии (S-FIU и A-FIU) и Шведским управлением по экономическим преступлениям (ECA) заявляют, что посредством биткойнов происходит отмывание значительных денежных средств, а это означает, что нынешнее регулирование можно считать несовершенным [21]. Следовательно, оно нуждается в соверщенствоании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bitcoin.org/bitcoin.pdf (дата обращения 3G.1G.2G17).

2. Bol S., Ceric A. Bitcoin - a sustainable means ofpayment? A transaction cost analysis of Bitcoin compared to traditional means of payment. Master Thesis, Linkoping University, 2014.

3. Chuen D.L. Handbook of Digital Currency. Bitcoin, Innovation, Financial instruments, And Big Data. USA, Academic Press, 2G15.

4. Ajello N. Fitting a Square Peg in a Round Hole: Bitcoin, Money Laundering, and the Fifth Amendment Privilege Against Self-incrimination //Brooklyn Law Review. 2015. Volume SO. Issue 2.

5. KYC, Standard Chartered Bank. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sc.com/in/important-information/kyc.html (дата обращения 3G.1G.2G17).

6. Meiklejohn S. A Fistful of Bitcoins: Characterizing Payments Among Men with No Names. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cseweb.ucsd.edu/smeiklejohn/files/imc13.pdf (дата обращения 30.10.2017).

7. Bryman A. Social Research Methods. Oxford and New York, Oxford Press, 2008.

8. Bitcoins Virtual Currency: Unique Features Present Challenges for Deterring Illicit Activity, Cyber Intelligence Section and Criminal Intelligence Section (FBI), 2012.

9. Grobler G. Interviewed by David Baath and Felix Zellhorn. Douglas, Linkoping University and Joshua Scigala, Interviewed by Felix Zellhorn and David Baath. Berlin, Linkoping University, 2016.

10. Anonymous employee at the Swedish FIU, Linkoping and David Lothigius, Interviewed by David Baath and Felix Zellhorn, Stockholm, 2016.

11. Danton B. Bitcoin and Money Laundering: Mining for an Effective Solution // Indiana Law Journal. 2014. Vol. 89. Iss. 1.

12. King S., Nadal S. Ppcoin: Peer-to-peer crypto-currency with proof-of-stake. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peercoin. net/assets/paper/peercoin-paper.pdf (дата обращения 30.10.2017).

13. Frequently Asked Questions - Find answers to recurring questions and myths about Bitcoin, 2016.

14. Guidance for a Risk-based Approach to Virtual Currencies. Financial Action Task Force, 2015.

15. Frequently asked questions: Anti-Money Laundering, European Commission, Press Release Databank.

16. Regulations Of The Superintendent Of Financial Services. Part 200. Virtual Currencies. New York State Department of Financial Services, 2015.

17. Castillo M. The 'Great Bitcoin Exodus' has totally changed New York's bitcoin ecosystem // New York Business Journal. 2015. August 12.

18. California Legislature 2015-2016 Regular Session. AB-1326 Virtual currency Introduced by Assembly Member Dababneh, February 27, 2015.

19. North Carolina considers law to regulate virtual currencies // Associated Press. 2016. May 25.

20. Is Bitcoin legal? Coindesk. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coindesk.com/information/is-bitcoin-legal (дата обращения 30.10.2017).

21. Interview with anonymous employee at the Financial Police of Sweden, 2016. Interview with David Lothigius, 2016. Interview with Jan Tibbling, 2016. Interview with Elena Scherschneva, 2016. Interview with Jonathan Jogenfors, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.