Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН БИЗНЕСА / АПТЕКА / УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ / МОТИВАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратов С.Ю., Кимадзе М.И.

Статья посвящена исследованию возможности интеграции ключевых показателей эффективности в фармацевтической организации. Авторами рассмотрены теоретические аспекты ключевых показателей эффективности во взаимосвязи с системой управления трудовыми ресурсами. Представлены доказательства актуальности внедрения ключевых показателей эффективности в деятельность предприятия. Приведен пример уже существующего более 10 лет, успешно реализованного опыта интеграции ключевых показателей эффективности в практику фармацевтической организации. Авторами приведены результаты аналогичного опыта одной из московских онлайн аптек, обоснована социальная и экономическая эффективность интеграции ключевых показателей эффективности, как инструмента повышения мотивации персонала фармацевтического онлайн ритейлера. Также, сделан вывод о том, что в результате интеграции KPI сами сотрудники начинают четко понимать цели компании и пути их достижения. Каждый из них знает свои задачи на определенный период рабочего времени, может отслеживать процент достижения целей и оперативно корректировать свой курс. Оплата труда непосредственным образом связана с результатом работы, что позволяет оптимизировать фонд оплаты труда в целом, и фонд премирования, в частности. Уровень управления позволяет руководству фармацевтической организации управлять ей дистанционно; кроме того, появляется возможность большей концентрации на стратегической работе по развитию компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратов С.Ю., Кимадзе М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF INTEGRATION OF KEY INDICATORS OF EF-SELECTIVITY IN PHARMACEUTICAL ORGANIZATION

The article is devoted to the study of the possibility of integration of efficiency indicators in a pharmaceutical organization. Theoretical aspects of the mechanism of key performance indicators in relation to the system of labor resources management are considered. Proof of relevance of implementation of key performance indicators in the enterprise is presented. An example of already existing more than 10 years, successfully realized experience of integration of efficiency indicators into the practice of a pharmaceutical organization is given. The author presents the results of such experience in one of Moscow online pharmacies, the social and economic efficiency of integration of key performance indicators as a tool to increase the training of staff of a pharmaceutical online retailer is justified. Also, you have made it clear that as a result of KPI integration, employees themselves begin to clearly understand the company's goals and ways to achieve them. Each of them knew his/her tasks for a certain period of working time, could monitor the target achievement strategy and quickly adjust its course. Payment was directly related to the result of the work, which made it possible to optimize the remuneration fund in general and the bonus fund in particular. The management level allows the management of a pharmaceutical organization to manage it remotely; In addition, it is possible to concentrate more on strategic work on the development of the company.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 33

Кондратов С.Ю.,

кандидат фармацевтических наук, доцент, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградского государственного медицинского университета» Министерства здравоохранения РФ,

kondratov64@yandex.ru

Кимадзе М.И.,

кандидат фармацевтических наук, доцент, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградского государственного медицинского университета» Министерства здравоохранения РФ,

DPO-2018@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена исследованию возможности интеграции ключевых показателей эффективности в фармацевтической организации. Авторами рассмотрены теоретические аспекты ключевых показателей эффективности во взаимосвязи с системой управления трудовыми ресурсами. Представлены доказательства актуальности внедрения ключевых показателей эффективности в деятельность предприятия. Приведен пример уже существующего более 10 лет, успешно реализованного опыта интеграции ключевых показателей эффективности в практику фармацевтической организации. Авторами приведены результаты аналогичного опыта одной из московских онлайн аптек, обоснована социальная и экономическая эффективность интеграции ключевых показателей эффективности, как инструмента повышения мотивации персонала фармацевтического онлайн ритейлера. Также, сделан вывод о том, что в результате интеграции KPI сами сотрудники начинают четко понимать цели компании и пути их достижения. Каждый из них знает свои задачи на определенный период рабочего времени, может отслеживать процент достижения целей и оперативно корректировать свой курс. Оплата труда непосредственным образом связана с результатом работы, что позволяет оптимизировать фонд оплаты труда в целом, и фонд премирования, в частности. Уровень управления позволяет руководству фармацевтической организации управлять ей дистанционно; кроме того, появляется возможность большей концентрации на стратегической работе по развитию компании.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, фармацевтическая организация, онлайн бизнеса, аптека, управление трудовыми ресурсами, мотивация, материальное стимулирование

Kondratov S.Yu.,

Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute -Branch of the FSBEI HE VolgGMU of the Ministry of Health of Russia

Kimadze M.I.,

Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute -Branch of the FSBEI HE VolgGMU of the Ministry of Health of Russia

POSSIBILITY OF INTEGRATION OF KEY INDICATORS OF EF-SELECTIVITY IN

PHARMACEUTICAL ORGANIZATION

The article is devoted to the study of the possibility of integration of efficiency indicators in a pharmaceutical organization. Theoretical aspects of the mechanism of key performance indicators in relation to the system of labor resources management are considered. Proof of relevance of implementation of key performance indicators in the enterprise is presented. An example of already existing more than 10 years, successfully realized experience of integration of efficiency indicators into the practice of a pharmaceutical organization is given. The author presents the results of such experience in one of Moscow online pharmacies, the social and economic efficiency of integration of key performance indicators as a tool to increase the training of staff of a pharmaceutical online retailer is justified. Also, you have made it clear that as a result of KPI integration, employees themselves begin to clearly understand the company's goals and ways to achieve them. Each of them knew his/her tasks for a certain period of working time, could monitor the target achievement strategy and quickly adjust its course. Payment was

directly related to the result of the work, which made it possible to optimize the remuneration fund in general and the bonus fund in particular. The management level allows the management of a pharmaceutical organization to manage it remotely; In addition, it is possible to concentrate more on strategic work on the development of the company.

Keywords: key performance indicators, pharmaceutical organization, online business, pharmacy, labor management, training, material incentives

Одной из основных тенденций современного менеджмента является рассмотрение трудовых ресурсов в качестве ведущего фактора продуктивной деятельности компании. Следовательно, обеспечение их максимального генерирования и эффективного использования являет собой стратегический важный аспект деятельности предприятия любой сферы деятельности. Если рассматривать данный процесс с позиции его постоянного усиления и совершенствования, то следует говорить о том, что императивная роль в нем принадлежит механизму управлению трудовыми ресурсами и базисным его функциям: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Данный тезис подтверждается Мазуренко И.А., который определил механизм управления трудовыми ресурсами как «систему взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации» [7]. По мнению автора, ценность эффективного механизма заключается в его универсальной способности адаптации к организационным изменениям, новым задачам в условиях их осуществления. Таким образом, грамотно разработанный механизм управления трудовыми ресурсами, а также правильно подобранный кадровый состав могут стать ключевым стратегическим преимуществом предприятия, ресурсом повышения его конкурентоспособности, условием сохранения и процветания бизнеса, а также важным преимуществом в условиях серьезной глобальной конкуренции.

Одновременно с этим, стоит согласиться с позицией известного российского ученого А.Я. Киба-нова о том, что управление трудовыми ресурсами - это, в первую очередь, «формирование и направление мотивационных установок работников в соответствие с задачами, стоящими перед организацией» [4, с. 62]. Данный тезис приобретает особую актуальность, если речь идет об организациях, функционирующий, условно говоря в режиме онлайн. Так, например, фармацевтический бизнес с каждым годом переходит на «облачный» режим работы, или автономно (Аптека.ру), или в партнерстве с онлайн ритейлера-ми (в 2016 году онлайн магазин Ozon заключил партнерское соглашение с ПАО «Аптечная сеть 36,6»). По мнению Н.А. Жданкина и В.М. Суанова, основная проблема формулирования мотивационной стратегии в

е-коммерции - это неумение использования мотивирующих факторов сотрудников, или, что нередко, нежелание руководителя осуществлять функции исследования мотивации своих подчиненных, т.к. это требует определенных временных и финансовых затрат, а также соответствующих компетенций для оценки результатов работы ИТ-сотрудников [3, с. 312]. В отношении издержек, следует уточнить, что, по мнению исследователей, занимающихся изучением бизнес-процессов в электронной коммерции, в онлайн организациях механизм финансового менеджмента отличается от оффлайн компаний [1, 10]. С этим можно согласиться лишь частично, т.к., как совершенно верно сказал Р. Кийосаки, «в основу управления финансами, как личными, так и корпоративными, всегда кладется финансовое мышление». Иными словами, стремление к постоянной экономии, даже в условиях наличия такой возможности, не гарантирует результата в виде прибыли. В целом, мы склонны полагать, что результатом вынужденного или осознанного отказа от мотивации, как функции менеджмента, может стать стагнация как количественного, так и качественного эффекта от всей предпринимательской деятельности. При этом не столь важно, идет ли речь об оффлайн или онлайн ритейлере.

Одним из актуальных способов выхода из подобной ситуации является автоматизация соответствующих бизнес-процессов. Пионером в данном направлении стала оффлайн компания «Аптека 242» (аптечная сеть «Сибирский лекарь»), которая посредством интеграции автоматизированной системы управления (далее - АСУ) смогла разработать успешно действующую по настоящее время компенсационную политику, определить собственные стандарты оценки профессиональной компетенции специалистов, и усовершенствовать механизмы оплаты труда сотрудников по показанным ими результатам. Достижению данной цели способствовало обращение руководства к инновационному на тот момент комплексу КР1-инструментария [11].

Ключевые показатели эффективности (КР1), в широком смысле - это инструмент измерения достижимости поставленных целей; в более узком - это система, которая используется для достижения императивных целей любого бизнеса, помогая руководству «более эффективно управлять имеющимися ресурсами (организационными, финансовыми, человечески-

ми, производственными и пр.) в ключевых областях деятельности на основе информации о стратегической и оперативной деятельности организации, отклонениях плана от факта» [10, с. 4]. Целью применения КР1 является упрощение процедуры анализа и повышение эффективности принятия управленческих решений для достижения главных задач развития компании, создание благоприятной обстановки и творческой атмосферы, способствующей активизации всех участников бизнес-процессов [5, с. 13].

Мы согласны с мнением И.В. Комеевой о том, что для получения реальной пользы (социальной и экономической) от внедрения КР1 в организации, необходимо принимать во внимание приоритетные принципы формирования данной системы (самостоятельно или с помощью программы) - это единство стратегии, процессов и организационной структуры, управляемость и контролируемость, партнерство, сосредоточение усилий на главных направлениях, интеграция процессов оценки показателей, отчетности и повышения эффективности, периодичность и согласование производственных показателей со стратегией. В целом, в отношении комплексной оптимизации деятельности предприятия, а также системы управления и трудовыми ресурсами, посредством внедрения КР1, эффективность доказывается широким спектром исследований, в т.ч. экспериментальных (И. Ансоффа, К. Боумена, М.Г. Брауна, В.П. Варфоломеев, О.Г. Виханского, В.С. Ефремовой, Р. Каплана, Г.Б. Клейнера, С.В. Кондратова, М. Мескона, Д. Нортона, С.Н. Ильяшенко, М. Портера, А. Томпсона, Р. Фахрутдинова, Е.В. Шатровой и пр.), а также успешным опытом, в частности, в фармацевтических организациях [6, 9]. Однако, следует отметить, что теоретико-методологический базис в отношении интеграции КР1 в деятельность фармацевтических организаций

(ритейлеров) в нашей стране практически не освещен. В этой связи, далее в статье предлагается рассмотреть реальный опыт интеграции KPI в деятельность одной из онлайн аптек города Москвы. Полученные нами результаты можно считать вкладом в эмпирический массив данных, подтверждающих возможность интеграции системы KPI в фармацевтические организации.

Итак, ООО «Здесь Аптека» является официально зарегистрированным юридическим лицом. В Обществе, в соответствии с учредительными документами создан уставный капитал, размер которого на момент создания составил 10 тыс. руб. Организационно-управленческая система ООО «Здесь Аптека» имеет достаточно простую форму организации фармацевтического предприятия, основанную на выделении структурных подразделений с четко определенными функциями и взаимосвязями. Списочная численность работников рассматриваемой организации по состоянию на конец 2018 года составила 111 сотрудников. Штатную численность работников организации представим в таблице 1.

Далее представлен расчет кадровых показателей для определения проблемных направлений (табл. 2, 3). Таблица 3 представляет результаты расчета среднесписочной численности сотрудников организации, которая в 2018 году составила 96 человек.

Из таблицы 3 видно, что в 2018 году число выбывших сотрудников составило 41 человек, принятых - 46 человек. Имеет место рост отдела контроля качества обслуживания в 2018 году - на 5 сотрудников. Для оценки кадрового потенциала определяем следующие показатели:

1. Коэффициент стабильности кадров. Содержание показателя состоит в определении доли работников, стабильно работающих в организации в течение продолжительного времени.

Таблица 1.

Штатная численность персонала ООО «Здесь Аптека», 2018 год

Наименование должности с указанием отдела Количество работников, чел.

Руководитель организации (генеральный директор) 1

ИТ-отдел

Руководитель отдела 1

Специалист 20

HR-отдел

Руководитель отдела 1

Специалист 12

Отдел контроля

Руководитель отдела 1

Специалист 20

Производственный отдел

Супервайзер 5

Оператор 50

Таблица 2.

Расчет среднесписочной численности работников ООО «Здесь Аптека», 2018 год

Численность работников я

а ньв о

Наименование должности январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь ос сок 8 5 1 г Р а р и

Руководитель организации (генеральный директор) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,0

ИТ-отдел

Руководитель отдела 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,0

Специалист 20 17 17 18 17 17 16 15 20 20 20 20 18,1

HR-отдел

Руководитель отдела 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,0

Специалист 12 10 8 8 8 10 10 9 9 10 11 12 9,8

Отдел контроля

Руководитель отдела 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,0

Специалист 15 15 12 11 14 13 13 14 12 14 17 20 14,2

Производственный отдел

Супервайзер 5 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5 5 4,8

Оператор 50 45 45 38 40 45 50 40 46 45 48 50 45,2

ИТОГО 106 96 91 84 87 93 98 87 96 98 105 111 96,0

Таблица 3.

Расчет численности выбывших и принятых работников ООО «Здесь Аптека»

Наименование должности Численность работников

2017 Выбыло Принято 2018

Руководитель организации (генеральный директор) 1 0 0 1

ИТ-отдел

Руководитель отдела 1 0 0 1

Специалист 20 6 6 20

HR-отдел

Руководитель отдела 1 0 0 1

Специалист 12 4 4 12

Отдел контроля

Руководитель отдела 1 0 0 1

Специалист 15 7 12 20

Производственный отдел

Супервайзер 5 1 1 5

Оператор 50 23 23 50

ИТОГО 106 41 46 111

Ч Чср - среднесписочная численность сотруд-

Кст.к. = Ч (1) нИКОВ-

где Чп - численность сотрудников, полностью прора- к _ (Ю6 — 41) _ ^ ^77 •

ботавших в анализируемом отчетном периоде; ст-к- 96 '

Стабильность кадрового состава в 2018 году составляет 67,7%.

2. Коэффициент текучести кадров. Определяет оборачиваемость кадров.

Ч,

к к =-

(2)

где Ч - численность уволенных сотрудников за ана-

лизируемый период.

41

Ктек. к = — = 0,427 •

96

Значение коэффициента текучести кадров в 2018 году составило 42,7%.

3. Коэффициент приема кадров. Коэффициент отражает информацию о том, сколько сотрудников было принято в анализируемый период.

Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К =, (3)

пр. К. 1Г

ср

где Чпр - численность принятых сотрудников за анализируемый период.

46

К = — = 0 479.

пр. к. 96

Коэффициент приема кадров показывает, что доля принятых сотрудников в 2018 году составила 47,9%, что является достаточно высоким значением.

4. Коэффициент выбытия кадров. Сущность показателя состоит в определении доли выбывших сотрудников.

к =ъ_,

пр. к. ч

(4)

где Чв - численность выбывших сотрудников;

Чн - численность сотрудников на начало рассматриваемого периода.

к = л прк 106

= 0,387.

Доля выбывших сотрудников в анализируемом периоде составила 38,7%.

Для обоснования необходимости улучшения системы управления трудовыми ресурсами на предприятии, в октябре 2019 года нами было проведено анкетирование сотрудников ООО «Здесь Аптека». Для этого, была разработана анкета на основании заранее выбранных категорий условий труда, соответствующих базовым методам управления трудовыми ресурсами: экономических, организационных и социально-психологических [2, с. 69] (см. табл. 4). М.И. Маскаев пишет, что в рамках каждого названного метода применяется определенный набор инструментов [8]:

1. В системе экономических методов - это разработка мероприятий по оценке трудового потенциала, улучшение материально-технической базы

организации и совершенствование организации рабочего места каждого сотрудника, оптимизация материального стимулирования работников предприятия

2. В системе организационно-административных методов - это формирование эффективной организационно-управленческой структуры, ориентированной на изменения во внешней и внутренней среде, подбор сотрудников с достаточным профессиональным опытом работы, использование аутсорсинга и аутстаффинга, создание и организация условий для саморазвития конкурентоспособности работников на основе системы повышения квалификации, обучения и развития

3. В системе социально-психологических методов - это формирование корпоративной (организационной) культуры, ориентированной на инновационное развитие предприятия, формирование положительного имиджа предприятия в регионе, использование оптимального стиля управления, оптимизация социально-психологического климата в коллективе, повышение удовлетворенности сотрудников условиями работы в организации.

По результатам анкетирования, были составлены две таблицы, - «Уровень важности категорий условия труда» и «Уровень удовлетворённости категориями условий труда». Данные представлены в таблицах 5 и 6.

Полученные средние значения были сведены в одну таблицу с целью проведения сравнительного анализа «желаемого» и «действительного (см. табл. 6.). Сравнив полученные средние значения, были отмечены те факторы, которые по степени важности набрали менее 6 баллов (в данной таблице таких категорий две - это № 3 и № 15), для персонала ООО «Здесь Аптека» в данное время не важны, а также факторы, которыми сотрудники предприятия не удовлетворены (это категории №1, №6, №11 и №15). Все полученные результаты (средние значения) можно условно распределить по 4 зонам (см. табл. 7):

- зона переплаты. В зону переплаты входят категории со средним баллом по важности ниже среднего по общему показателю удовлетворенности;

- зона лояльности. К данной зоне следует отнести категории, в которых средний балл по важности и удовлетворительности практически идентичен;

- зона безразличия. В данную зону относятся те категории, в которых имеет место низкий средний балл и по удовлетворительности, и по важности;

- зона дискомфорта. В данную зону включаются категории, где средний балл по важности на три и более балла выше, чем средний балл по удовлетворенности.

Конечный результат исследования по удовлетворенности условиями труда сотрудников ООО «Здесь Аптека» - это все категории, попавшие в «Зону дискомфорта». Таким образом, можно сделать вывод

ср

Таблица 4.

Выбранные категории условий труда для проведения исследования в целях обоснования необходимости совершенствования управления трудовыми ресурсами ООО «Здесь Аптека»

Блок № п/п* Категория условий труда

Система материального поощрения 1 Справедливая и понятная система материального стимулирования (мотивации)

2 Достойная стабильная оплата труда

3 Наличие ряда материальных льгот

Администрирование и политика компании 4 Понимание перспектив развития компании и подразделения

5 Налаженное взаимодействие с сотрудниками других отделов компании

6 Эффективная организация труда сотрудников, в частности новых (адаптационные программы)

Управленческое взаимодействие 7 Четкая постановка задач со стороны руководителя

8 Регулярная обратная связь со стороны руководителя о выполнении задач

9 Открытое обсуждение с руководством проблем и сложностей

Система нематериального поощрения 10 Признание значимости и важности работы коллегами и руководством

11 Возможность узнавать что-то новое, получать дополнительные знания, развивать умения и навыки

12 Заинтересованное отношение руководителя к идеям и предложениям, знаки уважения и одобрения со стороны руководителя

Коллектив, общение с коллегами 13 Хороший, дружный коллектив

14 Хорошие отношения с непосредственным руководителем

15 Общность интересов, мировоззрения с коллегами и руководителем

Стабильность, безопасность труда 16 Уверенность в завтрашнем дне

17 Стабильность (отсутствие частых перемен, связанных с работой)

18 Четкое и своевременное выполнение обязательств компании перед сотрудниками

Таблица 5.

Уровень важности категорий условий труда сотрудников ООО «Здесь Аптека»

№ п/п Категория условий труда Количество анкет Средн.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Справедливая и понятная система материального стимулирования (мотивации) 9 9 10 10 9 10 9 8 7 8 9

2 Достойная стабильная оплата труда 9 9 9 9 8 8 10 10 6 7 9

3 Наличие ряда материальных льгот и компенсаций 4 4 4 5 7 8 8 2 2 7 5

4 Понимание перспектив развития компании и подразделения 8 8 8 9 9 10 10 10 8 7 9

5 Налаженное взаимодействие с сотрудниками других отделов компании 9 9 10 10 9 10 9 8 7 8 9

6 Эффективная организация труда сотрудников, в частности новых (адаптационные программы) 9 9 9 9 9 8 8 10 10 10 9

7 Четкая постановка задач со стороны руководителя 8 8 8 8 9 9 8 9 10 10 9

8 Регулярная обратная связь со стороны руководителя о выполнении задач 9 9 8 8 7 10 10 10 9 9 9

9 Открытое обсуждение с руководством проблем и сложностей 7 7 7 7 6 6 8 8 10 10 8

10 Признание значимости и важности Вашей работы коллегами и руководством 7 7 6 8 8 6 7 9 7 10 8

11 Возможность узнавать что-то новое, получать дополнительные знания, развивать умения и навыки 6 6 6 6 7 7 7 8 7 7 7

12 Заинтересованное отношение руководителя к идеям и предложениям, знаки уважения и одобрения со стороны руководителя 7 8 8 9 7 8 8 10 10 7 8

13 Хороший, дружный коллектив 6 6 7 7 4 5 6 6 6 5 6

14 Хорошие отношения с непосредственным руководителем 5 5 5 4 4 7 7 8 6 6 6

15 Общность интересов, мировоззрения с коллегами и руководителем 5 5 4 3 3 6 5 5 6 3 5

16 Уверенность в завтрашнем дне 8 8 9 9 9 8 8 9 10 10 9

17 Стабильность (отсутствие частых перемен, связанных с работой) 7 7 7 8 9 8 8 7 6 7 7

18 Четкое и своевременное выполнение обязательств компании перед сотрудниками по обеспечению безопасных условий труда 10 10 10 9 9 8 10 9 8 8 9

Таблица 6.

Уровень удовлетворенности условиями труда сотрудников ООО «Здесь Аптека»

№ Категория условий труда Количество анкет Средн.

п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Справедливая и понятная система материального стимулирования 4 4 4 5 5 5 8 8 7 4 5

2 Достойная стабильная оплата труда 8 8 8 9 8 8 9 9 8 7 8

3 Наличие ряда материальных льгот и компенсаций 6 6 6 7 8 8 8 5 5 8 7

4 Понимание перспектив развития компании и подразделения 5 5 6 7 5 7 5 6 5 5 6

5 Налаженное взаимодействие с сотрудниками других отделов компании 7 7 7 8 7 8 8 6 6 7 7

6 Эффективная организация труда сотрудников, в частности новых (адаптационные программы) 5 5 6 5 6 5 5 6 6 6 5

7 Четкая постановка задач со стороны руководителя 7 7 6 6 6 7 7 6 6 6 6

8 Регулярная обратная связь со стороны руководителя о выполнении задач 8 8 8 8 9 9 7 9 10 10 9

9 Открытое обсуждение с руководством проблем и сложностей 9 9 9 10 9 8 8 7 8 8 9

10 Признание значимости и важности Вашей работы коллегами и руководством 9 9 8 8 9 9 10 10 7 7 9

11 Возможность узнавать что-то новое, получать дополнительные знания, развивать умения и навыки 4 5 6 6 5 5 5 7 5 5 5

12 Заинтересованное отношение руководителя к идеям и предложениям, знаки уважения и одобрения со стороны руководителя 7 8 8 9 7 8 8 10 10 7 8

13 Хороший, дружный коллектив 9 9 9 8 10 10 10 9 9 10 9

14 Хорошие отношения с непосредственным руководителем 7 7 7 6 6 9 8 9 7 7 7

15 Общность интересов, мировоззрения с коллегами и руководителем 8 8 8 3 3 6 5 9 6 3 6

16 Уверенность в завтрашнем дне 7 7 7 8 8 8 6 6 6 6 7

17 Стабильность (отсутствие частых перемен, связанных с работой) 6 6 6 7 7 8 6 7 6 7 7

18 Четкое и своевременное выполнение обязательств компании перед сотрудниками по обеспечению безопасных условий труда 8 8 8 8 9 8 7 9 8 8 8

Таблица 7.

Сравнительная оценка уровня важности и удовлетворенности условиями труда сотрудников

ООО «Здесь Аптека»

№ п/п Категория условий труда Важность Удовлетворенность

1 Справедливая и понятная система материального стимулирования (мотивации) 9 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Достойная стабильная оплата труда 9 8

3 Наличие ряда материальных льгот и компенсаций 5 7

4 Понимание перспектив развития компании и подразделения 9 6

5 Налаженное взаимодействие с сотрудниками других отделов компании 9 7

6 Эффективная организация труда сотрудников, в частности новых (адаптационные программы) 9 5

7 Четкая постановка задач со стороны руководителя 9 6

8 Регулярная обратная связь со стороны руководителя о выполнении задач 9 9

9 Открытое обсуждение с руководством проблем и сложностей 8 9

10 Признание значимости и важности Вашей работы коллегами и руководством 8 9

11 Возможность узнавать что-то новое, получать дополнительные знания, развивать умения и навыки 7 5

12 Заинтересованное отношение руководителя к идеям и предложениям, знаки уважения и одобрения со стороны руководителя 8 8

13 Хороший, дружный коллектив 6 9

14 Хорошие отношения с непосредственным руководителем 6 7

15 Общность интересов, мировоззрения с коллегами и руководителем 5 6

16 Уверенность в завтрашнем дне 9 7

17 Стабильность (отсутствие частых перемен, связанных с работой) 7 7

18 Четкое и своевременное выполнение обязательств компании перед сотрудниками по обеспечению безопасных условий труда 9 8

о том, что сотрудники не удовлетворены следующими аспектами: 1) Справедливая и понятная система материального стимулирования (мотивации); 2) Эффективная организация труда сотрудников, в частности новых (адаптационные программы); 3) Возможность узнавать что-то новое, получать дополнительные знания, развивать умения и навыки, 4) Общность интересов, мировоззрения с коллегами и руководителем. Именно в данных направлениях должна разрабатываться программа совершенствования управления трудовыми ресурсами ООО «Здесь Аптека». Касаемо системы материального стимулирования (мотивации), она на данный момент является императивом, так как имеет место повышенная текучесть кадров, особенно в производственном отделе. В целях нормирования показателя удовлетворенности по фактору «справедливая и понятная система материальной мотивации» нами было предложено введение КР1. Для этого, была загружена бесплатная (с тестовым режимом) программа с актуальным для фармацевтической организации функционалом - АСУ КРШгме.

Программа подходит для любых отраслей и может быть внедрена на любом этапе развития организации. Технология позволяет полностью «автоматизировать управление персоналом предприятия вплоть до удаленного управления. С помощью модулей «Показатели» (ключевые показатели эффективности), «Задачи» (поручения), «Оценки» (оценка стандартов выполнения) и «Оплата» (расчет премии или зарплаты), предусмотренных в программе КРШггое, руководитель может контролировать эффективность работы персонала, премировать сотрудников и оплачивать их работу по реальному результату. Для работы с системой не требуется устанавливать никакого специального программного обеспечения. Все операции проходят в режиме онлайн и управляются через Интернет при помощи обычного браузера или мобильного приложения для телефонов и планшетов» [13].

Помимо названного функционала, программа имеет настраиваемую синхронизацию и совместимость со всеми популярными браузерами, а при установке на персональный компьютер или коммуникатор удобна для использования как на iOS, так и на Android.

Неоспоримо, что внедрение системы KPI неразрывно связано со стратегическим планированием фармацевтического бизнеса. Так, само использование системы KPI предусматривает оценку выполнения поставленных стратегических целей. Преимущество данной системы заключается во внедрении определенных стандартов в деятельность всех подразделений и сотрудников предприятия и обеспечении высокого уровня мотивации как отдельного специалиста, так и всего отдела, включая его руководителе. Единственным недостатком KPI при неэффективном их подборе и расчете авторам видится нацеленность на выполнение фактических требований показателя и достижение фиктивных результатов вместо практического ведения полезной деятельности. Избежать этого можно грамотной разработкой самих показателей, использованием общепринятых принципов создания KPI и тщательными консультациями непосредственно с сотрудниками и их руководителями [15].

В начале декабря 2019 года авторами была проведена беседа с руководителем отдела кадров ООО «Здесь Аптека» о результатах интеграции АСУ в практику фармацевтической организации. Мы выяснили, что, заинтересовавшись инновацией, уже в конце октября руководством была разработана система критериев, при выполнении которых предусматриваются денежные премии. Например, каждый супервайзер имеет свою команду операторов, таким образом, координация и качество работы команды, ее мотивации к труду является основной задачей для данной должности. Ранее в компании не обращалось должного внимания на вопросы премирования. Сейчас помимо регулярных квартальных премий сотрудники стали

получать надбавку в День фармацевта (15 октября). Безусловно, в организации существует социальный пакет. Для супервайзеров были разработаны следующие критерии оценки: 1) Выполнение сверх плана в месяц на 5-7% - премия 3% от оклада; 2) Выполнение сверх плана в месяц на 8-10% - премия 5% от оклада; 3) Выполнение сверх плана в месяц на 11-15% - премия 10% от оклада. Экономическая эффективность такой системы легко доказуема. Так, величина оклада су-первайзера составляет 45000 рублей, величина плана в месяц - 5375 звонков, каждый звонок впоследствии приносит 1500 рублей прибыли. Производим расчет дополнительно созданного товарооборота, и величины фонда стимулирования (см. табл. 8).

И, далее, предполагая максимальное выполнение условий премирования всеми работниками (5 сотрудников), рассчитаем эффект мероприятия (см. табл. 9).

Как видно, мероприятие позволило привлечь дополнительный объем выручки в размере 14,77%

(6045 тыс. руб.) в год, а при затратах на стимулирование в размере 351540 рублей в год1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграция KPI в практику фармацевтической организации имеет не только социальный эффект (осуществляется повышение уровня материальной мотивации персонала), но и экономический. Кроме того, сами сотрудники начинают четко понимать цели компании и пути их достижения. Каждый из них знает свои задачи на определенный период рабочего времени, может отслеживать процент достижения целей и оперативно корректировать свой курс. Оплата труда непосредственным образом связана с результатом работы, что дает оптимизировать фонд оплаты труда в целом, и фонд премирования, в частности. Уровень управления позволяет руководству фармацевтической организации управлять ей дистанционно; кроме того, появляется возможность большей концентрации на стратегической работе по развитию компании.

Таблица 8.

Расчет дополнительного товарооборота

Основание Превышение плана, звонков Выручка, руб. Размер денежного поощрения, % Размер денежного поощрения, руб.

Выполнение сверх плана в месяц на 5-7% 376 564000 3 1350

Выполнение сверх плана в месяц на 8-10% 538 807000 5 2250

Выполнение сверх плана в месяц на 11-15% 806 1209000 10 4500

Таблица 9.

Расчет экономической эффективности интеграции системы KPI

Наименование показателя Отчетный год Прогнозируемый год Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение, %

Выручка 40931 46976 6045 114,77

Список литературы

1. Давыдов, В.М. Электронная коммерция: учеб. пособие / В. М. Давыдов, А. В. Рудецкая. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. - 149 с.

2. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Учебное пособие / А.П. Егоршин. М.: ИНФРА-М, 2018. - 352 с.

3. Жданкин Н.А., Суанов В.М. Интегрированный показатель мотивации персонала как ключевой индикатор реализации инновационной стратегии // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. - Том 9. - № 1А. - С. 308-319.

4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.

5. Корнийко Ю.В. Формирование инструментов и методов креативного менеджмента на промышленных предприятиях: научный доклад об основных результатах дисс. ... к.э.н.: ГАОУ ВО г. Москва «Московский городской педагогический университет». М. 2019. - 31 с.

6. Локтионова М. Построение эффективной системы оплаты труда в сегодняшних условиях. Как обеспечить рентабельность системы оплаты труда, которая мотивирует сотрудника на достижение ожидаемого результата: [Презентация к докладу] // Материалы круглого стола Агентства медицинского маркетинга, М., 2015. - 30 с.

1 Объем стимулирующей части заработной платы работников равно 4500 х 5 х 12 = 270000 рублей в год, дополнительный объем вносов: 270000 х 30,2^100 = 81540 рублей. Итого: 270000 + 8154 = 351540 рублей.

7. Мазуренко И.А. Механизм управления персоналом в условиях организационных изменений: автореф. дис. канд. эк. наук: 08.00.05 /Мазуренко Игорь Александрович. Воронеж, 2009. - 18 с.

8. Маскаев, М.И. Система и механизмы управления трудовым потенциалом современной организации: дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Маскаев Мансур Ибрагимович. Пенза, 2014. - 184 с.

9. Мотивация на достижение целей: презентация Заместителя Генерального директора по интеграции систем менеджмента ПАО «Группа компаний «Интермедсервис» Ж.М. Микаева. - М., 2018. - 28 с.

10. Новикова К.В. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учеб. - метод. пособие / К. В. Новикова, А. С. Старатович, Э. А. Медведева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2013. - 78 с.

11. Официальный сайт разработчика KPI-Drive. - ULR: https://kpi-drive.ru/ (дата доступа 18.12.2019)

12. Сафина Д.М. Управление ключевыми показателями эффективности: учебное пособие / Д.М. Сафина. - Казань: Казан. ун-т, 2018. - 123 с.

13. KPI: ключевые показатели эффективности // Портал «Мое право». - ULR: https://pravo.moe/kpi-klyuchevye-pokazateli-effektivnosti/ (дата доступа 18.12.2019)

14. KPI-Drive: система управления персоналом и оплатой труда // Онлайн-газета «Аптеку». 2015. №4 (975). - ULR: https://www.apteka.ua/article/321719 (дата доступа 20.12.2019)

References

1. Davydov, V.M. E-commerce: study manual/V. M. Davy-dov, A. V. Rudetskaya. - Khabarovsk: Tihookean. State. un-ta, 2020. - 149 p.

2. Yegorshin A.P. Basics of Human Resources Management. Tutorial/A.P. Yegorshin. M.: INFRA-M, 2018. - 352 c.

3. Zhdankin N.A., Suanov V.M. Integrated indicator of personnel motivation as a key indicator of innovation strategy implementation//Economics: yesterday, today, tomorrow. 2019. - Volume 9. - № 1А. - S. 308-319.

4. Kibanov A.J. Personnel management of the organization: current techno-logic of recruitment, adaptation and certification: Training manual/A.J. Kibanov, I.B. Durakova. - M.: KnorRus, 2013. - 368 c.

5. Kornyko Yu.V. Formation of tools and methods of creative management at industrial enterprises: scientific report on basic results of... Moscow City Pedagogical University. M. 2019. - 31 p.

6. Loktionova M. Building an effective system of remuneration in these conditions. How to ensure the profitability of the remuneration system, which motivates the employee to achieve the expected result: [Presentation to the report]// Materials of the round table of the Medical Marketing Agency, M., 2015. - 30 p.

7. MazurenkoI.A. Mechanism of personnel management in conditions of organizational changes: autoref. yew. edging. эк. Sciences: 08.00.05/Mazuenko Igor Alexandrovitch. Voronezh, 2009. - 18 p.

8. Maskayev, M.I. System and mechanisms of labor potential management of modern organization: dis. edging. эк. Sciences: 08.00.05/Maskaev Mans-ur Ibrahim. Penza, 2014. - 184 p.

9. Motivation to achieve the goals: presentation of the Deputy Director General for Integration of Management Systems of PJSC "Group of Companies" Intermedservice "Zh.M. Mikayeva. - M., 2018. - 28 p.

10. Novikova K.V. Internet marketing and e-commerce: study. Manual/K. V. Novikova, A. S. Molotovich, E. A. Medvedev; Perm. state. national. исслед. Un-t. - Perm, 2013. - 78 p.

11. Official website of the developer KPI-Drive. - ULR: https://kpi-drive.ru/ (access date 18.12.2019)

12. SafinaD.M. Management of key performance indicators: manual / D.M. Safina. - Kazan: Cauldron. Un-t, 2018. - 123 p.

13. KPI: key performance indicators//My Right Portal. - ULR: https://pravo.moe/kpi-klyuchevye-pokazateli-effek-tivnosti/(access date 18.12.2019)

14. KPI-Drive: Personnel and Pay Management System//Online newspaper "Pharmacy."2015. No. 4 (975). - ULR: https:// www.apteka.ua/article/321719 (date of access 20.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.